Что такое легальные административные или экономические барьеры кого они защищают кратко

Обновлено: 05.07.2024

У предпринимателей есть возможность рассказать об административных барьерах, препятствующих развитию бизнеса.

Специфические трудности входа предпринимателей на рынок, препятствующие организации, осуществлению и развитию предпринимательской деятельности, обусловленные несовершенством законодательства, совершения действий или бездействия органов власти принято называть административными барьерами.

Уважаемый посетитель! Предлагаем Вам рассказать об административных барьерах, с которыми Вы столкнулись!

Введите Ваши контактные данные, и Ваше обращение будет перенаправлено в профильный орган государственной власти.

Предлагаем Вам ознакомиться с планом по снижению административных барьеров, отчетом об исполнении данного плана и оставить свой комментарий.

принят распоряжением Правительства Российской Федерации 17 января 2019 г. № 20-р

Министерство экономического развития Российской Федерации

Scheme_WdDwrDS.original.jpg

Ключевые особенности

Максимально активное вовлечение предпринимательского сообщества в формирование повестки реформ.

Бизнес включен в эту работу на всех ее этапах – от выявления существующих проблем ведения бизнеса в различных отраслях, формирования путей их решения, заканчивая оценкой качества работы органов власти.

Снятие существующих нормативных ограничений при ведении бизнеса, в том числе устранение избыточных, устаревших и противоречащих друг другу требований, содержащихся в федеральных нормативных правовых актах.

Столкнулись с административными барьерами?
Подайте обращение, мы обязательно его рассмотрим!

Подать обращение по административному барьеру имеют возможность исключительно участники Национального Проекта

1. Подача и анализ инициатив

Механизм ТДК предоставляет возможность для бизнеса указать на существующие нормативные ограничения при ведении бизнеса и непосредственно самим принять участие в их устранении.

Подать инициативу можно следующими способами:

1.jpg

2. Одобрение инициатив и их реализация

Максимально активное вовлечение предпринимательского сообщества в формирование повестки реформ - от выявления существующих проблем ведения бизнеса в различных отраслях, формирования путей их решения, до оценки качества работы органов власти.

Аккумуляция инициатив по улучшению предпринимательской среды в едином документе, что позволит обеспечить комплексную координацию и контроль реализации реформ.

Актуализация плана мероприятий на постоянной основе – 2 раза в год – в целях оперативного реагирования на изменения макроэкономической ситуации и запросы предпринимательского сообщества.

2.jpg

Экспертные и рабочие группы

  • Сбор и анализ предложений по актуализации мероприятий плана ТДК, обеспечение их обсуждения, а также представление результатов в Минэкономразвития России.
  • Подготовка заключений о соответствии ожидаемым результатам разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти проектов актов, подготовленных во исполнение мероприятий плана ТДК.
  • Осуществление финальной оценки реализованных мероприятий плана ТДК.
  • Осуществление мониторинга правоприменения актов, разработанных в рамках механизма ТДК.

Экспертные и рабочие группы осуществляют свою деятельность на площадках организаций, в том числе деловых объединений.

Экспертный совет

Председатель Экспертного совета - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации В.А. Живулин.

  • Координация деятельности экспертных и рабочих групп.
  • Рассмотрение предложений по формированию площадок экспертных и рабочих групп.
  • Формирование предложений по перечню актов для осуществления мониторинга правоприменения.
  • Рассмотрение результатов реализации мероприятий плана ТДК и осуществления мониторинга правоприменения.

Подкомиссия по обеспечению устойчивого развития российской экономики Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции

Председатель Экспертного совета - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации В.А. Живулин.

  • Координация деятельности экспертных и рабочих групп.
  • Рассмотрение предложений по формированию площадок экспертных и рабочих групп.
  • Формирование предложений по перечню актов для осуществления мониторинга правоприменения.
  • Рассмотрение результатов реализации мероприятий плана ТДК и осуществления мониторинга правоприменения.

Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции

Председатель Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции - первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.

  • Рассмотрение предложений по внесению изменений в структуру управления механизмом ТДК и порядок актуализации, осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий плана ТДК
  • Рассмотрение сводного ежегодного доклада о реализации и эффективности достигнутых мер плана ТДК.

3. Мониторинг правоприменения с участием бизнеса

Федеральные органы исполнительной власти и организации - исполнители мероприятий плана в целях осуществления мониторинга и контроля реализации мероприятий плана обеспечивают актуализацию информации о ходе реализации мероприятий плана.

Экспертные группы осуществляют с участием представителей общественных объединений субъектов предпринимательской деятельности, экспертов и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации анализ информации о ходе реализации мероприятий плана, по результатам которого направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации протоколы заседаний.

Министерство экономического развития Российской Федерации на основании информации реализации мероприятия плана от экспертной группы, присваивает итоговые статусы реализации мероприятий плана.

Административные барьеры и их влияние на экономику

Административные барьеры — это препятствия, созданные государством и мешающие развитию предприятий и экономики страны в целом. Необоснованные административные барьеры снижают заинтересованность новых участников рыночных отношений, а также способствуют развитию коррупции.

С различного рода ограничениями (определенными правилами, устанавливаемыми органами государственной власти) сталкиваются практически все предприниматели и участники рыночных отношений.

В современной отечественной экономике проблема административных барьеров очень велика, ведь правила обязаны соблюдать все субъекты рыночных отношений, при этом отчисляя государству денежные средства за проведение определенных нормативно-правовых операций и услуг.

Общие сведения

В процессе проведения административной реформы, значительно уменьшены возможности вмешательства государства в деятельность экономических процессов, связанных с необходимостью государственного надзора, регистрацией, лицензированием и т.д. Но на сегодняшний день эта работа не доведена до конца, во многих областях продолжают иметь место некоторые ограничения в виде необходимости получения от органов государственной власти различных согласований, заключений, разрешений. Также не закончена работа по разделению функций, связанных с контролем, надзором и предоставлению государственных услуг.

Все административные барьеры учесть невозможно, так как их достаточно много, и они очень разнообразны по своей природе. Условно барьеры можно разделить на три категории:

Административные проблемы в предпринимательстве

  1. С первыми субъект сталкивается, когда планирует получить доступ к какому-либо виду экономических ресурсов и узаконенным юридическим правом на пользование этих ресурсов в своей работе. Например, пытаясь зарегистрировать вновь созданную фирму, при оформлении аренды на какое-либо помещение либо в случае приобретения в кредит каких-то материальных ценностей и т.д.).
  2. Вторые могут возникнуть, когда субъект хочет узаконить права на осуществление деятельности, которая связана с проведением хозяйственных работ (к примеру, оформить лицензию на свою деятельность, сертифицировать производимую продукцию и т.д.).
  3. Третьи могут быть связаны, например, с оформлением каких-то льгот на ведение деятельности и т.д.

Подробности

Цели предпринимателей малого и среднего бизнеса

Административные барьеры негативно влияют на управленческие процессы тем самым тормозя развитие экономики в государстве. Можно выделить несколько пунктов:

— Первоочередная проблема состоит в том, что, если не уменьшить административные барьеры, экономика только потеряет. Заключаться проблемы будут в повышении цен, зависящих от роста государственного контролирующего аппарата, который нужно содержать, введении новых видов пошлин, налогов и т.д.

— Надо отметить, что только ликвидация административных барьеров может дать стимул к применению государством более эффективных методов регулирования необходимых экономических процессов.

— Не менее важно понимание того, что сегодняшнее количество административных барьеров в большинстве случаев оказывает влияние на деятельность государственных чиновников, которые во всем ищут материальную выгоду прежде всего для себя, и на деятельность коммерческих структур, которые находятся под влиянием чиновников.

  1. Финансовые потери для компаний, терпящих дополнительные издержки по статьям расходов, надобность введения которых обусловлена именно преодолением барьеров. Большая часть данных издержек в последующем компенсируется увеличением розничных цен на рынке, а это, в свою очередь, не что иное, как экономическая потеря общества.
  2. Снижение коэффициента эффективности, связанного с правильным использованием ресурсов, имеющихся в запасе государства. Административные барьеры оказывают значительное влияние на появление новых представителей бизнеса (особенно это касается малого либо среднего бизнеса) на экономическом рынке. Соответственно, это влияет на сложившийся уровень конкуренции в сфере экономики, что снижает показатель экономической эффективности в целом. Финансовые потери этого рода имеют косвенный характер.

Прямые потери образуются в следствие того, что …

для выполнения требований, выдвигаемых органами власти, контролирующими процессы в сфере экономики, предприятия должны осуществлять много дополнительных выплат, которые носят как официальный характер, так и теневой. При этом, платить приходится не за сами экономические ресурсы, а только за право пользования ими — отсюда вытекают так называемые, трансакционные расходы.

Рассмотрим, к примеру, сертификацию разных услуг и производимой продукции. Данная процедура является обязательной. Надо сказать, что в денежном выражении (если ориентироваться на суммы, сформированные в соответствии со стандартами законодательных органов) на этот процесс за один календарный год уходит примерно 130 миллионов долларов. Причем, сумма эта минимальна, так как не берутся во внимание виды финансовых операций, которые имеют косвенное отношение к сертификации.

Административные барьеры действуют так как изначально планировалось только в тех случаях, когда они способствуют внесению незначительных сумм для их преодоления. В данных случаях, они могут даже считаться полезными для экономического развития, в отличии от схем, которые разработаны для прямого вымогательства денег.

Снизить уровень либо ликвидировать административные барьеры, и поднять степень доступности госуслуг может только само государство либо лица, имеющие возможность влиять на процесс решения проблемы.

Когда речь идет о государстве

…то для внесения изменений в систему госконтроля за рыночными и экономическими отношениями необходима разработка предложений, способствующих усилению защиты государственного надзора по отношению к участникам экономических отношений. Для этого нужно:

Цели предпринимателей малого и среднего бизнеса

— составить перечень, в котором будут четко обозначены все органы власти, допущенные к осуществлению контроля за экономическими процессами, которые ведутся на предприятиях. Отдельно разработать их полномочия и функции. Для того, чтобы осуществить это, необходимо внести много изменений в действующие законодательные документы, регламентирующие деятельность органов надзора;

— четко обозначить все этапы проведения проверок экономической деятельности организаций данными органами. Это нужно для того, чтобы исключить возможность давления со стороны проверяющих органов власти на субъекты, подвергающиеся проверке и свести к минимуму возможность вымогательства денежных средств;

— предоставить возможность субъектам обжаловать итоги проверки либо само ведение процесса;

— минимизировать количество проверок, которые проводятся по личной инициативе контролирующих органов. Это значит, что организация проверки должна осуществляться только на веских основаниях (наличие обоснованной жалобы со стороны клиентов либо конкурентов).

Конечно, эти пункты могут быть реализованы только в случае закрепления их в нормативно-правовых документах.

Итоги

Проблема административных барьеров существует, и необходимость ее решения уже давно назрела. На сегодняшний день предпринимаются определенные действия со стороны государства, однако не так активно, как хотелось бы общественности.

Надо признать, что административные барьеры не могут быть эффективными, они лишь способствуют увеличению расходов, которые несут субъекты, формирующие весь экономический рынок и его ценовую политику. С ростом количества барьеров увеличиваются и размеры финансовых издержек.

Многие представители органов власти лично заинтересованы в том, чтобы их число не уменьшалось, а это значит, что изменить существующую систему крайне сложно. Нужны кардинальные шаги и инициативы самого правительства. Нельзя ставить интересы реальной экономики в прямую зависимость интересам группы лиц.

Снижение административных барьеров является одним из приоритетов политики в сфере конкуренции. Их негативное воздействие на конкурентную среду может проявляется через подавление предпринимательской инициативы, повышение непроизводственных издержек, создание условий для коррупции.

С целью повышения открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений в автономном округе, создания действенного механизма влияния субъектов предпринимательской деятельности и иных представителей гражданского общества на подготовку и принятие решений в области государственного регулирования, затрагивающих их права и законные интересы, постановлением Губернатора автономного округа от 8 декабря 2005 года создана комиссия по проведению административной реформы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Комиссия). Комиссия является коллегиальным органом, согласующим интересы всех заинтересованных сторон по вопросам реализации административной реформы в автономном округе.

Также Комиссией по реализации административной реформы проводится системная работа, направленная на внедрение механизмов управления по результатам, следствием которой станет 100% внедрение механизмов в органах исполнительной власти, 80% - в организациях, подведомственных органам исполнительной власти округа.

Кроме того, внедряются механизмы стандартизации и регламентации, направленные на повышение степени удовлетворенности граждан и организаций качеством и доступностью государственных услуг. Возрастает количество стандартов государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций. На территориях муниципальных образований формируются региональные комплексные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению и организациям.

В части оптимизации функций органов исполнительной власти и противодействия коррупции работа Комиссии по реализации административной реформы направлена на устранение избыточных и дублирующих функций, снижение доли обоснованных жалоб на действия и решения должностных лиц и исполнительных органов государственной власти, снижение количества государственных контрактов, размещенных путем проведения торгов, в ходе исполнения которых возникли рекламации, по отношению к государственным контрактам, размещенным путем проведения торгов, снижение количества нарушений, выявленных в ходе проведения плановых и внеплановых проверок по отношению к количеству проверок.

Административная реформа предполагает модернизацию системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти автономного округа, включающую создание информационно-технологической инфраструктуры, внедрение государственных информационных систем, создание государственных информационных ресурсов для обеспечения повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, повышения эффективности государственного управления.

Достигнутые результаты проводимой административной реформы включают существенное сокращение степени вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в деятельность субъектов предпринимательства, в том числе за счет устранения барьеров в виде лицензирования, экспертизы, регистрации, контроля и надзора.

Согласно федеральному законодательству лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления, при этом более короткие сроки могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензионная палата автономного округа предоставляет лицензии в течение 10 дней в отношении следующих видов экономической деятельности: заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов; розничной продажи алкогольной продукции. По состоянию на конец 2009 года в реестре лицензий содержится действующих 1780 лицензий, разрешающих осуществление деятельности на 3490 объектах. Сведения из реестра лицензий размещаются на официальном веб-сайте органов государственной власти автономного округа на странице Лицензионной Палаты. Необходимо продолжить работу по регламентации остальных государственных функций в сфере лицензирования.

Для оценки наличия административных барьеров на территории автономного округа был проведен опрос в период с 1 по 10 декабря 2009 г. посредством электронной рассылки 920 анкет в адрес предприятий и организаций автономного округа. Количество ответивших респондентов составило 489, что превышает порог репрезентативности выборки. Географический ареал выборки ограничен 13 городскими округами. Как показывают результаты опроса субъектов хозяйственной деятельности и институтов, представляющих их интересы, проведенного при разработке Программы, из всех видов взаимодействия наиболее обременительным является подключение к сетям (электроэнергия, газ, водоснабжение и т. п. ), а также получение государственной поддержки в виде субсидий, целевых займов и т. п. Максимальные затраты характерны для получения разрешений на строительство, регистрации недвижимого имущества и сделок с ним и подключения к сетям. Наиболее длительной является процедура получения разрешений на строительство (см. табл. ).

Читайте также: