Что такое ненаправленная динамика в философии определение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.

Как общественное мнение может повлиять на человека?

Есть люди, которые перед принятием решения всегда думают, что об этом скажут люди, причем круг этих людей для них является неопределенным. И решив, что люди это решение не одобрят, они отказывают себе во многом, на что могли бы решиться и сделать свою жизнь лучше. Есть и такие, кому все равно . Читать далее

Как в Древнем Риме люди становились гладиаторами?

Гладиаторами в Древнем Риме люди становились, увы, не по своей воли. Их выбирали из захваченных в плен рабов. Отдавая предпочтение, разумеется, наиболее крепким, сильным и выносливым. Ещё иногда гладиаторами становились и тюремные заключённые. Выбора у людей не было, их насильно заставляли . Читать далее

Почему общество часто прощает преступников?

Не думаю, что общество прощает приступников, скорее всего, за истечением лет (которые отбывает тот или иной приступник) многие забывают о том, что он сделал (кроме семей жертв). Особенно, если это мелкие кражи, драки и так далее. Все мы особо остро воспринимаем преступников, которые убили или . Читать далее

Как рядовые американцы относятся к русским?

Вполне нормально. На территории Соединённых Штатов Америки проживает огромное количество этнических русских, американцы и русские в Америке нормально контактируют друг с другом. Политика и пропаганда, это одно, а нормальные человеческие отношения, это совсем другое. Возможно в период существования . Читать далее

Что общего между людьми?

Между людьми разных вероисповеданий, разных национальностей, разного цвета кожи гораздо, живущих и воспитывающихся в разных социально-бытовых условиях больше общего, чем различий. Кроме одинакового анатомического строений и физиологических потребностей, всем людям свойственные одинаковые эмоции . Читать далее

Боится ли быть человек самим собой в кругу других людей?

Почему в России принято ругать медиков и полицию?

Людям свойственно быть недовольными, особенно в России. Полицейских привыкли считать коррупционерами, прерывателя и преступников, и просто людьми с низкой нравственность. А врачей привыкли считать бездарными людьми, которые мало что понимают в своей профессии. Да, есть среди них такие, но это не . Читать далее

Почему люди любят считать чужие деньги?

В каждом из нас присутствует зависть, кто бы, что не говорил. Люди расходуют свои деньги из расчёта своих потребностей и заработка. Поэтому, когда мы видим,что кто-то купил себе новую машину, мы сразу начинаем считать его деньги. А как он купил её? Сколько он зарабатывает? Где нашёл столько денег? . Читать далее

Платон и Аристотель

Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:

  • Все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;
  • Ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;
  • При определённых условиях количество переходит в качество;
  • Всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.

При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.

Законы диалектики

Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.

1. Закон единства и борьбы противоположностей

Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).

Для этих противоположностей выполняется ряд условий:

  • они неразрывно связаны между собой и невозможны друг без друга;
  • они взаимно исключают друг друга;
  • они постоянно взаимодействуют, порождая движение и развитие.

В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные

Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).

3. Закон отрицания отрицания

Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.

Принципы диалектики

Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.

  • Принцип всеобщей взаимосвязи.Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
  • Принцип системности.Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
  • Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
  • Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).

Категории диалектики

Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:

  • Причина и следствие. Эти две категории необходимы для отображения всеобщей обусловленности явлений. Одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), образуя таким образом причинно-следственную связь. При этом одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (и наоборот).
  • Отдельное, единичное и особенное. Эти категории позволяют конкретизировать предметы. Отдельное – это предметы и явления, которые возможно рассматривать в отрыве от системы (отдельно). Единичное – это конкретный уникальный предмет. Особенное – это конкретный предмет с его неповторимыми свойствами.
  • Общее и всеобщее. Общее – это свойство, которым обладают несколько отдельных предметов. Всеобщее – это общее, присущее всем классам объектов без исключения.
  • Необходимость и случайность. Необходимым является то, что обусловлено определённой внутренней причиной, случайность же определяется стечением внешних обстоятельств. При этом случайность и необходимость со временем могут взаимно переходить друг в друга.
  • Возможность и действительность. Возможность – это то, что потенциально может быть осуществлено при возникновении определённых условий. Действительность – это уже реализовавшаяся возможность.
  • Сущность и явление. Сущность – это совокупность свойств вещи и законов, определяющих её существование. Явление – это внешнее проявление сущности, форма её взаимодействия с окружающими объектами и обстоятельствами.
  • Содержание и структура. Содержание – это совокупность всех свойств, элементов, процессов и связей объекта, составляющих его сущность. Структура – это способ организации перечисленных элементов объекта, устойчивая система взаимосвязей между ними.

Исторические формы диалектики

Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.

Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.

1. Наивная (стихийная) диалектика античности

Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.

2. Умозрительная диалектика Средних веков

В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:

  • Вечный и не меняющийся небесный (божественный) мир.
  • Меняющийся и переходящий земной (природный) мир.

Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.

3. Диалектика эпохи Возрождения

Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.

4. Идеалистическая диалектика Гегеля

Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.

5. Материалистическая диалектика Маркса

Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.

Альтернативы диалектики

Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:

    Это раздел философии, изучающий первичную природу реальности, мира и бытия. Метафизика противопоставляется диалектике, поскольку подразумевает, что объект или явление можно считать полностью изученным лишь тогда, когда исключены все противоречия. Как учение софистика давно перестала существовать, и сегодня она рассматривается только как метод ведения спора, построенный на намеренном нарушении законов логики.
  • Эклектика. Это смешивание разрозненных фактов или утверждений из разных учений без приведения их к единому знаменателю и без какой-либо систематизации. С точки зрения логики несостоятельность эклектических утверждений заметить невозможно, поскольку в них нет логических противоречий. В то же время диалектика прекрасно с этим справляется.
  • Догматизм. Это способ познания, основанный на принятии догм и консерватизме мышления. Он исключает гибкость мышления и поиск логических недостатков в имеющихся смысловых конструкциях.

Заключение

Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.

К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.

1) наступит моральная и эстетическая анархия;

2) люди будут овеществлены как механизмы;

3) утратится моральный и интеллектуальный консенсус;

4) социальный порядок будет поддерживаться лишь принуждением;

5) свобода выродится в пустые лозунги, сбивающие с толку и порабощающие массы;

6) продолжится распад семьи;

7) на смену высокому искусству придет массовая культура;

8) качество жизни и общие жизненные стандарты снизятся;

9) возрастет социальная патология;

10) в политической жизни будут доминировать апатия, мелочный эгоизм, уход в частную сферу.

Социальная трансформация − это понятие богато по содержанию и необходимо для отражения особенностей развития обществ.

Трансформация полнее всего отражает качественные изменения характера элементов и систем, в частности общества и мирового сообщества. Она охватывает стороны процессов, состояния систем, характеризуемые как интеграция и дезинтеграция.

Трансформация (лат. transformare – превращать, преобразовывать; trans – через, сквозь – первая часть сложных слов, передающее значение движения через какое-либо пространство, пересечение его; передачу через посредством чего-то) – означает буквально преобразование формы в результате изменения содержания. грация, комплексность и простота, порядок и беспорядок, опасность и безопасность, открытость и закрытость общества. С развитием научных парадигм модернизма и постмодернизма трансформация приобретает новые объяснительные возможности в характеристике прерывности развития, становления и результата. Социальная трансформация – результат совокупности концентрированных и направленных социальных изменений, выражающийся в преобразовании системы.

Образ поля показывает слабость позитивистского, органического, структурно-функционального, системного видения изменений, а также подчеркивает значение таких подходов как интеракционистский, событийный, идентификационный, социальноантропологический, синергетический.

Классификация социальных изменений

Для изучение социальных изменений используют наряду с другими методами метод классификации (см., например, классификацию П. Штомпки). Но прежде необходимо сказать о выделении двух форм: развитие и цикл. Социальное развитие – форма, раскрывающая потенциал направленности процесса к более высокому уровню. Развитие может быть эволюционным и скачкообразным (революционным, трансформационным). Социальный цикл исследовался Дж. Вико, О. Шпенглером, П.А. Сорокиным и др. При циклическом процессе каждое состояние системы на любой стадии когда-то имело аналог в прошлом и может повториться в будущем. Социальное изменение идет не прямо, а по кругу.

Циклы развития социально-экономической системы подразделяются на несколько типов, среди которых основными являются следующие:

1) цикл конформного (автомодельного) развития динамически равновесного состояния;

2) цикл эволюционных революций;

3) цикл эволюционных катастроф.

Социолог В. Парето (1848–1923) разработал теорию циркуляция элиты, представив, как общество проходит через циклы равновесия, дестабилизации, потери равновесия и нового равновесия. Не всегда эти циклы видны невооруженным взглядом. П.А. Сорокин различал полные и относительные циклы. В полном конечная фаза превращается в первую. Относительный цикл отклоняется, демонстрирует неполное совпадение изменения с предшествующим процессом.

А с точки зрения нормативности (нормальности) говорят о появлении отклонений, т.е. возникает отклоняющееся изменение и если оно опасно, то говорят о девиантности изменений. Так можно делить изменения на вариантные и отклоняющиеся (девиантные).

Вариантные изменения можно классифицировать, исходя из разных критериев, характеризующих те или иные стороны. Отсюда такое основание классификации (типизации) как формы социального процесса, которые можно разделить на ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ - Направленные, Ненаправленные, Линейные (однолинейные и мультилинейные) и нелинейные (трансформации);

Телеологические, прогрессивные, регрессивные;

Случайные, Повторяющиеся;

два больших класса (рода) – направленные и ненаправленные.

Первые необратимы и имеют тенденцию к концентрации. Каждая последующая стадия отличается от более ранней и включает в себя ее результат; каждая более ранняя стадия подготавливает необходимость более поздней. Примерами могут служить социализация ребенка, экспансия городов, технологическое развитие индустрии.

Можно говорить и о специфических видах направленного необратимого процесса – телеологических, т.е. постоянно приближающихся к определенной цели или конечному состоянию. Если же характеризовать приближение к цели, то процессы можно делить на прогрессивные и регрессивные. Направленные процессы могут быть постепенными, восходящими (линейными). Они могут быть однолинейными (однонаправленными) или мультилинейными, т.е. следовать по нескольким альтернативным траекториям, добавлять в своем движении нетипичные стадии. Нелинейные процессы предполагают качественные скачки после периодов количественного роста. Например, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, все общество после периодов накопления противоречий претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации.

Субъекты социальных изменений

За социальными изменениями обычно стоят определенные социальные силы, заинтересованные исторические личности, организации, государства. Кто может быть субъектом социальных изменений? Ответ на этот вопрос во многом зависит от ответа на другой: о каком уровне или масштабе событий идет речь? На одном уровне довольно банальные события (строительство дома, школы, создание нового малого предприятия) можно считать локальным социальным изменением. Их субъекты − строительные бригады, предприниматели. Если же речь идет о крупной стройке, то помимо большого коллектива, значение приобретает и фигура руководителя.

П. Штомпка выделяет основные признаки общественных движений: коллективы людей, действующих совместно; единая цель коллективных действий (изменение в обществе); диффузная коллективность, т.е. низкий уровень формальной организации (в отличие от партий); относительно высокая степень стихийности; отсутствие институционализированных форм.

Общественные движения − это отказ от прежней социальной идентичности и призыв к новой, что влечет изменение способов действия, форм организации, подчас общественного порядка в целом. Они, в отличие от организаций, подвижны, подвержены постоянной эволюции целей и форм; по своей природе анархичны и если они институционализируются, то, как правило, теряют свою спонтанность.

Реформистские движения не ориентированы на преобразование основных институциональных структур, но требуют преобразований внутри структуры.

Революционные – стремятся к преобразованиям, затрагивающим основы общества. Вследствие того, что под их прицелом оказываются институты, занимающие центральное, стратегическое положение, движения имеют, подчас, более существенные результаты, нежели предполагались. Движения разграничиваются также по способу и динамике перемен (умеренные, радикальные и экстремистские).

Ученые говорят о постсовременном обществе (постмодерне).

В качестве его новых признаков можно назвать:

1) беспрецедентные скорости распространения информации;

2) распространение универсальных образцов цивилизации почти во все уголки мира;

3) переход от сельскохозяйственного и индустриального производства к экономике знаний, производства и распространения информации;

4) рост разрыва в доходах у разных слоев населения и в разных регионах;

5) технологические инновации во всех сферах жизни;

6) отступление национального государства, расширение влияния транснациональных институтов, приоритет прав человека перед суверенитетом;

7) размывание этических образцов (добра и зла, полезности, ценности).

Постсовременность тесно связана с глобализацией, которая может быть определена как общемировой процесс, в котором соединяется ряд изменений, универсализирующих и объединяющих мир с помощью новых образцов. Народы, общества, экономики становятся взаимозависимыми во всех аспектах – политическом, социальном, экономическом, культурном, юридическом.

Изоляция (самоизоляция) обществ становится невозможной в силу развития технологий коммуникации, возрастания скоростей транспорта, кооперации экономик, международной миграции.

В значительной степени постмодернизм стал реакцией на мифы общества потребления, созданного в СМИ образа общества как огромного и всепроникающего супермаркета (идеи постмодернизма проявились у философов и социологов М. Мерло-Понти, М. Фуко, Р. Барта, Ж. Батая, Ж. Бодрийяра, З. Баумана и др.).

1) ведущие капиталистические страны,

2) среднеразвитые страны, к которым относили до 1990-х г. большинство социалистических стран,

Теории модернизации подвергаются серьезной критике, т.к. модернизация не принесла ожидаемых результатов. Устранение традиционных институтов нередко влекло за собой социальную дезорганизацию, беспорядки и аномию, рост отклоняющегося поведения и преступности, утерю накопленного экономического потенциала, паразитическое перераспределение ресурсов общества. Вместо органического принятия образцов Запада происходит имитация модернизма.

Данная концепция развития общества была выдвинута П.А. Сорокиным.

Типы культуры:

Идеациональная культура (принцип этой культуры - Бог);

Чувственная культура (принцип – объективная реальность и ее смысл чувственны);

Идеалистическая культура (принцип - объективная реальность частично сверхъестественна и частично чувственна).

Типы культуры сменяют друг друга.

Циклическое развитие.

Шпенглер считал, что каждая культура проходит свой цикл развития от рождения до гибели. И на этом пути она достигает расцвета и последующего упадка, и крушения.

Общественный прогресс (эволюционное развитие).

Общественный прогресс – улучшение социальной структуры.

О. Конт рассматривал 4 вида прогресса:

Материальный – улучшение экономических положений;

Физический – увеличение здоровья и продолжительности жизни;

Интеллектуальный – продвижение умственное и научное;

Моральный – распространения доброты и мужества.

В понятие прогресса заключено субъективное представление о желательности каких-либо изменений.

Философия и глобальные проблемы современности.

Последствия научно технической революции (положительный или отрицательные) создают глобальные проблемы.

Глобальные проблемы современности

Проблема предотвращения мировой термоядерной войны.

Экологическая проблема: прогрессирующее загрязнение окр. среды, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т.д.

Экология (в широком смысле) пытается определить место человека в окр. его среде, а философия размышляет о месте человека в Универсуме (мир как целом).

Глобальный экологический кризис.

В настоящее время человек интенсивно воздействует на окружающую среду, это сопровождается небывалыми ранее интенсификацией и глобализацией негативных последствий этого воздействия.

Теперешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом, поскольку человек разрушает механизмы целостного функционирования биосферы в планетарном масштабе.

Экологическая философия.

Философия важна для экологической проблемы не только потому что, взаимоотношения человека и природы всегда были предметом престольного философского внимания. Философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной структуры субъектно-объектных отношений.

Важность философского анализа экологической проблемы определяется и тем, что философский инструментарий способен выявить глубинные предпосылки экологических трудностей путем исследования противоречий между сознанием и материей, духом и телом, и в самом духе.

Читайте также: