Что такое смальта кратко

Обновлено: 15.04.2024

Что такое смальта? Попросту говоря, кусочки, брусочки или пластинки разноцветного стекла. А если всерьез, то это тема для статьи. Что такое смальта, мы рассмотрим ниже.

Виды цветного стекла

  • Прозрачное имеет сильный блеск, чистый глубокий цвет, играет и переливается.
  • Опаловое обладает ярким цветом, отличается особым блеском и сочностью окрасок.
  • Пятнистое получают сплавлением стекол различных цветов.
  • Золотое и серебряное. Между двумя слоями стекла вкладывают необходимую пластинку.

Колор современный художник может подобрать из огромного количества оттенков, которые придают стеклу соли и окислы различных металлов. И все это – смальта стеклянная.

Качества смальты

1. Она светится изнутри самого материала.

2. Очень долговечна (римские мозаики из смальты не потеряли за тысячелетия своей привлекательности). Она не боится сырости и морозов, что позволяет использовать ее как универсальный наружный и внутренний отделочный материал.

3. Традиционный размер элементов - 5 х 5 х 5 мм. Но это могут быть любые геометрические фигуры – овалы и разные многогранники. Чтобы получить такие формы, стекольную крошку разогревают и формуют. Теперь уже становится яснее, что такое смальта.

Смальта сама по себе довольно дорога, а ручной труд, который используется при изготовлении изделия, еще более повышает цену.

Изготовление смальты

Готовое стекло измельчают в порошок. Оно может быть как цветным, даже бутылочным, так и бесцветным. Добавляют в различных процентах буру, селитру, кобальт, криолит и направляют в печи для варки. Затем жидкую горячую массу без включений пузырьков воздуха разливают по формам. Потом производят отжиг и шлифовку. Вот что такое смальта.

История смальты

Ее история восходит к началу нашей эры, к древнему Риму. В него она пришла из Греции и именно через него широко распространилась. Римляне полюбили эффектный новый материал. Хотя, когда изготавливали стеклянные камешки, то далеко не всегда представляли, какими по цвету они получатся.

что такое смальта

Технология не была отработана. Они любили выкладывать разноцветными камешками полы, стены своих вилл, дворцов и терм, также дорожки в садах. Но кроме смальты, часто использовались в мозаике небольшие камешки и галька. Эту технику можно применять как долговечную и очень эффектную и в наше время. Стена, потолок или пол из смальты преобразят вашу квартиру. А если ее использовать в домашнем тренажерном зале, то полу не будет износа.

Иное дело - Византия. В восточной римской империи мастера достигли значительных высот. Их работы по сравнению с античными более утонченны. Христианские храмы были богато орнаментированы.

панно из мозаики

На стенах создавались сложные композиции на темы, взятые из Библии. Оконные и дверные проемы также были изукрашены. Выкладка камней стала более изящной, камешки применялись мелкие. Широко использовалась золотая смальта в качестве фона. Разноцветная смальта стала основным приемом украшения. Из нее создавались панно из мозаики. В многочисленных мастерских выплавляли смальту. У мастеров были свои секреты, и число оттенков, которые они могли получить, было больше ста. Византия даже приняла закон, по которому вывоз смальты контролировало государство. К середине пятнадцатого века Византии не стало, и производство смальты продолжилось в Италии. Это было дорогое производство, и оно не получило широкого распространения.

На Руси и в России

Вместе с Крещением князья Киевской Руси обратили внимание на убранство своих церквей. Археологи нашли по крайней мере одну мастерскую по изготовлению смальт для изготовления икон.

В более позднее время изготовлением смальт занимался М.В. Ломоносов. Его работы не нашли в то время применения, хотя он полностью разработал варку стекла и укладку мозаики. Значительно позже, когда Огюст Монферанн построил Исаакиевский собор, то мозаика из смальты использовалась при изготовлении икон и других элементов собора, занимая около шестисот кв. м.

мозаика из смальты

Еще один пример применения смальты связан с тяжелой датой – безвременной гибелью императора Александра III. Тогда был построен храм Спаса-на-Крови. Интерьер был заполнен мозаиками из смальты.

Что еще делают из смальты

Прежде всего, монументальные панно. Они могут быть расположены на стене или потолке. У стены украшается уличная часть, фасад, как правило, или внутренний интерьер. Если панно из мозаики, то его очень часто выкладывают из смальты.

изготовление смальты

На стене или потолке общественного здания это действительно выглядит очень величественно, особенно если художник заложил в него глубокое содержание, масштабное и основательное.

В советские времена

картины из смальты

смальта стеклянная

Картины из смальты

Их смело можно помещать в ванные комнаты, кухню и, естественно, повесить в комнатах, холлах, прихожих. Это может быть как оригинальная тема, так и копия с картин известных русских и зарубежных мастеров.

Современная картина

В любом помещении картины из смальты смотрятся органично, чрезвычайно необычно и эффектно. К недостаткам можно отнести только их высокую цену. Но она оправдана стоимостью материала и тонкой, кропотливой ручной работы.

Эта древняя техника сейчас получает новое возрождение. Обновляя дизайн помещения, хорошо вспомнить о ней и воспользоваться ее неоспоримыми достоинствами.


СМА́ЛЬТА, -ы, ж. Спец. Непрозрачное цветное стекло, употребляемое для мозаичных работ. Варка смальты. || собир. Кубики, пластинки из этого стекла.

[От итал. smalto — эмаль, глазурь]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Сма́льта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. smalto — эмаль; устар. — шмальта) — может означать ярко-синюю краску, полученную из кремниевой кислоты и кобальта; или цветное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.

СМА'ЛЬТА, ы, мн. нет, ж. [ит. smalto] (спец.). 1. Яркосиняя краска, изготовляемая из кремневой кислоты и кобальта для окраски бумаги, стекол, фарфоровых и гончарных изделий. 2. собир. Цветные искусственные камешки или стекла для мозаичных работ. Картина из смальты.

сма́льта

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: электрокар — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?


Смальта (от нем. Smalte или Schmalte, от schmelzen — плавить, итал. smalto — эмаль; устар. — шмальта) — может означать ярко-синюю краску, полученную из кремневой кислоты и кобальта [1] [2] ; или цветное искусственное стекло [1] , изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, равно как и кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.

Кусочки смальты являются традиционным материалом для создания мозаичных панно. В России XVIII-XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики целиком.

Содержание

Разновидности

Смальта как цветное искусственное стекло существует нескольких видов [3] :

  • прозрачная смальта — на основе огнеупорных красителей;
  • глухая или опаловая смальта — на основе заглушающих веществ, например, двуокиси олова или окиси сурьмы;
  • жилистая и пятнистая смальта — соединяющих несколько оттенков, путём термической обработки; и серебряная смальта — изготавливается путём запрессовки фольги между двумя слоями стекла.

Свойства и особенности



  • Смальта обладает широчайшей цветовой палитрой. Внутри одного стекла ручной выплавки также могут быть незначительные переливы цвета, что в готовом изделии создает эффект живого цвета, мерцания. Смальта также может быть золотой и серебряной.
  • Смальта обладает эффектом внутреннего свечения, глубины материала.
  • Смальта — один из наиболее долговечных материалов. Римские мозаики из смальты пережили два тысячелетия, не потеряв красоты и яркости. Смальта водостойка, морозоустойчива, устойчива ко многим агрессивным средам.
  • Размер и форма элементов (модулей) из смальты может варьироваться фактически неограниченно, что вместе с широким выбором цвета дает основу для создания различных визуальных эффектов. Крупноформатные неполированные мозаики эффектны за счет игры света на поверхностях элементов. Мозаики из мелких модулей с полированной поверхностью приближаются по своим художественным достоинствам и точности рисунка к лучшим живописным образцам.
  • Смальта — универсальный материал, может быть использована как для внутренней, так и для внешней отделки. Смальта — практичный материал для создания монументальных произведений. Смальта также отлично подходит для зон с повышенной влажностью и облицовки бассейнов.
  • При всей современной технике создание мозаики из смальты — ручной труд, требующий аккуратности и тщательности подбора цветов. Смальта обладает сравнительно высокой себестоимостью, а мозаичные работы остаются трудоёмкими и затратными.

История

Первые производства смальты как материала для декоративных и отделочных работ были созданы в Древнем Риме примерно во II—I веке до нашей эры, когда римская мозаика стала одним из основных художественных приемов в отделке интерьера. Производство было исключительно ручным и во многом — непредсказуемым по конечному результату. Многие римские мозаики комбинировали смальту с природным камнем — мрамором, известняком.



Значительных успехов в выплавке смальт достигли мастера Византии. В монументальной архитектуре христианских храмов до иконоборческого периода мозаика использовалась повсеместно — как в создании сложных художественных композиций на библейские темы, так и в орнаментальном украшении различных поверхностей стен, окон, дверных проемов. Особым приемом стало использование золотой смальты в качестве фона для изображений. Смальта стала основным материалом для изготовления мозаик. Выплавка смальт осуществлялась в специальных мастерских, число получаемых цветовых оттенков перевалило за сотню.

В Киевской Руси' существовала, по крайней мере, одна мастерская по выплавке смальт. Возле Софии Киевской археологами найдены остатки производства смальт, использовавшихся для создания мозаик главного русского христианского храма той поры — образо́в Христа Вседержителя и Оранты Заступницы. Вероятно, киевской мастерской руководили византийские мастера.

После падения Византии центр стекольных производств и выплавок смальты переместился в Италию. Но высокая стоимость смальты и самих мозаичных работ привели к доминированию живописных и фресковых техник в отделке храмов, дворцов и общественных помещений. Мастера-стекловары постепенно сделали технологию выплавки смальт секретной, что также способствовало превращению процесса изготовления смальтовых мозаик в редкое и эксклюзивное искусство.

Использование кобальта в качестве пигмента в Центральной Азии известно начиная с XI века.

В Европе изобретение смальта как ярко-синего пигмента часто соотносят с именем богемского стеклодува Кристофера Шурера вновь открывшего его в 1540—1560 годах.



В XVIII веке Михаил Ломоносов фактически заново открыл технологию смальт для России. Поставив в течение 3 лет более 4 тысяч опытов, М. В. Ломоносов нашел способ получать смальты практически любого цвета. Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.

Со смертью М. В. Ломоносова производство на фабрике сошло на нет. Тем не менее, все технологии смальт были описаны и задокументированы, в соответствии с принципами, которыми учёный руководствовался в своих исследованиях. Этот раздел его наследия примечателен тем, что, соприкасаясь другими — объединяет сразу несколько направлений: изучение свойств стёкол, особенности и условия их варки, методику укладки мозаики и художественное творчество как таковое.

Следующий этап в истории смальты в России — вторая половина XIX века. Идея замены икон и элементов оформления Исаакиевского собора мозаиками способствовала быстрому росту интереса к смальте и мозаике со стороны как ответственных за строительство лиц, так и всех, кто так или иначе считал себя причастным к архитектурному и художественному миру двух российских столиц.

Основным местом производства смальт стала мастерская Академии Художеств в Санкт-Петербурге (Мозаичная мастерская В. А. Фролова).

Кроме Исаакиевского собора еще одним монументальным объектом, полностью отделанным мозаиками из смальты, стал Храм Воскресения Христова (Спас на крови).



Следующим периодом популярности смальты стало послевоенное советское время. Смальта использовалась практически повсеместно — как для создания монументальных мозаичных панно, так и для украшения станций метро (известных нам по работам Павла Корина) и остановок общественного транспорта, как для оформления помпезных общественных зданий, так и для небольших интерьерных композиций в детских садах. Отдельным направлением стало использование смальты в оформлении фонтанов в курортных и южных городах.

В конце XX века были разработаны промышленные технологии изготовления смальты, в том числе готовых мозаичных элементов заданных размеров и формы. Тем не менее, большая часть мозаик из смальты по-прежнему набирается вручную из материала, изготовленного также ручным способом.

Смальта - цветное непрозрачное стекло. Технология выплавки достаточно сложна, но получаемый материал превосходен о всех отношениях. Морозоустойчивость, ударопрочность, жаропрочность, стойкость к агрессивным средам, износостойкость, коэффициент водопоглощения, равный нулю - физико-химические характеристики смальты превосходят аналогичные параметры для керамики и многих видов камня. И при этом смальта - богатейший по художественным возможностям материал.

Смальта, основной элемент мозаики, фото № 1

Выбор чистых и смешанных цветов неограничен, возможно подобрать гаммы как ярких тонов, так и пастельные оттенки, изготавливается смальта с включениями, а также золотая смальта. Непрозрачная толща смальты при освещении создает эффект свечения изнутри. Каждый пласт смальтового стекла уникален по цвету - так как даже малейшие отклонения в технологическом процессе и составе сырья влияют на цвет смальты.

Смальта, основной элемент мозаики, фото № 2

Расколотая на элементы смальтовая заготовка - это множество кусочков с уникальной поверхностью, создающих вместе поле цвета, которое никогда не надоест глазу.
Первые эксперименты по выплавке смальт осуществлялись в Римской империи, но подлинного расцвета искусство выплавки смальт и использования смальты для изготовления мозаик достигло в Византии. Из-за краха империи мозаичное искусство было забыто на несколько столетий, и возобновление интереса к смальте в Европе произошло в XVII-XVIII веке, уже на иной технологической основе и с новыми художественными принципами.

Смальта, основной элемент мозаики, фото № 3

Возможности применения смальты неограничены. Характеристики позволяют использовать ее для облицовки бассейнов и ванных комнат, каминов и печей, в отделке интерьеров и создании внешнего оформления зданий. Универсальность позволяет применять смальту практически для любых задач декора и оформления - от камерных предметов обстановки до масштабных панно на фасадах.

Смальта – цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик. В России название этой декоративной техники перенеслось и на сам материал, хотя это не верно.

Смальта - что это такое

Что такое мозаика смальта и чем она отличается от стекла

Смальта имеет ряд неоспоримых достоинств перед другими облицовочными материалами. Это самый износостойкий материал и непористый материал, коэффициент его водопоглощения равен нулю. Эти качества позволяют использовать смальту при облицовке бассейнов, ванных комнат и других помещений с повышенной влажностью. Кроме того, это покрытие очень морозостойкое и жаропрочное, поэтому стеклянную мозаику широко применяют при отделке фасадов и каминов. К тому же, это удивительно богатый по художественным возможностям материал. Благодаря широкому выбору цветов (более 80) и неограниченному числу их комбинаций из смальты можно создавать совершенно необыкновенные по красоте живописные мозаичные панно.

Сегодня для изготовления мозаик чаще всего используют не чистую смальту (поскольку она весьма дорога), а ее сочетание со стеклом или только стекло. Фирма BISAZZA (Италия) - "тяжеловес" в области производства мозаичной продукции - предпочитает венецианское стекло, слегка шероховатое или гладкое, прозрачное или непрозрачное.

Кроме того, в ассортименте фирмы представлена мозаика из смальты, из стекла с добавлением авантюрина и из стекла с сусальным золотом. Итальянская компания SICIS использует смальту и натуральные камни. Натуральные камни применяет и MEGARON (Италия), хотя в ее коллекции имеется и стекло с добавлением смальты - гладкое и полупрозрачное. Еще стоит обратить внимание на французскую фирму OPIOCOLOR, мозаика которой делается из особой стеклопасты Opio, на испанские фирмы ZIRKONIO (стеклянная мозаика), Wizanto, Vidrapur, на итальянскую MARCHETTI FRANCESCO, применяющую самые разные материалы, вплоть до сусального золота.

Применение мозаики смальты

Пример применения мозаики смальты

Плиточки смальты имеют стандартные размеры (от 1х1, 2х2 и 5х5 см) и толщину от 3 до 12 мм. Ее легко укладывать, особенно на криволинейных поверхностях.

Читайте также: