Что такое месса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Месса — музыкальное произведение, в составе которой лежит католическая литургия латинского обряда. Тексты наложены на музыку для одноголосного или многоголосного пения, в сопровождении музыкальных инструментов или без, для музыкального сопровождения торжественного богослужения в Римско-католической церкви и протестантских церквях высокого направления, таких как Церковь Швеции.

Помимо этого мессы исполняются вне богослужения на концертах, а некоторые и вовсе специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества.

Уже начиная с 14 века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались, в основном, на основе постоянных частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу 14 века музыка к 6 частям ординария заняла лидирующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей принято считать английского композитора Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс принадлежит творчеству Жоскена Депре (свыше 20 месс). Помимо этого Жоскена Депре первым применял приемы пародии.

В XVI веке заимствoванная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной вновь, тем самым образуя своеобразный тип мессы-пародии. Писались они большинством композиторов позднего Возрождения, в том числе Палестриной, Лассо и другие. В этоже время стали появляться иные типы - каноническая месса и месса-паравраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV—XVI веках образовалясь также органная месса, где вокальные части чередуются с частями исполняемыми на органе, позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части практически полностью заменены органными обработками, например, Органная месса И.С. Баха.

В 17-18 веках основной акцент делался на концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась так называемая месса-кантата, где отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.

В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые исполнена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, которые впоследствии были названы как Металлическая месса (Metallimessu) и стали исполняться в разных финских церквях, собирая большое количество людей.

Главной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, состоящий из следующих частей:

I. Kyrie eleison — Господи, помилуй — единственная часть на древнегреческом.

II. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу

III. Credo — ВеруюIV. Sanctus — СвятV. Benedictus — Благословен

VI. Agnus Dei — Агнец Божий

Состав исполнителей мессы на протяжении длительного периода времени опредилялся эпохой, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу довольно многообразны. До 19 века мессы сочинялись исключительно для мужчин, где высокие партии исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами контратенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.


Месса — музыкальное произведение, которое представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку для одноголосного или многоголосного пения, в сопровождении музыкальных инструментов или без, для музыкального сопровождения торжественного богослужения в Римско-католической церкви и протестантских церквях высокого направления, например, в Церкви Швеции.

Мессы, представляющие собой музыкальную ценность, также исполняются вне богослужения на концертах, более того многие мессы позднейшего времени специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества.

Содержание

История





Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчество Жоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии.

В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново, тем самым образуя тип мессы-пародии. Писались они большинством композиторов позднего Возрождения, в т.ч. Палестриной, Лассо и др. Тогда же получили распространение иные типы - каноническая месса и месса-паравраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV—XVI веках сложилась также органная месса, где вокальные части чередуются с частями исполняемыми на органе, позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками, например, Органная месса И.С. Баха.

В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расширилась роль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинные Gloria и Credo делятся на несколько частей.

В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпоху романтизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке.

Современная история

В 2006 году в Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии была впервые совершена месса под аккомпанемент тяжёлой металлической музыки, подобные богослужения получили название Металлическая месса (фин. Metallimessu ) и стали проводиться в разных финских церквях, собирая массы людей.

Структура мессы

Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей:

  • I. Kyrie eleison (греч. Κύριε ελέησον ) — Господи, помилуй — единственная часть на древнегреческом.
  • II. Gloria in excelsis Deo — Слава в вышних Богу
  • III. Credo — Верую
  • IV. Sanctus — Свят
  • V. Benedictus — Благословен
  • VI. Agnus Dei — Агнец Божий

Большинство композиторских месс написано на этот текст ординария. В современных реконструкциях композиторских месс позднего Средневековья и Возрождения — в целях придания исполнению подлинного характера — текст ординария зачастую прослаивают песнопениями проприя, оригинальными монодическими или их многоголосными (композиторскими) обработками.

Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на одну неизменяемую часть мессы. Из наиболее известных — Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка.

Состав исполнителей

Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны. До XIX века мессы писались исключительно для мужчин, высокие партии в которых исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами-контратенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении.

м е сса, мессы, жен. (франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.).

| Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.).

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

(от лат. missa — отпускание) — главное ежедневное богослужение в католичестве; обедня. Сама церемония формировалась с IV по VIII в.

Католическая Энциклопедия

(фр. messe, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

Современный чин мессы

o начальные обряды;

o респонсориальный псалом;

o Второе чтение из Нового Завета (только по воскресеньям и на важных праздниках);

o чтение Евангелия;

o Символ веры (по воскресеньям и на торжественных мессах);

o Молитва верных;

o воскурение ладана;

o приготовление алтаря и даров (офферторий);

o молитва над дарами;

o евхаристическая молитва (анафора):

* завершающий обряд (благословение участвовавших и окончание мессы).

* приготовление и акты покаяния:

o окропление святой водой при чтении псалма 51 (9,3);

o крестное знамение у подножия алтаря;

o молитва на основе некоторых библейских пассажей (Быт., 26:33, 34; 1 [3] Цар., 6:16 и 8:6, 2 Хроник [2 Пар.], 3:8, Иез., 41:4 и др.);

o чтение посланий святого Павла;

o чтение Евангелия с предварительной краткой молитвой на основе Ис., 6:6;

o чтение Никейского символа веры .

* офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:

o воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;

o молитва святейшей Троице;

* консекрация и акты благодарения и надежды:

o префация канона;

o чтение правила консекрации, включающee воскурение ладана;

o приготовление к консекрации;

o собственно консекрация;

o приношение символической жертвы;

o напоминание о воскрешении мёртвых;

o преломление хлеба на 3 части;

o приготовление к причащению;

o получение святых даров и чтение молитвы на основе Мат., 8:8;

o играние антифона;

o чтение Ин., 1:1-14;

o кантика на основе Дан., 3.

Места, предназначенные для богослужения; их структура и отдельные элементы.

Примечание: Следует учитывать отличие устройства храмов, построенных или перестроенных после литургической реформы II Ватиканского Собора, и храмов, сохранивших дореформенный интерьер. Прежде всего это отличие было обусловлено рекомендацией служить Мессу лицом к народу, что потребовало изменения формы алтаря и его расположения.

алтарная преграда – невысокая преграда, отделяющая пресвитерий от остального пространства храма.

алтарная сень, надалтарная сень – на алтарях старого типа – навес на четырех колоннах над дарохранительницей.

алтарь, престол – стол (до литургической реформы сер. ХХ в. имевший довольно сложную форму), предназначенный для некоторых важнейших священнодействий, прежде всего – Евхаристии: именно него возлагаются хлеб и вино, которые во время Мессы пресуществляются в Тело и Кровь Христа.

амвон – место (зачастую на некотором возвышении) непосредственно у алтаря или в алтарной части храма с подставкой для книг. С амвона читается Священное Писание, произносится проповедь, а также ведутся некоторые части богослужений.

вотивная доска, таблица – доска или таблица, установленная в храме частным лицом или группой людей по обету (обычно содержит упоминание имени этого лица, посвящение Господу, Богородице или кому-то из святых, а также упоминание ситуации – например, исцеление от болезни и т.п.). Бывают также вотивные изображения, установленные в храме также по обету. (Взамен этого слова – довольно неблагозвучного, хотя и усвоенного русским искусствоведением, – можно говорить: доска, таблица, изображение по обету).

исповедальня – место или помещение для исповеди. Традиционная исповедальня представляет собой деревянную кабину с сидением для священника, по обе стороны которого – закрывающиеся окошки, занавешенные, как правило, непрозрачной сеткой; у каждого окошка с внешней стороны – место (обычно частично или полностью отгороженное от окружающего пространства) для исповедующегося, который коленопреклоненно совершает исповедание грехов. Подобное устройство исповедальни позволяет, с одной стороны, сохранять инкогнито исповеди, а с другой, способствует ощущению исповедания грехов Богу, а не священнику, который только свидетель исповеди. Исповедальней может считаться и простая маленькая перегородка, по одну сторону которой садится священник, а по другую встает на колени исповедующийся. В последнее время все чаще в храмах устаиваются отдельные комнаты для исповеди, которая, по желанию исповедующегося и согласию священника, может проходить сидя лицом к лицу; к такой комнате также вполне применимо слово "исповедальня".

кафедра – в храмах, сохранивших дореформенный облик, возвышение в алтарной части либо в примыкающей к пресвитерию части центрального нефа (см.) для проповеди; имеет вид небольшого балкона с ведущей к нему лестницей.

кафедральный собор – главный храм епархии, в котором находится кафедра епископа (см. ниже).

крещальня – помещение для крещения.

молитвенная скамейка – скамья для коленопреклонений.

неф – продольное пространство в храме. Наиболее традиционная структура храма – трехнефная. В таком случае центральный из нефов называется главным нефом (он завершается пресвитерием), а нефы по обе стороны от него – боковыми нефами. Как правило, главный неф отличается от боковых большей длиной и большей высотой потолка. Главный неф часто бывает отделен от боковых колоннами или арками. Боковой неф, в котором есть алтарь (при наличии основного алтаря в главном нефе) называется приделом.

предстоятельское место, место предстоятеля, – сидение, на котором восседает во время богослужения предстоятель (священник, возглавляющий это богослужение).

пресвитерий, алтарная часть [храма] – та часть храма, в которой во время богослужения находится духовенство. В алтарной части храма установлен алтарь.

притвор – передняя часть храма, находящаяся, как правило, в прямо противоположном пресвитерию его конце.

реликварий – сосуд, шкатулка или саркофаг, в котором находятся почитаемые верующими реликвии: мощи (кости) святых, принадлежавшие святым вещи и др.; реликварий, содержащий именно мощи святых, может называться также "мощехранительницей".

ризница – комната вблизи пресвитерия для подготовки духовенства и алтарников к богослужению, а также хранения богослужебных облачений, книг и предметов утвари. (Следует избегать замены этого слова, веками существовавшего в русском языке, латинским "сакристия", которое вдобавок нередко искажается "закристия", "закристье" и т.п. Впрочем, забавно, что кое-где это слово видоизменилось благодаря народной этимологии: так, некоторые произносят его как "закрестье" и даже "захристье" – вероятно, имея в виду то, что на алтаре пребывает крест или Христос, а ризница где-то позади).

сакрарий – непопираемое место в храме или близ него для захоронения частиц и остатков священных предметов и веществ (например, евхаристического Хлеба и Вина).

святыня – нечто, почитаемое верующими: храм, священное изображение, гробница святого, реликварий, место, где совершилось чудо, и т.п.

сосуд с освященной водой, кропильница – сосуд при входе в храм, из которого верующие окропляют себя освященной водой ("кропильницей" называется также переносной сосуд с освященной водой, в который священнослужитель при окроплении народа или тех или иных предметов окунает кропило).

трон епископа, кафедра епископа – в кафедральном соборе кресло, на котором восседает епископ во время богослужения. (Кафедрой епископа называют также город, в котором находится кафедральный собор данной епархии и резиденция правящего епископа).

хоры – балкон (обычно, над притвором), на котором располагается хор.

храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда "храмом" может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить: "верхний храм", "нижний храм". Помещение с алтарем в подвальной части храма имеет особое название: "крипта".

часовня, капелла – обособленное помещение в храме, а также в некультовом здании (семинария, монашеский и даже частный дом) для богослужений или молитвы.

Словарь музыкальных терминов

(фр. messe , от лат. mitto — отпускаю, посылаю) — произведение для хора и солистов без сопровождения или с инструментальным сопровождением, состоящее из нескольких частей, каждая из которых написана на духовный текст и предназначена для исполнения во время католической обедни.

Основные разделы мессы:

4. Санктус и Бенедиктус.

Другие разделы включались в зависимости от того или иного церковного дня. Мессы создавали Д. Палестрина, О. Лассо, Ж. Депре, К. Монтеверди, И. С. Бах, И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Керубини, Ф. Шуберт, Ф. Лист, А. Брукнер, И. Стравинский, Л. Яначек, Ф. Пуленк и др. Их произведения по содержанию значительно шире канонического литературного текста. Католическая месса по значению родственна литургии православной церкви.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Католическая обедня.

* Спешить к мессе. *

2. Музыкальное хоровое произведение на текст этого богослужения.

* Исполнять мессу. *

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG Mass)

(лат. missa от mittere распускать)

литургия и богослужение, в к-ром совершается евхаристия; более широко - римско-католическое богослужение в целом. По традиции в конце службы говорилось: "lté, missa est" ("Ступайте, распущено", т. е. "месса окончена").

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

МЕССА, ы, ж.

1. В католической церкви: литургия.

2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии.

Теологический смысл мессы.

Согласно католическому вероучению, в ходе мессы хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа. Внешний вид и вкус хлеба и вина после пресуществления сохраняются.

Каждое совершение мессы возобновляет крестную казнь Христа на Голгофе. На кресте Христос добровольно предал себя Богу. В мессе Тело, Кровь, Душа, и Божественная природа, тáинственно присутствующие в хлебе и вине, снова предаются Богу Христом, которого представляет священное лицо – священник. Цели мессы те же, что и события на Голгофе, – принести Богу поклонение, покаяние, благодарение и просительную молитву.

Жертва на кресте и жертва мессы, алтарная жертва отличаются только способом принесения жертвы. На кресте Христос умер мучительной кровавой смертью /с пролитием крови/. После своего воскресения он был прославлен (возвышен) и смерть утратила власть над ним. Пролитие его крови, таким образом, невозможно, и месса должна быть жертвой бескровной.
См. также ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ.

СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ

В мессе может участвовать каждый член присутствующей общины, но только епископ или священник обладают властью предстоять за литургией и совершать таинство евхаристии. Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы (мальчики-алтарники). Участвует в мессе чтец-мирянин, который читает некоторые богослужебные тексты и руководит действиями общины во время богослужения.

Исторически сложилось, что тексты мессы читаются на латыни, традиционном языке церкви. Согласно решениям II Ватиканского собора (1962–1965) церкви во всем мире используют с тех пор местные языки для многих разделов мессы. Члены общины могут пользоваться Миссалом, в котором содержатся богослужебные тексты мессы и указания для ее совершения. Для совершения мессы требуются алтарь (в который вложены мощи), накрытый тремя покровами, две свечи из чистого пчелиного воска, распятие. В евхаристии используются хлеб в виде облаток, гóстий (лат. hostia – жертва), маленьких лепешек из пресного (не дрожжевого) пшеничного теста и виноградное вино, в которое добавляют несколько капель воды.

В раннехристианской церкви литургии служили дома или у могил мучеников в катакомбах. В наши дни мессу как правило совершают в церкви, хотя при необходимости епископ может благословить совершение мессы под открытым небом или в другом помещении. Обычно мессу служат утром, но дневные и вечерние мессы также допустимы. Продолжительность богослужения около 40 минут.

В Римско-католической церкви все верующие, достигшие сознательного возраста и не имеющие канонических препятствий для этого, должны участвовать в мессе по воскресеньям и определенным дням (например, 25 октября на Рождество, в 40-й день после Пасхи – на Вознесение, 15 августа – на Успение Девы Марии, 1 ноября – в праздник Всех Святых и др.).

Виды мессы.

Мессы по особым случаям называются обетными (missa votiva). Обетная месса по случаю венчания называется брачной, а месса совершаемая в день похорон – реквиемом.

Порядок совершения мессы.

Воскресная приходская месса является типичным примером низкой мессы. Богослужение состоит из двух основных частей: литургии слова и литургии евхаристической (евхаристии).

Литургия слова.

Евхаристия

состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Св. Дары – хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино. Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре.

Ординарий и проприй.

Месса состоит из молитв ординария (обязательных разделов, которые читаются в каждой мессе) и проприя (разделов, которые меняются в течение года в зависимости от воскресных дней и праздников. В ординарий входят Кирие, Глория, Кредо и несколько молитв из оффертория и канона. Проприй включает Интроит, Градуал, чтение новозаветных посланий, Коллект, проповедь и гимн Оффертория, евхаристическая молитва священника, молитвы за причастием и после него.

II Ватиканский собор

Евхаристические обряды в других церквах.

Помимо Римского ритуала существуют и другие варианты месс, которые находят ограниченное применение в западном католичестве, например, Амвросиевский и ритуал Браги в Португалии. В Англиканской церкви месса напоминает Римский ритуал. Евхаристическое богослужение лютеран, пресвитериан (кальвинистов) и методистов проводится в соответствии с их служебниками. У баптистов, меннонитов и других протестантских групп евхаристических богослужений с зафиксированным ритуалом не имеется. В Восточных православных церквах литургия состоит из трех частей – проскомидии (приготовления вещества для евхаристии), литургии оглашенных и литургии верных. В центре второй части – чтение новозаветных текстов (посланий апостолов и евангелий), сердцевина третьей – евхаристический канон и последующее причащение верующих. В основном употребительны три чина литургии: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.
См. также БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ.

МУЗЫКА

Иванов-Борецкий М.В. Очерк истории мессы. М., 1910
Глоссарий музыкальных терминов христианского богослужения. Краснодар, 1992
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 13. М., 1993–1995

Читайте также: