Что такое правительство кратко
Обновлено: 05.07.2024
высший орган исполнительной государственной власти, осуществляющий непосредственное управление делами государства.
высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах правительства имеют разные названия (например, кабинет министров, совет министров).
это орган исполнительной власти общей компетенции Российской Федерации (Правительство РФ), республик, входящих в состав Российской Федерации, и некоторых других субъектов Российской Федерации (например, Свердловской области, Челябинской области, г. Москвы и др.).
высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти (совет министров, кабинет министров и др.). Правительство возглавляет премьер-министр, председатель правительства, который назначается на должность президентом, парламентом. Состав и структура правительства определяется президентом, парламентом. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления, согласно Конституции, закону о правительстве. На основании и во исполнение законов и иных актов, указов президента правительство издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории государства или его части.
высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных странах имеет различное название: Совет министров (Франция, Италия, Польша), Кабинет министров (Великобритания, Узбекистан), Государственный совет (КНР) и т. п. П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным. Порядок формирования П. зависит от формы правления. В парламентарных странах оно формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. - одним из лидеров партий), располагающей большинством в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках (в тех из них, где такой орган предусмотрен конституцией) П. формируется президентом, при этом каждый из назначенных им членов П. в ряде стран (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) должен быть утвержден парламентом. Члены П. (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари и т. д.) руководят конкретными центральными ведомствами, в парламентарных странах обычно должны быть членами парламента, тогда как в президентских (полупрезидентских)республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В парламентарных государствах П. несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает, что при утрате парламентского большинства (напр., при расколе правительственной коалиции) П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) П. и П. входящих в состав федерации государственных образований (штатов, провинций). П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию (кабинет - в Великобритании, Индии и других странах).
центральный орган государства или субъекта в федеративном государстве. Распространенные наименования - Правительство (Россия, Чехия и др.), Совет Министров (например, Индия), Кабинет (Япония), Кабинет Министров (в ряде республик в составе РФ), Совет Министров - Правительство (ранее в Российской Федерации), Совет Министров (правительство) - Франция, Государственный Совет (КНР), Административный совет (КНДР) и др.
На уровне государства П. - главный орган управления, исполнительной власти. Руководит внутренними делами, осуществлением экономической, социальной и культурной политики, обороны, безопасности, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью. В президентской республике П. подотчетно президенту и в определенной мере - парламенту, его палатам. В парламентарной республике П. подотчетно парламенту, его палатам и в определенной мере - президенту (если он есть в государстве). Вместе с тем П. обладает самостоятельностью в осуществлении полномочий, которыми его наделяют конституция и законы государства.
П. состоит из председателя П. (премьер-министра), его первых и обычных заместителей, министров, а нередко - и других лиц. В президентской республике П. формируется президентом, причем может быть предусмотрено, что с парламентом или какой-то из его палат он согласовывает лишь кандидатуру председателя П. В парламентарной республике используются разные варианты: назначение председателя П. парламентом или предложение его кандидатуры для назначения президентом, утверждение всего состава правительства парламентом либо назначение членов правительства президентом по предложению премьер-министра.
Форма работы П. - заседания. Акты П.- постановления, принимаемые коллегиально, и распоряжения, издаваемые от имени правительства премьер-министром или его первыми заместителями.(С. А.)
высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных государствах П. может иметь различное название: Совет Министров, Кабинет Министров, Государственный совет и т.п. П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным. Порядок формирования П. зависит от формы правления. В парламентарных государствах оно формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. - одним из лидеров партий), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках (в тех из них, где такой орган предусмотрен конституцией) П. формируется президентом, причем каждый из назначенных им членов П. в ряде государств должен быть утвержден парламентом. Члены П. (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари и т.д.) руководят конкретными центральными ведомствами государственного управления. В парламентарных государствах они обычно должны быть членами парламента, тогда как в президентских и, как правило, в полупрезидентских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата.
В парламентарных государствах П. несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает; что при утрате парламентского большинства (например, при расколе правительственной коалиции) П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) П. и П. входящих в состав федерации государственных образований (штатов, провинций). П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию (кабинет - в Великобритании, Индии и некоторых других государствах). П. может создавать из своего состава вспомогательные правительственные комитеты. Решения П. либо носят характер политических директив, либо оформляются в виде нормативных актов или законопроектов (обычно разрабатываются отдельными министерствами), которые затем вносятся в парламент.
коллегиальный орган исполнительной власти (по некоторым конституциям — наряду с президентом). Обычно называется советом или кабинетом министров (в Китае — Государственный совет, в Чехии — правительство и т.д.). В субъектах федерации, в автономных образованиях иногда создаются местные П. (например, в Китае местными П. называются коллегиальные исполнительно-распорядительные органы местных собраний народных депутатов — органов типа советов). Иногда Совета министров ни в федерации в целом, ни в субъектах федерации нет (США, Бразилия, Мексика), каждый министр и все они вместе подчинены президенту, должностные лица штатов — выборному губернатору. В таких президентских республиках понятия П. нет, как нет и премьер- министра, его полномочия осуществляет сам президент. В некоторых президентских республиках (Египет, Перу и др.) в современную эпоху создаются органы, называемые советом или кабинетом министров, но они подчинены президенту, который является фактически (а часто и юридически) руководителем П., хотя имеется так называемый административный премьер. П. обладает общей компетенцией и осуществляет руководство государственным управлением. Оно возглавляет административную, т.е. исполнительно-распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, иностранные дела, финансы государства. В состав П. входят, кроме премьер-министра и его заместителей, министры, руководящие определенными министерствами (сельского хозяйства, образования и др.), министры без портфеля (выполняют определенные поручения премьер-министра или координируют деятельность нескольких родственных министерств), руководители некоторых крупных ведомств, не называющихся министерствами (например органов планирования), руководители которых имеют ранг министра, иногда входят заместители министров, парламентские секретари (представляющие министров в правительстве). В результате в некоторых странах (особенно в странах англосаксонского права, в Великобритании) состав П. очень широкий, поэтому оно никогда не собирается в полном составе — заседает и принимает решения от имени правительства группа ведущих министров (кабинет), приглашаемых на заседания премьер-министром. В некоторых странах П. заседает регулярно, но от его имени решения принимает иногда специально создаваемый орган — президиум П. Во франкоязычных странах обычно различаются официальные заседания П., проводимые под руководством президента (только на них принимаются важные решения), и заседания кабинета под руководством премьер-министра, проводимые каждый раз по указанию президента. В составе П. и, как правило, кабинета создаются различные комитеты по тем или иным вопросам, объединяющие родственные министерства (по экономике, по обороне и др.). Осуществляя свои полномочия, П. издает нормативные и ненормативные акты (постановления, декреты и др.), в ряде стран оно имеет регламентарную власть, и тогда его декреты не нуждаются в утверждении парламента. Если П. издает такие акты на основе делегированных парламентом полномочий (см. Делегированное законодательство), они подлежат представлению в парламент и часто — утверждению. В России процедура формирования П., которое охарактеризовано в Конституции как орган, осуществляющий исполнительную власть, состоит из двух стадий. Сначала с согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя П., т.е. кандидатура, предложенная Президентом, подлежит утверждению Думой. В случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур (возможно, видимо, вторично и даже в третий раз предложить одну и ту же кандидатуру), Президент сам назначает Председателя П., распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Вторая стадия — назначение Президентом членов П. по представлению Председателя П. (согласия Думы не требуется). П. — коллегиальный орган, его работу организует председатель П., но на его заседаниях вправе председательствовать Президент. Функции П. по некоторым вопросам осуществляет Президиум П. (Председатель П., его заместители и некоторые министры). Для обеспечения своей деятельности П. создает аппарат, руководитель которого назначается и смещается Президентом. П. имеет право законодательной инициативы, издает нормативные и ненормативные постановления и распоряжения во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента. П. несет ответственность перед Президентом, который может уволить его в отставку, и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие. Эта форма ответственности ограничена: для отставки необходимо два вотума недоверия в течение трех месяцев, но и в этом случае Президент может либо объявить об отставке П., либо распустить Государственную Думу. В.Е. Чиркин
высший коллегиальный орган исполнительной власти государства. П. является высшим органом исполнительной власти в государстве независимо от того, какая роль принадлежит главе государства. В разных странах П. может иметь различное название: собственно "П." (РФ, Таджикистан, Казахстан, Молдова, Армения, Кыргызстан, Эстония), "Совет Министров" (Франция, Италия, Польша), "Кабинет Министров" (Великобритания, Узбекистан, Латвия), "Государственный совет" (КНР, Республика Корея) и т.п. В президентских республиках классического типа (США, Грузия) П. как обособленного коллегиального органа с самостоятельным конституционным статусом не существует. П. официально именуется администрацией президента. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) П. и П. субъектов федерации (штатов, земель). Конституционно-правовой статус П. закрепляется конституцией и специальным законом о П.
К основным полномочиям П. обычно относятся осуществление общего руководства и управления делами государства, исполнение принятых парламентом законов, составление и реализация государственного бюджета, координация деятельности отдельных министерств и ведомств.
Порядок формирования П. зависит от формы правления. Существуют три основных способа формирования П.: парламентский, внепарламентский и президентско-парламентский. Президентско-парламентский способ наиболее распространен и характерен как для президентских, так и для полупрезидентских республик. Этот способ сводится к тому, что парламент (или его палата) должен утвердить кандидатуры членов П. или только его главы, предлагаемые президентом. В парламентарных республиках П. формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. - одним из лидеров партий), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. Внепарламентский способ формирования П. существует в абсолютистских и диктаторских государствах, а также некоторых "суперпрезидентских" республиках. По характеру представленности в нем политических сил П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.
В парламентарных и полупрезидентских республиках во главе П. стоит специальное должностное лицо (председатель П.. премьер-министр и т.п.). обладающее обычно самостоятельным конституционно-правовым статусом. В классических президентских республиках П. возглавляет непосредственно глава государства (президент), должности премьер-министра не предусмотрено. В "суперпрезидентских" республиках президент также возглавляет П., однако при этом существует должность так называемого "административного премьера", полностью подчиненного президенту. В абсолютных и дуалистических монархиях также, независимо от наличия поста премьера, фактическим главой правительства является обычно глава государства. В некоторых государствах проводится различие между П., заседающим под председательством главы государства. и - под председательством премьер-министра. Во Франции, Бельгии, а также ряде франкоязычных стран Африки в первом случае используется термин "совет министров", а во втором - "совет кабинета". В Скандинавских странах обычно различаются государственный совет, в котором председательствует глава государства, и совет министров, заседающий под председательством премьер-министра.
Члены П. (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари и т.д.) руководят центральными ведомствами, в парламентарных республиках они обычно должны быть членами парламента (Австралия, Великобритания, Индия, Новая Зеландия), тогда как в президентских и, как правило, в полупрезидентских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В некоторых странах (Дания, Испания, Финляндия) министры могут, но не обязаны быть депутатами. Конституции устанавливают правило неприкосновенности (иммунитета) членов правительства (Эстония) или только премьер-министра (Азербайджан). Некоторые конституции предусматривают определенные требования к кандидатам в министры, в частности: принадлежность к гражданству соответствующей страны по рождению (Парагвай, Мексика, Эквадор) или в результате натурализации (Швеция, Коста-Рика, Доминиканская Республика), достижение определенного возраста (25 лет - в Бразилии, Сальвадоре, Азербайджане; 30 лет - в Норвегии, Египте, Мексике).
В парламентарных республиках П. несет коллегиальную (коллективную) ответственность перед парламентом (при двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает, что при утрате доверия парламентского большинства П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. Парламентская ответственность П. существует также в полупрезидентских республиках, однако здесь вопрос об отставке П. в случае вотума недоверия или роспуске парламента решает глава государства - президент.
Важнейшим принципом функционирования П. в странах с парламентарной и смешанной формами правления является также принцип солидарной ответственности министров за политику и решения П. Министр, не согласный с решением, принятым кабинетом, должен или принять его, или подать в отставку.
П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию (кабинет - в Великобритании, Индии). В рамках кабинета иногда формируется и еще более узкий "внутренний" кабинет, включающий премьер-министра и 2-4 важнейших министров, пользующихся его наибольшим доверием.
Основной формой функционирования П. являются очередные заседания. Частота их проведения зависит от многих факторов, в том числе остроты политической (экономической) ситуации в стране. Обычно заседания проводятся 1-2 раза в неделю. Важной формой работы П. может быть деятельность различных комитетов и комиссий П., которая повышает оперативность его функционирования.
П. обычно активно участвует в создании законодательства, как путем издания собственных актов, так и путем подготовки законопроектов для внесения их в парламент в порядке законодательной инициативы. Собственные акты П. могут по силе приравниваться к законам (если П. издает их в порядке делегированного законодательства).
высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (председателем, канцлером, председателем совета или кабинета министров).
ПРАВИ́ТЕЛЬСТВО, высший коллегиальный исполнительный орган государства (см. ГОСУДАРСТВО) , возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров). В разных странах правительство имеет различное название: Совет министров (Франция, Италия, Польша), Кабинет министров (Великобритания, Узбекистан), Государственный совет (Китай). Правительство может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.
Порядок формирования правительства зависит от формы правления (см. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ) в государстве. В парламентарных республиках (см. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА) оно формируется по поручению главы государства лидером партии или коалиции партий, располагающей большинством в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках правительство формируется президентом. В ряде стран каждый из назначенных президентом членов правительства должен быть утвержден парламентом. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства субъектов федерации. В Великобритании и Индии глава правительства создает из его членов более узкую коллегию — кабинет.
Члены правительства (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари) руководят центральными ведомствами. В парламентарных государствах министры обычно должны быть членами парламента, а в президентских и полупрезидентских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В парламентарных государствах правительство несет солидарную (коллегиальную, коллективную ответственность перед парламентом — члены правительства (министры) совместно и равно отвечают за проводимую политику. Не согласный с политикой правительства министр должен немедленно подать в отставку. Выражение парламентом вотума недоверия одному из министров, как правило, влечет отставку всего правительства. При утрате парламентского большинства такое правительство обязано уйти в отставку.
Согласно Конституции Российской Федерации процедура формирования правительства Российской Федерации состоит из двух стадий. На первой стадии президент назначает председателя правительства с согласия Государственной думы. В случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур президент назначает председателя правительства самостоятельно, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Вторая стадия — назначение по предложению председателя правительства президентом членов правительства, заместителей председателя и федеральных министров. Должностные лица, не имеющие ранга федерального министра, в состав правительства Российской Федерации не входят.
Глава правительства является руководителем высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или самоуправляющейся территории. В разных странах мира глава правительства может называться по-разному: премьер-министр, председатель совета министров, министр-председатель, государственный министр, федеральный канцлер. Глава правительства назначается на должность главой государства. В парламентарных государствах, в республиках смешанного типа главой правительства становится лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах, или один из лидеров партий, составляющих правительственную коалицию. В некоторых президентских республиках (в Туркмении, Узбекистане) главой правительства официально является президент. Служебное правительство назначает глава государства на внепартийной основе в случае досрочного роспуска парламента. Служебное правительство исполняет свои обязанности до тех пор, пока парламент нового созыва не сформирует новое правительство в соответствии с обычной конституционной процедурой.
Энциклопедический словарь . 2009 .
Полезное
Смотреть что такое "правительство" в других словарях:
ПРАВИТЕЛЬСТВО — это великая фикция, благодаря которой каждый пытается жить за чужой счет. Фредерик Бастиа Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве. Вольтер… … Сводная энциклопедия афоризмов
ПРАВИТЕЛЬСТВО — высший исполнительный орган государства. ПРАВИ ТЕЛЬСТВО, именуемое иногда советом или кабинетом министров, возглавляется либо президентом в президентских республиках, либо премьер минист ром в парламентских республиках и монархиях. ПРАВИТЕЛЬСТВО… … Финансовый словарь
Правительство — коллегиальный орган исполнительной власти государства и его субъектов, осуществляющий всю полноту этой власти на соответствующей территории. Полномочия федерального и территориальных органов исполнительной власти определяются Конституцией и… … Политология. Словарь.
Правительство РФ — высший орган исполнительной власти в РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. См. также: Правительство РФ Федеральные органы исполнительной власти… … Финансовый словарь
правительство — См. начальник … Словарь синонимов
Правительство — Правительство. I. В абсолютных западно европейских монархияхстарого режима все без исключения функции государственной власти, как быони ни были разнообразны по своему содержанию, имели одну и тужеюридическую природу: все они являлись выражением… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ПРАВИТЕЛЬСТВО — (government) Иногда – только центральное правительство; во всех других случаях – общая система государственного управления. Последняя представляет собой совокупность органов государственного управления всех уровней, включая центральное… … Экономический словарь
ПРАВИТЕЛЬСТВО — ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший орган исполнительной власти (кабинет министров, совет министров и т.д.). Обычно возглавляется премьер министром (канцлером, председателем правительства или кабинетом министров). В так называемых президентских республиках… … Современная энциклопедия
Правительство — (англ. government) высший исполнительный орган гос ной власти. В различных странах П. может называться по разному, напр., советом министров, кабинетом министров, гос ным советом и др. П. в … Энциклопедия права
правительство осуществляет общее управление делами государства, в том числе формирует внешнеполитический курс и осуществляет внешнюю политику; обеспечивает комфортную среду функционирования национальной экономики, реализацию прав и свобод граждан, национальную безопасность и общественный порядок, формирует и поддерживает эффективность государственного аппарата (управленческих структур).
В зарубежных странах статус и порядок формирования правительства определяется формой правления.
При парламентарной форме правления правительство - коллегиальный носитель исполнительной власти, наиболее важные решения оно может принимать только совместно. В таких странах правительство формируется на парламентской основе: члены парламента могут входить в состав правительства, программа правительства и кандидатура главы правительства (или весь его состав) должны получить одобрение нижней палаты (в Италии - обеих палат) парламента. В одних странах (Греция, Италия, Канада) глава государства сразу назначает премьер-министром лидера политической партии, победившей на выборах, в других (Германия, Испания, Япония) за кандидатуру премьер-министра должен вначале проголосовать парламент, а затем это решение оформляется актом главы государства. Состав правительства формируется премьер-министром и оформляется актом главы государства. правительство находится у власти до тех пор, пока ему доверяет парламент, и слагает свои полномочия после парламентских выборов.
В президентской республике правительство как коллегиальный орган отсутствует (соответственно отсутствует и должность премьер-министра, а также возможность выражения недоверия правительству), глава государства единолично осуществляет исполнительную власть и формирует свою администрацию. В некоторых государствах (США, Эквадор) назначению министров должно предшествовать их формальное одобрение верхней палатой парламента. При данной форме правления действует жёсткий принцип несовместимости должностей: министры не могут быть членами парламента.
В смешанных республиках правительство, как правило, слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом, однако существуют национальные особенности в формировании его состава. Так, во Франции глава государства назначает премьер-министра, однако он должен исходить из расстановки сил в Национальном собрании. Если партия президента располагает большинством в нижней палате, то фактически глава государства определяет кандидатуры наиболее важных министров и правительство действует под руководством главы государства. Если партия президента не имеет большинства в нижней палате парламента, глава государства не может влиять на состав правительства, он лишь оформляет собственным актом решения премьер-министра - лидера партии, победившей на парламентских выборах. Такое правительство работает под руководством премьер-министра, опираясь на парламентское большинство, а президент лишь формально сохраняет значимые полномочия в сфере исполнительной власти. Во Франции члены правительства не могут быть членами парламента, но правомочны занимать выборные должности в рамках местного и регионального самоуправления. В некоторых странах предусматриваются особые требования для кандидатов в члены правительства: гражданство по рождению (Финляндия, Мексика), возрастной ценз (Бразилия, Азербайджан), принадлежность к определённой конфессии (в Норвегии более половины министров должны исповедовать гос. религию), профессиональный ценз (Япония - только гражданские лица), этническая принадлежность (в Швейцарии из семи членов правительство четыре должны быть немецкоязычными, два - франкоязычными, один - италоязычным).
С точки зрения структуры различают континентальную и британскую модель правительства. Первая предполагает, что в состав правительства входят все руководители министерств и ведомств. Вторая исходит из того, что в качестве правительства рассматривают только членов кабинета, которыми являются руководители наиболее важных министерств и ведомств. В рамках правительства обычно различают министров, стоящих во главе министерства, и министров без портфеля, курирующих определённые вопросы.
В зависимости от того, в каком качестве - личном или представителя партии - входят министры в состав правительства, различают партийные и беспартийные правительства. При парламентарной и смешанной форме правления возможно создание не только однопартийных, но и коалиционных правительств, в состав которых входят представители нескольких партий. Коалиционные правительства могут располагать большинством в палате парламента (правительство большинства) или не иметь большинства и находиться у власти благодаря поддержке партий, не входящих в его состав (правительство меньшинства). При парламентарной форме правления правительство несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом: правительство в целом и отдельные его члены обязаны объяснять и обосновывать свои действия перед палатой парламента, а также должны уйти в отставку, если парламент проголосует за это. Концепция коллективной ответственности предполагает связанность членов правительства программой и коллегиальными решениями правительство, недопустимость высказываний, расходящихся с официальной политикой правительства, коллективную отставку в случае выражения недоверия правительству или его главе, а также в случае смерти главы правительства. В ряде стран (Греция, Италия, Словакия) парламент может отказать в доверии и отдельному министру. Традиционная концепция индивидуальной ответственности министра предполагает, что последний несёт ответственность за все акты и действия служащих своего министерства, однако его отставка допустима в случае личной вины при условии достаточно мощного воздействия СМИ и политических партий.
В России правительство Российской Федерации - федеральный орган государственной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти.
В состав правительства входят председатель и члены правительства (заместители председателя и федеральные министры). Председатель определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.
Правительство формируется после президентских выборов. Глава государства назначает председателя правительства с согласия Государственной думы, а членов правительства - по предложению его председателя. В состав правительства могут входить граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. Члены правительство не могут быть членами парламента.
Правительство разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет меры по реализации внешней политики, обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и так далее Правительство издаёт постановления и распоряжения. Правительство обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации , распределяет полномочия между федеральными органами исполнительной власти, руководит их работой и контролирует их деятельность. Для осуществления своих полномочий правительство может создавать территориальные органы и назначать должностных лиц, формировать федеральные целевые программы и обеспечивать их реализацию. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации правительство может передавать им часть своих полномочий, а также осуществлять полномочия, переданные ему соответствующими органами. Правительство может отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.
Глава государства может председательствовать на заседании правительства, отменять постановления и распоряжения, отправлять правительство в отставку. Глава государства руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны президенту по вопросам, отнесённым к его полномочиям. По представлению председателя правительства глава государства определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, назначает на должности и отстраняет от должности членов правительства. Председатель правительства систематически информирует президента о работе правительства. Государственная дума рассматривает представленную президентом кандидатуру председателя правительства, ежегодно заслушивает отчёт о деятельности правительства. Последнее обладает правом законодательной инициативы. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые из федерального бюджета, вносятся в палату только при наличии заключения правительства.
Председатель правительства может поставить вопрос о доверии перед Государственной думой, палата может также выразить недоверие правительству по собственной инициативе большинством голосов от общего числа депутатов. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Оно может также уйти в отставку по собственной инициативе или по инициативе президента. Если Государственная дума выразит недоверие правительству, глава государства вправе объявить о его отставке или не согласиться с решением палаты. Вместе с тем, президент должен объявить об отставке правительства или распустить Государственную думу, если Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие правительству.
ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года правительство России во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым подало в отставку. Президент Владимир Путин внес в Госдуму кандидатуру главы Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаила Мишустина на должность премьер-министра. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ о полномочиях и структуре правительства.
Общие сведения
Правительство Российской Федерации - высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти. Свою деятельность осуществляет на основе конституции, закона о правительстве, других федеральных законов и нормативных актов.
Полномочия
- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
- руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность;
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику;
- разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- управляет федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;
- проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.
Согласно ст. 115 Конституции, правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Решения кабинета министров могут быть отменены российским президентом в случае их противоречия конституции и федеральным законам.
В свою очередь кабинет министров вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.
Правительство имеет право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы. Кроме того, кабинет министров может создавать комиссии для расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.
О результатах своей работы правительство ежегодно представляет отчеты Государственной думе.
Структура
Правительство состоит из председателя, его заместителей (с мая 2018 г. - 10 человек) и федеральных министров. Главу кабинета назначает президент с согласия Государственной думы. Вице-премьеры и министры кабинета также назначаются главой государства по представлению премьер-министра. Для решения оперативных вопросов правительство по предложению председателя может образовать президиум. В его состав входят вице-премьеры вместе с министрами силового и экономического блоков, министром иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.
Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств (по состоянию на январь 2020 г. - 22 министерства, а также 50 федеральных служб и агентств).
Согласно ст. 112 Конституции, структуру правительства утверждает глава государства на основании предложений премьер-министра, которые тот направляет в течение недели после своего назначения на пост.
Помимо министерств и ведомств, в структуру кабинета входят его Аппарат, координационные и совещательные органы (советы и комиссии), а также различные организации при правительстве.
Аппарат правительства
Аппарат правительства является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности кабинета министров и его председателя. Среди задач структуры контроль за выполнением органами исполнительной власти принятых правительством решений, а также поручений премьера и его заместителей. Кроме того, Аппарат правительства готовит экспертные заключения на поступившие в кабинет министров проекты законов, организует заседания кабмина и его органов, координирует взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания, Конституционным и Верховным судами, рассматривает обращения граждан и др.
Аппарат правительства работает под руководством премьер-министра. Его возглавляет один из вице-премьеров или министров. В структуре - 36 подразделений, в том числе 11 секретариатов (премьер-министра и 10 вице-премьеров), 24 департамента (контроля и проверки выполнения решений правительства, промышленности и инфраструктуры, по формированию системы "Открытое правительство" и др.), а также аппарат коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.
По данным Росстата, в конце 2018 года в Аппарате правительства работали 1 тыс. 437 человек, их средняя ежемесячная заработная плата составляла 240 тыс. руб.
Совещательные органы, организации при правительстве
При кабинете министров действует 60 различных координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Морская и Авиационная коллегии и др.
Правительство напрямую управляет деятельностью 16 организаций и учреждений. Среди них Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Международный детский центр "Артек" и др.
Премии и награды правительства
Правительством учреждены 16 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества и др.
Среди правительственных наград - медали П. А. Столыпина I и II степеней, а также Почетная грамота и благодарность кабинета министров.
Читайте также: