Что такое программа воспитания в доу консультация для воспитателей
Обновлено: 30.06.2024
В связи с изменениями в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , связанных с вопросами воспитания, образовательным учреждениям необходимо пересмотреть основные образовательные программы и разработать рабочую программу воспитания.
Причем основной акцент рабочей программы воспитания следующий: развивать чувство патриотизма и гражданственности, уважение к старшему поколению, само- и взаимоуважение, бережное отношение к культуре и истории Отечества, его природным богатствам (п 2 ст. 2 Федерального закона №273-ФЗ)
Нормативно-правовое и информационное обеспечение по разработке рабочей программы воспитания
Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020 г.) ст. 67. 1, п. 4
ФГОС дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 г. № 1155
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года
Концепция дошкольного воспитания (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Подробнее ознакомиться со структурой и содержанием рабочей программы воспитания можно посмотрев ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Патриотическое воспитание направлено на реализацию следующих задач:
1) формирование любви к родному краю, языку, природе и бережного ответственного отношения к ней.
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям, к представителям всех народов России, вне зависимости от их этнической принадлежности;
Основные задачи социального направления воспитания это
1) Формирование у ребенка позитивного образа семьи и дружбы, примерами из материала истории России, ее героев.
2) Формирование навыков сопереживания, коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества.
задачам познавательного направления воспитания относятся
1) развитие любознательности,
2) формирование отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания
Физическое и оздоровительное направление это
1) обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;
3) развитие двигательных способностей, навыков и умений;
4) формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;
5) организация правильного режима дня;
6) воспитание экологической культуры
Основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей
Если говорить о задачах эстетико-эстетического направления воспитания, то
1) это формирование культуры общения, поведения, этических представлений; 2) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов; 3) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;
Работа по воспитаю детей в детских садах ведется ежечасно, ежеминутно во все режимных моментах. Я хочу вам напомнить о формах и методах работы, направленных на реализацию воспитательных задач.
1) Беседы и рассказы об истории Родного края, страны. Мини-диспуты.
2) Чтение художественной литературы
3) Дидактические игры
4) Создание ситуаций (игровых, проблемных, творческих)
5) Игры- путешествия, игры – экспериментирования.
6) Экскурсии и целевые прогулки по местам воинской славы, к памятникам, в краеведческий музей.
7) Посещение выставок, театров.
8) Проведение праздников и развлечений.
9) Тематические выставки
10) Проекты (творческие, исследовательские, игровые)
11) Подвижные игры, гимнастики, закаливание, самостоятельная двигательная активность.
12) Художественно-продуктивная деятельность
На следующем слайде вы видите методы работы. Это
Метод показа действия
Метод организации деятельности
Беседы воспитателя на эстетические темы
Чтение художественной литературы и рассказывание
Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, видеофильмов
Метод положительного примера
Вся работа направлена на достижение следующих целевых ориентиров
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Проявление интереса к окружающему у ребенка появляется к 3-м годам. А уже к 7-8 годам дети проявляют любознательность, самостоятельность, инициативу в игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности.
Консультация для воспитателей Рабочая программа воспитания в детском саду: содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Оценить 101 0
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Консультация для воспитателей
Павлово, 2021 год
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, где воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса и охватывает все составляющие образовательной системы образовательной организации, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Кроме того, вопросы воспитания также освещены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025.
Мы с вами все прекрасно знаем, что достаточно серьезное внимание уделено воспитательному процессу в дошкольном образовании это также нашло свое отражение в изменениях в Федеральном законе об образовании в РФ, которые были внесены не так давно.
В связи с этим перед нами была поставлена задача разработки рабочей программы воспитания (РПВ) и календарного плана воспитательной работы не позднее 1 сентября текущего года, а также проинформировать родителей и законных представителей наших воспитанников о всех изменениях, которые вносятся и будут вноситься в образовательные программы дошкольного образования. Но это было только начало работы, далее мы интегрировали содержание рабочей программы воспитания в наши основные образовательные программы. И теперь в течение учебного года предстоит очень серьезная работа по реализации рабочей программы воспитания таким образом, чтобы рабочая программа воспитания и образовательные программы существовали в полной гармонии и в интеграции содержания этих 2 документов, не дублировали, а поддерживали друг друга.
Таким образом, рабочая программа воспитания в дошкольном образовании не может рассматриваться и реализовываться вне основных образовательных программ. Задача РПВ в дошкольном образовании – акцентирование внимания на основных целях и задачах воспитания, обозначение обязательных элементов воспитательной работы в ДОУ, отражающих интересы человека, семьи, общества и государства. Обязательные элементы РПВ должны отражать позицию государства в вопросе воспитания подрастающего поколения, способствовать созданию единого образовательного, идеологического и культурного пространства страны.
При этом цели и задачи РПВ в дошкольном образовании реализуются не сами по себе, а в рамках общего образовательного процесса в соответствии с образовательными программами дошкольного образования.
Рабочая программа воспитания нацелена на формирование нравственных основ личности, воспитание положительной мотивации, формирование первичных ценностных представлений у детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Программа разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в
Российской Федерации:
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Рабочая программа воспитания реализуется в рамках образовательной программы
дошкольного образования и адаптированных программах дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) МАДОУ детского сада №29 г. Павлово.
В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие воспитанников МАДОУ и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольной образовательной организации (далее-ДОУ) и воспитания в семьях детей от 2 лет до 8 лет.
Общаяцель воспитания в учреждении – личностное развитие воспитанников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально-значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально-значимой деятельности).
Достижение поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать решение
следующих основных задач:
создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в
соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и
склонностями;
формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов
социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольного отделения на основе
традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление
партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как
личности, как человека, являющегося высшей ценностью, на уважение к его персоне,
достоинству и защиту его прав на свободу и развитие.
Принцип ценностного единства и совместности.Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу,
пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при
которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Принцип неукоснительного соблюдения законности и прав семьи ребенка. Соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности ребенка.
Данные принципы реализуются в укладе жизни детского сада, включающем воспитыва-ющую среду, культурные практики, совместную деятельность и события.
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
Реализация цели и задач Программы воспитания осуществляется в рамках нескольких
направлений (модулях) воспитательной работы, определённых на основе базовых ценностей
воспитания в России, которые фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе.
Все перечисленные направления воспитания тесно взаимосвязаны между собой и
обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области и
во все виды детской деятельности в образовательном процессе, согласно образовательным программам МАДОУ детского сада №29 г. Павлово.
Для каждого направления (модуля) воспитания определены цели, задачи и направления деятельности воспитателя.
Наша основная задача, как педагогов осуществление воспитательной работы в соответствии с рабочей программой воспитания МАДОУ детского сада №29 г. Павлово. Возникает вопрос: каким образом эту работу осуществлять?
Обязательным компонентом новой программы воспитания – календарный план воспитательной работы. Утвержденной формы этого плана нет, детский сад вправе разрабатывать его сам. Календарный план воспитательной работы отражает содержание рабочей программы воспитания в ежегодном планировании образовательного процесса на год. Содержание образовательных программ детского сада и рабочей программы воспитания, как неотъемлемой ее части, мы должны реализовываем в течении всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Календарный план воспитательной работы нашего детского сада также включает себя семь модулей, для каждого модуля определены мероприятия и возрастная группа, а также сроки проведения и ответственные.
В календарный план воспитательной работы МАДОУ детского сада №29 г. Павлово вошли события разных категорий, которые подразумевают обязательное участие педагогов, детей и родителей. Среди них запланированы значимые события, которые имеют отношение к национальным и международным праздникам, к истории народа, страны, города, а также значимые для детей семейные праздники, традиционные мероприятия детского сада. В процессе подготовки к таким праздникам и во время их проведения педагоги организуют все виды детской деятельности и обеспечивают их социально-личностную ориентированность.
1. Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО / Под ред. Н.Е. Вераксы, Э.М. Дорофеевой, И.И. Комаровой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
У детских садов новая обязанность – составить рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Срок – до 1 сентября 2021 года . Алгоритм действий и пример программы смотрите в рекомендации. Там же – образец приказа, чтобы утвердить программу в составе ООП.
Проведите педсовет
Новые требования связаны с поправками, которые внесли в Закон об образовании. Чтобы помочь коллегам разобраться в изменениях, обсудите их на педсовете.
Объясните, что поправки призваны усилить воспитательную миссию каждой образовательной организации, в первую очередь – детских садов. Поставьте задачу на ближайший год – подготовить такую программу воспитания, которая поможет каждому педагогу сосредоточиться на решении воспитательных и развивающих задач в комплексе с обучающими.
Рассмотрите понятия, которые добавили в Закон. Расскажите, в чем суть изменений и как они повлияют на работу коллектива. Для наглядности раздайте коллегам памятку
Создайте рабочую группу
Создайте рабочую группу, которая займется подготовкой программы воспитания и календарного плана. Включите в нее заместителя заведующего, старшего воспитателя, воспитателей и методистов, педагога-психолога.
Состав группы утвердите приказом. Издайте положение о ее работе.
Составьте проект программы воспитания
Поручите рабочей группе составить проект программы воспитания в детском саду. Пусть определит ее примерное содержание и структуру.
Содержание программы воспитания
Попросите привлечь к разработке родителей. Для этого оформите уголок на стенде, куда родители смогут прикреплять свои предложения. Также поручите провести опрос на родительском собрании. Тема опроса – как родители представляют себе воспитательную программу, что хотели бы в ней видеть.
Разработайте проект календарного плана воспитательной работы
Поручите рабочей группе составить к программе воспитания проект календарного плана воспитательной работы детского сада. Можно сделать его на год или на весь период освоения дошкольной программы и корректировать при необходимости.
Попросите разделить план на несколько частей в соответствии с направлениями, закрепленными в модулях программы воспитания. Проверьте, указали ли возрастную категорию воспитанников, для которой организуете мероприятия.
Согласуйте проекты с родителями
Поручите рабочей группе рассмотреть замечания и доработать проекты, если это не противоречит основным направлениям развития детского сада. При желании направьте доработанные проекты родителям повторно и дождитесь их мнения.
Утвердите программу воспитания и план
Сделайте рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы частью ООП (п. 9 ст. 2 и ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Для этого внесите изменения в основную образовательную программу детского сада.
Рассмотрите окончательные версии проектов рабочей программы воспитания и календарного плана на заседании педагогического совета. Если замечаний нет, издайте приказ и включите программу воспитания и план в состав ООП ДО.
Читайте также: