Что такое рококо в музыке для 4 класса краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

История западноевропейского искусства знает ряд больших стилей (будем условно их так называть) — романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, романтизм. Остановим на этом наше перечисление. Редко бывает так (если не сказать — никогда не бывает), чтобы один большой стиль резко сменил другой. Новый стиль всегда рождается из чего-то уже существующего, затем постепенно подчиняет себе разные художественные явления своей эпохи и, выразив себя полностью, так же постепенно уступает место новому большому стилю.

Чтобы уяснить себе это, представим картину горных хребтов. Они состоят не из одних только высочайших пиков, но также и из гор не столь высоких, как бы переходящих друг в друга, и долин. Нелегко определить, к какой из гор относится долина между ними. Вершинные художественные стили представляют собой почти такую же картину.

Конечно, это весьма условная схема и жестких границ здесь нет. Мы пользуемся ею только для того, чтобы вскрыть тенденцию. В некоторых случаях отдельные имена можно рассматривать в контексте разных стилей. Так что важна картина в целом.

Анализируя этапы этого развития, следует иметь в виду, что некоторые стилистические явления, характерные для более раннего большого стиля, могут продолжать существовать одновременно и параллельно с уже народившимся новым стилем или течением. Порой возникает даже парадоксальная ситуация: хронологически стиль рококо сменил барокко, при этом ярчайший представитель музыкального рококо — Франсуа Куперен (1668–1733) родился на 13 лет и умер на 23 года раньше Иоганна Себастьяна Баха — ярчайшего представителя музыкального барокко.

Теперь мы можем смело обратиться к рококо и попытаться охарактеризовать этот стиль полнее.

Рококо во всех своих проявлениях — в архитектуре, живописи, музыке — ассоциируется главным образом с Францией. Его расцвет приходится на 20-е годы XVIII столетия. Совершенные музыкальные образцы рококо мы находим в творчестве Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо (1683–1764). В Германии элементы рококо обнаруживаются в музыке Телемана, но его творчество можно рассматривать также и в русле барокко.

О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем? Многое проясняет то обстоятельство, что стиль рококо возник в период завершения эпохи барокко. Он появился как своеобразная реакция протеста против строгости и даже некоторой жесткости музыкальных форм барокко. Протест — это, пожалуй, слишком сильно сказано о стиле, менее всего демонстрирующем какую бы то ни было силу. Скорее это каприз — неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати, и в других видах искусства тоже).

Интересы композитора рококо лежат в иной сфере. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Вероятно, это произошло также в силу различия их эстетических позиций: в Дрездене 1717 года, где должен был состояться турнир, господствовал стиль барокко. Именно в это время (1709–1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер — жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере.

Для музыки рококо характерны миниатюрность форм, ясность гармонических проследований, главенство мелодии над гармонией, гипертрофированная роль орнаментики.

Рассмотрим эти позиции отдельно и более внимательно.

На первый взгляд кажется, что многие музыкальные формы одинаковы в музыке барокко и рококо. Например, инструментальная сюита. Однако сравним классическую барочную сюиту Баха с сюитой Франсуа Куперена. Сюита Баха — произведение весьма значительное даже с чисто внешней стороны (длительность ее исполнения — около 20 минут). Клавесинные сюиты Франсуа Куперена только при поверхностном взгляде могут показаться больше баховских. Позволю себе высказать крамольную мысль: они в гораздо меньшей степени монументальны и вполне допускают исполнение по отдельности пьес, которые в них входят, тогда как с баховскими сюитами так поступать нельзя, они должны исполняться целиком.

В сравнении с этими гармоническими сложностями гармония композиторов рококо представляется гораздо более простой и ясной, можно сказать, беспроблемной. Эта характеристика никоим образом не является уничижительной, она лишь констатирует тот непреложный факт, что интересы композиторов рококо были направлены в иное русло. Они стремились передать по большей части очарование и прелесть того, что воспевали.

Вот, пожалуй, сфера, в которой искусство музыкального рококо, и в первую очередь французского, может считаться верхом изысканности и утонченности. Даже Бах, сравнения с которым не мог выдержать ни один из его современников, в сфере орнаментики опирался на достижения французских композиторов. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора д’Англебера.

Эстетика барокко, с его тяготением к грандиозности, с его теорией аффектов (в музыке это проявилось в пристрастии к долгому пребыванию в каком-то одном настроении), уступила место прихотливому выражению смены психических состояний. Отсюда — предпочтение, отдававшееся теперь мелодии с аккомпанементом, взамен полифонической фактуре барокко. На первый план выступают музыкальные жанры, воссоздающие звуками портреты, пейзажи, человеческие характеры, – словом, всевозможная программная музыка взамен барочных абстрактных сонат, прелюдий и фуг.

Музыка рококо демонстрирует поразительное гармоническое единство с живописью, архитектурой, литературой, дизайном (как мы теперь сказали бы) интерьеров и мебели того времени.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Музыкальный стиль ококо Образец подзаголовка

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыкальный стиль ококо Образец подзаголовка

Музыкальный стиль ококо Образец подзаголовка

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковин.

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагр.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Рококо́

Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в жив.

Рококо́ в музыке Сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантн.

Рококо́ в музыке Сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.

Музыку рококо писали главным образом для клавесинов, виолы, скрипки и гобоя.

Музыку рококо писали главным образом для клавесинов, виолы, скрипки и гобоя. Кроме кантаты, оперы, балета, следует назвать сюиту, ряд пасторальных и танцевальных миниатюр и собственно танцев, например, менуэт. Рококо́ в музыке

Большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных.

Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и д.

Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.

Франсуа́ Купере́н François Couperin; 10 ноября 1668, Париж — 11 сентября 1733.

Жан-Фили́пп Рамо́ Jean-Philippe Rameau; 25 сентября 1683, Дижон — 12 сентября.

Ге́орг Фи́липп Те́леман Georg-Philipp Telemann; 14 марта 1681, Магдебург — 25.

Ге́орг Фи́липп Те́леман Georg-Philipp Telemann; 14 марта 1681, Магдебург — 25 июня 1767, Гамбург) — немецкий композитор, органист, капельмейстер. Использовал анаграмматический псевдоним Меланте. Перу Телемана принадлежат 44 цикла пассионов (сочинения на Страсти Господни), из которых известны 23, более 20 годовых циклов духовных кантат, 52 церковные службы и множество ораторий. Ко многим своим операм и кантатам Телеман сам писал текст.

Андре́ Кампра́ André Campra; 4 декабря 1660, Экс-ан-Прованс — 29 июня 1744, В.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Работу выполнила: Тихонцева Л.Ю. Волгоград 2013 МУЗЫКА: F.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ о стиле "рококо" - в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, моде.

Рассказ о музыке в стиле "рококо".( композиторы, муз. инструменты: клавесин)

Музыкальные вставки: Куперен "Бабочки", Бородин "Ноктюрн", Чайковский "Вариации в стиле рококо для виолончели с оркестром"

 Рококо: самая женственная эпоха в истории Презентация для 4 класса Выполнила: Гринева Л.В. Учитель музыки

Рококо: самая женственная эпоха в истории

Презентация для 4 класса

Выполнила: Гринева Л.В.

Учитель музыки

Рококо - (фр. rococo , от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.

Рококо - (фр. rococo , от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) — стиль в искусстве

(в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века

(во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

Стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве . Произведения в стиле рококо отличаются изысканностью, грациозностью, изяществом. Именно изображение раковины часто помещалось в центре орнамента.

Стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве .

Произведения в стиле рококо отличаются изысканностью, грациозностью, изяществом.

Именно изображение раковины часто помещалось в центре орнамента.

Стиль Рококо в интерьере

Стиль Рококо в интерьере

Первая половина 18 века – это эпоха стиля рококо - стиля, который признан самым элегантным, женственным и утонченным в истории моды. Стилю рококо характерен определенный стиль жизни, а именно веселое, праздничное времяпрепровождение, наслаждение, любовные утехи. В моде этот стиль был назван самым женственным. Причем не только по отношению к женщинам, но и к мужчинам.

Первая половина 18 века – это эпоха стиля рококо - стиля, который признан самым элегантным, женственным и утонченным в истории моды.

Стилю рококо характерен определенный стиль жизни, а именно веселое, праздничное времяпрепровождение, наслаждение, любовные утехи. В моде этот стиль был назван самым женственным. Причем не только по отношению к женщинам, но и к мужчинам.

Модной считалась дама, которая выглядит очень хрупко, словно фарфоровая статуэтка, имеет узкую талию, округлое лицо и хрупкие плечи. При этом, наряд дамы должен быть наоборот, очень объемным: носили достаточно пышные, объемные юбки с обилием рюш и кружева, а также шелковые или атласные платья с декором всевозможными бантами и лентами. Так, силуэт платья напоминал перевернутый бокал – широкая юбка внизу, и туго затянутая корсетом талия наверху, напоминавшая тоненькую ножку бокала.

Модной считалась дама, которая выглядит очень хрупко, словно фарфоровая статуэтка, имеет узкую талию, округлое лицо и хрупкие плечи. При этом, наряд дамы должен быть наоборот, очень объемным: носили достаточно пышные, объемные юбки с обилием рюш и кружева, а также шелковые или атласные платья с декором всевозможными бантами и лентами. Так, силуэт платья напоминал перевернутый бокал – широкая юбка внизу, и туго затянутая корсетом талия наверху, напоминавшая тоненькую ножку бокала.


Мужчины и женщины той эпохи обожали аксессуары из золота: колье и серьги, браслеты и карманные часы на цепочке – золото периода предыдущего барокко никак не хотело сдавать своих позиций.

Мужчины и женщины той эпохи обожали аксессуары из золота: колье и серьги, браслеты и карманные часы на цепочке – золото периода предыдущего барокко никак не хотело сдавать своих позиций.

Мужской же силуэт также приобретал женственные нотки – в моде изысканно одетый, утонченный франт в камзоле или плаще со шпагой и в белоснежной рубашке с жабо и жилетом, а в руках мужчина мечты того времени обязательно держал модный головной убор – треуголку. Мужчины также носили парики . Самые модные из них — напудренные парики с локонами или косичкой

Мужской же силуэт также приобретал женственные нотки – в моде изысканно одетый, утонченный франт в камзоле или плаще со шпагой и в белоснежной рубашке с жабо и жилетом, а в руках мужчина мечты того времени обязательно держал модный головной убор – треуголку. Мужчины также носили парики . Самые модные из них — напудренные парики с локонами или косичкой

Сегодня, история моды этого далекого века вновь всплывает на поверхность, давая новую жизнь эпохи рококо в современных тенденциях.

Музыкальный стиль ококо

Музыкальный стиль

Музыку в стиле рококо начали сочинять 200 лет назад во Франции. Слушая её, мы погружаемся в мир изысканных, галантных, кокетливых образов.

Музыку в стиле рококо начали сочинять 200 лет назад во Франции.

Слушая её, мы погружаемся в мир изысканных, галантных, кокетливых образов.

Рококо́ в музыке

Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.

Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники:

Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра,, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие.

Музыку рококо писали главным образом для клавесинов, виолы, скрипки и гобоя. Кроме кантаты, оперы, балета, следует назвать сюиту, ряд пасторальных и танцевальных миниатюр и собственно танцев, например, менуэт.

Музыку рококо писали главным образом для клавесинов, виолы, скрипки и гобоя.

Кроме кантаты, оперы, балета, следует назвать сюиту, ряд пасторальных и танцевальных миниатюр и собственно танцев, например, менуэт.

Сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.

Сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо?

Камерный, небольшого размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.

Большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом.

Наиболее известные произведения этого типа:

Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.

Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада.

Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.

Франсуа́ Купере́н

10 ноября 1668, Париж —

11 сентября 1733, там же) — французский композитор, органист и клавесинист.

Жан-Фили́пп Рамо́

25 сентября 1683, Дижон —

Ге́орг Фи́липп Те́леман Андре́ Кампра́

Ге́орг Фи́липп Те́леман

Андре́ Кампра́

П.И.Чайковский

для виолончели с оркестром

Слово “ вариация означает изменение.

А. П. БОРОДИН “ НОКТЮРН ” “ Ноктюрн ”( в переводе с французского- ночной)- напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Мелодия звучит в разных регистрах- сначала у виолончели, а затем у скрипок.

А. П. БОРОДИН

“ НОКТЮРН ”

“ Ноктюрн ”( в переводе с французского- ночной)- напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера.

Мелодия звучит в разных регистрах- сначала у виолончели, а затем у скрипок.

музыка рококо

Рококо как направление европейского искусства возникло в результате развития стиля барокко. Во Франции этот появился в начале XVIII века, в конце правления Людовика XIV. Аристократы воспринимали жизнь как непрерывный праздник, и новое направление, проявившееся во всех видах искусства, должно было украшать эту жизнь.

Термин „рококо” происходит от французского слова rocaille, что значит „ракушка”. Название раскрывает самую характерную черту рококо - стремление к сложным формам, вычурным линиям, излишеству украшений. Искусство рококо построено на асимметрии, что создает впечатление беспокойства и неустойчивости. Этим рококо отчасти напоминает стиль барокко. Но, в отличие от барокко, у рококо нет напряженной торжественности, формы рококо мельче, цвета более мягкие. Цель искусства рококо – не ошеломить, а развлечь, произвести приятное впечатление. Картины, скульптуры и литературные произведения стиля рококо создавались преимущественно на любовные сюжеты.

Основная характеристика музыки рококо

B XVIII веке во Франции самым любимым инструментом стал клавесин, для которого писали произведения многие композиторы: Жак Шамбоньер, Жан Франсуа Дандрие, Жан Филипп Рамо и другие.

Пьесы мастеров клавесинной миниатюры очень разнообразны, в большинстве изображают какие-то предметы или явления и имеют соответствующие названия („Камыши”, „Маленькие ветряные мельницы” Куперена, „Курица”, „Тамбурин” Рамо, „Кукушка” Дакена и другие). Чаще всего в таких пьесах композиторы использовали форму рондо или вариаций. Произведения французских композиторов для клавесина так красивы и выразительны, что и сейчас их охотно исполняют пианисты.

Читайте также: