Что такое лингвостилистический анализ текста кратко

Обновлено: 05.07.2024

Написать произведение или научный текст – еще не значит добиться успеха и признания. Важно не просто собрать и показать действие конкретных фактов, законов, теорий и правил, но и грамотно преподнести информацию, выдвинуть собственное мнение (гипотезу) и обосновать его. К сожалению, далеко не каждому автору научного или любого творческого изыскания удается красиво, полно и аргументированно раскрыть тему, показать замысел.

Написать произведение или научный текст – еще не значит добиться успеха и признания. Важно не просто собрать и показать действие конкретных фактов, законов, теорий и правил, но и грамотно преподнести информацию, выдвинуть собственное мнение (гипотезу) и обосновать его. К сожалению, далеко не каждому автору научного или любого творческого изыскания удается красиво, полно и аргументированно раскрыть тему, показать замысел.

Согласитесь, читать грамотно сформированный текст одно удовольствие: банальные ошибки не режут глаз, понятные предложения легко усваиваются и запоминаются, становится очевидна суть исследования или произведения и пр. Достичь столь высокого результата удается не всем, но всегда можно (и нужно!) стремиться к этому. Помочь в достижении намеченной цели поможет лингвистический анализ текста.

Что это такое?

Лингвистический анализ текста представляет собой общую оценку материала и его разбор по составным элементам. Данный вид анализа позволяет не только понять, что хотел показать автор, но и определить используемые им инструменты и методы убеждения, воздействия, аргументации и пр.

Лингвистический анализ текста

Задачи лингвистического анализа

Основные этапы лингвистического вопроса: основные вопросы, позволяющие оценить качество текста

Лингвистический анализ текста – это не просто вычитывание (вычитка) материалов с целью поиска ошибок, описок, нестыковок и прочих нюансов. Это прежде всего качественная и комплексная оценка материалов, которая призвана:

  • Определить жанр, стиль изложения информации; ;
  • Изучить структуру и содержание текста;
  • Выделить характерные для произведения черты: приемы, фразы, термины, обороты, методы и пр.;
  • Оценить доказательную базу: актуальность, достоверность, обоснованность;
  • Исследовать предоставленные сведения на ошибки в тексте, соответствие выбранному жанру;
  • Определить степень раскрытия темы (полнота);
  • Диагностировать особенности в тексте, подчеркивающие индивидуальность. Важно не спутать подобные моменты с нарушениями стилистики, жанра, иными ошибками;
  • Оценить словарный запас автора и его умение грамотно оперировать фразами (стилистический/лингвистический эксперимент) для обоснования правильного подбора фраз, оборотов, языковых средств, уместность их употребления;
  • И пр.

Анализу и оценке подвергается как весь материал в целом (общая оценка), так и отдельные элементы: параграфы, главы, абзацы и предложения и пр.

Лингвистическая модель анализа текста

Алгоритм анализа текста

Самый общий вид лингвоанализа представлен ниже:

Этап №1. Первоначальное знакомство с текстом и автором. Что первым делом делает квалифицированный специалист при оценке текста? Конечно, же, знакомится с ним, получая первое впечатление и обращая внимание на основные моменты: стиль, суть, логика, масштабность или объем и пр.

Этап №2. Оценка структуры и содержания текста с учетом стиля, жанра. Здесь предстоит выяснить, к какому жанру принадлежит изыскание (научное, творческое и пр.), а затем выделить характерные для него черты и приемы.

Анализ структуры текста призван определить основные этапы исследования/произведения, а содержание – определить информативность и достаточность данных, связность и логичность отдельных компонентов (абзацев, пунктов и глав), манера общения автора с аудиторией (повествование, диалог, риторические вопросы, описание и пр.).

Данный этап призван конкретизировать проблему, затронутую в произведении, подчеркнуть ключевые слова, отметить основные мероприятия.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Оценка структуры и содержания текста позволяет расчленить массив на мелкие составляющие и определить роль каждого из них в общей массе, важность и значимость, достаточность и необходимость. Здесь же можно определить частоту употребления конкретных литературных или научных методов и приемов, смысл абзацев и их микротемы, роль в тексте и пр.

Здесь же целесообразно провести морфологический и синтаксический анализ: какие конструкции преобладают, читабельность текста, информативность и восприимчивость, анализ речевого строя (наиболее часто употребляемые слова, сова в переносном значении, фразеологизмы и пр.).

Согласитесь, грамотная и живая интерпретация данных – более убедительная, нежели написанная с ошибками.

Этап №4. Диагностика вспомогательных приемов. На этой стадии эксперт определяет, как автор умело компонует разные моменты, объединяет их в единую систему демонстрируя связь и це6лостность. Для установления этих деталей достаточно изучить связки, переходы, выводы и взаимосвязь терминов в тексте (что изучалось сначала, какой термин разбирался следом, как автор подошел к нему и пр.).

По мере реализации указанных этапов исследователь может констатировать и выдвинуть оценку изысканию, конкретизировав: стиль и характерные черты, суть (цель) текста, доказательная база, результаты грамматического/морфологического/синтаксического анализа, общая оценка текста (полезность, аргументированность, ценность, новизна, значимость).

Оформление результатов лингвистического анализа текста

Лингвистический анализ текста уместен всегда и везде: как в повседневной жизни (устной речи), так и трудовой или научной деятельности. Именно от качества предоставляемой информации порой зависит успех выступающего. Поэтому важно перед любым мероприятием тщательно перепроверить все данные, о которых будет идти речь, достойно их описать и обосновать.

Проведение лингвистического анализа

Формы проведения лингвистического анализа

Лингвистический анализ может быть предоставлен в устной и письменной форме. Первый вариант – самая распространенный вид в студенческой жизни. Банальный пример – проверка курсовой работы научным руководителем или прохождение нормоконтроля, предзащита. Здесь оценивают структуру и качество информации, логичность и последовательность мыслей уместность фраз, полноту раскрытия темы, убедительность и доказательность гипотезы и пр. Притом существенные замечания могут быть помечены непосредственно в тексте, а незначительные – оговорены устно.

Сам текст лингвоанализа должен описывать следующие моменты:

  • Какое произведение или отрывок подлежит анализу;
  • Суть (замысел и микротемы);
  • Языковые особенности (по возможности с примерами и выдержками из первоисточника);
  • Морфологический, синтаксический стилистический, речевой анализ тексте с выделением особенностей;
  • Проведение параллели текста из первоисточника с жанрами;
  • Оценка информативности материалов, грамотности их изложения, четкости и ясности;
  • Оценка структуры, содержания и темы;
  • Общая оценка: сумел ли автор передать суть, идею, как он это сделал. В редких случаях допускается пояснение личного мнения эксперта.

Письменное оформление лингвистического анализа чаще всего применимо в профессиональных кругах. Им пользуются критики, редакторы и корректоры (при проверке рукописей и принятии решении о допуске к публикации), проверяющие организации по подготовке учебных и научных изданий к массовому выпуску и пр.

Отрывок текста Пример лингвоанализа

Роль лингвистического анализа высока. Он позволяет всесторонне оценить качество информации и деятельность автора (его компетентность профессионализм, грамотность).

Услуги Дисхелп по проведению лингвистического анализа текста

Несомненно, будет лучше, если проверять исследование или любое произведение будет квалифицированный и опытный специалист, владеющий всеми правилами русского языка, знающий специфику жанров и пр. Кому можно доверить столь непростую задачу? Только дипломированным и опытным лингвистам, филологам, педагогам, корректорам и редакторам, критикам. Где их найти? Ответ прост – у нас, в команде Дисхелп!

В нашем штате задействованные только надежные, ответственные и высококвалифицированные специалисты. Мы гарантируем не только выполнение студенческих и научных работ согласно заявленным требованиям, но и тотальную перепроверку всех данных, проведение лингвистического анализа и грамотную интерпретацию данных и результатов исследования! В нашем арсенале: достойное качество проектов и демократичная стоимость услуг по написанию работ любого уровня сложности, грамотность, высокая оригинальность текста, оформление согласно ГОСТ и рекомендациям заказчика.

С 2003 года к нам обратилось свыше 50 тысяч клиентов, к каждому из которых наши эксперты сумели подобрать индивидуальный подход, обсудить все нюансы и выполнить заказ на высшем уровне. Мы спокойно воспринимаем критику и совершенствуемся, учимся на своих ошибках (которые стараемся не совершать и/или минимизировать!). Оценить качество наших услуг можно по многочисленным отзывам благодарных заказчиков или лично, оформив заявку на сайте.

Лингвистический анализ художественного текста очень важен, перед читателем ставится узкая задача внимательного прочтения извлечения максимальной художественной информации из самого текста. Характеристика литературной, общественной жизни эпохи, изучение биографии автора и обстоятельность создания данного произведения, безусловно, расширяет представление читателя о конкретном тексте, однако, это задача литературоведческого анализа [Гореликова, Магомедова, 1983: 7]. Существует такое понятие как интерпретация текста. В большей или меньшей степени, интерпретирование текста обязательно имеет место и при литературоведческом, и при лингвостилистическом анализе произведения, ибо художественное творчество не есть просто ещё один способ самовыражения, оно составляет важную, естественную и необходимую сторону коммуникативной деятельности человека.

Художественный текст сложен и многослоен. Задача его интерпретации – извлечь максимум заложенных в него мыслей и чувств художника. Замысел художника воплощён в произведении и только из него может быть реконструирован.

Интерпретация текста, таким образом, - это освоение идейно-эстетической, смысловой и эмоциональной информации художественного произведения, осуществляемое путём воссоздания авторского видения и познания действительности [Кухаренко, 1979: 8].

Лингвостилистический анализ может проводиться на разных уровнях языка: фонологическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом. Основной единицей фонологического уровня является фонема, главная функция которой – различение значимых единиц языка. В отличие от единиц других уровней языка, фонемы обладают только планом выражения, то есть не являются двусторонним знаком, и поэтому все фонемы имеют одинаковую функцию и играют одинаковую роль в организации звуковой стороны высказывания. В связи с этим, ни одна фонема не может быть стилистически маркированной по отношению к другой, и, как следствие этого, на фонологическом уровне отсутствуют выразительные средства.


Основные задачи лингвостилистического анализа текста:

раскрыть замысел автора,

осознать смысл произведения,

определить концептуальную и функционально-эстетическую значимость отдельных языковых единиц.

Лингвостилистический анализ текста может быть использован при изучении грамматики, стилистики, культуры речи, чтения, аудирования и др.

План лингвостилистического анализа:

I. Тема.

ІІ. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. лексические средства выразительности;

5. стилистические фигуры речи;

6. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был обнажённой совестью нации. ( Е.Винокуров.)

Тема этого текста – размышление о личности Есенина и его значении в судьбе русского народа.

Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста – рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях. Способ связи предложений – различные виды цепной связи: лексический повтор (Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.), цепная синонимическая (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.) и различные виды цепной местоименной (Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит…Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку.). Связь между абзацами параллельная анафорическая:

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту…

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта…

Есенин – певец любви…

Эту особенность уже можно отнести к стилистическим фигурам. Из стилистических фигур речи, использованных в тексте, можно назвать следующие:

сравнение: В мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации; Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам; Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви;

риторический вопрос: Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?;

лексические повторы: Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды…; Поэт…требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания;

антитеза: Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора; Он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа;

синонимы: Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит; …нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии;

развёрнутая метафора: Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.

метафора (обычная): взрыв эмоций, духовные глубины, обнажённая совесть – это уже лексические средства образности данного текста. Сюда же относятся и эпитеты: безграничная любовь, глубокие духовные прозрения, великая интуиция художника.

Домашнее задание

Выразительное чтение текста. Сделайте лингвистический анализ текста

Стихия и труд.

Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Примерный лингвистический анализ текста

Какого типа речи текст перед вами?

Какова композиция текста?

Каков характер связи предложений текста ?

С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте ?

К какому стилю речи относится текст (Какова тема текста?)?

Какова идея текста (основная мысль)?


-75%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Учитель русского языка и литературы : Волдаева Татьяна Анатольевна

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Учитель русского языка и литературы : Волдаева Татьяна Анатольевна

Учитель русского языка и литературы : Волдаева Татьяна Анатольевна

Научиться анализировать текст – воспринимать его во всех красках. ЦЕЛЬ:

Научиться анализировать текст – воспринимать его во всех красках. ЦЕЛЬ:

Анализировать текст не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь как в.

Анализировать текст не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь как в математике и физике. Самое главное – знать формулу.

 Итак, заветная формула: П – произведение. Т – тема (т.е. о чём?) И – и.

Итак, заветная формула: П – произведение. Т – тема (т.е. о чём?) И – идея (т.е. зачем? для чего?) Ф – форма (т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?) Тема – предмет повествования, изображения, исследования. Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения. Форма – совокупность предметов изобразительных (лексических и стилистических) средств произведения. П = Т + И + Ф

Вспомним: что такое текст?

Вспомним: что такое текст?

Тематическое и композиционное единство всех его частей. Наличие грамматическо.

Тематическое и композиционное единство всех его частей. Наличие грамматической связи между частями (цепной, параллельной). Смысловая цельность.

При цепной связи предложения как бы "цепляются" друг за друга: каждое последу.

При цепной связи предложения как бы "цепляются" друг за друга: каждое последующее предложение по смыслу является продолжением предыдущего. Основные признаки цепной связи: -употребление синонимов; -употребление местоимений; -повторы; -вводные слова; -самостоятельное предложение может начинаться с сочинительного союза и т. д. При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. Основные признаки параллельной связи: -В предложении употребляются одинаковые формы глаголов-сказуемых; глаголы-сказуемые совпадают по виду; все глаголы-сказуемые либо совершенного, либо несовершенного вида; -предложения однотипны по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по составу, по порядку слов и т. д.

1. Тема. 2. Идея. 3.Форма: - стиль текста; - тип текста; - композиция; - лекс.

1. Тема. 2. Идея. 3.Форма: - стиль текста; - тип текста; - композиция; - лексические средства выразительности; - стилистические фигуры речи; - морфологические средства выразительности. - синтаксический строй.


Разговорный Публицистический Художественный Научный Официально-деловой

Разговорный Публицистический Художественный Научный Официально-деловой

Описание Повествование Рассуждение

Описание Повествование Рассуждение

Композиция текста это соотношение и взаимное расположение частей художественн.

Композиция текста это соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения.

Основной источник усиления выразительности - лексика, дающая целый ряд особых.

Основной источник усиления выразительности - лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегория, ирония.

Значительными возможностями усилить выразительность речи обладают стилистичес.

Значительными возможностями усилить выразительность речи обладают стилистические фигуры речи: антитеза, анафора, бессоюзие, градация, инверсия (обратный порядок слов), оксюморон, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, эпифора, умолчание, эллипсис.

Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла.

Различные части речи могут вдруг стать способом выражения авторского замысла: (говорящие фамилии, имена, преобладание одних частей речи над другими, многосоюзие, употребление междометий и др).

Способ связей предложений в тексте, преобладание простых или сложных предложе.

Способ связей предложений в тексте, преобладание простых или сложных предложений.

1. Тема. 2. Идея. 3.Форма: - стиль текста; - тип текста; - композиция; - лекс.

1. Тема. 2. Идея. 3.Форма: - стиль текста; - тип текста; - композиция; - лексические средства выразительности; - стилистические фигуры речи; - морфологические средства выразительности; - синтаксический строй.

1.Прочитайте текст. 2.О чем этот текст? Тема______________ 3.Какую картину хо.

1.Прочитайте текст. 2.О чем этот текст? Тема______________ 3.Какую картину хочет получить автор от художника? Идея__________ 4.Стиль текста______________ 5.Тип текста_______________ 6.Композиция? С каких слов начинается каждая строфа? 7.Лексические средства выразительности: Синонимы, лексические повторы? 8.Морфологические особенности: подчеркните глаголы, определите их время. Глаголы какого наклонения и какого времени преобладают? Какова роль глаголов? 9.Синтаксические особенности: Сколько предложений в тексте? Простые предложения или сложные? Какие предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные)?

Составляем лингвистический анализ текста

В свете современных требований к преподаванию русского языка в качестве центральной единицы обучения рассматривается текст, в связи с чем целесообразно как можно шире использовать работу с текстом, отрабатывать навыки рационального чтения, обучать анализу текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС, включают в себя поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретацию и оценку информации. Всё это можно назвать составными частями многоаспектного анализа текста.

Если мы хотим изучить форму, структуру текста, его языковые особенности, то это будет лингвистический анализ текста.

Если мы сосредоточим наше внимание на лексике и фразеологии, то это будет лексико-фразеологический анализ.

Разбор текста с точки зрения его содержания и формы в их единстве – целостный или комплексный анализ, который является заданием олимпиады по литературе. И так далее.

В данной статье мы остановимся на лингвистическом анализе.

Схема лингвистического анализа текста

  • Какого типа речи текст перед вами? (Повествование, описание, рассуждение, их сочетание; жанровые особенности текста);
  • Какова композиция текста (количество смысловых частей, микротемы этих частей);
  • Каков характер связи предложений текста? (цепная, параллельная или смешанная);
  • С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте? (лексических и грамматических);
  • К какому стилю речи относится текст? (Общие стилистические особенности данного текста);
  • Какова тема текста? За счёт каких средств языка передаётся единство темы? (Лексические, морфологические, синтаксические и др. средства выразительности);
  • Какова идея текста (основная мысль);

Основные характеристики, которые могут быть проанализированы в тексте

Пример лингвистического анализа текста

Лингвистический анализ произведения или текста проводится с целью изучения формы, структуры текста, а также его языковых особенностей. Проводится на уроках русского языка и показывает уровень понимания смысла и видения особенностей языковой организации текста учеником, а также способность учащегося изложить собственные наблюдения, степень владения теоретическим материалом, терминологией.

Текст

Анализ

Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия.

Связь между предложениями параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная. Структура текста подчинена раскрытию основной мысли: только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье.

В тексте используются профессионализмы из речи лётчиков, которые помогают автору раскрыть смысл происходящего: полёт, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать.

Читайте также: