Что такое пещерная живопись кратко

Обновлено: 15.05.2024

Таким способом самовыражения и передачи информации стала наскальная живопись.

Наскальную живопись еще называют пещерной живописью.

Наскальной или пещерной живописью называют вид первобытного искусства, который подразумевает выполненные людьми приблизительно эпохи палеолита изображения в пещерах.

Такие рисунки выполнены с помощью одного цвета, обычно, черного.

Изображения выполнены с помощью двух и более цветов.

Разноцветные рисунки бизонов в пещере Альтамира.

Наскальным рисунком называют рисунок, который сделан с помощью кремниевого или каменного инструмента путем вырезания линий на поверхности скалы.

Большинство изображений отыскали в Европе. Там первобытные люди жили в пещерах, чтобы спастись от холодов. Но и в Азии тоже были найдены такие пещеры.

В карстовых пещерах в Маросе и Панкепе в Индонезии обнаружили наскальный рисунок целебесской свиньи. Возраст изображения превышает 45,5 тысячи лет (данные на январь 2021 года).

Целебесская свинья — вид свиней на острове Сулавеси в Индонезии.

Первая пещера с изображениями была найдена в 1879 году испанским археологом-любителем графом Марселино Санс де Саутуола и его дочерью Марией. Это пещера Альтамира. Ее своды украшены рисунками древних людей. Рисунки датировали эпохой палеолита. Но долгое время ученые обвиняли графа в недостоверности информации. Они считали, что рисунки были фальсифицированы и не могли принадлежать каменному веку. А после смерти графа его открытие признали.

Пещера Альтамира находится в Испании. В ней — полихромная каменная живопись. Пещера находится на лугу в нескольких километрах от центра города Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, а в 30 километрах от пещеры находится Музей древней истории и археологии.

После открытия на территории пещеры могли побывать все желающие, чтобы увидеть своими глазами удивительную живопись. В результате визитов внутри пещеры изменилась температура. И это привело к появлению плесени на рисунках. Поэтому сейчас она закрыта для посетителей.

Пещера включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Копии рисунков можно увидеть в музее Альтамира.

Подобные находки обнаружили и в других уголках мира.

Наиболее известные места с древними изображениями:

Найдены изображения людей, символов и животных в движении.

Известны рисунки зала быков или Ротонды.

В этой пещере самый крупный наскальный рисунок — пятиметровый бык.

Ласко закрыта для посетителей.

Туристы отправляются в ее копию. Там в натуральную величину воссоздали Зал Быков и Осевой проход.

Пещера находится на юге Франции. Можно увидеть более 300 рисунков. Среди изображений присутствуют животные ледникового периода. По предположениям ученых, возраст некоторых рисунков составляет около тридцати тысяч лет.

Месторасположение — юго-восток Франции.

Живопись была обнаружена в XVII веке, но должного значения рисункам не придали.

Лишь в 1906 году капитан Моляр обнаружил зал под названием Черный салон. Там изображены животные: бизоны, олени и козлы.

Ученые предполагают, что здесь проводили ритуалы привлечения удачи на охоте.

Она расположена недалеко от Марселя. Но попасть туда можно только проплыв по тоннелю, который расположен глубоко под водой.

Место было открыто в 1985 году дайвером Анри Коске.

По предположениям ученых, изображения некоторых зверей и птиц были сделаны около 29 тысяч лет назад.

Шульган-Таш или Капова пещера была открыта зоологом Александром Рюминым в 1959 году.

Под ее сводами можно увидеть изображения, сделанные красной охрой, лошадей, носорогов и мамонта с мамонтенком. По оценкам, рисунки были нарисованы 14 тысяч лет назад

В 1961 году в окрестностях деревни Папасидеро обнаружили пещеру Ромито. Там сохранились примеры доисторического искусства и следы гробниц. Наскальная живопись и петроглифы относятся к периоду верхнего палеолита.

Была найдена в северо-западной части Болгарии. Внутри пещеры можно найти около 700 рисунков, которые вырезаны или написаны на стенах.

На рисунках можно разглядеть изображения танцующих женщин, мужчин во время охоты, животных и растений, инструментов и звезд.

Самая удивительная находка этого места — солнечный календарь на 366 дней.

  1. Пещера Хойт-Цэнкер Агуй в западной Монголии.

До открытия этой пещеры были известны две техники рисунков:

  • выбитые на скалах — точечная техника;
  • написанные краской, охрой.

В 1966 году советско-монгольская экспедиция открыла в пустыне Гоби третий тип наскальных изображений: живопись в темной глубине пещеры. Этот тип отличается не только непривычным для таких целей местом, но и другим стилем и техникой исполнения.

Хойт-Цэнкер Агуй находится на юго-западе в 25 километрах от МАнхан-Сомона. Обширная полость в горе Гантик образовалась под действием подземных вод и землетрясений. На запад открывается темным жерлом на высоте 100 метров над уровнем реки.

Высота куполовидного потолка достигает пятнадцати метров. Свод пещеры рухнул в древности и завалил пол глыбами камня.

Росписи находятся в глубоких нишах скальных стен пещеры. Рисунки пересекаются и сплетаются в сплошной клубок. Можно разглядеть часть фигур животных и знаков. Выделяется фигура самца оленя с выделенной красной краской спиной и ногами. На потолке одной из ниш расположен рисунок быка с развернутыми рогами.

Наскальные рисунки являются источниками информации о жизни и быте древнего человека. Это признак того, что в определенной местности обитали люди с существующей культурой. Наскальная живопись может быть единственным источником знаний о древней местности.

Например, благодаря рисункам на территории Африки в пустыне Сахара ученые сделали вывод, что во времена палеолита и неолита экосистема местности сильно отличалась от нынешней. Благодаря находкам определили примерное время опустынивания региона и появление в Северной Африке верблюдов.

С помощью наскальных рисунков также можно определить время одомашнивания древних животных по характеру изображаемых ситуаций.

Люди изображали жизненные ситуации с помощью петроглифов. Такой способ передачи информации появился в каменном веке и существует до сих пор.

Петроглифами называют изображения на природных скальных выходах и валунах. Они выполнены выбивкой или пикетажем, гравировкой, пришлифовкой и другими способами. Способы нанесения изображений связаны с удалением скальной поверхности или сочетанием техник.

Использовали как каменные, так и металлические инструменты.

Считают, что изображений в технике петроглифов существенно больше, чем росписей, которые наносились на аналогичные природные объекты.

Концепцию петроглифов связывают со святилищами, местами проведения календарных праздников. Они приурочены к важным точкам ландшафта: переправам и перевалам.

Наскальную живопись обнаруживали во многих странах. В 120 странах нашли более 35 миллионов петроглифов.

Этапы зарождения искусства, когда были первые

Искусство живописи зародилось, когда человек осознал потребность передавать информацию и изображать окружающий мир. Они рисовали все, что видели: животных и птиц, сцены охоты. И тех, кого почитали.

Территориально первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды. Большинство древней живописи найдено в Европе.

При этом нет четкого представления, когда впервые появилась наскальная живопись.

Одна из теорий связывает появление пещерной живописи с появлением людей, которые анатомически были схожи с современным человеком. По времени период относят к 40 000 году до нашей эры.

Для рисования древние люди использовали материалы, которые были сделаны из натуральных материалов. Например, земляные краски, древесный уголь, черная сажа. А кисточки делали из волос животных. Или рисовали пальцами.

Жителей пещер считают самыми древними художниками. В пещерах на юге Франции и Испании были найдены первые рисунки, которые датировали от 30 тысяч до 10 тысяч лет до нашей эры. Сохранность находок связана с тем, что пещеры были запечатаны на протяжении долгого времени. В них сохранялась одна и та же температура и влажность.

Подобные изображения жизни были найдены и в Африке, и на востоке Испании.

Древние люди использовали пигменты:

  • охра — оксид железа. Цвет варьируется от светло-желтого до темно-оранжевого;
  • марганец — темный металл.

Их измельчали в порошок и наносили на поверхность.

Ученые предполагают, что разнообразная изобразительная деятельность появилась в начале позднего палеолита. Тогда древние люди начали создавать круглые скульптуры, делать гравировки на камнях и костях. И расписывать пещеры.

Периодизация:

  1. Палеолит: до 10 тысяч лет до нашей эры.

Палеолит — древнекаменный век.

В эпоху палеолита человек изготавливал орудия труда из камня.

Эпоха делится на:

  • нижний или древний палеолит — до 150 тысяч лет до нашей эры;
  • средний палеолит — 150–35 тысяч лет до нашей эры;
  • поздний или верхний палеолит — 35–10 тысяч лет до нашей эры.

Ориньяк-Солютрейский период — 35–20 тысяч лет до нашей эры.

Период Мадлен — 20–10 тысяч лет до нашей эры. Он назван так от названия пещеры Ла Мадлен, где были найдены росписи, которые соответствуют этому периоду.

Ученые считают, что схематическое изображение знаков и геометрических фигур возникло в одно и то же время. Например, оттиски рук и беспорядочные переплетения волнистых линий. Они были продавлены в сырой глине пальцами.

Первые рисунки эпохи палеолита были найдены в конце XIX века — пещера Альтамира.

Характерные изображения эпохи: животные — бизоны, олени, мамонты; сцены, которые имитируют охоту.

Использовали оттенки охры, сочные краски. Наложение однотонное или с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Выражен толстый слой краски.

В процессе живописи использовался естественный рельеф камня, что придавала объем изображениям.

Постепенно рисунки детализируют.

Изображения эпохи палеолита реалистичны. В них присутствует экспрессия, пластика, ритмика. Образы монументальны и незыблемы.

Первой находкой — мелкой пластикой — стала костяная пластина из грота Шаффо. На ней изображены пара ланей и олени. Проспер Мериме передал эту пластину в исторический музей Клюни.

  1. Мезолит: 10–6 тысяч лет до нашей эры.

Мезолит — среднекаменный век.

Люди ведут кочевой образ жизни. Меняется их образ жизни. В это время зарождается искусство многофигурной композиции. Центральное место занимает человек.

Особенности живописи: если раньше в центре композиции были животные, то с наступлением эпохи мезолита центральное место отдается человеческой деятельности. Изображают сцены сбора меда, танцы, охоту. Появляется больше схематичных рисунков с преобладанием красного и черного цветов.

В эпоху мезолита появляются петроглифы.

Древние художники сбивали острым орудием более темную часть горной породы. Из-за этого изображения выделяются на фоне скал.

  1. Неолит: 6–2 тысячи лет до нашей эры.

Неолит — новокаменный век.

Эпоха знаменуется переходом от присваивающего — охотники и собиратели — к производящему — земледелие и скотоводство — типу хозяйства: неолитическая революция. Появляется металлические орудия труда.

Наскальная живопись эпохи подобна той, что существовала во времена мезолита. При этом она становится разнообразнее.

Рисунки точны, наполнены изяществом и грацией. В них гармонически сочетаются формы и тона. Люди и животные изображены со знанием анатомии. Передана стремительность жестов и движений.

Кого чаще всего изображали, о чем она рассказала человеку

На рисунках первобытные люди изображали животных. Например, оленей, бизонов, лошадей и мамонтов. На рисунки попадало то, что окружало человека.

Постепенно к ним прибавлялись сцены охоты. Ученые предполагают, что изображения с успешной охотой говорят о желании человека увековечить завершенное дело.

Также присутствуют изображения рук, а позднее людей, которые заняты делом.

На юго-западе Европы главной темой изображений были рисунки животных.

Образ человека широко представлен в первобытном искусстве Африки.

В палеолите Евразии женские изображения количественно преобладают над мужскими. Ученые связывают такую диспропорцию с разными аспектами социальной роли женщины — как продолжательницы рода и хранительницы очага.

Эволюция изобразительных стилей

Техника пещерной живописи совершенствовалась с течением времени.

Монохромные картины ориньякской культуры — 40–25 тысяч лет до нашей эры — сменялись изображениями полихромного искусства граветта — 25–20 тысяч лет до нашей эры.

Апогей наскальной живописи — эпоха Магдалины — 15–10 тысяч лет до нашей эры.

В конце эпохи Магдалины закончился Ледниковый период. А период глобального потепления уничтожил часть пещерных изображений.

Большая часть доисторических наскальных рисунков представляет собой фигуры животных. Сначала преобладали хищные животные и охотничьи, но потом первенство было отдано охотничьим: бизоны, северные олени.

Изображения людей были редки и стилизованы, то есть менее реалистичны. Также были распространены абстрактные знаки и символы.

Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа:

  1. Контур и основные черты: вытесывание поверхности скалы заостренным камнем либо нанесение линий углем или марганцем.
  2. Окраска рисунка хной или другими пигментами.
  3. Края фигур затеняли темным пигментом, чтобы увеличить трехмерность. С этой же целью использовали рельеф поверхности.

В доисторическом искусстве нет пейзажной живописи. Горы и реки не фигурировали в наскальных изображениях. Распространено абстрактное искусство. На стенах пещер встречаются точки, линии, символы.

В пещерах, где изображения датируются разными эпохами, видны различия в стилях изображения животных.

Определить возраст изображений в пещерах относительно легко в том случае, если археологические наслоения заполняют пещеру до той высоты, где есть изображения. Или наслоения содержат каменные плитки или обломки костей, которые украшены в том же стиле.

Но во многих районах стоянки, которые богаты следами человеческой культуры, не совпадают с теми участками, где есть наскальные рисунки. Тогда следует вывод, что рисунками украшались те места, где проводились религиозные церемонии.

Это осложняет проблему хронологии. Поэтому ученые ограничиваются косвенными данными.

Ход изменений в технике и стилях рисунков представлен грубыми схемами.

Первоначально художники палеолита изображали те явления внешнего мира, которые интересовали общину. Это животные, охота.

Росло мастерство творцов, изображения становились реалистичнее.

Предполагаемые этапы эволюции:

  1. Контуры рисунков четко выверены, прорезаны в камне. Цвет контуров черный. Потом изображение покрывается краской.
  2. Позже создаются многофигурные композиции. Очертания персонажей — цветные линии. Контуры уже не имеют такого значения, как раньше. Происходит отход от реализма в сторону схематизации. Особенно это коснулось образов людей.
  3. Уход от реализма в сторону формализма. Можно увидеть изображения мифических персонажей и абстрактных представлений об устройстве Вселенной.

Эволюция изобразительных стилей на Пиренейском полуострове — использование жителями региона четырех стилей:


Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Большинство подобных объектов найдено в Европе, т.к. именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.

Содержание

История исследований

Особенности

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Часто, пещерная живопись выполнялась с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение, но позднее пещерная живопись стала более стилизованной [1] .

Большинство известных образцы пещерной живописи являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Первобытное искусство. Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.
  • Пещерная живопись. Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.
  • Первобытное искусство - пещерная живопись. Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.
  • Пещерная живопись. Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.
  • Живопись
  • Палеолит
  • Петроглифы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Пещерная живопись" в других словарях:

Первобытное искусство — это современное, давно укоренившееся название различных видов изобразительного творчества, появившегося в каменном веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите древнем каменном веке, оно было представлено первобытно … Википедия

пещеры — подземные полости, сообщающиеся с поверхностью земли одним или нескольких отверстиями. Образуются преимущественно выщелачиванием и размывом известняков, доломитов, гипсов и других легкорастворимых пород; встречаются также пещеры ледяные. Населены … Энциклопедический словарь

Культура Индии — Тадж Махал один из символов Индии Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Мног … Википедия

АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА — Археологи познают прошлое по обнаруженным ими материальным следам, оставленным древними людьми, в том числе по их орудиям, пищевым отходам, остаткам жилищ, произведениям искусства. Особенно многочисленны среди этих находок каменные орудия,… … Энциклопедия Кольера

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

Европа в каменном веке — Содержание 1 Появление людей в Европе. Палеолит. 1.1 Появление людей в Европе 1.2 Нижний палеолит … Википедия

Каменный век в Европе — Содержание 1 Появление людей в Европе. Палеолит 1.1 Появление людей в Европе … Википедия

Первобытное, или доисторическое искусство — искусство первобытного общества, созданное до появления письменности.

Микролит (др.-греч. μικρός — малый, λίθος — камень) — миниатюрное каменное орудие, которое использовалось человеком, начиная с позднего (верхнего) палеолита, наиболее характерно для мезолита, менее — для неолита, но встречается даже в бронзовом веке. Чаще всего микролиты изготавливались из кремня, представляли собой различные сечения призматических пластинок и имели размеры от нескольких миллиметров до 3 сантиметров. Микролиты были обнаружены по всей территории Европы и Азии.

Петрогли́фы (пи́саницы или наска́льные изображе́ния) — выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.

Упоминания в литературе

Даже восточноевропейский палеолит, говорил Картальяк, представлен чрезвычайно немногочисленными памятниками, а каменные орудия, найденные в России вместе с костями мамонта, крайне грубы и примитивны. Чем далее на запад от Сибири и Восточноевропейских равнин уходил первобытный человек, тем совершеннее становилась его культура. Уже в Германии и Австрии найдено значительно большее количество орудий из камня, кости и рога, но особенно они обильны и разнообразны на крайнем западе Евро-азиатского материка – во Франции. Здесь же, по мнению Эмиля Картальяка, впервые появляется первобытное искусство – скульптура и пещерная живопись .

Обитали здесь люди с самых первобытных времен, с древнего каменного века – палеолита. Палеолит, длинная вереница каменных тысячелетий. Впрочем, зачем мы их так? Просто это было так давно, что из обработанного человеческой рукой, кроме камней, мало что сохранилось. А в ход, несомненно, шло все что ни попадя, происхождения и растительного (от дубины и палки-копалки до органических красителей), и животного (кости, шкуры, жилы), и минерального (красная охра, например – ею посыпали покойника, чтобы заменила кровь в загробном существовании). Голова у людей работала что надо – одна непревзойденная пещерная живопись чего стоит. Возводя жилища из костей мамонта и прочих стройматериалов, порою комбинировали эти конструктивные элементы с такой смекалкой, что, пожалуй, им бы и кубик Рубика нипочем. Те же каменные орудия поражают своим разнообразием. Множество форм и размеров, соответствующих разным нуждам и разным технологическим операциям, для которых они предназначались. А получить их, кроме как из грубого куска кремня, было не из чего.

В 1959 году палеолитические рисунки, на которых были изображены мамонты, лошади, носороги были открыты и в пещерах Урала. Глубокая древность найденных рисунков была подтверждена специальными анализами. Самые ранние образцы пещерной живописи насчитывают свыше 30 тысяч лет, самые поздние – около 12 тысяч лет.

За эрой ориньякской культуры развилась мадленская, последняя фаза верхнего палеолита. Мадленская культура названа так по местечку Ла-Мадлена, где близ Лез-Изис (департамент Дордонь, Франция) было найдено скальное убежище, хотя она простирается на многие районы Европы и Западной Азии. Мадленская культура зарождается на последней стадии вюрмского оледенения и продолжается в более мягкие климатически времена послеледникового периода. Орудия тогда изготавливались из слоновой кости и рога оленя, причем эти многочисленные находки были очень красивы. Мастерство тогдашних резчиков по кости характеризуют тонкие костяные иглы с ушком, которыми они сшивали шкуры и меха, делая одежду. Именно тогда пещерная живопись , впервые проявившаяся в пору Ориньяка, достигла своего высочайшего уровня. Каменные орудия этой эпохи из Европы, Армении и Грузии выполнены очень умело, хотя и редко достигают совершенства изделий ориньякских мастеров. Появляются новые типы каменных орудий – резцы, пилки, двусторонние скребки, кривые струги и другие хитроумные приспособления, сделанные таким образом, чтобы их можно было насадить на деревянную или костяную рукоятку.

В конце XIX в. была открыта первобытная пещерная живопись (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера, Южный Урал).

Связанные понятия (продолжение)

Кроманьонцы — общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40—30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека (за исключением деления на современные расы).

Человеколев (нем. Löwenmensch) — статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Сделанная из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Учёные полагают, что фигура, возможно, представляет собой изображение божества и являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тыс. лет.

Каменные орудия со стоянки Рубас-1 в Дербентском районе Дагестана датируются возрастом 2,2—2,3 млн лет назад. Стоянка Мухкай 2 слой 129 датируется возрастом от 2,5 до 1,9 млн л. н., стоянка Мухкай 2 слой 80 — возрастом 1,8 млн лет назад.

Неандерта́лец, человек неандертальский (лат. Homo neanderthalensis или лат. Homo sapiens neanderthalensis), в советской литературе также носил название палеоантроп — вымерший или ассимилированный представитель рода людей. Первые люди с чертами протонеандертальца существовали в Европе ещё 350—600 тысяч лет назад, последние неандертальцы жили около 40 тыс. лет назад.

Палеоли́т (др.-греч. παλαιός ‘древний’ + λίθος ‘камень’; = древнекаменный ) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 1 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком.

Мустьерская культура, мустьерская эпоха — культурно-технологический комплекс, ассоциируемый с поздними неандертальцами, и соответствующая ему доисторическая эпоха. Соответствует среднему палеолиту либо же (при делении палеолита только на верхний и нижний) считается завершением древнего (нижнего) палеолита. Геологически приходится на верхний плейстоцен, конец рисс-вюрмского межледникового периода и первую половину последнего (вюрмского) оледенения Европы.

Верхний (поздний) палеолит (40—12 тыс. лет назад) — наиболее суровая фаза последнего вюрмского оледенения, когда современные люди расселились по всей Земле. После появления первых современных людей в Европе (кроманьонцев) произошёл относительно быстрый рост их культур, наиболее известные из которых: шательперонская, ориньякская, солютрейская, граветтская и мадленская археологические культуры.

Средний палеолит, или Средний древний каменный век, — эпоха, длившаяся в период от 300 000 до 30 000 лет назад. Более точная датировка существующими методами затруднена. Средний палеолит Европы называют эпохой мустье по известному археологическому памятнику во Франции.

Артефа́кт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) — в археологии — объект, подвергнутый в прошлом направленному механическому воздействию, обнаруженный в результате целенаправленных археологических раскопок или какого-либо единичного, иногда случайного события. Примерами артефактов являются каменные инструменты, ювелирные изделия, оружие, керамика, постройки и их детали, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. Артефакты изучаются археологами, которые.

Ра́нний (нижний) палеоли́т — период в истории человечества, начавшийся с конца эпохи плиоцена, в котором началось первое использование каменных орудий предками современного человека Homo habilis. Это были сравнительно простые инструменты, известные как колуны, сфероиды (грубо обитые камни) и отщепы. Homo habilis освоили каменные орудия в эпоху олдувайской культуры, которые использовались в качестве рубил и каменных сердечников. Эта культура получила своё название в честь места, где были найдены первые.

Освоение огня древними людьми стало переломным моментом в социальной эволюции человека, позволившим людям разнообразить белковую и углеводную пищу появившейся возможностью приготовить её, развить свою активность в ночное время, а также защищаться от хищников.

Южный мамонт или южный слон (лат. Mammuthus meridionalis) — вымерший вид млекопитающих семейства слоновые (Elephantidae). Определяется в современной систематике как представитель рода мамонтов. Учёный Ф. Нести, первым описавший этот вид, поначалу предполагал более близкое родство с современными слонами, дав ему название Elephas meridionalis.

Креме́нь (праслав. *kremy, род. п. kremene; ст. слав. кремы, род. п. кремене) — минеральное образование, состоящее из кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) в осадочных горных породах. Часто окрашен окислами железа и марганца в разные цвета, с плавными переходами между ними.

Гейдельбе́ргский челове́к (лат. Homo heidelbergensis) или протантро́п (лат. Protanthropus heidelbergensis) — ископаемый вид людей, европейская разновидность человека прямоходящего (родственный восточноазиатскому синантропу и индонезийскому питекантропу), обитавший в Европе 700—345 тыс. лет назад. По-видимому, является потомком европейского человека-предшественника (Homo antecessor) (к переходной форме можно отнести Homo cepranensis) и непосредственным предшественником неандертальца. Видовое единство.

Пеще́рный медве́дь (лат. Ursus spelaeus) — доисторический вид медведей (или подвид бурого медведя), живший в Евразии в среднем и позднем плейстоцене и вымерший примерно 15 000 лет назад. Появился около 300 тыс. лет назад, предположительно, эволюционировав из этрусского медведя (Ursus etruscus).

Ни́жний палеоли́т на террито́рии Росси́и условно датируется временем от около 2 миллионов до около 35 тысяч лет назад и отражает древнейшие следы присутствия человека на территории современной Российской Федерации. Нижний палеолит — самый ранний этап в истории человечества. Согласно двухчленной периодизации палеолита, он подразделяется на три эпохи: олдувайскую, ашельскую и мустьерскую; их абсолютная хронология остаётся неясной.

Каменный век в Европе – самая длинная эпоха в истории древней Европы до начала летописной истории, начиная с нижнего палеолита. В это время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из дерева, камня, рога и кости. Лишь в самом конце каменного века древние обитатели Европы впервые познакомились с медью, но использовали ее преимущественно для изготовления украшений. Орудия и оружие из дерева, вероятно, были самыми многочисленными у древнего человека в Европе, но дерево обычно не сохраняется.

Охо́тники и собира́тели — хозяйственно-культурный тип, характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.

Ма́монты (лат. Mammuthus) — вымерший род млекопитающих, живших в четвертичном периоде, из семейства слоновых.

Пеще́рная гие́на (лат. Crocuta crocuta spelaea) — вымерший подвид современной пятнистой гиены (Crocuta crocuta), появилась в Европе приблизительно 500 000 лет назад и была широко распространена в плейстоцене Евразии, от Северного Китая до Испании и Британских островов. Пещерные гиены начали постепенно исчезать из-за смены природных условий и вытесняемые другими хищниками, а также людьми, примерно 20 000 лет назад, и полностью исчезли в Западной Европе около 14—11 тыс. лет назад, а в некоторых областях.

Эректус (лат. Homo erectus), или человек выпрямленный, человек прямоходящий (устар. архантропы) — ископаемый вид людей, который рассматривают как непосредственного предка современных людей.

Археоло́гия Росси́и — история материальной культуры на территории Российской Федерации с древнейших времён до конца Средневековья (XVII век).

Шерсти́стый носоро́г, волосатый носорог (лат. Coelodonta antiquitatis) — вымершее млекопитающее семейства носороговых отряда непарнокопытных. Обитал на обширных открытых пространствах Европы и Азии в плейстоцене и раннем голоцене, окончательно исчезнув 8—14 тыс. лет назад. Значительная часть периода существования этого животного пришлась на время последнего в истории Земли оледенения. Шерстистый носорог был типичным представителем так называемой мамонтовой фауны. Основными причинами его вымирания.

Скребло (в каменной индустрии) (англ. side scraper, фр. racloir) — более крупное и иногда менее функционально выраженное, чем скребок, скобляще-режущее каменное орудие из кремня, обсидиана, кварцита и других видов камня. Наиболее характерно для среднего палеолита. Скрёбла получали из крупных сколов-отщепов камня. Может иметь один или несколько рабочих краёв с лезвиями самых разных форм: выпуклой, прямой, вогнутой, остроконечной, зубчатой и с обработкой по периметру. Рабочие края могут образовывать.

Скребо́к — название самых разнообразных орудий и приспособлений, используемых в промышленности и быту.

На́бта-Пла́я, Набта-Плайя, (англ. Nabta Playa — археологический объект во впадине на месте высохшего озера в Нубийской пустыне, на трассе древнего караванного пути из Абу-Симбела в оазис Бир-Ксейба и далее в Центральную Африку. Расположен примерно в 100 км к западу от Абу-Симбела и в 800 км к югу от Каира. Культурные слои охватывают промежуток от позднего палеолита (7300 до н.э.) до раннего неолита (4000 до н.э.) Системно обследован археологами Вендорфом (Fred Wendorf) и Шильдом (Romuald Schild.

Стегодо́ны (лат. Stegodon, от др.-греч. στέγος — кровля и ὀδούς — зуб, из-за гребней на коренных зубах) — род вымерших млекопитающих из отряда хоботных. Стегодоны жили во многих частях Азии в плиоценовую и плейстоценовую эпохи. Популяция карликовых стегодонов на острове Флорес вымерла лишь 12 000 лет назад.

Гипотеза африканского происхождения человека — гипотеза, согласно которой ареал возникновения человека находится в Африке. Основатели данной гипотезы известные археологи — семья Лики (англ. Leakey). Гипотеза основана на находках в Олдувайском ущелье на севере Танзании, давших название Олдувайской культуре и в Кооби Форе в Эфиопии. Эта гипотеза сейчас признаётся основной благодаря комплексу современных исследований.

Отще́п — в археологии, продукт, образующийся при расщеплении человеком каменного века камня (каменного сырья, нуклеусов) или кости (бивня, трубчатых костей). Небольшие отщепы (менее сантиметра шириной) называются чешуйками. Удлинённые отщепы (с отношением длины к ширине не менее 2:1, у некоторых авторов 4:1) называются пластинами.

Неолитический субплювиал, иногда также называется влажная фаза голоцена — длительный период, продолжавшийся примерно с 7500-7000 гг. до н. э. по 3500-3000 гг. до н. э., когда в Северной Африке царил влажный дождливый климат. До и после этого периода в том же регионе преобладал жаркий засушливый климат, когда Сахара превращалась в пустыню. На территории Европы ему примерно соответствовал атлантический период.

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (от греч. χαλκός — медь + λίθος — камень), энеолит (от лат. aeneus — медный + греч. λίθος — камень) — эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (нового каменного века) к бронзовому веку.

Гоминиды группы Схул-Кафзех — название фоссилий гоминидов, найденных в пещерах Кафзех и Схул в Израиле. Их относят к виду Homo sapiens, что делает эти останки одними из старейших этого вида в Евразии. Пещера Схул расположена на склоне горы Кармель, а Кафзех — у подножия горы Галилея.

Обсидиа́н (vitro volcanico, коготь дьявола, бутылочный камень, а также вассер-хризолит или псевдохризолит):325 — магматическая горная порода, разновидность вулканического стекла, образующегося в результате быстрого охлаждения лавы (расплавленных горных пород). Основные минералы: кварц и полевой шпат.

Макроли́ты (от др.-греч. μακρός — большой и λίθος — камень), макроорудия — каменные орудия, массивные грубо или более искусно изготовленные из валунов, желваков, гальки и т. д. методом оббивки. Этот термин применяют для орудий разных эпох и он не всегда относится к орудиям очень крупных размеров. Здесь имеется противопоставление с обычно более мелкими орудиями на сколах.

Пеще́рный лев (лат. Panthera leo spelaea) — вымерший подвид (по другой классификации — вид) львов, населявший в эпоху плейстоцена Европу и Сибирь. Являлся одним из наиболее крупных представителей семейства кошачьих всех времён. Ранее его статус был не до конца ясен, но сегодня его считают чётко отличаемым подвидом современных львов. Впервые был описан немецким врачом и естествоведом Георгом Августом Гольдфусом, нашедшим череп пещерного льва во Франконском Альбе.

Тесная связь человека и искусства зародилась многие столетия назад. Еще до появления городов и письменности люди изображали на стенах пещер эпизоды из жизни племени.

Альтамира

На протяжении долгих лет многие археологи и ученые даже не могли представить себе, что у первобытных людей было искусство. Как же был поражен испанский археолог Марселино-Санс де Саутуола, который впервые обнаружил пещеру с наскальными рисунками в 1879 году. В этом ему помогла его девятилетняя дочка, которая случайно наткнулась на стены с нарисованными бизонами. Там были и другие первобытные животные, например, кабаны.


Изображение быка в пещере Альтамира

Звери, изображенные в разных позах, изумляли своей реалистичностью. Никто на тот момент и подумать не мог, что наши далекие предки обладали столь развитыми художественными способностями и превосходными изобразительными навыками.

Пещерная живопись (наскальная живопись) — вид первобытного искусства. Представляет собой изображения в пещерах, которые создали древние люди эпохи палеолита.

Находка Марселино произвела настоящий фурор на историков 19 века. Марселино-Санс де Саутуола начал изучать шедевры первобытных художников и установил их приблизительный возраст — рисунки в пещере Альтамиры появились около 13-16 тыс. лет назад.


Археологи в пещере Альтамира

После публикации результатов исследования Марселино столкнулся с критикой со стороны многих ученых, которые обвиняли его в обмане. Люди просто не могли поверить в то, что все эти художества когда-то нарисовал пещерный человек.

Только спустя десятки лет исследователи поняли, что первобытные рисунки более чем реальны. Одну за другой, по всему миру начали находить пещеры с наскальной живописью.

Практически все археологические находки пещер с рисунками найдены в Европе, ведь там первобытные люди прятались от суровых холодов.


Группа археологов в пещере Ласко

Факт существования художественных шедевров в первобытную эпоху поистине удивляет. Каким же было искусство наших далеких предков? И какое значение несли в себе загадочные пещерные рисунки?

Магия наскальных рисунков

В исследованиях пещерной живописи возраст рисунков вызывает некоторые трудности. Ветхость изображений усложняет процесс раскрытия всех тайн наскального искусства. К сожалению, никто не может достоверно сказать, для чего первобытный человек создавал изображения в пещерах.

Существует множество теорий об истинном значении древней живописи, однако однозначных суждений все еще нет. Наука не может дать ответ на вопрос “Что означают эти рисунки?”. Поэтому археологи и исследователи истории находятся в постоянном поиске истинного смысла первобытного искусства.


Создание рисунков первобытными людьми

Исследователь из Африки Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс проанализировал жизнь племен охотников и собирателей нашего времени и составил свое мнение на счет искусства первобытных людей. Он считает, что пещерная живопись является звеном в цепочке ритуалов, которые относились к определенному верованию.

Шаманы рисовали эпизоды из жизни сородичей и, возможно, пытались таким образом связаться с некими высшими силами. На таких обрядах строилась вера первобытных людей в собственное благополучие и безопасность каждого члена родовой общины.


Наскальная живопись

Антрополог из Канады Женевьева фон Петцингер выдвинул предположение, что наскальные рисунки отражают некую систему хранения информации, которую использовал род Homo Sapiens.

Возможно, так первобытные люди хотели запечатлеть главные знания о мире для будущих поколений. Обряды племени, правила ведения охоты, обращения с орудиями — все это древние люди хотели сохранить на века.

Антропология — это наука, которая изучает все о человеке. К ней относится исследование поведения человека, анатомии, происхождения человечества как вида. Антропологи изучают и материальные объекты культуры, особенности определенного общества людей.

Есть еще одно интересное предположение о наскальной живописи эпохи палеолита. Ученые из Британии считают, что реалистичные картины могли представлять собой особые карты расположения звезд на ночном небе. Таким образом, очевидные на первый взгляд сцены охоты являются схемой созвездий.


Рисунки и созвездия

Палеолит — исторический период каменного века с начала использования первых каменных орудий родом homo sapiens.

Пять самых известных пещер с наскальной живописью

1. Пещера Альтамира

Про эту пещеру вы уже хорошо знаете. Альтамира — та самая пещера, благодаря которой мир узнал о наскальной живописи древности. Случайная находка дочери археолога открыла историкам глаза на новый, удивляющий мир первобытного искусства.

Некоторые художественные приемы, которые использовались людьми палеолита, современные художники начали применять в своих картинах лишь в 19 веке.


Пещера Альтамира

Изображения бизонов в этой пещере довольно реалистичные: есть эффект объема, тени и штрихи. Художники использовали и сам рельеф стен, чтобы животные “оживали” и приобретали форму.

Раньше пещеру Альтамиру мог посетить любой желающий, однако из-за наплыва туристов температура в пещере начала меняться, и на ее стенах образовалась плесень. Поэтому сейчас сама пещера закрыта для посетителей. Но недалеко от нее находится музей древней истории и археологии, где можно познакомиться с разнообразными находками археологов и посмотреть на копии наскальных рисунков.

2. Пещера Ласко

Пещера Ласко была найдена в 1940 году, когда компания подростков случайно набрела на нее после разрушительной грозы. Размер пещеры невелик, однако на стенах изображено тысячи элементов.

Уникальная пещера Ласко находится во Франции, но о ней знают во всем мире. Шедевры были созданы еще в 18 веке до нашей эры.


Археолог в пещере Ласко

В этой пещере множество действующих лиц: все они в движении, даже разделены по разным “тематикам”. Именно в этой пещере находится самый крупный наскальный рисунок в мире – это бык, размер которого составляет 5 метров.

3. Пещера Шове

Пещера Шове тоже расположена во Франции. В отличие от пещеры Ласко с самыми крупными наскальными рисунками, пещера Шове может похвастаться самыми древними из найденных.


Живопись в пещере Шове

Стены украшают более 300 картин, на которых изображены даже животные ледникового периода. Ученые считают, что этой первобытной картинной галерее около 30 тысяч лет.

4. Пещера Нио

Пещера Нио располагается на юго-востоке Франции. Наскальные рисунки в ней обнаружили еще в 17 веке, но никто не придал этому значения. Рядом некоторые писали записи своей рукой, не подозревая, что оставляют след на уникальном памятнике искусства, которому десятки тысяч лет.


Живопись в пещере Нио

5. Пещера Коске

В эту пещеру могут попасть лишь отличные пловцы. Чтобы добраться до древних шедевров, надо проплыть по 137-метровому тоннелю, который находится глубоко под водой.

Открыл необычное место в 1985 году дайвер Анри Коске. Ученые считают, что некоторые изображения животных, обнаруженные внутри, были сделаны около 30 тысяч лет назад.


Живопись в пещере Коске

Происхождение и история

Венера из Хохле-Фельса

Вообще говоря, техника и материалы для наскальной живописи совершенствовались по всем направлениям, столетие за столетием. Таким образом, мы видим, как монохромные картины ориньякской культуры (40-25 000 лет до н.э.) уступают место полихромному искусству граветта (25-20 000 лет до н.э.), что приводит к апогею наскальной живописи, которая, как традиционно считается, происходит в эпоху Магдалины (около 15-10 000 лет до н. э.) в Ласко, Альтамире, Фон де Гом и Ле Комбарель. В конце Магдалины закончился ледниковый период, и период глобального потепления привел к уничтожению среды обитания магдалинийских северных оленей, а также их культуры и пещерного искусства. Подробнее об эволюции наскальной живописи и о том, как она вписывается в культуру каменного века.

Большинство доисторических наскальных рисунков были фигуративными, и 99 процентов из них были изображениями животных. Сначала художники каменного века рисовали хищных животных (львов, носорогов, саблезубых кошек, медведей) почти так же часто, как и охотничьих животных, таких как бизон и северный олень, но начиная с солютрейской эпохи в изображениях преобладали охотничьи животные. Изображения людей были исключительно редким явлением и обычно были сильно стилизованы и гораздо менее натуралистичны, чем изображения животных. Абстрактные изображения (знаки, символы и другие геометрические знаки) также были распространены и фактически представляют собой древнейший тип палеолитического искусства, найденный в пещерах позднего каменного века, как показывают недавние результаты датировки картин в Эль-Кастильо и Альтамире.

В дополнение к рисункам и абстрактным изображениям, доисторические пещеры также сильно украшены раскрашенными вручную трафаретами наскальных рисунков, большинство из которых, согласно недавним исследованиям декана Сноу из Университета штата Пенсильвания, были сделаны женщинами, но также участвовали мужчины и дети. Одними из лучших примеров этой формы живописи являются Ручные трафареты пещеры Гаргас (Верхняя Гаронна), Панель ручных трафаретов в Шове (Ардеш) и гравюры по всей Куэва-де-лас-Манос (Пещера Рук) в Аргентине.

Наскальная живопись в три этапа

Как правило, полихромная пещерная живопись создавалась в три основных этапа, которые могли существенно различаться в зависимости от опыта и культурной зрелости художника, характера и контуров поверхности скалы, силы и типа света, а также доступного сырья. Сфотографируйте, например, бизона. Во-первых, контур и основные черты животного рисуются на стене пещеры либо путем заострения поверхности скалы заостренным камнем, либо путем нанесения черного контура с помощью древесного угля или марганца. Во-вторых, завершенный рисунок животного будет окрашен или заполнен красной охрой или другими пигментами. В-третьих, края тела животного будут затенены черным или другим пигментом, чтобы увеличить его трехмерность. В качестве альтернативы, в зависимости от того, делал ли это необходимым контур стены пещеры, для увеличения объема и рельефа применялась дополнительная гравировка или даже скульптура.

Полихромная пещерная живопись

Где находится большинство наскальных рисунков?

Наиболее впечатляющие образцы этого наскального искусства были обнаружены на юго-западе Франции и севере Испании — поэтому его иногда называют франко-кантабрийским наскальным искусством — где археологи обнаружили около 350 пещер, содержащих произведения искусства верхнего палеолита. Самые большие скопления пещер находятся в Дордони (Ласко, Куссак, Лоссель, Фон-де-Гом, Ле-Комбарель, Руффиньяк) и вокруг Монте-Кастильо в районе Пуэнте-Вьесго, Кантабрия, но другие великолепно украшенные пещеры были найдены в разных частях мира, включая Южную Африку, Аргентину, Индию, Китай, Австралию и другие.

Какие самые древние наскальные рисунки?

В настоящее время самое раннее искусство в доисторических пещерах, даты происхождения которого были подтверждены радиоуглеродным датированием, состоит из абстрактных знаков, а именно красной точки и отпечатка руки, найденных среди наскальных рисунков Эль-Кастильо в Кантабрии, Испания. Эти изображения датируются по меньшей мере 39 000 годом до н.э. и 35 500 годом до н.э. соответственно, что делает их древнейшим произведением искусства такого типа из пещеры в Европе.

Однако в 2014 году в Индонезии, на другом конце света, археологи использовали методы уран-ториевого датирования, чтобы датировать ручные трафареты среди изображений, найденных в пещере Леанг Тимпусенг, Сулавеси, 37 900 годом до нашей эры. (Рисунки животных на этом месте были датированы 33 400 годом до н.э.) Далее по возрасту идут изображения пещеры Фумане (около 35 000 лет до н. э.), затем два символа в форме ключа, найденные в Альтамире, датированные 34 000 годом до н. э. Следующие по древности картины находятся в пещере Шове, расположенной в регионе Ардеш во Франции. Они были обнаружены в 1994 году и датируются 30 000 годом до нашей эры. Наиболее продуктивными периодами пещерного искусства были граветтская и магдаленская культуры, датируемые 25 000-200 000 годами до н.э. и 15 000-10000 годами до н. э. соответственно.

Какие картины рисовались в доисторических пещерах?

Как уже упоминалось, абстрактное искусство также распространено. Стены пещеры изобилуют множеством точек, линий, знаков и символов. Например, исследователи из Университета Виктории на острове Ванкувер выявили более 20 знаков, нарисованных в одном стиле, которые снова и снова появляются в разных убежищах. Некоторые из них сделаны простыми мазками кисти, такими как круги, полукруги, треугольники и прямые линии; другие немного сложнее. В дополнение к только что упомянутым, они включают в себя: авиформы, клавиформы, сердечные формы, перекрестия, крестообразные, непонятые формы, отрицательные стрелки, открытые углы, овалы, пектиформы, пенниформы, положительные стрелки, четырехугольники, пениформы, скаляриформы, змеевидные формы, спирали, тектиформы, зигзаги и другие.

Какие методы живописи использовали художники каменного века?

Используя морские раковины в качестве контейнеров для краски и работая при лучинах или иногда при слабом солнечном свете, доисторические художники использовали самые разнообразные методы живописи. Сначала они рисовали пальцами, а затем переключились на комковатые пигментные мелки, подушечки из мха или кисти из шерсти животных или растительного волокна. Они также использовали более сложные методы окраски распылением с использованием тростника или специально выдолбленных костей. В пещере Альтамира была найдена выдолбленная кость птицы, окрашенная красной охрой, датируемая примерно 16 000 годом до н.э., что свидетельствует о том, что к этой дате солютреано-магдаленские художники, должно быть, были искусны в рисовании распылением. Художники каменного века также использовали технику ракурса и светотени. Каждая эпоха вводила новые методы наскальной живописи, и пещеры, украшенные на протяжении многих поколений, демонстрируют множество стилей — например, в пещере Ласко археологи выявили более дюжины различных стилей живописи.

Наскальная живопись пещеры Ласко

Как доисторические художники делали краски?

Все цветные пигменты, используемые в наскальной живописи, были получены из местных источников, в основном из минеральных источников, найденных в земле. Художники каменного века использовали несколько различных комбинаций материалов для изготовления цветных красок. Глиняная охра давала три основных цвета: многочисленные разновидности красного, плюс желтый и коричневый. Для черного цвета художники использовали либо диоксид марганца, либо древесный уголь. После измельчения пигментов в мелкий порошок художники смешивали порошок с пещерной водой (обычно с высоким содержанием карбоната кальция), животными жирами, овощным соком, кровью или мочой, чтобы помочь ему прилипнуть к поверхности камня.

Они также использовали расширители, такие как биотит и полевой шпат, или молотый кварц и фосфат кальция (полученные из измельченных, нагретых костей животных). Вполне возможно, что художники были знакомы с пигментами благодаря живописи тела и лица — искусствам, которыми они занимались в течение тысячелетий, прежде чем начали украшать пещеры. Для получения более подробной информации о типе цветовых пигментов, используемых в наскальной живописи каменного века, см.: Доисторическая цветовая палитра.

Делали ли художники каменного века предварительные наброски?

Иногда. В пещере Ла-Ваш археологи обнаружили слой древесного угля под черным пигментом картин, указывающий на то, что предварительный набросок был сделан до нанесения краски. Чаще всего силуэт животного вместе с его основными чертами был выгравирован на скале кремнем, а затем окрашен пигментом.

Какова была цель этих наскальных рисунков?

Мы точно не знаем. Первоначально большинство палеоантропологов считали, что этот вид древнего искусства был чисто декоративным. Однако подробные археологические свидетельства показывают, что расписные пещеры не были населены обычными людьми. Вместо этого в них жила только небольшая группа художников или других людей, участвовавших в церемониальной деятельности и роли пещеры. В результате в настоящее время считается, что наскальная живопись была создана шаманами по церемониальным причинам — возможно, в связи с социальными, сверхъестественными или религиозными ритуалами. В используемой иконографии нет четкой закономерности, поэтому в настоящее время большинство теорий относительно точного значения или функции наскальной живописи каменного века являются всего лишь догадками.

Есть ли в доисторических пещерах скульптуры?

Да. Сохранилось несколько прекрасных образцов рельефной скульптуры. Они включают Венеру Лоссельскую (около 23 000 лет до н.э.), одну из шести скульптур-барельефов, выгравированных на большом блоке известняка в скальном укрытии Лоссель, недалеко от Ласко; а также знаменитые рельефные изображения зубра Тук д’Одубер (около 13 500 лет до н.э.), выполненные из необожженной глины, которые были найдены в Арьеже, Франция. Эксперты полагают, что доисторическая скульптура, возможно, была столь же распространена, как и настенная живопись, за исключением того, что большая ее часть разрушилась или погибла.

Читайте также: