Что такое натюрморт обманка кратко

Обновлено: 07.07.2024

Диета для запуска обмена веществ На этой диете отлично работает обмен веществ, .

Вкусный постный турецкий хлеб базлама на кефире Вкусный постный тур.

Про Золушку и любовь — Ну и чего ты ревешь? — спросила Фея. — Потому что все закоооо… зако.

Как попугай Наташке жениха выбирал. ****~~~~****~~~~****~~~~**** У Наташки жил попугай. Нагл.

Сыграй мне, Осень, джаз на саkсофоне М.Легран. Музыка из кинофильма "Шербурские зонтики&q.

-Музыка

-Ссылки

-Поиск по дневнику

-Статистика

Обманка как художественный феномен

Один из типов европейского натюрморта - "trompel'oeil" ("обманка").

Обманка - иллюзия или мистификация?

4432201_yayayayayayayayayayayayayayapicture (540x405, 45Kb)

Вода в графине - чудо из чудес,
Прозрачный шар, задержанный в паденье!
Откуда он? Как очутился здесь,
На столике, в огромном учрежденье?
Какие предрассветные сады
Забыли мы и помним до сих пор мы?
И счастлив я способностью воды
Покорно повторять чужие формы.
А сам графин плывет из пустоты,
Как призрак льдин, растаявших однажды,
Как воплощенье горестной мечты
Несчастных тех, что умерли от жажды.
Что делать мне?
Отпить один глоток,
Подняв стакан? И чувствовать при этом,
Как подступает к сердцу холодок
Невыносимой жалости к предметам?
Когда сотрудница заговорит со мной,
Вздохну, но это не ее заслуга.
Разделены невидимой стеной,
Вода и воздух смотрят друг на друга.

Александр Кушнер, 1962

Историю обманок открывает "Натюрморт" итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов.

4432201_Yakopo_de_barbari_482478 (600x400, 154Kb)

А продолжил итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo)

4432201_ (300x425, 23Kb)

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayanature_morte_20_2 (300x425, 23Kb)

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayacookbyGiuseppeArcimboldo034 (700x447, 64Kb)

Особенно популярны обманки стали в 17 и 18 вв.
В России 18 в. натюрмотра как "законного" жанра искусства не существовало, зато обманки пользовались спросом. Развлечение своего рода - наблюдать, как гость или прислуга пытается прогнать муху, ползущую по письменному столу с бумагами. потом оказывается,что и муха, и бумаги,и прочие мелочи вроде ключей, старых писем, затертых игральных карт - нарисованы

4432201_yayayayayayayayayayayayayayahinz21 (568x700, 124Kb)

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaya3_Salmigondistoile119x86cm800 (528x699, 102Kb)


натюрморты Г. Теплова,

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayaGrigoriyTeplov_Natyurmort_1737 (589x700, 67Kb)

Т. Ульянова и др.

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaart_01_01_1 (563x700, 73Kb)

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayatolstoy (600x480, 67Kb)

Граф Федор Петрович ТолстойЦветок, бабочка и мухи. 1817.

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayatolstoy2 (600x429, 85Kb)

Граф Федор Петрович ТолстойЯгоды красной и белой смородины. 1818.

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayavan_Hogstraten_Samuel_van_Hoogstraten (700x539, 87Kb)

ван Хогстратен / Samuel van Hoogstraten

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.

Я не люблю людей.
Внешность их не по мне…

Вещи приятней. В них
нет ни зла, ни добра
внешне. А если вник
в них - и внутри нутра.

Преподнося сюрприз
суммой своих углов
вещь выпадает из
миропорядка слов.

Вещь не стоит. И не
движется. Это - бред.
Вещь есть пространство, вне
коего вещи нет.

из стихотворения И.Бродского "НАТЮРМОРТ "

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaWOA_IMAGE_1 (563x700, 308Kb)



Себастьян Боннекруа

Стена в мастерской художника


Здесь элементом обманки становится натянутый на подрамник натюрморт типа «Vanitas".
Это характерный джля многих натюрмортов приём "искусство в искусстве", усиленный эффектом иллюзии.

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayahoogstraten2 (269x350, 20Kb)

С. ван Хогстратен / Samuel van Hoogstraten

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayaya_HommageaRedoutE9bois95x73cm800 (556x699, 92Kb)

Edward_Collier's_trompe_l'oeil_painting


Современные художники теперь часто пишут обманки, поскольку они привлекают покупателей.

Мне нравятся картины художницы Жанин Делапорте

4432201_yayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayayaf3fb81bdba883_full (544x700, 114Kb)

А ещё бывают подобные росписи на стенах домов, которые ныне стали очень популярны.

Обманка в живописи родилась в античности

Уже во времена Древнего Рима этот приём активно использовали в архитектуре. Чтобы создать иллюзию просторного помещения, на стене комнаты живописцы могли нарисовать дополнительные окна или атриум. В Древней Греции известный художник Зевксис рисовал фрукты, которые трудно было отличить от живых. Даже пернатые слетались, чтобы их поклевать.

Камера дельи Спози
плафон Церкви иезуитов в Вене
Апофеоз Святого Игнасио фреска
древнеримская фреска

Зевксис считал себя непревзойдённым мастером обманки, пока не увидел работу другого художника – Парразия. Вернее, он попросил разрешения сбросить изорванную штору, скрывавшую новую картину Парразия. И тут оказалось, что дырявая ткань нарисована. Зевксис признал себя побеждённым – сопернику удалось обмануть искушённый взгляд художника.

В эпоху Ренессанса приём обманки широко применялся в Италии. Живописцы Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли рисовали фрески, используя законы перспективы, чтобы увеличить пространство. Очень интересные работы, в которых использован тромплёй, создали французские мастера. Жан-Франсуа де Ле Мотт и Антуан Фор-Бра рисовали натюрморты-обманки. Позже появляются фигуры-обманки и сразу завоёвывают большую популярность.

пожилой мужчина в окне
перо, гребень и ножницы
тромплёй
картина обманка

Работы в технике обманки – подробнее о самых известных

обманка старина
доска с письмами и нотной тетрадью
обманка Иоганн Генрих Фюссли

бегство от критики
обманка с музыкальными инструментами
тромплей с мандолиной, нотной тетрадью
натюрморт с айвой, капустой, дыней и огурцами

Тромплёй в наши дни

ветка винограда
красная и белая смородина
архитектурный пейзаж под прозрачной бумагой
крыжовник

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

В поисках материалов об обманке, нашла эту статью. Она написана с такой легкостью. Мне очень понравилась и я решила разместить именно ее.
Подбор картин мой

"Есть такой жанр живописи - обманка"
Автор текста © Copyright: Койфман Валерий, 2009

Johann Georg Hinz_The CounterThe Cabinet of Curiosities_ 1666

Jacopo de Barbari_Still-Life with Partridge and Iron Gloves 1504

В ней уже были все признаки тромплеи - виртуозная иллюзорность манеры изображения (перья убитой птицы, сверкающий металл рыцарской перчатки), а, главное, художник заставляет задуматься зрителя - двухмерная живопись перед ним или трехмерные реальные объекты? Ведь даже нарисованная бумажка с подписью мастера столь реальна, что, кажется, колеблется от нашего дыхания.
Выдающимися создателями обманок в XVII веке были ученик Рембрандта голландец Самуэль ван Хоогстратен и фламандец Корнелис Норбертус Гейсбрехт, ставший придворным художником датского короля.

Samuel van Hoogstraten_Trompe l


Samuel van Hoogstraten "Trompe l'oeil. Pinboard, Letter Board"

Samuel van Hoogstraten_Tromp-l

Samuel van Hoogstraten "Tromp-l'oeil Still Life" 1664

Cornelius Norbertus Gijsbrechts_Quodlibet_1675


Cornelius Norbertus Gijsbrechts "Quodlibet" 1675

Cornelius N. Gijsbrechts_Trompe l

Мастера обманки применяли множество приемов, чтобы вызвать у зрителя желание дотронуться до предметов, представленных на картине. Они писали полуопущенные занавески, отогнутые уголки листов бумаги, создавали иллюзию прикрепленного к стене листа бумаги, вбитого гвоздя и так далее.

Hendrik de Fromantiou. A trompe l

Hendrik de Fromantiou "A trompe l'oeil with a partridge hanging from a red ribbon, a fly and a snail on the wall behind" 1666


Edward Collier

Скрытые от взгляда фрагменты предметов и надписей побуждали человека протянуть руку, чтобы отдернуть иллюзорную занавеску и увидеть предмет или прочитать фразу целиком.
Мастера умело использовали светотень, передавали блеск стекла, металла, тщательно выписывали фактуру предметов, стараясь сделать их, осязаемо реальными.

Louis Leopold Boilly_Grappe de raisin en trompe l


Louis Leopold Boilly "Grappe de raisin en trompe l'oeil"

Jean-Étienne Liotard, 1771

Johann Heinrich Fussl_Trompe l

Граф Федор Петрович Толстой_Ветка малины, бабочка и муравей


Граф Федор Петрович Толстой "Ветка малины, бабочка и муравей"

Граф Федор Петрович Толстой_Цветок, бабочка и мухи. 1817

Граф Федор Петрович Толстой_Ягоды красной и белой смородины. 1818

Александр Мордвинов, Подрамник, папка и гипсовый барельеф. 1857


Александр Мордвинов "Подрамник, папка и гипсовый барельеф". 1857

Обманки стремятся к строго фиксированной точке зрения зрителя. Не случайно идеальным объектом изображения в таком натюрморте считается стена и прикрепленный к ней лист бумаги или столешница с положенной на нее акварелью или гравюрой. Взгляд зрителя при этом направлен перпендикулярно плоскости рисунка – горизонтально или сверху вниз.

Laurent Dabos (1762-1835)Traité de paix entre la France et l

Domenico Remps_


Domenico Remps

Domenico Remps_Scarabattolo

William Gordon_Trompe l


William Gordon "Trompe l'oeil"1877

Frederick Edwin Church, Lettre de vengeance (avant 1892)

Это своего рода попытка дать ответ на мучительный вопрос в вечном споре-диалоге художника и зрителя о том, где же грань, разделяющая мир нарисованный, т. е. мир искусства, от того, что мы условились называть миром реальности. Собственно говоря, главным содержанием картин-обманок и является эта самая грань.
Вот такие непростые размышления вызывают, казалось бы, простые картины, называемые "обманками", хотя, по сути, речь идет едва ли не о самом правдивом из всех жанров живописи.

Семеро обманщиков: кто из старых мастеров имитировал реальность?

Самюэл ван Хогстратен: во что горазд ученик Рембрандта?

Самюэл ван Хогстратен. Перо, гребень и ножницы. Натюрморт с оптической иллюзией

Старший из семерых детей в семье Хогстратен рисовать любил с малых лет. Сначала брал уроки у отца , затем — у Рембрандта. У него в мастерской Самюэл познакомился с коллегой , который увлек его оптическими иллюзиями — с Карелом Фабрициусом. Так художник полюбил тромплей.

Петрус Кристус (1410-1475): портрет

В Брюгге мастер не залегал на дно , а усердно работал. Ученик Яна ван Эйка не раз помогал старому мастеру с заказами и получил его мастерскую в наследство. Помимо главного наставника , на стиль Кристуса повлияли Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен.

Петрус Кристус. Ювелир в своей лавке (святой Элигий)

Корнелис Норбертус Гисбрехтс (ок. 1630 - 1683): придворный "обманщик" короля

Корнелис Норбертус Гисбрехтс. Тромплей с мандолиной, нотной тетрадью и др. предметами

Фламандский художник родом из Антверпена любил натюрморты, обманки и поражал королей умением рисоват

Фламандский художник родом из Антверпена любил натюрморты , обманки и поражал королей умением рисовать полотна , максимально похожие на реальность. Корнелис был придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.

Корнелис Норбертус Гисбрехтс. Тромплёй Vanitas

Иоганн Генрих Фюссли (1741-1825): не кошмаром единым

Бывший пастор , который стал выдающихся художником — каких работ можно ожидать от такого человека? Только экстраординарных и манящих.

Иоганн Генрих Фюссли. Обманка

Фюссли дружил с поэтом и художником Уильямом Блейком , не боялся заглядывать в глаза человеческим страхам и вообще считался главным новатором в живописи своей эпохи. Но в то же время уважал основательный , классический подход: хорошо знал историю искусств , мифологию , изучал античность и заимствовал из прошлых эпох строгость форм.

Пер Боррель дель Касо (1835 - 1910): cпасаясь от критики

Каталонский художник родился на севере Испании , неподалеку от Пиренеев. Любил пейзажи и религиозную тематику , но также удивлял зрителя и новаторскими штучками. Он дважды имел возможность стать главой крупной школы живописи в Барселоне , но вместо этого создал собственную Академию искусств.
На фото — актуальная картина о том , как надо поступать с мнением тех , кто вечно всем недоволен:

Хуан Санчес Котан: живенько!

Один из основателей испанского реализма , человек с мурчащей фамилией Котан много лет писал в Толедо натюрморты и портреты , а затем бросил все и стал послушником в монастыре. Усталость от мирской суеты привела художника туда , где у него появилось много времени на совершенствование мастерства. Нет , ну каков огурец , а?!

Хуан Санчес Котан. Натюрморт с айвой, капустой, дыней и огурцами

Гелий Коржев (1925-1012): так и тянет выпить чаю

А мы сейчас обращаем внимание на то , что Коржев писал еще и необычные натюрморты.

Гелий Михайлович Коржев. Самовар

Федор Толстой (1783−1873): все для королев

Граф прославился не только талантом , но и своенравностью , необычными манерами и страстью к путешествиям.

Читайте также: