Что такое логоритмика в детском саду определение кратко

Обновлено: 06.07.2024

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику.

Что же такое логоритмика для детей?

Как надо проводить занятия?

Как подобрать логоритмические упражнения?

В этой статье содержатся ответы на эти и другие вопросы.

Что такое логоритмика

Логоритмикаэто игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

Логоритмические занятия включают в себя:

  • ходьбу или марширование под музыку;
  • игры для развития дыхания;
  • упражнения для артикуляции;
  • ритмические задания;
  • речевые упражнения;
  • пальчиковые игры.

Цели и задачи логоритмики

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:

  • развить чувство ритма и такта;
  • научить правильному речевому дыханию;
  • улучшить общую и мелкую моторики;
  • развить внимание, память и слуховое восприятие;
  • включить в речь ребенка мимику и жесты;
  • научить плавности произнесения слов и фраз.

Связь моторного и речевого ритмов

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Виды упражнений

Логоритмические упражнения довольно разнообразны.

Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.

Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.

“Подуем на плечо”.

Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).

Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.

Потом повторим все опять —

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)

Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:

Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)

Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)

Пожевали, (жевательные движения)

Постучали (стучат зубами)

И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).

Кот снежинки ртом ловил, (ловят ртом воображаемые снежинки)

Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево)

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).

Для развития силы голоса

можно использовать такой прием:

петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.

Упражнения на активизацию внимания и памяти

Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.

Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте.

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).

“Мы капусту режем”

Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз).

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок).

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем).

Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки).

Ритмические упражнения

В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например,четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.).

Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак четвертями)

Так стучит молоток.

Туки-туки-туки-точки! (восьмыми стучать кулачками по бедрам)

Развитие чувства темпа

Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.

Нужно топающим шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем — Дед Мороз.

Много он зверюшек разных

К нам домой сейчас привез.

Участникам надо двигаться по кругу. Под медленную музыку идут не спеша, высоко поднимая колени. Когда мелодия зазвучит в быстром темпе, нужно двигаться мелкими топочущими шагами.

Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).

Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

Маме осенний букет отнесем (сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки).

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук! Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

— Да-да-да. (три хлопка в ладоши) —

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) —

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

Спрыгни с веточки ко мне,

Клю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах).

Упражнения на развитие мимики

Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.

Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет.

Мышке надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

Участники воображают, что они медвежата. Медвежата идут по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.

Артикуляционные упражнения

Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз.

Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

“Эй, какая там погодка?”

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот.

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Детям постарше подойдет такой вариант:

Пусть ребенок топнет ногой или ударит по коленкам, когда он услышит слово с заданным звуком.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно позвенеть этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.

Коррекция звукопроизношения

Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать звуки и “автоматизировать” их произношение.

Мы на машину сядем и заведем мотор.

На машине ехали, город весь проехали.

Проезжали косогор – у нее заглох мотор (ребенок замолкает).

Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.

На лошадке верхом все поскачем мы потом, (щелкать языком, изменяя форму губ – вытягивать трубочкой и растягивать в улыбке),

Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?

Нужно стучать ложками, при этом произнося слоги. Причем первые два слога произносятся тихо, а третий-громко.

Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?

Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!

Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.

Рекомендации по проведению занятий

  • Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще.
  • Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
  • Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку.
  • Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.
  • Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.).
  • Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться:
    • куклы,
    • игрушки,
    • куклы-рукавички,
    • деревянные ложки или палочки,
    • кубики,
    • кольца от пирамидки,
    • колокольчики,
    • бубен, погремушки,
    • мячики и т.п.

    Результаты

    Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год.

    У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

    • четкое произношение;
    • хорошую артикуляцию;
    • правильное речевое дыхание;
    • выразительную мимику;
    • отличную моторику;
    • хорошее чувство такта и ритма;
    • плавные и аккуратные движения и жесты.

    Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

    Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект

    Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения.

    ВложениеРазмер
    chto_takoe_logoritmika.doc 43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Что такое логоритмика?

    Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности. Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи :

     развитие фонематического восприятия;

     расширение лексического запаса;

     развитие слухового внимания и двигательной памяти;

     совершенствование общей и мелкой моторики;

     выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

     развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

     творческой фантазии и воображения .

    Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Если ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо- есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие- ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.
    Таким образом, логоритмика – методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения .

    Цель : * развивать мелкую моторику;

    * развивать память физических действий и ощущений;

    * учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах.

    Мы морковку чистим – чистим, Энергично проводят кулачком правой руки по

    Мы морковку трем-трем, Прижимают кулачки к груди и делают ими

    Резкие движения вперед-назад.

    И сметаною польем . кулачком делают движение сверху вниз, как бы

    Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперед.

    Витаминами богат! Поглаживают ладошкой живот.

    Цель : * развивать подражательные навыки;

    * учить проговаривать фразы с различной силой голоса.

    * учить сочетание движения и речь;

    * побуждать к участию в театрализованной игре;

    Вот под елочкой зеленой. Прыгают на двух ногах в произвольном направлении.

    Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами, римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.

    На рубеже XIX-XX веков в разных странах Европы практически одновременно появились статьи, публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания. Особо известными в этой области стали теоретические и практические положения по данной проблеме педагогов, ученых, музыкантов: Николая Андреевича Римского-Корсакова, Эмиля Жака-Далькроза, Бориса Михайловича Теплова и др. Было установлено, что во всех биологических системах время представляется ритмической активностью, регулирующей энергетический обмен, поддерживающий жизнь (день - ночь, зима - лето).

    Точкой отсчета появления системы ритмического воспитания в России можно назвать 1912 год, когда Жак-Далькроз, профессор Женевской консерватории, приехал в Санкт-Петербург и прочитал 6 лекций о ритме. При помощи музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу воспитания ритма сначала у музыкантов, а затем у детей, начиная с дошкольного возраста.

    С 30-х годов в лечебных учреждениях стала применяться лечебная ритмика. Было выявлено, что ритмика положительно влияет на моторику и регулирует поведение больного, а также дает возможность проследить за динамикой болезни. Затем Владимир Алексеевич Гиляровский ввел занятия лечебной ритмикой в логопедическую практику, организовав группы для детей дошкольного возраста, страдающих заиканием.

    Сегодня, логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи.

    Цель логоритмики : профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Использование средств логоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач:

    1. Оздоровительные задачи:

    • укрепление костно-мышечного аппарата;

    • развитие физиологического дыхания;

    • развитие координации движений и моторных функций;

    • воспитание правильной осанки, походки, грации движений;

    • развитие ловкости, силы, выносливости.

    2. Образовательные задачи:

    • формирование двигательных навыков и умений;

    • пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов;

    • совершенствование певческих навыков.

    3. Воспитательные задачи:

    • воспитание и развитие чувства ритма;

    • способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

    • воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;

    • воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

    4. Коррекционные задачи:

    • развитие речевого дыхания;

    • формирование и развитие артикуляционного аппарата;

    • развитие общей и мелкой моторики;

    • совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления;

    • развитие чувства фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия;

    • развитие умения расслабиться, снять напряжение.

    В работе с детьми в логоритмике выделяют два основных направления:

    1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

    2. Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

    Принципы организации занятий по логопедической ритмике

    1. Принцип систематичности: Логоритмические занятия проводятся два раза в неделю. Подобная практика даё т устойчивый результат: в организме ребё нка и его психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.

    2. Принцип наглядности: При разучивании новых движений безукоризненный практический показ движений педагогом создаёт объективную предпосылку для успешного их освоения.

    3. Принцип всестороннего воздействия: Обеспечение общего влияния занятий на организм, так как средства логопедической ритмики повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервно-рефлекторные механизмы регуляции и способствуют комплексности корректирующих воздействий.

    4. Принцип учё та симптоматики: Физические возможности детей соотносятся с речевой патологией. Исходя из этого, дозируется соответствующая нагрузка. При этом занятия строятся на эмоциональном подъёме, с быстрой сменой деятельности, чтобы дети не уставали, а также не теряли интереса.

    Методы и приёмы обучения на занятиях по логопедической ритмике :

    1. наглядно-образный приё мы: показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.

    2. приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: кубиков, массажных мячей и т. д.

    3. наглядно-слуховые приё мы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др. ; короткие стихотворения.

    Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приё мы:

    • объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей;

    • указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;

    • разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;

    • команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки из народного творчества;

    • образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ;

    Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.

    Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

    Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

    • Ходьба и ориентирование в пространстве.

    • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

    • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

    • Упражнения на развитие внимания и памяти.

    • Чистоговорки.

    • Пение песен и вокализов.

    • Пальчиковые игры и сказки.

    • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.

    • Подвижные игры, хороводы, физкультминутки.

    Занятия логопедической ритмикой полезны всем детям и особенно, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Они создают положительный эмоциональный настрой к речи и мотивацию к выполнению логопедических упражнений. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи

    ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения. Она формирует у детей чувство ритма, внимание, координацию движений. Логоритмика способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.

    Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников

    Значение театрализованной деятельности в жизни дошкольников Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных.

    Основной целью воспитания ребенка в детском саду и дома является его полноценное и всестороннее развитие. Помимо правильной речи, он должен знать элементарные навыки гигиены, у него должна быть развита мелкая и общая моторика, он должен уметь преодолевать трудности.

    Одной из методик преодоления речевых нарушений у детей является логоритмика. Она представляет собой комплекс логоритмических игр и упражнений, которые проводятся в сочетании с ритмической основой: музыкой, движением, стихотворным сопровождением (счёт). Это двигательные упражнения, которые направлены на развитие речевого дыхания, артикуляции и укрепление мышечного тонуса.


    Что такое логоритмика

    Логоритмика представляет собой особую методику, включающую в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

    В России изучением положительного воздействия на речевую функцию ритмических движений совместно с произношением слов и правильным дыханием занимались Г.А. Волкова, Е. Железнова и Г.Р. Шашкина. С их точки зрения под логоритмикой понималась система двигательных упражнений, целью которых было устранение речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

    Фактически, логоритмика представляет собой занятия, которые сопряжены с физической нагрузкой (бег, движения под музыку). При этом необходимо проговаривать фразы, контролировать свое дыхание, петь и т.д. Во время их выполнения ребенок подражает взрослому, повторяя за ним сделанное и сказанное.


    Основные цели и задачи

    Логоритмика является частью коррекционной педагогики, в которой движения сопровождаются звуком.

    К ее основным функциям относятся:

    • развитие мелкой и общей моторики;
    • развитие правильной координации;
    • выработка правильного дыхания;
    • выработка темпа речи;
    • развитие речевой памяти;
    • развитие слуховой функции;
    • укрепление опорно-двигательного аппарата;
    • развитие сенсорики;
    • улучшение равновесия;
    • формирование правильной осанки и походки.

    Логоритмика используется в качестве вспомогательного метода при коррекционной работе с дошкольниками. Основная цель – это устранение дефектов речи, нормализация двигательной функции, дыхания, чувства ритма, темпа и интонации.

    Все это достигается путем избавления от имеющихся нарушений при помощи двигательных и специально разработанных речевых упражнений. Соответственно, в таких занятиях большую роль играет музыкальная составляющая и слова.


    Логоритмика для дошкольников позволяет улучшить следующие навыки:

    • развивается навык речевого выдоха при говорении;
    • совершенствуется мелкая и крупная моторика;
    • ребенок становится более ловким;
    • улучшается интонация, мимика и темп речи;
    • развивается фонематический слух;
    • развивается подвижность органов артикуляции, за счет чего улучшается дикция;
    • формируется правильная осанка;
    • развивается навык ориентации в пространстве;
    • гиперактивные дети становятся более спокойными, а медлительные, напротив, более бодрыми и шустрыми;
    • развиваются творческие способности;
    • повышается общая выносливость организма.


    В каких случаях показана логоритмика для детей

    Упражнения по логоритмике, при регулярном их проведении, развивают память и музыкальный слух.

    Данная методика может использоваться в самых разных случаях:

    • Общее недоразвитие речи у детей.
    • Заикание.
    • Данная методика практикуется в возрасте 2,5-4 лет, когда у детей активно формируется речь.
    • Логоритмика показана детям с ослабленным иммунитетом, которые часто болеют.
    • Отставание в развитии координации движений и моторики.
    • Нарушения звукопроизношения. Упражнения помогают детям со слишком медленной или быстрой речью, с плохой интонацией и т.д.

    Основные виды логоритмических упражнений

    Занятия по логоритмике должны подбираться с учетом возраста дошкольника. Задачей ребенка является повторение всего того, что делает взрослый.

    Ходьба и маршировка

    Используются различные варианты данных упражнений:

    Ходьба друг за другом, держась за веревку. Дети располагаются друг за другом, в левой руке они держат веревку. Под звуки барабана преподаватель (а затем и ребенок) ведет детей по кругу.

    Ходьба друг за другом боком приставными шагами (по канату). Руки опущены, дети передвигаются маленькими шагами, приподнимая ноги.

    Ходьба с перешагиванием через 5-6 кубиков (по 2-3 круга).


    Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

    Важной целью этих упражнений является расслабление и напряжение определенных групп мышц. Без этих занятий сложно добиться необходимого уровня ловкости и координации движений у ребенка.

    Используются различные виды упражнений:

    Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции

    Проведение этих упражнений позволяет сформировать правильное дыхание, которое необходимо для свободного произношения слов. Работа над голосом позволяет улучшить его основные характеристики (высоту, силу), а также сделать его более выразительным. Упражнения на артикуляцию позволяют улучшить подвижность артикуляционных органов, а также улучшить звукопроизношение.

    Используются следующие упражнения:


    Это лишь небольшая часть возможных упражнений по логоритмике, которые используются на практике. В частности, активно применяются следующие типы занятий:

    • Пение. Положительно сказывается на интонации голоса, позволяет улучшить качество речи, организовать речевое дыхание в сочетании с мягким голосоизвлечением, свободной артикуляцией.
    • Счетные упражнения. Помогают ребенку запомнить порядковый счет предметов.
    • Пальчиковая гимнастика. Данные упражнения крайне важны, потому что они прямым образом воздействуют на определенную зону коры головного мозга, которая отвечает за речь.
    • Игры на развитие памяти, внимания. Помогают развить навыки быстрого переключения между действиями.
    • Игры на развитие мимики. Обязательны для проведения с детьми, у которых есть какие-либо речевые нарушения. Объясняется это тем, что для них характерна невыразительность мимики, что делает невыразительным и само произношение.
    • Танцы. Положительно сказываются на осанке, улучшают пластику и чувство ритма.


    Основные правила проведения упражнений

    При проведении логоритмических упражнений нужно в первую очередь руководствоваться теми проблемами, которые есть у конкретного ребенка, т.е. всегда важен индивидуальный подход. При этом выполнение каждого упражнения должно напоминать игру, чтобы у ребенка были только положительные эмоции от этого процесса.

    Существует ряд важных правил при выполнении этих упражнений:

    Логоритмика как метод развития речи

    Логоритмика это система терапевтических упражнений с элементами нейрогимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Комплекс задач основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений, музыки.

    Логоритмика как метод развития речи

    Краткое знакомство с термином логопедическая ритмика

    Для логопедов и дефектологов физические упражнения тесно связаны с музыкальным тактом и речью. Педагоги отмечают, что логоритмика для детей является хорошим способом развить их в речевом плане, а также помочь приобрести музыкальный слух, освоить танцевальные движения.

    Цели и задачи

    Поскольку логопедическая ритмика способствует развитию общей моторики и речи, то, развивая двигательную активность, логоритмика для малышей помогает преодолевать речевые барьеры. Выделяют коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

    К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.

    Роль и значение

    Чтобы ответить на вопрос, что такое логоритмика, нужно оценить роль метода в речевом развитии малышей. Он выполняет очень важную для педагога задачу – отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет решить ее с помощью логоритмической игры. Малыш во время занятий открыт к общению, может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.

    Каким деткам не обойтись без логоритмики

    Речь — довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.

    Деткам с нарушениями речи необходима логоритмика

    Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.

    Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.

    Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

    Виды заданий по логоритмике

    Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

    Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

    Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

    Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

    Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

    Загадки

    Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.

    Стихотворения

    С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.

    Короткие сюжеты

    Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.

    Группа наглядных приемов

    Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.

    Практические приемы

    Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.

    Игровые приемы

    Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.

    Как индивидуализировать задания

    Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.

    Даже непоседы любят логоритмику

    Правила проведения логоритмических занятий

    Основные правила для проведения логоритмических занятий – это определенный план, последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное добавление сложности в заданиях.

    Что дают такие занятия детям

    Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова. Логоритмика формирует и развивает:

    Читайте также: