Что такое регионоведение кратко

Обновлено: 18.05.2024

Процесс глобализации, как известно, идет рука об руку с процессом регионализации, т.е. разделением мира на регионы.

Регионы различаются по типам:

1. регионы, выделяемые по единичным признакам;

2. регионы, выделяемые по нескольким признакам;

3. регионы, охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории.

Вариант общего определения региона третьего типа предложен профессором МГИМО А.Д. Воскресенским.

Под регионом в широком смысле слова, по А.Д. Воскресенскому, понимается определенная территория, представляющая собой сложный территориально-экономический и национально-культурный комплекс, который может быть отграничен признаками наличия, интенсивности, многообразия и взаимосвязанности явлений, выражающихся в виде специфической однородности географических, природных, экономических, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих основанием для того, чтобы выделить эту территорию.

Разумеется, для будущих регионоведов-востоковедов, предметом особого внимания являются мировые регионы.

По А.Д. Воскресенскому, региональное членение мира может выглядеть следующим образом.

Это членение мира опирается на определение региона как обширной территории, охватывающей главные подразделения континентов или их целостные части.

1. Историко-культурные регионы: китайский, корейский, вьетнамский (Вьетнам, Лаос, Камбоджа), индийский (Индия, Непал, Бутан, Шри-Ланка), индо-иранский (Пакистан, Афганистан, Иран, Таджикистан), тюркский (состоящий из шести государств), арабский (состоящий из семнадцати государств), российский (Россия, Украина, Белоруссия или, в другой интерпретации, страны СНГ), европейский (состоящий из тринадцати стран).

Североамериканский, латиноамериканский, африканский регионы объединяются в соответствующие региональные общности по таким параметрам, как геополитическая традиция, современная тенденция к интеграции, этнолингвистическое, этнокультурное, этнопсихологическое единство.

Данное членение мира базируется преимущественно на историко-культурных параметрах.

1. Культурно-религиозные макрорегионы, или цивилизационные комплексы.

К подобным регионам обычно относят конфуцианско-буддийский, индуистский, мусульманский, православный, западно-христианский, латиноамериканский, африканский, тихоокеанский.




Деления мира на культурно-религиозные макрорегионы, или цивилизационные комплексы, по А.Д. Воскресенскому, опирается на понимание региона как некой части, характеризующейся общностью исторического развития территории, географического положения (в большей степени), природных и трудовых ресурсов, специализацией хозяйства (в меньшей степени).

В соответствии с разными параметрами, отдельные страны по этим классификациям могут входить в один, два или даже три региональных кластера.

Вопрос о регионах, как и, соответственно, вопрос о региональных и субрегиональных системах международных отношений, является крайне дискуссионным.

Кроме изложенной выше регионализации мира, есть и другое его деление на регионы.

Следует заметить, что в цивилизационной регионализации мира большинство авторов либо разделяют подход, нашедший отражение в работах А.Д. Воскресенского, либо близки к нему. В учебнике же под ред. В.В. Вольского явно превалирует физико-географический критерий и затушевывается культурно-религиозный.

Своеобразную картину культурно-исторических регионов и субрегионов мира представляют Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. Это Западная Европа, Восточная Европа, Евразийский макрорегион, Афро-азиатские макрорегионы, Англоязычная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания. В составе афро-азиатских макрорегионов ученые выделяют Месопатамию, Египет и Левант, Аравию, Магриб, Малую Азию, Иран–Афганистан, Центральную Азию, Японию, Китай, Индокитай, островную Юго-Восточную Азию, Индостан, Африку южнее Сахары. Как видно, это деление мира на культурно-исторические регионы не вполне совпадает с вариантом А.Д. Воскресенского.

По классификации ученых-географов МГУ, все отмеченные выше государства отнесены к единому региону – Центрально-Восточная Европа.

Не сложилось единства мнений и по вопросу о границах Азиатско-Тихоокеанского региона. Имеется несколько вариантов их определения. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии. Второй вариант предполагает включение в АТР стран Тихоокеанской Азии, США, зоны Австралии и Новой Зеландии. Государства Южной Азии в этом случае также попадают в перечень стран АТР, но из него исключаются латиноамериканские государства. Третий вариант предполагает фокус на азиатских составляющих АТР от Берингова пролива до Мьянмы. Разумеется, понимание региональных событий в последнем случае требует обращения к политике таких государств, как США, Канада, Индия, Австралия.

Таким образом, деление мира на регионы имеет многовариантный и достаточно спорный характер. Причины этого явления разнообразны. Культурно-цивилизационная регионализация начала разрабатываться сравнительно недавно и потому не достигла той степени совершенства, как, например, физико-географическая регионализация. Геополитические, политические, экономические срезы регионов не остаются неизменными, достаточно быстро подвергаются видоизменениям. Вопрос о региональных и субрегиональных системах международных отношений является крайне дискуссионным в связи с исчезновением биполярной системы. И пока нет ясности в том, что же пришло ей на смену: распалась ли она на независимые региональные системы или же они все же являются подсистемами.

Изучением регионов, охватывающих всю совокупность проявлений человеческой деятельности, занимается комплексное регионоведение.

До сих пор остается некоторая неясность в вопросе о разграничении комплексного регионоведения и страноведения. В частности, сохраняется расширительная трактовка страноведения и как районоведения, и как регионоведения, и даже как континентоведения. Но у сторонников этой трактовки немало оппонентов.

Представляется более резонной позиция последних. Действительно, если исходить из общей трактовки региона как территории, обладающей определенной индивидуальностью, любая страна является регионом, но не каждый регион является страной (Тибет, Северная Африка, Сибирь и т.д.). То есть регионоведение является более емким понятием, чем страноведение, но близким ему, по сути: и то и другое ориентированы на выявление специфики территорий с учетом множества позиций, носят комплексный характер.

Вопрос о месте комплексного регионоведения (страноведения) в системе научного знания также является дискуссионным. Особенно активно он обсуждается географами. В географическом научном сообществе явно просматриваются два подхода к названной проблеме.

Приверженцы другого подхода склонны рассматривать страноведение (как правило, в расширительной трактовке) как самостоятельную стволовую ветвь в системе географических наук (наряду с физической географией, общественной географией, картографией). Это подход Н.Н. Баранского, Я.Г. Машбица, В.П. Максаковского, В.А. Дергачева, Л.Б. Вардомского и др.

Как видно в данном подходе вообще отрицается монополия географических наук на регионоведение.

Арсенал критических замечаний в адрес комплексного регионоведения (и страноведения) достаточно разнообразен. Вот некоторые из них.

1. Регионоведение – это всего лишь организационная форма сбора и анализа разнообразных, привязанных к определенной территории данных, т.е. некое хранилище для последних.

3. Регионоведение не имеет собственной методологии, поэтому не приходится говорить о его самостоятельном научном статусе.

Надо признать, что каждый из этих аргументов содержит определенные резоны. Действительно, современное регионоведение не вышло на уровень синтеза научных знаний, не имеет собственной методологической базы.

Но, констатируя все это, нельзя сбрасывать со счетов ряд весьма важных обстоятельств.

Регионоведение – это сравнительно новая область знаний, она находится в стадии становления.

Дифференция в науке, безусловно, имеет место быть, она естественна и прогрессивна. Но история науки говорит и о том, что дифференциация прогрессивна до тех пор, пока не теряется связь между явлениями многочисленных отмежеванных областей знания. То есть она идет рука об руку с синтезом, который определяется логикой развития научного знания (на это, кстати, обращал внимание и Н.Н. Баранский).

Социальные функции регионоведения и страноведения связаны, прежде всего, с синтезом знаний о территориях. Интерес общества к странам и регионам носит не столько дифференцированный, сколько интегральный характер.

Что касается отсутствия у регионоведения собственной методологии, то это отсутствие еще не означает невозможности ее выработки.

Кроме того, в настоящее время вообще достаточно мало наук, обладающих только своими собственными методами. Даже математика сегодня использует инструменты формальной логики, принципы философии, элементы общей теории систем.

Методы, которые та или иная наука заимствует у других наук, как правило, адаптируются к предмету ее изучения.

Это положение целиком и полностью относится к регионоведению (и страноведению). Имея междисциплинарный, комплексный характер, регионоведение использует как общенаучные методы, так и методы экономической географии, демографии, политических наук, истории, физической географии, экономики и т.д. Характеристика некоторых из них дается в данном учебном тексте.

Процесс глобализации, как известно, идет рука об руку с процессом регионализации, т.е. разделением мира на регионы.

Регионы различаются по типам:

1. регионы, выделяемые по единичным признакам;

2. регионы, выделяемые по нескольким признакам;

3. регионы, охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории.

Вариант общего определения региона третьего типа предложен профессором МГИМО А.Д. Воскресенским.

Под регионом в широком смысле слова, по А.Д. Воскресенскому, понимается определенная территория, представляющая собой сложный территориально-экономический и национально-культурный комплекс, который может быть отграничен признаками наличия, интенсивности, многообразия и взаимосвязанности явлений, выражающихся в виде специфической однородности географических, природных, экономических, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих основанием для того, чтобы выделить эту территорию.

Разумеется, для будущих регионоведов-востоковедов, предметом особого внимания являются мировые регионы.

По А.Д. Воскресенскому, региональное членение мира может выглядеть следующим образом.

Это членение мира опирается на определение региона как обширной территории, охватывающей главные подразделения континентов или их целостные части.

1. Историко-культурные регионы: китайский, корейский, вьетнамский (Вьетнам, Лаос, Камбоджа), индийский (Индия, Непал, Бутан, Шри-Ланка), индо-иранский (Пакистан, Афганистан, Иран, Таджикистан), тюркский (состоящий из шести государств), арабский (состоящий из семнадцати государств), российский (Россия, Украина, Белоруссия или, в другой интерпретации, страны СНГ), европейский (состоящий из тринадцати стран).

Североамериканский, латиноамериканский, африканский регионы объединяются в соответствующие региональные общности по таким параметрам, как геополитическая традиция, современная тенденция к интеграции, этнолингвистическое, этнокультурное, этнопсихологическое единство.

Данное членение мира базируется преимущественно на историко-культурных параметрах.

1. Культурно-религиозные макрорегионы, или цивилизационные комплексы.

К подобным регионам обычно относят конфуцианско-буддийский, индуистский, мусульманский, православный, западно-христианский, латиноамериканский, африканский, тихоокеанский.

Деления мира на культурно-религиозные макрорегионы, или цивилизационные комплексы, по А.Д. Воскресенскому, опирается на понимание региона как некой части, характеризующейся общностью исторического развития территории, географического положения (в большей степени), природных и трудовых ресурсов, специализацией хозяйства (в меньшей степени).

В соответствии с разными параметрами, отдельные страны по этим классификациям могут входить в один, два или даже три региональных кластера.

Вопрос о регионах, как и, соответственно, вопрос о региональных и субрегиональных системах международных отношений, является крайне дискуссионным.

Кроме изложенной выше регионализации мира, есть и другое его деление на регионы.

Следует заметить, что в цивилизационной регионализации мира большинство авторов либо разделяют подход, нашедший отражение в работах А.Д. Воскресенского, либо близки к нему. В учебнике же под ред. В.В. Вольского явно превалирует физико-географический критерий и затушевывается культурно-религиозный.

Своеобразную картину культурно-исторических регионов и субрегионов мира представляют Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. Это Западная Европа, Восточная Европа, Евразийский макрорегион, Афро-азиатские макрорегионы, Англоязычная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания. В составе афро-азиатских макрорегионов ученые выделяют Месопатамию, Египет и Левант, Аравию, Магриб, Малую Азию, Иран–Афганистан, Центральную Азию, Японию, Китай, Индокитай, островную Юго-Восточную Азию, Индостан, Африку южнее Сахары. Как видно, это деление мира на культурно-исторические регионы не вполне совпадает с вариантом А.Д. Воскресенского.

По классификации ученых-географов МГУ, все отмеченные выше государства отнесены к единому региону – Центрально-Восточная Европа.

Не сложилось единства мнений и по вопросу о границах Азиатско-Тихоокеанского региона. Имеется несколько вариантов их определения. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии. Второй вариант предполагает включение в АТР стран Тихоокеанской Азии, США, зоны Австралии и Новой Зеландии. Государства Южной Азии в этом случае также попадают в перечень стран АТР, но из него исключаются латиноамериканские государства. Третий вариант предполагает фокус на азиатских составляющих АТР от Берингова пролива до Мьянмы. Разумеется, понимание региональных событий в последнем случае требует обращения к политике таких государств, как США, Канада, Индия, Австралия.

Таким образом, деление мира на регионы имеет многовариантный и достаточно спорный характер. Причины этого явления разнообразны. Культурно-цивилизационная регионализация начала разрабатываться сравнительно недавно и потому не достигла той степени совершенства, как, например, физико-географическая регионализация. Геополитические, политические, экономические срезы регионов не остаются неизменными, достаточно быстро подвергаются видоизменениям. Вопрос о региональных и субрегиональных системах международных отношений является крайне дискуссионным в связи с исчезновением биполярной системы. И пока нет ясности в том, что же пришло ей на смену: распалась ли она на независимые региональные системы или же они все же являются подсистемами.

Изучением регионов, охватывающих всю совокупность проявлений человеческой деятельности, занимается комплексное регионоведение.

До сих пор остается некоторая неясность в вопросе о разграничении комплексного регионоведения и страноведения. В частности, сохраняется расширительная трактовка страноведения и как районоведения, и как регионоведения, и даже как континентоведения. Но у сторонников этой трактовки немало оппонентов.

Представляется более резонной позиция последних. Действительно, если исходить из общей трактовки региона как территории, обладающей определенной индивидуальностью, любая страна является регионом, но не каждый регион является страной (Тибет, Северная Африка, Сибирь и т.д.). То есть регионоведение является более емким понятием, чем страноведение, но близким ему, по сути: и то и другое ориентированы на выявление специфики территорий с учетом множества позиций, носят комплексный характер.

Вопрос о месте комплексного регионоведения (страноведения) в системе научного знания также является дискуссионным. Особенно активно он обсуждается географами. В географическом научном сообществе явно просматриваются два подхода к названной проблеме.

Приверженцы другого подхода склонны рассматривать страноведение (как правило, в расширительной трактовке) как самостоятельную стволовую ветвь в системе географических наук (наряду с физической географией, общественной географией, картографией). Это подход Н.Н. Баранского, Я.Г. Машбица, В.П. Максаковского, В.А. Дергачева, Л.Б. Вардомского и др.

Как видно в данном подходе вообще отрицается монополия географических наук на регионоведение.

Арсенал критических замечаний в адрес комплексного регионоведения (и страноведения) достаточно разнообразен. Вот некоторые из них.

1. Регионоведение – это всего лишь организационная форма сбора и анализа разнообразных, привязанных к определенной территории данных, т.е. некое хранилище для последних.

3. Регионоведение не имеет собственной методологии, поэтому не приходится говорить о его самостоятельном научном статусе.

Надо признать, что каждый из этих аргументов содержит определенные резоны. Действительно, современное регионоведение не вышло на уровень синтеза научных знаний, не имеет собственной методологической базы.

Но, констатируя все это, нельзя сбрасывать со счетов ряд весьма важных обстоятельств.

Регионоведение – это сравнительно новая область знаний, она находится в стадии становления.

Дифференция в науке, безусловно, имеет место быть, она естественна и прогрессивна. Но история науки говорит и о том, что дифференциация прогрессивна до тех пор, пока не теряется связь между явлениями многочисленных отмежеванных областей знания. То есть она идет рука об руку с синтезом, который определяется логикой развития научного знания (на это, кстати, обращал внимание и Н.Н. Баранский).

Социальные функции регионоведения и страноведения связаны, прежде всего, с синтезом знаний о территориях. Интерес общества к странам и регионам носит не столько дифференцированный, сколько интегральный характер.

Что касается отсутствия у регионоведения собственной методологии, то это отсутствие еще не означает невозможности ее выработки.

Кроме того, в настоящее время вообще достаточно мало наук, обладающих только своими собственными методами. Даже математика сегодня использует инструменты формальной логики, принципы философии, элементы общей теории систем.

Методы, которые та или иная наука заимствует у других наук, как правило, адаптируются к предмету ее изучения.

Это положение целиком и полностью относится к регионоведению (и страноведению). Имея междисциплинарный, комплексный характер, регионоведение использует как общенаучные методы, так и методы экономической географии, демографии, политических наук, истории, физической географии, экономики и т.д. Характеристика некоторых из них дается в данном учебном тексте.

Содержание

Регионоведение в России

Внимание, уделяемое регионоведческой тематике во всём мире, вытекает из факта территориальной и национально-государственной дифференциации природных, людских и материальных ресурсов. Учёт и тщательное изучение этих факторов необходим для построения рациональных схем использования этих ресурсов, налаживания и развития социальной, экономической и политической интеграции. После распада СССР в 1991 году объектами национального регионоведения в каждой из 15 бывших союзных республик частично вошли история, география и экономика ранее тесно связанных с ними территорий Союза ССР, которые теперь изучаются с точки зрения дальнейшего развития связей, формировавшихся между ними на протяжении десятков и сотен лет, в новом контексте международных дипломатических и экономических отношений.

Наука (аналитическая дисциплина)

По мнению некоторых учёных, регионоведение не является пока самостоятельной наукой. Так, В. А. Дергачёв и Л. Б. Вардомский относят его к комплексной дисциплине, изучающей социально-экономическое, политическое, культурное, этноконфессиональное, природное, экологическое развитие относительно целостных территориальных образований как в мире (макрорегионоведение), так и в пределах Российской Федерации (внутристрановое регионоведение) [1] .

Вузовская специальность 350300

  • язык изучаемого региона (страны)
  • историю изучаемого региона
  • культуру, литературу и религию изучаемого региона
  • этнологию изучаемого региона
  • экономику и экономическую географию изучаемого региона
  • социально-политическую систему изучаемого региона
  • международные отношения и внешнюю политику изучаемого региона
  • мировую экономику и международные отношения
  • мировое право
  • историю и теорию международных отношений
  • конституционное (государственное) право
  • международные интеграционные процессы и международные организации
  • региональные конфликты в современном мире
  • региональную и национальную безопасность
  • процессы формирования внешней политики и дипломатии
  • основные направления региональной политики РФ
  • муниципальное управление и местное самоуправление
  • государственную службу в регионе
  • дисциплины, учитывающие национально-региональный компонент.

Профессиональная деятельность регионоведа направлена на комплексное изучение того или иного региона (группы стран, отдельной страны) в разрезе: население, история и этнография, экономика и политика, наука; культура, религии, языки, литературы и традиции народов. От специалистов-регионоведов требуется умение разрабатывать научно обоснованные практические рекомендации для государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики; в том числе для организации научных, образовательных, информационных и культурных обменов, для развития торгово-экономического сотрудничества, дву- и многосторонних коммуникационных связей и т.п. [2] .

По своей квалификации регионовед получает знания по сопутствующим, смежным и вспомогательным дисциплинам, что позволяет выпускникам с этим дипломом исполнять функции референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по языку (языкам) изучаемого региона (группы стран, отдельной страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации [2] .

Углублённое изучение регионоведения предполагается в контексте изучения международных отношений (в том числе политических, экономических и пр.).


Регионоведение – это аналитический предмет в высшем учебном заведении, который изучает территориальные сообщества и факторы их развития (геополитические, конфессиональные, социальные, географические и так далее). Он рассматривает страны как субъекты глобальной конкуренции и международных отношений.

Благоприятная политическая, социальная и экономическая интеграция зависит от тщательного изучения и учета дифференциации материальных, природных и человеческих ресурсов различных территорий выпускниками этого направления.

Регионоведение как наука

Объектом регионоведения является определенная территориальная система (регион), ее эмерджентные свойства. Предмет изучения – экономические образования всех уровней: промышленные и агропромышленные объединения, экономические зоны и районы, промышленные узлы и центры и так далее, а также ход проводимых экономических реформ и развитие экономических связей, как внутренних, так и межрайонных.

Мужчина и международные взаимоотношения

Регионоведение напрямую связано и взаимодействует с такими науками, как история, культурология, политология, география, экономика, социология, экология. Однако, по мнению некоторых ученых, регионоведению еще рано претендовать на роль самостоятельной науки.

Как дисциплина регионоведение призвано изучать закономерности создания и работы всех функций и систем региона, а также определять роль в общемировом или общероссийском развитии.

Регионоведение как специальность

Регионоведение является молодой специальностью, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 года. В системе государственного образовательного стандарта России за специальностью закреплен код 350300.

Обучение подразумевает несколько направлений. В зависимости от ВУЗа, регионоведение может быть зарубежным (международным) или внутренним (Россия и ее регионы в сфере международных отношений).

Регионоведом называют специалиста-аналитика, который занимается изучением определенной страны или региона, например стран Латинской Америки.

В последнее время интерес к проблемам политического и общественного становления России возрос. Наша страна находится в постоянном взаимодействии и некоторой зависимости от других стран, поэтому особенно важно исследовать процессы, которые привели к трансформации современного мира. Это невозможно сделать без должного изучения национальных традиций и специфики, чем и призваны заниматься регионоведы.

Студенты на лекции

Специализации регионоведения

В перечень специализаций на факультетах международного регионоведения входят:

  • страны Северной Европы;
  • страны Центральной и Восточной Европы;
  • страны Южной Европы;
  • страны Западной Европы;
  • Канада и США;
  • страны Латинской Америки;
  • страны СНГ;
  • Китай;
  • страны Дальневосточного региона (КНДР, РК, Монголия);
  • Япония;
  • страны Индокитая (Вьетнам, Лаос, Камбоджа);
  • страны Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Таиланд, Филиппины, Мьянма);
  • страны Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка);
  • страны Центральной Азии;
  • страны Среднего Востока (Турция, Иран, Афганистан);
  • Арабские страны;
  • Страны Африки;
  • Австралия, Новая Зеландия и Океания.

Флаги различных стран

Дополнительно существует специализация по регионам Российской Федерации.

Основное негласное деление по специальностям происходит на иностранное регионоведение и отечественное.

Прохождение учебной и производственной практики для студентов может осуществляться в подразделениях МИД РФ, в органах управления местного и федерального уровня, властных структурах, консульствах, отделах рекламы, языковых центрах.

Требования к подготовке абитуриента

Поступающие должны иметь аттестат о полном среднем образовании (11 лет школы). Вступительные экзамены, которые необходимо сдать:

Для приема на подготовку по специальности необходимо по результатам в сумме набрать баллов не меньше, чем установленный конкретным университетом проходной балл. Некоторые университеты проводят подготовительные курсы для планирующих поступать на их специальности. Например, факультет иностранных языков и регионоведения МГУ предлагает онлайн-семинары (вебинары) для своих абитуриентов в рамках подготовки к сдаче ЕГЭ, что очень удобно для иногородних жителей.

Обучение в университете

Для конечного формирования списка поступивших ВУЗ имеет право установить дополнительные вступительные испытания, например, по редкому иностранному языку (китайский, португальский) или языку народов России.

Дисциплины

Во время обучения студенты изучают пять циклов дисциплин:

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины:

- психология и педагогика;

- русский язык и культура речи;

2. Общие математические и естественнонаучные дисциплины:

- математика и информатика;

- концепции современного естествознания.

3. Общие профессиональные дисциплины:

- языки изучаемого региона;

- введение в регионоведение;

- история изучаемого региона (страны);

- культура, литература и религия изучаемого региона;

- этнология изучаемого региона;

- экономика и экономическая география территории;

- социально-политическая система изучаемого региона;

- международные отношения и политика изучаемой территории;

- мировая экономика и международные экономические отношения;

- история и теория международных отношений.

4. Дисциплины специализации:

- конституционное (государственное) право зарубежных стран;

- международные интеграционные процессы и международные организации;

- региональные конфликты в современном мире;

- региональная и национальная безопасность;

- процесс формирования внешней политики и дипломатия;

- муниципальное управление и местное самоуправление;

- государственная служба в регионе.

5. Дополнительные и факультативные дисциплины (военная подготовка, гражданская оборона и другие). Они выбираются самостоятельно и на добровольной основе.

Срок обучения

- Бакалавриат – 4 года;

- Магистратура – 5 лет.

Студенты в библиотеке

Аудиторная и самостоятельная учебная работа студента может составлять не более 54 дней в неделю. Из них обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должно быть около 27 часов в неделю.

Обучение по направлениям регионоведения – это не только бакалавриат и магистратура, но и возможность обучения в аспирантуре. Срок обучения в аспирантуре – 4 года.

Подготовку кадров по этой специальности осуществляют высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода.

Квалификация выпускника

Выпускники факультета регионоведения – это специалисты по международным отношениям, в их компетенцию входят:

  1. Знание языков, литературы, истории, политики, экономики, демографии, религии, культуры и традиций народов, населяющих выбранный регион.
  2. Прогнозирование и оценка социально-политических, внешнеторговых, экономических, военных и научно-культурных связей с Россией.
  3. Составление политических портретов ведущих политиков региона специализации.
  4. Налаживание дипломатических, внешнеэкономических, культурных и других контактов между нашими странами.
  5. Составление протоколов докладов и заявлений официальных лиц региона.
  6. Участие в приготовлении и организации различных мероприятий в области искусства и культуры.

Международное сотрудничество

Где можно работать

После завершения обучения и получения степени бакалавра молодые специалисты могут претендовать на должности:

  • в посольствах, консульствах, подразделениях МИД;
  • в торговых международных компаниях;
  • организациях, участвующих в проведении обмена в области культуры и искусств;
  • в языковых центрах.

Взаимное рукопожатие

Квалифицированные эксперты в регионоведении – это востребованные сотрудники любых организаций с выходом на международный рынок.

Во многих школах к привычным предметам вроде географии или обществознания присоединились новые дисциплины. Не всегда даже родители точно понимают, чему именно будут обучать их чад по новым программам. К примеру, разнотолки вызывал предмет регионоведение.

Содержание статьи

Что такое регионоведение

  • Что такое регионоведение
  • Что такое категориальный аппарат
  • Что такое краеведение

Не нужно путать регионоведение с общеизвестными науками, такими как обычное страноведение или география, ведь речь идет о комплексном предмете, изучающем историю, культурные особенности, экономику, религию, место в мировой политической системе и многие другие особенности конкретного региона, подверженного обследованию и изучению.

Регион, как предмет для изучений

Под регионом в данном случае понимается отдельно взятая территория, которая может включать как конкретную страну, так и целый ряд государств, объединенных по историческим, религиозным, географическим или прочим признакам. Как правило, в основе такой градации территорий лежит языковой признак, почти всегда совпадающий с выделенными географическими границами государства, объединяющими ту или иную нацию. Сегодня среди основных направлений регионоведения выделяют изучение Северной и Южной Америки, Западной и Восточной Европы, Российской Федерации в комплексе или России, как отдельно взятого государства.

Наука регионоведения

Современная наука регионоведение выдвигает ряд требований к специалистам и всем, познающим данное направление. Школьники и студенты должны обладать базовыми знаниями о современном положении экономики, политики региона, дальнейших перспективах развития, возможностях участия в формировании международных отношений.

От учеников требуется умение использовать и понимать язык научной литературы, современной беллетристики, воспринимать язык кино в контексте культурного и социального развития изучаемого региона. Экскурсионные программы, выезды, участия в конференциях и семинарах - все это призвано помочь ученикам освоить столь сложный, но весьма интересный и перспективный предмет.

Специалисты в области регионоведения должны обладать не только отличными знаниями родного и нескольких иностранных языков, но и умело ориентироваться в вопросах геополитики, экономики и культурного развития изучаемого ими региона.

Цикл видеолекций посвящён основам регионоведения и его роли в государственном и муниципальном управлении.

В предлагаемых видеолекциях вы познакомитесь с регионоведением как особой междисциплинарной областью в науках о государственном и муниципальном управлении. Вы узнаете об основных понятиях регионоведения, рассмотрите типы и иерархию регионов, а также получите представление об основных принципах управления регионом в зависимости от его структуры и динамики.

Вы научитесь составлять портрет региона, включающий описание его географического положения, природных ресурсов и условий, а также социально-экономических, политических и культурных особенностей.

Цикл состоит из 2 тем и включает 5 видеолекций.

Общая продолжительность цикла – 2 часа.

Содержание

Тема 2. План описания региона (3 видеолекции)
Общие подходы к характеристике региона. Портрет региона. Географическое положение, общие сведения. Природные ресурсы и условия. Население. Экономика. Политические особенности. Культура региона. История региона.

Читайте также: