Что такое песня краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Разберем по главам часть поэмы, которая сегодня считается последней, поскольку логически она больше всего похожа на финал произведения.

После смерти князя Утятина вахлаки (жители Валахчины) устроили большую пирушку, поскольку были рады, что скоро получат обещанные поемные луга. Они еще не знали, что вместо них получат нескончаемую тяжбу, и больше ничего. Староста Влас просит привести своего любимого крестника - Гришу Добросклонова, сына дьячка. Его с братом просят спеть сочиненную Гришей песню, и они начинают петь.

1. Горькое время - горькие песни

Юноши поют про то, что у крестьян все забирают до последнего, от коров до детей, с ироничным припевом:

Потом поют Барщинную и другие печальные песни, рассказывающие об унижениях крестьян.

А затем говорит некий "подбегало-мученик", бывший дворовый, у которого больные ноги - дрожат от того, что служил на запятках кареты выездным. Он рассказывает историю " про холопа примерного, Якова верного" : в ней преданный холоп повесился ночью в лесу над носом своего барина, за то, что тот сдал в рекруты его единственного любимого племянника.

Затем возникает спор - кто всех грешней - кабатчики, помещики? А Игнатий Прохоров (зажиточный извозчик и "не пустослов") сказал, что мужики. Но мужики рассердились и не дали ему говорить.

Всех перебил купец Еремин: грешней всего разбойники. За то они чуть не подрались с псевдо-бурмистром Климом, который водился с цыганами. Но странник-богомол Иона помирил их, начав свой рассказ.

2. Странники и богомольцы.

Бывают такие странники, что девок портят, и такие, что помещиц в бараний рог сгибают в своих целях. Но есть и настоящие, глубоко верующие. Их внимательно слушают крестьяне:

Глава "Странники и богомольцы". О том, как крестьяне внимательно слушают настоящих божьих странников.

Глава "Странники и богомольцы". О том, как крестьяне внимательно слушают настоящих божьих странников.

К таким уважаемым странникам принадлежит Иона Ляпушкин, который рассказал историю " О двух великих грешниках ". Как раскаялся в грехах атаман Кудеяр, и как отпустились ему все грехи, когда он зарезал ножом закоренелого грешника- пана Глуховского, за то, что тот мучил крестьян.

3. Старое и новое.

Наконец дали рассказать Игнатию Прохорову историю про "Крестьянский грех". Один славный адмирал перед смертью дал вольную своим 8 тысячам крепостных и вручает ее Глебу-старосте. Но дальний родственник подкупил Глеба, дал ему самому вольную за то, чтобы тот сжег вольную всех остальных крестьян. За такой Иудин грех проклят навеки мужик.

Затужили мужики после этого рассказа и запели песню "Голодную" - о чувстве голода. Но к ним подходит Гриша и упрекает за то, что поют такие песни. Он поднимает их дух: нет больше крепостного права, значит, не будет больше и предателей.

Затем приехал солдат Овсянников с племянницей Устиньюшкой. Он кормится подаяниями за песенки, потому что на войне под Севастополем потерял здоровье и способность работать, но не получил никакой пенсии и стал нищим.

4. Доброе время - добрые песни

Пир кончился к утру, Гриша и его брат ведут домой родителя и поют песню о том, что счастье - это жизнь трудовая и честная:

Кратчайшее изложение

Действие происходит в Москве во времена царя Ивана Грозного, в XVI веке.

Молодой опричник* Кирибеевич, полюбив жену купца Калашникова, пытается соблазнить ее на улице – целует и ласкает, обещая богатые подарки.

Узнавший об этом Калашников решает отомстить за опозоренную жену. Во время традиционных кулачных боев он выходит на поединок с Кирибеевичем и убивает его ударом в висок.

Объяснить царю, что толкнуло его на убийство, купец отказывается. Иван Грозный казнит купца, но обещает позаботиться о его семье.

Полный текст и аудиокнига

В формате аудиокниги или телеспектакля поэма доступна на YouTube.

Поэма начинается с зачина – певцы обещают развлечь слушателя песней:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.

Но о главном не сказал царю Кирибеевич – Алена Дмитриевна уже замужем:
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому
.

Купец Степан Парамонович Калашников сидит у себя в лавке, но торговля идет плохо. Запирая вечером лавку, он возвращается домой, в Замоскворечье. Но молодой жены Алены Дмитриевны дома нет. Она приходит поздно, сама не своя:
Перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрют очи мутные как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.

И ласкал он меня, целовал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцелуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…


Иллюстрация Ильи Репина

Степан Парамонович знает, как наказать царского слугу и обелить честь жены. Он зовет младших братьев и говорит:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил,
А побьет он меня — выходите вы
За святую правду-матушку.
Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свежéй силою,
На вас меньше грехов накопилося,
Так авось господь вас помилует!

Братья клянутся ему в верности.

Над Москвой поднимается заря, удалые бойцы собираются на Москву-реку, развлечься кулачным боем. Посмотреть на это приезжает сам царь Иван Васильевич.

Первым драться выходит Кирибеевич: он бахвалится, что может зашибить любого бойца. Трижды кидают клич, и никто не решается стать его соперником. Вдруг толпа раздается во все стороны – выходит Калашников. Кирибеевич просит его представиться, купец отвечает:

А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
И промолвил ты правду истинную:
Об одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный.

Услышав это, Кирибеевич бледнеет и не может сказать ни слова. Начинается бой.


Иллюстрация Виктора Васнецова

Царь благодарит Калашникова за честный ответ. Он обещает пожаловать его вдову и детей деньгами, а братьев-купцов освободить от пошлин. Но вот самого Степана Парамоновича ждет казнь:

Калашников прощается с братьями, велит передать поклон родителям и Алене Дмитриевне, просит молиться за его душу.
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною, —
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.


Иллюстрация Виктора Васнецова

План поэмы

  1. Царский пир, разговор царя с Кирибеевичем
  2. Рассказ Алены Дмитриевны о том, как ее опозорил Кирибеевич
  3. Бой Калашникова с Кирибеевичем на Москве-реке
  4. Смерть купца Калашникова

История создания

Человек хорошо образованный, Михаил Юрьевич Лермонтов всегда интересовался народным творчеством, в том числе песнями и былинами, а также историей.

Свое отражение в поэме могла найти и последняя дуэль Пушкина: как известно, поэт погиб, защищая на поединке честь жены, и Лермонтов тяжело переживал смерть своего литературного кумира.


М.Ю. Лермонтов в 1837 году. Портрет работы Петра Заболотского

Анализ поэмы. Как писать сочинение?

Характеристика героев: купец Калашников и царь

В центре поэмы – образ богатыря-купца Калашникова, воплощающего романтический идеал храбрости, чести, борьбы за правду. Помимо него к главным героям относятся опричник Кирибеевич, Алена Дмитриевна и царь Иван Васильевич Грозный. Каждый из них играет свою роль в воплощении авторской идеи.

Степан Парамонович Калашников

Его идеалы – честный труд, семья, вера в Бога. Младшим братьям он как родной отец, для жены-сироты – единственный заступник.

Его главные качества – честь и отвага. Для Калашникова оказывается важнее сохранить честь семьи, чем собственную жизнь. Он выходит на поединок с Кирибеевичем, которого боятся все московские удальцы.

Перед лицом смерти Калашников с гордостью говорит о своей честной жизни:

А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…

В результате купец идет на плаху с сознанием собственной правоты и единственной просьбой – помочь его вдове и детям.

Алена Дмитриевна

Жена Калашникова – символ непорочности и женской чести. Своей главной ценностью она называет любовь мужа:
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости.
Грубые ухаживания Кирибеевича оскорбляют ее до глубины души, она дорожит своим честным именем и хочет смыть позор:
Опозорил он, осрамил меня,
Меня, честную, непорочную, —
И что скажут злые соседушки,
И кому на глаза покажусь теперь?
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!

Кирибеевич

Антагонист храброго Калашникова – лукавый Кирибеевич. Ему свойственны черты романтического злодея: яркая внешность, удаль и решительность, сильные чувства.

Как я сяду-поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю набочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, —
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь.

Он горячо влюблен в Алену Дмитриевну, но это запретная, греховная любовь к замужней женщине. Однако Кирибеевича не останавливает христианский закон. Он скрывает от царя, что его возлюбленная замужем, и верит, что любовь женщины можно получить, посулив дорогие подарки.

Тем не менее, Кирибеевич не хочет сдаваться. Он наносит купцу страшный удар в грудь, того спасает лишь святой крест. Бог, конечно же, на стороне правды. И опричник гибнет – его настигает заслуженное возмездие.

Царь Иван Васильевич

Иван IV Грозный – реальная историческая фигура, однако в поэме Иван Васильевич – персонаж почти сказочный. Он выступает как неотвратимая сила, способная и карать, и миловать.

Царь Иван Грозный пирует во дворце в окружении соратников. На пиру присутствует храбрый молодой опричник Кирибеевич. Несмотря на пышное торжество, молодой человек грустит. Заметив это, царь спрашивает его о причинах грусти. Кирибеевич объясняет, что страдает от неразделенной любви к красавице Алене Дмитриевне.

Царь решает помочь своему любимому опричнику: он вручает ему перстень и ожерелье, чтобы тот подарил их Алене и посватался к ней. Кирибеевич берет подарки, но скрывает от царя, что Алена замужем за молодым купцом Калашниковым.


Глава 2

Купец Степан Парамонович Калашников торгует в своей лавке. Вечером после работы он приходит домой и видит, что жены до сих пор нет дома, а дети плачут без матери. Купец волнуется. Наконец Алена приходит домой. Она выглядит бледной, ее глаза мутны, волосы растрепаны, а одежда изорвана. Алена со слезами бросается в ноги мужу и рассказывает, что по пути из церкви к ней подошёл опричник Кирибеевич, он стал целовать ее и уговаривать быть с ним (судя по всему, имело место насилие). Алена плачет и просит мужа защитить ее честное имя.

В ту же ночь Купец Калашников зовет к себе своих младших братьев и рассказывает о том, как Кирибеевич опозорил его семью. Завтра во время кулачных боев (народной забавы) купец хочет вызвать на бой негодяя Кирибеевича и отомстить за унижение жены. В случае, если опричник побьет его, Калашников просит братьев заступить за него и продолжить бой. Братья обещают поддержать его.

Глава 3

Народ собирается на праздничные кулачные бои у Москва-реки. Сюда также приезжает царь Иван Грозный с боярами и опричниками. Купец Калашников вызывает на бой опричника Кирибеевича. В ходе битвы Калашников ударяет соперника в висок, после чего тот умирает на месте.

Узнав о гибели своего опричника Кирибеевича, царь Иван Грозный вызывает к себе Калашникова. Купец признает свою вину в гибели опричника и говорит, что готов принять смертную казнь. Калашников лишь просит царя, чтобы тот позаботился о его жене Алене Дмитриевне и детях. Царь обещает помочь семье Калашникова, а также разрешает его братьям свободно торговать по всей стране. Самого купца Калашникова вскоре казнят на площади.


Таково краткое содержание поэмы "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтова: краткий пересказ, произведение в сокращении.

История возникновения

Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.

До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.

Разновидности коллективов

В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):

Два участника — дуэт

  • Два участника — дуэт
  • Три участника — трио
  • Четыре участника — квартет
  • Пять участников — квинтет
  • Шесть участников — секстет
  • Семь участников — септет
  • Восемь участников — октет
  • Девять участников — нонет
  • Десять участников — децимет

Все, что равно или более десяти:

  • Вокальный ансамбль с 10−20 участниками — камерный хор;
  • Инструментальный коллектив с более чем 12 участниками — камерный оркестр.

Главное правило численности — не более 25 человек.

Основные отличия

Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.

Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

Камерная вокальная музыка

Камерная музыка в наши дни

Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.

В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.

Читайте также: