Что такое малокомплектный детский сад

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности малокомплектного детского сада.

Дошкольное образование в целом представляет динамичную, гибко развивающуюся систему, ориентирующуюся на социальный запрос населения.

В малокомплектном детском саду более сильный социальный контроль за трудовой деятельностью воспитателя и руководителя образовательного учреждения.

Следуя мнению заведующих и воспитателей малокомплектных детских садов, к основным трудностям относятся: разновозрастной состав групп, малый состав педагогического коллектива, ограниченность возможностей детского сада.

Мы считаем, что разновозрастной состав групп, особенности детей, малый состав педагогического коллектива, открытость социальному окружению, ограниченность материальных возможностей малокомплектного детского сада не являются непреодолимыми проблемами , напротив, их можно считать благом.

Например, разновозрастной состав группы малокомплектного детского сада является прообразом большой семьи, в которой: дети могут научиться выполнению различных ролей; может развиться устойчивая групповая культура; имеется естественный стимул к сотрудничеству и взаимопомощи; имеются возможности для развития каждого ребенка в отдельности и всего сообщества в целом, а также для совместной жизни и работы.

Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель малокомплектного детского сада должен использовать все преимущества воспитания детей разного возраста – наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятное условие для формирования познавательной деятельности младшего ребенка.

Особенности детей могут быть учтены и использованы:

при отборе содержания и форм работы с детьми (активность, инициативность, взаимная поддержка младших и старших, осведомленность и навыки старших - пример и поддержка для малышей);

при организации ежедневной работы (демонстрация практических действий, уход за младшими, самостоятельность в работе).

Малый состав педагогического коллектива дает ощущение причастности, ответственности, осведомленности всем сотрудникам малокомплектного детского сада, большую активность и отзывчивость: в работе с детьми; в обсуждении особенностей и перспектив развития ребенка; в информировании сообщества об интересных делах, событиях, перспективах малокомплектного детского сада.

Успешность воспитательных влияний во многом зависит, по мнению В.О. Ключевского, от дружной, согласованной работы, взаимного сотрудничества педагогов-воспитателей. Каждый из них должен ясно сознавать идею идеального воспитанника, которого они должны выпустить. В противном случае педагоги будут продолжать воспитывать и обучать только себя самих. Воспитатели должны знать не только тот педагогический материал, который сидит или бегает под их руководством, но и тот умственный и нравственный идеал, к которому они обязаны приближать эти вверенные им маленькие живые будущности, смотрящие на них полными смутных ожиданий глазами .

Роль воспитателя малокомплектного детского сада – это особенная роль: помочь ребенку взойти на некую нравственную высоту, определяющую культурно-нравственную, культурно-развивающее направление на всю последующую жизнь. Воспитатель малокомплектного детского сада руководит неповторимым, ни с чем несравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Поэтому он должен быть постоянно в поиске нового, совершенствовать свое мастерство, используя для этого достижения культуры, педагогической науки и передовой практики.

В связи с нехваткой в малокомплектных садах педагогов дополнительного образования (логопедов, психологов, преподавателей ИЗО и физкультуры, музыкальных работников) для выполнения сложных и многообразных функций воспитатели таких садов овладевают некоторыми прикладными творческими художественными умениями: рисовать (изобразительные); играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные); выразительно читать (художественно-литературные); танцевать (хореографические); ходить в походы (спортивно-туристические или спортивно-трудовые).

Воспитателю малокомплектного детского сада необходимо быть профессионально-нравственным, культурным человеком, так как обществу нужны интеллигентные люди, которые несли бы в массы культуру и воспитывали в детях нравственные качества. Малокомплектным детским садам не хватает квалифицированных педагогов, поэтому огромная роль по воспитанию детей лежит на тех воспитателях, которые сейчас работают в таких садах. Воспитатель малокомплектного детского сада должен добиться того, чтобы дети разного возраста нравственные качества проявляли с самого раннего возраста. Это огромный труд, который педагог должен выполнить с учетом своего профессионального опыта. Ведь воспитатели малокомплектного детского сада – это образец духовной и нравственной культуры, которые должны быть примером для детей и взрослых.

Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве, особенно в маленьком коллективе, поэтому нужно уметь работать в команде. Результат становится выше, если сотрудники малокомплектного детского сада и родители воспитанников осознают, что они связаны между собой , что успеха они могут достигнуть только сообща.

Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, а ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях. Педагоги дошкольных учреждений должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами воспитания и развития детей, но на данный момент практически отсутствуют современные научно-методические разработки и рекомендации по работе с детьми в разновозрастной группе. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остается организация работы с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.

ВложениеРазмер
statya.pdf 205.25 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование интегрированных занятий в малокомплектном детском саду

В данной статье освещены преимущества интегрированных занятий, их актуальность, структура, алгоритм подготовки и проведения занятия.


ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА

Организация жизни и деятельности детейв разновозрастной группе малокомплектного детского сада.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. По.

Планирование работы в разновозрастной группе малокомплектного детского сада № 26

из опыта работы.


Сценарий Новогоднего праздника для воспитанников младшей группы малокомплектного детского сада

Методическая разработка "Сценарий Новогоднего праздника "Новогодние чудеса" предназначен для использования в детском саду. Лучше всего данный сценарий подходит для подготовки и проведения в младшей гр.


Предметно развивающая среда в малокомплектном детском саду по музыкальному воспитанию

Сад, в котором я работаю маленький и по наполняемости детей (28 человек), и здание очень маленькое (всего две группы). Делюсь свои опытом обустройства среды для музыкального развития детей.

1. К малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

2. Малокомплектная образовательная организация имеет общую численность обучающихся в:

1) образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, до 10 человек;

2) образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего образования, до 40 человек;

3) образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования, до 90 человек;

4) образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, до 110 человек.

3. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Здравствуйте! Я работаю заведующей ДОУ. Меня волнует вопрос об отнесении ДОУ, находящихся в сельской местности и реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, к малокомплектным образовательным организациям. Какие органы власти должны отнести сельские ДОУ к данной категории, органы власти округа или муниципального образования? Финансирование малокомплектных образовательных организаций не зависит от количества обучающихся в соответствии со ст. 99 Закона об образовании в РФ. Но сельские ДОУ до сих пор не отнесены к малокомплектным образовательным организациям. Как быть? В связи с этим сокращается большое количество ставок персонала ДОУ. Прошу Вас прояснить нам сложившуюся ситуацию.


Тот орган власти или управления, который сокращает количество ставок персонала ДОУ, и должен отнести сельские ДОУ к категории малокомплектных образовательных организаций.

С уважением и удачи.


По ч. 4 ст. 99 Федерального закона "Об образовании в РФ" признание образовательных организаций малокомплектными входит в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

То есть должен быть в ХМАО-ЮГРА Порядок отнесения образовательных организаций к малокомплектным образовательным организациям. Причем данный порядок должен быть принят Правительством ХМАО-ЮГРА.

Есть примеры и в других регионах.

Вы имеете право обращаться с законодательными инициативами к своему Правительству через исполнительные органы власти Вашего района.

"Проекты постановлений и распоряжений Правительства и иных актов, требующих решения Правительства, вносятся членами Правительства, руководителями (лицами, их замещающими) исполнительных органов государственной власти, руководителями (лицами, их замещающими) структурных подразделений Аппарата Губернатора автономного округа (далее - инициаторы проектов).

Предложения о принятии решений Правительства, поступающие от граждан и организаций, направляются Аппаратом Губернатора для предварительного рассмотрения в исполнительные органы государственной власти, которые готовят соответствующие проекты решений Правительства и вносят их на рассмотрение Правительства в установленном порядке либо направляют заявителям разъяснения о невозможности принятия данных решений".

Читайте также: