Что такое мыльная опера кратко

Обновлено: 06.07.2024

Почему подобные сериалы называют именно так? Оказывается, и на данный вопрос можно дать ответ, если обратить внимание на то, как появились первые такие произведения, и как они завоевали популярность.

Всегда ли мыльные оперы шли по телевизору?

Изначально многосерийные произведения о любви шли по радио. В 1930-е годы о телевизоре на каждой кухне люди еще не мечтали, зато радио было почти у всех. И по радио выходили аудиосериалы, которые женщины охотно слушали, выполняя свои домашние дела. Трансляции сериалов перемежались рекламными перерывами, и поскольку аудитория слушательниц была вполне определенной, рекламу подбирали такую, которая была актуальна именно для них.

Свою продукцию в эти перерывы рекламировали компании производители моющих средств, и в частности, мыла. Реклама приносила огромный успех, продажи за счет рекламных пауз “в мыльных операх” удалось поднять в разы. И в то же время, у аудитории слушателей, как и у прочих людей, которым приходилось так или иначе слышать эти постановки, они начали ассоциироваться именно с рекламой моющих средств. Отсюда и пошло это народное название.

Мыльные оперы в наши дни

В дальнейшем долгие сериалы о любви и отношениях стали транслироваться и по телевизору. Аудитория у них осталась та же самая. Некоторые женщины смотрели их охотно, обсуждая серии, несмотря на простой и незамысловатый сюжет, другие люди наоборот выражали к ним свое негативное отношение.

Данный эпитет стал указывать на сам сюжет опер, на долгие душещипательные сцены, становившиеся нудными, вызывающие ассоциацию с процессом мытья, намыливания чего-то. Название окончательно прижилось благодаря словам одного из американских кинокритиков, и в Америке оно звучит точно так же : соуп опера (соуп по-английски мыло).

Сюжеты мыльных сериалов

Практически все сюжеты мыльных опер или сериалов незатейливые, связанные с любовными историями. Как правило, речь идет о молодой бедной девушке, в которую влюбляется богатый парень. При этом родственники оказываются против, плетут интриги.

Качество сюжета может быть достаточно низким, ведь любовная линия растягивается на множество серий. Линии сюжета обычно оказываются вполне предугадываемыми, и в финале должна победить любовь. Но до победы этой любви может пройти несколько сезонов.

Многих женщин, которые охотно смотрят мыльные сериалы, привлекает их эмоциональная наполненность, они сопереживают главной героине, искренне ненавидят ее соперников и врагов. Эмоциональная наполненность заменяет сложность сюжетной линии, высокие критерии к которой просто отпадают.

Так мыльные оперы становятся хитами, которые действительно можно смотреть, не отрываясь от домашних дел, просто для развлечения. И несмотря на всю критику, которую получает данное направление с момента его появления, подобные сериалы едва ли когда-то сойдут на нет, ведь аудитория для их просмотра всегда находится.

Таким образом, мыльные сериалы получили такой эпитет из-за того, что они произошли от любовных опер по радио, которые прослушивались домохозяйками. В перерывах шла реклама, нацеленная именно на женскую аудиторию, на занимающихся домашними делами домохозяек, и рекламировались в первую очередь различные моющие средства, и в частности, мыло. Потому длинные, обычно несложные по сюжету произведения о любви стали называться мыльными, как и сериалы, которые стали выходить позднее.

Наше воображение часто закрывает пробелы в знаниях. Например, я не знала наверняка, почему многосерийные фильмы про жизнь и про чувства называют "мыльными операми". Но моя фантазия прекрасно заместила отсутствие достоверной информации своими красочными картинками.

Мне представлялась обильная мыльная пена, которая взбивается бесконечными сюжетными линиями сериала. И в ней каждый персонаж - словно пузырик. Он может быть раздутым или микроскопическим, ярко-радужным или невзрачным, красиво улетать в небо или просто лопнуть в любой момент, удобный сценаристу.

Общее для всех этих представлений одно: пустота и недолговечность. Как каждого пузырька в отдельности, так и всей пенной шапки. Если их оставить без внимания, то уже через пару часов, в лучшем случае, останется просто мокрое пятно. Или вообще ничего не останется.

И вот я поймала себя на этих играх воображения. И решила все-таки выяснить доподлинно: почему именно "мыльная опера"? - Оказалось и интересно, и прозаично, одновременно.

Появление фразеологизма "мыльная опера"

В первой половине XX века, в разгар Великой депрессии в Америке были популярны сериалы, которые транслировали по радио. По сути, это были такие же бесконечные истории, не отягощенные особой художественностью, как и современные фильмы. Их главной целью было привлечь и удержать внимание публики на протяжение, как можно более долгого периода. Желательно - годами!

Выходили эти радио-постановки днем. А их основной аудиторией становились, как не трудно догадаться, домохозяйки.

В те годы жизнь даже в Америке была еще не столь комфортной. Женщины сидели дома не потому, что хотели этого, а из-за того, что рабочих мест для них было в сотни раз меньше, чем для мужчин.

И дома они не только красили ногти и листали модные журналы, а активно трудились: на их плечи ложились все заботы по дому. И, конечно, ежедневная уборка.

Соответственно, реклама, ради которой и создавались бесконечные радио-сериалы, была нацелена именно на эту категорию слушателей и на их основной интерес. Так и вышло, что в подобных передачах рекламировали, по большей части, мыло, порошки и прочие моющие средства !

Слово же " опера " прицепилось, как обозначение чего-то невразумительного и затянутого. Да, американцам времен Великой депрессии было не до восхищения изысканным искусством Старого света.

Так что, "мыльная опера" - это нечто плохо понятное, нескончаемое, но обильно сдобренное рекламой мыла! А все мои ассоциации с пеной и пузырями оказались несостоятельны)

  • Мыльная опера (англ. Soap opera) — один из форматов телесериалов, который отличается последовательным изложением сюжетной линии в эпизодах сериалов на телевидении и радио. Название произошло от того, что в ранних телесериалах размещалась реклама таких компаний-производителей мыла, как Procter & Gamble, Colgate-Palmolive и Lever Brothers. Первые мыльные оперы начали выходить на радио по будням в дневное время, когда у радиоприемников были преимущественно домохозяйки, и таким образом реклама мыла была направлена конкретно на женскую аудиторию. Мыльные оперы также отличаются огромным количеством серий и клиффхэнгерами в финале каждой серии и снимаются и транслируются десятилетиями.

Связанные понятия

Коме́дия положе́ний, также ситуацио́нная коме́дия, ситуативная комедия, или ситко́м (англ. situation comedy, sitcom), — разновидность комедийных радио- и телепрограмм, с постоянными основными персонажами и местом действия. Изначально появившийся на радио в США в 1920-х годах, к 1970-м годам ситком выделился в жанр почти исключительно телевизионной комедии и получил широкое распространение в телесериалах.

Прайм-тайм (англ. prime-time — наиболее удобное, лучшее время) — это наиболее активное время просмотра телевидения и прослушивания радио в течение суток.

Телевизионная синдикация (англ. Broadcast syndication) — продажа права показа одних и тех же телевизионных передач сразу нескольким вещателям. Это распространённая в США и в некоторых других странах мира система показа телевизионного контента, в том числе телесериалов, развлекательных шоу, ток-шоу и так далее.

Медицинская драма (англ. Medical drama) — телевизионный сериал, в центре которого находится больница и работа врачей, персонала и т. д.

Упоминания в литературе

По статистике, мыльные оперы смотрят больше половины россиян, 70 % из которых – женщины (домохозяйки и работающие), поэтому чаще всего в этих сериалах размещают product placement продуктов быстрого приготовления и питания: бульонные кубики, йогурты, майонез, пельмени, блинчики, котлеты, сок, конфеты, приправы, растительное масло, сметану, творог, консервированные овощи и фрукты и т. д. Аудитория мыльных опер – люди со средним и ниже среднего уровнем доходов, которые как раз и употребляют в пищу вышеперечисленные продукты питания. Однако применение в мыльных операх, рассчитанных на людей с невысоким достатком, product placement продуктов премиум-класса: дорогих коньяков, черной икры, устриц и т. п. – окажется, мягко говоря, малоэффективным.

Связанные понятия (продолжение)

Телесериал-антология (англ. Anthology series, также иногда Anthology drama) — разновидность телесериалов, на радио и телевидении, в которых каждый из эпизодов имел собственную историю, персонажей и актёров. Формат впервые зародился на радио NBC в 1927 году, после выхода программы The Collier Hour, которая считается первой драмой-антологией.

Процедурная драма или просто Процедурал (англ. Procedural drama) — разновидность телесериалов, чаще всего криминально-детективных, сюжет в которых строится вокруг каждого эпизода. Главной особенностью можно считать возможность для зрителя смотреть сериал с любой серии без ущерба для понимания сюжета. Иногда процедуралы называются фразой case-of-the-week.

Стенда́п-комедия (стенда́п; англ. stand-up comedy) — комедийное искусство, в котором комик выступает перед живой аудиторией, обычно говоря напрямую зрителям. Часто для стендапа организуются специальные комедийные клубы (англ. comedy club). Выступающего называют стендап-комиком, комиком или стендапером.

Замена в середине сезона (англ. Midseason replacement) — термин, которым в американском и канадском телевидении обозначают телесериал или телешоу, премьера которого происходит не осенью (в начале нового телесезона), а, как правило, в период с января по май.

Сериа́л (англ. Serial, также телесериал, последовательная программа) — разновидность телевизионных (а также радио-) передач, которые состоят из отдельных, последовательных эпизодов. Наиболее известным форматом сериалов являются мыльные оперы, начавшие своё существование в 1930-х годах на американском радио.

Полицейская драма (также Полицейский процедурал; (англ. Police procedural) — поджанр детектива, в котором правдоподобно показывается жизнь и работа сотрудников полиции.

Коме́дия положе́ний — вид театрального и киноискусства, классический вид комедии, основанный на том, что герои фильма (спектакля) попадают в курьёзные, смешные ситуации.

Мини-сериал (англ. miniseries, минисериал) — художественное или документальное произведение, состоящее из заранее запланированного набора эпизодов, представляющее собой законченную историю и предназначенное для демонстрации по телевидению.

Клиффхэ́нгер (англ. cliffhanger или cliffhanger ending) — художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история.

Веб-сериал (англ. Web series) — тип сериала, выпущенного с целью трансляции через интернет, однако в дальнейшем возможно появление и на телевидении. Одна серия наиболее часто именуется веб-эпизодом.

Ток-шо́у (от англ. talk show — разговорное шоу) — телепередачи разговорного жанра, в которых несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.

Шоураннер (англ. Showrunner) — термин в американском телевидении, который обозначает человека, работающего исполнительным продюсером, отвечающим за основное направление и развитие проекта. Шоураннер обычно совмещает обязанности сценариста, исполнительного продюсера и редактора сценариев. В отличие от кинематографа, где творческий контроль находится в руках режиссёров, шоураннер по статусу всегда выше телевизионных режиссёров. В ранний период телевидения шоураннеры назывались главными исполнительными.

Реа́лити-шо́у или реалити-телевидение (от англ. reality — действительность, реальность) — телевизионный жанр, разновидность развлекательной телевизионной передачи и онлайн-трансляции. Сюжетом является показ действий группы (или групп) людей в приближенной к жизни обстановке.

Телевизионная сеть (англ. Television network) — коммуникационная сеть для распространения телевизионных программ материнской компанией местным телестанциям и провайдерам кабельного телевидения. До середины восьмидесятых в большинстве стран мира доминировало небольшое количество широковещательных сетей, так как в то время кабельное телевидение было не столь развито. Многие старейшие телесети произошли от радиосетей, например BBC, NBC или CBC.

Sexploitation (сексплотэйшн/сексплуатация) — кинематографический жанр категории эксплуатационное кино. В фильмах данного жанра эксплуатируются и освещаются разнообразные аспекты человеческой сексуальности.

Исполни́тельный продю́сер (англ. Executive producer) — должность в индустрии создания коммерческого медиапродукта. В зависимости от того, где работает исполнительный продюсер, он может быть связан с управленческим учётом или с соответствующими юридическими вопросами (например, авторскими правами или роялти). В киноиндустрии работа исполнительного продюсера, как правило, связана с формированием бюджета фильма, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Он обычно не работает на съёмочной.

Телевизио́нная програ́мма, телепрогра́мма, телепереда́ча — видеоряд, обладающий единым назначением и некоторой целостностью (сюжетом), показываемый по телевидению.

Ассоциация телевизионных критиков (англ. Television Critics Association) — это группа из примерно двухсот журналистов США и Канады, которые собираются два раза в год, в январе и июле, для освещения новых телепроектов.

Институт театра и кино Ли Страсберга (англ. Lee Strasberg Theatre and Film Institute) — школа актёрского мастерства, основанная в 1969 году режиссёром Ли Страсбергом для обучения разработанному им методу актёрской игры, развивающему идеи Константина Станиславского. В настоящее время институтом руководит вдова Страсберга - Анна.

Офф-Бродвей (англ. Off-Broadway, в пер. — вне Бродвея) — профессиональный театральный термин, которым обозначаются сценические площадки в Нью-Йорке с вместимостью от 100 до 499 посетителей. По своим размерам эти театры меньше бродвейских.

Голливу́д (англ. Hollywood : holly — падуб, wood — лес) — район Лос-Анджелеса, расположенный к северо-западу от центра города, в штате Калифорния. Традиционно Голливуд ассоциируется с американской киноиндустрией, поскольку в этом районе находится много киностудий и живут многие известные киноактёры.

Независимое кино в США имеет давнюю историю. Такое кино в значительной или полной мере снимается вне системы основных киностудий и распространяется независимыми компаниями. Также, независимые фильмы могут производить и/или распространять дочерние структуры крупных киностудий.

Мыльная опера – это такой сериал, главной особенностью которого является долгая сюжетная линия, переходящая из одной серии в другую. Чаще всего, это незамысловатые сериалы, которые крутятся на телевидении годами. Ведь главное не сюжет, а аудитория.

Однако на самом деле, происхождение этой фразы не настолько поэтичное.

Это интересно: Кинокритик раскрыл секрет популярности ремейков

1920-е годы в США – это становление телевидения. Оно передавало простые и незамысловатые телесериалы, чаще всего, про любовь.

В этих сериалах размещалась реклама известных всем сегодня компаний Procter&Gamble, Colgate-Palmolive и Lever Brothers. Эти компании рекламировали для своей целевой аудитории – домохозяек – мыло, порошки и прочую химию для дома.

Нужно сказать, что у мыльных опер практически нет определенного сюжета. Они строятся так, чтобы никогда не заканчиваться. Фактически, у них нет ни начала, ни конца. Именно поэтому в мыльной опере практически всегда идет несколько параллельных сюжетов, которые, связываясь друг с другом, позволяют сериалу никогда не заканчиваться.

Часто у серий неопределенная и интригующая концовка, заставляющая зрителя жать следующую серию. Это выгодно для бизнесменов, спонсирующих показ этих сериалов: лучше оставить незавершенную концовку в конце месяца, чтобы зритель сразу заплатил и за следующий. Так зрители как будто подсаживались на иглу этих бесконечных сериалов и каждый месяц платили деньги за подписку.

Читайте также: