Что такое недеяние кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свечи в Буддийском храме. Китайский Буддизм многое позаимствовал у Даосизма, в том числе и понятие У Вей. Есть даже монастырь, называемый У Вей Сы - Монастырь Недеяния.

Свечи в Буддийском храме. Китайский Буддизм многое позаимствовал у Даосизма, в том числе и понятие У Вей. Есть даже монастырь, называемый У Вей Сы - Монастырь Недеяния.

В 49 чжане Дао Дэ Цзина написано

Давайте перескажем его несколько иначе

В этих строках выражена простая правда, очень легко применимая в реальной жизни. Я расскажу вам один простой пример.

Улицы ночного Чендэ. В Китае, кстати, водители ездят гораздо спокойнее и медленнее, чем у нас, без суеты.

Улицы ночного Чендэ. В Китае, кстати, водители ездят гораздо спокойнее и медленнее, чем у нас, без суеты.

Вот и получается, что на дорогах в час пик многие пытаются суетиться, переломить обстоятельства, а в итоге — куча аварий на дорогах, скажем Москвы. В день можно увидеть порядка десятка, если много ездить по городу. Совсем по другому всё устроено в обществе, где люди не суетятся, в пустую пытаясь переделать обстоятельства под себя, а принимают неодолимые обстоятельства как есть и смиряются с ними. Не суетясь, люди ничего не теряют, потому что суета всё равно не приводит ни к чему хорошему, и не сталкиваются друг с другом в конфликтах.

Считается, что изначально человеческая природа естественна и находится в гармонии с космическим началом, следовательно, с естественным потоком событий. Даосизм вообще провозглашал стремление к естественности, к природной простоте и спонтанности. Вплоть до достижения высшей цели: слияния, идентификации адепта с истинной сущностью всех вещей и явлений, с движущей силой вселенной — Дао.

То же касается и личности. Не нужно привносить в нее ничего дополнительного. Наоборот, когда искусственные построения убраны, на сцене появляется подлинное Я, через которое проявляется гармония мироздания. Ведь подлинное Я не выделяет себя из мира, точнее не противопоставляет ему себя. Искусственные страсти, привязанности, желания не создают помех ни восприятию, ни действиям. Мир не столько осмысляется, сколько воспринимается прямо, безоценочно — не аналитически, а интуитивно, и потому целостно и точно.

Можно сказать, что по достижении подобного состояния действия человека попросту не воспринимаются им в качестве собственных. Даос существует как часть мира, почти растворившись в нем, и происходящие в мире изменения естественным образом проявляются в действиях человека. А значит, и действия подобной личности абсолютно адекватны ситуации, спонтанны, своевременны и потому максимально эффективны.

На вопрос царя, пораженного его мастерством в разделке туш, повар отвечает:

— Вверяясь Небесному порядку, я веду нож через главные сочленения, непроизвольно проникаю во внутренние пустоты, следуя лишь непреложному, и потому никогда не наталкиваюсь на мышцы или сухожилия, не говоря уже о костях… Ведь в сочленениях туши всегда есть промежуток, а лезвие моего ножа не имеет толщины. Когда же не имеющее толщины вводишь в пустоту, ножу всегда найдется предостаточно места, где погулять. Вот почему даже спустя девятнадцать лет мой нож выглядит так, словно он только что сошел с точильного камня.

Однако же всякий раз, когда я подхожу к трудному месту, я вижу, где мне придется нелегко, и собираю воедино мое внимание. Я пристально вглядываюсь в это место, двигаюсь медленно и плавно, веду нож старательно, и вдруг туша распадается, словно ком земли рушится на землю.

— Превосходно! — воскликнул царь Вэнь-хой. — Послушав повара Дина, я понял, как нужно вскармливать жизнь.

И действительно, все в мире взаимосвязано. В малом можно увидеть большое, в частности — отражение целого. И это еще один аспект даосского мировосприятия. А потому завершу я еще одной цитатой из Чжуан-Цзы:

Человек и космос

Здравствуйте. Давайте сегодня поговорим про неделание, ведь, как правило, люди не сразу понимают, что это такое.

Практики неделания известны во многих традициях и системах саморазвития человека. Например, в Древнем Китае, в учении даосов известно такое понятие как у-вэй, или еще называют недеяние, искусство бездействия. В нагуализме древних шаманов Мексики, о которых писал Кастанеда, неделание это целая система практик, а также глубокая философия. Вся традиционная йога основана на этом принципе. Казалось бы, все по-разному объясняют это понятие. Это и действие без действия, разрушение привычек, дружба с природой, созерцательная пассивность. Но если вдуматься и более глубоко изучить этот вопрос, то станет понятным, что все их можно объединить и назвать одним определением. Неделание это и есть остановка ума, психики, остановка внутреннего диалога, но можно сказать первичная, неполная, начальная остановка.

Неделание это и прекращение излишнего метания, суеты. Психическое расслабление, когда снимается внутреннее напряжение, и мы становимся спокойными. Прекращение любых стараний и устремлений. Остановка реакций, привычек, умственных программ и шаблонов, в результате чего мы также приходим к умственной тишине. Все это и есть приостановка мыслительной и психической деятельности.

Делание

Чтобы понять, что такое неделание можно пойти от обратного. Противоположность неделания это делание. Все что совершаем мы своим умом и психикой есть делание. Мы думаем, испытываем эмоции, внутри нашей головы постоянно возникают какие-то идеи, мыслеформы. Мы следуем внутренним программам, совершаем какие-то действия или продолжаем порождать следующие мысли, эмоции, чувства. Наши привычки, определенные черты характера, все это программы, которые прописаны в нашем мозгу и постоянно проявляют себя.

Можно сказать, мы постоянно занимаемся деланием. Конечно, все это хорошо, это нужно нам, без работы психики и ума мы бы не были людьми. Но этот процесс устроен таким образом, что он идет вразрез с нуждами организма, природы, всего мира. Особенно в своем крайнем проявлении. Так устроено наше сознание.

Ум и психика порождают человеческое эго, которое для своего же существования, выживания должна отделяться от организма, своего же носителя, а также всего мира. Отделение это всегда противопоставление, а затем, в крайнем своем проявлении, вражда. То есть этот процесс, если его не остановить, рано или поздно приведет к полной вражде, как с собственным организмом, так и со всем миром. Таков закон. А там где вражда, там и стремление уничтожить. Чтобы было понятно, приведу примеры. Люди практически постоянно хотят не то, что нужно организму. Например, эго, поймав кайф от алкоголя, наркотиков, сигарет будет стремиться еще раз испытать его. И даже если тело будет бунтоваться, плохо себя чувствовать, человек будет глушить, не замечать, игнорировать его сигналы ради повторного испытания кайфа.

Если в голове прошита программа, что смысл жизни заключается в зарабатывании больших денег, построении карьеры, человек будет идти к своей цели, не считаясь с потребностями организма. Эксплуатировать его по полному, мало спать, совершать большие физические, эмоциональные, умственные нагрузки, не уделяя внимание полноценному отдыху. А когда тело начнет посылать сигналы, что так нельзя с ним поступать, человек будет глушить их таблетками или тем же алкоголем.

Следуя какой-то программе в голове человек способен на убийство как другого, так и самого себя. Религиозные фанатики готовы взорвать себя ради какой-то бредовой идеи, которую прошили в его голову заинтересованные в этом другие люди. Это также показывает, что человек не ведает что творит, и как сложно вырваться из матрицы сознания и стать свободным.

А научно-технический прогресс, как порождение множества умственных идей идет вразрез с интересами природы, мира. Люди готовы ради денег, ради движения вперед этого прогресса уничтожить землю, на которой сами же и живут. То есть делание в крайнем своем проявлении приводит к войне и уничтожению всего, что окружает человеческого эго, а затем и к уничтожению самого же эго. Человек, попав в тюрьму матрицы сознания, не ведает, что творит и губит тем самым не только окружающий мир, но и самого себя. Поэтому кроме делания нам нужно неделание. Неделание останавливает психику, ум и приводит к дружбе с телом, с природой, со всей Вселенной.

Приостановив работу эго, мы наконец-то просыпаемся, начинаем слушать свое тело, замечать боль других и понимать, что своими действиями мы уничтожаем как себя, так и окружающий мир. Ведь когда психика и ум перестают работать на полную катушку, когда мы растождествляемся с ними, внутри нас просыпается высшее сознание, душа. А душа на тонком уровне связана со всем миром. Она понимает, чувствует все, что нас окружает. Если душа связана со всем, она никогда не причинит боль кому-либо, потому что понимает, что эта боль отразится и на ней. Мудрый, развитый человек никогда не будет убивать другого человека, убивать просто так из-за прихоти животных эмоций, губить природу. Это также подтверждает, что мудрость это, прежде всего растождествление с эго, выход из матрицы сознания, обретение свободы сознания. Часто неделание понимают в том смысле, что мы не вмешиваемся в естественные природные процессы. Мы смотрим на них, созерцаем, отходим в сторону, не мешаем им реализовываться.

Толстой утверждал, что неделание – это не бездействие, а отказ от совершения ненужного: "Для того, чтобы делать добро, надо, прежде всего, перестать делать зло, подойти к точке, где не делаешь зла. В нашей исполненной зла жизни едва ли это не высший идеал, который мы можем ставить себе, и потому “non agir” есть для нас великая добродетель". "Лучше ничего не делать, чем делать ничего".

Йога и неделание

Со временем практикующий йогу, так или иначе, приходит к неделанию. Это происходит благодаря правильной практике и даже иногда незаметно для самого практикующего. Выражается это также тем, что у человека пропадает все лишнее. Лишние эмоции, никому не нужные конфликты, бессмысленные метания по жизни, нервные напряжения. Поэтому неделанию можно также дать определение, как отказ от лишнего или ненужного. Об этом и говорил Толстой.

Ведь как ведет себя обычный человек, не умеющий управлять своей психикой. Он всегда совершает лишние действия, которые в жизни то не нужны, а являются лишь следствием нервного напряжения, шквалом неконтролируемых эмоций. Накручивания, споры, доказательства своей исключительности, переживания, нервные метания и т.д. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Женщина йог

Практикующий же йогу приходит к спокойствию, к умственной и психической тишине, к психологической стойкости и покою. Он совершает только нужные действия без лишней суеты, которые и приводят к безошибочному результату. Можно сказать, он струится с потоком жизни, гармонично вписывается в жизнь, не идя против природы. Это и есть неделание. Все это способствует улучшению жизни, избеганию ошибок, достижению нужных целей от души, гармонии с самим собой, с людьми, со всем миром.

Лишние эмоции порождают также лишние движения. Все это делание, действия против мира, природы, а значит обязательно приобретение каких-либо проблем. С миром нужно дружить, не идти против него, спокойно принимать любые обстоятельства, тяготы жизни, не хотеть лишнего. Можно сказать это неделание жизни. Самое интересное, что придя к этому, не желая лишнего, человек получает очень многое. Идя же против обстоятельств и очень много желая, человек в итоге теряет больше. Об этом всегда знали и говорили в сказках, в притчах. Вспомните золотую рыбку и бабку, которая осталась ни с чем.

Почему так случилось? Все очень просто. Бесконтрольная психика порождает очень много лишних хотений, которые в принципе нашей душе и не нужны. Сегодня она хочет одно, завтра уже другое, забыв про первое. И сильно желая, она транслирует в мир ненужную напряженность, а это значит конфликт с миром, отсутствие гармонии, естественного потока. Гармонию порождает лишь спокойствие. Мир, чувствуя конфликт, будет отвечать тем же. Проблемы по жизни обеспечены. Чувствуя же сотрудничество, мир будет помогать. Вот почему у спокойных, доброжелательных людей, кто многое не просит, как правило, все хорошо и также спокойно по жизни. Это и есть неделание и йога приводит к этому.

Проблемы порождают не обязательно лишние желания. Любая напряженность, транслируемая вовне, будь это хоть просто излишние переживания, эгоизм, злоба, ревность, обида, порождают такую же ответную реакцию окружения. На такую напряженность остро реагирует как люди, так и весь окружающий мир. Если человек думает что все вокруг враги, значит так и будет. Спокойствие и внутренняя тишина порождает, прежде всего, адекватное видение мира. Если мир повернется к человеку своей плохой стороной, он спокойно примет это, смирится и переживет. Но он не пропустит самые лучшие стороны мира, он увидит это и будет этому рад. А мир в ответ будет все больше поворачиваться к человеку именно лучшей своей стороной. Также и люди. Люди, чувствуя силу покоя спокойного человека, при нем, сами того не осознавая, становятся также более спокойными и мирными. Еще лишние эмоции и напряженность тела это всегда энергозатраты. Освобождаясь от лишнего, практикующий йогу, накапливает очень много жизненной энергии.

Обладая неделанием, человек при меньших "телодвижениях" делает и успевает больше. Многих удивляет, как можно ничего не делая, получать больший результат. Вся йога стоит на этом. Ничего не делая в асанах, медитируя, практикующий получает очень многое. Восстановление здоровья, избавление от психологических проблем, саморазвитие. Поняв, почему так происходит, вы также поймете само неделание.

Делание это всегда энергозатраты. Мы постоянно занимаемся деланием. Мы постоянно думаем, анализируем, эмоционально реагируем на события. Все это нужно для выживания в этом мире, но телу и психике также нужен и отдых. Нужно неделание, расслабление, которые останавливают постоянную работу психики и ума. И тогда энергия не будет тратиться на эту работу. Энергия пойдет телу, если мы применим неделание во время медитации и при выполнении асан. И пойдет в нужное русло в дело, если мы применим неделание в жизни. Можно сказать, неделание есть адекватное распределение энергии. Вот почему при меньших движениях, мы получаем в делах больше результата. Мы не суетимся, не делаем лишнего. Продуктивность такого действия на порядок выше. У спокойного адекватного человека получается всегда все лучше. Также неделание приводит к трезвому взгляду на вещи и к развитию интуиции. Это неизбежное следствие правильной практики йоги и выхода из матрицы сознания. Все это также приводит к увеличению продуктивности любых действий при меньших внешних энергозатратах. Человек видит все как есть, не искажая действительность своими эмоциями. Действия становятся четкими и безошибочными. Интуиция помогает выполнять сложные задачи также без энергозатратной мыслительной деятельности.

Мы уже говорили, что мир помогает таким людям. И часто практикующие замечают, что жизненные события часто случаются всегда так, как хотелось. Хотя для этого не были приложены чрезмерные выматывающие усилия. Можно сказать, мир поворачивается лучшей своей стороной, и мы для этого как будто ничего не делали. Но мы просто убрали лишнее, убрали энергозатратные мысли и эмоции, применили неделание, подружились с миром, слились с ним, перестали с ним бороться.

Слова из песни "не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас" на самом деле не очень верны. Они верны в какой-нибудь определенной ситуации. Но применять этот принцип для всей жизни не верно, это делание. Нам же нужно неделание. Не нужно прогибать мир под себя, нужно дружить с миром, принимать любые его стороны и тогда мир, видя сотрудничество с вашей стороны, сделает все для вас. Принцип "хочешь что-либо получить сначала дай", работает и здесь. А прогибать мир под себя это значит воевать с ним. А агрессия порождает ответную агрессию, это все делание. Неделание, убирая лишнее, сливается с жизнью. Это не война, это мир, а значит более лучшая жизнь.

На этом сегодня все.

Эта статья есть отрывок из моей книги: "Йога как путь к счастью и здоровью".


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: раззеваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Синонимы к слову «недеяние»

Предложения со словом «недеяние»

  • Разумеется, я верю и в то, что грех недеяния часто становится для нас источником самых горьких сожалений, и именно поэтому я в конце концов признался родителям в поджоге на заднем дворе.

Сочетаемость слова «недеяние»

Буддийская этика - этическое учение буддизма. Будда и его учение оказали огромное влияние на духовную жизнь Востока.

Дэ (кит. 德) — манифестация Дао — одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась или сравнивалась с индийской кармой.

Дао (кит. 道; до в японском варианте) — одна из важнейших категорий китайской философии. Самое известное понятие Дао содержится и описывается в трактате Дао Дэ Цзин: ". не зная имени его, называю его Дао " (c)Лао-цзы.

Читайте также: