Что такое портрет кратко

Обновлено: 16.05.2024

Портрет — это самый антропоцентричный живописный жанр. Внимание художника полностью сосредотачивается на человеке. Смыслом работы живописца становится как минимум отображение на холсте внешности модели (до появления авангардных стилей — реалистичной), а как максимум — раскрытие души, характера. Следует заметить, что в современном искусстве на первый план выходит не портретное сходство, а погружение во внутренний мир человека. А вот классический портрет подразумевает ещё и высокую точность в изображении человека.

Портрет в европейской живописи обособился от других жанров ещё в раннеренессансную эпоху. Однако применять термин portrait исключительно по отношению к изображению конкретного человека стали только в XVII столетии. Первоначально слова portrait, portraiture могли относиться к любым картинам.

Теоретический базис под такое словоупотребление подвёл друг одного из первых классицистов Никола Пуссена (Nicolas Poussin) — историк Андре Фелибьен (André Félibien). Он закрепил современное, антропоцентричное понимание, что такое портрет, категорично отделив от него изображения животных и растений.

Классификация — какими бывают портреты?

По характеру их делят на две большие группы: парадный (репрезентативный) и камерный. Первый, обычно, представляет достаточно важную персону и подаётся художником в торжественном антураже.

Камерные портреты более лиричны, интимны.

Среди парадных выделяют:

  • коронационные и их разновидность — тронные;
  • придворные;
  • конные;
  • военные (они тоже могут быть конными).

Также иногда называют промежуточный вид — полупарадный. Такие работы часто делались для фамильных галерей.

Парадные картины писались, как правило, в полный рост. Полупарадные могли быть и ростовыми, и поколенными, и поясными. Камерные — поясными, погрудными, оплечными.

Особый вид — портретная миниатюра. Для неё часто выбиралась круглая или овальная форма.

Виды портрета (поджанры)

Портретный жанр включает с десяток поджанров, выделившихся в различные эпохи. Давайте познакомимся с основными из них:

  • Костюмированный — на нём герой предстаёт в образе исторического, литературного, театрального героя или в каком-либо особом наряде — охотничьем, маскарадном.
  • Исторический (portrait historié), на котором человек изображён в мифологическом или аллегорическом антураже. В терминологии имеются разночтения: так, в России portrait historié чаще объединяется с костюмированным, а под историческим портретом нередко понимается изображение известной личности, написанное в более позднюю эпоху.
  • Ретроспективный — сделан по прижизненным изображениям умершего человека или даже создан на основе описаний. Как уже сказано, из-за проблем с терминологией ретроспективные полотна иногда называются историческими.
  • Религиозный (его также называют ктиторским или донаторским), где реальный человек или целая семья изображены рядом с Мадонной или на одной из алтарных створок. Как правило, это был даритель, совершивший пожертвование храму. В названии картины обычно упоминается его фамилия.
  • Групповой — на нём может быть изображено двое и более лиц.
  • Семейный — разновидность группового. Герои на нём связаны родственными узами.
  • Парный — две картины, взаимодополняющие друг друга. Как правило, на них изображают супругов. (Не путать с одним полотном, на котором изображено два человека). Такие пары — написанные в любом жанре — называются панданами.
  • Фамильный — изображает одного из представителей рода. Аристократия создавала из них целые галереи. Опять же, есть некоторые терминологические расхождения: фамильным может называться и общий семейный портрет.
  • Портрет-картина — изображаемая персона является частью сюжета, жанровой сцены или полноценного пейзажа (то есть ландшафт выступает не просто фоном, а играет важную художественную роль).
  • Портрет-прогулка — разновидность предыдущего подвида. Представляет прогуливающегося на фоне природы.
  • Портрет-тип — представляет собой обобщающий, собирательный образ.
  • Сословный — отображает характерные черты того или иного сословия — военного, купеческого, крестьянского. Часто носит обобщающий характер и становится портретом-типом.

Как особый жанр выделяется автопортрет — изображение художником самого себя.

Автопортреты могут быть костюмированными, как у Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, аллегорическими (например, Караваджо написал себя в образе Бахуса) и носить черты других поджанров.

А иногда автопортрет становится и частью группового, семейного — как, например, у Рембрандта, запечатлевшего себя с супругой на коленях.

Что же касается стиля, то свои портретные шедевры найдутся практически в любом: от барокко, классицизма и рококо до кубизма и других современных направлений.

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Известные портретисты

В наследие многих великих художников входят знаменитые портреты, ставшие признанными шедеврами.

Великолепные образцы жанра созданы:

    (Leonardo di ser Piero da Vinci); (Raffaello Santi); (Tiziano Vecellio); (Rembrandt Harmenszoon van Rijn); (Pieter Paul Rubens); (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez; 1599—1660, Испания); ; ; (1865—1911, Россия); (Vincent Willem van Gogh).

Их работы в портретном жанре, как вы наверняка заметили, выбраны в качестве иллюстраций к данной статье.

Были и живописцы, которые специализировались именно на портретах (или сделали портретный жанр одним из основных в своём творчестве) и достигли известности в этой области. Например:

  • нидерландцы Ян ван Эйк (Jan van Eyck) и Ян Вермеер (Jan Vermeer van Delft);
  • французы Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier) и Луи Токке (Louis Tocqué);
  • англичанин Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough);
  • русские мастера Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 — 1822), Орест Адамович Кипренский (1782 — 1836), Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825), Василий Андреевич Тропинин (1776 — 1857).

Знакомство с шедеврами мировой живописи побуждает поклонников прекрасного создавать и свои собственные коллекции. На сайте Very Important Lot вы сможете поучаствовать в аукционах или приобрести картины у современных художников, которые не только будут


Словесный портрет — описание наиболее характерных примет внешности какого-л. человека (разыскиваемого, умершего и т. д.).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

ПОРТРЕ'Т, а, м. [фр. portrait]. 1. Картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-н. человека. Расстались мы, но твой портрет я на груди своей храню. Лермонтов. Поясной п. Портреты работы художника Серова. П. масляными красками. || перен. Полное подобие кого-н. (разг.). Он п. своего отца. 2. перен. Изображение, характеристика. Намарал я свой портрет, как Байрон,

Пушкин. 3. Описание внешности персонажа в литературном произведении (лит.). Искусство портрета у Гоголя.

портре́т

3. перен. разг. то же, что лицо ◆ Что ты увидишь хорошего в том, если я стукну тебя сковородкой по портрету?

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова учиниться (глагол), учинилось:

Портрет

Происхождение жанра портрет

Человек пытался изобразить себе подобных десятки тысяч лет назад. Первым портретом можно считать изображение , найденное во Франции , в пещере Вильонер неподалеку от Ангулема. Автор портрета , живший примерно 27 тысяч лет назад , уловил сходство изгибов стены пещеры с человеческим лицом и попытался усилить его меловыми линиями , подчеркивающими глаза , рот и нос.

Изображения человека , наиболее приближенные к современной трактовке портрета , были присущи древнеегипетской скульптуре. Портрет был частью религиозного культа наравне с практикой мумификации. Изображения умерших копировали внешний облик человека при жизни. Их помещали в гробницах , изображали на саркофагах и устанавливали в храмах в виде скульптур. Самым известным портретистом древнего Египта считается скульптор Тутмос Младший , автор известного портрета царицы Нефертити.

Мастерская Тутмоса. Бюст Нефертити Ок. 1351—1334 до н. э. Новый музей, Берлин. Источник: Википедия

У греков до V века до н.э. портрет был не в чести: эллины опасались , что реалистичные изображения отрицают равенство среди граждан и способствуют развитию тщеславия. И лишь при Александре Македонском скульптор Лисипп стал изображать лица с натуры , выявляя индивидуальные особенности портретируемого. Римляне внесли свой вклад в развитие жанра , добавив новый род скульптурного портрета — бюст , а также усилили внимание к изображению конкретного человека , перейдя от идеализации к персонализации. Изготовление посмертных масок , свойственное культурным обычаям , дало римским художникам большой опыт в анатомической и натуралистической концепции изображения человеческих лиц. Именно римский скульптурный портрет считают одним из наиболее реалистичных в истории изобразительного искусства.

Ян ван Эйк. Гентский алтарь с закрытыми створками (фрагмент)

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи

Рафаэль Санти. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне

С приходом маньеризма портрет теряет свою остроту , и следующая волна расцвета жанра приходится на художников фламандской и голландской школ. В поисках новых смыслов художники обращаются от высокопоставленных персон к людям простого происхождения; рыбаки , торговки , цыганки и нищие становятся героями портретов-типов. Большое распространение получил парадный портрет. Художники стали придавать большое значение не только выражению лица , но и позе портретируемого; в портретах появляется движение , усиливая впечатление от картины на зрителей.

Франс Хальс. Цыганка

Такое положение вещей сохранялось вплоть до конца XVIII века. Вместе с идеалами гуманизма эпохи Просвещения в живописи начинаются подвижки в жанре портрета; художники вспоминают о социальных типах портретируемых , изобретение пастельной техники приводит к уходу от пышных фоновых изображений.

Жан-Этьен Лиотар. Прекрасная шоколадница

Классицизм прочно обосновался в европейском искусстве XVII века, сдав свои позиции лишь в первой трети следующего столетия. Классицисты преклонялись перед античностью, свято верили в идею порядка и логичности мироздания, а также в безграничные возможности человеческого разума. Читать дальше

окончательно утверждается в портретном жанре. В дальнейшем новейшие течения в живописи — импрессионизм

Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше



Портрет считается одним из древнейших жанров живописи. Все внимание художника сосредоточено на человеке. Живописец не только должен передать внешность модели, но и раскрыть его характер, эмоции и душу.

Изображение человека для художников было актуально во все времена. Первая попытка сохранить образ была предпринята 27 тыс. лет назад. Речь идет о наскальном рисунке, в котором угадываются черты лица человека. Долгое время жанр имел скорее культовое, религиозное значение. В Древнем Египте, например, художник старался передать черты лица усопшего как можно точнее, считалось, что тогда связь души и изображения будет прочнее.

В Древней Греции жанр развивался больше в скульптуре. Автору было важно передать не только внешность, но и показать движение. Чаще всего в качестве моделей были задействованы прославленные участники сражений, победители олимпийских игр и политические деятели.

Упадок портретной живописи пришелся на Средневековье. Портреты потеряли реалистичность, людей больше интересовала духовность человека.

В это время людей начали изображать в полный рост, по пояс или по колено. Наибольшей же популярностью пользовались изображения моделей по грудь. Рембрандт внес весомый вклад в развитие таких форм портрета как интимные и камерные. Художники, работающие в этом направлении, большое внимание уделяли чувствам и эмоциям людей.

В XVIII-XIX вв. портреты приобрели большую популярность, отодвинув на второй план пейзажи. Услуги портретистов стали востребованными и приносили им хороший доход.

В России жанр начал развиваться позже, чем в Европе. Первыми образцами портретного искусства считаются парсуны. Для передачи внешности модели, художники применяли технику иконописи.

Какими бывают портреты? Портретный жанр считается самым интересным и сложным видом в изобразительном искусстве. Он позволяет познакомиться не только с внешностью, но и с личностью человека, с его эмоциями и переживаниями. По характеру выделяют две основные группы:

• парадная. На них изображены важные, выдающиеся личности в торжественной обстановке.
• камерная. Такие работы более линые. Изображения могли быть поясными, оплечными или погрудными.

Выделяют еще промежуточный, полупарадный портрет. Они заказывались для фамильных галерей.

Особым видом данного жанра считается миниатюра.

Виды портрета. Портретное искусство имеет несколько поджанров:

1. Костюмированный. Модель рисуют в литературном, историческом или театральном образе.

2. Исторический. Человека погружают в мифологический или исторический антураж.

3. Ретроспективный. Портрет писали после смерти или по описанию современников.

4. Донаторский . Изображение одной модели или целой семьи рядом с алтарем или Мадонной. Основа сюжета – подношение даров. В названии работы фигурирует фамилия.

5. Групповой. Для портрета позирует несколько человек.

6. Семейный. Этот вид еще называют разновидностью группового портрета. На нем изображены люди, связанные семейными узами.

7. Парный. Два портрета объединены в один. Чаще всего в качестве моделей выступают супруги.

8. Фамильный. На портрете присутствует один представитель рода.

9. Портрет-картина. Герой — часть сюжета.

10. Портрет-прогулка. Модель изображается на фоне природы.

11. Портрет-тип. Образ носит собирательный характер.

12. Сословный. Акцентируется внимание на деталях, подчеркивающих принадлежность к определенному сословию.

13. Автопортрет. Художник изображает самого себя.

Определенного стиля жанр не имеет , шедевры портретного искусства можно найти среди барокко, рококо, кубизма и т.д.

Примечательно, что современные художники больше внимания предпочитают уделять эмоциям и внутреннему миру модели, нежели точной передаче внешности.

Читайте также: