Что такое самообразование кратко 5 класс

Обновлено: 01.07.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

Давайте вспомним

На какие вопросы, связанные со школьными предметами, ты хотел сам поискать ответы? Чему тебе надо было для этого научиться?

Обсудим вместе

Как добывать знания самостоятельно? Где и какими способами это можно делать? Можно ли научиться учиться?

Подумай: только ли на уроках ты учишься? Конечно, нет. Тебя учит и окружающая среда, что-то ты перенимаешь у своих друзей, чему-то учишься сам по книгам, телевизионным передачам, компьютерным программам. Везде есть учебные пособия, библиотеки, люди, которые могут ответить на твои вопросы. А многие ребята посещают ещё и специальные школы: художественную, музыкальную, спортивную и др.

Ты уже знаешь, что после школы люди получают образование в колледжах или училищах, институтах, университетах или академиях. Но многие, обучаясь в этих учреждениях, не ограничиваются тем, что узнают на занятиях. Они занимаются сами, по своему собственному побуждению.

Результат самообразования — это знания, умения и опыт, приобретённые с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знания.

Пытливому уму тесны рамки урока. Тот, кто хочет получить дополнительные знания и умения, ищет, что почитать, что посмотреть, в чём поучаствовать. Он идёт в книжный магазин или библиотеку, использует Интернет, посещает музей или выставку. Он идёт с вопросами к старшим или сверстникам, занимающимся в предметных кружках или секциях, посещающим дополнительные занятия. Он решает, на какие занятия записаться самому.

Самообразование помогает углублению и расширению знаний, полученных в школе и других учреждениях образования.

Формы самообразования

Основная форма самообразования — изучение литературы: научной, научно-популярной, учебной, художественной и др.

Наряду с чтением можно использовать и другие формы самообразования. Рассмотри их на схеме.


Навыками самостоятельной работы, необходимыми для самообразования, ты можешь успешно овладеть в школе.

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК


Школа Сухомлинского не ограничивалась стенами класса и школьного здания. Он проводил много уроков в саду и лесу, на берегу реки и в поле. Дети учились понимать и любить природу, познавать её тайны, восхищаться её красотой.

В школе Сухомлинского в начальных классах всем ученикам во время уроков давалось полчаса самостоятельной работы. Это время каждый мог занять тем, что решил делать сам. Можно было переписать неудачно выполненное задание, прочитать книжку, решить задачу. Не разрешалось только ничего не делать. Так дети учились быть самостоятельными.

Школа, в которой Сухомлинский был директором 22 года, являлась одновременно и его научной лабораторией.

Свой опыт обучения школьников он описывал в книгах и статьях. Труды его напечатаны на 40 языках мира.

Для детей он тоже писал книги, особенно любил сочинять сказки и рассказы из школьной жизни.

Вопрос
Как ты думаешь, утратила ли школа В. А. Сухомлинского своё значение в наше время? Свой ответ поясни.

Испокон века книга растит человека


И большой объём знаний, много информации ты получаешь, конечно же, из книг.

Книги знакомят нас с прошлым, помогают больше узнать о науке, культуре, искусстве, позволяют даже заглянуть в будущее. Книги передают нам накопленный поколениями людей опыт. Из них мы узнаём о том, как строить дома, укрощать реки и прокладывать железные дороги, выращивать хлеб, овощи, фрукты. Книги умеют рассказать обо всём на свете: нет такой темы, такого предмета, о которых не было бы написано книг.

В библиотеке можно выбрать именно то, что тебе нужно и интересно в данный момент. Зайди в библиотеку, и ты найдёшь ответ на вопрос из любой области знаний: биологии, истории, географии, астрономии, математики.

Вопрос
Скорее всего, ты знаком со школьной библиотекой. А в какие ещё библиотеки ты можешь попасть? Узнай, читателем каких библиотек ты можешь стать.

Вопрос
Какие журналы читаешь ты? Какие журналы читали твои родители?


Самообразование — путь к успеху

Ты уже знаешь о деятельности своего выдающегося соотечественника композитора Александра Порфирьевича Бородина, по образованию медика и химика. А выдающийся отечественный психолог Лев Семёнович Выготский по образованию был юристом.

Самообразование также помогает людям успешно заниматься делом, не совпадающим с полученным образованием.

Расспроси своих родных и знакомых: вероятно, среди них есть такие люди.

А многие люди, которые по разным причинам вообще не получили профессионального образования, смогли добиться жизненных успехов исключительно благодаря самообразованию. Таким, например, был американский государственный деятель, учёный Бенджамин Франклин. (Об этой личности ты ещё узнаешь, изучая курс истории.)

Бенджамин рос в бедной семье. Он рано пристрастился к чтению, но новые книги мог приобретать только за счёт продажи старых. Его отец вынужден был забрать сына вначале из грамматической школы, а затем и из школы арифметической, так как не мог платить за образование. Всем успехам в своей жизни Франклин обязан самообразованию. А человечество многим обязано этому человеку. Среди его исследований и открытий данные о штормовых ветрах и теория, объяснявшая их происхождение; метод защиты от грозового разряда — молниеотвод; лампа для уличных фонарей; применение электрической искры для взрыва пороха. Франклин участвовал в измерениях скорости, ширины и глубины Гольфстрима, и это течение (название которому дал он сам) было нанесено на карту.

Новые возможности

Самообразование и самоорганизация

Самообразование начинается с того, что человек оценивает ситуацию: какие знания и умения у него есть, чего ему не хватает. Далее он ставит цель, намечает пути её достижения, выбирает средства. Иными словами, определяет, как ему следует действовать. Следующий этап — это уже сами действия по достижению цели. Здесь очень важно время от времени оценивать свои результаты, сравнивать их с поставленной целью и при необходимости менять средства, определять новые пути, подбирать более подходящие способы.

Так постепенно самоконтроль и самооценка помогают выработать навык самостоятельной работы по овладению новыми знаниями и умениями.

2. Таня учится играть на скрипке.Андрей учится играть в хоккей.Маша учится шить.Как ты думаешь, где и как ребята осуществляют свою учёбу? О каких других учебных занятиях твоих сверстников ты можешь рассказать?

6*. Русский писатель Д. И. Писарев считал, что настоящим образованием является только самообразование и что оно начинается тогда, когда человек прощается со всеми школами. Какие особенности самообразования отражает суждение Писарева?

Людей, занимающихся в наши дни самообразованием, становится все больше и больше. Получение новых профессиональных навыков сейчас доступно любому человеку, причем, не выходя из дома: достаточно просто иметь доступ в интернет и желание учиться. Например, после основной профессиональной деятельности можно изучать иностранные языки, осваивать программирование или аналитику данных, слушать онлайн лекции или участвовать в вебинарах — нужно только определиться со сферой своих интересов и текущими потребностями в личностном и профессиональном росте.

Самообразование — это самостоятельное изучение какого-либо предмета или материала, с помощью которого человек приобретает новые систематические знания, умения и компетенции. Самообразование предполагает личный непосредственный интерес обучающегося в сочетании с самостоятельностью изучения, без помощи третьих лиц. Самообразование — это мотивированное увлечение.

Самообразование человек получает вне какой-либо профессиональной школы, путем личного изучения наук. Однако, и обучение в школе не исключает потребности личности в самообразовании, так как ни одна школа не может в полной мере дать все то, что необходимо знать хорошо образованному человеку.

Известно, что самообразование — это еще и средство самовоспитания, это все дополнительные способы приобретения знаний, которые связаны с самостоятельным изучением нового материала обучающимся. Считается, что лучшее образование — это именно самообразование.

Каждый человек с рождения любопытен и пытается познать мир вокруг себя. В человеке природой изначально заложено стремление к новым знаниям и умениям. То, что человек изучает самостоятельно, запоминается всегда легче и быстрее, при этом надолго оставаясь в памяти.

Самообразование — это достаточно широкое понятие. В целом, это любая деятельность, направленная на развитие определенных навыков и совершенствование знаний.

Посещение выставок, музеев, поход в кино и театр — все это помогает человеку развиваться, а следовательно относится к самообразованию.

Таким образом, не стоит считать самообразование чем-то унылым и скучным. Приносить удовлетворение может не только сам результат, но и процесс самообразования.

Что дает человеку самообразование

Самообразование может дать человеку многое. Например, оно дает свободу личности, усиливает мотивацию при достижении поставленных целей, развивает трудолюбие и самостоятельность. Оно помогает человеку сконцентрироваться на важных вещах, прислушиваться к своей интуиции и развивать ее, найти то, к чему он расположен и что приносит ему удовлетворение, заниматься любимым делом.

Самообразование помогает человеку обрести знания и навыки, которые формируют его личный жизненный опыт. Оно дает также возможность быстрее достигать определенные цели, которые ставит перед собой человек, удовлетворять природную жажду знаний и любознательность, присущие большинству людей. Все это, в итоге, помогает человеку развиваться, самосовершенствоваться, осваивать новые профессии, покорять профессиональные и личностные вершины, принося пользу себе и обществу.

Самообразование является одним из самых эффективных способов получения знаний за счет более глубокого вовлечения и личной мотивации в познании новой информации. Оно помогает человеку лучше понимать происходящие в его жизни процессы и их причинно-следственные связи, анализировать и принимать самостоятельные решения, позволяет обрести необходимый теоретический и практический опыт.

При самообразовании человек всегда вправе сам выбирать источники информации и объем изучаемого материала. Так, человек может руководствоваться не только общепринятой методикой обучения, используя тренинги, курсы, семинары и пр., но и внедрять свои собственные практики — например, изучая подборки экспертных статей на интересующие темы, или просматривая видео, обучающее по нужным ему направлениям.

При этом человек уделяет больше внимания именно тем областям знаний, к которым он испытывает наибольшую заинтересованность. Самообразование может осуществляться самыми различными способами и методами.

Основные функции самообразования:

Плюсы и минусы самообразования

Плюсы самообразования:

  • нестандартные методики обучения: их можно тестировать, совмещать, выбирать наиболее комфортную: чтение, конспекты, онлайн лекции и т. д.; есть возможность сменить программу обучения, в любом случае, процесс обучения всегда будет актуален;
  • глубина обучения: поскольку временные ограничения отсутствуют, есть возможность изучать материал всесторонне, останавливаясь на тех моментах, которые действительно необходимы;
  • низкая стоимость: вы оплачиваете книги, курсы и лекции, доступ к определенным ресурсам; в ряде случаев, самообучение можно сделать полностью бесплатным, используя открытые доступные источники в интернете;
  • возможность работать с информацией в своем личном темпе: конспектировать, выполнять задания, возвращаться к ранее изученному материалу, чтобы уточнить неясные моменты и ликвидировать пробелы;
  • развитие навыков самодисциплины: вы научитесь грамотно организовывать свое рабочее и свободное время, используя приемы тайм-менеджмента, находить баланс интересов, определять приоритеты;
  • возможность самостоятельно выбирать удобное время, место занятий и их продолжительность.

Минусы самообразования:

  • необходимость подтверждения квалификации: работодателю требуются документы об образовании или реальные проекты;
  • ограниченность сфер для самообразования: существует ряд специальностей, которые не могут быть освоены человеком самостоятельно для ведения профессиональной деятельности, а не для личного пользования, например: медицинская отрасль, транспортная сфера, многие рабочие и инженерные специальности;
  • постепенное снижение мотивации: поначалу самообразование — самый мотивированный вид обучения, однако в дальнейшем мотивация может снижаться за счет новых приоритетов, поэтому очень важно не отступать от намеченного плана, проявляя волю и самодисциплину;
  • трудности со сосредоточением: важно правильно организовать свое рабочее место и время — обстановка должна быть деловой, учебной, чтобы ничто не отвлекало от процесса обучения;
  • отсутствие куратора, ментора: никто не исправляет допущенные ошибки, не показывает, как правильнее и проще освоить новый материал, существует риск понять неправильно часть материала;
  • социальный аспект: обучение проходит вне социальной среды без взаимодействия с другими обучающимися, достижения никем не оцениваются, нет критики и поощрений, нет конкуренции;
  • зависимость качества процесса самообучения от достоверности источника.

Как составить план самообразования

Начать процесс самообучения рекомендуется с составления плана.

Первичная проработка темы самостоятельного изучения и создание плана — это важный этап процесса самообразования, обеспечивающий успешное прохождение обучения.

Грамотно составленный план самообразования способствует:

  • повышению мотивации к изучению материала;
  • систематизации и организованности процесса обучения;
  • визуализации конечной цели самообразования.

Существует четыре основных типа составления плана самообразования. Рассмотрим подробнее особенности каждого из них:

  1. План, основанный на времени. Такой тип плана достаточно универсален и подойдет тем, кто хочет изучить одно или сразу несколько новых направлений. В данном случае необходимо выделить для обучения определенное количество времени в течение дня, то есть создать свой личный временной график и его придерживаться.
  2. План, основанный на месте. Места обучения могут быть самыми различными: библиотека, парк, кафе и т. д. Важно, чтобы выбранное место для самообучения было удобным и комфортным для обучающегося.
  3. План, основанный на целях. Для составления такого плана необходимо выделить три основные цели, которые нужно достичь. На основании этих целей и выстраивается программа самообразования. Такой тип плана можно объединить с другими, с целью достижения баланса и удовлетворенности от процесса обучения.
  4. Свободный план. Данный тип плана принципиально отличается от остальных тем, что конкретные цели в процессе обучения отсутствуют. Вместо этого ведется дневник, в котором необходимо записывать, что уже изучено, какие успехи достигнуты, и каковы следующие шаги в обучении. При таком подходе сохраняется некая свежесть восприятия материала и повышается мотивация. При таком планировании очень важна самоорганизация.

Как же правильно составить план самообразования? Для составления любого типа плана существует ряд общих основных критериев:

  1. Необходимо определить, почему важна именно эта тема исследования. Это очень важный подготовительный шаг, определяющий степень внутренней мотивации.
  2. Необходимо составить список целей. Их не должно быть слишком много: не более трех. При этом, они должны быть достаточно амбициозными, но реальными для достижения.
  3. Следует установить ключевые моменты в обучении. Это те моменты, по которым можно отслеживать прогресс.
  4. Рекомендуется составить расписание занятий и распорядок дня, а также определить временные рамки для каждой цели. В данном случае крайне полезными могут стать приемы тайм-менеджмента.
  5. Отслеживание прогресса. Отслеживание прогресса положительно влияет на уровень мотивации. Под отслеживанием подразумевается, в первую очередь, ведение дневника, на основе которого, спустя некоторое время, можно будет сделать определенные выводы, выявить тенденции, скорректировать как процесс, так и план самообразования.
  6. Важно составить и список информационных ресурсов. Это могут быть следующие виды ресурсов:
  • книги;
  • журналы;
  • образовательные видео;
  • блоги;
  • конференции и лекции;
  • вебинары;
  • стажировки;
  • путешествия;
  • волонтерская работа.

Советы для эффективного самообразования

  1. Обозначьте контекст самообразования — для чего вы решили этим заниматься, какова будет направленность обучения, что вы получите в итоге.
  2. Определите, как новая информация будет сочетаться с вашим образом жизни, какую практическую пользу можно получить от занятий.
  3. Поставьте цели самообразования — что вы хотите изучить и для чего, что вам даст этот процесс; разработайте поэтапный план обучения и строго его придерживайтесь.
  4. Обозначьте границы знаний — какой объем информации необходимо освоить. Каждый предмет, каждая отрасль знаний имеет очень большую глубину изучения, поэтому важно обозначить необходимые предметные отрасли, границы обучения, обязательные темы, источники информации.
  5. Определите, сколько времени вы сможете реально ежедневно посвящать процессу обучения, проработайте образец (формат) учебного дня.
  6. Чтобы не разочароваться в обучении онлайн, следуйте несложным правилам:
  • не доверяйте источникам (курсам), которые обещают супер-результат в сжатые сроки, особенно в сложных сферах;
  • выбирайте курсы от проверенных источников;
  • внимательно изучайте отзывы тех, кто уже прошел ранее данные курсы;
  • не распыляйтесь: не стоит записываться на несколько курсов одновременно, даже если они кажутся вам важными, вряд ли получится уделить достаточно внимания и сил каждому из них. Определите для себя приоритеты и будьте последовательны.

Тренинги и мастер-классы — это эффективные способы самообразования. Если вы из тех людей, кто не любит заниматься в одиночестве, запишитесь на мастер-класс или посетите цикл лекций. В группе с другими обучающимися заниматься будет значительно интереснее и эффективнее, при этом дольше сохраняется мотивация. В наши дни существует большое разнообразие тренингов по самым различным направлениям:

  • профессиональные семинары;
  • личностный рост и саморазвитие;
  • расширение кругозора;
  • психология и самоанализ;
  • тайм-менеджмент;
  • самоопределение и планирование, проч.

Самообразование никогда не заканчивается — для сохранения мотивации и интереса к теме изучения, важно сразу после освоения теоретической части найти способы применить полученные знания на практике.

Например, полученные в процессе самообразования навыки можно применить в следующих видах деятельности:

  • стажировки, деловые поездки;
  • новые проекты, стартапы;
  • открытие собственного бизнеса;
  • проведение презентаций, организация выставок;
  • оказание консультационных услуг на крупных предприятиях;
  • преподавание, коучинг;
  • организация тренингов, семинаров и пр.

Таким образом, можно будет оценить практическую ценность изученного нового материала, понять, что на самом деле востребовано в настоящее время рынком или реальным проектом.






Петр I, Ломоносов и Пушкин – одни из самых ярких деятелей нашей истории в жизни которых самообразование занимало огромное место. Однако в России было немало и других великих личностей, которые достигли выдающихся успехов благодаря самостоятельно организованным занятиям, напряженной умственной деятельности и труду. С некоторыми из них мы с вами уже познакомились на уроках обществознания. Вспомните, ребята, имена этих людей.
Учащиеся: Ольга Скороходова, Генрих Шлиман.
Хорошо, что вы запомнили их. Это действительно выдающиеся личности, особенно Ольга Ивановна Скороходова, которая, являясь глухонемой, стала настоящим ученым, писала стихи и книги. Дома вы также прочитаете о жизни других наших великих соотечественниках: педагоге Василии Александровиче Сухомлинском и математике Льве Семеновиче Понтрягине. Кроме того в самом конце занятия вам будут предложены темы докладов, посвященных роли самообразования в жизни великих россиян.



В ходе урока ученики узнают о том, что современное общество трактует собственные правила жизни, ведь мир не стоит на месте. Каждодневные занятия самообразованием являются одним из них.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Самообразование – путь к успеху"

Современное общество трактует собственные правила жизни, ведь мир не стоит на месте. О том, что ХХІ век – это век информации, слышал каждый. Однако здесь возникает существенная проблема, которая отражается в необходимости своевременного получения нужной информации и знаний. Каждое мгновение что-то происходит. Каждую секунду растёт объём новых знаний, а огромное количество информации устаревает.


По подсчётам учёных, объём информации с библейских времён постепенно удваивался примерно полторы тысячи лет, но с началом эпохи Возрождения объём всей информации уже удвоился всего за двести пятьдесят лет, а с началом научной революции количество информации начало удваиваться каждые семь лет.


В наши дни цифры ещё более поразительны: объём накопленной человеком информации удваивается каждые полтора года.

Представляете себе? Каждые полтора года объём информации увеличивается на столько, на сколько он увеличивался раньше за полтора века!

Для того, чтобы продолжать двигаться в ногу со временем, в том числе и овладевать новыми знаниями, человеку нужно постоянно самосовершенствоваться. В том числе заниматься своим самообразованием. Как правило, под этим термином принято понимать знания, получаемые самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения.

В списке приверженцев самообразования множество известных всему миру имён.


Одним из самых отчаянных приверженцев самообразования был знаменитый физик Альберт Эйнштейн. Будущий Нобелевский лауреат получал необходимые знания, главным образом, из книг. Кроме того, Эйнштейн с ранних лет не принимал ничего на веру, не доверял утверждениям даже самых известных учёных, проверял их опытным путём и анализировал.

Эйнштейн говорил, что лет через тридцать, а в действительности значительно раньше, мы совершенно точно забываем большинство из того, что учили в школе, и реально помним только то, что изучили самостоятельно.


Достаточно близким к полной самостоятельности в приобретении знаний был подход Михаила Ломоносова, который утверждал, что именно самообразование было ключевым элементом его развития. Пытливый ум учёного заставлял его критически относиться к традиционным формам образования.

Сегодня Ломоносова можно назвать ярким примером человека, который успешно совместил обучение в университетах с самообразованием.

Пожалуй, одним из самых знаменитых приверженцев самообразования можно назвать археолога Генриха Шлимана, который открыл древнегреческий город Трою.


На пути к этому открытию Генриху, не получившему практически никакого официального образования, пришлось много путешествовать и узнавать много нового: не только самостоятельно выучить древнегреческий язык, прочитать множество книг, познакомиться с основами археологической науки, но и овладеть множеством других знаний на пути к своему открытию.


Например, один из создателей компании Microsoft Билл Гейтс традиционно перед Новым годом публикует перечень из нескольких книг, оказавших на него наибольшее влияние в прошедшем году, которые он прочитал для с целью самообразования. Кстати, на сегодняшний день состояние Билла Гейтса составляет более семидесяти шести миллиардов долларов.

Поэтому, чтобы вам сопутствовал успех, необходимо не просто идти в ногу со временем, со всеми изменениями, а быть хотя бы на один шаг впереди. И лучший способ для осуществления этого – самообразование.

Психологи утверждают, что самообразование является неотъемлемой частью саморазвития. Повышать уровень своих знаний можно различными способами.


Например, вы можете читать книги, посещать выставки, музеи и галереи, смотреть познавательные телепередачи, знакомиться с компьютерными программами, проводить различные опыты и эксперименты, самостоятельно изучать языки, получать дистанционное образование с помощью интернета, получать консультации специалистов и слушать различные лекции. Наконец, путешествия и простое общение с людьми тоже могут стать важной частью процесса самообразования.

Самообразовываться можно даже проводя время в социальных сетях. Ведь там можно найти новых друзей и пообщаться с теми людьми, которые изучают то же, что и вы, спросить у них совета или перенять их опыт. Ведь мы живём в мире, в котором с помощью социальных сетей можно связаться и задать вопросы практически любому человеку, так что используйте этот шанс с умом.

В конце нашего урока попробуйте ответить на вопрос: для чего человеку нужно самообразование?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Цели уроков. Познакомить с процессом самообразования, его формами и результатами; дать представление о том, как важно заниматься самообразованием; объяснить значений понятий самообразование, самоорганизация.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся характеризовать формы самообразования; оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; находить нужную информацию в источниках разного типа; сопоставлять процесс образования и самообразования: освоят алгоритм процесса получения знаний.

Метапредметные УУД: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.

Личностные УДД: формирование ответственного отношения к учению; готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Определение темы

Подумайте: где мы получаем знания?

В нимательно прочитайте изречение и попробуйте сформулировать тему и проблемный вопрос нашего занятия.

Тема урока: Образование и самообразование.
Проблемный вопрос: почему так важно заниматься самообразованием?

На сегодняшнем уроке мы попытаемся узнать, как добывать знания самостоятельно? Где и какими способами это можно делать?

Как вы думаете, что такое самообразование?

Мотивы для таких занятий могут быть:

профессиональными (связанными с выполнением творческих заданий в школе или более тщательным усвоением учебным программы),

личными (продиктованными собственным интересом к той или иной теме),

жизненными (обусловленными различными ситуациями в повседневной жизни).

Результат самообразования: углубленные знания, умения и опыт, приобретённые с помощью своих стараний изучая отдельные науки.

Формы самообразования.

Разобравшись с мотивами, мы должны перейти к изучению конкретных форм самообразования. Но перед этим давайте познакомимся с алгоритмом решения такого рода задач, ведь самообразование невозможно без самоорганизации, а \самоорганизация всегда предполагает выработку конкретного плана действий, выполняемых в определенной последовательности.

Итак, как выглядит примерный алгоритм решения какой-нибудь задачи в области самообразования? (дети фиксируют в тетради и на доске) если затрудняются ответить обращаются к тексту на стр. 63.

человек оценивает ситуацию: какие знания и умения у него есть, чего ему не хватает.

он ставит цель, намечает пути ее достижения, выбирает средства. Иными словами, определяет, как ему следует действовать.

сами действия по достижению цели. Здесь очень важно время от времени оценивать свои результаты, сравнивать их с поставленной целью и при необходимости менять средства, определять новые пути, подбирать более подходящие способы.

Какая важнейшая из этих форм самообразования?

Конечно же, чтение книг. Величайшее изобретение человечества – книга – была, есть основным источником знаний для людей. Для каждого школьного предмета существует свой собственный учебник. Кроме учебных книг для учащихся издается много литературы для внеклассного чтения, призванной заинтересовать детей дополнительной интересной информацией по предмету, побудить их к самообразованию. Это могут быть собрания необычных фактов, сборники задач-головоломок, всевозможные справочники и энциклопедии, произведения художественной и исторической литературы. С развитием информационных технологий появилась возможность пользоваться электронными книгами, материалами интернета.

Подумайте, в чем преимущества и недостатки электронных книг?

В отношении последних следует сказать, что вместе с явными достоинствами, они содержат в себе и не менее явные недостатки, связанные с не всегда достоверной информацией, неудовлетворительным оформлением или анонимным характером материалов. Кроме того, следует помнить об опасности, которую несет для здоровья человека длительное воздействие электронных устройств: это и ухудшение зрения, и головные боли, и повышенная эмоциональная возбудимость.

Чтобы быстрее закрепить в памяти различные формы самообразования, проведем устный опрос. Я называю учащегося и предлагаю ему конкретную тему для самообразования, а он должен подобрать к ней наиболее оптимальные формы, добавив небольшой поясняющий комментарий к каждой их них.
Фронтальный опрос (примеры).

рыбная ловля; египетские пирамиды; создание презентаций; Русская культура XIX века; морские животные.

Как вы думаете, утратила ли школа Сухомлинского своё значение в наше время , почему?

Что ж, давайте попробуем вместе разобраться в том, почему так важно заниматься самообразованием и воспитанию каких важных качеств оно способствует. А помогут нам в этом цитаты известных творческих личностей, которые на собственном опыте осознали огромное значение самообразования для жизни и добились успехов благодаря нему. Я буду читать вам цитаты отдельных авторов, а вы на их основе формулируете те качества или те преимущества, которые дает человеку самообразование. Одновременно мы будем записывать их в тетрадь.
Итак, начинаем.

Учитель выборочно опрашивает ряд учащихся, после чего завершает урок.

Читайте также: