Что такое траектория в физике кратко

Обновлено: 05.07.2024

Траектория — это воображаемая линия, вдоль которой движется тело. Это было простое школьное определение. Более конкретно — траектория — это множество точек, в которых находилось, находится и будет находится материальная точка при своём перемещении в пространстве относительно заданной системы отсчёта.

вы ответили на мой вопрос

Dum spiro, spero. Любопытство - не порок, а очень даже полезная вещь. Интересуюсь многим. · 24 июн 2019

С точки зрения физики траектория - это линия в пространстве, по которой двигалось или будет двигаться то или иное физическое тело относительно выбранной системы отсчета. Она состоит из множества точек, в которых тело находилось в разный момент движения: из тех, которые уже пройдены, которые проходятся именно сейчас и которые предположительно будут пройдены через какое-то время.

Темы кодификатора ЕГЭ: механическое движение и его виды, относительность механического движения, скорость, ускорение.

Понятие движения является чрезвычайно общим и охватывает самый широкий круг явлений. В физике изучают различные виды движения. Простейшим из них является механическое движение. Оно изучается в механике.
Механическое движение — это изменение положение тела (или его частей) в пространстве относительно других тел с течением времени.

Если тело A меняет своё положение относительно тела B, то и тело B меняет своё положение относительно тела A. Иначе говоря, если тело A движется относительно тела B, то и тело B движется относительно тела A. Механическое движение является относительным — для описания движения необходимо указать, относительно какого тела оно рассматривается.

Так, например, можно говорить о движении поезда относительно земли, пассажира относительно поезда, мухи относительно пассажира и т. д. Понятия абсолютного движения и абсолютного покоя не имеют смысла: пассажир, покоящийся относительно поезда, будет двигаться с ним относительно столба на дороге, совершать вместе с Землёй суточное вращение и двигаться вокруг Солнца.
Тело, относительно которого рассматривается движение, называется телом отсчёта.

Основной задачей механики является определение положения движущегося тела в любой момент времени. Для решения этой задачи удобно представить движение тела как изменение координат его точек с течением времени. Чтобы измерить координаты, нужна система координат. Чтобы измерять время, нужны часы. Всё это вместе образует систему отсчёта.


Рисунок 1.

Вектор называется радиус-вектором точки . Координаты точки являются в то же время координатами её радиус-вектора .
Решение основной задачи механики для точки состоит в нахождении её координат как функций времени: .
В ряде случаев можно отвлечься от формы и размеров изучаемого объекта и рассматривать его просто как движущуюся точку.

Материальная точка — это тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи.
Так, поезд можно считать материальной точкой при его движении из Москвы в Саратов, но не при посадке в него пассажиров. Землю можно считать материальной точкой при описании её движения вокруг Солнца, но не её суточного вращения вокруг собственной оси.

К характеристикам механического движения относятся траектория, путь, перемещение, скoрость и ускорение.

Траектория, путь, перемещение.

В дальнейшем, говоря о движущемся (или покоящемся) теле, мы всегда полагаем, что тело можно принять за материальную точку. Случаи, когда идеализацией материальной точки пользоваться нельзя, будут специально оговариваться.

Траектория — это линия, вдоль которой движется тело. На рис. 1 траекторией точки является синяя дуга, которую описывает в пространстве конец радиус-вектора .
Путь — это длина участка траектории, пройденного телом за данный промежуток времени.
Перемещение — это вектор, соединяющий начальное и конечное положение тела.
Предположим, что тело начало движение в точке и закончило движение в точке (рис. 2). Тогда путь, пройденный телом, это длина траектории . Перемещение тела — это вектор .


Рисунок 2.

Скорость и ускорение.

Рассмотрим движение тела в прямоугольной системе координат с базисом (рис. 3).


Рисунок 3.

Пусть в момент времени тело находилось в точке с радиус-вектором

Спустя малый промежуток времени тело оказалось в точке с
радиус-вектором

Мгновенная скорость в момент времени - это предел отношения перемещения к интервалу времени , когда величина этого интервала стремится к нулю; иными словами, скорость точки - это производная её радиус-вектора:

Из (2) и (1) получаем:

Коэффициенты при базисных векторах в пределе дают производные:

(Производная по времени традиционно обозначается точкой над буквой.) Итак,

Мы видим, что проекции вектора скорости на координатные оси являются производными координат точки:

Когда стремится к нулю, точка приближается к точке и вектор перемещения разворачивается в направлении касательной. Оказывается, что в пределе вектор направлен точно по касательной к траектории в точке . Это и показано на рис. 3.

Понятие ускорения вводится похожит образом. Пусть в момент времени скорость тела равна , а спустя малый интервал скорость стала равна .
Ускорение - это предел отношения изменения скорости к интервалу , когда этот интервал стремится к нулю; иначе говоря, ускорение - это производная скорости:

Ускорение, таким образом, есть "cкорость изменения скорости". Имеем:

Следовательно, проекции ускорения являются производными проекций скорости (и, стало быть, вторыми производными координат):

Закон сложения скоростей.

Пусть имеются две системы отсчёта. Одна из них связана с неподвижным телом отсчёта . Эту систему отсчёта обозначим и будем называть неподвижной.
Вторая система отсчёта, обозначаемая , связана с телом отсчёта , которое движется относительно тела со скоростью . Эту систему отсчёта называем движущейся. Дополнительно предполагаем, что координатные оси системы перемещаются параллельно самим себе (нет вращения системы координат), так что вектор можно считать скоростью движущейся системы относительно неподвижной.

Неподвижная система отсчёта обычно связана с землёй. Если поезд плавно едет по рельсам со скоростью , это система отсчёта, связанная с вагоном поезда, будет движущейся системой отсчёта .

Заметим, что скорость любой точки вагона (кроме вращающихся колёс!) равна . Если муха неподвижно сидит в некоторой точке вагона, то относительно земли муха движется со скоростью . Муха переносится вагоном, и потому скорость движущейся системы относительно неподвижной называется переносной скоростью.

Предположим теперь, что муха поползла по вагону. Скорость мухи относительно вагона (то есть в движущейся системе ) обозначается и называется относительной скоростью. Скорость мухи относительно земли (то есть в неподвижной системе ) обозначается и называется абсолютной скоростью.

Выясним, как связаны друг с другом эти три скорости - абсолютная, относительная и переносная.
На рис. 4 муха обозначена точкой .Далее:
- радиус-вектор точки в неподвижной системе ;
- радиус-вектор точки в движущейся системе ;
- радиус-вектор тела отсчёта в неподвижной системе .


Рисунок 4.

Как видно из рисунка,

Дифференцируя это равенство, получим:

(производная суммы равна сумме производных не только для случая скалярных функций, но и для векторов тоже).
Производная есть скорость точки в системе , то есть абсолютная скорость:

Аналогично, производная есть скорость точки в системе , то есть относительная скорость:


А что такое ? Это скорость точки в неподвижной системе, то есть - переносная скорость движущейся системы относительно неподвижной:

В результате из (3) получаем:

Закон сложения скоростей. Скорость точки относительно неподвижной системы отсчёта равна векторной сумме скорости движущейся системы и скорости точки относительно движущейся системы. Иными словами, абсолютная скорость есть сумма переносной и относительной скоростей.

Таким образом, если муха ползёт по движущемуся вагону, то скорость мухи относительно земли равна векторной сумме скорости вагона и скорости мухи относительно вагона. Интуитивно очевидный результат!

Виды механического движения.

Простейшими видами механического движения материальной точки являются равномерное и прямолинейное движения.
Движение называется равномерным, если модуль вектора скорости остаётся постоянным (направление скорости при этом может меняться).

Движение называется прямолинейным, если направление вектора скорости остаётся постоянным (а величина скорости при этом может меняться). Траекторией прямолинейного движения служит прямая линия, на которой лежит вектор скорости.
Например, автомобиль, который едет с постоянной скоростью по извилистой дороге, совершает равномерное (но не прямолинейное) движение. Автомобиль, разгоняющийся на прямом участке шоссе, совершает прямолинейное (но не равномерное) движение.

А вот если при движении тела остаются постоянными как модуль скорости, так и его направление, то движение называется равномерным прямолинейным.

В терминах вектора скорости можно дать более короткие определения данным типам движения:

    • равномерное движение
    • прямолинейное движение
    • равномерное прямолинейное движение

    Важнейшим частным случаем неравномерного движения является равноускоренное движение, при котором остаются постоянными модуль и направление вектора ускорения:

    Наряду с материальной точкой в механике рассматривается ещё одна идеализация - твёрдое тело.
    Твёрдое тело - это система материальных точек, расстояния между которыми не меняются со временем. Модель твёрдого тела применяется в тех случаях, когда мы не можем пренебречь размерами тела, но можем не принимать во внимание изменение размеров и формы тела в процессе движения.

    Простейшими видами механического движения твёрдого тела являются поступательное и вращательное движения.
    Движение тела называется поступательным, если всякая прямая, соединяющая две какие-либо точки тела, перемещается параллельно своему первоначальному направлению. При поступательном движении траектории всех точек тела идентичны: они получаются друг из друга параллельным сдвигом (рис. 5).


    Рисунок 5.

    Движение тела называется вращательным, если все его точки описывают окружности, лежащие в параллельных плоскостях. При этом центры данных окружностей лежат на одной прямой, которая перпендикулярна всем этим плоскостям и называется осью вращения.

    На рис. 6 изображён шар, вращающийся вокруг вертикальной оси. Так обычно рисуют земной шар в соответствующих задачах динамики.

    Пример зависимости траектории от системы отсчета
    Жук сел в центр больших башенных часов и пополз по минутной стрелке.
    За час, двигаясь с постоянной скоростью, он дополз до конца стрелки.



    В системе отсчета, связанной с минутной стрелкой, траектория жука – отрезок прямой.


    В системе отсчета, связанной с циферблатом, траектория жука – спираль Архимеда.

    Путь – это расстояние, пройденное материальной точкой вдоль траектории движения.
    Единица пути в СИ – 1 метр.

    Путь также зависит от выбора системы отсчета, как и траектория.
    Допустим, что минутная стрелка, по которой ползал жук в нашем примере, имеет длину L=7,5 м. Тогда в системе отсчета, связанной со стрелкой, путь жука s1=L=7,5 м.
    Для спирали Архимеда длина описанной дуги также известна и равна s1≈2,83L≈21,2 м. Т.е. в системе отсчета, связанной с циферблатом, путь жука почти в 3 раза больше.

    п.2. Перемещение

    Перемещение – это направленный отрезок, соединяющий начальное и конечное положение движущейся материальной точки.
    Модуль перемещения равен длине направленного отрезка и измеряется в метрах.

    Пример перемещения в разных системах отсчета



    В системе отсчета, связанной с минутной стрелкой, модуль перемещения жука равен его пути $$ |\overrightarrow|=s=L $$


    В системе отсчета, связанной с циферблатом, модуль перемещения жука меньше его пути \begin |\overrightarrow|\lt s\\ |\overrightarrow|=L,\ \ s\approx 2,83L \end

    п.3. Понятие вектора и суммы векторов

    Примеры векторов на плоскости и их обозначений:




    Вектор \(\overrightarrow\) является обратным для вектора \(\overrightarrow\), т.е. \(\overrightarrow=-\overrightarrow\).
    При этом оба вектора равны по модулю: \(|\overrightarrow|=|\overrightarrow|\).
    Сумма двух взаимно обратных векторов равна нулю: \(\overrightarrow+\overrightarrow=\overrightarrow-\overrightarrow=0\).
    С точки зрения физики это можно пояснить так: точка переместилась из A в B, а затем вернулась обратно в A. В итоге перемещение равно 0.

    Сумма двух векторов – также вектор. Чтобы найти сумму двух векторов, необходимо от конца первого вектора отложить второй вектор; тогда суммой будет вектор в направлении от начала первого вектора до конца второго: $$ \overrightarrow+\overrightarrow= \overrightarrow $$ Это правило сложения векторов называют правилом треугольника .

    Сумма двух векторов

    С точки зрения физики правило треугольника можно пояснить так: точка переместилась из A в B, а затем из B в C. В итоге произошло перемещение из A в C, т.е. \(\overrightarrow\).

    В курсе механики, который мы изучаем, нам встретится много векторных величин:
    \(\overrightarrow\) - перемещение, \(\overrightarrow\) - скорость, \(\overrightarrow\) - ускорение, \(\overrightarrow\) - сила.
    Постепенно, мы научимся с ними работать.

    п.4. Задачи

    Задача 1. Пассажир движущегося по прямой круизного лайнера прогуливается по палубе, от правого борта к левому и обратно. Постройте траектории движения пассажира:
    а) относительно лайнера;
    б) относительно Земли.

    а) относительно лайнера;

    Задача 1

    Траектория – отрезок между бортами, по которому пассажир движется туда и обратно.

    б) относительно Земли.

    Задача 1

    Траектория – кривая (синусоида), которая получается как сумма движений пассажира от одного борта к другому и движения лайнера вперед.

    Задача 2. Платформа длиной l движется по дороге, а человек движется по платформе.

    Задача 2

    Каков путь человека: а) относительно платформы; б) относительно дороги? в) Каков путь переднего колеса платформы относительно дороги?

    а) Путь человека относительно платформы равен длине платформы l.
    б) Путь человека относительно дороги равен s.
    в) Путь переднего колеса платформы относительно дороги (s-l).

    Задача 3. Мяч, брошенный вертикально вверх, поднялся на высоту 7 м и упал обратно.
    Чему равен: а) его путь; б) перемещение?

    Ответ: s=14 м; \(|\overrightarrow|=0\)

    Задача 4. Вертолет пролетел 400 км на север, 200 км на восток и 400 км на юг.
    Начертите схему движения и определите путь и перемещение вертолета.

    Задача 4

    Путь равен сумме длин всех векторов: s=400+300+400=1100 (км)
    Начало движения – точка A, конец – точка D. Перемещение равно: \(\overrightarrow=\overrightarrow\).
    Модуль перемещения равен длине отрезка AD.
    По условию AB=CD и AB || CD. Значит, ABCD - прямоугольник, и AD=BC=300 (км).
    \(\overrightarrow=AD=300\ \)(км)

    Ответ: s=1100 км; \(|\overrightarrow|=300\ \)км, на восток

    Строим прямоугольную систему координат, дуб – в начале отсчета.
    Откладываем векторы перемещений и отмечаем координаты на осях:

    Задача 5

    Получаем, что клад находится в точке F, расположенной в 30 шагах на восток от дуба.
    Путь из точки A в точку F равен сумме длин всех отложенных векторов:

    s = 30+20+50+50+20=170 (шагов)
    s = 170 · 0,7 = 119 (м)

    Перемещение из точки A в точку F равно вектору \(\overrightarrow,\ \overrightarrow=\overrightarrow\).
    Модуль перемещения равен длине отрезка AF: \begin |\overrightarrow|=AB=30\ \text\\ |\overrightarrow|=30\cdot 0,7=21\ \text \end
    Ответ: s=119 м; \(|\overrightarrow|=21\ \)м, на восток

    Траектория движения тела – это линия, которая была описана материальной точкой при перемещении из одной точки в другую с течением времени.

    Виды движений тела

    Существуют несколько видов движений и траекторий твердого тела:

    • поступательное;
    • вращательное, то есть движение по окружности;
    • плоское, то есть перемещение по плоскости;
    • сферическое, характеризующее движение по поверхности сферы;
    • свободное, иначе говоря, произвольное.

    Виды движений тела

    Рисунок 1 . Определение точки при помощи координат x = x ( t ) , y = y ( t ) , z = z ( t ) и радиус-вектора r → ( t ) , r 0 → является радиус-вектором точки в начальный момент времени

    Положение материальной точки в пространстве в любой момент времени может быть задано при помощи закона движения, определенный координатным способом, через зависимость координат от времени x = x ( t ) , y = y ( t ) , z = z ( t ) или от времени радиус-вектора r → = r → ( t ) , проведенного из начала координат к заданной точке. Это показано на рисунке 1 .

    Перемещение тела

    Перемещение тела s → = ∆ r 12 → = r 2 → - r 1 → – направленный отрезок прямой, соединяющий начальную с конечной точкой траектории тела. Значение пройденного пути l равняется длине траектории, пройденной телом за определенный промежуток времени t .

    Перемещение тела

    Рисунок 2 . Пройденный путь l и вектор перемещения s → при криволинейном движении тела, a и b – начальная и конечная точки пути, принятые в физике

    По рисунку 2 видно, что при движении тела по криволинейной траектории модуль вектора перемещения всегда меньше пройденного пути.

    Перемещение принято считать векторной величиной. Этот отрезок имеет направление.

    Путь – скалярная величина. Считается числом.

    Сумма двух последовательных перемещений из точки 1 в точку 2 и из токи 2 в точку 3 является перемещением из точки 1 в точку 3 , как показано на рисунке 3 .

    Перемещение тела

    Рисунок 3 . Сумма двух последовательных перемещений ∆ r → 13 = ∆ r → 12 + ∆ r → 23 = r → 2 - r → 1 + r → 3 - r → 2 = r → 3 - r → 1

    Когда радиус-вектор материальной точки в определенный момент времени t является r → ( t ) , в момент t + ∆ t есть r → ( t + ∆ t ) , тогда ее перемещение ∆ r → за время ∆ t равняется ∆ r → = r → ( t + ∆ t ) - r → ( t ) .

    Перемещение ∆ r → считается функцией времени t : ∆ r → = ∆ r → ( t ) .

    По условию дан движущийся самолет, представленный на рисунке 4 . Определить вид траектории точки М .

    Решение

    Перемещение тела

    Перемещение тела

    Дана материальная точка, которая совершает движение из А в В . Значение радиуса окружности R = 1 м . Произвести нахождение S , ∆ r → .

    Перемещение тела

    Решение

    Во время движения из А в В точка проходит путь, который равен половине окружности, записываемой формулой:

    Подставляем числовые значения и получаем:

    S = 3 , 14 · 1 м = 3 , 14 м .

    Перемещением ∆ r → в физике считается вектор, соединяющий начальное положение материальной точки с конечным, то есть А с В .

    Читайте также: