Что такое соблюдение посадки по ода в доу

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Парахневич Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №369 " Калейдоскоп"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Соблюдение ортопедического режима в ДОУ, как необходимого условия формирования опорно-двигательной системы организма дошкольников".
Раздел: дошкольное образование

"Соблюдение ортопедического режима в ДОУ, как необходимого

условия формирования опорно-двигательной системы организма

дошкольников".

Цель:
Создание модели физкультурно-оздоровительной работы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
- создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника; - оказывать общеукрепляющие воздействия на организм ребенка; - формировать и закреплять навыки правильной осанки; - содействовать профилактики плоскостопия; - воспитывать у детей положительное отношение и интерес к занятиям физической культурой. В данном докладе мы рассмотрим необходимость ведения физкультурно- оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Несмотря на расхожее мнение о подвижности детей, увеличивается число детей с нарушениями ОДА. И одной из причин является снижение двигательной активности детей из-за приоритета "сидячих" занятий и игр и, как следствие снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособность удерживать осанку в правильном положении. Общеизвестно, что больше половины дошкольников имеют те или иные нарушения осанки и нуждаются в медико-педагогической помощи по их коррекции. Приоритетной задачей ФГОС дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Физическое воспитание играет большую роль в формировании правильной осанки и в профилактики плоскостопия дошкольника. И, конечно, очень важно и неопровержимо доказано, что выполнение физических упражнений оказывает влияние на коррекцию имеющихся нарушений. Работа по формированию правильной осанки и коррекции её нарушений рассматривается, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушением осанки. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду и в группе предоставляет для этого широкие возможности. Так как, во-первых, физическая культура является для большинства детей любимым видом деятельности, следовательно, они с удовольствием участвуют во всех ее формах. Во-вторых, при выполнении физических упражнений дети много и разнообразно двигаются, при этом упражнения воздействуют на разные
группы мышц. В-третьих, физическая культура обладает многообразием средств, приёмов, методов работы, что помогает делать физкультурно- оздоровительные мероприятия интересней и разнообразней. Практика показывает: чем раньше начинается работа по укреплению костно- мышечного корсета ребёнка, тем положительней эффект оказывает она на формирование правильной осанки и её коррекцию. Педагогам необходимо помнить важность такой работы с детьми, соблюдать требования ортопедического режима в группе, уметь правильно и грамотно выполнять рекомендации врача и инструктора ЛФК. В нашем ДОУ функционируют 3 ортопедические группы. В ортопедические группы зачисляются воспитанники ДОУ в возрасте 4-5 лет, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата. Зачисление и выпуск воспитанников в ортопедические группы проводится на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии. Основной формой организации коррекционной работы является обучающая и оздоровительная деятельность, которая включает в себя следующие разделы: - лечебно-профилактическая работа, выработка индивидуального статодинамического режима; - закаливающие процедуры; - организация физкультурных занятий; - формирование потребности в здоровом образе жизни, осознанное отношение ребёнка к проблеме; - просветительская работа с родителями; - организация предметно-пространственной среды; - обеспечение психологической безопасности личности ребенка; - оздоровительная направленность образовательного процесса. Коррекционная работа с детьми, педагогами и родителями ведётся в тесной взаимосвязи со специалистами: врачом ЛФК и инструктором ЛФК. Мебель в ортопедических группах соответствует росту ребенка, жёсткая постель, специальные подушки, ношение ортопедической обуви. В группах есть физкультурный и ортопедический уголки (массажные дорожки, гимнастические палки, мячи, обручи, стенка для коррекции осанки). Зал ЛФК оснащается ортопедическим оборудованием. Занятия ЛФК осуществляются 3 раза в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий ЛФК составляет 25 - 30 минут. Дети с нарушением ОДА проходят 2 курса массажа в течение года. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в течение дня, утро у нас начинаетсяс утреннейзарядки.

профилактики плоскостопия и нарушений свода стопы;

укрепление общего состояния здоровья ребёнка
. Коррекционная работа по исправлению нарушений ОДА проводится систематически и длительно (до окончания роста ребёнка), поэтому полного исправления нарушений осанки и плоскостопия в условиях ДОУ мы не ожидаем. Главным показателем эффективности коррекционной работы является замедление или полное прекращение прогрессирования нарушения осанки и свода стопы . В течение учебного года каждые три месяца врач-ортопед отслеживает изменения состояния костно-мышечного корсета детей по определённым показателям и по необходимости корректирует индивидуальные комплексы упражнений. Анализируя результаты диагностики, мы совместно с врачом приходим к выводу, что постоянное и целенаправленное соблюдение ортопедического
режима способствует улучшению самочувствия, снижению общей утомляемости, дети окрепли и стали более выносливыми и активными. У большинства детей отмечается положительная динамика клинических симптомов: уменьшение степени выраженности угла отклонения позвоночника, значительное увеличение показателей степени выносливости мышц спины и живота, выявлена положительная динамика состояния показателей дыхательной системы. Таким образом, мы обосновали, что соблюдение ортопедического режима в детском саду имеет не только профилактический характер, но и позволяет устранить причины нарушений осанки и свода стопы на ранних этапах формирования.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

В детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

В последнее время детских садах увеличилось число детей с патологией опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие). В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформация позвоночника, ног и стоп. Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата комплексное. Оно предусматривает широкое использование лечебной физической культуры совместно с массажем, гидромассажем, закаливанием, гигиеническими мероприятиями в режиме активной деятельности и отдыха детей в течение дня.

Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье в целом. Дефекты осанки приводят к ухудшению органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы дыхательного аппарата.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6- лет). Задача дошкольного учреждения предупредить нарушение опорно-двигательного аппарата. Основной причиной дефектов осанки являются привычные порочные положения тела при сидении или стоянии.

Некоторые патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

У детей первых лет жизни встречаются врожденные аномалии строения скелета. Проблемы с конечностями без труда обнаруживает при осмотре педиатр, а вот аномалии строения бедра и позвоночника не всегда вовремя диагностируются, т. к. на первом году жизни они внешне еще незаметны.

Транзиторный синовит - приобретенное быстропроходящее воспалительное заболевание бедренного сустава - встречается у детей в возрасте 3-8 лет. Как правило, возникает вследствие вирусной инфекции и является наиболее частой причиной острой хромоты у детей этого возраста. Лечение предусматривает постельный режим и наблюдение дома или в стационаре;

Косолапость встречается у одного из тысячи новорожденных, преимущественно страдают мальчики. Половину случаев составляют двусторонние поражения. Косолапый ребенок нуждается в раннем специализированном лечении с вытяжением и наложением повязки из липкого пластыря либо гипса, проведении курса физиотерапии. Около половины случаев поддаются лечению, в остальных - детям требуется хирургическая коррекция в первый год жизни.

Плоскостопие. До трех лет у всех детей уплощен медиальный свод стопы. Безболезненная, гибкая стопа в старшем возрасте также расценивается как физиологическая норма. Если плоскостопие сопровождается болью, ригидностью и спазмом, в особенности малоберцовых мышц, следует искать патологическую причину этого состояния. Врожденное плоскостопие, как правило, выражается плосковальгусной* стопой, впоследствии может развиться пяточная стопа, когда ребенок во время ходьбы делает упор на пяточную кость при приподнятом переднем отделе стопы. Определяется это состояние еще в период новорожденности, поэтому требует как можно более ранней коррекции. Приобретенное плоскостопие может быть следствием перенесенного рахита, иногда сочетается с рахитическими искривлениями нижних конечностей

Нарушения осанки

Под осанкой понимают привычную позу человека в покое и при движении. различают:

1. Нарушения осанки во фронтальной плоскости.

2. Нарушения осанки в сагитальной плоскости:

3. плоская спина;

4. плосковогнутая спина;

5. сутулая спина;

6. круглая спина;

7. кругловогнутая спина.

У дошкольников часто определяют вялую осанку. Одной из главных причин формирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недостаточная физическая активность, частые или длительные заболевания. Ребенок с вялой осанкой с трудом выдерживает статические позы, часто меняет положение отдельных частей тела. Такой ребенок производит впечатление утомленного, слабого или заболевшего.

Признаки вялой осанки:

• увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника;

• голова слегка опущена;

• плечи опущены и двинуты вперед;

• лопатки отстают от спины ("крыловидные" лопатки);

• ноги слегка согнуты в коленях.

Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых месяцев жизни, когда формируется позвоночник и его физиологические изгибы.

Для развития мышечного корсета ребенка старше трех лет следует приучить к регулярным физкультурным занятиям: научить плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, ходить на лыжах и кататься на коньках. Не рекомендуется рано отдавать ребенка в спортивные секции. Как правило, в спорт берут детей старше 5-6 лет, т. к. в этом возрасте уже можно оценить уровень физической подготовки ребенка и наличие патологий. Если у дошкольника есть нарушения осанки, развит сколиоз, то горнолыжный спорт или гимнастика ему не подойдут, а вот плавание или конный вид спорта принесут пользу.

В этом возрасте также рекомендуются прогулки на детских площадках, оборудованных специальными спортивными комплексами, адаптированными к росту ребенка. Родителям не стоит ограничивать малыша в движениях, желательно обеспечить ему активную физическую деятельность как на улице, так и дома ( использовать детские спортивные комплексы: шведскую лестницу, перекладину, кольца).

Хорошо развитые мышцы спины и брюшного пресса позволят ребенку без напряжения сохранять правильную позу при сидении, стоянии и ходьбе.

Советы воспитателям ДОУ и родителям

1. Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.

2. Следите, чтобы ребенок не разворачивал стопы внутрь или наружу.

3. Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.

4. Предоставляйте ребенку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями.

5. Объясняйте и показывайте, как нужно:

1. стоять - прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги;

2. ходить - ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела;

3. -сидеть - прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить впе-ред, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку стула. Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опираться на одну руку, поворачивая плечо.

Особое внимание нужно уделять позе ребенка во время сна: спина должна опираться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или на спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине - уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку - нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.

Лечебная физкультура - важнейшая часть профилактики и коррекции нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Вследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ЛФК, обеспечивается стимуляция деятельности всего детского организма.

В специальной группе должно быть не более 10 человек. Занятия проводит медицинский работник, прошедший специальную подготовку во врачебном физкультурном диспансере, или инструктор ЛФК. Занятия организуются как минимум дважды в неделю по 20-30 мин.

Правильный подбор обуви имеет большое значение для профилактики плоскостопия. При выборе обуви необходимо, чтобы расстояние между концом самого длинного пальца и носком обуви со ставляло примерно один сантиметр. Задник у новой обуви должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Подошва должна быть эластичной и не препятствовать колыханию стопы при ходьбе. Рекомендуется маленький (2-3 см) каблучок.

Условия, в которых растет ребенок, определяют его развитие. К организации рабочего места дошкольника, особенно к мебели, предъявляются строгие требования.

Главное условие - мебель должна соответствовать росту ребенка.

Фотосессия спортивных будней в детском саду

Фотосессия спортивных будней в детском саду Великая ценность каждого человека - здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач,стоящих.

Повышение образовательного уровня детей, педагогов и родителей по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни. Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач,.




Владимир Иванович Даль всегда приводил пословицу: “Без осанки – конь - корова”, но правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение. Понятие осанки мы можем применять только к детям старшего дошкольного возраста. Причём, в данном возрасте осанка носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием как негативных, так и позитивных факторов. Но это не значит, что в младшем дошкольном возрасте про эту проблему нужно на время забыть.
Слайд 3



Осанка - это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом. Правильно будет сказать, что осанка является отражением состояния опорно-двигательного аппарата (далее по тексту ОДА),
Слайд 4



интенсивное формирование которого происходит в течение всего дошкольного возраста. ОДА выполняет множество жизненно важных функций, без которых человек не смог бы существовать: опорная функция, защитная, двигательная, кроветворная, рессорная, обменная и.т.д. Чтобы понимать важность, предложенной мной темы, предлагаю подробнее рассмотреть каждую из функций ОДА.
Основные функции скелета человека
Слайд 5














двигательная активность, рациональное питание, гигиенические условия, пренебрежение которыми, как следствие, в дальнейшем становится причиной нарушения осанки. Поэтому, не смотря на то, что у детей до пяти лет не существует понятия осанки, профилактикой нарушения осанки необходимо заниматься во всех возрастных группах.
Для эффективного решения задачи по профилактике нарушения осанки в дошкольном учреждении воспитатели в процессе своей работы обязаны учитывать вышеперечисленные факторы.

Относится к основным факторам, определяющим состояние опорно-двигательного аппарата и должна составлять не менее 6 часов в день. Потребность ребёнка в двигательной активности реализуется в процессе:


На утренней гимнастике помимо основной задачи: пробуждения организма и положительного настроя детей на весь день, уделяется большое внимание формированию навыка правильной осанки, решаются задачи укрепления мышечного корсета, профилактики плоскостопия и.т.д.
Поэтому воспитатель должен сделать всё от себя зависящее, чтобы обеспечить 100% посещаемость утренней зарядки. А это, прежде всего, работа с родителями.



(Ссылка на консультацию для воспитателей "Роль воспитателя в процессе образовательной деятельности по физической культуре": /blogs/evgenija-vladimirovna-vaganova/konsultacija-dlja-vospitatelei-dou.html)

Физминутки.
Слайд 20


Цель физминутки – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. Достижение данной цели происходит посредством кратковременных физических упражнений. Следовательно, в процессе физминутки решаются задачи, способствующие профилактике нарушения осанки. Это и удовлетворение потребности в двигательной активности, и укрепление мышечного корсета, развитие координационных способностей, улучшение кровообращения, снятие мышечного утомления и.т.д.
(Ссылка на консультацию для воспитателей "Методика проведения физкультминуток в процессе образовательной деятельности в ДОУ" /blogs/evgenija-vladimirovna-vaganova/konsultacija-dlja-vospitatelei-21791.html

Гимнастики после сна.
Решая проблему перехода организма из состояния сна к состоянию бодрствования, мы также способствуем профилактике нарушения осанки. Во время гимнастики после сна используются упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета. Это упражнения общеразвивающего вида из исходного положения лёжа на кровати, стоя на полу. Также используются упражнения для профилактики плоскостопия. Это, прежде всего, ходьба по массажной дорожке, ходьба на носках, пятках.
Массажные дорожки можно сделать самим, либо приобрести в спортивных магазинах, в медтехнике.
Слайд 21-22





Детский врач академик Георгий Несторович Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"
Ведь именно на прогулке, в большей степени, ребёнок реализует свою потребность в двигательной активности, что является одной из основных задач прогулки. Поэтому, переоценить значение прогулки невозможно. Также, во время прогулки, решаются такие задачи как: развитие физических качеств, вырабатывание двигательных умений и навыков, укрепление мышечного корсета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и.т.д. Всё это происходит благодаря тому, что структура прогулки состоит, в том числе, из:
наблюдения (малоподвижная деятельность),
Слайд 24





Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки способствуют профилактике нарушения осанки.

Образовательная деятельность по музыке
В процессе образовательной деятельности по музыке также реализовывается потребность ребёнка в двигательной активности,
Слайд 28



посредством музыкальных подвижных игр, выполнения танцевальных движений, которые обязывают выглядеть грациозно, за чем строго должен следить как музыкальный руководитель, так и воспитатель группы. Всё это способствует формированию навыка правильной осанки.



Рациональное питание имеет особое значение, особенно на развитие и рост кости.
В вопросе питания воспитатель должен прилагать весь свой педагогический и жизненный опыт. Если ребёнок не кушает каши, овощи, супы и.т.д., нужно постараться положительно воздействовать на ребёнка, используя различные педагогические приёмы. Это могут быть сравнения, легенды, объяснения, стихи и.т.д. Например, овсяная каша называется геркулесовой, потому-что её любил Геркулес (всем детям известный персонаж по мультфильму). Геркулес, когда вырос, стал самым сильным защитником слабых и, что не маловажно, – красивым.

Гигиенические условия являются также очень важным фактором, влияющим на формирование опорно-двигательного аппарата. Кроме двигательной активности они включают в себя соответствие мебели росту ребёнка, рациональную обувь, сон на жёсткой постели.

Мебель
В каждой группе мебель, а именно столы и стулья маркируются в зависимости от роста детей. Делается это, в том числе, с целью профилактики нарушения осанки.
Дошкольник проводит сидя большое количество времени: рисует, играет в настольные игры, читает и.т.д.
Слайд 30



Правильная посадка на стуле такова, спина касается спинки стула, подколенные чашечки не должны упираться в край сидения, ступни прочно стоят на полу. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямыми углами, бёдра – лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела.
Слайд 31



Ребёнок за столом должен сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. Расстояние между грудью и столом должно быть 1,5-2см, локти располагаться симметрично и опираться на стол. Во время образовательной деятельности, если используется рабочая тетрадь, она должна быть повёрнута на 30 градусов, чтобы ребёнку не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше.
Слайд 32



Руки при чтении можно удерживать тремя способами:
• локти и предплечья равномерно положены на стол, кисти поддерживают книгу в наклонном положении;
• локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддерживают подбородок;
• локти лежат на столе, предплечья сложены перед грудью.
Слайд 33


Если ребёнок имеет привычку сидеть нога на ногу или, закинув ногу под ягодицы, то нужно объяснить, что это вредно для его здоровья. При этой позе ухудшается кровообращение, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются. Также вырабатывается ассиметричная осанка. В большинстве случаев в дальнейшем именно с ассиметричной осанки начинается формирование сколиоза.
Поэтому, воспитатель должен следить, чтобы ребёнок сидел на стуле, соответствующем его росту, и в правильной позе, тоже относится и к столу.

Обувь
Формирование свода стопы происходит до 4,5-5 лет. Неподходящая обувь является причиной возникновения плоскостопия, которое является патологией опорно-двигательного аппарата.
Слайд 34



Плоская стопа не может выполнять свои функции, которые дополнительной нагрузкой переходят на поясничный отдел позвоночника.
Поэтому правильный выбор обуви играет большую роль в профилактике нарушения осанки.
Слайд 35


Обувь должна быть по размеру, устойчивой, плотной, охватывать стопу и обязательно иметь задник и каблук.

Сон
Слайд 36



Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом матрасе в хорошо проветренном помещении.
Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днём. Позвоночник должен хорошо отдохнуть во время сна. Это возможно если позвоночник опирается во всех частях, когда нормальные физиологические изгибы позвоночника сохраняются во время сна на спине, и позвоночник не провисает во время сна на боку.
На животе или на боку свернувшись калачиком спать нежелательно.
В обычной позе у спящего человека, грудная клетка расправлена, воздух беспрепятственно попадает в лёгкие. Поза спящего человека на животе дает обратный эффект. Сплющенная грудная клетка не расправляется, а значит воздух, который находится в передавленных легких, не обновляется. Во время сна на животе человек поворачивает голову в сторону, из-за чего происходит перекрытие общей сонной артерии. Ухудшается кровообращение и практически прекращается питание головного мозга. Тоже относится и к позе, свернувшись калачиком.
Очень важный элемент постели – подушка.
Слайд 37



Она должна быть упругой и не должна быть большой. В положении лежа на спине для большего расслабления шейного отдела позвоночника следует уголки подушки поместить над плечами с обеих сторон. Во время сна на боку положите подушку так, чтобы ее нижний край заполнял пространство между подбородком и плечом.
Слайд 38


Подушку во время сна нельзя ставить. Она должна лежать на кровати. Во время сна на приподнятой или очень высокой подушке происходит передавливание позвоночных артерий и, как следствие, уменьшается кровоток к головному мозгу. Также происходит перенапряжение мышц шеи.

Итак, своевременному развитию опорно-двигательного аппарата и как следствие профилактике нарушения осанки у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения способствуют: достаточная, правильно организованная двигательная активность, правильная организация и соблюдение гигиенических условий и питания, и постоянный контроль за осанкой.


Цель: Повышение компетентности педагогов в области профилактики нарушения осанки в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Описание материала: Данная консультация предназначена для воспитателей и инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений. Также данная информация будет полезна для учителей начальной школы и родителей.

Владимир Иванович Даль всегда приводил пословицу: “Без осанки – конь - корова”, но правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение. Понятие осанки мы можем применять только к детям старшего дошкольного возраста. Причём, в данном возрасте осанка носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием как негативных, так и позитивных факторов. Но это не значит, что в младшем дошкольном возрасте про эту проблему нужно на время забыть.

Осанка - это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом. Правильно будет сказать, что осанка является отражением состояния опорно-двигательного аппарата, интенсивное формирование которого происходит в течение всего дошкольного возраста.

ОДА выполняет множество жизненно важных функций, без которых человек не смог бы существовать: опорная функция, защитная, двигательная, кроветворная, рессорная, обменная и.т.д..

Основное влияние на формирование ОДА оказывают следующие факторы:
двигательная активность, рациональное питание, гигиенические условия, пренебрежение которыми, как следствие, в дальнейшем становится причиной нарушения осанки. Поэтому, не смотря на то, что у детей до пяти лет не существует понятия осанки, профилактикой нарушения осанки необходимо заниматься во всех возрастных группах.
Для эффективного решения задачи по профилактике нарушения осанки в дошкольном учреждении воспитатели в процессе своей работы обязаны учитывать вышеперечисленные факторы.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Относится к основным факторам, определяющим состояние опорно-двигательного аппарата и должна составлять не менее 6 часов в день. Потребность ребёнка в двигательной активности реализуется в процессе:

Утренней гимнастики.

На утренней гимнастике помимо основной задачи: пробуждения организма и положительного настроя детей на весь день, уделяется большое внимание формированию навыка правильной осанки, решаются задачи укрепления мышечного корсета, профилактики плоскостопия и.т.д.
Поэтому воспитатель должен сделать всё от себя зависящее, чтобы обеспечить 100% посещаемость утренней зарядки. А это, прежде всего, работа с родителями.

Образовательной деятельности по физической культуре.

Физминутки.

Цель физминутки – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. Достижение данной цели происходит посредством кратковременных физических упражнений. Следовательно, в процессе физминутки решаются задачи, способствующие профилактике нарушения осанки. Это и удовлетворение потребности в двигательной активности, и укрепление мышечного корсета, развитие координационных способностей, улучшение кровообращения, снятие мышечного утомления и.т.д.

Гимнастики после сна.
Решая проблему перехода организма из состояния сна к состоянию бодрствования, мы также способствуем профилактике нарушения осанки. Во время гимнастики после сна используются упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета. Это упражнения общеразвивающего вида из исходного положения лёжа на кровати, стоя на полу. Также используются упражнения для профилактики плоскостопия. Это, прежде всего, ходьба по массажной дорожке, ходьба на носках, пятках.
Массажные дорожки можно сделать самим, либо приобрести в спортивных магазинах, в медтехнике.

Двигательной активность во время прогулки

Детский врач академик Георгий Несторович Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"
Ведь именно на прогулке, в большей степени, ребёнок реализует свою потребность в двигательной активности, что является одной из основных задач прогулки. Поэтому, переоценить значение прогулки невозможно. Также, во время прогулки, решаются такие задачи как: развитие физических качеств, вырабатывание двигательных умений и навыков, укрепление мышечного корсета, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и.т.д. Всё это происходит благодаря тому, что структура прогулки состоит, в том числе, из:
наблюдения (малоподвижная деятельность),
трудовой деятельности, подвижных игр,
индивидуальной работы и самостоятельной деятельности.


Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки способствуют профилактике нарушения осанки.

Образовательная деятельность по музыке

В процессе образовательной деятельности по музыке также реализовывается потребность ребёнка в двигательной активности,
посредством музыкальных подвижных игр, выполнения танцевальных движений, которые обязывают выглядеть грациозно, за чем строго должен следить как музыкальный руководитель, так и воспитатель группы. Всё это способствует формированию навыка правильной осанки.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Рациональное питание имеет особое значение, особенно на развитие и рост кости.
В вопросе питания воспитатель должен прилагать весь свой педагогический и жизненный опыт. Если ребёнок не кушает каши, овощи, супы и.т.д., нужно постараться положительно воздействовать на ребёнка, используя различные педагогические приёмы. Это могут быть сравнения, легенды, объяснения, стихи и.т.д. Например, овсяная каша называется геркулесовой, потому-что её любил Геркулес (всем детям известный персонаж по мультфильму). Геркулес, когда вырос, стал самым сильным защитником слабых и, что не маловажно, – красивым.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Гигиенические условия являются также очень важным фактором, влияющим на формирование опорно-двигательного аппарата. Кроме двигательной активности они включают в себя соответствие мебели росту ребёнка, рациональную обувь, сон на жёсткой постели.

В каждой группе мебель, а именно столы и стулья маркируются в зависимости от роста детей. Делается это, в том числе, с целью профилактики нарушения осанки.
Дошкольник проводит сидя большое количество времени: рисует, играет в настольные игры, читает и.т.д.

Правильная посадка на стуле такова, спина касается спинки стула, подколенные чашечки не должны упираться в край сидения, ступни прочно стоят на полу. Голеностопные, коленные и тазобедренные суставы должны быть согнуты под прямыми углами, бёдра – лежать на сиденье, принимая на себя часть веса тела.
Ребёнок за столом должен сидеть прямо, с равномерной опорой на обе ноги и ягодицы. Столешница должна находиться на уровне солнечного сплетения. Расстояние между грудью и столом должно быть 1,5-2см, локти располагаться симметрично и опираться на стол. Во время образовательной деятельности, если используется рабочая тетрадь, она должна быть повёрнута на 30 градусов, чтобы ребёнку не приходилось поворачивать туловище при письме; наклонять голову надо как можно меньше.

Руки при чтении можно удерживать тремя способами:
• локти и предплечья равномерно положены на стол, кисти поддерживают книгу в наклонном положении;
• локти опираются на стол, предплечья подняты, кисти рук поддерживают подбородок;
• локти лежат на столе, предплечья сложены перед грудью.

Если ребёнок имеет привычку сидеть нога на ногу или, закинув ногу под ягодицы, то нужно объяснить, что это вредно для его здоровья. При этой позе ухудшается кровообращение, так как под коленями проходят крупные кровеносные сосуды и в таких позах они пережимаются. Также вырабатывается ассиметричная осанка. В большинстве случаев в дальнейшем именно с ассиметричной осанки начинается формирование сколиоза.
Поэтому, воспитатель должен следить, чтобы ребёнок сидел на стуле, соответствующем его росту, и в правильной позе, тоже относится и к столу.

Формирование свода стопы происходит до 4,5-5 лет. Неподходящая обувь является причиной возникновения плоскостопия, которое является патологией опорно-двигательного аппарата.
С 34


Плоская стопа не может выполнять свои функции, которые дополнительной нагрузкой переходят на поясничный отдел позвоночника.
Поэтому правильный выбор обуви играет большую роль в профилактике нарушения осанки.

Обувь должна быть по размеру, устойчивой, плотной, охватывать стопу и обязательно иметь задник и каблук.

Спать лучше на полужесткой опоре, на упругом матрасе в хорошо проветренном помещении.
Поза во время сна не менее важна, чем положение тела днём. Позвоночник должен хорошо отдохнуть во время сна. Это возможно если позвоночник опирается во всех частях, когда нормальные физиологические изгибы позвоночника сохраняются во время сна на спине, и позвоночник не провисает во время сна на боку.
На животе или на боку свернувшись калачиком спать нежелательно.
В обычной позе у спящего человека, грудная клетка расправлена, воздух беспрепятственно попадает в лёгкие. Поза спящего человека на животе дает обратный эффект. Сплющенная грудная клетка не расправляется, а значит воздух, который находится в передавленных легких, не обновляется. Во время сна на животе человек поворачивает голову в сторону, из-за чего происходит перекрытие общей сонной артерии. Ухудшается кровообращение и практически прекращается питание головного мозга. Тоже относится и к позе, свернувшись калачиком.
Очень важный элемент постели – подушка.
Она должна быть упругой и не должна быть большой. В положении лежа на спине для большего расслабления шейного отдела позвоночника следует уголки подушки поместить над плечами с обеих сторон. Во время сна на боку положите подушку так, чтобы ее нижний край заполнял пространство между подбородком и плечом.
Подушку во время сна нельзя ставить. Она должна лежать на кровати. Во время сна на приподнятой или очень высокой подушке происходит передавливание позвоночных артерий и, как следствие, уменьшается кровоток к головному мозгу. Также происходит перенапряжение мышц шеи.

Итак, своевременному развитию опорно-двигательного аппарата и как следствие профилактике нарушения осанки у детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения способствуют: достаточная, правильно организованная двигательная активность, правильная организация и соблюдение гигиенических условий и питания, и постоянный контроль за осанкой.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

для профилактики нарушения осанки

(укрепление мышц спины, брюшной стенки, ягодичных

и тазобедренных мышц)

Устранение нарушения осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Различают общие и частные задачи лечебной физкультуры при нарушении осанки.

- 1-ая группа упражнений наиболее проста - их четыре:

- Упражнения 2-й группы, содержащие элементы акробатики, способствуют совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций. К ним относятся три, описанные ниже.

- Упражнения 3 и группы для совместных игровых действий – это подвижные игры, в которых основная двигательная активность проявляется в таких циклических упражнениях, как бег, прыжки, ходьба, а также в бросках и лазаниях. Правила таких игр зависят от возраста детей : чем меньше ребенок, тем проще правила.

- В 4-ю группу входят упражнения с использованием разных предметов и снарядов. Их можно выполнять и на свежем воздухе, и в помещении. Задания для ребят надо менять, постепенно усложняя их и добиваясь того, чтобы преодоление препятствий каждый рал было новой и интересной задачей. Эти упражнения не только способствуют формированию двигательных качеств и навыков, но и вызывают положительные эмоции у детей, что улучшает их физическое и психическое здоровье.

- 5-ю группу составляют музыкально-ритмические упражнения. Они способствуют не только физическому, но и эмоционально художественному развитию детей, воспитывая у них чувство ритма, музыкальность, грациозность, красоту движений.

Практические рекомендации

  1. Результативным средством предупреждения нарушений осанки, плоскостопия в дошкольном возрасте являются физические упражнения.
  2. Для профилактики и исправления дефектов осанки у детей необходимы общеразвивающие упражнения для отдельных групп мышц без предметов, с предметами (палки, мячи, обручи и др., у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке, стульях. Эти упражнения, при правильной методике их применения, помогают укреплять недостаточно развитые мышцы ребенка и тем самым способствуют пропорциональному развитию ребенка.
  3. Плавание – эффективное средство профилактики и исправления опорно-двигательного аппарата. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.
  4. Для формирования правильной осанки исключительную ценность имеют упражнения в равновесии: ходьба по гимнастической скамье с мешочком на голове, ходьба по гимнастической рейке.
  5. Целесообразно во вводную часть занятия включать разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитание внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении, упражнения в прыжках и ползании, танцевальные.
  6. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.
  7. При составлении комплекса общеразвивающих упражнений целесообразно из каждой группы брать 1-2 упражнения и чередовать их так, чтобы не было чрезмерной нагрузки на одни и те же мышцы. Во всех физических упражнениях необходимо выделять ту фазу движения, которую дети должны выполнять особенно четко.
  8. Важно, чтобы дети выполняли движения с полной амплитудой – только при этом условии они научатся напрягать и полностью расслаблять нужные мышцы.
  9. В процессе выполнения физических упражнений наиболее рационально применять произвольное дыхание, а после окончания упражнений, если они вызвали задержку дыхания или натуживание, следует проделать 2-3 глубоких вдоха с последующим выдохом.
  10. Эффективно использовать подвижные игры, главный вид деятельности дошкольников, для физкультурно-оздоровительной работы. В подвижные игры, игры-эстафеты следует включать корригирующие движения.

Примерный комплекс упражнений

для исправления осанки

  1. И. п. — лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.
  2. И. п. — то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.
  3. И. п. — то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.
  4. И. п. — лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.
  5. И. п. — то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.
  6. И. п. — лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.
  7. И. п. — лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.
  8. И. п. — лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины.
  1. И. п. — то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия

И.п.: сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперёд, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

И.п.: сидя на коврике, руки в упоре сзади.

И.п.: сидя на стуле.

Я цапля, цапля, цапля.

На всех подружек сверху

Смотрю, смотрю, смотрю.

И.п.: сидя на коврике.

Я султан, я султан,

Посмотри на мой кафтан.

Встать, придерживаясь за опору или взрослого (дети старшего возраста могут это делать самостоятельно). Скрещенные ноги должны быть прямыми. Стоять надо на наружных краях стоп.

а) по ребристой поверхности с узкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке;

б) по мягкой поверхности – прыгать на носках;

в) по колючей поверхности – переступать с пятки на носок;

г) по ребристой поверхности с широкими полосками – скользить ступнями, плотно прижимая их к дорожке.

Читайте также: