Что такое стимул в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение

Консультация

Консультацию подготовила:

Воспитатель:

Романовская Е.Р.

« Чтобы переварить знания,

Анатоль Франц.

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Для чего вообще нужна эта мотивация?

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием — варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

Игровые приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом) .

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает) .

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

Просьба произнести, сказать слово (это платье) .

Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори") .

Подсказывание нужного слова.

Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем) .

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята) .

Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко) ", "Катя, ешь суп (с хлебом) ").

Повторение слова за воспитателем.

Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки) .

3. Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи) .

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

Показ с называнием (это кролик) .

Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала) .

Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку) .

Многократное повторение слова.

Активное действие детей.

Приближение объекта к детям.

Задание детям (иди, Вася, покорми кролика) .

Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные) .

Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка") .

Выполнение игровых действий.

Выделим восемь типов мотивации:

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например: (для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребёнка к школе, а основным видом обучения должна стать совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым, то есть развитие ребёнка должно осуществляться в игре. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей.

Мотивация - представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.

Для чего вообще нужна эта мотивация?

Мотивация позволяет решить сразу несколько задач:

  • Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  • Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  • Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

С мотивации начинается любое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием — варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

  • дидактические игры
  • подвижные игры
  • игры-забавы, инсценировки.

На первом плане стоят эмоции . Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Например: педагог (во время сборов на прогулку в летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас. А зайка отвечает, что не умеет. ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. дети показывают пример, как правильно одеваться.)

Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие)

Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит")

г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом) .

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает) .

з) интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3)Рассматривание картинки, инсценировки.

  • Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
  • Просьба произнести, сказать слово (это платье) .
  • Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори") .
  • Подсказывание нужного слова.
  • Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем) .
  • Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята) .
  • Вопросы.
  • Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко) ", "Катя, ешь суп (с хлебом) ").
  • Повторение слова за воспитателем.
  • Пояснение.
  • Напоминание.
  • Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки) .

3. Практические методы:

1)Упражнения (оказание помощи) .

2)Совместные действия воспитателя и ребенка.

4. Наглядные методы и приемы:

1)Показ предметов, игрушек.

2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3)Рассматривание живых объектов.

5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

  • Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
  • Показ с называнием (это кролик) .
  • Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала) .
  • Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку) .
  • Многократное повторение слова.
  • Активное действие детей.
  • Приближение объекта к детям.
  • Задание детям (иди, Вася, покорми кролика) .
  • Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные) .
  • Художественное слово.
  • Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка") .
  • Выполнение игровых действий.

Выделим восемь типов мотивации:

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.

Например: (для младшей и средней группы).

Аппликация: Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке? (Зайчиха с зайчонком). Что – то зайчиха грустная, как вы думаете, почему она такая невеселая? Ребята, она сказала, что ее зайчата убежали в лес гулять в летних шубках, а на улице зима. Вот только старший зайчонок ее послушался и надел зимнюю шубку. Давайте ей поможем найти зайчат и переодеть.

Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.

Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков.

Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Сообщаем детям, что собираемся мастерить и просим детей помочь. Интересуемся, как они могут помочь. Каждому ребёнку дается посильное задание. В конце подчеркиваем, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Эту мотивацию можно использовать в НОД сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности.

Сенсорика и лепка: Ребята, я хочу угостить наших гномиков печеньем. Но я одна, а гномиков много. Я, наверное, не успею. Помогите мне? Можно сделать разноцветное печенье.

Трудовая деятельность: Ребята к нам сейчас придут гости. Помогите мне, пожалуйста, убрать игрушки.

Этот тип мотивации можно использовать со 2 младшей группы.

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.

Игровая деятельность: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.

Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И я показываю, как можно это изготовить.

Использую в художественном конструировании, ориентировке, логике, ручном труде, художественном творчестве.

  • Незнайка с друзьями спорят, где есть воздух, для чего он нужен и как это можно узнать.
  • Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Словесные мотивации использую в НОД, а также в итоговых мероприятиях. (в старшей и подготовительной группах).

Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Использовать этот тип мотивации можно в любом возрасте в НОД, а также на итоговых мероприятиях.

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для каждого возраста. Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам и детям получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что его учат.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что мотивация в организации совместной и самостоятельной деятельности для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.

В 2020 году уровень зарплаты воспитателей варьируется в пределах 12,5—32 тысяч рублей (в зависимости от субъекта Федерации). Как видим, уровень оплаты труда невысокий, дополнительное финансирование выделяют в виде стимулирующих выплат, которые регулируют ст. 129 и 135 ТК РФ.

Стимулирующие выплаты в ДОУ: какие бывают

По закону воспитатели детских садов, проявляющие инициативу, активность и улучшающие качество занятий с детьми, получают дополнительное финансовое вознаграждение. Выплаты стимулируют педагогов к поиску инноваций в образовательной деятельности и применению на занятиях современных технологий. Важно, что дополнительные выплаты в ДОУ не являются гарантированными: в одних детских садах их выплачивают каждый месяц, в других — раз в квартал.

Заведующий ДОУ утверждает приказ, в котором указываются все виды доплат, за какие заслуги и в каком размере педагог может получить их. Средства на стимулирующие выплаты сотрудникам выделяют из бюджета ДОУ.

Согласно ТК РФ, дополнительные выплаты в ДОУ могут быть трех видов:

  • Премия. Может быть единовременной — за достижения в работе в конкретный месяц и регулярной, когда ее выплачивают каждый месяц и она составляет процент от оклада.
  • Вознаграждение. Это может быть 13-я зарплата в конце года или поощрение за стаж. Первую выплачивают регулярно и формируют из итогового дохода ДОУ или неистраченного фонда зарплаты. Премия за выслугу лет — ежемесячная надбавка или ежегодное поощрение.
  • Надбавка. Этот вид вознаграждения получают педагоги со званиями, учеными степенями, наградами. Надбавками также поощряют воспитателей за высокие достижения в работе.

Схема начисления стимулирующих выплат в ДОУ

Размер выплат воспитателям и другим педагогическим работникам в детских садах рассчитывают, отталкиваясь от суммы, равной 60 % от премиального фонда ДОУ (оставшиеся 40 % идут на выплаты остальным работникам детсада).

Для расчета конкретной суммы вознаграждения педагога во внимание должны браться данные о его профессиональном превосходстве. Эти сведения воспитатель сам заносит в карту самооценки (оценочный лист), которая содержит порядка 10 пунктов (количество варьируется). Основные из них:

  • посещаемость детьми сада;
  • качество проводимых занятий;
  • помощь коллегам (наставничество начинающих педагогов и т. д.);
  • вклад в развитие дошкольного образовательного учреждения (например, оформление стендов или буклетов);
  • работа с семьями малышей;
  • непрерывный стаж.

Кроме воспитателей, на стимулирующие выплаты могут рассчитывать и другие работники ДОУ:

  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физкультуре;
  • психолог;
  • медсестра;
  • завхоз;
  • повар и кухонный работник;
  • сторож;
  • дворник;
  • прачка

Система оценки эффективности работы педагога не совсем совершенна. Так, лист самооценки включает пункт о средней посещаемости детьми сада. Но этот критерий не отображает напрямую заинтересованность воспитателя в работе и уровень его профессионализма. На деле статистику может испортить вспышка ОРВИ, которая от педагога никак не зависит.

Педагог может быть профессионалом высочайшего класса, но один из открытых уроков может не удаться. Тогда ему снизят процент стимулирующей выплаты. И зачастую работа педагогов в детских садах сводится к погоне за максимальными баллами.

Важно: критерии оценки работы были максимально прозрачными, понятными и измеряемыми.

В наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки. Это - помощники воспитателей, получающие педагогическое образование заочно; учителя, не работавшие с дошкольниками; педагоги, которые длительное время не работали в детском саду. Оперативный контроль, проводимый целью выяснения уровня подготовки и проведения НОД, показал, что многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД (воспитатели не понимают, что такое мотивация воспитанников на образовательную деятельность, не владеют приёмами активизации умственной деятельности, не могут сочетать в ходе НОД смену видов детской деятельности и т. д.)

Типы мотивации дошкольников.

Музыка – вид искусства, отражающей действительность в звуковых художественных образах.

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений

Настроение – преобладающее эмоциональное состояние.

Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды.

Поощрение ребенка, чтобы узнать о вещах, которые их интересуют, позволит им лучше понять концепции, которые они изучают в школе, особенно если вы проявляете творческий подход к тому, как вы связываете их интерес к обучению. Изгнание длины их любимого динозавра или измерение ингредиентов для выпечки поможет им понять размер или объем, не чувствуя себя как другой урок математики. Некоторые дети будут сидеть и слушать новую информацию. Другие хотят забрать вещи и использовать их сразу. Адаптация к их предпочитаемому способу обучения будет продолжать учиться весело, а не хлопот. Родители хотят помочь улучшить шансы ребенка на успех в школе, а затем и взрослые. Начав рано и поощряя своего ребенка правильно, вы можете помочь им развить черту, которая будет полезна для них на всю оставшуюся жизнь.

Инновация – внедрение новых идей и технологий в педагогику.

Диагностика – процедура проверки успешности освоения учебного материала.

Грация - изящество движений, красота позы человек.

Игра – основной вид деятельности дошкольников.

Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями детьми ("Словарь педагогических терминов).

Мотивация обучения у маленьких детей.

Маленькие дети учатся всему, что они делают. Они, естественно, любопытны; они хотят исследовать и открывать. Если их исследования принесут удовольствие или успех, они захотят узнать больше. В эти ранние годы дети формируют отношение к обучению, которое продлится всю жизнь. Дети, получившие правильную поддержку и поощрение в течение этих лет, будут творческими, авантюрными учениками на протяжении всей своей жизни. Дети, которые не получают такого рода поддержки и взаимодействия, скорее всего, будут иметь совершенно иное отношение к обучению в будущем.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

Характеристики мотивации у маленьких детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

Родители могут опираться на это чувство уверенности, руководствуясь игрой и деятельностью своего ребенка, в то же время предоставляя ребенку ряд вариантов. Эта неструктурированная игра является важным элементом мотивации, обучения и развития ребенка. Ряд поведенческих характеристик являются показателями высокой мотивации. Вот некоторые из важных факторов и некоторые способы помочь вашему ребенку развивать эти характеристики. Настойчивость - это способность оставаться с заданием в течение достаточно длительного периода времени. В то время как очень маленькие дети не могут сосредоточиться на одной деятельности в течение часа, все еще существуют измеримые различия в продолжительности времени, в течение которого маленькие дети будут заниматься деятельностью. Очень мотивированный ребенок будет оставаться вовлеченным в течение длительного периода времени, в то время как немотивированный ребенок будет сдаваться очень легко, когда он не будет мгновенно успешным.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. Дети учатся упорству, когда они успешны в сложных задачах. Искусство в настойчивости в строительстве - это задача, которая достаточно сложна, но не подавляющая. Выбор вызова - еще одна характеристика мотивации. Эти мотивированные ученики выберут для них немного сложную деятельность, но это вызовет соответствующую задачу. Когда они успешно выполняют такую задачу, дети получают высокий уровень удовлетворенности. Немотивированные дети выбирают то, что очень легко и обеспечивает мгновенный успех. С таким легким успехом дети чувствуют только очень низкий уровень удовлетворенности, потому что они знают, что задача представляет собой небольшую проблему.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Задача родителей помогает их ребенку найти подходящую проблему, позволяя, таким образом, выбирать ребенка. Другим показателем мотивации является зависимость от взрослых. Детям с сильной внутренней мотивацией не нужен взрослый, постоянно наблюдающий и помогающий в занятиях. Дети, которые имеют более низкий уровень мотивации или имеют внешнюю мотивацию, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых и не могут функционировать самостоятельно. Поскольку независимость является важным аспектом качественного обучения, эта зависимость от взрослых значительно ограничит способность детей преуспеть в школе. Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками).

У детей, которые явно мотивированы, будет позитивно проявляться эмоции. Они довольны своей работой и проявляют больше удовольствия в своей деятельности.

Дети без соответствующей мотивации будут казаться спокойными, угрюмыми и скучными. Они не будут получать никакого видимого удовольствия от своей деятельности и часто будут жаловаться. Как родитель, вы, вероятно, лучший судья настроения вашего ребенка.

Этот капризный, пронзительный голос обычно является хорошим показателем того, что ребенок не очень хорошо себя чувствует и нуждается в каком-то новом приключении. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Новорожденные рождаются с огромным количеством внутренней мотивации. Эта мотивация направлена на то, чтобы иметь некоторый видимый эффект на окружающую среду. Когда младенцы действительно могут видеть результаты своих действий в качестве награды, они мотивированы продолжать эти действия. Эти попытки контроля ограничены в маленьком ребенке и включают в себя плач, вокализации, мимику и небольшие движения тела. Игрушки, которые меняются или звучат, когда ребенок перемещает их, поэтому являются сильными мотиваторами. Поскольку младенцы растут и продолжают созревать, возможны более добровольные, целенаправленные движения. Это дает им больший контроль над окружающей средой. Этот более широкий диапазон контроля позволяет детям чувствовать, что они успешны. Успех приводит к повышению самооценки и чувствам самоценности, что приводит к усилению мотивации. Поскольку дети продолжают развиваться в течение этого периода времени, они могут лучше принимать решения и планировать, что делать, чтобы получить контроль над вещами вокруг них. Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации? (В игровой деятельности, в НОД старших группах). Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например: Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например: Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы) .

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом. Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований. Игрушки или игровые персонажи:

Должны соответствовать возрасту детей;

Должны быть эстетичными,

Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

Должны иметь обучающую ценность,

Должны быть реалистичными;

Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много.

Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду. Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Мотивация. Материалы рекомендаций для педагогов школы 1. Мотивация учебной деятельности. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то,.

Работники учреждений дошкольного образования пользуются всеми правами, предусмотренными трудовым законодательством Российской Федерации. Но зарплаты воспитателей не доходят до уровня средней оплаты работников образования. С целью обеспечения защиты прав работников детских садов, Правительством РФ принято решение о стимулировании указанной категории граждан. Кому выплачивается дополнительная компенсация, размер, частота, условия получения – разбираемся по пунктам.

Что такое стимулирующие выплаты

Дополнительные надбавки к основной заработной плате, которые назначаются за особые заслуги, призванные мотивировать трудиться с особым усердием – это и есть стимулирующие выплаты. Правила по назначению дополнительных средств возложено на руководство дошкольного учреждения, но не может противоречить трудовому законодательству. Для этого каждое учреждение разрабатывает индивидуальное положение о выплатах стимулирующего характера в ДОУ.

Финансовые компенсационные денежные средства выделяются из части бюджета ДОУ, определенного на оплату труда. Руководство детского сада получает компенсации из централизованного бюджета органа муниципального образования. Такие возмещения не имеют постоянной основы, но могут выплачиваться регулярно, в зависимости от результатов работы воспитателя.

Доплаты к основному окладу законодательно разделяют на отдельные категории. Основное разделение таких дотаций зависит от постоянства и законодательных гарантий. Можно выделить 3 вида выплат:

  • стажевые надбавки бюджетникам образования (зависят от стажа, категории работника образования, специального звания) – выделяются на постоянной основе;
  • премии (ежемесячные, квартальные, к праздникам, юбилею) – носят временный характер, зависят от централизованного финансирования;
  • вознаграждения (за особые заслуги, весомый вклад в работу ДОУ, успешную работу) – временные выплаты, рассчитывающиеся по отдельному оценочному листу, выделяются из фонда оплаты труда ДОУ.

Критерии для стимулирующих выплат в ДОУ

С целью эффективной оценки работы педагогов разработаны критерии стимулирующих выплат работникам детского сада. Общие показатели критериев разработаны Министерством образования РФ, руководитель каждого отдельного детского сада разрабатывает собственные правила с учетом профиля учреждения. Ознакомление с критериями обязательно для всех работников учреждения.

В критерии не могут быть включаться пункты, зависящие от выслуги и стажа работника (доплата по этим основаниям происходит независимо от качества работы). Основные условия, содержащиеся в документе, основаны на оценке профессиональных качеств специалиста. К ним, например, относится:

  • посещаемость группы воспитателя;
  • качество работы по профилактике заболеваний (разъяснительная работа, поддержание микроклимата в группе);
  • помощь с развитием учебной деятельности ДОУ;
  • вклад в общественную жизнь образовательного учреждения (организация и проведение конкурсов, привлечение и распределение детей по кружкам по интересам и прочее);
  • взаимодействие с родителями, привлечение их к общественной жизни детского сада.

Оценочные листы

Документ, где происходит фиксация деятельности работника – оценочный лист. По каждому критерию оценки в таком листе проставляются баллы, количество которых напрямую влияет на размер стимулирующего вознаграждения. Баллы проставляет администрация ДОУ, после чего передает на утверждение центральному отделу образования органа местного самоуправления. Согласованный документ служит основанием для распределения денежных средств.

Девушка заполняет документ

Недостатки

Оценочные листы по стимулирующим выплатам в ДОУ имеют ряд недостатков. Главный – наличие факторов, прямо не зависящих от работника. Например, условие по посещаемости прямо связано с уровнем заболеваемости. Повлиять на количество заболевших детей не может ни воспитатель, ни няня, ни даже медик. Особенно это актуально во время распространения детских инфекционных заболеваний, таких как ветряная оспа.

Второй очевидный недостаток – система начисления баллов по оценочному листу, разработанная не в едином формате для всех специалистов. Право на стимулирующие выплаты имеют не только воспитатели, но и работники кухни, медики, психолог, музыкальный руководитель, уборщик и т.д. Критерии оценки работы сотрудников, действующие с 2012 года по настоящее время, более ориентированы на воспитателя, непосредственно занимающегося с детьми.

Для работников, которые не взаимодействуют с детьми непосредственно, в критерии оценки могут входить пункты, например, по бережному отношению к вещам, находящимся на балансе ДОУ. Количество и качество позиций в оценочных листах, например, для сотрудников кухни не дает возможности ежемесячно набирать высокие баллы и получать компенсационные средства.

Как начисляются стимулирующие выплаты воспитателям

Исходя из общего фонда оплаты труда, определяется размер премиальной части, выделяемый на стимулирующие выплаты воспитателям. Размер колеблется в отдельных ДОУ, но не может превышать 40% общего фонда. Окончательная сумма утверждается приказом руководителя после согласования с органом образования. Как правило, фонд стимулирующих выплат воспитателям распределяется между частью сотрудников, получившим наибольший бал по оценочному листу.

Поощрительный размер компенсаций рассчитывается примерно так:

  • общий фонд оплаты труда в детском саду из 30 сотрудников, например, 500 тыс. рублей, на стимулирующие оплаты отводится 35%, что равно 175 тысячам рублей (500 тыс. руб.*35%=175 тыс. руб.);
  • по результатам оценочных листов принято решение разделить дополнительное денежное поощрение между 7 лицами, у которых набрано по 10 баллов, итого 70 (число дается для удобства расчета, на практике равное количество баллов бывает редко);
  • определяется денежный размер одного балла путем деления общей суммы компенсационной части на сумму оценок всех воспитателей (175 тыс. руб./70 баллов=2,5 тыс. руб.);
  • рассчитывается сумма выплаты стимулирующей премии каждому выделенному лицу (2,5 тыс. руб.*10 баллов=25 тыс. руб. – размер дополнительной выплаты каждому).

Далее происходит распределение фонда оплаты труда между всеми служащими в зависимости от оклада, стажа работы и т. д. (для удобства расчета разделим в равных частях (500-175)/30=10,83 тыс. рублей).

Сотрудник, который получил наивысший балл получит общую заработную плату в 10,83 тыс. руб. и дополнительно 25 тыс. руб. В общем воспитатель получит 35,83 тыс. рублей. Это действительно неплохая мотивация.

Читайте также: