Что такое понятие как оно образуется обществознание 6 класс кратко
Обновлено: 05.07.2024
Что такое взаимопонимание? Как оно возникает? Как добиться его в отношениях между людьми?
Решение
Взаимопонимание − это способность людей при общении принимать точку зрения друг друга, учитывать интересы и особенности другой стороны, даже если они противоречат собственным.
Взаимопонимание возникает в процессе общения между людьми.
Добиться взаимопонимания в отношениях между людьми можно, только если люди в процессе общения будут прислушиваться друг к другу, будут уважать и ценить друг друга.
Нашли ошибку?
Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом
Как образуются понятия. В данном уроке описывается, что такое понятие, какие бывают признаки объекта и чем они отличаются, чем отличается понятие от имени объекта, с помощью каких процессов образуется понятие и многое другое.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Понятие как форма мышления. Как образуются понятия"
· процессы, образующие понятие.
Как мы уже знаем, нас окружает большое количество объектов. Каждый из объектов можно описать с помощью их признаков. Признаки объекта делятся на существенные и несущественные. Несущественные признаки могут изменяться, при чем речь будет идти о том же объекте, что и до этого. А если изменить существенные признаки, то речь будет идти уже о совершенно другом объекте.
Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества объектов.
Понятие можно выразить одним или несколькими словами. Для этого используются различные слова. Среди которых могут быть слова-синонимы или слова-омонимы.
Имена объектов человек использует при общении, а понятия – при размышлениях. Поэтому говорят, что понятие – это форма мышления.
Понятие образуется при помощи следующих процессов: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Эти процессы являются основными логическими приёмами формирования понятий. Разберёмся более подробно.
Итак, анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
Например, ромашка состоит из стебля, листков, сердцевины и лепестков. Таким образом мы провели с вами своеобразный анализ. Но необходимо запомнить, что сам анализ (разделение) происходит в мозгу человека и не виден для окружающих. А если из этих частей собрать цветок, то мы проведём синтез. Таким образом, синтез – это мысленное соединение в единые целые части объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
Итак, следующий процесс – сравнение. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия двух объектов по существенным или несущественным признакам.
Давайте мысленно сравним два цветка и ответим на вопрос: чем ромашка отличается от тюльпана? Посмотри на примере, верно ли вы ответили для себя на этот вопрос. Рассмотрим внимательно оба цветка. Итак, они отличаются формой листков, сердцевины и лепестков. Стебли у них относительно схожи. Таким образом мы произвели сравнение двух объектов.
Абстрагирование – это мысленное отделение необходимых в определённой ситуации признаков объекта от ненужных. Но чаще всего выделяются существенные признаки.
Решим задачу, чёрный автомобиль марки Фольксваген проехал 180 км за 3 часа. С какой скоростью он ехал?
Для решения данной математической задачи нам необходимо абстрагировать, то есть выделить существенные признаки процесса, который описан в задаче, а именно движения. К ним будут относится расстояние 180 километров и время 3 часа. Для того, чтобы определить скорость, нам необходимо расстояние разделить на время. Получим: 180 : 3 = 60 км\ч.
К несущественным признакам в данной ситуации относятся цвет и марка автомобиля, так как они не повлияют на решение задачи.
По итогам урока можно вывести своеобразную формула для формирования понятия.
• Признаки объекта делятся на существенные и несущественные.
• Понятие – это совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества объектов.
• Анализ – это мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
• Синтез – это мысленное соединение в единые целые части объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
• Сравнение – это мысленное установление сходства или различия двух объектов по существенным или несущественным признакам.
• Абстрагирование – это мысленное отделение необходимых в определённой ситуации признаков объекта от ненужных.
Антипатия — чувство неприязни, нерасположения. Противоположное — симпатия.
Безнравственный — так говорят о человеке, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.
Гарантия — ручательство; условие, обеспечивающее что-либо.
Групповые нормы — правила, по которым живёт группа.
Гуманизм — человеколюбие, уважение к человеку.
Деятельность — способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание — изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.
Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результатах, сколько в самом процессе. Важное средство воспитания, обучения и развития детей.
Инцидент — случай, происшествие, недоразумение.
Карьера — 1) продвижение в какой-либо сфере деятельности; 2) профессия, род занятий (разг.); 3) достижение известности, славы, почёта.
Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Логика — 1) способность правильно мыслить; 2) учение о последовательности и методах познания.
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Межличностные отношения — взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Мораль (нравственность) — представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.
Общение — взаимные деловые или дружеские отношения людей.
Официальный — должностной. Официальными могут быть отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом.
Понятие — мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам.
Потребность — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).
Правозащитник — активный защитник прав и свобод человека и гражданина. Человек, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению.
Привычка — сложившийся способ поведения (стереотип) в определённых ситуациях.
Принцип — 1) основное, исходное положение; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, норма, правило поведения.
Ритуал — выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал; сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.
Симпатия — внутреннее расположение, устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям. Противоположное — антипатия.
Сознание — способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности.
Стереотип — устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо (например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе).
Суждение — высказывание, содержащее определённую мысль.
Умозаключение — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений к новым суждениям.
Ущерб — 1) непредвиденные расходы, утрата имущества, недополученная выгода; 2) вред, наносимый действиями одного субъекта другим субъектам, природе, людям.
Этикет — принятая в определённых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет и т. д.).
Человек — живой организм. С биологической точки зрения он принадлежит к млекопитающим гоминидам, высшим млекопитающим Homo sapiens. Гоминиды — существа, подобные человеку, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек — биосоциальное существо.
Биосоциальное существо = биологические признаки + социальные признаки.
Человек является частью природы — биологические признаки:
- биологическая составляющая индивида проявляется в его анатомии, физиологии.
Индивидом называют единичного представителя человеческого рода. Носителя социальных и психологических черт человечества. К таким чертам относят: разум, волю, потребности, интересы.
Человеческий организм обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Биологические свойства не запрограммированы, поэтому он может приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Человек является частью социума:
- существует неразрывная связь с обществом. Общественные отношения формируют личность.
Личность — человеческий индивид, который является субъектом сознательной деятельности. Обладает совокупностью социально значимых черт и качеств. Их реализация осуществляется в процессе общественной жизни.
Проявляются социальные качества: способность и готовность к труду на благо общества, структурируется сознание и разум, осуществляется становление понятий свободы и ответственности.
Отличительными особенностями человека являются:
Индивид может строить планы, анализировать события, думать о будущем. Навыки речи активной и пассивной способствуют налаживанию коммуникаций. Вербальная и невербальная коммуникация гармонизируют существование человека в мире.
- Способность к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
Человек может моделировать свое поведение, выбирать социальную роль. Он обладает способностью предполагать результаты своей деятельности, прогнозировать последствия принятых решений. Человек выражает ценностное отношение к действительности: он отделяет себя от природы. Животные этой возможности лишены, они подчиняются инстинктам.
Человек создает необходимые условия: духовные и материальные блага и ценности. Происходит процесс формирования культуры.
Орудия труда могут быть сконструированы на основе более ранних изобретений, которые потом индивид использует для производства материальных благ.
- Воспроизведение биологической и социальной сущности.
Человек удовлетворяет свои потребности — как биологические и материальные, так и духовные.
Деятельность — способ отношения к окружающей среде, который состоит в преобразовании и подчинении мира целям человека.
Деятельность человека разворачивается в различных сферах жизни.
Структура деятельности
Основными компонентами деятельности являются:
Характерные черты деятельности
Деятельность человека характеризуется:
- Приспособлением к среде путем ее масштабного преобразования.
Создается условно искусственная среда существования человека. Например, в процессе смены образа жизни.
Деятельность предполагает наличие цели.
Человек анализирует ситуации и продумывает ходы.
- Воздействием на среду специально изготовленными средствами труда.
Индивид создает искусственные объекты, которые нацелены на усиление его физических возможностей.
Результатом деятельности человека является какой-то продукт, который используется для дальнейшего влияния на окружающую среду.
Деятельность личности носит творческий характер. Человек способен создавать произведения искусства, литературы.
Что лежит в основе деятельности
В основе деятельности человека лежит удовлетворение потребностей.
Потребность — нужда в том, что составляет необходимое условие существование человека.
Различают следующие виды потребностей человека:
- биологические (органические + материальные) — потребности в пище, одежде и т. д.;
- социальные — потребности в коммуникациях с другими людьми, в общественной деятельности;
- духовные (идейные + познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности.
Деятельность характеризуется:
- сознательностью;
- продуктивностью;
- преобразованием;
- общественностью.
Основные формы деятельности
Формы или виды деятельности, в которые неизбежно включается человек в процессе индивидуального развития, сводятся к игре, общению, труду и учению.
Игра — деятельность человека, целью которой является сам процесс — развлечение и отдых. Производство материальных продуктов не является целью.
Особенности игры:
- ситуация, в условиях которой происходит игра, быстро меняется;
- в процессе используют замещающие предметы;
- цель заключается в удовлетворении интересов участников;
- способствует развитию личности, вооружает необходимыми навыками.
Учение
Учение — деятельность, цель которой заключается в приобретении новых знаний, умений и навыков и структуризации уже имеющихся.
Виды учения:
- организованное — осуществляется в образовательных учреждениях: детских садах, школах, колледжах, институтах;
- неорганизованное — осуществляется в других видах деятельности в качестве побочного, дополнительного результата;
- самообразование — самостоятельная деятельность по получению новых знаний, умений и навыков за счет различных источников информации.
Труд — деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Черты труда человека:
- Целесообразность.
- Нацеленность на результат.
- Наличие мастерства, умений и знаний.
- Практическая полезность.
- Развитие личности.
- Преобразование внешней среды обитания индивида.
Общение
Общение — деятельность по обмену идеями и эмоциями.
Когда обмен происходит с включением материальных благ, то общение перерастает в коммуникацию — материальную или духовную, информационную.
Общение является элементом деятельности, деятельность выступает необходимым условием общения.
Структура общения:
- Субъект — инициатор общения.
- Цель — ради чего возникает потребность в общении.
- Содержание — информация, которая передается между участниками процесса.
- Средства — способы передачи информации, расшифровки и переработки: органы чувств, рисунки, тексты.
- Получатель информации — кому адресована информация.
Различают следующие функции общения:
Виды общения:
- По средствам, которые используют в процессе:
- непосредственное — с помощью естественных органов: голосом, мимикой, жестами;
- опосредованное — с помощью специальных изобретений: следов на земле, письменности, гаджетов и т. п.;
- прямое — личные контакты друг с другом;
- косвенное — общение через посредников.
- По субъектам общения:
- между реальными субъектами;
- между реальным субъектом и иллюзорным партнером: с домашними животными, игрушками;
- между реальным субъектом и воображаемым партнером: внутренний голос, воображаемый друг;
- между воображаемыми партнерами: в художественных произведениях.
Мотивы деятельности
Мотивы — побуждающие к деятельности факторы — могут быть разными у разных людей.
Мотивами деятельности выступают:
- потребности — человек нуждается в чем-либо;
- социальные установки — на что ориентируется человек, когда живет в социуме;
- убеждения — провоцируют человека на деятельность;
- интересы — являются причиной действий индивида;
- влечения — в них выражают неосознанную необходимость.
Классификация деятельности
Макс Вебер, немецкий социолог, классифицирует виды деятельности в зависимости от мотивов действий:
- Целенаправленные действия — рационально поставлена цель и продумана. Поведение индивида ориентировано на цель, средства и побочные результаты его деятельности.
- Ценностно-рациональные — осознание направленности и определение последовательно планируемой ориентаций на ценности. Индивид следует своим убеждениям касательно долга, достоинства.
- Аффективное — эмоциональное состояние человека. Действие в состоянии эффекта происходит тогда, когда индивид стремится немедленно реализовать свою потребность в чем-либо.
- Традиционное — действие основано на привычке. Может выражаться автоматической реакцией на раздражитель.
Классификация деятельности относительно объекта и результатов:
- Материальная деятельность — практическая.
Деятельность нацелена на создание материальных вещей, которые необходимы человеку для удовлетворения потребностей.
- материально-производственную деятельность — предполагает преобразование природы;
- социально-преобразовательную деятельность — преобразование социума.
- Духовная деятельность — создание идей, образов, научных и художественных ценностей.
- Познавательная — подразумевает отражение человеком действительности в художественной и научной формах.
- Ценностно-ориентированная — формирование мировоззрения человека.
- Прогностическая — предсказание и планирование возможных изменений действительности.
Когда в основе классификации лежит субъект деятельности, то выделяют индивидуальную и групповую деятельности.
Если в основе деятельности лежит характер, то говорят о репродуктивной и творческой деятельности.
Основываясь на соответствие правовым нормам, выделяют законную и незаконную деятельности.
Существует моральная и аморальная деятельность. В основе классификации заложено соответствие моральным нормам.
Соотнося деятельность с общественным прогрессом, ее разделяют на прогрессивную и реакционную.
Если в основу классификации заложена зависимость от сфер общественной жизни, то деятельность бывает: экономической, политической, социальной и духовной.
Когда говорят об особенностях проявления человеческой активности, то деятельность классифицируют на внешнюю и внутреннюю. Под внешней деятельностью понимают движения, мышечные усилия и действия с реальными предметами. Под внутренней деятельностью подразумевают умственные действия.
Творческая деятельность
Творчество — вид деятельности, который порождает что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее или усовершенствованное.
Творчество является компонентом деятельности человека. Считается, что любой человек обладает способностью творить.
Читайте также: