Что такое литературное краеведение определение кратко

Обновлено: 08.07.2024

Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения.

Содержание

Краеведение как наука

Краеведение — это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии, искусствознания. [1]

К краеведческой деятельности не относят археологические раскопки, потому что они требуют открытого листа (государственной лицензии) [2] .

С 1970 года Российская национальная библиотека издаёт указатель статей "Организация, методика и содержание краеведческой работы". [4]

Краеведение для детей

Краеведение — школьный предмет, посвящённый комплексному изучению конкретной территории на основе географической компоненты. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флорой и фауной, населением и промышленностью. [1]

Краеведение в России

В России с 1990 года действует Союз краеведов России, также много формальных и неформальных краеведческих объединений. [5] , [6]

Краеведение на Украине

С мая 1925 года работает Национальный союз краеведов Украины (укр. Національна спілка краєзнавців України ) [7] . Много краеведческой литературы издаётся о Киеве, Львове, Харькове, а также о Волыни, Галичине, Слобожанщине и других регионах [8] .

Краеведение в Германии

См. также

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Краеведение" в других словарях:

краеведение — краеведение … Орфографический словарь-справочник

КРАЕВЕДЕНИЕ — изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения. Функции научно методических центров по краеведению… … Большой Энциклопедический словарь

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, краеведения, мн. нет, ср. изучение какого нибудь края, изучение отдельных местностей, районов со стороны их природы, истории, экономики, быта и т.п., производимое преимущественно местными силами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

КРАЕВЕДЕНИЕ — КРАЕВЕДЕНИЕ, я, ср. Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно исторических, экономических, этнографических особенностей. | прил. краеведческий, ая, ое. К. музей. К. кружок. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

краеведение — сущ., кол во синонимов: 1 • история (61) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

краеведение — Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, главным образом силами местного населения … Словарь по географии

КРАЕВЕДЕНИЕ — в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… … Российская педагогическая энциклопедия

Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия

краеведение — я; ср. Совокупность знаний о том или другом крае (4 зн.), изучение его природы, истории, экономики, быта и т.п. ◁ Краеведческий, ая, ое. К. музей. К ая работа. * * * краеведение изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой… … Энциклопедический словарь

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Липецкая область: прошлое, настоящее, будущее.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: вводный урок.

меткому выражению Марины Цветаевой, как всестороннего

освоения, осмысления, исследования сравнительно небольшой

корней, познакомиться с прошлым, настоящим и будущим

Развивающая: формировать умение работать с различными источниками,

содержащими краеведческую информацию: учебниками, картами,

картинами, журналами, справочной литературой, архивом

школьного музея, формировать понимание того, что через историю,

литературу родного края лучше познаешь историю и литературу

Воспитательная: воспитание любви к тому единственному месту на земле, где

человек родился, где жили его предки, стремления познать и

понять историю своего края, ведь любовь к Отчизне начинается

Оборудование урока: выставка книг, тексты произведений,

мультимедийная презентация: «Откуда есть пошла земля

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

И современники и тени
В тиши беседуют со мной
Сильнее стало ощущенье
Шагов Истории самой…
Ярослав Смеляков

Никакое общество… не может долго продержаться

в силе и здравии, если оно откажется от вековых

традиций и устоев своего народа. Это все равно, что,

подрубив корни, уповать на ветви
В.Распутин

3. Анализ отрывка из статьи Д.С.Лихачева «Экология культуры

6. Памятные места Липецкой области

Проблемные вопросы:

Для чего нужно знать историю своего края?

Что такое краеведение?

Как возникла Липецкая область?

Что вам известно о прошлом, настоящем и будущем нашего края?

Как вы понимаете слова И.А. Бунина, о том, что из средней России "вышли чуть не все величайшие русские писатели

(Академик Д.С.Лихачев)

Сегодня мы с вами поговорим о краеведении, его значении в нашей жизни, об истории Липецкой области, истории края из средней России, откуда, по справедливому замечанию И.А. Бунина, "вышли чуть не все величайшие

русские писатели, поразмышляем над вопросом:

Что же дает прошлое будущему?

Само понятие имеет различные толкования, значения:

краеведение – освоение, осмысление, изучение какой-либо определённой

территории, выделенной по административно-политическим или

краеведение - всестороннее изучение (школьниками или студентами на

занятиях и во внеурочное время) какой-либо определённой территории.

Выделим три направления краеведения, практически значимых для просветительской работы, проводимых на научной основе:

Историческое краеведение имеет значительные и весомые традиции. Основные источники истории родного края – это исторические документы, газеты, альманахи, археологические раскопки, монографии ученых историков, материалы краеведческих музеев

Различают краеведение по формам его организации: государственное, школьное (вузовское), общественное. В школьном же краеведении различают учебное (его методология, методика, характер и содержание мотивируются учебными программами) и непрограммное (его структура, содержание, формы и методика определяются планами воспитательной работы каждого конкретного учебного заведения). района, области, края, республики.

3. Анализ отрывка из статьи Д.С.Лихачева «Экология культуры

Лихачев Д.С. Экология культуры
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.
Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отделенных друг от друга миллионами световых лет!
Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы охранить животный мир" нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. Целительная сила природы, хорошо известна. Наука, которая занимается охраной и восстановлением; окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.
Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы

Прошлое - будущему. М.: Наука, 1985.
(ж. Москва, 1979, № 7, 173-179)

Современное краеведение отличается многообразием форм организации и содержания. По организационным формам различают государственное, школьное и общественное краеведение. Каждая из этих форм имеет свои цели, задачи, субъекты и направления деятельности.

Государственное – в лице музеев, архивов, научно-исследовательских организаций и учреждений занимается изучением, сохранением и пропагандой исторического, культурного и природного наследия в крае.

Общественное – имеет те же задачи и направления деятельности, однако представлено иными субъектами: общественными организациями, объединениями, клубами, а также индивидуальными исследователями края. Последние, работая на энтузиазме, вносят подчас не меньший вклад в изучение края, чем государственные институты.

Школьное – представлено двумя направлениями: урочным и внеклассным. Первое направление имеет цели и задачи образовательного характера. Второе – преимущественно – воспитательного. Субъектами школьного краеведения являются педагоги, учащиеся, иногда родители школьников.[10]

В настоящее время к проблемам региональной культуры приковано пристальное внимание педагогов, краеведов, теоретиков и практиков, исследователей и методистов, журналистов, энтузиастов – ревнителей отечественной культуры. Вызывают оживлённую полемику сам предмет, объект исследования, история региональной культуры (методология, содержание, методика; опыт, традиции, перспективы; термины, дефиниции, понятия).

Само понятие имеет различные толкования, значения. Выделим три из них – наиболее приемлемых, практически значимых для просветительской работы:

· краеведение – освоение, осмысление, изучение какой-либо определённой территории, выделенной по административно-политическим или хозяйственным признакам;

· краеведение – комплекс научных дисциплин, объектами которых являются: прошлое региона, природные условия, социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие микрорайона, села, города, района, области, края, республики. [15]

Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно – полезный и образовательно-воспитательный характер. Кроме этого краеведение имеет еще ряд специфических особенностей: приоритет воспитательных задач, применение общеучебных навыков познания и способов деятельности, реализация личностного, деятельностного подходов в процессе деятельности.

Литературное краеведение - специфическое культурологическое знание, устанавливающее связь между литературной историей края и культурным творчеством в нем.

Проблемы литературного краеведения:

· изучение жизни и творчества местного писателя;

· изучение писателя-классика (крупного писателя) в плане регионально-краеведческого начала;

· исследование литературной жизни в области;

· область в художественной литературе. (П.В.Куприяновский)

Благодаря тому, что в литературном краеведении используются преимущественно местные источники (архивные, мемуарные, эпистолярные и др.), оно нередко вводит в научный оборот новые факты и документы, т. е. содействует развитию литературоведения. [16]

Важность работы по литературному краеведению, наверное, трудно переоценить. Комплексная работа (уроки краеведения, архивная и музейная работа, встречи с писателями, участие в краеведческих конференциях) может способствовать решению задач повышения качества образования. Краеведение – это одна из возможностей возрождения общества.[5]

На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение, что обусловлено, в первую очередь, легендарным военным прошлым нашего края.

Решающее значение для организации литературно- краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае. Представленный перед вами труд, это очередная попытка автора донести до вашего внимания опыт работы в использовании краеведческого компонента на уроках русского языка и литературы. В этом сборнике вы найдете варианты примерного тематического планирования уроков литературы с 5-го по 11-й класс с использованием краеведческого материала, справочную литературу, конкретные разработки уроков, методические рекомендации.

Раздел 1. Методические рекомендации по организации работы по литературному краеведению.

Ключевым критерием содержания регионального компонента образования является опора на выделение социально значимых приоритетов регионального уровня. Если федеральный компонент образования решает задачи подготовки выпускника с учётом требований, предъявляемых на общегосударственном уровне, то целью регионализации образования следует считать социальную адаптацию учащихся к условиям жизни на территории конкретного субъекта Федерации. Особо следует отметить, что одной из социальных групп, наиболее остро осознающих значимость краеведческой грамотности, являются педагоги. Любой учитель-предметник, классный руководитель должен:

  • знать смысловое содержание национально-регионального компонента на теоретическом уровне;
  • определять место, значение, необходимость изучения истории, культуры, литературы своего края в контексте истории России;
  • владеть методикой систематизации краеведческих знаний;
  • определять образовательные, воспитательные и развивающие задачи при формировании знаний;
  • уметь соотносить общее и особенное в развитии, осознавать уникальность своего родного края.

Следующим этапом в системе работы по наполнению и осмыслению знания регионального компонента являются все виды практики: внеклассная практика, практика пробных уроков, классных часов, а также анализ учебно-воспитательной деятельности.

Учителю русского языка и литературы.

Переход школы на новый учебный план и программы значительно расширил возможности творческих проявлений учителей. Внимание словесников все более привлекают такие пути, методы и приемы изучения литературы, которые способствуют развитию мыслительной активности учащихся, вызывают устойчивый интерес к художественному слову.

Обогащению представлений школьников о литературе и расширению их понятий о творческой деятельности писателей помогает краеведческая работа. Краеведческий материал становится предметом внимания учащихся не только на уроках литературы, но и на внеклассных занятиях.

Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы в школе имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его активный интерес к современной культурной жизни своего города (села, района). Учитель должен иметь представление об основных центрах собирательской и научно-исследовательской работы по литературоведению и фольклору (научно-исследовательские институты языка и литературы, соответствующие кафедры высших учебных заведений, секции фольклора при местных отделениях Союза писателей и др.), быть знакомым с литературой по методике и обмену опытом литературно-краеведческой деятельности, уметь работать с архивными источниками.

Начинать работу по литературному краеведению педагогу следует со сбора следующих сведений:

  • какие деятели культуры являются его уроженцами, какие бывали в данном крае?
  • в каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края?
  • какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края?
  • какую роль сыграли писатели-земляки в создании местной и общенациональной культуры?

Источниками таких сведений могут быть художественные произведения, очерки, воспоминания, письма писателей и их современников, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати, монографии и семинарии о писателях, летописи жизни я творчества писателей, справочники и путеводители по родному краю, ученые записки местных вузов, районные и областные газеты и журналы. Большую помощь педагогу могут оказать краеведы, родственники (потомки) писателя и другие люди, близкие писателю.

Сотрудничество с методическими кафедрами школы:

Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край. Начав с эпизодического привлечения отдельных учащихся к выполнению тех или иных несложных заданий, учитель постепенно сплотит около себя актив увлеченных живым и интересным делом школьников.

Читайте также: