Что такое тон кратко

Обновлено: 05.07.2024

Когда мы начинаем учиться рисовать карандашом или писать красками, нам кажется, что важным для художника качеством является чувство цвета, объема, воображение наконец! Такому понятию как тон часто не уделяют должного внимания, особенно начинающие и те, кто учится рисовать без преподавателя. Они пытаются красиво срисовать или нарисовать, из-за чего рисунки похожи на плохие фотографии.

Тональное решение картины не менее важно, чем цветовое, а в черно-белом изображении является основным. Что такое тон в изобразительном искусстве?

Общая информация

Что такое тон в искусстве, кратко говоря? Тон - это понятие о светлоте предмета и цвета (краски). Иногда используют термин "светосила", который равносилен понятию "тон". В картине художника обычно несколько предметов, и все они решены в тоне. Если художник сумел верно передать тональные отношения предметов, то работа приобретет живость и даст зрителю впечатление правдивости, будет приятна глазу.

Тон в искусстве - это сила света, действующая на предметы. Каждый предмет в картине более или менее освещен. Каждый предмет в картине имеет и свой цвет. Цвет мы обычно легко можем назвать и запомнить. Запомнить тон гораздо сложней. Он зависит от изменчивого света, формы предмета и не может быть определен так же точно, как и цвет.

тон в искусстве это

В этом заключается сложность такого термина как тон. Мы привыкли думать, что предмет белого цвета светлей, чем предмет синего или черного цвета. Тогда как на самом деле белая тряпка в тени будет темней, чем черная на свету?

Для художника видеть и чувствовать тон является очень сложной задачей. Часто мастер, хорошо чувствующий цвет, хуже видит тон, и, наоборот, мастер, чувствующий тон, не является талантливым колористом.

В контурном рисунке тон задается толщиной карандашной линией или ее фактурой.

Верный тон на верное место

Чтобы понять, какого тона предмет, надо сравнить его с соседними, посмотреть на него, прищуривая глаза. Тон хорошо видно на черно-белых фотографиях.

тон определение в искусстве

Чтобы стать грамотным художником, необходимо знать и соблюдать законы тона и тональных отношений и, конечно, понимать термин тон, определение в искусстве. Умение показать тональные отношения называют "брать отношения", т.е. правильно показывать силу освещения изображаемых предметов.

Свет показывает и строит форму: наиболее выпуклые области предмета более освещены, другие менее. Так свет помогает художнику вылепить форму, понять ее. Из термина "брать отношения" вытекает правило "касаний" - как предметы взаимодействуют между собой. Художник должен наблюдать, как изображаемый предмет соприкасается с соседствующими вещами: где-то он окажется темнее фона, где-то выделится на темном фоне, где-то тональные отношения станут настолько близкими, что два предмета как бы начнут растворяться друг в друге. Из этих правил рождается живопись.

Верный тон на верное место - так обозначал секрет своего успеха на живописном поприще известный художник Илья Репин.

Из чего состоит тон?

Тон в искусстве - это цепочка составляющих. Светлая поверхность предмета содержит в себе свет, полутень и блик, а неосвещенная - тень и рефлекс. Каждая из составляющих должна иметь свой тон. Блик не может быть темнее света, а тень - светлей полутени. Если этих правил "отношений" не соблюдать, изображаемый предмет получится мятым и непонятным по структуре. Художник должен научиться видеть предмет цельно, но в то же время понимать его конструкцию, структуру и осознавать, как на предмет влияют другие вещи, его окружающие. Хороший художник не будет писать предмет одним цветом. Ему будет необходимо показать влияющие на предмет соседние вещи. И все это не выходя за рамки тоновых соотношений.

что такое тон в изобразительном искусстве

Правила тона

Предметы, находящиеся на переднем плане, изображаются более контрастными по тону. Объекты, расположенные в глубине картины, имеют более сближенные тона. Так художник может передать перспективу, глубину картины, объем.

Чтобы совершать поменьше ошибок в изображении тона, важно правильно расположить свою работу - холст или лист бумаги. Нежелательно слишком сильно освещать картину - в итоге все предметы окажутся слишком затемненными. Если же работать в условиях недостаточного освещения, то работа окажется слишком светлой и с резкими касаниями. Важно наблюдать за своей работой "со стороны". Для этого надо периодически прекращать рисовать и отходить в сторону, давать глазам отдохнуть, а также дать себе возможность посмотреть на работу издалека.

Тон в преподавании

Большинство художников-преподавателей очень много внимания уделяют вопросам тона. Правильное понимание термина "тон" лежит в основе художественной грамотности. Тон в искусстве - это не штрихование, не затушевывание предмета, не слепое копирование темных и светлых мест. Использование тона позволяет художнику рассказать зрителю, какой свет воздействует на предмет, сделать вещь живой для восприятия, показать и проанализировать ее форму, строение. Слепое зачернение темных пятен и высветление светлых делает работу хаотичной и выдает непрофессионализм художника.

что такое тон в искусстве кратко

Тон помогает художнику показать конструкцию предмета, его цвет (даже в черно-белом изображении) и фактуру поверхности.

Как работать тоном?

Чтобы правильно работать тоном, надо проанализировать исходные данные натуры. Как используют тон в искусстве (примеры):

  • показывают, где находится источник света по отношению к зрителю;
  • какова сила и характер освещения - сильный свет или рассеянный и т.д.;
  • воздушная перспектива - насколько объекты удалены друг от друга;
  • как распределяется свет и тени на плоских и/или округлых предметах, под каким углом находятся разные плоскости к источнику света;
  • где находится центр освещения - один из предметов может быть освещен более активно, другие - менее и подчиняться первому;
  • как детали подчиняются центру освещения.

тон в искусстве примеры

Отношения между тоном и краской, ее темнотой или светлотой - цвет всегда подчиняется законам тона, темный цвет не надо затемнять, а надо определить его тон и отношения с соседними предметами. Тон в искусстве - это невероятно важно. По мнению художника Д.Н. Кардовского, живопись - цвет, взятый в тоне.


1. Муз., физ. Характеристика звука (высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний: музыкальный звук в противоположность шуму. Аккорд из четырех тонов. Низкий тон. Высокие тона.Она услышала вдруг тихие, переливчатые тоны свирели. Короленко, Слепой музыкант.

2. (мн. то́ны). Мед. Звук работающего сердца, его клапанов; звук, получаемый при выстукивании полых органов человеческого тела. Тоны сердца. Кишечный тон. Притупление тона в левой доле легких.

3. Муз. Интервал темперированной гаммы, состоящий из двух полутонов и принимаемый за единицу при определении разности звуков по их высоте. Переложить арию на два тона ниже.

4. То же, что тональность (муз. устар.). Мажорный тон. Минорный тон. || перен. (обычно с прил.: „мажорный“, „минорный“). Эмоциональная настроенность, настроение. Мажорный тон стихов.Это счастливое, возбужденное настроение часто переходило у Гаврилы Степаныча в минорный тон. Мамин-Сибиряк, Сестры. Адажио было в тоне того чувства воспоминания, которое было вызвано разговором за чаем, и я сыграла, кажется, порядочно. Л. Толстой, Семейное счастие.

5. Характер, оттенок звучания инструмента или голоса. У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. Тургенев, Накануне.

6. Высота или сила звучания голоса говорящего человека. — Басанова арестовали, — прибавил он, несколько понизив тон. Тургенев, Новь. — Не слушает, — подумал он и немного повысил тон. М. Горький, Жизнь ненужного человека.

8. с определением. Характер, стиль поведения, жизни. Правила хорошего тона.В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон. Пушкин, Евгений Онегин. Барские палаты были заняты купечеством, и барский тон сменился купеческим. Гиляровский, Москва и москвичи. || чего или какой. Характер или общий вид чего-л. Весь тон воспитательной обстановки [у помещиков Затрапезных] был необыкновенно суровый. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Комната была обставлена умело и со вкусом ---. Дорогая мебель красного дерева, обилие редких растений, несколько приличных масляных картин придавали ей солидный тон. Куприн, Негласная ревизия.

9. Цвет, окраска, а также оттенок какого-л. цвета, отличающийся той или иной степенью яркости, насыщенности. Светлые 380 тона.Этот мрамор имеет тон бледного тела женщины. Репин, Воспоминания о В. В. Стасове. Яркая луна взошла над Средиземным морем. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие тона. Билль-Белоцерковский, Старый Чили.

Под тон — в том же духе, стиле; под стать чему-л. Терраса простая, сколоченная из леса, под тон всей остальной простой и деревянной сибирской архитектуре. Гарин-Михайловский, По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову.

Тоном ниже ( говорить, сказать и т. п.) — менее взволнованно, раздраженно или менее вызывающе, заносчиво.

Задавать тон ( устар.) — важничать, зазнаваться, задаваться. — Человек он, по-моему, дрянь: выслужился ---, женившись на чьей-то побочной дочери, и заважничал. Тон задает. Гоголь, Мертвые души.

Задать (дать) тон — 1) указать хору тональность перед пением. [Регент] тонким голосом, бережно, точно сообщая хору какую-то нежную тайну, задал тон. Куприн, Мирное житие; 2) дать нужное направление ходу, течению чего-л. Перед тем как предоставить Петьке слово, Алексей решил дать тон собранию. Замойский, Лапти; 3) показать пример в чем-л., стать образцом для других.

Сбавить (или понизить) тон — начать говорить менее взволнованно, раздраженно или менее вызывающе, заносчиво.

[От греч. τόνος — поднятие, возвышение, повышение голоса]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ТОН, а, мн. ы-а́, о́в, м. [греч. tonos]. 1. Звук, порождаемый периодичным колебанием воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума (физ., муз.). Аккордом называется одновременное сочетание трех, четырех или пяти различных тонов, расположенных известным

Римский-Корсаков. Высокие тоны. Низкий т. 2. Звук, шум работающего сердца; характер этого звука, шума (мед.). Глухие тона. Чистые тона. Первый, второй т. 3. Интервал темперированной гаммы, состоящий из двух полутонов и принимаемый за единицу при определении разности звуков по их высоте (муз.). Большая терция состоит из двух тонов. Между верхней и нижней нотой октавы — шесть тонов. Взять тоном выше, ниже. Переложить партию несколькими тонами ниже (напр. переделать теноровую партию для баритона). 4. То же, что тональность (муз. устар.). Мажорный, минорный т. Попасть в т. (вступить голосом или инструментом так, чтобы звук соответствовал тональности). 5. только ед. Характер, оттенок звучания инструмента или голоса (муз.). Мягкий т. Нежный т. скрипки. Сочный т. виолончели. || Характер звучания, придаваемый инструменту (обычно струнному) исполнителем (муз.). У этого скрипача прекрасный т. Ему надо смягчить т. 6. перен. Тот или иной оттенок, характер краски, цвета — с точки зрения степени яркости, колорита (живоп.). Нежные тона акварели. Картина выдержана в светлых тонах. 7. перен. только ед. Тот или иной оттенок речи. Говорите, пожалуйста, спокойным тоном. Повысить т. Сбавить т. Высокомерный т. Говорить в т. кому-н. Перемените ваш т.! Если вы будете говорить со мной таким тоном, то я уйду. 8. перен., только ед. Тот или иной оттенок поведения, общения с людьми (устар.). Хороший т. (благовоспитанность, светскость). Дурной т. Деликатность и боязнь нарушить хороший тон заставляет меня повиноваться дамам. Чехов. Довольно скучен высший тон. Пушкин. ◊

Попасть в тон комуперен. сказать или сделать что-н. так, чтобы это было угодным, подходящим, приятным для кого-чего-н.

1. вьетнамская фамилия

1. звук определённой высоты

2. мед. звук, производимый работающим сердцем или получаемый при выстукивании внутренних органов ◆ Врач выслушал тоны сердца.

3. муз. интервал высот, равный двум малым секундам ◆ В восходящей мажорной гамме первый интервал равен тону, последний — полутону.

4. перен. эмоциональная окраска речи ◆ Ласковый тон. ◆ Брезгливый тон. ◆ Надменный тон. ◆ Хамский тон.

5. перен. характер поведения ◆ Хороший тон. ◆ Дурной тон.

6. цвет, цветовой оттенок ◆ Мягкие тона. ◆ Печальные тона. ◆ Картина в пастельных тонах.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: инстанция — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Тон определяет, насколько предмет тёмный или светлый. У каждого объекта есть собственный (локальный) тон, он меняется под влиянием освещения. Тон для восприятия работы гораздо важнее цвета.

На эти головы наложили один и тот же цвет. Разницу в восприятии обеспечил тон (соотношение светлый/тёмный), а не цвета

Собственный тон предмета мы можем наблюдать только при нейтральном рассеянном свете. В остальных случаях предмет кажется нам светлее или темнее, чем он есть на самом деле. Этот факт хорошо известен не только художникам, но и фотографам.

Поэтому важно помнить, что тон объекта неразрывно связан с окружающей средой. Чёрная кошка, расположившаяся под лучами яркого солнца, может выглядеть светлее, чем лист бумаги, оставленный в полной темноте.

  • серые и чёрные тона на белом;
  • чёрный, белый и тёмно-серый на светло-сером;
  • чёрный, белый и светло-серый на тёмно-сером;
  • серые и белые тона на чёрном.

Чем проще (тоновая) композиция, тем лучше выйдет картина.

Этой практики придерживаются многие известные художники. Композиции Майка Миньолы строятся на использовании двух противоположных тоновых значений — чёрного и белого.

Здесь группировка по тону основана на разграничении света и тени: теневая часть залита сплошным чёрным цветом, а свет остается белым Майк Миньола

Не нравятся заливки? Можно разбивать тон на простые группы, которые при отдалении от работы будут читаться как единые пятна. Картина Густава Доре разбита на несколько планов, которые читаются благодаря группировке основных масс по тону.

Как уже понятно, тон напрямую связан с освещением, поэтому продумывать количество света в работе очень важно. Это ещё одно направление, которое одинаково важно для фотографов, киношников и художников (особенно иллюстраторов).

Обратимся к лекции Катерины Горелко. Чаще всего в кино, живописи и геймдеве используют полный спектр тонов. За основу берут летний день, в кадре сохраняют как светлые, так и тёмные акценты.

Упомянутое на слайде правило 70/30 говорит о выразительном соотношении. Его можно применить не только к оттенкам серого, но и к форме, линии или цветам. В этой работе Lori Putnam больше 70% выполнены в светлом тоновом диапазоне, и до 30% — в тёмном.

Вернёмся к ключам. Высокий тоновой ключ используют, чтобы передать светлые эмоции, сны или воспоминания или подчеркнуть характер персонажа — нежный и непорочный. Для этого ключа почти не нужны тёмно-серые и чёрные значения.

Низкий тоновой ключ используют, чтобы показать страх, мистику или заговор (например, персонаж замышляет что-то недоброе у себя в кабинете). Его часто можно встретить в ужастиках. Светлые тона здесь встречаются по-минимуму и чаще всего выполняют роль акцентов.

Есть два основных варианта.

  • Начать рисовать с двух цветов — чёрного и белого.
  • Периодически переводить картинку в оттенки серого в процессе работы, чтобы проверить, все ли в порядке с тоном. Этот приём очень рекомендуют известные художники и преподаватели Сэм Нильсен (Sam Nielson), Сэмюэл Михлэп (Samual Michlap), Марко Буччи (Marco Bucci) и многие, многие другие (включая преподавателей Smirnov School).

Начните с двух тонов, как Майк Миньола. Разбейте работу на свет и тень, далее постепенно добавляйте средние тона.

Пример такого пайплайна от Сэмюэля Михлэпа. Он начал с зарисовки снизу слева, потом постепенно добавлял в работу тоновые соотношения и лишь потом перешёл к цвету

Концепт-художник Игорь Артеменко ака Haryarti (The Banner Saga, Riot Games) работает по похожему пайплайну.

Наш стрим с Игорем" data-image-src="https://leonardo.osnova.io/7cc17ae2-8d34-a21a-b6d0-cb2acdfe4578/">

Внутри заданных тоновых пятен не должно быть сильных контрастов в деталях: отдельные незначительные элементы не должны вырываться на передний план, иначе вы потеряете целостность композиции. Убедившись, что тоновая композиция читается, переходите к покраске.

Возникли проблемы на этапе покраски? Отслеживать тоновые соотношения в цвете бывает не просто. Поэтому во время работы лучше переключаться в ч/б, чтобы проверить себя.

Рисуете в Procreate? В iOS есть настройка, которая позволяет переводить планшет или телефон в ч/б, трижды нажав на кнопку Home.

Помните, что такой способ перехода в ч/б режим меняет только отображение цветности на вашем экране, но для самой системы все остается цветным. Поэтому если вы возьмете пипеткой какой-то оттенок серого и начнете рисовать, а потом отключите ч/б режим, окажется, что вы рисовали именно цветом.

Иногда недостаточно просто перевести работу в оттенки серого, чтобы заметить проблему — особенно если глаз сильно замылился.

Возьмем для примера работу самого Сэма.

Переводим её в оттенки серого и двигаем уровни. В центре внимания по-прежнему остается носорог. При неудачной комбинации тонов на этом этапе он бы уже слился с фоном и стал нечитаемым — и вы бы нашли ошибку.

Анализируйте работы других художников, кадры из фильмов и мультфильмов. Делайте копии выбранных изображений, используя ограниченную тоновую палитру: 2, 3 или 4 тона. На этом упражнении тренируются и новички, и профи.

Не пользуйтесь мягкими кистями и смешиванием. Чтобы разбить работу на четкие плоские пятна, используйте лассо. У вас должны получиться жёсткие, чёткие и выразительные силуэты. Лассо поможет вам легче контролировать края формы.

Каждую копию старайтесь выполнять быстро, не зацикливаясь на деталях. Сосредоточьтесь на изображении в целом. Если вам сложно сгруппировать работу по тону, попробуйте прищурить глаза и поискать большие тоновые группы, которые выделяются на фоне окружения.

Вдумчивый анализ работ других авторов учит создавать собственные визуально интересные композиции.

Что такое тон, как научиться его понимать и искать ошибки в работах (En).

Наш стрим с Евгенией Кацубо из Larian Games о тоне в иллюстрации (Ru).

Полная лекция по тону от Екатерины Горелко.

О том, как покрасить тоновой подмалевок, мы расскажем позже.

Автор: Сефери специально для Smirnov School, онлайн-школы, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Для читателей DTF у нас есть специальные скидки.

Спасибо.
Хорошая статья, как текст так и структуризация .
Благодарю!

Да. Именно что отлично структурировано, помимо того что все по делу. Удобно воспринимать материал.

Статей про тон никогда не бывает мало)

При работе с тоном, однако, нередко нужно учитывать также последующую работу с цветом, т.к. некоторые цвета, даже находясь в одной тоновой категории, дают хорошую контрастность:

Сам фотограф, почитал с интересом 👍

Вот такого, побольше, пожалуйста.

Отличная тема затрагивающая множество творческих профессий. Сенкс

Супер. Отличный материал, хотя и перлопатил по этому поводу огромное количество курсов и книг. Все по делу. Спасибо большое, делайте пожалуйста еще.

DICE показала обновлённую таблицу результатов Battlefield 2042 — она появится в игре 8 марта Статьи редакции

Спустя три месяца после релиза шутера.

Онлайн-магазин французского издательства в РФ уже недоступен.

К украинским политикам и СМИ можно относиться по разному, но чего у них не отнять - так это того, что ты смотришь на них и видишь живых людей. Со своими достоинствами и недостатками, эмоциями, верой, заблуждениями, ошибками. Где-то может они не правы, ну а где-то правы. Где-то могут передумать, где-то поменять точку зрения. Они живут, они движутся.

Смотришь на российских прокремлёвских политиков и СМИ - там ничего человеческого, это какая-то престарелая накрахмаленная нежить в костюмах дороже, чем моя квартира. Многие из них уже 2-3 десятка лет сидят в телевизоре, а те, кто помоложе, ничем не отличаются от предшественников (разве что более/менее наглый). У них нет никаких ценностей, кроме как и дальше оставаться в телевизоре. Из их рта доносятся либо канцеляриты, либо симулякры откуда-то из 60-ых полные шизофрении и презрения к самой человеческой сути. Они принципиально не позволяют себе ни слова правды, только ежедневную ложь, даже если она разрушится на следующий день или более того уже была разрушена ещё вчера. Постоянно противоречат сами себе. И вся страна застыла вместе с ними в "стабильности".

Тоже хочу себе живого президента, даже если он будет не прав и наделает кучу ошибок. Тоже хочу чувствовать ответственность за свою страну, даже если мне за себя потом будет стыдно. Хочу жить. Впрочем, как и мои сограждане, наверное поэтому они не лезут в политику.

Art gallery

Школа искусств

Omsk life

Поиск по сайту

Самое читаемое.

Мы в контакте

ТОН

Тон (франц. ton , от греч. tonos - ударение, напряжение) - одна из главных характеристик цвета , определяющая его светонасыщенность (оттенок) по отношению к основному цвету спектра. В названиях красок обычно содержится указание на цветовой тон ("изумрудная зелень", "лимонная желтая" и т. д.).

1. В живописи тон - основной оттенок, сообщающий колориту произведения цельность. В зависимости от преобладания тех или иных цветов тон картины может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным и т. д. Тот или иной оттенок, характер краски, цвета - с точки зрения степени яркости, колорита. Нежные тона акварели . Картина выдержана в светлых тонах .

Тон - это физическая характеристика цвета, принадлежащего к простым или основным цветам, определяется его местом в солнечном спектре, степенью его чистоты (т. е. примесью к нему белого света, большей или меньшей силы, или же полным отсутствием всякой примеси) и степенью его светлоты. Большинство красок, употребляемых в живописи, очень различаются цветом от спектральных, и только некоторые краски приблизительно подходят к цветам спектра. Тем не менее можно почти все краски разделить на группы, которых наименования одинаковы с названиями спектральных. Так, напр., крапплак, киноварь и жженая светлая охра - могут быть названы красными, при всем резком различии одной от другой. Ближе одна к другой - киноварь горная и киноварь китайская, но и между ними есть различие, которое и называют тоном: обе эти киновари разного тона. Подобно этому краски темный кобальт (употребляя торговые названия) и средней светлоты ультрамарин принадлежат к группе синих, но характеризуются каждая своим тоном. Рассматривая те и другие чрез призму, можно видеть, что цвет, напр., киновари содержит в себе, кроме соответственного спектрального красного, еще слабые оптические примеси других, близко к красному лежащих в спектре цветов, что и обусловливает тон киновари. Также и тон зеленых и синих красок происходят от состава оптической примеси к их основному цвету еще оранжевых, фиолетовых и других цветов. Очень сложные тона (напр. коричневые) иногда совсем не могут быть отнесены по общему впечатлению к какой-либо части спектра. В картине может господствовать тот или другой тон, а все частные тона должны гармонировать между собой.

Смотря по впечатлению от тона, ему дают, кроме общих красочных названий, и множество других: золотистый, серебристый, спокойный, кричащий, глухой и т. п. Издавна тона разделяются художниками на холодные и теплые. К первым относятся все фиолетовые, синие, голубые и зелено-голубые, ко вторым - красные, оранжевые, желтые и зелено-желтые; есть зеленые и пурпуровые тона, не причисляемые ни к теплым, ни к холодным. Так разделяются и спектральные цвета. Они могут быть изменяемы в отношении силы света, и когда крайности освещения велики, то и каждый спектральный цвет без всякой примеси изменяется несколько в тонов: стоит сравнить очень яркий спектр с очень темным. Вообще тон, как характеристика цвета, обусловливается степенью сложности цвета и его световой силой.

Тональная растяжка

изображениях как правило рассматривается общий тон , светотеневой строй произведения.

3. Тон - звук, порождаемый периодичным колебанием воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума (физ., муз.). Аккордом называется одновременное сочетание трех, четырех или пяти различных тонов, расположенных известным образом. Римский-Корсаков. Высокие тоны. Низкий тон.

4. Тон - звук, шум работающего сердца; характер этого звука, шума (мед.). Глухие тона. Чистые тона. Первый, второй тон.

5. Интервал темперированной гаммы, состоящий из двух полутонов и принимаемый за единицу при определении разности звуков по их высоте (муз.). Большая терция состоит из двух тонов. Между верхней и нижней нотой октавы - шесть тонов. Взять тоном выше, ниже. Переложить партию несколькими тонами ниже (напр. переделать теноровую партию для баритона).

6. То же, что тональность (муз. устар.). Мажорный, минорный тон. Папасть в тон (вступить голосом или инструментом так, чтобы звук соответствовал тональности).

7. Характер, оттенок звучания инструмента или голоса (муз.). Мягкий тон. Нежный тон скрипки. Сочный тон виолончели.

8. Характер звучания, придаваемый инструменту (обычно струнному) исполнителем (муз.). У этого скрипача прекрасный тон. Ему надо смягчить тон.

9. Тот или иной оттенок речи. Говорите, пожалуйста, спокойным тоном. Повысить тон. Сбавить тон. Высокомерный тон. Говорить в тон кому-нибудь. Перемените ваш тон! Если вы будете говорить со мной таким тоном, то я уйду.

10. Тот или иной оттенок поведения, общения с людьми (устар.). хороший тон (благовоспитанность, светскость). Дурной тон. Деликатность и боязнь нарушить хороший тон заставляет меня повиноваться дамам. (Чехов). Довольно скучен высший тон. (Пушкин).

11. Задать тон - попасть в тон кому-нибудь - сказать или сделать что-нибудь так, чтобы это было угодным, подходящим, приятным для кого-нибудь.

12. Тоном ниже или тоном выше (говорить и т.п.) - перен. более спокойно или, наоборот, более взволнованно. Доктор встрепенулся и заговорил тоном ниже. (Чехов).

Читайте также: