Что такое метод день у учителей в школе

Обновлено: 05.07.2024

Привет! Многие коллеги спорят о том, что такое вообще методический день. Все понимают, что в этот день педагог должен самообразовываться. Сейчас, когда техника развивается со скоростью света, это особенно актуально.

Но многие уверены, что они обязательно должны сидеть в школе, заменять учителей, если понадобится, и т.д. На самом деле, это совсем не так. Я могу в свой методический день (если он у меня есть, конечно) махнуть в школу Эстонии и посмотреть, как там учат детей.

Как было раньше

Когда я только влилась в педагогический коллектив, система была такая. Все учителя-предметники входили в какое-нибудь методическое объединение . Каждое МО вырабатывало свой план , по которому участники объедения должны были работать над самообразованием .

Тему учителя выбирали сами. 1 раз в четверть кто-нибудь давал открытый урок по ней, проходило заседание , на котором разбирали урок и решали другие вопросы. Обязательным пунктом каждый раз был обмен опытом за круглым столом.

Вот как раз методический день ( свободный от уроков ) выделялся на самообразование. Можно было работать над темой, посещать курсы и районные объединения . Кстати, на школьных и районных заседаниях (тоже проводились в определенный день недели) учителя проходили очередную аттестацию и обменивались опытом.

Если заседаний в этот день не было, можно было поехать в другую школу, музей, куда угодно. Я не вижу ничего действеннее системы , которая развивается и совершенствуется. Сама была много лет руководителем МО своей школы и год возглавляла РМО.

Методические объединения не были формальными. Они приносили пользу как опытным педагогам, так и молодым специалистам (в первую очередь им).

Как стало теперь

С введением всяких новшеств в школах стала разваливаться не только воспитательная система, но и система преемственности учителей. Методические объединения, наверное, остались (для отчетности), но уже не выполняют своих функций.

Во-первых, в районе перестали выделять какой-то определенный день недели для этого. Хаос перенесся и на школы. Теперь не высвобождают от уроков дни, потому что в условиях пятидневки это практически невозможно. Да и нагрузка учителей не позволяет этого делать.

Во-вторых, порядок аттестации учителей каждый год меняется . Казалось бы, где, как не в школе и родном районе, педагога знают и понимают, какой квалификационной категории он достоин? Нет, кто-то думает иначе.

В-третьих, отменили надбавки руководителям МО и решили, что они могут поработать бесплатно. Результаты бесплатной работы можно предугадать.

Ремарка . Я не знаю, как с этим обстоят дела в других школах. Коллеги поправят меня, если у них все иначе.

Что говорят учителя

Привожу выдержки из форумов:

· У нас нет такого дня из-за 5-дневки . Мне нравится! Зато 2 выходных. Что толку? Раньше был, и мы все равно сидели в школе.

· У нас нет такого чудесного дня! Мы занимаемся самообразованием вечерами, в выходные . кто когда сможет. Иногда на каникулах могут выделить день и сказать, что это день самообразования. Но это бывает раза два в год.

Вот так. День для самообразования положен только тем, у кого маленькая нагрузка. Где логика? А ее нет. А нам ведь нужны образованные и современные учителя. Согласны?


Любой учитель стремится к тому, чтобы детям нравился его предмет. Для того чтобы школьники демонстрировали высокое качество знаний в рамках итоговой аттестации, педагог должен уделять время собственному развитию.

Нельзя прийти в образовательное учреждение и провести урок без предварительной подготовки к нему. В этом случае трудно рассчитывать на совершенствование интереса к предмету, глубокое осознание изучаемого материала.

Время для саморазвития

Методический день необходим для того, чтобы у педагога была возможность подготовиться к урокам, пообщаться с коллегами, пройти дополнительную профессиональную подготовку в рамках курсов, семинаров, конференций.

Нельзя забывать о том, что каждый урок предполагает предварительную подготовку, подбор основного материала, заданий, упражнений.

Сложно полноценно осуществлять такую подготовку при полной занятости в школе. Именно поэтому во многих образовательных организациях педагогам предоставляется методический день.

самообразование учителей

Люди, которые далеки от специфики работы педагога, убеждены в том, что в каникулярное время учителя отдыхают вместе с детьми. Методический день они ассоциируются с выходным днем, не осознавая, что педагоги проводят его со специальной литературой, повышая свой интеллектуальный уровень.

Важные аспекты

Попробуем понять, в чем суть освобождения для учителя одного рабочего дня в рамках учебной недели. Методический день в школе педагог может использовать не только для подготовки к урокам и внеурочным мероприятиям, но и для самообразования.

Повышение профессионализма педагогов особенно актуально. Ведь современная школа и ее ученики стремительно развиваются. Если педагог не следит за изменениями, происходящими в современном обществе - он не сможет дать своим воспитанникам качественные и актуальные знания.

методический день в школе

Праздник науки

темы для развития

Особенности организации фестивалей

В рамках города, к примеру, одна из школ может стать экспериментальной площадкой для внедрения определенных методов и приемов воспитательного и образовательного процесса. В таком случае, этим вопросам и будет посвящен методический день.

Сценарий подобного мероприятия составляет заместитель директора образовательной организации по учебно-методической работе, привлекая в помощь группу инициативных педагогов.

как провести методический день

Особенности оплаты

Положение о методическом дне

В некоторых школах разрабатываются (на базе коллективного договора) положения о предоставлении дня для профессионального роста педагога.

  1. Целью является создание благоприятных условий для совершенствования педагогического мастерства современного учителя.
  2. Право на методический день имеют учителя, работающие на полную ставку в ОУ.
  3. Предоставляемый день не является выходным днем педагога.
  4. Учитель занимается самообразованием, изучая нормативные документы и законодательные акты по вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения.

В рамках методического дня работа осуществляется по определенным направлениям:

  • овладение инновационными педагогическими приемами и технологиями, адаптация их к условиям конкретного классного коллектива;
  • анализ передового опыта по преподаваемой учебной дисциплине;
  • изучение методической и научной литературы;
  • разработка методических материалов по предмету, продумывание внеклассных занятий;
  • участие в семинарах, конференциях, вебинарах.

особенности работы после уроков

Заключение

После принятия профессионального стандарта педагога, каждый учитель обязан предоставлять администрации школы или руководителю методического объединения план, согласно которому он будет развивать свои профессиональные качества, повышать педагогическое мастерство. Как правило, выбирается одна методическая тема, над которой учитель будет работать 2-3 года, указываются действия, что будут способствовать выполнению поставленных им задач. В течение учебного года педагог знакомит коллег с наработанным опытом на заседаниях школьных, городских, районных методических объединений, отмечает те моменты, которые уже достигнуты.

В сам методический день учитель должен принимать активное участие в тех мероприятиях, которые проводятся в образовательной организации, а также за ее пределами.

В случае необходимости (по согласованию с педагогом) осуществляется замена заболевшего учителя. Педагог, находящийся на методическом дне, обязан посещать открытые уроки коллег по МО. В случае выполнения им обязанностей классного руководителя, учитель приходит на дежурство по школе.

самосовершенствование педагогов

Контроль над соблюдением всех основных правил, разработанных для поведения учителями образовательного учреждения в предоставляемый им день для самообразования, осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе и руководитель школьного методического предметного объединения.

В некоторых российских школах, гимназиях, лицеях один раз в полугодие (в год) в рамках школы проводятся методические декады, посвященные определенной предметной области. По Правилам внутреннего распорядка, действующих в ОУ, педагоги, находящиеся на "свободном дне", обязаны принимать активное участие в тех мероприятиях, которые запланированы в рамках предметной декады.

Выделение в рабочей неделе одного дня для самообразования учителей, является экономически обоснованным и целесообразным мероприятием. Подобные действия позволяют избегать психологической и физической перегрузки школьных педагогов, способствуют интеллектуальному самосовершенствованию учителей, их позитивному отношению к своим профессиональным обязанностям.

Педагоги получают отличную возможность для эмоциональной разгрузки, изучения дополнительной методической литературы, обобщения своего профессионального опыта, публикации его в учительских журнала и газетах, разработки новых интересных уроков и внеурочных мероприятий.

Что такое методический день учителя? Если он не оплачивается, то является ли этот день методическим? Ведь тарификация рассчитана только на часы, которые проводятся в учебные дни. Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.

п. 2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам
устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов
педагогической работы за ставку заработной платы.

п. 2.8.1. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);.

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа (
нормируемая часть), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ДРУГИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69,
п. 2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями,
тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее — педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется
наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической
работы, связанной с преподавательской работой.
Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую
работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по
количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных
уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника, и включает, в том числе:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
выполнением дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).
2.4.
Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых
графиками и планами работы,
педагогический работник может использовать для
повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п
. Это не обязательно делать на рабочем месте, если для педагога это удобнее.
Таким образом, если у Вас в расписании есть полностью свободный день от всех обязанностей, перечисленных выше, Вы имеете право его использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, методической работы и т.п. Этот день (периоды времени) оплачиваются Вам наравне с другими днями работы в школе.

Я знаю, что если метод. день оплачивается из расчета 3 часа, то этот день является методическим, а если нет-то выходным.
Светлана

Раскаткина Вера Юрьевна

При каком объеме учебной нагрузки устанавливается методический день?

Кузьмик Светлана Владимировна

Нам в школе объяснили, что такого понятия как "методический день" в нормативных документах не существует, поэтому если и есть у кого-то такой день, то только на усмотрение администрации (в зависимости от возможности составить расписание и т.п.).Работаю учителем начальных классов в режиме шестидневки, суббота только в 1-м классе является "методическим днём".

Стрешинская Инна Васильевна

Законодательно "методический день", действительно, не прописан ни в одном нормативном документе. Но возможность его предоставления все-таки существует! Можно прописать это в коллективном договоре! И тогда это не только желание или нежелание администрации, но и рассмотрение возможности предоставления "методического дня" для методической работы или посещения семинаров и т.д.

Сумина Ольга Владимировна

Если у Вас более 30 часов, то методического дня не будет. Но всё решает администрация.

Раскаткина Вера Юрьевна

У меня 21 час уроки, 1 час кружка во вторник, 1 электив в среду и 0,25 лаборантство. Класса нет. Получается что у меня в понедельник 3 урока, в четверг 2, в субботу 4.

Это всё решается зам по учебной работе,если это не в ущерб учебно-воспитательному процесу и расписание можно под вас составить, тогда всё нормально.

Беляева Ирина Геннадиевна

Работаю в начальной школе. У нас шестидневка. Ни о каком методическом дне и речи быть не может. Только в 1 классе по СанПиН дети не учатся. Да и в старшей школе методический день означает, что у учителя нет в расписании уроков, а не то, что он должен отсутствовать на рабочем месте. Всегда ведь находятся какие-то важные дела, или дежурство по школе, или работа по самообразованию и т.д.

А методический день и означает, когда учитель может заняться метработой, сходить на урок к коллеге, посетить семинар, да просто подготовиться нормально к урокам.

Бачурина Елена Геннадьевна

Согласна, методический день - для методработы,но, как приятно когда он есть.

Хисамова Резеда Мансуровна

Полностью с Вами согласна.

Метод день и предназначен, чтобы готовиться к очередной аттестации, готовить сценарии, публикации и прочую макулатуру.

Бородина Алла Ивановна

Нам объяснили, что метод. день предназначен только для тех, кто работает 18 часов. Вопрос: много таких? Если же ты классный руководитель, то метод. день тоже не положен. А вдруг что. Когда заниматься методической работой, если нет метод. дня? Я согласна, что метод. день не для стирки-уборки. Но иногда можно и отдохнуть, если стирку-уборку делаешь в законный выходной, и планы пишешь в выходной, и к конкурсам готовишься чуть ли не круглосуточно.

Я полностью с вами согласна - учитель тоже человек и имеет полное право на отдых.

Бачурина Елена Геннадьевна

У меня на следующий год запланированы курсы повышения квалификации, раз в неделю я буду посещать лекции, семинары. В школе мне этот день сделают как метод.день.

Некоторые руководители составляют на работников акты за отсутствие на работе в

субботу и требуют объяснение от работника. Отмечаем, что в субботу учитель может быть привлечен к участию в общешкольных мероприятиях (участие в деятельности педагогических и иных советов, методических объединений, в других формах методической работы, проведение родительских собраний и др.) или выполнять дополнительную работу (классное руководство, заведование учебными кабинетами, проверка письменных работ и др.).

Однако по своему характеру выполнение такой работы в большинстве случаев осуществляется не в определенные рабочие дни недели, а рассчитывается на более длительные сроки - на месяц, учебную четверть. Эта работа регулируется соответствующими планами и графиками работы школы, в т.ч. планами работы учителя (п.2.3 Приказа Минобрнауки РФ от 11.05.2016 №536).

В свой методический день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). К большому сожалению, для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день. Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.

Таким образом, можно сделать вывод: если у учителя в конкретный день недели отсутствуют занятия по расписанию, не запланированы по своему плану или по плану работы школы общешкольные мероприятия, на которых он обязан присутствовать, а также отсутствует другая часть работы (дополнительная работа), которую необходимо выполнять в стенах школы, то присутствие учителя в школе не требуется. Такой свободный день учитель использует для своего дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям (абз.2 п.2.4 Приказа Минобрнауки РФ от 11.05.2016 №536).

Читайте также: