Что такое правовое воспитание кратко

Обновлено: 03.07.2024

Правовое воспитание - сложный, непрерывный процесс, направленный на решение многих задач: формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания; научное знание и понимание права; правовую культуру как производную правосознания; воспитание убежденности в правильности и справедливости правовых предписаний и привычки к правомерному поведению.

По определению Шохиной М.Н. правовое воспитание - система мер, направленные на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

Чурилов И.И. акцентирует внимание на системном характере правового воспитания. Исследователь указывает, что системное правовое воспитание должно стать фундаментом всей системы развивающего образования, и вся система гуманистического образования должна питать и развивать всестороннюю правовую культуру участников образовательной деятельности как субъектов гражданского общества и правового государства.

КАКОВА ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ?

Различают следующие цели правового воспитания:

а) ближайшую цель - формирование системы правовых знаний;

б) промежуточную цель - формирование правовой убежденности;

в) конечную цель - формирование мотивов и привычек правомерного поведения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ [ЧУРИЛОВ И.И.]:

Активное творческое включение коллектива школы в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования.

Систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав.

Последовательную ликвидацию авторитарного стиля и развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания в школе.

Постепенное вытеснение субъективно-произвольных отношений участников образовательной деятельности развитием нравственно-правовых отношений.

Всестороннее осуществление личностно-деятельного направления развития образования и создание условий творческого участия детей во всех формах деятельности школы.

Совершенствование преподавания правоведения, граждановедения в направлении координации СПВ в школе.

Организация кафедр, лабораторий по проблемам воспитания правовой культуры.

Развитие психологического обеспечения воспитания детей с девиантным поведением.

Налаживание систематического контакта школы с правоохранительными органами по вопросам правового воспитания детей и профилактике асоциального поведения.

Разработка критериев правовой развитости, воспитанности детей.

Организация и проведение конференций, конкурсов, фестивалей и праздников, посвященных Дню прав человека, ребёнка.

Организация правозащитной деятельности в школе и вне школы (с участием детей).

НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

Киселёва Н. предлагает следующие приоритетные направления деятельности в области политического и правового воспитания:

изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;

преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником;

технология педагогики ненасилия;

формирование гражданской позиции педагога;

формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса.

СРЕДСТВА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

К средствам правового воспитания относятся:

СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бочаров И.А. предлагает создать систему правового образования школьников, нацеленной на формирование демократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма. Это должна быть именно система правового обучения и воспитания, иерархия приоритетов которой располагается следующим образом: в первую очередь необходимо помочь формированию нравственных основ правовой культуры, затем - правовые компетенции, в первую очередь - навыки сознательного правового поведения, и только потом - правовые знания. Бочаров считает ошибочными попытки преподавать в школах вузовский курс права, пусть даже адаптированный (если это не факультатив).

Не следует понимать правовое воспитание слишком узко, только как правовое просвещение в области уголовного и административного права. По-возможности должна быть рассмотрена вся система российского права, в том числе общетеоретические вопросы. Также следует отметить, что иногда путают понятия право и закон, забывают о постоянной изменчивости системы российского законодательства.

необходима организация правового обучения на курсах повышения квалификации преподавателей

Основная проблема в области правового образования в школе - отсутствие единых требований к содержанию правового обучения и воспитания в школе и в отсутствии необходимой подготовки учителей-предметников и классных руководителей. Методическая литература по организации правового воспитания в определенной степени субъективна. Право – сложная отрасль научного знания, учебный материал должен быть адаптирован для школьников

Понятие, методы и формы правового воспитания

Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования высокой правовой культуры. Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.

Правовое воспитание является активной целенаправленной деятельностью государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов, педагогов для создания у граждан осознанного желания соблюдать законы.

Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.

Схема: Основные формы и методы правового воспитания

Формы правового воспитания

Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.

Основные формы воспитания:

  1. Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
  2. Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
  3. Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
  4. Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться. Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
  5. Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.

Схема 2: Формы

Появляются новые формы работы с молодежью, которые донесут информацию о правомерном образе жизни на понятном для них языке.

Методы правового воспитания

Представляют собой совокупность приемов воспитательного воздействия, с помощью которых можно достигнуть поставленных целей воспитания. К методам правового воспитания в современной педагогике относят следующие активные действия:

  1. Убеждение – это гуманное воздействие на сознание человека с целью создания у него стойкого желания жить по закону. В процессе убеждения никто не заставляет строго соблюдать законы только затем, чтобы не попасть в тюрьму. Убеждение – это эффективный современный метод, его актуальность и значение очень велики. Нужно доходчиво рассказать воспитаннику, что законный образ жизни – это норма . Преступность все равно рано или поздно наказывается.
  2. Принуждение – преподаватель заставляет ученика отказаться от пагубных привычек прошлого. На первый план в процессе реализации этого метода выступает навязывание воли государства. Желания и сознание воспитываемого во внимание не берутся. Ярким примером метода принуждения является требование устранить недостатки. Если человек ездит на явно неисправной машине, то воспитатель принудительно заставляет его пройти техосмотр и убрать нарушения технических показателей.
  3. Личный пример – воспитатель сам обязуется стать эталонным образцом соблюдения законов и правил в обществе. У него должен быть авторитет среди учащихся, основывающийся на законном, правомерном поведении.
  4. Поощрение – это метод стимулирования правомерного поведения, когда учащегося жить по законам поощряют за законный образ жизни. Яркий пример – это купить желаемый подарок ребенку, если за учебный год на него не поступит жалоб относительно мелкого хулиганства, воровства и других правонарушений. Это покажет ребенку все прелести законного образа жизни благодаря получению подарка.

Правильное использование форм и методов правового воспитания приведет к созданию гражданского общества. Члены этого общества будут знать свои права и не бояться требовать от чиновников выполнения в полной мере своих обязательств перед коллективном людей. Конечный результат правового воспитания – это уважение к законам, желание их соблюдать. Формируется укоренившаяся привычка соблюдать правовые предписания и требовать этого от других.

формирование правового сознания и поведения юного гражданина. Система П. в. определяется характером и политикой гос-ва. П. в. часто рассматривается в рамках гражданского воспитания. Эти направления воспитания имеют много общего, но П. в. в большей степени ориентировано на осознанное восприятие юрид. законов, правовых норм и обязанностей.

Правовая норма — идеальная модель должного поведения человека в обществе. Реальное воздействие правовой нормы на поведение личности зависит от соответствия юридич. предписаний реальным потребностям общества, от состояния законности, психол. готовности личности соблюдать предписания, выраженные в типичном поведении участников обществ. отношений. Взаимодействие права и ребёнка осуществляется гл. обр. опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в его воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона; его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948) и в между-нар. Конвенции о правах ребёнка (1989). В условиях семейного и шк. воспитания ребёнок органично усваивает привычки правомерного (согласующегося с нормами права) поведения, осн. знания о нравств. и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

Вопросы воспитания гражд. добродетели и законопослушания освещены в трактате А. Ф. Бестужева и его курсе морали для кадетских корпусов.

Вопросы правосознания подрастающего поколения рассматривались П. П. Блон-ским. Он выделял значение живого ист. разбора, конкретных форм общественно-гос. устройства общества взамен сухого и формального комментария конституций и уставов разл. учреждений. Им были предложены формы и приёмы изучения школьниками политико-правовых ин-тов общества (суд, социальная мораль, парламент, мин-во и пр.). Блонский считал возможным создание курса гражд. воспитания, куда включались бы и частные вопросы формирования правосознания личности: 1-я часть — описание органов гос-ва и общества, 2-я часть — социальная мораль (связь личной жизни с общественной и необходимость солидарности, идея справедливости, уважение к человеческой личности, братство людей, благо гос-ва как высш. благо, участие в обществ. деятельности как нравств. обязанность).

А. С. Макаренко, реализуя в 20—30-х гг. свою воспитательную систему, связывал разумное отношение к вопросам поведения школьников, выработку положительных привычек детей с формированием сознат. отношения к праву и дисциплине. Однако существовавший в сов. обществе 30-х гг. правопорядок отразился и на деятельности педагогов, на содержании правового обучения и воспитания. Мн. пед. идеи или не были реализованы или искажались.

В послевоен. годы П. в. было сведено фактически к правовому просвещению в рамках изучения Конституции СССР. В 40-х — нач. 50-х гг. пед. разработки проблем П. в. ограничивались гл. обр. методикой школьного преподавания осн. положений сов. конституции.

Разл. модели П. в. в последующие десятилетия также далеко не всегда выдерживали проверки их практикой. Так, один из первых сов. исследователей гражд. и правового воспитания Д. С. Яковлева отмечала специфич. задачи П. в. (1970): приучение к строгому соблюдению осн. прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; активное участие школьников в борьбе за соблюдение социалистич. законности; воспитание чувства хозяина страны; предупреждение правонарушений (Яковлева Д. С., Стимулы и мотивы общественной деятельности учащейся молодёжи, 1970). Однако такие глобальные задачи в практике испытывали сопротивление социальной среды и не могли быть реализованы.

Идея 70—80-х гг. о необходимости широкого развития правоохранительного движения подростков достаточно аргументирование оспаривается в 90-х гг.

Психол.-пед. исследования показали, что достичь в шк. возрасте развитого правового сознания не представляется возможным. Поэтому ряд специалистов считает, что нецелесообразно ставить перед П. в. нереальные задачи. Учащимся необходимо давать представления о правовых нормах общества, влияющие на формирование социально полезных установок, и стимулировать их активную деятельность в этом направлении, способствующую накоплению позитивного опыта. Знакомство учащихся с правовыми аспектами гос. деятельности, основами законодательства особенно важно в условиях роста преступности детской, увеличения удельного веса правонарушений, совершённых подростками, в общем числе преступлений, расширения влияния антисоциальной субкультуры на детей и молодёжь. Только педагогически и целесообразно организованная пед. деятельность в области П. в., формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву и направленная на поиск наиб. эффективных путей реализации правовых предписаний общества, осуществления своего гражд. долга в правовой сфере, может быть признана социально полезной, приемлемой для гражданина страны.

Задачи П. в. в Рос. Федерации требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания примата междунар. прав человека и Конвенции о правах ребёнка и разработки его практич. методики.

Лит.: Блонский П. П., Школа и общественный строй, в его кн.: Избр. пед. соч., М., 1961; Головченко В. В., Эффективность правового воспитания, понятие, критерии, методика измерения, К., 1985; Правовое воспитание молодежи, К., 1985; Лукашева Е. А., Право, мораль, личность, М., 1986; ТатаринцеваЕ. В., Правовое воспитание. Методология и методика, М., 1990.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Предмет и объект правового воспитания

Из представленного определения правового воспитания несложно вычленить его предмет и объект.

Предметом правового воспитания являются психологические свойства, которые формируют правосознание личности, т.е. систему его представлений, убеждений, взглядов, оценок к существующему праву.

Объектом правового воспитания выступает все население государства.

К субъектам правового воспитания относят:

  • семью;
  • институты гражданского обществ, к числу которых относятся политические партии, общественные объединения, профсоюзы;
  • уполномоченные органы и учреждения, а именно: школы, вузы, органы внутренних дел, СМИ и др.;
  • органы государственной власти – различные министерства и ведомства, разрабатывающие стратегии правового воспитания (например, министерство внутренних дел, министерство образования).

Правовое воспитание должно способствовать выработке у индивида здорового чувства права, современного юридического мировоззрения, острой реакции на несправедливость и произвол, уважения закона и порядка. Формирование вышеизложенных качеств у человека является главной целью правового воспитания.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Формы правового воспитания

К основным формам правового воспитания относят:

  • правовую пропаганду, которая представляет собой различного рода лекции, беседы, консультации, издание книг, брошюр, теле- и радиопередачи и т.д.;
  • правовое обучение – передача и усвоение профессиональных юридических знаний в вузах, техникумах, училищах, общеобразовательных школах. В последнее время занятия по изучению азов права даются в дошкольных учреждениях;
  • юридическую практику. Данная форма правового воспитания больше актуальна для учащихся юридических вузов и для молодых специалистов. Она заключается в посещении судебных заседаний, участие в судебных процессах в качестве истца или ответчика, присяжного и т.д.;
  • самообразование и самовоспитание, т.е. самостоятельное изучение законодательства, научной правовой литературы и пр.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания должны быть направлены не на раздельное формирование сознания, поведения индивида, а на их взаимосвязь и единство. Это объясняет довольно большое их количество.

К ним относятся убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угрозе применения санкций, профилактика, предупреждение, личный пример и пр. Нельзя выделить более эффективный метод воспитания или менее результативный, все они могут использоваться в комплексе, применение того или иного метода зависит от частных (например, личностных качеств индивида) и внешних обстоятельств (ситуация, субъект правового воспитания и т.д.).

Например, убеждение является наиболее прогрессивным и гуманным методом воспитания, на котором основаны все другие методы. Он позволяет сформировать у личности такое качество как правопонимание.

При применении такого метода правового воспитания как наказание необходимо соблюдать два основных требования: во-первых, наказание должно быть справедливым, во-вторых, оно должно быть обдуманным и не осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме.

Вывод

Таким образом, процесс правового воспитания представляет собой целенаправленную деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, профсоюзов, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Значение правового воспитания заключается формировании у гражданина, личности верного понимания роли права в жизни общества, его ценности, необходимости. Правовое воспитание позволять развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности.

Читайте также: