Что такое скульптура поверхности кратко

Обновлено: 25.06.2024

Наиболее устойчивая и, пожалуй, величайшая форма изобразительного искусства, известная человеку, скульптура сыграла важную роль в эволюции западной культуры. Ее история и стилистическое развитие принадлежат самому западному искусству. Она является ключевым показателем культурных достижений классической античности и стала важным фактором, влияющим на развитие искусства эпохи Возрождения в Италии. Вместе с архитектурой это была основная форма монументального религиозного искусства, которая на протяжении веков (ок. 400-1800) была движущей силой европейской цивилизации. Даже сегодня, хотя скульптура постоянно развивается, она по-прежнему является ведущим методом выражения и увековечивания исторических фигур и событий.

Великолепные примеры этой давней формы общественного искусства можно найти во многих лучших художественных музеях.

Вечно расширяющаяся форма искусства

Определение традиционной скульптуры

Традиционная скульптура до 20-го века имела четыре основных определяющих характеристики. Во-первых, это была единственная трехмерная форма искусства. Во-вторых, самая представительное. В-третьих, она рассматривалась как искусство твердой формы. Любые задействованные пустые пространства были по существу вторичными по отношению к его объему или массе. В-четвертых, традиционные скульпторы использовали только две основные техники: резьба или лепка. То есть они либо вырезали непосредственно из выбранного материала (например, из камня, дерева), либо строили скульптуру изнутри, так сказать, с использованием глины, гипса, воска и тому подобного. Модели для традиционной скульптуры происходят из греческой и римской скульптуры классической античности.

Определение современной скульптуры

Искусство скульптуры больше не ограничивается традиционными скульптурными концепциями, материалами или методами производства. Оно больше не исключительно репрезентативно, но часто полностью абстрактно. И при этом, скульптура не является исключительно твердой и статичной: ее частью может быть пустое пространство, она также может быть кинетической и способной к движению. Наконец, помимо того, что она может быть вырезана или смоделирована, она может быть также собрана, склеена, спроецирована (голографически) или построена различными способами. В результате традиционное четырехзначное значение и определение скульптуры больше не применяются.

Основные формы скульптуры устарели

Ранее в истории искусства понимались только две основные скульптурные формы: объемная скульптура (также называемая отдельно стоящей скульптурой) и рельефы (в том числе барельеф, рельеф и утопленный рельеф). В наши дни новые формы световой скульптуры (например, голограммы) и подвижной скульптуры требуют переопределения возможных форм.

Определение и значение скульптуры сегодня

Разнообразие пластического искусства 21-го века оставило нам только одну определяющую характеристику: трехмерность. Таким образом, текущее определение скульптуры выглядит примерно так:

История скульптуры

Трехмерное искусство начинается с доисторической скульптуры. Самые ранние из известных работ каменного века – Венера Берехат Рам и Венера Тан-Тан , обе примитивные, датируемые 230 000 г. до н.э. После этого скульпторы были активны во всех древних цивилизациях и во всех основных художественных движениях вплоть до настоящего времени. После египетской скульптуры основными золотыми веками в эволюции скульптуры были: (1) Классическая античность (500-27 гг. до н.э.); (2) Готическая Эра (c.1150-1300); (3) Итальянский Ренессанс (1400-1600); и (4) скульптура в стиле барокко (1600-1700). Подробную хронологию происхождения и развития трехмерного искусства см.: История скульптуры.

Теория скульптуры

Из-за своей трехмерной природы и того факта, что она может быть отображена во многих других типах локаций, чем, скажем, живопись, существует ряд важных концепций и теоретических вопросов, которые определяют дизайн и назнаение скульптуры. Вот краткий пример.

Элементы скульптурного дизайна

Два главных элемента скульптуры – это масса и пространство. Масса относится к объему скульптуры, твердому кусочку, заключенному внутри ее поверхности. Пространство – это воздух вокруг твердой скульптуры, и он реагирует с последней несколькими способами: во-первых, он определяет края скульптуры; во-вторых, он может быть окружен частью скульптуры, образуя впадины или области пустоты; в-третьих, он может связывать отдельные части скульптуры, которые, таким образом, связаны друг с другом в пространстве.

Руководство по эстетическим принципам восточной скульптуры в Китае см.: Традиционное китайское искусство: характеристики.

Принципы скульптурного дизайна

Они регулируют подход скульпторов к таким вопросам, как ориентация, пропорция, масштаб, артикуляция и баланс.

Ориентация
Чтобы создать ощущение гармонии (или дисгармонии) в самой скульптуре, или между ее частями, или между скульптурой и зрителем, или между скульптурой и ее окружением, скульптор обычно работает над определенным пространственным планом или системой отсчета. Такой план, часто основанный на системе осей и плоскостей, важен для поддержания линейной пропорции между взаимодействующими компонентами. Так, например, позы человеческих фигур обычно рассчитываются и создаются со ссылкой на четыре кардинальных плоскости, а именно: принцип аксиальности (например, анатомическое движение), принцип фронтальности (преобладающий в стоящих фигурах куроса греческой архаики), противоположность – динамическая поза, в которой одна часть тела поворачивается или отворачивается от другой части, примером которой являются работы Микеланджело (1475-1564) и Джамболонья (1529-1608), – и хиастическая стойка (поза, в которой вес тела опирается в основном на одну ногу, что является типичной характеристикой греческой фигуративной скульптуры высокого классического периода).

Доля
То, как скульпторы управляют пропорциональностью, значительно варьируется. Некоторые (например, египетские скульпторы) наблюдали иерархические ненатуралистические каноны пропорций (например, самые большие боги, следующие по величине фараоны, самые маленькие граждане и т.д.). Другие скульпторы следовали более натуралистическим, но одинаково иконометрическим правилам пропорций. Для сравнения, во многих племенных культурах используются системы, которые – по религиозным или культурным причинам – придают больший размер определенным частям тела (например, голове). Кроме того, конкретное расположение скульптуры может потребовать особого подхода к пропорциональности. Например, человеческая статуя, установленная на вершине высокой конструкции, может потребовать большей верхней части тела, чтобы уравновесить эффекты ракурса, если смотреть с уровня земли. (Великий художник рококо Тьеполо был мастером противодействия этому эффекту при создании своих потолочных фресок).

Масштаб
Это относится, например, к необходимости создания скульптуры в соответствии с масштабом ее окружения. Прогуляйтесь по любому крупному готическому собору и понаблюдайте за разнообразием скульптур, украшающих дверные проемы, фасады и другие поверхности. Кроме того, некоторые группы фигур, иллюстрирующие библейские сцены, могут содержать несколько разных масштабов: Дева Мария и Иисус могут быть одинакового размера, в то время как (например) Апостолы могут быть меньше.

Сочленение
Здесь описывается, как соединяются скульптурные фигуры (и другие формы): или как различные части тела объединяются в одну форму, или как объединяются между собой отдельные секции. Французский реалист-скульптор Огюст Роден (1840-1917) создал в своих фигурах преемственность в стиле импрессионизма, в отличие от более ранних греческих классических скульпторов (например, Поликлет) и скульпторов эпохи Возрождения, которые предпочитали отдельные единицы делинированной формы.

Равновесие
В автономной фигуративной скульптуре баланс включает в себя два основных вопроса. Во-первых, скульптурное тело должно быть физически устойчивым – достаточно легким для достижения ползучей или наклонной фигуры, менее легким для стоячей статуи, особенно при наклоне вперед или назад. Если естественное положение нестабильно, необходимо использовать базу. Во-вторых, с точки зрения композиции статуя должна демонстрировать ощущение динамического или статического равновесия. Без такой гармонии красота почти невозможна.

Лучший способ понять скульптуру

Материалы

Каменная скульптура

Каменная скульптура, вероятно, самая ранняя форма монументальной скульптуры, а также лучшая среда для монументальных работ, была распространена во многих эпохах каменного века палеолита. Работы-прототипы доисторической каменной скульптуры включают базальтовую статуэтку, известную как Венера Берехата Рама (ок. 23000 г. до н.э.) и кварцитную статуэтку, известную как Венера Тан-Тан (ок. 200000 г. до н.э. или ранее). С тех пор, вероятно, самым большим массивом каменной скульптуры была серия колонных статуй и рельефов, изготовленных для великих европейских готических соборов Шартра, Нотр-Дам де Пари, Амьена, Реймса, Кельна и многих других, в период 1150-1300 гг.

Камни из всех трех основных категорий горных пород годились для ваяния скульптуры, включая магматические (например, гранит), осадочные (например, известняки и песчаники) и метаморфические (например, мрамор). Чисто белый итальянский каррарский мрамор использовался в римском искусстве и в итальянской скульптуре эпохи Возрождения такими художниками, как Донателло и Микеланджело, в то время как греческие художники предпочитали пентелический мрамор для создания скульптур Парфенона. (См. Также: Мраморная скульптура.) Ирландская скульптура в эпоху позднего средневековья была главным образом приурочена к кельтским высоким крестам, сделанным из гранита.

Высочайшими примерами мраморной скульптуры являются Венера Милосская (ок. 130-100 до н.э.) Александра Антиохийского; Лаокоон и его сыновья (ок. 42-20 до н.э.) от Хагесандра, Афинодора и Полидора; Пьета (1497-99) и Давид Микеланджело; Экстаз святой Терезы (1647) барочного гения Бернини; Купидон и Психея (1796-97) Нео-классициста Антонио Канова; и Поцелуй (1889) французского гения Огюста Родена.

Нефритовая скульптура

Самая известная форма скульптуры из твердого камня, нефритовая резьба была специальностью китайских мастеров со времен неолита. Нефрит и жадеит являются двумя наиболее распространенными типами нефритового камня, хотя также используется боуенит (форма серпентина). Китайцы приписывают нефриту важные качества, в том числе чистоту, красоту, долговечность, даже бессмертие, а скульпторы ценят нефритовые камни за их блеск, полупрозрачные цвета и оттенки.

Деревянная скульптура

Бронзовая скульптура

Скульптуры из бронзы – сложный процесс, который был разработан независимо в Китае, Южной Америке и Египте. Бронзовое литье требует моделирования формы в глине, штукатурке или воске, которая позже удаляется после заливки расплавленной бронзы. Метод с использованием воска был обычной техникой в ​​эпоху Ренессанса. Это была также широко используемая техника в африканской скульптуре из Бенина и Йорубы.

Глиняная скульптура

Скульптуры из глины датируются эпохой палеолита каменного века. Известный (когда его обжигают) как терракотовая скульптура, он является самым пластичным из всех методов лепки, универсальным, легким, недорогим и долговечным. Хотя глина в основном использовалась для предварительных моделей, позже отлитых из бронзы или высеченных в камне, она также использовалась для создания натурных скульптур. Самая ранняя известная глиняная скульптура – это Венера Долни Вестонице (ок. 26 000 – 24 000 г. до н.э.), керамическая статуэтка, относящаяся к эпохе Граветта, обнаруженная на территории Чешской Республики. Другим шедевром палеолита является зубр Туд ​​д’Аудубера периода Магдалены (ок. 13 500 г. до н.э.), необожженный рельеф двух бизонов, найденный в пещере Тук д’Аудубер, Арьеж, Франция. Третий доисторический шедевр – Мыслитель Чернаводэ (ок. 5000 г. до н.э.), культовая терракотовая статуэтка, созданная во время мезолитической культуры хамангии в Румынии.

Другие скульптурные материалы

Другие традиционные материалы, используемые для создания скульптур, включают слоновую кость, а также драгоценные металлы.

Самые ранние известные примеры скульптуры из слоновой кости, например: знаменитые резные фигурки мамонта из слоновой кости доисторических животных, птиц и териантропических фигур (ок. 33–30 000 до н.э.), обнаруженные в пещерах Фогельхерда в швабской Юре, Германия; костёнковская Венера (ок. 22000 г. до н.э.), вырезанная из слоновой кости гигантская женская фигура, найденная в России; и Лев-человек из Холенштайн-Штаделя (ок. 38000 г. до н.э.) – гигантская статуэтка из слоновой кости, найденная в швабской Юре.

Известные работы, сделанные из драгоценных камней, включают, например: месопотамскую скульптуру, известную как Баран в зарослях (ок. 2500 г. до н.э.), небольшую статую из золотого листа, меди, лазурита и красного известняка, найденную в Большой погребальной яме, Ур; и Майкопский золотой бык (ок. 2500 г. до н.э.), золотая скульптура (выполненная методом литья по выплавляемым моделям) из Майкопской скульптуры Северного Кавказа, Россия.

Современные материалы, используемые в скульптуре 20-го века

Типы Скульптуры

Основными традиционными формами этого трехмерного искусства являются: отдельно стоящая скульптура, окруженная со всех сторон пространством и рельефная скульптура (охватывающая барельеф, рельеф альт-релиево или высотный и затонувший рельеф), где рисунок остается прикрепленным к фону, обычно каменному или деревянному. Примеры рельефных работ можно увидеть в мегалитическом искусстве, такие как сложные спиральные гравюры, найденные в Ньюгрейндж (Ирландия), на Колонне Траяна в Риме, Храмы Зевса в Олимпии и Парфеноне. Готические архитектурные рельефы появляются на всех основных европейских соборах того периода: рассмотрите, например, святых на южном трансепте собора в Шартре и апостолов на северном трансепте собора в Реймсе.

Скульптура также может быть классифицирована передаваемым предметом. Например, статуя, подобная двум версиям Давида Донателло и Микеланджело, обычно представляет собой полнометражный трехмерный портрет человека, в то время как бюст обычно изображает только голову, шею и плечи – см. Бюст Джорджа Вашингтона (1788), Жан-Антуан Гудон (1741-1828). Статуя человека верхом на лошади, такая как статуя Джамболоньи (1529-1608) Козимо Медичи во Флоренции, называется конной скульптурой. Пожалуй, величайшая конная статуя – бронзовый всадник в стиле барокко на площади Декабристов в Санкт-Петербурге: памятник царю Петру Первому, шедевр русской скульптуры, хотя и созданный французом.

Скульптура как публичное искусство
Яркое заметное физическое присутствие скульптуры делает ее идеальной формой публичного искусства: высшими примерами в западной культуре являются монументальные мегалиты в Стоунхендже, классические скульптуры Парфенона в Афинах, кельтские кресты в Ирландии и готические колонны 12-13 веков со статуями и рельефами в соборах северной Франции и Германии.

Современная и Постмодернистская Скульптура

С 1960-х годов так называемый модерн был заменен современным искусством или постмодернизмом. В отличие от более ранних модернистов, современные постмодернистские скульпторы (например, поп-артисты, такие как Клес Олденбург, Роберт Индиана и неоп-исполнитель Джефф Кунс), могут свободно использовать более широкий спектр материалов, изображений и методов. Стили имеют тенденцию быть более локализованными, так как сегодняшняя тенденция среди современных художественных движений состоит в том, чтобы не доверять великим идеям и интернационализму современных художественных движений конца 19-го и начала-середины 20-го века.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Зачетный Опарыш

Лучший ответ:


Васян Коваль

Какие внешние силы формируют рельеф поверхности? Какую основную работу они совершают? Изменение горных пород происходит в процессе выветривания. Физическое выветривание – под влиянием колебаний температур, давления, влажности ослабевает прочность горных пород, образуются трещины, части отламываются. При химическом выветривании изменяется состав горных пород под влиянием кислорода, воды, солей и кислот, содержащихся в воде и воздухе. При органическом выветривании разрушение происходит в результате деятельности живых организмов.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

• Раскрыть, от чего зависит рельеф поверхности. • Познакомить учащихся с изменением горных пород в процессе выветривания. • Определить, какие внешние процессы и как влияют на рельеф.

 Основное содержание: Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Виды выветривания. Деятельность ветра, текучих вод, ледника. Мерзлотный рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия

Основное содержание:

Ценностный компонент урока :

Проверка домашнего задания:

1. Почему платформы выражены в рельефе равнинами, а геосинклинали — горными областями? 2. Объясните, чем отличается строение плиты от строения щита. 3. Дайте определение тектонической структуры. 4. Где на территории России расположены самая высокая и самая низкая точки? Как они называются? 5. Расскажите о связи рельефа России с тектоническим строением ее территории.

Изучение нового материала: Магматические и метаморфические породы при выходе на поверхность подвергаются разрушению. Они измельчаются, превращаются в рыхлые породы, изменяется их химический состав.

Изучение нового материала:

Магматические и метаморфические породы при выходе на поверхность подвергаются разрушению. Они измельчаются, превращаются в рыхлые породы, изменяется их химический состав.

Выветривание Выветриванием называют процесс механического разрушения и химического изменения горных пород и составляющих их минералов. Различают три формы выветривания: физическое, химическое и биологическое .

Выветривание

Выветриванием называют процесс механического разрушения и химического изменения горных пород и составляющих их минералов.

Различают три формы выветривания: физическое, химическое и биологическое .

Физическое выветривание Физическое выветривание — это механическое разрушение горных пород без изменения химического состава. Главный фактор физического выветривания — колебание суточных и сезонных температур.

Физическое выветривание

Физическое выветривание — это механическое разрушение горных пород без изменения химического состава. Главный фактор физического выветривания — колебание суточных и сезонных температур.

Физическое выветривание Селевые потоки, ветер, сила тяжести, землетрясения, извержения вулканов также содействуют физическому выветриванию горных пород. Механическое измельчение горных пород приводит к пропусканию и задерживанию породой воды и воздуха, а также значительному увеличению площади поверхности, что создает благоприятные условия для химического выветривания .

Физическое выветривание

Селевые потоки, ветер, сила тяжести, землетрясения, извержения вулканов также содействуют физическому выветриванию горных пород. Механическое измельчение горных пород приводит к пропусканию и задерживанию породой воды и воздуха, а также значительному увеличению площади поверхности, что создает благоприятные условия для химического выветривания .

Химическое выветривание Химическое выветривание — это совокупность различных химических процессов, в результате которых происходит дальнейшее разрушение горных пород и качественного изменения их химического состава с образованием новых минералов и соединений. Важнейшими факторами химического выветривания являются вода, углекислый газ и кислород.

Химическое выветривание

Химическое выветривание — это совокупность различных химических процессов, в результате которых происходит дальнейшее разрушение горных пород и качественного изменения их химического состава с образованием новых минералов и соединений. Важнейшими факторами химического выветривания являются вода, углекислый газ и кислород.

Биологическое выветривание Биологическое выветривание - это процесс химического разрушения и химического изменения горных пород и минералов под влиянием организмов и продуктов их жизнедеятельности. Корни растений и микроорганизмы выделяют во внешнюю среду углекислый газ и различные кислоты (щавелевую, яблочную, янтарную, плавиковую, азотную, серную и др.), которые разрушают минералы и усиливают процесс выветривания.

Биологическое выветривание

Биологическое выветривание - это процесс химического разрушения и химического изменения горных пород и минералов под влиянием организмов и продуктов их жизнедеятельности.

Корни растений и микроорганизмы выделяют во внешнюю среду углекислый газ и различные кислоты (щавелевую, яблочную, янтарную, плавиковую, азотную, серную и др.), которые разрушают минералы и усиливают процесс выветривания.

 Интенсивность выветривания зависит от климатических условий и главным образом от температуры и количества осадков. В условиях засушливого климата продукты выветривания накапливаются, в условиях влажного климата - вымываются (выщелачиваются).

Интенсивность выветривания зависит от климатических условий и главным образом от температуры и количества осадков.

В условиях засушливого климата продукты выветривания накапливаются, в условиях влажного климата - вымываются (выщелачиваются).

На основе текста § 16 учащиеся заполняют таблицу.

Влияние внешних сил на рельеф России

Внешние силы, формирующие рельеф

Формы рельефа, созданные в результате деятельности внешних сил

Деятельность текучих вод

Где встречаются эти формы рельефа

Речные долины, овражно-балочная сеть

Песчаные холмы, гряды, дюны, барханы

Центральная часть Восточно-Европейской равнины

Прикаспийская низменность, Куршская коса

ЭТО ВАЖНО. Следует подчеркнуть, что наряду с внешними и внутренними силами на формирование рельефа оказывает влияние хозяйственная деятельность человека . ВОПРОС: Какие виды хозяйственной деятельности человека приводят к изменению рельефа? Какие формы при этом образуются? Изменение рельефа приводит к окультуриванию ландшафта или, наоборот, к его разрушению (например, овражно-балочная сеть).

ЭТО ВАЖНО.

Следует подчеркнуть, что наряду с внешними и внутренними силами на формирование рельефа оказывает влияние хозяйственная деятельность человека .

ВОПРОС: Какие виды хозяйственной деятельности человека приводят к изменению рельефа? Какие формы при этом образуются?

Изменение рельефа приводит к окультуриванию ландшафта или, наоборот, к его разрушению (например, овражно-балочная сеть).

Вместе с архитектурой она существовала как основная форма монументального религиозного искусства и на протяжении веков была движущей силой европейской цивилизации. Даже сегодня, хотя скульптура постоянно развивается, она по-прежнему является ведущим методом выражения и увековечивания исторических фигур и событий.

Скульптура как вид изобразительного искусства

Монументальное искусство

Скульптура — это одно из изобразительных искусств, которое отличается от живописи тем, что скульптор выражает себя, создавая трёхмерные фигуры и формируя пространство. Она включает искусство резьбы, литьё и лепку. Кроме того, использование различных комбинаций материалов создало новый художественный репертуар, который включает в себя такие процессы, как конструктивизм и сборка.

Монументальное искусство

История происхождения

С древних времён человек занимался, наряду с наскальной графикой, и скульптурой. Сначала он делал это из самых простых материалов, которые были под рукой — камня, глины и дерева. Первые скульптурные проявления относятся ко времени нижнего палеолита, когда человек раскалывал кремень. Позже он использовал гравюру — рельеф, вырезанный на камне и костях животных.

Резные фигурки в верхнем палеолите

В верхнем палеолите наиболее распространёнными примерами являлись резные фигурки или гравированные предметы, которые эволюционировали от примитивной фазы к представлению анималистических фигур, адаптированных к структуре кости.

Глина также была распространённым материалом. Первые известные скульптурные произведения — родом из Египта, Китая, Индии и Ближнего Востока, где около 4 тыс. лет назад уже были печи для изготовления керамических изделий.

Одним из наиболее важных достижений в истории скульптуры стала возможность обрабатывать металл — сначала бронзу, а затем железо.

Высокой степени совершенства скульптура как вид изобразительного искусства достигла в Древней Греции. Это было обусловлено поиском лучшего выражения красоты человеческой фигуры. Во время эллинского периода при создании скульптур существовало намерение усилить движение и подчеркнуть эмоции.

Этрусская скульптура (IX век до н. э. — I век до н. э.) произошла из греческого искусства, но со своими характеристиками. Скульптура, связанная с контекстом похорон, является наиболее распространённым этрусским искусством. Впоследствии под влиянием этрусков и греков появилась римская скульптура.

Романский и готический период

Романская скульптура (XI—XIII века)

Романская скульптура (XI—XIII века) была на службе у архитектуры. Наиболее часто используемым материалом была древесина.

Новшеством стала скульптура на драматические темы со сценами Страстей Христовых и Благочестия. В конце готического периода в Германии были изготовлены великолепные алтари в исполнении таких художников, как Тильман Рименшнайдер и Файт Стосс.

Современная эпоха

Новая художественная форма эпохи Возрождения была вдохновлена скульптурой классической античности, стремящейся к полному возвышению красоты и романтизма.

В это время скульптура была практически отделена от архитектуры и представленные персонажи демонстрировали драматическую выразительность, что можно увидеть в работах Микеланджело. В больших и малых формах появлялись скульптуры женщины с ребёнком, олицетворяющие Богоматерь. На разных этапах лучшие работы эпохи Возрождения были выполнены, благодаря деятельности таких великих скульпторов, как:

  • Донателло.
  • Якопо делла Кверчия.
  • Лука делла Роббиа.
  • Андреа дель Верроккьо.
  • Мигель Анхель.

Стиль кубизм

С 1970-х годов появляются новые движения, такие как минимализм, концептуальное искусство, гиперреализм, перформанс или постмодернизм. Выдвигаются художники:

  • Дэвид Смит.
  • Дональд Джадд.
  • Карл Андре.
  • Дэн Флавин.
  • Соль ЛеВитт.
  • Ричард Серра.
  • Деннис Оппенгейм.
  • и Яой Кусама и другие.

Функции и классификация

Доисторические народы создавали первые глиняные скульптуры, изображающие фигуры людей или животных и, вероятно, использовали их в религиозных или магических целях. Иногда они были простыми амулетами или исполненными по обету фигурами. Археологи их отыскали в некоторых культурах, могилах или храмах. Отсюда и начали появляться следующие жанры скульптуры:

  • бытовой;
  • портретный;
  • мифологический;
  • символический;
  • анималистический и т. д.

Доисторические народы создавали первые глиняные скульптуры

Эта функциональность менялась с исторической эволюцией, приобретая в основном эстетический или просто декоративный характер, и становилась постоянным или эфемерным элементом.

В Древнем Риме статуи императора Августа должны были подарить его людям символ верховной власти.

Позже, в Средние века, во времена романского искусства скульптура имела тесную связь с архитектурой и выполняла, в дополнение к эстетической, дидактическую или педагогическую функцию.

Орнаментальная функция была связана с некоторыми другими функциями, хотя иногда она могла быть главной целью, как в случае с растительным или геометрическим декором. В аниконических стилях, таких как ислам, он играет фундаментальную роль.

Другой функцией скульптуры является коллекционирование, которое стало важным после ренессанса, когда дворяне приобретали скульптуры для украшения своих дворцов или садов. Позже, с XVIII века, монархи, бизнесмены, буржуа и коллекционеры использовали скульптуру как средство экономического вложения, самоудовлетворения и форму подчёркивания престижа.

Типы и виды

Скульптура разделена на две большие ветви — скульптуру как таковую и декоративную. Первая имеет свою идентичность сама по себе. Вторая играет второстепенную роль в качестве помощника первой и декора архитектуры. В свою очередь, эти два типа делятся на следующие виды:

Рельефы — это скульптуры, выпуклые на плоскости

Канон пропорций

Канон представляет собой набор идеальных пропорций фигуры человека и правил композиции.

У египтян была норма для представления человеческого тела в рельефах, называемая профильным каноном. Модель была правильной фигурой, а модули связаны с размером руки.

Скульптуры Леонардо да Винчи

Современные каноны, принятые большинством художников, установил Леонардо да Винчи в конце XV века. Основная мера флорентийского канона, взятая из хорошо сложённого человека, находится в голове. По высоте это рассматривается как восьмая часть всего тела, а лицо является десятой частью тела.

Пока человек стоит и вытягивает руки, он определяет идеальный квадрат с линиями, ведущими вниз и проходящими через концы рук, и теми, которые горизонтально лежат на голове и под ногами. Диагонали этого квадрата вырезаны в последнем поясничном позвонке и зафиксированы в центре всей фигуры.

Проведя горизонталь по указанной центральной точке, человек разделён на две равные части, и каждая из них — на две другие, параллельными линиями, которые пересекают середину груди и колени. Голова разделена на четыре равные части.

Использование материалов

Материалы, применяемые в скульптуре, определяют результат внешнего вида. Детали тонких и ажурных форм лучше всего достигаются с использованием дерева, о чём свидетельствуют, например, готические алтари.

Глина — один из старейших материалов. Её легко моделировать и она не требует специального оборудования, поскольку можно просто пользоваться руками.

Известняк — мягкая осадочная порода, лёгкая в работе. Он широко использовался в монументальной скульптуре, такой как Большой Сфинкс — громадная фигура льва с человеческим лицом.

Мрамор — метаморфический известняк, мелкозернистый и компактный. Обработка его поверхности может быть очень разнообразной, с получением различных текстур. Этот камень был одним из фаворитов великих художников античности и ренессанса.

Песчаник имеет особенность становиться более хрупким с течением времени. Он широко использовался для каменных скульптур романских столиц. В настоящее время этот камень обычно не применяется.

Диорит камень

Гранит и диорит являются магматическими породами, намного более твёрдыми, чем мрамор. Они образуются при охлаждении расплавленных вулканических материалов. Их качество превосходно после обработки и полировки и встречается во многих цветах.

Мыльный камень — метаморфическая порода, образованная тальком. Это очень мягкий и лёгкий материал в работе. В Индии есть несколько храмов со скульптурами мыльного камня.

Кварц — твёрдый минерал, с которым очень трудно работать. Несмотря на это, есть примеры сложных скульптур, вырезанных из кварца.

Нефрит. Под этим именем известно два камня — жадеит и нефрит, оба очень похожи. Нефрит используется в Китае для вырезания фигур уже более пяти тысяч лет.

Золото. Вместе с медью это был один из первых металлов, используемых человеком, из-за его красоты и потому, что его легко обрабатывать. Археологические раскопки в Уре, Трое и Микенах, показывали, что золото уже использовалось в неолите.

Бронза чаще всего применяется для отливки скульптурных моделей.

Сталь многие художники используют как один из наиболее подходящих материалов для выставления своих работ на открытом воздухе.

Декоративное использование резьбы по кости

Слоновая кость получается из клыков различных животных, в частности, слонов. Декоративное использование резьбы по кости встречалось в Древнем Египте и Месопотамии.

Использование бетона в скульптуре является относительно новым и стало более важным, поскольку его применение увеличилось в архитектурных фасадах зданий.

Техники исполнения

Скульпторы обычно готовят свои работы, делая вначале рисунок и строя небольшую модель фигуры из глины или гипса. Эта модель эквивалентна плану художника. Интересно то, что методы моделирования почти не менялись с течением времени, по сравнению с изменениями, произошедшими в других видах изобразительного искусства. Только в XX веке начали внедрять новые методы работы.

Ваяние состоит из удаления частей до получения желаемой формы. Раньше это делалось только с помощью металлических инструментов. В настоящее время в дополнение к традиционным инструментам используется алмазный диск для камня.

Обычно для работы с глиняными скульптурами многие культуры использовали те же приёмы, что и для гончарного дела. Влажная глина сжималась в предварительно приготовленных формах, а затем из неё лепили скульптуры, применяя круглую подставку, имеющую возможность вращаться, руки и режущие инструменты.

Воск для моделирования

Воск моделируется как вспомогательный материал для эскизов. Он служит скульптору либо в качестве руководства для визуализации его окончательной работы в другом материале, либо в качестве матрицы для последующего литья в бронзе. Он также используется для создания персонажей, которые выставляются в многочисленных музеях восковых фигур.

Техника, которая относится к производству пресс-форм, называется литьём. Исторически использование выплавки воска было уже известно со II века в Египте и Месопотамии и его систематически применяли с V века до нашей эры в Греции.

Тиснение заключается в том, чтобы с помощью молотка производить в листе металла рельефы и зазоры, необходимые для достижения желаемой формы.

Штамповка — печать на листе металла.

Электросварка характеризуется чрезвычайно прочным и жёстким соединением. Это позволяет соединять различные железные предметы.

Читайте также: