Что такое простая арифметика в теории раскольникова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Некоторым современникам (в их числе был Д. И. Писарев, автор рецензии на роман) казалось, что подобные мысли были главной причиной, толкнувшей героя на преступление.

Преступление Раскольникова объясняется другими, более глубокими причинами. Они выясняются уже после убийства, во время первого диалога героя с Порфирием Петровичем (ч. 3, гл. 5). Философию героя раскрывает опубликованная за несколько месяцев до убийства статья, которую подробно пересказывает Раскольников.

Убивая, Раскольников проверяет и эту теорию, и себя на принадлежность к высшему или низшему разряду. Письмо матери, вынужденное замужество сестры, собственная бедность и униженность лишь ускоряют, провоцируют созревшее в сознании героя решение.

Роман "Преступление и наказание" был задуман Ф. М. Достоевским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложения". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильными личностями", ставящими себя выше нравственных законов общества. Воплотив в Раскольникове черты таких личностей, Достоевский в своем произведении последовательно развенчивает их наполеоновские идеи. На вопрос: возможно ли уничтожение одних людей ради счастья других — автор и его герой отвечают по-разному. Раскольников считает, что возможно, так как это "простая арифметика". Нет, утверждает Достоевский, не может быть в мире гармонии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает Лизавету и ее неродившегося ребенка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Тема бунта и тема героя-индивидуалиста, последние годы владевшие Достоевским, соединились в "Преступлении и наказании".

Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги — спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.

Установление социальной справедливости насильственным путем Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои — "двойники" Раскольникова. "Мы одного поля ягоды", — говорит Свидригайлов Родиону, подчеркивая их сходство. Свидригайлов, так же как и Лужин, исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду — все это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".

Раскольников считает, что преступать закон могут только "настоящие люди", так как они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура.

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать "ненужных" людей для блага униженных и оскорбленных? Он сам поднимается над людьми, становясь человеком "необыкновенным". Поэтому Раскольников делит людей на "избранных" и "тварей дрожащих". И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: ". вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею. " Родион Раскольников мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.

Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писатель видит "величайшее счастье" в уничтожении своего "я", в безраздельном служении людям — эту "правду" Федор Михайлович воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Раскольникова о христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, ее вера убеждают Родиона "страдание принять". Он признается в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдален совершенным преступлением. "Их воскресила любовь. "

(1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей. (2) Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок. (3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься?

(5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной.

Проблема совести в — романе Ф

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

Как раскрывается проблема совести преступление и наказание

Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог.

Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей.

Жизнь — это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления — сцена признания Раскольникова Соне.

Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим.

И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете. На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других.

    Главный герой, Родион Раскольников, является бедным студентом с тяжлым характером, но в тоже время он довольно умн. Его постоянно преследует мысль о том, что: почему же некоторые люди считают себя лучше остальных, почему им позволено больше чем остальным, почему они сильнее, почему они могут совершать какие-то поступки и не спрашивать ни у кого мнения. Раскольников в итоге приходит к выводу о том, что просто у этих quot;некоторыхquot; людей просто больше смелости, вот они и пользуются всеми возможностями этого мира. И он решил, что такие quot;сверхлюдиquot; могут убить других бесполезных людей (слабых, никчмных, трусливых). И эта идея его долго глодала. В итоге Раскольников решился на преступление — на убийство старушки-процентщицы. В итоге он зарубил е топором и под руку попалась ещ и Ална — сестра старухи.

Совершив убийство, он скрылся. Но после в нм взыграла совесть. Он не мог нормально спать, он даже днм не мог отдохнуть из-за навязчивых мыслей. Его идея о quot;сверхчеловевкеquot;, стала для него мучением. Раскольникова начали терзать ужасные сомнения в правильности его поступка: он начал понимать, что не должен был всего этого совершать. Позже он встречает Соню — милую, добрую и милосердную девушку, которая также мучается угрызениями от того, что подрабатывает проституткой. Раскольников рассказал вс ей о свом страшном поступке и она подтолкнула его к тому, что надо признаться и тогда станет легче. В итоге Раскольников сдался полиции, его сослали на каторгу, но в душе ему действительно стало легче. Раскольников вс осознал, он понял, что quot;сверхчеловекquot; — это придуманная им история, что люди не должны убивать. Человек должен оставаться человеком всегда. Он покаялся и хотя бы ссылкой решил искупить свою вину.

Достоевский представил нам величайший роман времени quot;Перступление и наказаниеquot;

. Это роман, в котором переплетаются пороки человека, его терзания и нравственные законы.

Раскольников, главный герой романа, совершает тяжелое преступление, убивает старуху-процентщицу. Но он, как считает, делает это из высоких побуждений. Так он хотел убить зло, развращающее людей. Но он ошибся. Убив человека, нельзя убить все злое на земле. Он пошел неверным путем.

Позже Раскольников осознает это, он чувствует укоры совести. В итоге он встает на верный путь раскаяния в конце романа.

Такой я вижу проблему совести в романе quot;Преступление и наказаниеquot;

В одном из своих писем Достоевский охарактеризовал свой роман как quot;психологический отчет преступленияquot;. Почему, убив двух человек, Раскольников не в состоянии более жить привычной жизнью, почему не может успокоиться, что ежедневно гнетет и мучает его и, в конце концов, заставляет сознаться. Ответ прост — совесть. Именно ее он не учел в своих расчетах. Главный герой вдруг совершенно осознанно понимает, что не может так жить, что примирение с самим собой невозможно без примирения с Богом. Что, переступив черту, от отрезал себя от всего того, что он так болезненно, с таким надрывом любил. Убив старуху-процентщицу и ее сестру, он убил что-то в самом себе, что-то настолько ценное и необходимое, без чего его жизнь потеряла всякий смысл.

И тут мы сталкиваемся с таким феноменом как гуманизм Достоевского. Писатель четко дает понять: герой не потерян для общества, проводя параллель с библейским сюжетом воскрешения Лазаря, он дает нам понять, что возрождение Раскольникова тоже возможно, но оно произойдет только тогда, когда герой найдет в себе силы, чтобы примириться с Богом и с людьми.

Главный герой этого произведения, Родион Раскольников решил убить вредную и алчную старуху-процентщицу, от которой всем окружающим было только горе. Убивает е Раскольников не из алчности, а руководимый такой мыслью, что миру станет лучше без не. То есть решил сам творить судьбу людей, и в результате пришл к мысли, что сильной и властной личности вс позволено ради благородной идеи.

Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения. В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки.

Под конец главный герой пришл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению.

Изначально главный герой вообще не думает о совести — он создает план. Спустя некоторое время, просыпается совесть героя в виде его хвори. Позже и в виде снов.

Убийство он совершал по плану, но чувствуя смятение, заболел еще сильнее и даже бредил.Когда он немного обдумал вс, то стало лучше. Но он во всм видел подозрение окружающих в свою сторону — этим Раскольников довел себя до опустошительной депрессии. От этого всего и в Бога поверил.

Но потом парень осознал, что мук этих не избежать до того момента, пока не признаешь их — он признался.

Тяжело Родиону было в тюрьме, но там он уже смог открыть сердце для любви и даже планировал, как в 32 года начнт иную жизнь.

В романе Достоевского раскрыто обычное для человека неприятие преступления, убийства живого существа. Писатель специально выводит в роли жертвы существо мелкое и ничтожное, но словно для облегчения морального прозрения героя добавляет в сюжет случайную жертву — сестру Алены Ивановны. Кто знает, мучился бы Родион так же если бы второй жертвы не было? Но не только убийство раскрывает проблемы взаимоотношений человека со своей совестью. Вся жизнь Родиона — это сплошные муки совести, за преступление которое он совершил, за преступления которые совершают другие, за свое бессилие перед жестокостью и пороками мира. Вспомните мечты Раскольникова об идеальном обществе, Египетском оазисе доброты. Это тоже совесть, ее проявления. Раскольников не разучился сострадать, его преступление выглядит случайным, но и закономерным, попыткой сопротивления мировому злу, которую герой решает предпринять негодными средствами. Хочется надеяться, что любовь в конце романа направит Раскольникова на верный путь, примирит его совесть с внутренним миром, научит его счастью.

Кандидат философских наук

Проблема личной ответственности человека за свои поступки (по роману Ф

Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести. Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия.

Такой груз неожиданных последствий не­сет на себе теория Раскольникова.

Муки совести Григория Мелехова

Через образ своего героя М.А.

Шолохов передает читателям ужас и тяготы Гражданской войны, которая стала кошмаром для простого народа.

Большое внимание в романе уделено вопросу совести.

Григорий характеризуется как правдивый, открытый, честолюбивый казак, поэтому любой неверный поступок вызывает у него душевные терзания.

Как написать сочинение на тему — Ответственность человека за свои поступки?

Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского,…

так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Русской литературе

03.09.2014 7424 0

Конспект урока

Цель урока: на основе текста доказать, что сущность теории Раскольникова антигуманистична; совесть его не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека.

Оборудование урока: магнитофонная кассета с записью лекции о теории Раскольникова; иллюстрации к произведениям Достоевского; доклады, рефераты, рисунки, стенгазеты, подготовленные учащимися двух-трех классов.

Эпиграфы к уроку (читают два ученика)

Вступление: Страшен мир тупого гробового молчания. Все блага жизни здесь захвачены богатыми дармоедами. А он молод. Красив. Умён. Полон энергии. Жаждет переделать эту жизнь. Найти в ней для себя достойное место. Ради этого Раскольников придумывает античеловеческую по своей сущности теорию, проводит страшный эксперимент, чем обрекает себя на невыносимые душевные муки. Он мечется по Петербургу, теряет сознание при одном упоминании об убийстве, и в то же время его, как магнитом, тянет на место преступления, он страдает даже во сне (убитая старуха смеётся над ним). И нет конца этой боли….

На что обрекла бы людей теория Раскольникова, если бы она восторжествовала?

Эта теория привела бы к разобщению людей, к войне всех против всех, когда убивают, терзают, режут друг друга. Почти так и случилось в прошлом веке, когда Наполеон отправился завоёвывать мир, и в 30-х годах нашего столетия, когда к власти пришел фашизм в Германии….

Свои мысли девятиклассники подтверждают отрывками из текста (эпилог, гл 2).

Учащиеся говорят о том, что бонапартистские идеи живы и по сей день. Современный материал по этому вопросу они подбирают самостоятельно.

Почему Раскольников совершает два убийства?

Ответы на этот вопрос сводятся к следующему. Человек, однажды совершивший преступление, может его повторить. Включается как бы цепная реакция, в которую вовлекаются всё новые и новые жертвы. Убита старуха-процентщица, потом – совершенно невинная Лизавета, Миколка осуждён на каторгу… А сколько ещё людей затронуто этой историей: и близких, родных и совершенно чужих. Всех волнует это убийство. О нём говорят, из-за него страдают и те, кто ни в чём не повинен.

Почему Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не скажем, нож или другое оружие?

Иногда учащиеся затрудняются ответить. Тогда я задаю наводящий вопрос:

Встречали ли Вы в произведениях русской литературы образ топора?

– это как орудие защиты от угнетателей. А вот ещё одно некрасовское стихотворение:
Надрывается сердце от муки, плохо верится в силу добра, слыша в мире царящие звуки барабанов, цепей, топора.
Оно написано в годы реакции. Здесь топор поминается как средство расправы над революционерами, людьми, несущими в жизнь передовые демократические взгляды.

Итак, топор – образ аллегорический, имеющий определённую идейную нагрузку. Мы видим, что это символ не только слепой силы, но и борьбы с несправедливостью, и расплаты с вступившим на путь этой борьбы.

Вспомним: почему Раскольников выбирает своей жертвой старуху-процентщицу?

В ней олицетворяются для него все силы зла, населяющие мир, в котором живут и страдают такие, как его сестра, как Соня Мармеладова, как Катерина Ивановна и ее дети. Раскольников поднимает топор, чтобы расчистить дорогу добру, покарав несправедливость. Но удар, предназначенный жестокосердной и жадной ростовщице, обрушивается и на него. В понимании Достоевского, поднятый топор – это в любом случае символ насилия, и неважно, ради каких целей его применили.

Почему Раскольников страдает и терзается после преступления?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся говорят о том, что, создавая свою страшную антигуманистическую теорию, Раскольников уверен: его не будет мучить совесть. Но неожиданно для него самого, он испытывает муки и оттого, что не сумел стать над всем муравейником, и оттого, что не может смотреть матери в глаза, разговаривать с сестрой, Разумихиным, что чувствует кровь на своих руках, видит перед собой чистых людей и как бы не хочет к ним прикасаться. Раскольников двойственен. С одной стороны, убийство ему противно, но с другой – он разрешает себе пролить кровь по совести. А успокоить совесть нечем. Эту мысль ребята подтверждают отрывками из романа ( ч. 3, гл. 5; ч. 4 гл. 4; ч.5 гл.4)

Образ Раскольникова – трагический. Он, гуманный по природе человек, пытается уничтожить идею человечности. (Я не человека, я принцип убил).

Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. Он говорит: Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!

Другие ребята, признавая двойственность сложной натуры Раскольникова, считают: он мучается оттого, что не хочет принять страдания как расплату за преступление, т.е. не хочет признать себя неправым. Он говорит, что те люди не так сделаны (те– это необыкновенные). Стало быть, настоящего властелина, разгромившего Тулон, устроившего резню в Париже, бросившего армию в Египте, развязавшего войну 1812-го года, совесть не тревожила, потому что ему всё разрешалось. И Раскольников больше всего мучается оттого, что переступить-то он переступил, да на этой стороне и остался, то есть оттого, что он обыкновенный. К нему приходит сознание своей ничтожности. Раскольников делает вывод о том, что он, как все, – вошь, тварь дрожащая,

( ч. 4 гл. 4; ч.5 гл. 4; ч. 6 гл. 7,8; Эпилог)

Поступок Раскольникова – предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, – это лабиринт неизвестности, тайник я. Раскольников двойственен и в преступлении и в страдании: его душа расколота надвое (отсюда и фамилия). Вот что говорит нам об этом Достоевский:

И хотя бы судьба послала ему раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от которого мерещилось бы петля и омут, он бы обрадовался ему. Но он не раскаивался в своем преступлении.

Он одно признавал своим преступлением: что не вынес душевных мук и сделал явку с повинной.

Вспомним отношение Раскольникова к совести. Каково оно?

Ребята зачитывают диалог:

Порфирий Петрович: Как насчет совести?

Раскольников: У кого есть она, тот страдает, коль сознаёт свою ошибку…

Разумихин: А гениальные вот те, которым резать-то право дано, те не должны страдать?

Раскольников: Пусть страдает, если жаль жертву.

Итак, мы выяснили: Раскольников объясняет себе свои душевные мучения тем, что не смог до конца довести дело, не сумел стать человеком необыкновенным (наполеоном сделаться)

Но чего он в себе недооценил?

Учащиеся не сразу, но всё-таки догадываются: у Раскольникова есть совесть. И все его страдания – это голос совести.

Описывая муки Раскольникова, Достоевский казнит тех, кто отрицает святость человеческой личности. Писатель утверждает, что любая человеческая личность священна и что в этом отношении все люди равны.

Достоевский показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, повернув его на путь справедливости, он всё же неизбежно принесёт зло и себе, и другим.

Почему убийца Раскольникова ближе писателю и читателю, чем нравственно безупречный Разумихин?

Эксперимент Раскольникова бесчеловечен. Да, он – убийца. Но писатель заставляет нас сочувствовать ему, потому что он хочет изменить жизнь. У него болит душа, когда он видит несправедливость. Этим герой близок Достоевскому.

Разумихин же как бы унижается перед жизнью. Он у неё в плену. Он принял жизнь как должное. Раскольников же бунтует. Он нам дорог за свой непокой, за свое страдание, за то, что спорит сам с собой, терзает себя и мучит в поиске истины. Разумихин же, действительно, нравственно безупречен: честен, трудолюбив, способен сильно любить, человек правильный и порядочный. Но сомнения не для него. Проблемы, которые волнуют Разумихина, так ничтожны по сравнению с теми, над которыми бьётся растревоженный ум Раскольникова. В страданиях Достоевский видит проявление настоящей человечности. Именно в них – залог воскресения, возрождения личности. Описывая терзания Раскольникова, писатель утверждает, что всё подлинно человеческое ещё не погибло в его герое.

Оправдывает ли Раскольникова жестокость эпохи?

Девятиклассники приходят к выводу, что условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость. Учащиеся подтверждают эту мысль историей Клода Изерли, сбросившего бомбу на Хиросиму, который не смог жить, осознав, какое совершил преступление.

Достоевский учит нас ( в этом злободневность, современность и ценность романа), что нет таких причин и обстоятельств, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков.

(1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей. (2) Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок. (3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься?

(5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной.

Проблема совести в — романе Ф

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

Что такое кровь по совести простая арифметика в теории раскольникова?

Проблема личной ответственности человека за свои поступки (по роману Ф

Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести. Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия.

Такой груз неожиданных последствий не­сет на себе теория Раскольникова.

Впервые раскрывает преступный умысел Раскольникова Порфирий Петрович.

Разумихин, в квартире которого начинается первый поединок Раскольникова и Порфирия Петровича, как нормальный психически здоровый человек реагирует на это так: \ «это разрешение крови по совести, это … это, мне кажется, самое страшное, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное … \ «. То есть с точки зрения Разумихина, Раскольников возражает универсальность и обязательность нравственного закона.

Более того, апелляции к авторитетам Ликурга, Соломона, Маго-цель и Наполеона говорят нам только об исторической закономерности преступления на благо человечества, той самой закономерности, которую признал Белинский в письме Боткина и которой руководствовались в своих действиях революционеры-террористы, начиная с Каракозова .

Этот мессианский пафос идеи Раскольникова и пытается раскрыть в разговоре с ним Порфирий Петрович, когда спрашивает, верит ли его собеседник в Новый Иерусалим и воскресения Лазаря. Позже один на один с Софией Раскольников требует, чтобы девушка прочитала ему этот отрывок Писания.

По христианской традиции Новым Иерусалимом называли и называют будущее Царство Божие на земле, следовательно, если Раскольников верит в него, то, соответственно, считает себя избранным сказать новое слово, приближает царство любви и справедливости. Так, одна из причин, которые для себя называет убийца, заключалась в том, что старая ростовщица приносит только зло. Она не нужна обществу.

Однако сам он может использовать ее деньги для добрых дел, тем самым, искупает грех убийства: \ «С одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старуха, никому не нужная и, напротив, неприятное, которая сама не знает, для чего живет …

Известный довольно интересный исторический факт: в середине семнадцатого века патриарх Никон, который осуществил богослужебную реформу, результатом которой стал церковный раскол, основал монастырь и назвал его Новым Иерусалимом.

С точки зрения Порфирия Петровича, идея Раскольникова тянет за собой новую волну крови, революционер наконец может превратиться в тирана.

Каким тяжелым не было бы жизни, не следует разукрашиваться. Боли и обиды, даже самые сильные, проходят и забываются — тогда мир кажется приветливым и справедливым.

Читайте также: