Что такое словесность кратко

Обновлено: 05.07.2024

В.И. Аннушкин говорит, что филология – это общее обозначение двух наук: лингвистики и литературоведения, связанных единым предметом изучения – словом.

Как и всякая развитая наука, языкознание имеет различные подразделения и ответвления. С одной стороны, следует различать общее языкознание, изучающее широкие, универсальные законы, присущие всем языкам мира, и общие принципы и методы изучения языков, и частные языковедческие дисциплины, посвященные отдельным языкам или языковым группам.

Понятие словесности: роды и виды словесности.

Словесность - в широком смысле это совокупность всех произведений человеческого творчества, выраженных словами. Включает в себя не только литературу ("изящная словесность"), но и прочие виды, например, устные произведения (фольклор), письма, дневники.

Впервые употребление термина словесностьобнаруживается в Словаре Академии Российской 1789-1793 гг., где оно означает “знание, касающееся до словесных наук” и “способность говорить, выражать”

В современной филологической литературе термин словесность употребляется и исследуется чрезвычайно редко. Наиболее обстоятельно и обоснованно использует его Ю. В. Рождественский, не только возрождая его из исторического небытия, но и придавая ему конкретный научно-терминологический смысл:

"Языковая деятельность состоит из высказываний. Отдельное высказывание в филологии называется произведением словесности (выделено автором — В. А.), а вся совокупность произведений словесности — словесностью. Словесность, или языковые тексты,— предмет филологии. Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо обозреть весь массив произведений словесности. Это можно сделать только путем классификации этих произведений" [Рождественский 1990: 112].

В соответствии с русской филологической традицией Ю.В.Рождественский пытается выстроить наиболее полную классификацию родов и видов словесности, приспосабливая ее к современному информационному обществу:

1. устная словесность:

· дописьменная (диалог – бывает информационный, совещательный, обучающий, соревновательный, управляющий – для каждого типа существуют свои речевые правила; молва – передача новой информации в речевом коллективе по цепочке; фольклор – совокупность текстов, сохраненных обществом);




· литературная (ораторика – бывает политическая, судебная и показательная; гомилетика, сценическая речь);

2. письменная словесность (сфрагистика, эпиграфика, нумизматика, палеография, включающая: письма, документы – юридические законы, договоры и т.д.; сочинения);

3. печатная словесность, или литература (научная, художественная, публицистическая);

4. массовая коммуникация (массовая информация в виде радио, телевидения, прессы, кино; реклама и информатика) [Рождественский 1996: 23].

Необходимо возвращение к правилам словесности, среди которых Ю. В. Рождественский выделяет внешние правила, регламентирующие порядок создания, передачи, приема и хранения словесных произведений, и внутренние правила, регламентирующие лингвистическое строение текста с помощью искусства речи и наук о речи (логика, грамматика, поэтика, риторика, стилистика) [Рождественский 1996: 21].

Предмет филологии; языкознание в системе филологических наук.

В.И. Аннушкин говорит, что филология – это общее обозначение двух наук: лингвистики и литературоведения, связанных единым предметом изучения – словом.

Как и всякая развитая наука, языкознание имеет различные подразделения и ответвления. С одной стороны, следует различать общее языкознание, изучающее широкие, универсальные законы, присущие всем языкам мира, и общие принципы и методы изучения языков, и частные языковедческие дисциплины, посвященные отдельным языкам или языковым группам.

Понятие словесности: роды и виды словесности.

Словесность - в широком смысле это совокупность всех произведений человеческого творчества, выраженных словами. Включает в себя не только литературу ("изящная словесность"), но и прочие виды, например, устные произведения (фольклор), письма, дневники.

Впервые употребление термина словесностьобнаруживается в Словаре Академии Российской 1789-1793 гг., где оно означает “знание, касающееся до словесных наук” и “способность говорить, выражать”

В современной филологической литературе термин словесность употребляется и исследуется чрезвычайно редко. Наиболее обстоятельно и обоснованно использует его Ю. В. Рождественский, не только возрождая его из исторического небытия, но и придавая ему конкретный научно-терминологический смысл:

"Языковая деятельность состоит из высказываний. Отдельное высказывание в филологии называется произведением словесности (выделено автором — В. А.), а вся совокупность произведений словесности — словесностью. Словесность, или языковые тексты,— предмет филологии. Задачей филологии является, прежде всего, отделение произведений словесности, имеющих культурное значение, от таких, которые его не имеют. Для решения этой задачи необходимо обозреть весь массив произведений словесности. Это можно сделать только путем классификации этих произведений" [Рождественский 1990: 112].

В соответствии с русской филологической традицией Ю.В.Рождественский пытается выстроить наиболее полную классификацию родов и видов словесности, приспосабливая ее к современному информационному обществу:

1. устная словесность:

· дописьменная (диалог – бывает информационный, совещательный, обучающий, соревновательный, управляющий – для каждого типа существуют свои речевые правила; молва – передача новой информации в речевом коллективе по цепочке; фольклор – совокупность текстов, сохраненных обществом);

· литературная (ораторика – бывает политическая, судебная и показательная; гомилетика, сценическая речь);

2. письменная словесность (сфрагистика, эпиграфика, нумизматика, палеография, включающая: письма, документы – юридические законы, договоры и т.д.; сочинения);

3. печатная словесность, или литература (научная, художественная, публицистическая);

4. массовая коммуникация (массовая информация в виде радио, телевидения, прессы, кино; реклама и информатика) [Рождественский 1996: 23].

Необходимо возвращение к правилам словесности, среди которых Ю. В. Рождественский выделяет внешние правила, регламентирующие порядок создания, передачи, приема и хранения словесных произведений, и внутренние правила, регламентирующие лингвистическое строение текста с помощью искусства речи и наук о речи (логика, грамматика, поэтика, риторика, стилистика) [Рождественский 1996: 21].

В начале было…

История зарождения словесности в России представлена лишь некоторыми фрагментами и местами является весьма спорной.

словесность это

Первые учебники

русская словесность

Учебники начала XIX века характерны тем, что авторы начинают часто обращаться к примерам отечественной литературы. В 1822 году публикуется книга Н.И. Греча, в которой собран значительный материал по истории русской словесности, прослеженный от середины IX века.

Возрождение

Почему возникла потребность в уроках словесности в наши дни? Появление в школе третьего предмета филологии вызывало вопросы. Специалисты считают, что кризисные процессы, происходящие в обществе, негативно влияют на состояние русского языка в целом. Может быть, возрождение предмета, как своего рода естественная реакция, продиктованная самим временем, направленная на сохранение языка, его культуры и богатства, как достояния нации.

словесность 5 класс

Р.И. Альбеткова пишет, что словесность – это не какое-то дополнение к русскому языку и литературе, а отдельно стоящий предмет, заглядывающий в саму суть языка.

Поставленные задачи

Изучение предмета начинается с 5 класса. Словесность вводится, когда учащиеся принимаются осваивать литературные произведения различных жанров и планомерно изучают правила русского языка.

  • Научиться выражать собственные чувства и мысли в письменной и устной форме.
  • Овладеть способностью самостоятельно понять и осмыслить идею, композицию и сюжет литературного произведения.
  • Усвоение законов пользования языка.
  • Увеличить интерес к чтению.

русская словесность учебник

Изучение словесности – это хорошие возможности развития искусства слова у учащихся, коммуникативных навыков, так как значительную часть урока идет обсуждение прочитанного материала, работа в группах или парах.

Словесность Альбетковой

Программа, представленная Альбетковой, предлагает последовательное усвоение материала согласно возрасту учащихся. Она состоит из двух этапов:

  • первый – начальный уровень, для 5-6 классов;
  • второй – более глубокое погружение в предмет, для 7-9 классов.

Пособие в доступной форме на изложенных примерах учит работать с любыми текстами, анализировать их, раскрывая богатство русского языка. Также автор создал оригинальную систему упражнений в помощь учащимся для закрепления материала.

Скучать на таких уроках никому не придется. Они выстроены по принципу: творчество, игра и юмор. И что еще примечательно, что нет оценочной системы худшая работа – лучшая работа, поскольку способности у всех могут быть разные. Но цель учителя пробудить в каждом ученике его творческое начало.

Дар слова

Рассматривая литературные произведения как плоды словесного искусства, тщательно изучая их и анализируя, учащиеся приобретают ценные навыки и умения:

  • обогащение словарного запаса;
  • формирование эстетического вкуса;
  • расширение кругозора;
  • свободное владение русским литературным языком; ;
  • повышение уровня культуры речи.

Но что еще важно, все это стимулирует творить собственные шедевры, будь то письменно или устно.

Значения и виды

Словесность – это предмет филологии. Но в современных ее изданиях этот термин почти не использовался. Профессор МГУ Ю.В. Рождественский возродил его, придав определенный научный смысл. Он попытался выстроить классификацию видов словесности, адаптируя ее к нынешнему времени:

  • Устная (диалог, фольклор, молва, ораторика, речь сценическая и судебная).
  • Письменная (документы, сочинения, описания, письма).
  • Литературная (художественная, публицистическая, научная).
  • Массовая коммуникация (СМИ, кино, интернет).

словесность Альбеткова

Значение словесности рассматривается в четырех определениях:

  • наука о слове;
  • искусство слова;
  • дар слова;
  • общность словесных произведений.

Словесность сегодня

Не все знают, что понятие словесности – это детище русской науки. Его аналогов в Европе не существует. Сегодня слово становится все более популярным и модным, причем рассматривают его не только в рамках школьного образования.

Есть еще один интересный момент в преподавании словесности, в котором так и не пришли к согласию. По мнению некоторых филологов, ее никак нельзя отрывать от православия. Они апеллируют теми фактами, что само творчество русских писателей и поэтов тесно сопряжено с религией. Она была нравственным мерилом, через призму которого и происходил весь творческий процесс, причем не имело значение насколько богобоязненным был сам автор.

Альбеткова русская словесность

Владимир Путин, выступая на первом съезде Общества русской словесности, заявил, что сохранение языка, литературы и культуры – это вопрос сохранения национальной идентичности в глобальном мире.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Полезное

Смотреть что такое "Словесность" в других словарях:

словесность — См … Словарь синонимов

СЛОВЕСНОСТЬ — СЛОВЕСНОСТЬ, словесности, мн. нет, жен. 1. Творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество. Теория словесности. || Совокупность произведений такого творчества какого нибудь народа. Народная словесность. Устная … Толковый словарь Ушакова

СЛОВЕСНОСТЬ — СЛОВЕСНОСТЬ, и, жен. 1. Художественное литературное творчество и словесный фольклор (книжн.). Изящная с. (устарелое название художественной литературы). Устная народная с. 2. Слова, разговоры, подменяющие дело (неод.). Все его обещания пустая с.… … Толковый словарь Ожегова

Словесность — совокупность произведений какого либо народа, устных и письменных; это творчество народа; как безымянное, так и авторское. Словесность объединяет все жанры: сказы и сказки, былины и летописи, комедии и трагедии, научные работы и учебники и т.д. В … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Словесность — обиходный термин, в общем соответствующий более принятому в науке термину литература и столь же мало определенный, как и последний. По одним, понятие С. шире понятия литературы, так как литература (от латинского litterae письмена) есть… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

словесность — и, только ед., книжн. 1) Художественная литература и устное народное творчество, а также совокупность литературных и фольклорных произведений какого л. народа. Изящная словесность. История словесности. Различия во мнениях могут проходить в разных … Популярный словарь русского языка

Словесность — ж. 1. Творчество, выраженное в слове (как устном, так и письменном); словесное творчество. отт. Совокупность произведений такого творчества какого либо народа. 2. устар. Название филологических наук (лингвистики, стилистики, литературоведения и т … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

словесность — слов есность, и … Русский орфографический словарь

1. творчество, выражающееся в слове, как устном, так и письменном, словесное творчество. Теория словесности.

|| Совокупность произведений такого творчества какого-н. народа. Народная словесность. Устная словесность. История русской словесности. Взгляд на историю нашей словесности (заглавие статьи Пушкина).

2. Филологические науки (лингвистика, стилистика, литературоведение и пр.; устар.). Заниматься словесностью.

3. Слова, разговоры вместо дела (разг. шутл. пренебр.). Это только одна словесность.

Читайте также: