Что такое речь 5 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.

Тема урока: Развитие речи . Что такое речь.

Тип урока: открытие нового знания

обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;

развивающие : выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, уважение к красивой речи

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

- поэтапного формирования умственных действий

Метапредметные связи: литература.

Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.

План проведения урока:

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проблемное объяснение нового знания.
  4. Первичное закрепление.
  5. Итог урока (рефлексия).
  6. Домашнее задание.

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

1. С какими новыми словами-терминами мы познакомились на прошлом уроке?

2. Первым лингвистом, создателем русской лингвистики был М.В. Ломоносов

3. Какова основная роль языка? Роль языка

Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

Отвечают на вопрос

Отвечают на вопрос

Личностные : принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные : при необходимости отстаивают свою точку.

III.Проблемное объяснение нового знания.

Учитель делает на доске запись

Правильна ли эта формула?

Учитель фиксирует их на доске

напряжения в мышцах глаза.

Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные : владеют грамотной письменной речью.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

1. Работа по учебнику.

Комментированное чтение лингвистического текста в упражнение 9

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое речь?

2. Правильны ли были высказанные вами до этого предположения?

3. Справедлива ли формула?

2. Выполнение упражнений.

Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) учитель помогает учащимися найти

– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка);

– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);

– морфологические средства (стекло разбилось, всё стекло на пол);

– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).

3 Самостоятельное выполнение заданий , которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

2. Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.

3. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи

Проверяют и оценивают.

Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят

- смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства

орфоэпические средства орфоэпические средства

Оценивают свою работу.

Высказывают своё мнение

Личностные УУД: действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;

Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Пример для обсуждения.

А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.

– Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.

– Вон там, в море! Идем, я покажу!

Так речь наконец-то состоялась.

2. Вопросы для обсуждения.

Учитель. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)

Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)

Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)

Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)

делают вывод о том, какое условие речевого общения отсутствовало в тексте, какие условия необходимы для речевого общения.

Личностные УУД: действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;

Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Учитель. Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф..

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД: действие смыслообразования; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VI. Комментирование домашнего задания.

Дома : параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную цель и задачу .

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

2.. Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Что такое пятый класс?

Внеклассное мероприятие для 5 класса. Посвящение в пятиклассники.

Презентация "Что такое мастер - класс"

В презентации представлен материал по проведению мастер - класа".


Что такое МАСТЕР КЛАСС?!

Выступление на районной августовской конференции на секции учителей математики.

Презентация "Что такое мастер-класс"

Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования.


Что такое мастер-класс (презентация)

Что же такое мастер-класс.


Что такое мастер-класс

Мастер-класс — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки.


Что такое климат класса?

Психологический климат класса — это система отношений, влияющих на самочувствие личности и тем самым определяющих направленность и характер деятельности, а, значит, и развития личности. Он слага.

В зависимости от наличия у говорящего собеседника, речь делится на монологическую и диалогическую.

Монолог – речь одного человека, обращённая к слушателям или самому себе.

Представьте, что вы выступаете перед классом и рассказываете о том, как провели лето. Это монолог.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Диалогом можно назвать ваш разговор с соседом по парте, когда вы обсуждаете домашнее задание по русскому языку или новую игру.

Помимо монолога и диалога выделяют полилог. Это синоним диалога, используется редко.

В зависимости от того, в какой форме реализуется речь, она делится на устную и письменную.

Устная речь включает в себя говорение (рассказ о чем-либо) и слушание (восприятие информации). Письменная речь включает в себя письмо (изображение речи с помощью графических символов) и чтение (расшифровка графических символов).

Трудно сказать, какой из видов речевой деятельности важнее или нужнее. В зависимости от ситуации нам нужно уметь и говорить, и слушать, и писать, и читать.

Очень часто виды речевой деятельности можно комбинировать (соединять), например: послушать и записать или прочитать и рассказать.

Стили речи

Важно заметить, что говорим и пишем мы не всегда одинаково. В зависимости от обстановки и от того, какую информацию нам нужно сообщить, выделяют пять стилей речи:

Разговорный

— Васька, ты что, мамину любимую вазу грохнул? Такая красивая была, с цветочками! Ну, теперь жди скандала!

Научный

Этот стиль характерен для энциклопедических статей, учебников и любых других текстов, содержащих научные сведения. Его признаками можно назвать использование научной терминологии, логичность, структурированность высказываний, обезличенность (чувства и эмоции не важны, важны факты, поэтому в тексте личность автора не проявляется).

Ва́за — сосуд изящной формы с живописными или лепными украшениями, изготовленный из глины, фарфора, камня, стекла, металла и других материалов.

Художественный

Используется в случаях, когда требуется красочно изложить какое-то событие, вызвать у читателя яркие эмоции. Это стиль, которым рассказывают свои истории писатели. Художественный стиль отличается образными выражениями, эмоциональностью, а не информативностью, для него характерны не только описания, рассуждения, но и диалоги между героями.

В стеклянной вазе, украшенной причудливыми узорами, стоял пышный букет пионов. Розовые лепестки цветов, осыпаясь на стол, оттеняли глубокую синеву сосуда, приковывали взгляд.

Научный и художественный стиль относят к книжной речи. Сюда же относится официально-деловой и публицистический стиль.

Официально-деловой

Используется при написании документов и писем в государственных учреждениях, а также в разных видах делового устного общения.

Объявление: сегодня, 19.10.2021, в доме будет отключена электроэнергия, поскольку планируется осуществление ремонтных работ.

Публицистический

Используется в газетах, журналах, в журналистских выступлениях по телевидению и радио, в выступлениях общественно-политических.

Как часто мы задумываемся о своем здоровье? А вот наши питомцы о нас беспокоятся. Как? А известно ли Вам, что наличие домашнего животного снижает риск многих заболеваний?

Итак, наша речь может быть очень разной, именно это и делает ее особенной и неповторимой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока русского языка

Учебник: Разумовская М.М.,Львова С.И., Капинос В.И. и др Русский язык 5 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2013.

Тема урока: Развитие речи . Что такое речь.

Тип урока: открытие нового знания

обучающие: 1. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми с помощью языка;

развивающие : выяснить условия, необходимые для речевого общения, познакомить со способом языкового анализа.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

Технологии обучения

- поэтапного формирования умственных действий

Метапредметные связи: литература.

Метапредметные умения: развитие монологической речи, работа с информационными источниками (словари, справочники); навыки аналитической работы с текстом; умение сопоставлять и сравнивать.

План проведения урока:

Проблемное объяснение нового знания.

Итог урока (рефлексия).

I .Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Улыбнулись друг другу

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение .

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД : взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД : прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала.

II .Актуализация знаний.

Проверка дом. задания.

Вывод. Главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

Личностные : принимают и осваивают социаль­ные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные : в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят спо­собы выхода из этой ситуации.

Познавательные : самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные : при необходимости отстаи­вают свою точку.

III .Проблемное объяснение нового знания.

– Суть человеческого общения сводится к передаче и восприятию смысла. Любое взаимодействие между людьми немыслимо без речи. Поэтому центральное направление в освоении русского языка занимает изучение возможностей языка наиболее точно и выразительно передавать смысл речи.

знакомит с основными положениями, касающимися характеристики речевого общения, которые оформлены в виде тезисов на плакате (или на доске):

– главная задача языка – быть средством общения между людьми, то есть средством обмена мыслями, информацией;

– общение – это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка (чтение, письмо и т. п.);

– общение предполагает наличие двух сторон: того, кто передает информацию в устной или письменной форме (говорящий или пишущий), и того, кто воспринимает чужую речь, слушая или читая ее (слушающий или читающий). Эту мысль можно графически изобразить в виде рисунка-схемы:

hello_html_58b88bb6.jpg

ТОТ, КТО ПЕРЕДАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(говорит или пишет)

ТОТ, КТО ВОСПРИНИМАЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
(слушает или читает)

– человек в своей жизни постоянно выполняет в общении то одну, то другую роль: то роль человека, передающего свои мысли, то роль человека, которому нужно понять чужую речь;

– с помощью языка человек может общаться не только со своими современниками, но и с людьми, жившими столетия назад, а также с нашими потомками;

– существуют две формы общения: устная и письменная. Преимущества последней состоят в том, что она является средством накопления, хранения и передачи знаний между поколениями, ибо письмо способно преодолеть пространство и время;

– особенность русского языка заключается в том, что он служит:

между людьми русской национальности

между людьми разных национальностей

между народами разных государств

А как вы общаетесь?

Учащиеся дают ответы

Учащиеся размышляют вслух, высказывают свои предположения.

Выполняют несложные физические упражнения на снятие усталости в мышцах спины, рук и ног, а также упражнения на снятие напряжения в мышцах глаза.

Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправ­ляют ошибки.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные : владеют грамотной письмен­ной речью.

IV .Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

V. Работа по учебнику.

2. Комментированное чтение лингвистических текстов в упражнениях 9, 10 на с. 7–8.

Вопросы для обсуждения:

– При каких условиях речевое общение состоится?

– В каком случае речевое общение становится невозможным?

– Что такое речевое общение?

3. Объяснение смыслоразличительной роли единиц языка и средств языка, помогающих точнее передать смысл речи.

1) Работа по таблице; учитель помогает учащимися найти:

– смыслоразличительную роль звука (вол, мол, кол, дол, пол, зол, гол; точка; бочка; кочка, мочка, ночка, почка, дочка); морфемы
( , , ; , ) и т. д.;

– орфографические средства (седеть – сидеть, наконец – на конец);

– морфологические средства (Оля больная – Оля больна; слово отцу – слово отца – слово отцам – слово отцов);

– интонационные и пунктуационные средства (Нет. Нет? Нет! Нет…).

2) Далее учитель знакомит учащихся со способом языкового анализа:

3) Выполнение заданий, которые помогут ученикам лучше усвоить тему и разобраться в схеме способа языкового анализа.

– Как вы понимаете значение слова смысл ? Какие синонимы можете подобрать к нему? Составьте словосочетания с этим словом.

– Есть ли смысловая разница в предложениях и как она передается в устной и письменной речи: Затем камнем упала птица. – За тем камнем упала птица? Сделайте вывод.

– Чем вызвана смысловая нелепость фраз: Я обижал весь дом. Мы поливали луг каждый вечер. В лесу под осиной вырос грипп. Петя полоскал собаку.

– Попробуйте привести примеры, когда орфографические ошибки приводят к искажению смысла речи.

– Придумайте (и разыграйте) маленький диалог, один из участников которого неправильно понял мысль другого. Объясните, почему смысл речи был неточно понят. Сделайте вывод.

– Объясните, как изменяется смысл высказывания и языковые формы его выражения в каждом случае. (Предложения записаны на доске.) Прочитайте вслух каждое предложение, стараясь голосом передать его смысл.

Нина, увидела окно? Нина увидела – окно.

Нина! Увидела окно? Нина увидела … окно. И др.

Объясняют значение слова.

Учащиеся теоретически осмысливают ту речевую деятельность, в которую они были вовлечены на уроках родного языка, формулируют основную мысль о значении речи и основные условия, необходимые для речевого общения.

Проверяют и оценивают.

Учащиеся переписывают слова без ошибок, находят

- смыслоразличительную роль звука, орфографические средства морфологические средства

орфоэпические средства орфоэпические средства

Оценивают свою работу.

Объясняют значение слова

Высказывают своё мнение

Разыгрывают диалог

Личностные УУД: действие смыслообразования ; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей;

Коммуникативные УУД : умение выражать свои мысли в соответствии с задачами

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Учитель . Найдите на рисунке-схеме в упражнении 11 на с. 8 условия, необходимые для речевого общения.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости языка, выучить эпиграф..

Анализируют работу на уроке через самооценку.

Познавательные УУД: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности.рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные УУД: действие смыслообразования ; самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VI. Комментирование домашнего задания.

Дома : параграф 3, упражнения 12, 13 (устно).

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД : понимать и принимать учебную цель и задачу.


Любой человек представляет собой своеобразный мир – со своими чувствами, знаниями и представлениями. И для него жизненно необходимо уметь передать эти знания и чувства другим людям – тем, кто живёт, учится, работает рядом ним, а также будущим поколениям.

Вся история цивилизации – это история общения людей и человеческих сообществ. Человеку важно удовлетворить свою вечную потребность в передаче и получении информации. Как это сделать?

Природа способствовала этому процессу. Мы люди, горды тем, что наша речь членораздельна, в отличие от животных, которым не дано соединять звуки по своему желанию, произносить слова и предложения.

Что такое речь?
С момента появления на свет ребёнок постепенно овладевает речью. Вначале он произносит короткие, простые слова, затем фразы и предложения. Ребёнок растёт – его речь развивается. В школьном курсе есть специальные занятия по развитию речи.

Дадим понятие речи.

Речь – умение, способность человека говорить.

Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка.

Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации.

Если спросить психолога, что такое речь, то он скажет, что речь, прежде всего — это одна из высших психических функций человека, во всем охвате ее взаимосвязей с важными психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью.

Язык и речь
Речь напрямую связана с языком. Язык являет собой оригинальную по сложности и совершенству систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.

Язык и речь – понятия близкородственные, но это не одно и то же. Язык должен использоваться в целях общения — только тогда возникает речь. Язык становится недееспособным после того, как люди перестают на нем общаться.

Речь – это язык в действии, то есть язык, используемый для выражения определённых идей, эмоций, чувств.

Основная единица речи – это слово.

Берегите речь
Жизнь показывает, насколько велика приверженность маленьких детей ко всевозможным перевёртышам, потешкам, небылицам, небывальщинам. Всем известна детская манера коверкать речь, подражать взрослым, передразнивать животных, болтать на секретных языках, баловаться с речью. Но детям можно, их взрослению сопутствует повышенный интерес к звуковой стороне речи.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: