Что такое общественная мысль кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общественная мысль в России поглощена сейчас переживанием процессов, связанных с распадом великой Российской Империи. Демократия неизбежно должна привести к дальнейшему сепаратизму, инстинкты подсказывают многим масштаб возможных катаклизмов и определяют темы дискуссий и исследований. [2]

Татарская общественная мысль 2 - 193 Татевская школа 5 - 183; 1 - 404; 3 - 370 Татиан 1 - 83; 4 - 225; 5 - 226 Татищев В. Н. 5 - 184, 255; 1 - 109; 4 - 534 Татпарья-царишуддхи 4 - 107 Таттвонаплавасимха 5 - 473 Таттвы 1 - 468, 469 Тауба 5 - 165 Таулер И. [3]

В современной общественной мысли , как в историософских рассуждениях, так и в философии политики, проявляется персоналистическая нота. Этим хотят подчеркнуть, что в конце XX века - - действует не. [4]

Наука, общественная мысль знает немало трудов, оставивших заметный след в истории, в мыслях и деяниях людей. [5]

Наука и общественная мысль данной эпохи , рассматривая государство и право, стремились освободиться от влияния характерного для феодализма учения о божественном происхождении власти. Представление о божественном происхождении власти сковывало молодую буржуазию в ее политической эмансипации, и поэтому во вновь появляющихся теориях это представление отвергалось, а отношения между государством и индивидом становились частой, если не основной, темой рассуждений. [6]

Революционное направление общественной мысли и действия, облеченное в форму народнической идеологии, на протяжении 60 - 70 - х годов переживало постоянную эволюцию в области тактики борьбы. [7]

В истории домарксистской общественной мысли никто не подошел так близко к научному социализму, как Чернышевский. Именно поэтому Чернышевский оказал глубокое воздействие не только на современников, но и на русских марксистов. От него идет прямая линия идейной связи революционной демократии с пролетарской партией в России. Но преодолеть полностью историческую ограниченность буржуазно-демократической идеологии не смог даже Чернышевский. [8]

В истории общественной мысли России XIX век занимает свое особое место. [9]

По мере развития общественной мысли все более четко прослеживается тенденция к пониманию класса как многомерной группы. [10]

Как великое завоевание общественной мысли храним мы все те знания об обществе и классовой борьбе, о законах развития истории, о социалистической революции и путях построения социализма, которые дали нам Маркс, Энгельс, Ленин. Но храним не так, как хранят архивариусы старые бумаги, а как пристало наследникам этого великого учения - смело пуская бесценный капитал знаний в политическую практику, постоянно развивая и приумножая доставшееся нам теоретическое богатство. [11]

Когда эти положения общественной мысли сведены в законы или учения авторитетных ученых или проповедников, то они могут быть определены как социальная философия либо социальная религиозная доктрина. Таким образом, представления о социальной жизни общества и человека были изложены в различного рода религиозных установлениях, в общественной мысли, социальной философии, в устном народном творчестве, сказаниях и былинах. [12]

В современной историографии общественной мысли утверждается взгляд на российскую социологию как науку, противостоявшую официальной марксистской идеологии и политическому режиму. Это справедливо в той степени, в какой противостоят наука и идеология. В данном случае речь идет о том, что социология была чужеродным элементом в корпусе советского марксизма. Самым радикальным выражением такого подхода является свидетельство, что социология в СССР была до определенного времени запрещенной, репрессированной наукой, примерно такой же, как генетика и кибернетика, и даже само слово социология нельзя было произносить громко. [13]

Поэтому современное общество и современная общественная мысль с большой осторожностью относится ко всякого рода декларациям по поводу абсолютных ценностей. Один из наиболее фундаментальных процессов, совершающихся в культуре современных обществ, - процесс релятивизации ценностных представлений, стремление ограничить их действие и смысл сиюминутными ситуациями, что приводит подчас к низведению ценностей к интересам и потребностям материального или физиологического порядка. [14]

Наиболее известные современные историки общественной мысли , как, например, Ральф Дарендорф ( Германия) или Антони Гид-денс ( Великобритания), рассматривают марксизм в качестве весьма влиятельного направления, которое оказывает значительное воздействие на формирование сложившихся ныне способов понимания действительности. Девятнадцатое столетие в Европе действительно прошло под знаменем острой политической борьбы между рабочим классом и классом предпринимателей. [15]

Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.

2.1. Идеи Просвещения в России. Екатерининская эпоха прошла под знаменем идей Просвещения, гуманизации общества. Но сторонники Просвещения в России по-разному восприняли идеи английских и французских философов и писателей. Обычно выделяют умеренное и радикальное направления российских последователей Вольтера и Дидро.

Ярким представителем этого направления стали организатор реформирования системы учебно-воспитательных учреждений, основатель Смольного института благородных девиц И. И. Бецкой (Бецкий), а также А П. Сумароков и др.

Представители этого направления считали необходимым сначала достичь просвещенности дворянства и народа, и лишь затем приступать к введению свобод просвещенным монархом.

К этому направлению историки относят Я. П. Козельского, а также Г. Коробьина, А. Маслова, И. Жеребцова, И. Чупрова, А. Поленова, выступивших на заседаниях Уложенной комиссии с критикой крепостничества. Новиков и другие считали крепостное право главной бедой России, развращавшей и крестьян и помещиков, ратовали за скорейшее освобождение крестьян, без которого невозможно просвещение. Оставаясь сторонниками Просвещения, они считали главным двигателем преобразований просвещенного монарха, но не видели таковой Екатерину.

2.4. На вторую половину XVIII в. приходится наибольшее развитие в России масонского движения, религиозно-просветительский характер которого постепенно сменяется религиозно-мистическим. Наиболее известными русскими масонами этого времени были И. В. Лопухин и Н. И. Новиков, связанные с розенкрейцерами. В 1822 г. масонство в России официально было запрещено, но продолжали существовать его тайные организации, получившие социально-политическую окраску.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси

§ 2. Общественная мысль и культура Древней Руси Духовная жизнь древнерусского общества перед крещением. В X в. в культурном отношении древнерусское общество было еще достаточно однородным, несмотря на выделение княжеской дружины с ее особым образом жизни, резко отличным

§ 1. Общественная мысль

§ 1. Общественная мысль Русское общество и идеи Французской революции. Нарубеже XVIII–XIX вв. русское общество находилось под прямым и сильным впечатлением событий и идей Французской революции. Взятие Бастилии 14 июля 1789 г., присяга Людовика XVI конституции, принципы

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия

Сёгунат Токугава. Культура, общественная мысль и религия С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ XIX в.

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Общественная мысль не только отражала глубинные процессы, происходившие в России, но и оказывала на них заметное влияние.2.1. В центре внимания общественной мысли первой четверти XVIII в. находились основные экономические и политические проблемы

2. Общественная мысль

2. Общественная мысль Во второй половине столетия значительно возросла социально-политическая роль общественной мысли. Возникли новые взгляды и идеи, формировалось новое мировоззрение. Появилось отчетливое разделение идеологии на официальную и оппозиционную.2.1. Идеи

3. Быт и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль. Театр

4. Литература и общественная мысль. Театр В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле классицизма. Основным направлением в литературе был

3. Литература и общественная мысль

3. Литература и общественная мысль В литературе 1-й половины XIX в. сосуществовали различные художественные направления:1) классицизм;2) сентиментализм;3) предромантизм;4) романтизм;5) реализм.В это время создают свои произведения А С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В.

4. Литература и общественная мысль

4. Литература и общественная мысль Художественная литература 2-й половины XIX в. продолжала традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России – эти и другие темы волновали героев

4. Общественная мысль. Уровень жизни

2. Наука, литература и общественная мысль

2. Наука, литература и общественная мысль В эпоху Возрождения были сделаны великие открытия в:1) астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей);2) медицине (Ф. Парацельс и др.);3) математике (Дж. Кардано и др.);4) географии;5) геологии;6) зоологии;7) ботанике и

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода

4. Литература. Общественная мысль. Музыка. Мода Человек перестал быть мерой всех вещей, как это было в эпоху Просвещения. Активно развивалось движение за равноправие полов. Ослабло влияние религии на человека.Стремясь распространить католицизм, церковь начинает

Время и идеи. Общественная мысль является отражением жизни общества, откликом на вопросы и проблемы, которые его волнуют. Государственная власть и ее пределы, роль законов и место отдельных сословий, отношение к крепостному праву, воспитание гражданина, религиозные искания — таков далеко не полный перечень обсуждавшихся вопросов.

На поиск отве­тов оказывали влияние идеи Просвещения, предлагавшие на­правление совершенствования как общества, так и человече­ской натуры. Важнейшими событиями эпохи, требовавшими осмысления, стали Крестьянская война в России и Великая французская революция. Во второй половине XVIII в. русская общественная мысль получила новые возможности публичного выражения в книгах, газетах, журналах, на заседаниях Уложен­ной комиссии, в конкурсных работах Вольного экономического общества. Неизбежным последствием перемен стало усложне­ние интеллектуальной жизни.

Все­сторонне регламентированное офирское общество было постро­ено на жестком подчинении. Главенствующую роль занимало дворянство, поделенное по принципу знатности на степени и управлявшее страной вместе с монархом.

Н.И. Новиков и русское просветительство. Н.И. Новиков (1744—1818) олицетворял русское просветительство со всеми его лучшими чертами — обличением помещичьего произвола, со­чувствием к крестьянам, гуманностью, патриотизмом, любовью к просвещению. Он верил в просвещенного монарха и благо­творную роль воспитания в переустройстве общества.

Книгоиздательская деятельность Новикова в Москве и по­мощь крестьянам во время голода в 1787 г. вызвали недовольство Екатерины II. Подозрения усиливались из-за того, что он был влиятельной фигурой в масонских кругах. В масонских ложах императрица видела возможность заговора против власти. По­пытки Новикова установить масонские связи с наследником пре­стола Павлом Петровичем только усугубили положение.

В 1792 г. Новиков был объявлен государственным преступником и за­ключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. вступивший на трон Павел I освободил его, но к активной общественной дея­тельности Новиков не вернулся.

у других его сочинения рождали мучительные сомнения в вере, давали толчок к формированию критического отношения к окру­жающему миру.

Масонство отличается сложной внутренней структурой и сим­воликой в сочетании с многочисленными идейными течениями. В России масонство было представлено различными ложами, подчинявшимся английской, шведской и шведско-берлинской системам. Мистическое течение в масонстве было представлено розенкрейцерством, центром которого в России в 80-е гг. стала Москва.

Практическая деятельность, книгоиздание и благотвори­тельность московских розенкрейцеров стала заметным обще­ственным явлением. Культу разума, материализму и атеизму французских просветителей московские розенкрейцеры пыта­лись противопоставить истинную веру. Если у Вольтера обще­ственные пороки — следствие предрассудков, условностей и не­справедливости, то у масонов они вытекают из несовершенства человеческой природы и первородного греха. Единственный путь спасения они видели в возвращении к Богу по пути, ука­занному Христом, воплотившим идеал человека. Для этого ма­соны предлагали совершенствовать не столько разум, познаю­щий внешнюю сторону явлений, сколько нравственную сторону личности, через самопознание добиваться внутренней связи с Богом.

Идеологическая доктрина России. Общественная мысль как инструмент обустройства общества. Состояние современной отечественной мысли. Попытка определения общественной мысли и ее неотъемлемого атрибута - связи с историей.

1.Современное, сегодняшнее состояние российской общественной мысли можно характеризовать как отсутствующее. Констатируя это состояние, нисколько не ошибаюсь, поскольку в нынешней сложной международной ситуации не происходит кипения и напряжения этой мысли в философско - нравственном и историческом аспектах. Ученые гуманитарного направления даже близко не подходят к решению и поискам путей выхода из этого тупика непонимания между странами и народами, разразившегося цивилизационного кризиса, базирующегося на различном восприятии Западом и Россией прошедшего исторического пути. Почему же естественное стремление России к усилению своего экономического потенциала, своего влияния в мире вызывает такую враждебность и неприятие? Не случайно ведь к власти на Украине пришли антироссийские силы, народ Украины поддержал курс на отдаление от России - Россия непривлекательна, российская доктрина непривлекательна даже для соседних стран и братских народов.

2.Какова же идеологическая доктрина России? Современная Россия странным образом стала преемницей противоположных идеологий своего прошлого, совершенно не обозначив своего отношения к этим историческим периодам, не обозначив, что же она берет из прошлого за основу своего развития. Нынешняя Россия гордится своим имперским прошлым и победами империи, гордится победами советского периода. И, действительно, военными подвигами нашего народа можно гордиться - мы сильный народ. Но что же в свое время, пользуясь этой силой, российская империя, а потом СССР несли на территории, попавшие в эти сферы влияния? Имперский сапог царской России, облобызанный дремучими попами? Это общественные и духовные ценности? Или ложь и зашоренность советской идеологии? Памятники Ленину крушат на Украине, выражая ненависть к России, отождествляя ленизм с Россией. Современная Россия не произвела ревизии своего наследия, не сбросила идеологический балласт, надев на себя истлевшие одежды старых, не соответствующих нынешней эпохе идеологий. Постсоветская Россия не отыскала в истории своего народа живительные источники общественной мысли и общественных ценностей, которыми действительно можно гордиться, с которыми можно обрести спокойствие и уверенность в развитии своего народа, вызывающем не страх и отторжение у других стран и народов, а восхищение и желание подражать.

3.Мы, вероятно, не дождемся от ученых гуманитарного направления с регалиями прорыва на идеологическом фронте. Поэтому придется пока рассчитывать на свои силы. Это закономерно, регалии выдает система за определенные заслуги перед ней, за использование системных штампов. Как только это направление начнёт заполняться деятелями с регалиями - мы поймем, что система начинает трансформироваться. Это будет означать, что направление становится трендом. А сейчас простым языком и с прямым подходом к проблеме идеологического обустройства необходимо в первую очередь дать определение общественной мысли – инструмента, с помощью которого добывается это самое обустройство.

4. Нашла на белорусском сайте определение общественной мысли, которое понравилось: " Общественная мысль – это часть духовной жизни общества, духовного производства и общественного сознания, которые по своему содержанию и форме носят исторический характер".

Конечно, даже точные, технические науки имеют историческую преемственность, опираются на достижения прошлых периодов. При этом, необходимо учитывать, что новые открытия совершаются на основе проведения реальных опытов, в реальной обстановке. Но может ли какая-либо общественная теория, гипотеза получить подтверждения в каком-либо локальном опыте, ограниченном лабораторными условиями? Таких условий создать невозможно. Поэтому общественная мысль может опираться только на восприятие общественных явлений и их анализ. Чем объективнее восприятие, и чем объективнее анализ, тем более точные выводы может сделать общественная мысль. И тут мы видим, что проблема объективности восприятия и анализа встает перед нами в свой полный рост и своим объемом практически закрывает возможность такой мыслительной деятельности, взятой в отрыве от бережного сохранения исторического общественного наследия прошедших эпох.

5. Перед нами во всей своей полноте встает проблема восстановления, по возможности, полной истории народа, общественную мысль которого мы хотим развивать.

6. Если говорить об отечественной общественной мысли, то вопиющим фактом является уничтожение исторической эпохи до русского периода, в котором наш народ носил самоназвание "славяне". Эта эпоха очернена, о ней созданы предвзятые представления, не соответствующие действительно произошедшей истории. Славянская эпоха нашего народа в отечественной истории выглядит совершенно малозначительной, не стоящей внимания, закрыта от восприятия ложными шаблонными установками.

Читайте также: