Что такое понятие как оно образуется обществознание 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Что такое взаимопонимание? Как оно возникает? Как добиться его в отношениях между людьми?

Решение

Взаимопонимание − это способность людей при общении принимать точку зрения друг друга, учитывать интересы и особенности другой стороны, даже если они противоречат собственным.
Взаимопонимание возникает в процессе общения между людьми.
Добиться взаимопонимания в отношениях между людьми можно, только если люди в процессе общения будут прислушиваться друг к другу, будут уважать и ценить друг друга.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом


Как образуются понятия. В данном уроке описывается, что такое понятие, какие бывают признаки объекта и чем они отличаются, чем отличается понятие от имени объекта, с помощью каких процессов образуется понятие и многое другое.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие как форма мышления. Как образуются понятия"

· процессы, образующие понятие.

Как мы уже знаем, нас окружает большое количество объектов. Каждый из объектов можно описать с помощью их признаков. Признаки объекта делятся на существенные и несущественные. Несущественные признаки могут изменяться, при чем речь будет идти о том же объекте, что и до этого. А если изменить существенные признаки, то речь будет идти уже о совершенно другом объекте.


Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Понятие можно выразить одним или несколькими словами. Для этого используются различные слова. Среди которых могут быть слова-синонимы или слова-омонимы.

Имена объектов человек использует при общении, а понятия – при размышлениях. Поэтому говорят, что понятие – это форма мышления.

Понятие образуется при помощи следующих процессов: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Эти процессы являются основными логическими приёмами формирования понятий. Разберёмся более подробно.


Итак, анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

Например, ромашка состоит из стебля, листков, сердцевины и лепестков. Таким образом мы провели с вами своеобразный анализ. Но необходимо запомнить, что сам анализ (разделение) происходит в мозгу человека и не виден для окружающих. А если из этих частей собрать цветок, то мы проведём синтез. Таким образом, синтез – это мысленное соединение в единые целые части объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

Итак, следующий процесс – сравнение. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия двух объектов по существенным или несущественным признакам.

Давайте мысленно сравним два цветка и ответим на вопрос: чем ромашка отличается от тюльпана? Посмотри на примере, верно ли вы ответили для себя на этот вопрос. Рассмотрим внимательно оба цветка. Итак, они отличаются формой листков, сердцевины и лепестков. Стебли у них относительно схожи. Таким образом мы произвели сравнение двух объектов.


Абстрагирование – это мысленное отделение необходимых в определённой ситуации признаков объекта от ненужных. Но чаще всего выделяются существенные признаки.

Решим задачу, чёрный автомобиль марки Фольксваген проехал 180 км за 3 часа. С какой скоростью он ехал?

Для решения данной математической задачи нам необходимо абстрагировать, то есть выделить существенные признаки процесса, который описан в задаче, а именно движения. К ним будут относится расстояние 180 километров и время 3 часа. Для того, чтобы определить скорость, нам необходимо расстояние разделить на время. Получим: 180 : 3 = 60 км\ч.

К несущественным признакам в данной ситуации относятся цвет и марка автомобиля, так как они не повлияют на решение задачи.


По итогам урока можно вывести своеобразную формула для формирования понятия.

• Признаки объекта делятся на существенные и несущественные.

• Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества объектов.

• Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.

• Синтез – это мысленное соединение в единые целые части объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.

• Сравнение – это мысленное установление сходства или различия двух объектов по существенным или несущественным признакам.

• Абстрагирование – это мысленное отделение необходимых в определённой ситуации признаков объекта от ненужных.

Антипатия — чувство неприязни, нерасположения. Противоположное — симпатия.

Безнравственный — так говорят о человеке, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.

Гарантия — ручательство; условие, обеспечивающее что-либо.

Групповые нормы — правила, по которым живёт группа.

Гуманизм — человеколюбие, уважение к человеку.

Деятельность — способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание — изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.

Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результатах, сколько в самом процессе. Важное средство воспитания, обучения и развития детей.

Инцидент — случай, происшествие, недоразумение.

Карьера — 1) продвижение в какой-либо сфере деятельности; 2) профессия, род занятий (разг.); 3) достижение известности, славы, почёта.

Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Логика — 1) способность правильно мыслить; 2) учение о последовательности и методах познания.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Межличностные отношения — взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Мораль (нравственность) — представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.

Общение — взаимные деловые или дружеские отношения людей.

Официальный — должностной. Официальными могут быть отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом.

Понятие — мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам.

Потребность — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).

Правозащитник — активный защитник прав и свобод человека и гражданина. Человек, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению.

Привычка — сложившийся способ поведения (стереотип) в определённых ситуациях.

Принцип — 1) основное, исходное положение; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, норма, правило поведения.

Ритуал — выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал; сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.

Симпатия — внутреннее расположение, устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям. Противоположное — антипатия.

Сознание — способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности.

Стереотип — устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо (например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе).

Суждение — высказывание, содержащее определённую мысль.

Умозаключение — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений к новым суждениям.

Ущерб — 1) непредвиденные расходы, утрата имущества, недополученная выгода; 2) вред, наносимый действиями одного субъекта другим субъектам, природе, людям.

Этикет — принятая в определённых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет и т. д.).

Человек — живой организм. С биологической точки зрения он принадлежит к млекопитающим гоминидам, высшим млекопитающим Homo sapiens. Гоминиды — существа, подобные человеку, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек — биосоциальное существо.

Биосоциальное существо = биологические признаки + социальные признаки.

Человек является частью природы — биологические признаки:

  • биологическая составляющая индивида проявляется в его анатомии, физиологии.

Индивидом называют единичного представителя человеческого рода. Носителя социальных и психологических черт человечества. К таким чертам относят: разум, волю, потребности, интересы.

Человеческий организм обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Биологические свойства не запрограммированы, поэтому он может приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Человек является частью социума:

  • существует неразрывная связь с обществом. Общественные отношения формируют личность.

Личность — человеческий индивид, который является субъектом сознательной деятельности. Обладает совокупностью социально значимых черт и качеств. Их реализация осуществляется в процессе общественной жизни.

Проявляются социальные качества: способность и готовность к труду на благо общества, структурируется сознание и разум, осуществляется становление понятий свободы и ответственности.

Отличительными особенностями человека являются:

Индивид может строить планы, анализировать события, думать о будущем. Навыки речи активной и пассивной способствуют налаживанию коммуникаций. Вербальная и невербальная коммуникация гармонизируют существование человека в мире.

  1. Способность к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

Человек может моделировать свое поведение, выбирать социальную роль. Он обладает способностью предполагать результаты своей деятельности, прогнозировать последствия принятых решений. Человек выражает ценностное отношение к действительности: он отделяет себя от природы. Животные этой возможности лишены, они подчиняются инстинктам.

Человек создает необходимые условия: духовные и материальные блага и ценности. Происходит процесс формирования культуры.

Орудия труда могут быть сконструированы на основе более ранних изобретений, которые потом индивид использует для производства материальных благ.

  1. Воспроизведение биологической и социальной сущности.

Человек удовлетворяет свои потребности — как биологические и материальные, так и духовные.

Деятельность — способ отношения к окружающей среде, который состоит в преобразовании и подчинении мира целям человека.

Деятельность человека разворачивается в различных сферах жизни.

Структура деятельности

Основными компонентами деятельности являются:

Характерные черты деятельности

Деятельность человека характеризуется:

  1. Приспособлением к среде путем ее масштабного преобразования.

Создается условно искусственная среда существования человека. Например, в процессе смены образа жизни.

Деятельность предполагает наличие цели.

Человек анализирует ситуации и продумывает ходы.

  1. Воздействием на среду специально изготовленными средствами труда.

Индивид создает искусственные объекты, которые нацелены на усиление его физических возможностей.

Результатом деятельности человека является какой-то продукт, который используется для дальнейшего влияния на окружающую среду.

Деятельность личности носит творческий характер. Человек способен создавать произведения искусства, литературы.

Что лежит в основе деятельности

В основе деятельности человека лежит удовлетворение потребностей.

Потребность — нужда в том, что составляет необходимое условие существование человека.

Различают следующие виды потребностей человека:

  • биологические (органические + материальные) — потребности в пище, одежде и т. д.;
  • социальные — потребности в коммуникациях с другими людьми, в общественной деятельности;
  • духовные (идейные + познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности.

Деятельность характеризуется:

  • сознательностью;
  • продуктивностью;
  • преобразованием;
  • общественностью.

Основные формы деятельности

Формы или виды деятельности, в которые неизбежно включается человек в процессе индивидуального развития, сводятся к игре, общению, труду и учению.

Игра — деятельность человека, целью которой является сам процесс — развлечение и отдых. Производство материальных продуктов не является целью.

Особенности игры:

  • ситуация, в условиях которой происходит игра, быстро меняется;
  • в процессе используют замещающие предметы;
  • цель заключается в удовлетворении интересов участников;
  • способствует развитию личности, вооружает необходимыми навыками.

Учение

Учение — деятельность, цель которой заключается в приобретении новых знаний, умений и навыков и структуризации уже имеющихся.

Виды учения:

  • организованное — осуществляется в образовательных учреждениях: детских садах, школах, колледжах, институтах;
  • неорганизованное — осуществляется в других видах деятельности в качестве побочного, дополнительного результата;
  • самообразование — самостоятельная деятельность по получению новых знаний, умений и навыков за счет различных источников информации.

Труд — деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Черты труда человека:

  1. Целесообразность.
  2. Нацеленность на результат.
  3. Наличие мастерства, умений и знаний.
  4. Практическая полезность.
  5. Развитие личности.
  6. Преобразование внешней среды обитания индивида.

Общение

Общение — деятельность по обмену идеями и эмоциями.

Когда обмен происходит с включением материальных благ, то общение перерастает в коммуникацию — материальную или духовную, информационную.

Общение является элементом деятельности, деятельность выступает необходимым условием общения.

Структура общения:

  1. Субъект — инициатор общения.
  2. Цель — ради чего возникает потребность в общении.
  3. Содержание — информация, которая передается между участниками процесса.
  4. Средства — способы передачи информации, расшифровки и переработки: органы чувств, рисунки, тексты.
  5. Получатель информации — кому адресована информация.

Различают следующие функции общения:

Виды общения:

  1. По средствам, которые используют в процессе:
  • непосредственное — с помощью естественных органов: голосом, мимикой, жестами;
  • опосредованное — с помощью специальных изобретений: следов на земле, письменности, гаджетов и т. п.;
  • прямое — личные контакты друг с другом;
  • косвенное — общение через посредников.
  1. По субъектам общения:
  • между реальными субъектами;
  • между реальным субъектом и иллюзорным партнером: с домашними животными, игрушками;
  • между реальным субъектом и воображаемым партнером: внутренний голос, воображаемый друг;
  • между воображаемыми партнерами: в художественных произведениях.

Мотивы деятельности

Мотивы — побуждающие к деятельности факторы — могут быть разными у разных людей.

Мотивами деятельности выступают:

  • потребности — человек нуждается в чем-либо;
  • социальные установки — на что ориентируется человек, когда живет в социуме;
  • убеждения — провоцируют человека на деятельность;
  • интересы — являются причиной действий индивида;
  • влечения — в них выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

Макс Вебер, немецкий социолог, классифицирует виды деятельности в зависимости от мотивов действий:

  1. Целенаправленные действия — рационально поставлена цель и продумана. Поведение индивида ориентировано на цель, средства и побочные результаты его деятельности.
  2. Ценностно-рациональные — осознание направленности и определение последовательно планируемой ориентаций на ценности. Индивид следует своим убеждениям касательно долга, достоинства.
  3. Аффективное — эмоциональное состояние человека. Действие в состоянии эффекта происходит тогда, когда индивид стремится немедленно реализовать свою потребность в чем-либо.
  4. Традиционное — действие основано на привычке. Может выражаться автоматической реакцией на раздражитель.

Классификация деятельности относительно объекта и результатов:

  1. Материальная деятельность — практическая.

Деятельность нацелена на создание материальных вещей, которые необходимы человеку для удовлетворения потребностей.

  • материально-производственную деятельность — предполагает преобразование природы;
  • социально-преобразовательную деятельность — преобразование социума.
  1. Духовная деятельность — создание идей, образов, научных и художественных ценностей.
  2. Познавательная — подразумевает отражение человеком действительности в художественной и научной формах.
  3. Ценностно-ориентированная — формирование мировоззрения человека.
  4. Прогностическая — предсказание и планирование возможных изменений действительности.

Когда в основе классификации лежит субъект деятельности, то выделяют индивидуальную и групповую деятельности.

Если в основе деятельности лежит характер, то говорят о репродуктивной и творческой деятельности.

Основываясь на соответствие правовым нормам, выделяют законную и незаконную деятельности.

Существует моральная и аморальная деятельность. В основе классификации заложено соответствие моральным нормам.

Соотнося деятельность с общественным прогрессом, ее разделяют на прогрессивную и реакционную.

Если в основу классификации заложена зависимость от сфер общественной жизни, то деятельность бывает: экономической, политической, социальной и духовной.

Когда говорят об особенностях проявления человеческой активности, то деятельность классифицируют на внешнюю и внутреннюю. Под внешней деятельностью понимают движения, мышечные усилия и действия с реальными предметами. Под внутренней деятельностью подразумевают умственные действия.

Творческая деятельность

Творчество — вид деятельности, который порождает что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее или усовершенствованное.

Творчество является компонентом деятельности человека. Считается, что любой человек обладает способностью творить.

Читайте также: