Что такое тематический классный час в школе

Обновлено: 07.07.2024

Классные часы необходимы!

Отвечавшие на этот вопрос педагоги были единодушны: классные часы необходимы! Вот некоторые ответы:

А что думают школьники?

Я, размышляя о роли классного часа в воспитательной работе классного руководителя, поговорила с несколькими знакомыми старшеклассниками, спросив у них, что они думают о классном часе и какие классные часы им запомнились. Мои собеседники тоже были единодушны: классные часы – это пустая трата времени!

Вот как ответили на мои вопросы школьники:

Ориентироваться на интересы детей

И тут я окончательно запуталась. Учителя в Советах пишут о том, что надо с детьми обсуждать те темы, которые им интересны, а дети мне говорят, что никакие интересные темы с ними на классных часах не обсуждают.

Тематический план классных часов

Я потратила пару часов на поиск в интернете тем классных часов, которые проводятся в современной школе. Не знаю уж, насколько найденные мной списки тем имеют отношение к действительности, но они выложены на сайтах школ, в некоторых случаях даже с конкретными датами проведения.

Приведу один такой список. Это тематический план классных часов в 10 классе в 2017-2018 учебном году.

Возникают вопросы: какие из этих тем реально интересны современным подросткам? На какие из этих тем может получиться интересный и живой разговор в классе? Почему выбраны именно такие темы?

Это еще одна формальность

Эти вопросы я задала учителю, классному руководителю 10 класса, Светлане Борисовне Черкасовой.

- Я абсолютно согласна с тем, что классный час, особенно в старших классах необходим. И точно так же поддерживаю мысль, что темы нужно выбирать с учетом интересов детей, лучше всего – вместе с ними. Но в реальности я лишена возможность претворять эту хорошую идею в жизнь. Потому что темы примерно половины классных часов – это требование администрации или каких-то учреждений. Регулярно в школу спускаются требования провести мероприятия, посвященный такой-то теме или другой. Все классные часы, посвященные ПДД, ЗОЖ, вреде табакокурения, наркомании, алкоголизма, безопасному поведению на водоемах, безопасному обращению с огнем, опасности ВИЧ и т.д. мы не просто обязаны включить в план, провести, но и должны сдать заму по воспитательной работе конспекты, а иногда еще и сделать фотофиксацию и предоставить фотографии. Конечно, хороший учитель может и на любую набившую оскомину в зубах тему провести интересный, живой и увлекательный разговор, но я признаюсь честно – у меня нет времени и сил полноценно готовить классный час каждую неделю. Максимум, что я могу, - взять готовые методические материалы и провести классный час с их помощью. И да, я понимаю, что большинству детей на классном часе скучно. Но я стараюсь компенсировать это нормальным человеческим общением на переменах, после уроков, во время поездок на экскурсии. А классные часы. Ну что ж, это еще одна формальность. Провести, отчитаться и забыть.

Ясности у меня так и не появилось. Кому же реально нужен классный час в современной российской школе?

Классные часы в классе. Что такое тематический классный час?

Классный час – это воспитательная работа, являющаяся неотъемлемой частью учебного процесса. Класс – это одна из главных составляющих школы. Именно в классе, благодаря усилиям педагогов, происходит формирование учащихся как личности, проявление их индивидуальности и творческих способностей, налаживание школьниками системы общения со сверстниками.

Классный час является связующим звеном между учителем и учениками. Важность его проведения состоит в том, что в ходе беседы затрагиваются такие аспекты, как проблемы морально-этического характера, духовное становление личности, эстетические вопросы и т. д. В связи с этим, учителю необходимо ответственно подходить к проведению классного часа и выбору для него темы. Темы классных часов определяются исходя из уровня развития, интересов и психологического портрета класса.

Классный руководитель выполняет функции воспитателя и организатора деятельности школьников. Он выступает в роли советчика, помогает ученикам справляться с такими проблемами, как, трудности в общении со сверстниками, родственниками или педагогами. Классный руководитель является, в какой-то степени, наставником своих подопечных. Он помогает им учиться налаживать личные отношения со сверстниками и сосуществовать в социуме посредством самовыражения и саморазвития.

При формировании первичного детского коллектива, педагог выступает инициатором общения. Ему необходимо установить тесный контакт с учащимися. Проще всего этого добиться путем создания дружеских отношений с детьми. Классный руководитель у учеников должен ассоциироваться с другом, помощником и покровителем. Нужно научиться определять желания школьников, уметь выяснить суть проблемы, тревожащей их и помочь им от нее избавиться. Наладить отношения с детьми проще всего посредством активного общения с ними и совместного участия в различных мероприятиях.

Важное место в становлении школьного коллектива и развития детей как личности, является внеурочная деятельность школьников со своим классным руководителем. К такому виду взаимодействия можно отнести классные часы. Так как они, как правило, в отличие от уроков, преподносятся школьникам в более свободной форме, отличаются изучением интересной и актуальной для них информации, то и воспринимаются ими как свободное неформальное общение со своим руководителем, а не как еще один урок.

Классный час – это период времени, в течение которого ученики, с помощью определенных усилий и действий педагога, занимаются каким-либо видом деятельности, результат которой направлен на развитие их нравственных ценностей, а также на улучшение их адаптации в социуме.

Обычно классный час проводится еженедельно. Длительность его зависит от выбранной учителем темы. Если тема не очень обширна, то общение с детьми может ограничиться 15-20 минутами. Если предмет изучения затрагивает многие аспекты, то для его раскрытия понадобится больше времени и классный час может длиться как полноценный урок. Как правило, он проходит в форме лекции или беседы, но иногда его можно разнообразить такими видами воспитательной работы, как викторина, конкурсы или игры.

Отличие стандартного классного часа от тематического классного часа заключается в том, что последний проходит не просто в форме неформального общения, а посвящен определенной теме. Такой вид общения классного руководителя и учеников является наиболее эффективным, так как в ходе тематического классного часа школьники получают информацию узконаправленного характера.

При выборе темы классного часа желательно учитывать пожелания детей. Можно, посовещавшись с учениками и их родителями, составить план тем классных часов на весь учебный год. В зависимости от темы и цели классного часа, преподаватель выбирает методы для его проведения. Одним из главных обстоятельств, определяющих тематику и метод проведения общения учеников с руководителем, является возможность реализации и утверждения их как личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тематический классный час.

Формы проведения тематических классных часов

Пещерова О.В.

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Ниже некоторые из форм тематических классных часов будут рассмотрены более подробно.

В помощь преподавателю

Преподаватель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание школьников высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если преподаватель предложит ученикам совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит учеников быть более дисциплинированными в их исполнении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от:

1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками;

2) возраста школьников;

3) существующих условий и доступных средств;

4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс­лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо­тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ­ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз­личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Ниже некоторые из форм тематических классных часов будут рассмотрены более подробно.

В помощь преподавателю

Преподаватель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание школьников высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если преподаватель предложит ученикам совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит учеников быть более дисциплинированными в их исполнении.

Цели:
1) выявить наиболее значимые для учащихся события, произошедшие на протяжении всей жизнедеятельности классного коллектива;
2) способствовать развитию взаимного интереса одноклассников друг к другу, формированию желания поддерживать дружеские отношения и по окончанию школы.

Классный руководитель
Привычно в этот класс вы торопились,
Он стал особым, стал родным.
Порою радовались, а порой сердились,
Но этот класс привыкли вы считать своим.
Сегодня вновь готов он вас принять,
Но вот порог иначе вам велю переступать!

Пусть первыми войдут в класс сегодня те ребята, которые учатся в нашей школе с самого первого класса. Затем порог классной комнаты переступят ученики, пришедшие в эту школу второклассниками, третьеклассниками и четвероклассниками. За ними должны войти в класс вместе со мной те, кто стал членом нашего коллектива в пятом классе. Следующую группу входящих в классную комнату составят ученики, которые были новичками для большинства из вас в шестом, седьмом и восьмом классах.

(Девятиклассники усаживаются за парты)

2 ведущий. Очень хочется, чтобы они были сданы успешно, чтобы мы оправдали надежды своих учителей и родителей, друг друга.

1 ведущий. Что ты имеешь в виду?

2 ведущий. Я имею в виду, что не зря же мы столько лет вместе. Науку подглядывания, списывания мы усвоили неплохо.

1 ведущий. Ты уверена в этом? Я –нет. Наши предки делали это гораздо виртуознее.

(Родители делятся воспоминаниями )

Кл. руководитель. Дорогие ребята! Я предлагаю и вам сейчас совершить путешествие по лабиринтам памяти и рассказать о самом памятном дне или событии из жизни классного коллектива.

(Ученики вспоминают самые яркие события из школьной жизни, о буднях и праздниках сегодняшних выпускников)

Кл. руководитель. А я, в свою очередь, хотела бы дополнить ваши воспоминания своими.
А помогут мне в этом ваши школьные тетради по развитию речи, которые я хранила у себя с пятого класса и сегодня хочу возвратить вам.
Но прежде чем получить тетрадь, её владелец должен угадать, что это именно его тетрадь.

(Учитель знакомит ребят с отдельными, наиболее запоминающимися сочинениями, комментирует работы, делится своими воспоминаниями)

Кл. руководитель. А ещё в пятом, да и не только в пятом, но и в шестом-седьмом классах вы любили приносить на уроки разные игрушки, безделушки. Как только я с этим ни боролась, вплоть до того, что всё это отдавала только вашим родителям на родительском собрании. Но вот некоторые вещи сохранились у меня до сих пор, и сегодня я вам их возвращаю. (Учитель отдаёт игрушки. ) Теперь детки выросли, и у них появились новые игрушки, типа сотовых телефонов. Даже на уроках ухитрялись играть и слушать музыку с их помощью.

1 ведущий. Ты помнишь наши классные праздники, путешествия в природу, походы, игры?

2 ведущий. С каким восторгом мы смотрели на малышей, которые играли в классики на школьном дворе, а мы в это время решали химические задачи и осваивали физические законы.

1 ведущий. Но ведь мы сами были такими же малышами, также вместе играли и росли. Посмотри на фотолетопись жизни класса. (Указывает на газету, прикреплённую к доске.)

Кл. руководитель. Да, время идёт быстро. Не успели прийти в школу забавные малыши и поступить в первый класс, глядишь, выросли вот такие замечательные юноши и девушки.

(Кл. руководитель комментирует фотографии на стенгазете)

1 ведущий. На улице май, а мы всё задачи какие-то решаем.

2 ведущий. Ну, в этом нет ничего удивительного. Ведь скоро экзамены.

1 ведущий. Экзамены экзаменами, но ведь хочется и расслабиться, музыку хорошую послушать, подумать о хорошем.

Ребята, достаньте вот из этой корзины по листочку. На каждом листочке написано предложение, вам необходимо вставить в него недостающие слова. Скорее всего это будут имена и фамилии ваших одноклассников. А затем каждый зачитает получившееся предложение.

В нашем классе самым самостоятельным является…

Часто меня приятно удивлял(а)…………………………. так как…

Жизнь – это сложная штука, но в ней, по моему мнению, никогда не пропадёт…

Хулигану крупно не повезёт, если на его пути окажется…

Самая одарённая личность в нашем классе – это…

У………………………….лучше всего развиты умения выслушать, понять и поддержать.

Если в классе скучно, то значит в нём отсутствует…

Мне интересно наблюдать за манерами………………………………, особенно во время ответа у доски.

Иногда я очень сожалею, что у меня не сложились дружеские отношения с…

Первыми претендентами на получение титулов настоящего мальчишки и настоящей девчонки являются……………………….и……………………………, потому что…

Находчивость – это качество, которое присуще…

Украшением школьной дискотеки являются танцы в исполнении…

Самым добрым человеком в классе, пожалуй, следует назвать…

В политики целесообразно рекомендовать………………………………, так как…

Щедрость……………………….. не знает границ.

Скромность всегда украшает…

Веселее………………………………, пожалуй, в классе нет никого.

Каждый старался как-то себя проявить, но маска Мистера Икса осталась у…

Чаще всего мне будет сниться………………. потому

Кл. руководитель. Вот такими вас видят ваши одноклассники. А такими вы показали сами себя после работы с школьным психологом. Я вручаю вам результаты социологического исследования. Надеюсь, они пригодятся вам для личного портфолио и обязательно при выборе будущей профессии.

(Кл. руководитель раздаёт результаты социологического исследования)

Кл. руководитель. А сейчас слово нашим родителям. Напоминаю: родители работали над составлением портрета классного коллектива.

Девушка. Ясный день. Сентябрь. Ромашки.

Юноша. Бант. Косички. Первоклашки.

Девушка. Дважды два. Букварь. Пятёрка.

Юноша. В классе первая уборка.

Девушка. Фараоны. Глобус. Ката.

Юноша. Разрисованная парта.

Девушка. Щелочь. Пифагор. Кислоты.

Юноша. Лев Толстой. Проливы. Ноты.

Девушка. Танцы. Турпоход. Гитара.

Девушка. Май. Последний вальс прощальный.

Юноша. Отчего же ты печальна?

Девушка. Здесь ответа нету проще –
Не вернётся детство больше!

Кл. руководитель. Да, ребята, детство, к сожалению, больше не вернётся. Но грустить не стоит: со многими из вас мы увидимся уже в сентябре, а тех, кто уходит из нашей школы навсегда, мы всегда с радостью примем у нас в школе как желанных гостей.

А сейчас, ребята, я раздам вам листочки, на которых я попрошу вас написать друг другу пожелания. Я обещаю, что через десять лет эти пожелания прозвучат на вечере встрече выпускников. И мы с вами сможем убедиться, сбылись ли они.

(Выпускники пишут пожелания. Тихо звучит музыка.)

(Ребята получают памятку.)

Читайте также: