Что такое опасность кратко для детей

Обновлено: 06.07.2024

С первых лет своего образования предмет ОБЖ развивается в рамках общей теории безопасности, которая имеет множество понятий и определений.

1. Жизнедеятельность:

  • способ существования человека, повседневная деятельность (учеба) и отдых;
  • преобразование человеком вещества, энергии, информации в себе и в коружающей среде.

Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми, образуя в достаточной степени понятную ситсему, компонентами которой являются: сам индивид и среда, в которой он обитает: биосфера, техносфера, социосфера и инфосфера.

Среда обитания может оказывать различное (благтворное или неблаготворное) влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие, работоспособность, отдых. В большинстве случаев выделяют несколько уровней воздействия на человека:

  • комфортное (оптимальное), такие внешние факторы, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности;
  • допустимое, когда воздействие на человека и его среду обитания не оказывает негативного влияния на здоровье, но приводит к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновеня и развития необратимых процессов у человека и в его среде обитания;
  • опасное, когда сила взаимодействия превышает допустимые уровни и может оказать негативное воздействие на здоровье человека, вызвав при длительном взаимодействии заюолевания, и/или привести к деградации окружающей среды;
  • экстремальное, когда сила взаимодействия меняется внезапно, что может привести к быстрому росту угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализациицелесообразной деятельности в данных условиях;
  • чрезвычайное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести (нанесли) травму, привести (привели) человека к летальному исходу, вызвать (вызвали) нарушения в природной среде.

Только первые два уровня (комфортное и допустимое) соответсвуют позитивным условиям повседневной жизни, а остальные - допустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.

Безотносительно уровней все негативные воздействия в системе "Человек - среда обитания" принято называть опасностями. Это одно из ключевых понятий теории безопасности.

2. Опасность - возможность, угроза действия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного. Опасность - это возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, после, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что это приведет к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития. Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, информации, полей, способное причинять ущерб, вред самой материи.

Понятию "опасность" противопоставлено понятие "безопасность".

3. В самом общем виде безопасность - это отсутствие опасности. Содержание безопасности поясняется при рассмотрении возможных опасных и вредных факторов жизнедеятельности, реальной опасной ситуации, конкретных экстремальных условий и т.д. Для понимания содержательного наполнения понятия "безопасность" важно обратить внимание на слова, используемые для обозначения противоположных безопасности состояний и процессов: "нежелательные последствия", "негативное влияние", "потери", "ущерб", "вред", "беда" и т.д. Следует отличать опасные и вредные факторы, которые приводят к нежелательным последствям, и сами нежелательные последствия в виде вреда человеку и обществу. Иногда разные опаснные факторы могут привести к одному и тому же ущербу. Наоборот, один и тот же опасные фактор в разных условиях приводит нередко к различному ущербу или вообще не приводит к потерям.

Как опасные и вредные факторы, ак и негативные последствия по своему наполнению могут быть самыми разними. Вред могут причинить самые разнообразные по содержанию, интенсивности и масштабам явления, выделяемые в курсе ОБЖ по различным основаниям: природные, техногенные, сициальные и т.д.

Ущерб в опасных ситуациях может быть физическим, моральным или материальным. Ущерб причиняется явлениям и процессам, которые значимы для человека и фиксируются в его сознании как ценность. И чем выше в сознании человека ценнсть, которой причинен ущерб, тем больше вред, котрый этот человек усматривает в этом ущербе. К ценностям, ущерб которых представляет опасность для человека и общества, относятся не только физические (витальные), нравственные (моральные) и материальные (экономические) ценности, но и ценности этические, религиозные, национальные, политическиее, идеологические, научные, экологичекие и т.д. Данную тенденцию отражает конкретное содержание школьного курса ОБЖ, в котором раскрываются разнообразные по содержанию факторы риска и различные средства защиты в экономической, политической, культурной сферах, в семейных, производственных отношениях, в воинских, учебных коллективах и т.д.

В общем плане под вредными и опасными факторами понимаются обстоятельства, оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и общество.

4. Вредные факторы- обстоятельства, негативно действующие на человека и общество, причиняющий вред весь период взаимодействия с человеком, группой людей. Для вредных факторов характерна постепенность, протяженность во времени влияния на людей и общество. Например, вредным является табачный дым в помещении( ущерб причиняется физическому здоровью), неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе( причиняется моральный и психологический ущерб) и т.д.

5. Опасные факторы- обстоятельства, которые могут вызвать несчастье, нанеси вред человеку, ущерб( экономический, физический, нравственный и т.д.). Например, опасно входить в помещение, заполненное табачным дымом, так как он способен причинить вред здоровью.

Вредные и опасные факторы могут привести к возникновению различных ситуаций, являются их причинами. Под ситуациями целесообразно понимать естественные сегменты социальной жизни, для которых характерны место, время, субьекты, содержание их деятельности, социальный контекст. Ситуации бывают различными. С точки зрение предмета ОБЖ наибольший интерес представляют опасные ( имеющие опасные факторы, т. е. возможно причинение ущерба человеку, обществу), экстремальные ( опасность столь велика, что для ее преодоления нужно действовать на пределе возможностей) и чрезвычайные ( когда опасность уже проявилась, вплоть до прямого ущерба людям и окружающей среде) ситуации.

6. Опасная ситуация- совокупность опасных факторов, способных причинить ущерб человеку, окружающей среде.

7. Экстремальная ситуация- обстановка на определенной территории, при которой опасность для человека, окружающей среды настолько велика, что для ее устранения требуются огромные усилия.

Чрезвычайная ситуация- обстановка на определенной ситуации, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В процессе жизнидеятельности человек попадает в ситуации различного вида и типа. В зависимости от роли самого человека в возникновении опасности и от того, насколько реально причинение вреда, ситуации могут быть безопасными, когда они не содержат предпосылок к причинению вреда человеку; потенциально опасными ( субьективно или обьективно); реально опасными и др.

Иногда при рассмотрении проблемы подготовки детей к опасным ситуациям авторы учебников не поясняют, какие именно ситуации ( потенциальные или реальные) они имеют в виду. Между тем готовность к активным, адекватным действиям в реальной опасной ситуации (при пожаре, наводнении, нападении хулигана и т.д.) не всегда означаетготовность к правильным действиям в потенциально опасной ситуации. Другими словами, плохо подготовленный человек своими действиями в потенциально опасной ситуации способен причинить реальный ущерб и себе, и окружающим.

Подводя краткий итог, можно заключить следующее:

  • понятие "безопасность" служит критерием( мерой оценки) защищенности человека и общества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий);
  • безопасность как обьективная реальность проявляется в отсутствии или минимальном (достаточно низком, чтобы быть приемлимым для конкретного человека в конкретной ситуации) уровне риска возникновения ущерба интересам человека ( здоровью, материальному благополучию и т. д.)

Не вызывает сомнения, что безопасность жизнидеятельности зависит и от внешней среды, и от самого человека, от его умения не попадать в опасные ситуации, готовности к принятию мер защиты, ультуры безопасности.

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодейтвии человека со средой обитания.

Основная цель безопасности жизнидеятельности (далее БЖ) - ослабление негативных воздействий на человека опасных, вредных факторов различного происхождения и достижение комфортных условий жизнидеятельности.

В настоящее время приняты несколько аксиом БЖ:

  1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
  2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие ее максимальной эффективности.
  3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и обекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
  4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека его среду обитания.
  5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их коплексного воздействия.

Для научного анализа БЖ общепринято использовать различные модели, соответствующие уровням рассматриваемых обектов опасности (в порядке усложнения):

  • личность (индивид);
  • семья;
  • группа;
  • профессиональный коллектив;
  • население региона;
  • народ, нация;
  • человечество;
  • биосфера (с человечеством как своим компонентом в космической среде).

При этом при переходе от системы низшего уровня к системе более высокого порядка первая сама становится подсистемой. Такие структуры азывают "самовложенными". Кроме того, у каждой системы:

Опасность – это центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

В широком смысле слова опасность – это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

Признаки

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в безопасности жизнедеятельности поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят в себе все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Опасность — понятие относительное.

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни и здоровью живых объектов;
  • возможность нанесения ущерба здоровью и окружающей среде;
  • возможность нарушения условий нормального функционирования организма человека и экологических систем.

Классификация

Опасность

По происхождению опасности бывают: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные.

По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

По приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические.

По сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (например, острые предметы). Активными являются опасности, несущие различные виды энергии (физическую, химическую, биологическую, психическую), например, ионизирующая радиация, химически опасные вещества, микробы и вирусы и т.д.

По времени проявления: импульсивные (быстро развивающиеся), например, взрыв, обвал, захват, теракт, и кумулятивные (медленно развивающиеся), например, вибрация, которая при длительном действии может привести к развитию вибрационной болезни.

Источники и причины

Источники формирования опасности:

  • сам человек, его деятельность, средства труда;
  • окружающая среда;
  • явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.


Опасность не возникает ниоткуда, она порождается возникновением, накоплением и действием негативных факторов (разрушающих, отвлекающих, блокирующих, старящих и иных) для данного объекта. Для того чтобы оценить содержание какой-либо опасности или угрозы, необходимо выявить и проанализировать факторы, их вызывающие. Например, для оценки опасности криминализации группы учащихся необходимо выявить неблагоприятные факторы, влияющие на группу: бесконтрольность, безволие, безответственность, незанятость, дурной пример, подстрекательство и пр.

Опасный фактор – это неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Опасный фактор может быть внешний, внутренний, скрытый, явный; он может быть уменьшен, увеличен, предотвращен, устранен, блокирован и т.д. Накопление внешних и внутренних опасных факторов повышает степень опасности и формирует развитие опасной и даже чрезвычайной ситуации. Опасные факторы есть везде и всегда, но не все из них реально действуют (ружье на стене, змея в лесу).

Воздействие опасного фактора на какой-либо объект может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

В социальном плане опасный фактор – это такое неблагоприятное явление в человеческих отношениях, воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.


Опасная ситуация – совокупность уже действующих неблагоприятных факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной системы, любая неблагоприятная обстановка, в которой уже реально действуют опасные факторы. Накопление опасных факторов предваряет зарождение любой опасной ситуации, и предшествуют возникновению всех видов происшествий, аварий, катастроф и ЧС. При правильном поведении и принятии необходимых защитных мер опасная ситуация может благополучно разрешиться без последствий, и не перерасти в происшествие, аварию, катастрофу, экстремальную или чрезвычайную ситуацию.

Процесс появления, накопления и воздействия опасных факторов, их развития в опасные ситуации имеет определенные этапы (стадии).

Накопление опасных факторов и их перерастание в опасные ситуации и далее в ЧС можно условно представить следующим образом:

ОФ + ОФ → Опасность → Опасная ситуация → Экстремальная ситуация → ЧС

Воздействие какой-либо опасности на человека, машину или иной объект можно рассматривать в статике и в динамике.

В статике рассматривают и анализируют:

  • объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;
  • источники и факторы опасности;
  • цели, векторы, причины воздействия на объект;
  • средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;
  • элементы системы безопасности объекта;
  • результаты и последствия этого воздействия.

Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

Рис. 1. Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

В динамике изучают:

  • механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;
  • стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;
  • взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении безопасности;
  • поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

На рис. 1 представлены взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности.

Дерево причин опасностей

Дерево отказов в системе человек – машина


Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия. При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна — предотвращение нежелательных событий. Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события.

При анализе проблем безопасности необходимо установить границы анализа системы. Например, обеспечить безопасность выпускного вечера в образовательном учреждении. Если проблема будет чрезмерно сужена, то появляется возможность получения неполных выводов и мероприятий, некоторые опасные ситуации могут остаться без внимания, например, качество пирожных летом, транспортные опасности, наличие пьяных на воде (названы реальные причины травматизма и гибели выпускников). Если рассматриваемая система и ее проблемы описаны слишком широко, то сложно выделить главное, можно увязнуть в мелочах, упустить слабые элементы.

При изучении опасностей выделяют три стадии:

Стадия I – предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.


1. Свойство по знач. прил. опасный. Только теперь --- Коврин понял всю опасность своего положения. Чехов, Черный монах.

2. Возможность, угроза бедствия, несчастья, катастрофы. — Нам придется подвергаться не одним опасностям, но и лишениям, унижению. Тургенев, Накануне. Настроение у всех после благополучно избегнутой опасности было повышенное. Степанов, Порт-Артур.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, энергия, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что приведет к ухудшению или невозможности её функционирования и развития.

Опа́сность — вероятность, возможность того, что может произойти какое-то нежелательное событие.

ОПА'СНОСТЬ, и, ж. 1. Возможность, угроза бедствия, катастрофы, чего-н. нежелательного. Смертельная о. (угрожающая смертью). Подвергаться опасности. Избежать опасности. О. грозит. О. миновала. Спас утопающего с опасностью для жизни. Не считаться с опасностью. Смотреть в глаза опасности (уметь быть хладнокровным и решительным в опасном положении; книжн. ритор.). Главную опасность представляет тот уклон, против которого перестали бороться и которому дали таким образом разрастись до государственной опасности. Стлн (1934 г.). 2. Отвлеч. сущ. к опасный (книжн.). О. предприятия была невелика.

опа́сность

1. свойство по значению прилагательного опасный

2. возможность возникновения ситуации, при которой можно понести ущерб; угроза, риск


Дом – самое безопасное для ребёнка место? Да, если об этом позаботиться заранее. Какие неочевидные опасности есть в каждом доме, и как их можно предотвратить?

Малыши – прирождённые исследователи. Все вокруг им надо потрогать, понюхать и попробовать на вкус. Они активно передвигаются, а все, что попадается на глаза, тут же отправляют в рот.

Задача родителей – не ограничивать исследовательскую активность, а создать для неё максимально безопасное пространство.

Первый шаг к безопасности ребёнка – осведомлённость родителя. Ведь, многие даже не подозревают, что та или иная вещь может причинить вред.

Частые опасности.

  • Лекарства из домашней аптечки
  • Содержимое шкатулки для рукоделия
  • Напитки для взрослых (алкоголь)
  • Бытовая химия
  • Любые острые предметы (гвоздь, иголка, булавка, шпилька, кнопка)
  • Тяжёлая ваза
  • Батарейки, монетки
  • Скатерть на столе
  • Обогревательные приборы
  • Плита, духовка, горячее блюдо или напиток на столе

Список потенциальных опасностей можно продолжать бесконечно, но особенно опасны для детей мелкие предметы.

Бусы

Янтарные бусы для прорезывания зубов. Такие бусы, якобы помогающие безболезненному прорезыванию зубов стали довольно популярными. Однако, научных доказательств их эффективности нет. Как именно они успокаивают боль - не понятно.

Основные риски- удушение (в результате обвития бус вокруг шеи ребёнка) и асфиксия (если бусинка от порвавшегося ожерелья попала в нос и перекрыла дыхательные пути).

Воздушный шарик

Дети любят воздушные шары, пока они не надуты- грызут и жуют тонкую резину, подражают взрослым, пытаясь надуть шарик. Однако, последствия игр с воздушными шарами – самая частая причина удушья у младенцев, поскольку, попадая в рот, тонкая резиновая оболочка может перекрыть дыхательные пути. Кстати, кусочки скотча, опасны в той же мере. Воздушные шары можно давать только детям от 8 лет и старше.

Кошелёк с мелочью, шкатулка с украшениями, косметичка, домашняя аптечка. Небольшие предметы (монеты, кольца, кулоны, бусы) могут стать причиной удушья, а яркие и блестящие таблетки, из аптечки могут быть проглочены как конфеты и приветси к серьёзному отравлению.

Батарейки

Маленькие плоские батарейки могут вызвать удушье и даже внутренние химические ожоги при выделении электролита. Для спасения детей в таком случае может потребоваться операция. Чем раньше родители поймут, что произошло, и чем быстрее ребёнок получит медицинскую помощь, тем благоприятнее прогноз.

Детали конструктора, мозаика

Мелкие детали конструкторов зачастую оказываются не только во рту, но и в носу.

Долгое время это может быть оставаться незаметным. У ребёнка не дышит нос, а длительное время родители списывают это на простуду или аллергическую реакцию.

Магнитные шарики

Игрушки из неодимовых магнитов - смертельно опасны. Попадая в желудочно-кишечный тракт, магниты проходят его неравномерно. Шарики притягиваются друг к другу, повреждая слизистую кишечника. Возможен даже разрыв стенки кишечника и внутреннее кровотечение. В такой ситуации спасти ребёнка может только экстренная хирургическая операция.

Кусочки пищи

Что же делать?

Действовать по принципу- поднять повыше, убрать подальше, закрыть покрепче.

Убирать подальше сумки и кошельки. Лекарства хранить на самой верхней полке, вне зоны досягаемости ребёнка. Орехи, леденцы хранить на верхних полках кухонных шкафов. Шары для надувания, полиэтиленовые пакеты, скотч - в тех шкафах, которые не сможет открыть ребёнок. Регулярно осматривать пол на наличие мелких предметов, пуговиц, сухого корма для животных.

Идеальный вариант - запереть все выдвижные и распашные шкафчики специальными замками-блокираторами, найти которые можно в любом детском магазине.

Если вы подозреваете, что ребёнок что-то проглотил, поместил себе в ухо, в нос – срочно обратитесь за медицинской помощью.

Если ребёнок подавился, и вы понимаете, что он не может откашляться – немедленно вызывайте скорую помощь.

Каждому родителю полезно изучить азы сердечно-лёгочной реанимации и маневр Геймлиха.

Важно рассказать старшим детям, что можно давать малышу, а что нельзя. Еще лучше – не оставлять старших детей присматривать за младенцами.

Конечно, исключить абсолютно все опасности мира нереально. Но, создать максимально безопасное для малыша пространство, предотвратив самые частые риски – по силам каждому.

Читайте также: