Что такое правительство кратко

Обновлено: 05.07.2024

высший орган исполнительной государственной власти, осуществляющий непосредственное управление делами государства.

высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной. В различных странах правительства имеют разные названия (например, кабинет министров, совет министров).

это орган исполнительной власти общей компетенции Российской Федерации (Правительство РФ), республик, входящих в состав Российской Федерации, и некоторых других субъектов Российской Федерации (например, Свердловской области, Челябинской области, г. Москвы и др.).

высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти (совет министров, кабинет министров и др.). Правительство возглавляет премьер-министр, председатель правительства, который назначается на должность президентом, парламентом. Состав и структура правительства определяется президентом, парламентом. Правительство правомочно решать вопросы государственного управления, согласно Конституции, закону о правительстве. На основании и во исполнение законов и иных актов, указов президента правительство издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории государства или его части.

высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных странах имеет различное название: Совет министров (Франция, Италия, Польша), Кабинет министров (Великобритания, Узбекистан), Государственный совет (КНР) и т. п. П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным. Порядок формирования П. зависит от формы правления. В парламентарных странах оно формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. - одним из лидеров партий), располагающей большинством в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках (в тех из них, где такой орган предусмотрен конституцией) П. формируется президентом, при этом каждый из назначенных им членов П. в ряде стран (Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) должен быть утвержден парламентом. Члены П. (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари и т. д.) руководят конкретными центральными ведомствами, в парламентарных странах обычно должны быть членами парламента, тогда как в президентских (полупрезидентских)республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В парламентарных государствах П. несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает, что при утрате парламентского большинства (напр., при расколе правительственной коалиции) П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) П. и П. входящих в состав федерации государственных образований (штатов, провинций). П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию (кабинет - в Великобритании, Индии и других странах).

центральный орган государства или субъекта в федеративном государстве. Распространенные наименования - Правительство (Россия, Чехия и др.), Совет Министров (например, Индия), Кабинет (Япония), Кабинет Министров (в ряде республик в составе РФ), Совет Министров - Правительство (ранее в Российской Федерации), Совет Министров (правительство) - Франция, Государственный Совет (КНР), Административный совет (КНДР) и др.
На уровне государства П. - главный орган управления, исполнительной власти. Руководит внутренними делами, осуществлением экономической, социальной и культурной политики, обороны, безопасности, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью. В президентской республике П. подотчетно президенту и в определенной мере - парламенту, его палатам. В парламентарной республике П. подотчетно парламенту, его палатам и в определенной мере - президенту (если он есть в государстве). Вместе с тем П. обладает самостоятельностью в осуществлении полномочий, которыми его наделяют конституция и законы государства.
П. состоит из председателя П. (премьер-министра), его первых и обычных заместителей, министров, а нередко - и других лиц. В президентской республике П. формируется президентом, причем может быть предусмотрено, что с парламентом или какой-то из его палат он согласовывает лишь кандидатуру председателя П. В парламентарной республике используются разные варианты: назначение председателя П. парламентом или предложение его кандидатуры для назначения президентом, утверждение всего состава правительства парламентом либо назначение членов правительства президентом по предложению премьер-министра.
Форма работы П. - заседания. Акты П.- постановления, принимаемые коллегиально, и распоряжения, издаваемые от имени правительства премьер-министром или его первыми заместителями.(С. А.)

высший коллегиальный исполнительный орган государства. В разных государствах П. может иметь различное название: Совет Министров, Кабинет Министров, Государственный совет и т.п. П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным. Порядок формирования П. зависит от формы правления. В парламентарных государствах оно формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. - одним из лидеров партий), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках (в тех из них, где такой орган предусмотрен конституцией) П. формируется президентом, причем каждый из назначенных им членов П. в ряде государств должен быть утвержден парламентом. Члены П. (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари и т.д.) руководят конкретными центральными ведомствами государственного управления. В парламентарных государствах они обычно должны быть членами парламента, тогда как в президентских и, как правило, в полупрезидентских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата.
В парламентарных государствах П. несет коллегиальную ответственность перед парламентом (в двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает; что при утрате парламентского большинства (например, при расколе правительственной коалиции) П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) П. и П. входящих в состав федерации государственных образований (штатов, провинций). П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию (кабинет - в Великобритании, Индии и некоторых других государствах). П. может создавать из своего состава вспомогательные правительственные комитеты. Решения П. либо носят характер политических директив, либо оформляются в виде нормативных актов или законопроектов (обычно разрабатываются отдельными министерствами), которые затем вносятся в парламент.

коллегиальный орган исполнительной власти (по некоторым конституциям — наряду с президентом). Обычно называется советом или кабинетом министров (в Китае — Государственный совет, в Чехии — правительство и т.д.). В субъектах федерации, в автономных образованиях иногда создаются местные П. (например, в Китае местными П. называются коллегиальные исполнительно-распорядительные органы местных собраний народных депутатов — органов типа советов). Иногда Совета министров ни в федерации в целом, ни в субъектах федерации нет (США, Бразилия, Мексика), каждый министр и все они вместе подчинены президенту, должностные лица штатов — выборному губернатору. В таких президентских республиках понятия П. нет, как нет и премьер- министра, его полномочия осуществляет сам президент. В некоторых президентских республиках (Египет, Перу и др.) в современную эпоху создаются органы, называемые советом или кабинетом министров, но они подчинены президенту, который является фактически (а часто и юридически) руководителем П., хотя имеется так называемый административный премьер. П. обладает общей компетенцией и осуществляет руководство государственным управлением. Оно возглавляет административную, т.е. исполнительно-распорядительную деятельность в стране, под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженные силы, иностранные дела, финансы государства. В состав П. входят, кроме премьер-министра и его заместителей, министры, руководящие определенными министерствами (сельского хозяйства, образования и др.), министры без портфеля (выполняют определенные поручения премьер-министра или координируют деятельность нескольких родственных министерств), руководители некоторых крупных ведомств, не называющихся министерствами (например органов планирования), руководители которых имеют ранг министра, иногда входят заместители министров, парламентские секретари (представляющие министров в правительстве). В результате в некоторых странах (особенно в странах англосаксонского права, в Великобритании) состав П. очень широкий, поэтому оно никогда не собирается в полном составе — заседает и принимает решения от имени правительства группа ведущих министров (кабинет), приглашаемых на заседания премьер-министром. В некоторых странах П. заседает регулярно, но от его имени решения принимает иногда специально создаваемый орган — президиум П. Во франкоязычных странах обычно различаются официальные заседания П., проводимые под руководством президента (только на них принимаются важные решения), и заседания кабинета под руководством премьер-министра, проводимые каждый раз по указанию президента. В составе П. и, как правило, кабинета создаются различные комитеты по тем или иным вопросам, объединяющие родственные министерства (по экономике, по обороне и др.). Осуществляя свои полномочия, П. издает нормативные и ненормативные акты (постановления, декреты и др.), в ряде стран оно имеет регламентарную власть, и тогда его декреты не нуждаются в утверждении парламента. Если П. издает такие акты на основе делегированных парламентом полномочий (см. Делегированное законодательство), они подлежат представлению в парламент и часто — утверждению. В России процедура формирования П., которое охарактеризовано в Конституции как орган, осуществляющий исполнительную власть, состоит из двух стадий. Сначала с согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя П., т.е. кандидатура, предложенная Президентом, подлежит утверждению Думой. В случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур (возможно, видимо, вторично и даже в третий раз предложить одну и ту же кандидатуру), Президент сам назначает Председателя П., распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Вторая стадия — назначение Президентом членов П. по представлению Председателя П. (согласия Думы не требуется). П. — коллегиальный орган, его работу организует председатель П., но на его заседаниях вправе председательствовать Президент. Функции П. по некоторым вопросам осуществляет Президиум П. (Председатель П., его заместители и некоторые министры). Для обеспечения своей деятельности П. создает аппарат, руководитель которого назначается и смещается Президентом. П. имеет право законодательной инициативы, издает нормативные и ненормативные постановления и распоряжения во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента. П. несет ответственность перед Президентом, который может уволить его в отставку, и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие. Эта форма ответственности ограничена: для отставки необходимо два вотума недоверия в течение трех месяцев, но и в этом случае Президент может либо объявить об отставке П., либо распустить Государственную Думу. В.Е. Чиркин

высший коллегиальный орган исполнительной власти государства. П. является высшим органом исполнительной власти в государстве независимо от того, какая роль принадлежит главе государства. В разных странах П. может иметь различное название: собственно "П." (РФ, Таджикистан, Казахстан, Молдова, Армения, Кыргызстан, Эстония), "Совет Министров" (Франция, Италия, Польша), "Кабинет Министров" (Великобритания, Узбекистан, Латвия), "Государственный совет" (КНР, Республика Корея) и т.п. В президентских республиках классического типа (США, Грузия) П. как обособленного коллегиального органа с самостоятельным конституционным статусом не существует. П. официально именуется администрацией президента. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) П. и П. субъектов федерации (штатов, земель). Конституционно-правовой статус П. закрепляется конституцией и специальным законом о П.
К основным полномочиям П. обычно относятся осуществление общего руководства и управления делами государства, исполнение принятых парламентом законов, составление и реализация государственного бюджета, координация деятельности отдельных министерств и ведомств.
Порядок формирования П. зависит от формы правления. Существуют три основных способа формирования П.: парламентский, внепарламентский и президентско-парламентский. Президентско-парламентский способ наиболее распространен и характерен как для президентских, так и для полупрезидентских республик. Этот способ сводится к тому, что парламент (или его палата) должен утвердить кандидатуры членов П. или только его главы, предлагаемые президентом. В парламентарных республиках П. формируется по поручению главы государства лидером партии (при коалиционном П. - одним из лидеров партий), располагающей большинством мест в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. Внепарламентский способ формирования П. существует в абсолютистских и диктаторских государствах, а также некоторых "суперпрезидентских" республиках. По характеру представленности в нем политических сил П. может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.
В парламентарных и полупрезидентских республиках во главе П. стоит специальное должностное лицо (председатель П.. премьер-министр и т.п.). обладающее обычно самостоятельным конституционно-правовым статусом. В классических президентских республиках П. возглавляет непосредственно глава государства (президент), должности премьер-министра не предусмотрено. В "суперпрезидентских" республиках президент также возглавляет П., однако при этом существует должность так называемого "административного премьера", полностью подчиненного президенту. В абсолютных и дуалистических монархиях также, независимо от наличия поста премьера, фактическим главой правительства является обычно глава государства. В некоторых государствах проводится различие между П., заседающим под председательством главы государства. и - под председательством премьер-министра. Во Франции, Бельгии, а также ряде франкоязычных стран Африки в первом случае используется термин "совет министров", а во втором - "совет кабинета". В Скандинавских странах обычно различаются государственный совет, в котором председательствует глава государства, и совет министров, заседающий под председательством премьер-министра.
Члены П. (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари и т.д.) руководят центральными ведомствами, в парламентарных республиках они обычно должны быть членами парламента (Австралия, Великобритания, Индия, Новая Зеландия), тогда как в президентских и, как правило, в полупрезидентских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В некоторых странах (Дания, Испания, Финляндия) министры могут, но не обязаны быть депутатами. Конституции устанавливают правило неприкосновенности (иммунитета) членов правительства (Эстония) или только премьер-министра (Азербайджан). Некоторые конституции предусматривают определенные требования к кандидатам в министры, в частности: принадлежность к гражданству соответствующей страны по рождению (Парагвай, Мексика, Эквадор) или в результате натурализации (Швеция, Коста-Рика, Доминиканская Республика), достижение определенного возраста (25 лет - в Бразилии, Сальвадоре, Азербайджане; 30 лет - в Норвегии, Египте, Мексике).
В парламентарных республиках П. несет коллегиальную (коллективную) ответственность перед парламентом (при двухпалатном парламенте - перед нижней палатой). Это означает, что при утрате доверия парламентского большинства П. обязано либо уйти в отставку (что знаменует начало правительственного кризиса, заканчивающегося формированием нового П. и получением им вотума доверия в парламенте), либо распустить парламент и назначить досрочные выборы. Парламентская ответственность П. существует также в полупрезидентских республиках, однако здесь вопрос об отставке П. в случае вотума недоверия или роспуске парламента решает глава государства - президент.
Важнейшим принципом функционирования П. в странах с парламентарной и смешанной формами правления является также принцип солидарной ответственности министров за политику и решения П. Министр, не согласный с решением, принятым кабинетом, должен или принять его, или подать в отставку.
П. может действовать либо в полном составе, либо глава П. создает более узкую коллегию (кабинет - в Великобритании, Индии). В рамках кабинета иногда формируется и еще более узкий "внутренний" кабинет, включающий премьер-министра и 2-4 важнейших министров, пользующихся его наибольшим доверием.
Основной формой функционирования П. являются очередные заседания. Частота их проведения зависит от многих факторов, в том числе остроты политической (экономической) ситуации в стране. Обычно заседания проводятся 1-2 раза в неделю. Важной формой работы П. может быть деятельность различных комитетов и комиссий П., которая повышает оперативность его функционирования.
П. обычно активно участвует в создании законодательства, как путем издания собственных актов, так и путем подготовки законопроектов для внесения их в парламент в порядке законодательной инициативы. Собственные акты П. могут по силе приравниваться к законам (если П. издает их в порядке делегированного законодательства).

высший орган исполнительной власти. Возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (председателем, канцлером, председателем совета или кабинета министров).

ПРАВИ́ТЕЛЬСТВО, высший коллегиальный исполнительный орган государства (см. ГОСУДАРСТВО) , возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров). В разных странах правительство имеет различное название: Совет министров (Франция, Италия, Польша), Кабинет министров (Великобритания, Узбекистан), Государственный совет (Китай). Правительство может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным.
Порядок формирования правительства зависит от формы правления (см. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ) в государстве. В парламентарных республиках (см. ПАРЛАМЕНТАРНАЯ РЕСПУБЛИКА) оно формируется по поручению главы государства лидером партии или коалиции партий, располагающей большинством в однопалатном парламенте или в нижней палате двухпалатного парламента. В президентских республиках правительство формируется президентом. В ряде стран каждый из назначенных президентом членов правительства должен быть утвержден парламентом. В федеративных государствах существует центральное (федеральное) правительство и правительства субъектов федерации. В Великобритании и Индии глава правительства создает из его членов более узкую коллегию — кабинет.
Члены правительства (министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари) руководят центральными ведомствами. В парламентарных государствах министры обычно должны быть членами парламента, а в президентских и полупрезидентских республиках действует принцип несовместимости министерского портфеля и депутатского мандата. В парламентарных государствах правительство несет солидарную (коллегиальную, коллективную ответственность перед парламентом — члены правительства (министры) совместно и равно отвечают за проводимую политику. Не согласный с политикой правительства министр должен немедленно подать в отставку. Выражение парламентом вотума недоверия одному из министров, как правило, влечет отставку всего правительства. При утрате парламентского большинства такое правительство обязано уйти в отставку.
Согласно Конституции Российской Федерации процедура формирования правительства Российской Федерации состоит из двух стадий. На первой стадии президент назначает председателя правительства с согласия Государственной думы. В случае трехкратного отклонения предложенных кандидатур президент назначает председателя правительства самостоятельно, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Вторая стадия — назначение по предложению председателя правительства президентом членов правительства, заместителей председателя и федеральных министров. Должностные лица, не имеющие ранга федерального министра, в состав правительства Российской Федерации не входят.
Глава правительства является руководителем высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или самоуправляющейся территории. В разных странах мира глава правительства может называться по-разному: премьер-министр, председатель совета министров, министр-председатель, государственный министр, федеральный канцлер. Глава правительства назначается на должность главой государства. В парламентарных государствах, в республиках смешанного типа главой правительства становится лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах, или один из лидеров партий, составляющих правительственную коалицию. В некоторых президентских республиках (в Туркмении, Узбекистане) главой правительства официально является президент. Служебное правительство назначает глава государства на внепартийной основе в случае досрочного роспуска парламента. Служебное правительство исполняет свои обязанности до тех пор, пока парламент нового созыва не сформирует новое правительство в соответствии с обычной конституционной процедурой.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "правительство" в других словарях:

ПРАВИТЕЛЬСТВО — это великая фикция, благодаря которой каждый пытается жить за чужой счет. Фредерик Бастиа Идеальное правительство невозможно, потому что люди наделены страстями; а не будь они наделены страстями, не было бы нужды в правительстве. Вольтер… … Сводная энциклопедия афоризмов

ПРАВИТЕЛЬСТВО — высший исполнительный орган государства. ПРАВИ ТЕЛЬСТВО, именуемое иногда советом или кабинетом министров, возглавляется либо президентом в президентских республиках, либо премьер минист ром в парламентских республиках и монархиях. ПРАВИТЕЛЬСТВО… … Финансовый словарь

Правительство — коллегиальный орган исполнительной власти государства и его субъектов, осуществляющий всю полноту этой власти на соответствующей территории. Полномочия федерального и территориальных органов исполнительной власти определяются Конституцией и… … Политология. Словарь.

Правительство РФ — высший орган исполнительной власти в РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. См. также: Правительство РФ Федеральные органы исполнительной власти… … Финансовый словарь

правительство — См. начальник … Словарь синонимов

Правительство — Правительство. I. В абсолютных западно европейских монархияхстарого режима все без исключения функции государственной власти, как быони ни были разнообразны по своему содержанию, имели одну и тужеюридическую природу: все они являлись выражением… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ПРАВИТЕЛЬСТВО — (government) Иногда – только центральное правительство; во всех других случаях – общая система государственного управления. Последняя представляет собой совокупность органов государственного управления всех уровней, включая центральное… … Экономический словарь

ПРАВИТЕЛЬСТВО — ПРАВИТЕЛЬСТВО, высший орган исполнительной власти (кабинет министров, совет министров и т.д.). Обычно возглавляется премьер министром (канцлером, председателем правительства или кабинетом министров). В так называемых президентских республиках… … Современная энциклопедия

Правительство — (англ. government) высший исполнительный орган гос ной власти. В различных странах П. может называться по разному, напр., советом министров, кабинетом министров, гос ным советом и др. П. в … Энциклопедия права

правительство осу­ще­ст­в­ля­ет об­щее управ­ле­ние де­ла­ми го­су­дар­ст­ва, в том числе фор­ми­ру­ет внеш­не­по­ли­тический курс и осу­ще­ст­в­ля­ет внеш­нюю по­ли­ти­ку; обес­пе­чи­ва­ет ком­форт­ную сре­ду функ­цио­ни­ро­ва­ния на­цио­наль­ной эко­но­ми­ки, реа­ли­за­цию прав и сво­бод гра­ж­дан, на­цио­наль­ную безо­пас­ность и об­ще­ст­вен­ный по­ря­док, фор­ми­ру­ет и под­дер­жи­ва­ет эф­фек­тив­ность государственного ап­па­ра­та (управ­лен­че­ских струк­тур).

В за­ру­беж­ных стра­нах ста­тус и по­ря­док фор­ми­ро­ва­ния правительства оп­ре­де­ля­ет­ся фор­мой прав­ле­ния.

При пар­ла­мен­тар­ной фор­ме прав­ле­ния правительство - кол­ле­ги­аль­ный но­си­тель ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, наи­бо­лее важ­ные ре­ше­ния оно мо­жет при­ни­мать толь­ко со­вме­ст­но. В та­ких стра­нах правительство фор­ми­ру­ет­ся на пар­ла­мент­ской ос­но­ве: чле­ны пар­ла­мен­та мо­гут вхо­дить в со­став правительства, про­грам­ма правительства и кан­ди­да­ту­ра гла­вы правительства (или весь его со­став) долж­ны по­лу­чить одоб­ре­ние ниж­ней па­ла­ты (в Ита­лии - обе­их па­лат) пар­ла­мен­та. В од­них стра­нах (Гре­ция, Ита­лия, Ка­на­да) гла­ва го­су­дар­ст­ва сра­зу на­зна­ча­ет пре­мьер-ми­ни­ст­ром ли­де­ра по­ли­тической пар­тии, по­бе­див­шей на вы­бо­рах, в дру­гих (Гер­ма­ния, Ис­па­ния, Япо­ния) за кан­ди­да­ту­ру пре­мьер-ми­ни­ст­ра дол­жен вна­ча­ле про­го­ло­со­вать пар­ла­мент, а за­тем это ре­ше­ние оформ­ля­ет­ся ак­том гла­вы го­су­дар­ст­ва. Со­став правительства фор­ми­ру­ет­ся пре­мьер-ми­ни­ст­ром и оформ­ля­ет­ся ак­том гла­вы го­су­дар­ст­ва. правительство на­хо­дит­ся у вла­сти до тех пор, по­ка ему до­ве­ря­ет пар­ла­мент, и сла­га­ет свои пол­но­мо­чия по­сле пар­ла­мент­ских вы­бо­ров.

В пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­ке правительство как кол­ле­ги­аль­ный ор­ган от­сут­ст­ву­ет (со­от­вет­ст­вен­но от­сут­ст­ву­ет и долж­ность пре­мьер-ми­ни­ст­ра, а так­же воз­мож­ность вы­ра­же­ния не­до­ве­рия правительству), гла­ва го­су­дар­ст­ва еди­но­лич­но осу­ще­ст­в­ля­ет ис­пол­нительную власть и фор­ми­ру­ет свою ад­ми­ни­ст­ра­цию. В не­ко­то­рых го­су­дар­ст­вах (США, Эк­ва­дор) на­зна­че­нию ми­ни­ст­ров долж­но пред­ше­ст­во­вать их фор­маль­ное одоб­ре­ние верх­ней па­ла­той пар­ла­мен­та. При дан­ной фор­ме прав­ле­ния дей­ст­ву­ет жё­ст­кий прин­цип не­совмес­ти­мо­сти долж­но­стей: ми­ни­ст­ры не мо­гут быть чле­на­ми пар­ла­мен­та.

В сме­шан­ных рес­пуб­ли­ках правительство, как пра­ви­ло, сла­га­ет свои пол­но­мо­чия пе­ред вновь из­бран­ным пре­зи­ден­том, од­на­ко су­ще­ст­ву­ют национальные осо­бен­но­сти в фор­ми­ро­ва­нии его со­ста­ва. Так, во Фран­ции гла­ва го­су­дар­ст­ва на­зна­ча­ет пре­мьер-ми­ни­ст­ра, од­на­ко он дол­жен ис­хо­дить из рас­ста­нов­ки сил в Национальном со­б­ра­нии. Ес­ли пар­тия пре­зи­ден­та рас­по­ла­га­ет боль­шин­ст­вом в ниж­ней па­ла­те, то фак­ти­че­ски гла­ва го­су­дар­ст­ва оп­ре­де­ля­ет кан­ди­да­ту­ры наи­бо­лее важ­ных ми­ни­ст­ров и правительство дей­ст­ву­ет под ру­ко­во­дством гла­вы го­су­дар­ст­ва. Ес­ли пар­тия пре­зи­ден­та не име­ет боль­шин­ст­ва в ниж­ней па­ла­те пар­ла­мен­та, гла­ва го­су­дар­ст­ва не мо­жет вли­ять на со­став правительства, он лишь оформ­ля­ет собственным ак­том ре­ше­ния пре­мьер-ми­ни­ст­ра - ли­де­ра пар­тии, по­бе­див­шей на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах. Та­кое правительство ра­бо­та­ет под руководством пре­мьер-ми­ни­ст­ра, опи­ра­ясь на пар­ла­мент­ское боль­шин­ст­во, а пре­зи­дент лишь фор­маль­но со­хра­ня­ет зна­чи­мые пол­но­мо­чия в сфе­ре ис­пол­нительной вла­сти. Во Фран­ции чле­ны правительства не мо­гут быть чле­на­ми пар­ла­мен­та, но пра­во­моч­ны за­ни­мать вы­бор­ные долж­но­сти в рам­ках ме­ст­но­го и ре­гио­наль­но­го са­мо­управ­ле­ния. В не­ко­то­рых стра­нах пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся осо­бые тре­бо­ва­ния для кан­ди­да­тов в чле­ны правительства: гра­ж­дан­ст­во по ро­ж­де­нию (Фин­лян­дия, Мек­си­ка), воз­рас­тной ценз (Бра­зи­лия, Азер­бай­джан), при­над­леж­ность к оп­ре­де­лён­ной кон­фес­сии (в Нор­ве­гии бо­лее по­ло­ви­ны ми­ни­ст­ров долж­ны ис­по­ве­до­вать гос. ре­ли­гию), профессиональный ценз (Япо­ния - толь­ко гражданские ли­ца), эт­ническая при­над­леж­ность (в Швей­ца­рии из се­ми чле­нов правительство че­ты­ре долж­ны быть не­мец­коя­зыч­ны­ми, два - фран­коя­зыч­ны­ми, один - ита­лоя­зыч­ным).

С точ­ки зре­ния струк­ту­ры раз­ли­ча­ют кон­ти­нен­таль­ную и бри­тан­скую мо­дель правительства. Пер­вая пред­по­ла­га­ет, что в со­став правительства вхо­дят все ру­ко­во­ди­те­ли ми­ни­стерств и ве­домств. Вто­рая ис­хо­дит из то­го, что в ка­че­ст­ве правительства рас­смат­ри­ва­ют толь­ко чле­нов ка­би­не­та, ко­то­ры­ми яв­ля­ют­ся ру­ко­во­ди­те­ли наи­бо­лее важ­ных ми­ни­стерств и ве­домств. В рам­ках правительства обыч­но раз­ли­ча­ют ми­ни­ст­ров, стоя­щих во гла­ве ми­ни­стер­ст­ва, и ми­ни­ст­ров без порт­фе­ля, ку­ри­рую­щих оп­ре­де­лён­ные во­про­сы.

В за­ви­си­мо­сти от то­го, в ка­ком ка­че­ст­ве - лич­ном или пред­ста­ви­те­ля пар­тии - вхо­дят ми­ни­ст­ры в со­став правительства, раз­ли­ча­ют пар­тий­ные и бес­пар­тий­ные правительства. При пар­ла­мен­тар­ной и сме­шан­ной фор­ме прав­ле­ния воз­мож­но соз­да­ние не толь­ко од­но­пар­тий­ных, но и коа­ли­ци­он­ных правительств, в со­став ко­то­рых вхо­дят пред­ста­ви­те­ли не­сколь­ких пар­тий. Коа­ли­ци­он­ные правительства мо­гут рас­по­ла­гать боль­шин­ст­вом в па­ла­те пар­ла­мен­та (правительство боль­шин­ст­ва) или не иметь боль­шин­ст­ва и на­хо­дить­ся у вла­сти бла­го­да­ря под­держ­ке пар­тий, не вхо­дя­щих в его со­став (правительство мень­шин­ст­ва). При пар­ла­мен­тар­ной фор­ме прав­ле­ния правительство не­сёт от­вет­ст­вен­ность за свою дея­тель­ность пе­ред пар­ла­мен­том: правительство в це­лом и от­дель­ные его чле­ны обя­за­ны объ­яс­нять и обос­но­вы­вать свои дей­ст­вия пе­ред па­ла­той пар­ла­мен­та, а так­же долж­ны уй­ти в от­став­ку, ес­ли пар­ла­мент про­го­ло­су­ет за это. Кон­цеп­ция кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти пред­по­ла­га­ет свя­зан­ность чле­нов правительства про­грам­мой и кол­ле­ги­аль­ны­ми ре­ше­ния­ми правительство, не­до­пус­ти­мость вы­ска­зы­ва­ний, рас­хо­дя­щих­ся с официальной по­ли­ти­кой правительства, кол­лек­тив­ную от­став­ку в слу­чае вы­ра­же­ния не­до­ве­рия правительству или его гла­ве, а так­же в слу­чае смер­ти гла­вы правительства. В ря­де стран (Гре­ция, Ита­лия, Сло­ва­кия) пар­ла­мент мо­жет от­ка­зать в до­ве­рии и отдельному ми­ни­ст­ру. Тра­ди­ци­он­ная кон­цеп­ция ин­ди­ви­ду­аль­ной от­вет­ст­вен­но­сти ми­ни­ст­ра пред­по­ла­га­ет, что по­след­ний не­сёт от­вет­ст­вен­ность за все ак­ты и дей­ст­вия слу­жа­щих сво­его ми­ни­стер­ст­ва, од­на­ко его от­став­ка до­пус­ти­ма в слу­чае лич­ной ви­ны при ус­ло­вии дос­та­точ­но мощ­но­го воз­дей­ст­вия СМИ и по­ли­тических пар­тий.

В Рос­сии правительство Российской Федерации - фе­де­раль­ный ор­ган государственной вла­сти, воз­глав­ляю­щий еди­ную сис­те­му ис­пол­нительной вла­сти.

В со­став правительства вхо­дят пред­се­да­тель и чле­ны правительства (за­мес­ти­те­ли пред­се­да­те­ля и фе­де­раль­ные ми­ни­ст­ры). Пред­се­да­тель оп­ре­де­ля­ет основные на­прав­ле­ния дея­тель­но­сти правительства и ор­га­ни­зу­ет его ра­бо­ту.

Правительство фор­ми­ру­ет­ся по­сле пре­зи­дент­ских вы­бо­ров. Гла­ва го­су­дар­ст­ва на­зна­ча­ет пред­се­да­те­ля правительства с со­гла­сия Государственной ду­мы, а чле­нов правительства - по пред­ло­же­нию его пред­се­да­те­ля. В со­став правительства мо­гут вхо­дить гра­ж­да­не Российской Федерации, не имею­щие гра­ж­дан­ст­ва иностранного го­су­дар­ст­ва ли­бо до­ку­мен­та, под­твер­ждаю­ще­го пра­во на по­сто­ян­ное про­жи­ва­ние в иностранном го­су­дар­ст­ве. Чле­ны правительство не мо­гут быть чле­на­ми пар­ла­мен­та.

Правительство раз­ра­ба­ты­ва­ет фе­де­раль­ный бюд­жет и обес­пе­чи­ва­ет его ис­пол­не­ние, осу­ще­ст­в­ля­ет управ­ле­ние фе­де­раль­ной соб­ст­вен­но­стью, обес­пе­чи­ва­ет про­ве­де­ние еди­ной фи­нан­со­вой, кре­дит­ной и де­неж­ной по­ли­ти­ки, осу­ще­ст­в­ля­ет ме­ры по реа­ли­за­ции внеш­ней по­ли­ти­ки, обес­пе­че­нию обо­ро­ны стра­ны, государственной безо­пас­но­сти, за­кон­но­сти, прав и сво­бод гра­ж­дан, ох­ра­не соб­ст­вен­но­сти и об­щественного по­ряд­ка, борь­бе с пре­ступ­но­стью и так далее Правительство из­да­ёт по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния. Правительство обес­пе­чи­ва­ет един­ст­во сис­те­мы ис­пол­нительной вла­сти в Российской Федерации , рас­пре­де­ля­ет пол­но­мо­чия ме­ж­ду фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­нительной вла­сти, ру­ко­во­дит их ра­бо­той и кон­тро­ли­ру­ет их дея­тель­ность. Для осу­ще­ст­в­ле­ния сво­их пол­но­мо­чий правительство мо­жет соз­да­вать тер­ри­то­ри­аль­ные ор­га­ны и на­зна­чать долж­но­ст­ных лиц, фор­ми­ро­вать фе­де­раль­ные це­ле­вые про­грам­мы и обес­пе­чи­вать их реа­ли­за­цию. По со­гла­ше­нию с ор­га­на­ми ис­пол­нительной вла­сти субъ­ек­тов Российской Федерации правительство мо­жет пе­ре­да­вать им часть сво­их пол­но­мо­чий, а так­же осу­ще­ст­в­лять пол­но­мо­чия, пе­ре­дан­ные ему со­от­вет­ст­вую­щи­ми ор­га­на­ми. Правительство мо­жет от­ме­нять ак­ты фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нительной вла­сти или при­ос­та­нав­ли­вать их дей­ст­вие.

Гла­ва го­су­дар­ст­ва мо­жет пред­се­да­тель­ст­во­вать на за­се­да­нии правительства, от­ме­нять по­ста­нов­ле­ния и рас­по­ря­же­ния, от­прав­лять правительство в от­став­ку. Гла­ва го­су­дар­ст­ва ру­ко­во­дит дея­тель­но­стью фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нительной вла­сти, ве­даю­щих во­про­са­ми обо­ро­ны, безо­пас­но­сти, внутренних дел, юс­ти­ции, иностранных дел, пре­дот­вра­ще­ния чрез­вы­чай­ных си­туа­ций и ли­к­ви­да­ции сти­хий­ных бед­ст­вий. При осу­ще­ст­в­ле­нии сво­их пол­но­мо­чий фе­де­раль­ные ми­ни­ст­ры под­от­чёт­ны пре­зи­ден­ту по во­про­сам, от­не­сён­ным к его пол­но­мо­чи­ям. По пред­став­ле­нию пред­се­да­те­ля правительства гла­ва го­су­дар­ст­ва оп­ре­де­ля­ет струк­ту­ру фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­нительной вла­сти, на­зна­ча­ет на долж­но­сти и от­стра­ня­ет от долж­но­сти чле­нов правительства. Пред­се­да­тель правительства сис­те­ма­ти­че­ски ин­фор­ми­ру­ет пре­зи­ден­та о ра­бо­те пра­ви­тель­ст­ва. Государственная ду­ма рас­смат­ри­ва­ет пред­став­лен­ную пре­зи­ден­том кан­ди­да­ту­ру пред­се­да­те­ля правительства, еже­год­но за­слу­ши­ва­ет от­чёт о дея­тель­но­сти правительства. По­след­нее об­ла­да­ет пра­вом за­ко­но­дательной ини­циа­ти­вы. За­ко­но­про­ек­ты, пре­ду­смат­ри­ваю­щие рас­хо­ды, по­кры­вае­мые из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, вно­сят­ся в па­ла­ту толь­ко при на­ли­чии за­клю­че­ния правительства.

Пред­се­да­тель правительства мо­жет по­ста­вить во­прос о до­ве­рии пе­ред Государственной ду­мой, па­ла­та мо­жет так­же вы­ра­зить не­до­ве­рие правительству по собственной ини­циа­ти­ве боль­шин­ст­вом го­ло­сов от об­ще­го чис­ла де­пу­та­тов. Правительство сла­га­ет свои пол­но­мо­чия пе­ред вновь из­бран­ным пре­зи­ден­том. Оно мо­жет так­же уй­ти в от­став­ку по собственной ини­циа­ти­ве или по ини­циа­ти­ве пре­зи­ден­та. Ес­ли Государственная ду­ма вы­ра­зит не­до­ве­рие правительству, гла­ва го­су­дар­ст­ва впра­ве объ­я­вить о его от­став­ке или не со­гла­сить­ся с ре­ше­ни­ем па­ла­ты. Вме­сте с тем, пре­зи­дент дол­жен объ­я­вить об от­став­ке правительства или рас­пус­тить Государственную ду­му, ес­ли Ду­ма в те­че­ние трёх ме­ся­цев по­втор­но вы­ра­зит не­до­ве­рие пра­ви­тель­ст­ву.

Дом правительства Российской Федерации Валерий Шарифулин/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года правительство России во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым подало в отставку. Президент Владимир Путин внес в Госдуму кандидатуру главы Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаила Мишустина на должность премьер-министра. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ о полномочиях и структуре правительства.

Общие сведения

Правительство Российской Федерации - высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти. Свою деятельность осуществляет на основе конституции, закона о правительстве, других федеральных законов и нормативных актов.

Полномочия

- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

- руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность;

- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику;

- разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

- управляет федеральной собственностью;

- осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;

- проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

- обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

Согласно ст. 115 Конституции, правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Решения кабинета министров могут быть отменены российским президентом в случае их противоречия конституции и федеральным законам.

В свою очередь кабинет министров вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

Правительство имеет право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы. Кроме того, кабинет министров может создавать комиссии для расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.

О результатах своей работы правительство ежегодно представляет отчеты Государственной думе.

Структура

Правительство состоит из председателя, его заместителей (с мая 2018 г. - 10 человек) и федеральных министров. Главу кабинета назначает президент с согласия Государственной думы. Вице-премьеры и министры кабинета также назначаются главой государства по представлению премьер-министра. Для решения оперативных вопросов правительство по предложению председателя может образовать президиум. В его состав входят вице-премьеры вместе с министрами силового и экономического блоков, министром иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств (по состоянию на январь 2020 г. - 22 министерства, а также 50 федеральных служб и агентств).

Согласно ст. 112 Конституции, структуру правительства утверждает глава государства на основании предложений премьер-министра, которые тот направляет в течение недели после своего назначения на пост.

Помимо министерств и ведомств, в структуру кабинета входят его Аппарат, координационные и совещательные органы (советы и комиссии), а также различные организации при правительстве.

Аппарат правительства

Аппарат правительства является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности кабинета министров и его председателя. Среди задач структуры контроль за выполнением органами исполнительной власти принятых правительством решений, а также поручений премьера и его заместителей. Кроме того, Аппарат правительства готовит экспертные заключения на поступившие в кабинет министров проекты законов, организует заседания кабмина и его органов, координирует взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания, Конституционным и Верховным судами, рассматривает обращения граждан и др.

Аппарат правительства работает под руководством премьер-министра. Его возглавляет один из вице-премьеров или министров. В структуре - 36 подразделений, в том числе 11 секретариатов (премьер-министра и 10 вице-премьеров), 24 департамента (контроля и проверки выполнения решений правительства, промышленности и инфраструктуры, по формированию системы "Открытое правительство" и др.), а также аппарат коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

По данным Росстата, в конце 2018 года в Аппарате правительства работали 1 тыс. 437 человек, их средняя ежемесячная заработная плата составляла 240 тыс. руб.

Совещательные органы, организации при правительстве

При кабинете министров действует 60 различных координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Морская и Авиационная коллегии и др.

Правительство напрямую управляет деятельностью 16 организаций и учреждений. Среди них Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Международный детский центр "Артек" и др.

Премии и награды правительства

Правительством учреждены 16 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества и др.

Среди правительственных наград - медали П. А. Столыпина I и II степеней, а также Почетная грамота и благодарность кабинета министров.

Читайте также: