Что такое природа 3 класс окружающий мир краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Б Бачерикова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов.

ГБОУ школа № 404

Урок изучения нового материала.

Создать условий для формирования у учащихся целостного представления о природе, ее многообразии и значении для человека.

Образовательные : познакомить учащихся с разнообразием природы; учить классифицировать объекты природы; определять значение и ценность природы для человека.

Развивающие: способствовать развитию любознательности, наблюдательности, образной связной речи.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Предметные: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся формулировать выводы и обобщения.

Образовательные ресурсы и средства обучения:

- Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, 1-ая часть;

- Рабочая тетрадь Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 1-ая часть;

- Рабочие листы с таблицами и схемами;

- Объекты живой и неживой природы;

Методы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), наглядный.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты урока (УУД)

- Добрый день, ребята! Я рада, что сегодня такой чудесный день! Давайте улыбнёмся друг другу, и день станет ещё добрее и светлее. Сядьте правильно и начнём наш урок.

-Уроки мы разные проводим,

Нужные ответы вместе находим,

Но вызывает всегда удивление один –

Урок о том, какой нас окружает мир!

Дети улыбаются друг другу. Готовятся к работе на уроке.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

- Ребята, послушайте стихотворение, доскажите словечко и узнаете,

о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Поле, речка и ….. (трава),

Горы, воздух и …. (листва),

Птицы, звери и ….. (леса),

Гром, туманы и ……(роса).

Человек и время года -

Это всё вокруг. (природа).

- Ребята, а что такое природа?

( На доске картинки: стул, река, радуга, солнце, белка, мухомор, дом, книга, берёза, машина)

. - Посмотрите на картинки, подумайте, что из увиденного можно отнести к природе. Картинки, которые не относятся к природе, я предлагаю вам убрать.

- Объясните, почему мы оставили именно эти изображения?

Дети устно вставляют пропущенные слова в стихотворение.

- Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

Дети называют картинки, которые относятся к природе. Лишние картинки убирают с доски.

- Данные изображения, это объекты живой природы, а остальные изображения, это предметы, которые сделаны руками человека.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Определение темы урока и постановка учебной задачи

Учитель предлагает детям сформулировать тему урока.

- Ребята, какая тема нашего урока?

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать по данной теме? Выскажите свои предположения.

- Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте, что мы сегодня должны узнать на уроке и чему научиться?

- Совпали ли наши предположения?

Дети высказывают свои предположения.

- Узнаем, на какие царства ученые делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, выдвигать предположения и обосновывать их.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Изучение нового материала

- Ребята, назовите оставшиеся объекты ( река, радуга, солнце, белка, гриб, берёза,)

- Как вы думаете, на какие две группы мы можем их разделить?

Распределите объекты на группы.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/07ff/00188586-d56cc9b4/hello_html_3767972a.jpg

- По каким признакам мы распределяем объекты природы?

Работа в парах по карточкам. (Приложение 1)

- Работая в паре, определите, к какой группе относятся данные объекты, дополните таблицу своими примерами.

Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы: яблоко, камень, песок, комнатное растение.

Проверка выполнения задания.

- На объекты живой и неживой и неживой природы.

Учащиеся распределяют картинки по группам.

Дети выполняют задание по карточкам в паре, объясняют правильность своих выводов, отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: группировать и классифицировать изучаемые объекты.

Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

(Вода, дуб, воробей, капуста, камень, облако, медведь, песок, обезьяна, липа, комар, почва, гриб.)

Учащиеся выполняют физминутку в соответствии с заданием.

Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.

- Предлагаю Вам, подробнее познакомиться с ЖИВОЙ природой.

В природе всё живое учёные-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые не могут обойтись друг без друга. Они живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. (слайд 3)

- Чтобы узнать, как называются наши царства, давайте посмотрим на схему, которую мы составили.

Учитель обращает внимание детей на схему, которая находится на доске.

- Какие объекты мы отнесли к живой природе? (белка, мухомор, берёза)

- Перед вами представители трех царств, догадайтесь, как называются данные царства. Белка – это? Берёза - это? Мухомор – это? (слайд 4)

- Но это не всё. Как вы думаете, какое ещё царство может существовать?

- Крошечные организмы живут везде и повсюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. (слайд 5) Их можно разглядеть только при помощи микроскопа — увеличительного прибора. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы. (слайд 6)

- Сколько царств существует в живой природе? Перечислите их названия.

- Работа в тетради. Откройте тетрадь на стр. 6 № 4. Прочитайте задание. Впишите названия царств в схему.

Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 2)

- В карточках записаны объекты живой природы. Определите, к какому царству относятся данные объекты. Дополните таблицу своими примерами. Выполните взаимопроверку.

- К живой природе мы отнесли белку, гриб, берёзу.

- Белка – это животное, относится к царству животных.

Берёза – это растение, относится к царству растений.

Мухомор – это гриб, относится к царству грибы.

Дети высказывают свои предположения.

- По символическим рисункам определите названия царств и впишите их в схему.

Выполняют задание по карточкам, объясняют правильность своих выводов, выполняют взаимопроверку выполненного задания.

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: анализировать, делать выводы, классифицировать изучаемые объекты.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Гимнастика для глаз.

- Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела Муха. Из какого царства она к нам прилетела?

- Перед вами экран с квадратами. С этой стороны влетела муха. Я буду говорить, как двигается муха по полю. Ваша задача следить за её движением глазками и ответить, через какую клетку она вылетела.

- Из царства животных.

Учащиеся выполняют гимнастику для глаз в соответствии с заданием.

Регулятивные: принимать и сохранять поставленную задачу.

Закрепление изученного материала

- Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые. В живой природе мы выделили четыре царства. Как вы думаете, связаны ли между собой все эти объекты?

- Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику и грибам.) (слайд 7).

- Какие выводы мы можем сделать?

- Как вы думаете, связан ли с природой человек?

Работа в группах.

Учитель делит класс на микрогруппы, объясняет суть задания, помогает по мере необходимости.

Учащиеся принимают участие в обсуждении, размышляют, обобщают полученные знания.

- Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Все царства связаны между собой. Живая и неживая природа, тоже тесно связана между собой.

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, высказывают свои мысли, формулируют выводы.

Выступление каждой группы.

Коммуникативные: строить устные высказывания в соответствии с поставленной задачей; уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные: анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные: умение согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде.

Подведение итога урока

Учитель проводит беседу, закрепляет с учащимися полученные ранее знания, оценивает работу детей.

- Какую тему мы сегодня изучили?

- Что такое природа?

- На какие группы делят природу?

- Назовите царства живой природы.

- Назовите значение природы для людей.

- Что вас заинтересовало на уроке?

- Где могут пригодиться, полученные нами знания на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мысли, формулируют выводы.

- Природа. Разнообразие природы.

- Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека.

- Живая и неживая природа.

- Царство растений, животных, грибов, бактерий.

- Природа для человека- источник воздуха, пищи, воды, здоровья, красоты и познания. Это источник материалов для хозяйственной деятельности)

Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы.

Коммуникативные: строить высказывания, оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

- Оцените свою работу на уроке с помощью Пирамиды успеха. (Приложение 4)

1. Если вы хорошо работали, всё поняли и у вас всё получилось, нарисуйте человечка на самой вершине пирамиды.

2. Если у вас что-то не получилось, но вы все- таки старались, работали на уроке, расположите человечка на полпути к вершине успеха. Вы почти достигли самой вершины.

3. Если у вас совсем ничего не получилось, и вы ничего не поняли, нарисуйте человечка внизу. Не отчаивайтесь! В следующий раз у вас все получится.

Дети оценивают свою работу на уроке с помощью оценочного листа

Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учитель объясняет домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Распредели данных представителей по царствам: щука, ромашка, подберёзовик,

пихта, голубь, папоротник, бактерии, белый гриб, осина, лиса, подосиновик, ель,

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Природа

Цели урока: познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение природы для человека, прививать бережное отношение к природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с разнообразием природы; узнают каки существуют взаимосвязи между живой и неживой природой; определят значение природы для человека.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют чебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; контролируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют свои действия, оценивают себя и партнеров; способны к саморегуляции; позанвательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, анализируют; коммуникативные: слушают и понимают партнера, уважают в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя; не создают конфликтов в спорных ситуациях.

Личностные : имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мышление, вычеслительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, групповая.
Оборудование : иллюстрации с изображением живой и неживой природы.

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

– Доскажите словечко и узнаете тему нашего урока:

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… ( природа ).

– Прочитайте название нового учебника. С чем он будет знакомить вас на уроках?

– Какие разделы вошли в данный учебник? Как называется первый раздел?

II. Изучение нового материала.

– Что такое природа? ( Все, что нас окружает и не сделано руками человека .)

И г р а - з а г а д к а.

На столе у учителя разложены карточки с изображениями живой и неживой природы.

Отгадав загадку, учащиеся распределяют их на две группы: живая и неживая природа.

1. Белые горошки на зеленой ножке. ( Ландыш .)

2. В воде она живет, нет клюва, а клюет. ( Рыба .)

3. Синенькая шубенка весь мир покрыла. ( Небо .)

4. По синему морю белые гуси плывут. ( Облака .)

5. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. ( Муха .)

6. Маленький шарик под лавкой шарит. ( Мышь .)

7. Без него плачемся,

Все прячемся. ( Солнце .)

8. После ливня и грозы

Мост невиданной красы,

Ни потрогать, ни забраться –

Можно только любоваться. ( Радуга .)

9. Он с усами, но не кот

Ходит задом наперед.

Он не плотник, но с клещами…

Догадайтесь, дети, сами. ( Рак .)

10. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем –

Ищем, ищем, не найдем. ( Роса .)

– Посмотрите, как распределились картинки на доске. Подумайте: какая закономерность прослеживается?

– По каким признакам природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую?

Работа по учебнику.

– Прочитайте абзацы раздела 1.

– Нас окружает множество предметов. Есть ли среди них те, которые не относятся к природе?

В ы п о л н е н и е з а д а н и я 1 (с. 8).

III. Занимательная страничка.

1. Наши поросятки

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Хвостики крючком. ( Огурцы .)

2. Вечером наземь слетает,

Ночью на земле пребывает,

Утром опять улетает. ( Роса .)

3. По горам, по долам ходят шуба да кафтан. ( Баран .)

4. Летит – говорит, а сядет – молчит. ( Оса .)

5. Без рук, без ног, а ворота отрывает. ( Ветер .)

6. Дает время молодцу

Ежегодно по кольцу. ( Дерево .)

7. Без рук, без ног, а рисовать умеет. ( Мороз .)

– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном столбце. ( Царство .)

– Все живое ученые-биологи делят на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов. Еще одно царство, в котором живут крошечные организмы, увидели только тогда, когда изобрели микроскоп – увеличительный прибор. Это царство бактерий.

Физкультминутка.

– Я показываю слова. Если это объект живой природы, показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте.

Снег, ласточка, дождь, заяц, мальчик, гора, дождь, медведь, солнце.

IV. Выделение взаимосвязей.

Н а д о с к е укрепить рисунок с изображением солнца, дерева, реки, тучи с дождем.

– Я знаю, что эти элементы живой и неживой природы тесно связаны, но не знаю, как доказать. Докажите.

– К какой природе относится человек?

– Влияет ли природа на общее состояние здоровья человека?

VI. Итог урока.

– Что нового вы открыли для себя?

VII. Рефлексия.

-Дети оценивают свою работу на уроке, урок в целом с помощью смайликов.

 Домашнее задание: прочитать текст (с. 4–6); вопросы (с. 7); задания 1, 2 (с. 8).

Сегодня мы попробуем взглянуть на это под разными углами зрения.

Горы

Определим, что такое природа, какой она бывает, почему образуются и как сосуществуют природные сообщества (экосистемы), какие существуют виды природных явлений и многое другое.

Природа — это.

В древнерусской мифологии упоминается о божестве по имени Род, который олицетворял собой единство людей, принадлежащих к одному роду. Именно этот бог создал такие слова, как рождение, роды, роженица, новорожденный и т.д.

Также под природой в разговорном языке часто подразумевают естественную среду обитания. Например: птицы, обитающие в природных условиях, живут дольше своих сородичей, прирученных человеком.

Отсюда следует, что природа – это все то, что существует само по себе, естественным образом, чего не касалась рука человека. Это внешний, материальный мир, перед которым человек бессилен, но все же может на него влиять.

Например, люди не в состоянии контролировать осадки, землетрясения, ветер и т.д. Но с легкостью могут насажать деревья, разбивая целые парки, или, наоборот, уничтожить целый лес.

Природа — это.

Если совсем упростить определение, то природа – это естественная оболочка земли (то, что еще называют биосфера), включающая в себя:

  1. водоемы (океаны, моря, озера, реки);
  2. растительность (флора);
  3. животный мир (фауна);
  4. горы, скалы, пещеры, песок, земля, пустыни;
  5. погода и климат.

Кстати, сам человек также является частью природы. А вот то, что он придумал и создал – уже нет.

Например, построенный из дерева дом не является природным объектом, хотя и состоит из природного материала.

Изучением природного мира занимается множество наук, которые называются естественными: физика, химия, астрономия, биология и другие.

Живая и неживая природа

Материальный мир Вселенной можно разделить на две группы:

    Объекты живой природы или живая природа – это все то, что двигается, питается, дышит, меняется, рождается и умирает. Сюда относится человек, растения, микроорганизмы, животные.

Олени

Объекты неживой природы могут пребывать в трех состояниях:

  1. газ – воздух, испарение;
  2. жидкость – осадки, облака, туман;
  3. твердь – камни, ледники, песок, горы.

Такие объекты могут менять форму или размер, но не самостоятельно, а под влиянием внешних факторов. Например, вода из-за низких температур превратится в лед, при сильной жаре – станет испарением. Ветра и осадки переносят камни, стирают их в песок, наметают возвышенности.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

В природе все взаимосвязано, виды сосуществуют дополняя друг друга. В эту гармоничную концепцию не вписываются только люди, которые склонны пытаться подчинить или уничтожить все, что находится вокруг.

Хотя строго говоря, космос ведь — этот тоже природа. Разве что объекты этой природы зачастую нельзя потрогать или приблизиться к ним, так как находятся они невообразимо дальше от человека. Но ведь например — падение метеорита, его можно назвать именно природным явлением!


Все, что окружает нас вокруг – леса, горы, моря, реки, воздух, солнце, животные и растения – это природа: к ней не относится лишь то, что сделано руками человека. В свою очередь, природа может живой и неживой. Все части окружающего мира неразрывно связаны между собой. Давайте подробнее узнаем, как устроен мир и природа.


Неживая природа

Мы живем в мире природы, благодаря которой стало возможным существование всего живого на нашей планете. Изначально на Земле зародилась неживая природа. К ее объектам относятся горы, вода, земля, воздух, небесные тела.

Из гор был сформирован слой почвы, а под воздействием солнечной энергии и тепла сначала в воде, а затем и на земле зародилась первая жизнь. Это были микробы и простейшие микроорганизмы, которые в ходе эволюции научились дышать, питаться и размножаться на суше.

Объекты неживой природы обладают следующими свойствами:

  • Могут находиться в различных состояниях: твердом, жидком или газообразном. В твердом состоянии они отличаются высокой прочностью (камень, песок, гора, земля), в жидком состоянии не имеют определенной формы (вода, облако, туман, капля), в газообразном состоянии представляют собой пар и воздух.
  • Не нуждаются в питании, дыхании и размножении. Они могут менять свой размер или форму, но не самостоятельно, а только под внешним воздействием.
  • Объекты неживой природы не могут рождаться и умирать. Они появляются и уже никуда не исчезают, а только переходят из одного состояния в другое.
  • Не могут самостоятельно передвигаться.

Живая природа

Объекты живой природы – люди, животные, растения, микробы. Они разительно отличаются от неживого мира. К их особенностям относят:

  • Способность дышать и питаться.
  • Живые организмы рождаются, развиваются в течение всей жизни, после чего умирают. Зарождение жизни человека или животного начинается с формирования эмбриона, а растение развивается из крошечного семени.

В природе существует большое количество способов размножения. Растения могут производить себе подобных с помощью семян, спор, частей своего тела (клубней, луковиц, корневищ, побегов). Животные откладывают яйца или рождают уже живых детенышей.

  • Жизненный цикл любого живого организма проходит несколько стадий: рождение – развитие – размножение – смерть.

Примечательно, что живая и неживая природа не могут существовать отдельно друг от друга – в нашем мире все взаимосвязано. Например, растения – объекты живой природы – не могут существовать без солнечного света, воздуха и воды. Они могут образовывать питательные вещества при помощи углекислого газа, который содержится в воздухе, и только на свету. Размножение растений происходит благодаря ветру, который разносит по земле семена. И это только один пример неразрывной связи живой и неживой природы, а их существует бесчисленное множество.

Читайте также: