Что такое сонатно симфонический цикл и каково его строение кратко

Обновлено: 18.05.2024

  • Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).

Связанные понятия

Рондо-соната — музыкальная форма класса стабильных смешанных форм, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.

Сона́тная фо́рма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

Старинная концертная форма (концертная форма, форма старинного концерта) — музыкальная форма, основанная на чередовании ритурнеля (главной темы), транспонируемого при повторных проведениях, и промежуточных построений, называемых интермедиями, основанных на новом интонационном материале или на разработке материала главной темы.

Вариацио́нная фо́рма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).

Сложная трёхчастная форма — музыкальная репризная трёхчастная форма, первая часть которой сложнее периода. Чаще всего первая часть представляет собой простую двух- или трёхчастную форму, но иногда бывает и сложнее (кроме того, средний раздел тоже может быть написан в сложной форме). Примеры таких произведений.

Конце́рт (нем. Konzert от итал. concerto — гармония, согласие и от лат. concertare — состязаться) — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определённых сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора а cappella.

Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи с импровизацией.

Экспози́ция в музыкальной форме — раздел начального представления тематического материала музыкального произведения или его части. Термин, обычно, подразумевает использование материала, который будет далее разрабатываться или варьироваться.

Период в музыке — наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Период состоит чаще всего из 2 предложений, реже из трех, но может не делиться на предложения вовсе.

Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории европейской музыки, который охватывает условно 1790—1910 годы.

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание.

Пассака́лия, также пассакалья (итал. passacaglia, исп. pasacalle, от pasar ― проходить и calle ― улица) ― провожальная песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда и название). Впоследствии жанр инструментальной музыки и связанная с ним разновидность вариационной формы. Характерные черты пассакалии: торжественно-трагический характер, медленный темп, трёхдольный метр, минорный лад, форма вариаций.

Сонатная форма с двойной экспозицией (сонатная форма в концерте) — разновидность сонатной формы, применяемая в первых частях концертов для солирующего инструмента с оркестром. Использовалась со второй половине XVIII в. до приблизительно середины XIX века.

Трио-соната (итал. trio - Трио и итал. sonare — звучать) — основная форма камерной инструментальной музыки XVII—XVIII веков (эпохи барокко). Обычно трио-соната сочинялась для трех инструментов: двух скрипок и непрерывного басового сопровождения, представленного виолончелью и каким-нибудь клавишным инструментом. Эпохой расцвета трио-сонаты во всех европейских музыкальных центрах был период с 1625 по 1750год, затем, ввиду отмирания basso continuo как функционально необходимого элемента композиции.

Аллегро — (=120) (итал. allegro, переводится как весело, бодро, радостно) — музыкальный термин итальянского происхождения.

Модали́зм (от лат. modus, букв. мера, в терминологическом значении — ладовый звукоряд) — мелодический или аккордовый оборот с модальными тонами внутри мажорно-минорной тональности. Характерные модальные тоны и целостные звукоряды: дорийская секста, фригийская секунда, обиходное переченье уменьшённой октавы, целотоновая гамма, уменьшённый лад и т. д. Модальные аккорды — аккорды, содержащие характерные модальные тоны, например, оборот V3>5>–I (в доминантовом ладу), IV

Цикл – это ряд произведений, объединенных одним замыслом или одной тональностью.

Симфонический цикл состоит из 4-х частей, расположенных по принципу контраста:

I-я часть – сонатное аллегро (быстрая)

II-я часть – адажио (медленная)

III-я часть – менуэт или скерцо (танцевальная)

IV-я часть – финал (стремительная)

Сонатный цикл состоит из 3-х частей. I и II как у симфонии, а III часть –

Особое место в сонате и симфонии занимает I ч. – СОНАТНОЕ АЛЛЕГРО.

I раздел - ЭКСПОЗИЦИЯ

Вступление (его может и не быть)

Главная партия (Г.П.) написана в основной тональности.

Связующая партия (С.П.) или связка. Она осуществляет переход к побочной партии.

Побочная партия (П.П.) обычно в тональности доминанты или параллельной тональности.

Заключительная партия (З.П.) завершает экспозицию.

Кодазавершает первую часть (встречается не всегда)

II раздел - РАЗРАБОТКА

В ней развиваются яркие мотивы из экспозиции. Проводятся по разным тональностям, регистрам, варьируются. В разработке обычно наступает КУЛЬМИНАЦИЯ (наивысшая точка напряжения), которая потом разрешается и приводит к III разделу.

III раздел - РЕПРИЗА

Здесь повторяется материал экспозиции, но все темы звучат в основной тональности.

Жанр песни. Использование народной песни в творчестве композиторов – классиков.

Жанр – это совокупность признаков, характерных для ряда музыкальных произведений.

Песня – это самый распространенный музыкальный жанр - небольшое вокальное произведение (мелодия со словами), написанное в куплетной форме (запев и припев),

Существуют две основные группы песен: народные и авторские.

Народная песня – неиссякаемый источник, откуда берет начало русская классическая музыка. Многие композиторы учились у народа мелодизму.

М.А. Балакирев и А.К. Лядов делали обработки русских народных песен для фортепиано и оркестра.

Жанр оперы.

Опера – крупный синтетический жанр. В него вошли несколько видов искусства: музыка, литература (либретто – текст оперы), живопись (декорации, костюмы), хореография (танцы, пантомима), драматическое искусство (игра актёров на сцене).

В Италии опера разделилась на два направления:

Опера – SERIA (сериа) – серьёзная опера и комическая опера – BUFFA (буффа). Из Италии опера распространилась по странам Европы, в каждой из них обретая новые черты. Например, во Франции появилась ГРАНД-ОПЕРА (пышная опера), а в Германии опера ЗИНГШПИЛЬ (подобие оперетты, где есть разговорная речь), в России создателем классической оперы стал М.И. Глинка. Он дал начало двум ветвям – сказочной опере и исторической.

Музыкальные номера оперы:

Увертюра – оркестровое вступление

Интродукция – оркестрово-хоровое вступление к опере

Ария – характеристика героя

Ариетта – маленькая ария

Ариозо - небольшая по размеру ария лирического характера

Терцет – 3 голоса

Квартет – 4 голоса

Квинтет - 5 голосов

Хор – многоголосное исполнение

Опера делится на действия, а действия на картины.

В конце оперы обычно бывает финал – заключительный раздел.

Жанры инструментальной музыки.

Самый распространенный жанр инструментальной музыки – пьеса. Это небольшое музыкальное произведение, передающее какой-то образ или настроение.

Цикл – это несколько пьес или произведений, объединенных одним замыслом или одной тональностью.

Сюита - (последовательность, ряд) несколько пьес, объединенных одним сюжетом. Танцевальная сюита – это ряд танцев.

Концерт – крупное музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра (роли инструмента и оркестра равнозначны).

Квартет – произведение камерного жанра (для небольшого зала). Его состав – 2 скрипки, альт и виолончель

Жанр балета.

Балет – сложный вид музыкально-драматического искусства. Его составные части: музыка, хореография (танцы, пантомима), литературный сценарий (либретто), художественное оформление (декорации, костюмы).

Искусство балерины и танцовщика – раскрыть в пантомиме и танце смысл происходящего на сцене, чувства и эмоции героев.

Декорации и костюмы создают атмосферу, в которой происходит действие.

Балеты бывают одноактными и многочастными.

Характерный танец – это изображение животных или использование движений из народных танцев.

Пантомима – рассказ мимикой и жестами.

Много замечательных танцоров играли на сценах Большого и Мариинского театров. Среди них Галина Уланова, Анна Павлова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Лавровский и другие.

Жанр кантаты и оратории.

Оратория и кантата относятся к хоровому жанру.

Оратория подобна опере, но без действия на сцене. В ней есть сюжет, арии, речитативы, солисты, ансамбли, хор. Обычно в оратории повествуется о каких-то событиях.

Из композиторов XX века выделяются русские музыканты:

Из известных музыкантов XX века стоит назвать так же Альберта Шнитке.

Его хоровые и симфонические произведения очень проникновенны.

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую или, как минимум, первую) излагать в сонатной форме.

От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).

Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.

Содержание

Характеристики формы

Количество частей

Трёхчастный цикл

  • в сонате,
  • в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
  • в камерной музыке с участием фортепиано

Четырёхчастный цикл

  • в симфонии (со времён Карла Филиппа Эммануила Баха и Гайдна),
  • в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.).

В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей. [уточнить]

Моцарт — Струнное трио (Дивертисмент) KV 563 (6 частей),

Бетховен — Струнное трио ор. 3 (6 частей), Септет ор. 20 (6 частей),

Берг — Лирическая сюита для струнного квартета.

Струнный квартет № 13 (6 частей),

Струнный квартет № 14 (7 частей, следующих друг за другом без перерыва),

Струнный квартет № 15 (5 частей).

(Такие решения цикла в поздних квартетах Бетховена оказали впоследствии влияние и на струнные квартеты композиторов ХХ века — прежде всего, Берга и Шостаковича.)

В произведениях композиторов более поздней эпохи усиливается тенденция к индивидуальным драматургическим решениям цикла — поэтому выбор количества частей также представляет собой сознательное отклонение от былого стандарта. Это могут быть:

Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).

Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе — огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.

Трёхчастный цикл:
в сонате,
в концерте для солиста (солистов) с оркестром,
в камерной музыке с участием фортепиано
в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества

Четырёхчастный цикл:
в симфонии (со времён К.Ф.Э. Баха и Гайдна),
в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.).
В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей. (Например сонаты для скрипки и фортепиано Моцарта)

Струнный квартет № 13 (6 частей),
Струнный квартет № 14 (7 частей, следующих друг за другом без перерыва),
Струнный квартет № 15 (5 частей).
(Такие решения цикла в поздних квартетах Бетховена оказали впоследствии влияние и на струнные квартеты композиторов XX века — прежде всего, Берга и Шостаковича.)

В произведениях композиторов более поздней эпохи усиливается тенденция к индивидуальным драматургическим решениям цикла — поэтому выбор количества частей также представляет собой сознательное отклонение от былого стандарта. Это могут быть:

две части:
Скрябин — Соната для фортепиано № 2 (Соната-фантазия),
Малер — Симфония № 8,
Прокофьев — Симфония № 2;
Антон Веберн — Симфония op. 21,
Берг — Струнный квартет op. 3;

три части:
Берлиоз — Траурно-триумфальная симфония,
Франк — Симфония d-moll,
Сибелиус — Симфонии № 3, № 5,
Рахманинов — Симфония № 3,
Прокофьев — Симфония № 6,
Шостакович — Симфонии № 4, № 6;

шесть частей:
Малер — Симфония № 3,
Скрябин — Симфония № 1;

в Симфонии № 5 (4-частной) третья часть переходит в четвёртую без перерыва,
в Симфонии № 6 (5-частной) без перерыва сменяют друг друга три последние части.
Впоследствии этим приёмом композиторы начинают пользоваться всё более и более индивидуально, и потому у них становятся возможными самые разные драматургические комбинации.

Ещё один интересный пример:

В конце концов, на рубеже XIX и XX веков утверждается тип одночастной сонаты или симфонии:

Берг — Соната для фортепиано,
Скрябин — Сонаты для фортепиано № 4-10 (Соната № 4 формально разделена на две части, следующие друг за другом без перерыва, но фактически это — разделы одной единой части),
Прокофьев — Сонаты для фортепиано № 1, № 3,
Шостакович — Соната для фортепиано № 1, Симфонии № 2, № 3,
Сибелиус — Симфония № 7,
Мясковский — Симфония № 27,
Валентин Сильвестров — Симфонии № 1-7 (в свободной форме),
но такая форма уже не является сонатно-симфоническим циклом.

Темповое соотношение части

Темповое (и жанровое) соотношение частей достаточно свободно, но всегда подчиняется определённой логике чередования медленных и подвижных частей (без такой логики нарушится единство цикла).

Наиболее разнообразен в жанровом отношении четырёхчастный цикл. В нормативном четырёхчастном цикле присутствуют следующие жанровые аспекты:

Напряжённо-действенный (1-я часть в сонатной форме)
Лирический (вторая, медленная часть)
Танцевальный (менуэт или скерцо)
Обобщенно-жанровый (подвижный финал ).

В трёхчастном цикле при сохранении функций крайних частей средняя обычно медленная, реже — менуэт или скерцо.

В двухчастном цикле соотношение частей может быть любым.

Тональное соотношение частей
Тональное соотношение частей подчинено идее тонального единства цикла. Крайние части всегда написаны в главной тональности, либо последняя — в одноименной главной (особенно, если первая часть написана в минорной тональности). Исключения единичны, тональная разомкнутость цикла приближает его к сюите.

При этом между крайними частями, по крайней мере, одна часть написана в иной тональности. Это делается и для усиления контраста, и ради более явного утверждения главной тональности в последней части. Нормой является новая тональность в медленной части (часто — тональность субдоминанты, хотя соотношение может быть любым), скерцо, если оно есть, в большинстве случаев возвращает в основную тональность.

Форма частей
Форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.

Наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и скерцо или менуэта (сложная трёхчастная). Гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы: большое рондо и его разновидности, рондо-соната, вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично малое рондо, но нередки другие формы рондо, сложная трёхчастная форма, вариации, сонатная форма).

Однако существует множество нетипичных случаев. Например, первая часть может быть написана в форме вариаций (Бетховен. Соната для фортепиано № 12), скерцо — в форме рондо (Глазунов. Симфония № 5), финал в форме фуги (Бетховен. Соната для фортепиано № 29). В крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (Моцарт ― Соната A-dur).

Единство цикла
При таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.


Сонатная форма- это форма, в которой пишется одна из частей сонаты, концерта, симфонии, квартета. Чаще – это первая часть, которая звучит в темпе allegro (быстро), поэтому форму иногда называют – форма сонатного аллегро.

Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы.

Вступление Экспозиция Разработка Реприза Кода
Медленный темп Одна из главных тем или новая Г.п П.п С.п З.п Темы экспозиции и вступления разрабатываются Г.п П.п С.п З.п Одна из основных тем или новая
Основная тональность Т Основная тональность и тональность доминанты (иногда другая) Т D Разные тональности S D→ Обе темы в основной тональности Т Т Основная тональность (бывает и другая) Т

Разработка – в ней происходит развитие основных образов экспозиции. Темы сопоставляются, сталкиваются, дробятся на отдельные мотивы. Мотивы могут менять характер: лирические становятся грозными, песенные - маршевыми, веселые – жалобными и т.д. Разработка – самый яркий и динамичный раздел сонатной формы.

Реприза – возвращение основных образов в их первоначальном виде, причем они даже сближаются, так как проходят в основной тональности. Это вывод, итог всего развития.

Кода – иногда кодой завершается сонатная форма. Это дополнительный раздел, необходимый для закрепления сказанного.


Сюита

Сюита – это циклическое произведение из нескольких самостоятельных пьес, каждую из которых можно исполнять отдельно. Особенность сюиты – чередование контрастирующих частей. Музыка сюиты имеет жанрово – бытовую основу или программный замысел.

Старинная сюита

алеманда куранта сарабанда жига
4/4 умеренно умеренно скоро 3/4, 3/2 скоро 3/4, 3/2 медленно 6/8, 9/8,3/8 быстро

Кроме этих танцев в сюиту вводились и другие: павана, бурре, менуэт, гавот, гальярда, ригодон, сицилиана, полонез и т.д., а также пьесы танцевального характера: ария, рондо, каприччио, скерцо. В начале сюиты могло быть вступление: прелюдия, увертюра, фантазия и т.д.

Сонатно – симфонический цикл

Сонатно – симфонический цикл- это крупное произведение, состоящее из 3 – 4 частей, хотя бы одна из которых, чаще первая, написана в сонатной форме. Все части контрастны, самостоятельны, но, по сравнению с сюитой, более тесно связаны общим замыслом. Каждая часть такого цикла раскрывает одну из сторон становления и развития единого образа.

Характеристика частей Части цикла
I часть II часть III часть IV часть - финал
Темп Быстрый: allegro, allegro moderato, vivace, presto Медленный и умеренный: adagio, largo, andante, moderato От умеренного до быстрого:moderato, allegro, allegretto Очень быстрый: allegro molto, vivo, vivace, presto
Характер музыки Активный, действенный, жизнерадостный или драматический Лирический, созерцательный, песенный Жанровый, танцевальный: менуэт (Моцарт, Гайдн), скерцо (Бетховен, Чайковский), вальс (Чайковский) Активный, решительный, жизнерадостный, триумфальный или драматичный
Форма Сонатное аллегро Сложная трехчастная, вариации, двойные вариации Сложная трехчастная с трио в середине Сонатная, рондо – соната (Гайдн, Моцарт), вариации (Чайковский)
Тональности Главная тональность Тональности, близкие главной Главная тональность или близкие главной Главная тональность или одноименная для минора

Эта форма возникла и достигла своего совершенства в творчестве композиторов – классиков XVIII века (Гайдн, Моцарт, Бетховен), продолжает развиваться и изменяться.

Сонатно – симфонический цикл используется в следующих жанрах инструментальной музыки:

· в сонате – циклическом произведении для одного, двух или трех инструментов;

· в симфонии – циклическом произведении для симфонического оркестра;

· в концерте – циклическом произведении для солиста с оркестром;

· в трио, квартете, квинтете, секстете и т.д. – циклических произведениях для инструментального ансамбля.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Читайте также: