Что такое лазание в доу

Обновлено: 07.07.2024

ЛАЗАНИЕ— циклическое движение. Характеризуется попеременным сокращением и расслаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое усилие. Упражнения в лазании улучшают координацию движений, способствуют совершенствованию функций дыхания и кровообращения, повышают обмен веществ. Они способствуют развитию крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развивают гибкость позвоночника. С их помощью воспитывается ловкость, смелость, привычка к высоте.

Ребенок овладевает следующими ВИДАМИ ЛАЗАНИЯ: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.

При ПОЛЗАНИИ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ, которое ребенок осваивает на 8—9-м месяце жизни, так же как и при лазании, укрепляются мышцы спины, брюшного пресса и конечностей. Кроме того, благодаря опоре на четыре конечности при ползании происходит разгрузка позвоночника, что очень важно в период роста ребенка.

Ползание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших. При ползании активно работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шей, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки.

Постепенно взрослый усложняет упражнения — вводит ползание по доске при горизонтальном и наклонном ее положении, затем по скамейке, бревну.

В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями – ходьбой, прыжками, бегом. Ползание на четвереньках часто сочетается с подползанием под шнур, ветку.

Через более высокие препятствия (бревно, дерево, скамейку) ребенку приходиться перелезать. Это движение также выполняется несколькими способами: прямо, переставив за препятствие сначала обе руки, потом обе ноги, боком, перенеся поочередно правую руку и ногу, и затем присоединить к ним левую руку и ногу. При перелезании левым боком первыми перенесутся левая рука и левая нога.

Когда ребенок становится достаточно самостоятельным, ему предлагаются упражнения в лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу.

Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них.

Для упражнения используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально.

На начальных этапах освоения дети лазают приставным шагом. Они берутся последовательно обеими руками за одну перекладину, встают на перекладину одной ногой и подтягивают к ней другую.

В процессе многократных упражнений постепенно в лазанье (вначале при влезании) приставной шагзаменяется сперва смешанным, а затем чередующимся, т.е. на каждой перекладине находится одна рука или нога. Такое движение выполняется одноименным и разноименным способами. При первом способе движение начинают, например, левая нога и левая рука, затем активно действуют правая нога и правая рука. Если ребенок использует разноименный способ, то вначале он действует правой ногой и левой рукой, чередуя с движениями левой ногой и правой рукой.

Детям старшего возраста доступно ЛАЗАНИЕ ПО ШЕСТУ И КАНАТУ. Это также циклическое движение.

Сначала дети обучаются качаться на канате и шесте, имеющих незакрепленный нижний конец, затем учатся влезать на неподвижный, закрепленный в землю шест. Воспитатель должен удержать кистями своих рук стопы ребенка, чтобы они не соскальзывали. После этого дети осваивают лазанье по канату.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Лазанье – один из видов основных движений – относится к циклическому движению, в своей основе имеет кратковременную повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу, осуществимых посредством поочередного движения рук и ног. Данное движение вовлекает в работу значительную массу мышц. Кроме этого, процесс лазанья характеризуется попеременным сокращением и расслаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое усилие. Благодаря этому упражнения в лазании способствуют развитию крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развивают гибкость позвоночника, помогают формированию правильной осанки.

С помощью лазанья воспитывается ловкость, выносливость, совершенствуются координационные способности и т.д.

Ребенок овладевает следующими видами лазания:

ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке и др.);

лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке и т.д., подлезание, перелезание, пролезание,

Ползание – это передвижение по плоскости с помощью нижних и верхних конечностей.

Лазание – это передвижение, связанное с использованием предметов: в условиях физкультурного зала – ϶ᴛᴏ гимнастическая стенка, разные лестницы (установление вертикально, горизонтально, наклонно), шест, канат.

Подлезание – залезать подо что-либо ползком.

Перелезание – лезть (карабкаясь, передвигаться) через что-либо, с одной стороны, чего–либо на другую, из одного места в другое; залезать, взбираться на другое место.

Пролезание – лезть, протискиваться сквозь что–либо узкое, затрудняющее движение.

Особенности выполнения разных видов лазанья детьми 2–3 лет

Стремление к ползанью и лазанью у детей очень велико. Ребенок 2–3 лет ползает с большим удовольствием, уверенно и быстро. В начале 3–го года жизни дети еще любят ползать лежа на животе, попеременно вытягивая вперед руки и подтягиваясь на них. Встречаются случаи передвижения бочком, т. е. ребенок передвигается на четвереньках, переставляя ноги слегка сбоку (справа или слева) от линии направления движения. При влезании на стенку все дети 2–х лет приставляют одну ногу к другой, затем перехватываются поочерёдно руками, располагаясь на следующей высоте рейке. При слезании все дети используют приставной шаг.

Упражнения для формирования навыка лазанья

Ползание на четвереньках по:

прямой (расстояние 3–4 м);

по доске, лежащей на полу;

по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20–30 см;

по гимнастической скамейке.

веревку (высота 40-30 см) и др.

Перелезание через бревно и т.д.

Лазанье удобным для ребенка способом по:

гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м).

Методические рекомендации по обучению технике лазанья

Постепенно детей учат ползание осуществлять при опоре на руки и ноги; это позволяет ребенку разгрузить позвоночник. Необходимо следить, чтобы активно работали верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для формирования правильной осанки. Сначала детям даются упражнения в ползании по полу на четвереньках в любом направлении, затем педагог учит их ползти в заданном направлении, постепенно усложняя упражнения, включая подлезание, перелезание, пролезание.

При обучении в этом возрасте детей еще не ставится цель обучить детей правильному влезанию и слезанию. Сначала учат лазанью приставным шагом: ребенок держится обеими руками за одну ступень, ноги тоже на одной ступени, потом она переставляет поочередно руки и ноги на следующую ступень и т. д.

Главным остается формирование у детей чувства уверенности: чтобы дети научились без страха подниматься на предмет, уверенно пускаться вниз.

Педагог должен постоянно находиться рядом и всегда готов помочь ребенку, подбодрить. Методические указания должны быть направлены на ощущение уверенности.

Особенности выполнения лазанья детьми 3-4 лет

Во второй младшей группе у подавляющего большинства детей характерна хорошая координация движений при ползании. В ползании дети используют различные способы. Некоторые малыши ставят вперед сразу обе руки, опираются на них и в это время передвигают ноги. Другие передвигают попеременно вперед руки и ноги. В обоих случаях дети могут опираться на ступни и ладони либо на колени и ладони.

Дети данного возраста довольно быстро овладевают такими видами движений, как пролезание в обруч, подлезание под дугу или веревку, натянутую на высоте 50–40 см от пола, и др. Труднее им дается ползания в сочетании с упражнениями из равновесия (ползание по гимнастической скамейке в упоре стоя) и лазание по гимнастической стенке.

Для детей второй младшей группы значительную сложность составляют упражнения с лазание по гимнастической стенке и наклонной лесенке. При лазании они плохо координируют движения ног и рук, часто проявляют нерешительность. Дети 3–х лет примерно в 78% случаев при влезании на стенку используют приставной шаг, а 22% – смешанный способ, т.е. используют как приставной, так и чередующийся (каждый раз нога ставится на следующую по высоте рейку пролета лестницы), руки ребенка перехватываются поочередно. Перед каждым новым шагом руки ребенка находятся на одной рейке.

При слезании малыши 3–х лет в 11% случаев применяют смешанный шаг, остальные слезают, приставляя одну ногу к другой на каждую рейку.

Лазанье на этом возрастном этапе требует от ребенка большого напряжения внимания, значительной мышечной силы и ловкости. Эти качества развиты еще слабо. Поэтому лазают дети медленно, в произвольном темпе.

Упражнения для формирования навыка лазанья:

Ползание на четвереньках по:

прямой (расстояние увеличивается до 6 м);

Подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола и т.д.:

Пролезание в обруч и др;

Перелезание через бревно и др.

Лазанье по лесенке–стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

У детей также продолжают совершенствоваться навыки в упражнениях, проводимых в первой младшей группе с слегка усложненными элементами.

Методические рекомендации по обучению технике лазанья

Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти без показа движений воспитателем, на которого не рассчитаны пособия. Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. Для получения физической нагрузки важно, чтобы малыши проползали определенное расстояние. С этой целью используются зрительные ориентиры, которые указывают ребенку, где начинать и где заканчивать расстояние.

Все упражнения в ползании заканчиваются заданиями выпрямляющего характера (поднять руки вверх, сделать хлопок над головой и др.). Подлезание под веревочку (палку, которая лежит на сиденье двух стульев) и пролезание в обруч дети этого возраста выполняют боком и грудью вперед. Пролезая и подлезая грудью вперед, ребенок подходит к снаряду, делает шаг вперед, немного приседает, перемещает вперед голову и туловище, а затем вторую ногу. При подлезании и пролезании вторым способом нужно повернуться левым или правым боком, сделать широкий шаг вперед, наклониться, переместить вперед голову и туловище, а затем вторую ногу.

Для детей 3-4 лет упражнения в лазанье представляют значительную сложность, поэтому от них еще рано требовать лазанья переменным способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом – как им удобнее. Однако, учитывая умения детей, уже можно начинать учить детей элементам правильной техники влезания. Педагог, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы).

Упражнения в лазанье должны обеспечиваться внимательным руководством, высокой дисциплиной детей. При необходимости педагог помогает ребенку преодолеть страх.

Особенности выполнения лазанья детьми 4-5 лет

Благодаря возросшим физическим возможностям, дети могут проползать расстояние до 6–8 м. В возрасте 4–5 лет дети овладевают ползанием на предплечьях и коленях, подтягиваясь руками в положении лежа на скамейке. С 4–х лет у детей отмечено использование трёх способов лазанья. Примерно, в 36% случаев они применяют приставной шаг, в 43% – смешанный способ, в 21% - чередующийся. Начиная с 4–5 лет, дети используют чередующиеся движения рук. Однако согласованность в движениях руками и ногами еще не достигнута. Дети 4–х лет в 21% случаев используют смешанный способ слезания.

Упражнения для формирования навыка лазанья

Ползание и лазанье выполняются разными способами. Однако для сохранения у детей интереса необходимо придать однообразному упражнению игровой характер.

Вводятся новые виды ползания, подлезания и перелезания:

ползание по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками;

подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед;

ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони в разных направлениях (змейкой, между предметами и т.д.);

перелезание через лесенку-стремянку на другую сторону;

переход с одного пролета гимнастической стенки на другой (на одном уровне на высоте 2–4 реек).

Методические рекомендации по обучению технике лазанья

В упражнении с подлезанием под шнур, дугу и др. дети, не умея рассчитать высоту препятствия, подползают так же, как ползают, т. е. не прогибают спину, и поэтому часто задевают шнур, разгибаются слишком рано. Педагог, учитывая полученные ребенком при этом ощущения прикосновения, стимулирует появление правильного навыка. Предлагает нагнуться пониже. Учит подползать правым и левым боком, двигаясь приставными шагами.

По мере того как дети при лазании осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям – одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы. Для тех детей, кто хорошо осваивает движения, нужно усложнять задания. Следить, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз старались не пропускать перекладин и наступали на каждую из них одной ногой. Обязательна страховка детей педагогом.

Особенности выполнения лазанья детьми 5-6 лет

Дети 5–6 лет имеют хорошие навыки разных видов ползания. При выполнения данного упражнения используют различные способы. Также дети демонстрируют неплохие навыки в подлезание, перелезание, пролезание разного вида. При влезании на стенку дети проявляют большую уверенность и решительность.

У старших дошкольников распределение способов влезания на стенку выглядит следующим образом: примерно в 19% случаев дети используют приставной шаг, в 43% случаев – смешанный, 38% – чередующийся способ постановки ног на рейки лестницы.

Большинство детей 5–ти лет передвигаются вниз по лестнице приставным шагом (около 57%), смешанный способ применяют 29% детей, а 14% дошкольников этого возраста используют чередующийся шаг.

Упражнения для формирования навыка лазанья

В старшей группе продолжают совершенствовать навыки в ползанье, полученные в предыдущие годы. Вводятся новые виды ползания:

  • на четвереньках в чередовании с ходьбой, бегом, перешагиванием/переползанием через препятствия;
  • ползать, преодолевая несколько предметов подряд;
  • ползание на четвереньках (расстояние 3–4 м), толкая головой мяч;
  • ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени;
  • ползание по-пластунски на полу;
  • подтягивание на скамейке на коленях;
  • передвижение с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на скамейке;
  • ползание назад по скамейке с упором на предплечья и колени.

В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями – ходьбой, прыжками, бегом.

Перелезание разными способами:

  • через несколько предметов подряд;
  • через препятствие (бревно, скамейка);
  • переход с одного пролета гимнастической стенки на другой (на одном уровне на высоте 4–6 реек);
  • переход переменным шагом по диагонали с продвижением вверх и вниз в правую и левую сторону;
  • в обруч разными способами;
  • между рейками и т.д.
  • по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа,
  • по гимнастической стенке с перелезанием на другую сторону (если обе стенки открыты для подхода к ним);
  • по канату (начинают обучать подготовленных детей).

Методические рекомендации по обучению технике лазанья

Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.

Перед детьми этого возраста во время выполнения упражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке), правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин.

При обучении лазанью по канату большое место занимают подводящие упражнения. В старшей группе сначала дают упражнение на освоение захвата и перехватывания каната руками. Затем переходят к освоению захвата каната ногами. В конце обучают детей спуску с каната. При подъёме по канату педагог должен придерживать конец каната.

При обучении лазанью целесообразно использовать канат с накладками (узлами), расположенными на расстоянии 15–20 см друг от друга. Накладка на канате создает опору для ног и помогает осваивать перехват руками и ногами. После этого дается лазанье по канату без накладок.

Не всегда для обучения ползания и лазанья педагог может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением нестандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение может показывать подготовленный ребенок, действия которого комментирует педагог. Часто, особенно в начале обучения, используется объяснение: педагог называет действие, дети воспроизводят его. При необходимости педагог корректирует действия детей.

Во время выполнения любых видов лазанья педагог обязан обеспечивать страховку и оказывать необходимую помощь. Для профилактики травм под снаряды кладут гимнастические маты.

Особенности выполнения лазанья детьми 6–7 лет

Дети 6–7 лет легко справляются со всеми видами порлзания, подлезание, перелезание, пролезание. У большинства детей сформировано устойчивое умение выполнять влезание по стенке чередующимся способом постановки ног и рук. Однако при перемещении вниз большинство детей использует смешенный способ. Есть дети, которые при слезании со стенки еще используют приставной шаг. Также небольшая часть дошкольников подготовительной группы при слезании уже уверенно пользуются чередующимся способом постановки ног и рук.

Упражнения для формирования навыка лазанья

Совершенствуются умения в ползанье, пролезание, подлезании, лазаньи разными способоми. Используются все упражнения, изученные в предыдущие годы с элементами усложнения. Детей учат ползать одноименными и разноименными способами.

Обучение ползанью осуществляется за счет усложнения способов ползанья и условий выполнения: по полу на определенное расстояние, по ограниченной поверхности (гимнастическая скамейка, ребристая доска, лестница). При ползании на четвереньках дети могут опираться на ладони и колени, на стопы и ладони, на колени и предплечья; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами.

Пролезание между перекладинами гимнастической стенки, поставленной на бок лесенки, в обруч и др. выполняется разными способами. Расстояние между перекладинами лестницы не менее 40 см. В обруч пролезают сверху, снизу, держа одной или двумя руками; в поставленный на пол обруч пролезают боком и прямо.

Подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (высота 50–35 см).

Перелезание используется при переходе с одного пособия на другое: с пролета на пролет гимнастической стенки, с наклонной доски или лестницы на вертикальную стенку; через верх стремянки и т.д. Детям дается задание перелазить более высокие препятствия.

Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см), по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладины.

Лазанье по гимнастической стенке осуществляется с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.

Методические рекомендации по обучению технике лазанья

Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлением, потягиванием, прыжком вверх. Во время выполнения упражнений в лазании перед детьми этого возраста ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке), правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин. Однако допускается, чтобы при слезании они использовали более простой для них приставной шаг.

На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя при этом нужны значительные усилия для поднимания веса собственного тела. При слезании мышечное напряжение меньше, но требуются большая смелость, решительность, определенные пространственные представления, так как ребенок еще не может увидеть, куда поставить ногу, а должен почувствовать, нащупать опору. Необходимо воспитывать у детей находчивость, умение не растеряться в сложной неожиданной ситуации, например, спокойно и быстро нащупать ногой перекладину, с которой сорвалась нога. При этом надо следить, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и наступали на каждую из них одной ногой.

Лазанье по лестницам реже используется в подвижных играх, чаще предлагается в виде упражнений. При выполнении упражнений по лазанию педагог должен постоянно стоять рядом с выполняющим движение ребёнком и в случае необходимости оказывает помощь.

Список литературы:

Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду 3–е изд., перераб/ Т. И. Осокина Т.И. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.

Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

Лазание — это циклическое движение. В лазании и слезании с лесенки имеется кратковременная повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу. Лазание осуществляется посредством поочередного движения рук и ног с опорой каждой ноги на рейки лестницы и задержкой обеих ног на них. Непрерывность повторения циклов при лазании определяется высотой гимнастической стенки (от 1 до 2 м).

Ребенок овладевает следующими видами лазания: подлезание, перелезание, пролезание, ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке), лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке, веревочной лесенке, канату и шесту.

Физиологическую основу лазания определяет формирование системы координированной деятельности ребенка. Лазание способствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата.

Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки.

Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц (особенно косых мышц, мышц живота, стопы и кисти). Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.

Ползание, лазание, перелезание способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движении рук и ног, на укрепление внутренних органов систем. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания – восполнить этот пробел в психическом развитии.

Большую группу разнообразных движений составляют ползание, подползание, переползание, пролезание и лазанье. Движения эти чрезвычайно полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных групп мышц — туловища, плечевого пояса, рук, ног, развитию гибкости позвоночника. С их помощью воспитываются ловкость, смелость, привычка к высоте.

Ползание и лазанье выполняются по циклическому типу, как ходьба и бег, т. е. при передвижении повторяются одинаковые движения рук и ног.

Чередование напряжения и расслабления мышц позволяет совершать движение длительное время не уставая и тем самым дает возможность укреплять организм, воспитывать выносливость.

Перелезание, ползание, лазанье относятся к любимым движениям маленького ребенка, Он часто повторяет их в игровых ситуациях и просто в виде упражнений, особенно в тот период, когда движение только осваивается.

Многократно влезает малыш в ящик и вылезает из него, лазает по ступенькам. Процесс выполнения активных действий ползания или влезания чередуется с моментами отдыха, когда ребенок стоит или сидит в ящике, на ступеньке, заборчике.

Основная часть.

Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей.

Ползать ребенок начинает с 5—6 месяцев. Дети раннего возраста любят ползать, и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в данном виде движения (подползание, переползание) не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности.

Упражнения в лазаний и ползании полезны для ранних дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спины, живота, рук и ног). Эти упражнения требуют большого физического напряжения. Для их выполнения нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах следует использовать гимнастические стенки, доски, кубы, бревно и г. д.

Дети дошкольного возраста довольно рано и быстро овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, подлезание под палку (веревку, натянутую на высоте 50 см), перелезание через бревно, скамейку и т. д.

При ползании в упоре стоя ногами опираются на носки, а руками — на кисти (как медвежонок). Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в той же последовательности. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях (рис.1).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чусовской индустриальный техникум.

Клевцова Екатерина Алексеевна.

Гремячинск 2018 г.

Техника лазанья. Виды лазанья. Методика обучения.

Ползание - это движение по плоскости.

Лазание связано с использованием предметов : в условиях физкультурного зала - это гимнастическая стенка, разные лестницы, (установленные вертикально, горизонтально, наклонно), шест, канат; в естественных условиях - деревья, склон овражка, канавка, пригорок и др.

В зависимости от практической задачи и характера двигательных действий упражнения делятся на перелезание, пролезание, подлезание и др.

В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для ползания - на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, по-пластунски. Для лазания по гимнастической стенке - приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способы).

Ползание - привычный для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно, когда играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно-ролевых играх.

Обучение ползанию - это, по сути дела, корректировка привычных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.

При ползании в положении стоя на четвереньках дети должны опираться на всю ладонь, пальцы — широко расставлены и направлены вперед. В таком положении нагрузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая, как известно, еще продолжает формироваться.

Для того чтобы мышцы спины находились в рабочем состоянии, детям советуют поднять голову и смотреть вперед - на игрушки, к которым они ползут, поверх скамейки, через которую предстоит перелезть, и другие привлекательные ориентиры на финише.

Во время перемещения ноги нужно подтягивать.

Для подлезания под препятствия используется опора на предплечья. Применяется эта техника также в комбинированных двигательных заданиях, когда надо сменить способ действия, например ползание на четвереньках с подлезанием под стул (веревочку - кустик) в опоре на предплечья.

Ползание по-медвежьи не случайно называют ходьбой, потому что и руками и ногами нужно шагать, но из-за опоры на четыре точки этот способ движения относят к ползанию. Опора осуществляется на всю ладонь и на всю ступню, для чего ноги надо ставить шире туловища, слегка сгибая колени. "Медведь" идет вперевалочку, т.е. шаги делаются одноименной ногой и рукой.

Ползание на животе является подводящим к ползанию по-пластунски, требующему конкретной техники и по-настоящему доступному лишь старшим детям. Лежа на животе, нужно вытянуть вперед слегка согнутую в локте руку и положить ладошкой вниз; противоположную ногу согнуть и положить плоско, чтоб ею можно было упираться в пол при отталкивании. Вторая согнутая в локте рука упирается в пол рядом с туловищем, противоположная ей нога выпрямлена. Туловище слегка развернуто в сторону вытянутой руки. Голова опускается как можно ниже. Опираясь на руки и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, нужно подтянуть туловище. Движение цикличное, т.е. в следующий момент все действия совершают другая нога и рука.

В природных условиях дети используют способы действия, которые подсказывают обстоятельства: высокое препятствие, например лежащий ствол дерева, можно преодолеть перекатом, навалившись на него животом прямо или боком.

Лазание выполняется по лежащей на полу или приставленной к гимнастической стенке лестнице, по лесенке-стремянке, по гимнастической стенке. Используется для лазания и нестандартное оборудование, особенно на участке - заборчики, горки; в старших группах применяются канаты, шесты, веревочные лестницы.

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением стандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при необходимости тут же исправляет. Затем выполняется следующее действие.

В начале обучения в младшей группе надо дать возможность детям влезать на пособия и спускаться произвольно, как кто хочет. Необходимо обеспечить страховку: ограничить высоту, подложить маты. Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии воспитателя.

Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

Общие правила: при лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами; при спуске - наоборот, ребенок должен смотреть на руки, ноги повторяют движения рук; держаться за рейку следует хватом - большой палец - снизу; ногу ставать на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок.

Навыки ползания и лазания совершенствуются в подвижных играх, в быту.

Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. При обучении лазанью и ползанию в детском саду предусмотрены следующие программные требования.

Младшая группа. Ребенок ползает из основных положений ("как мишки" стоя на ступнях и ладонях, "как собачки" стоя на коленях и предплечьях по прямой 3-6 м), "змейкой" между предметами, по наклонной доске, выполняя хват, приставным шагом, уверенно лазает и перелазает по лестнице-стремянке высотой 1,5 м, приставным шагом, влезает на вертикальную стенку высотой 1-1,5 м, не пропуская реек, не опуская головы в индивидуальном темпе, подлезает под шнур, дуги высотой 40 см, не задевая руками пола;

Средняя группа. Ребенок осваивает способы ползания из основных исходных положений для лазанья приставным и чередующимся способом по скамейке ("как мишки", "как собачки", "как кошечки"), на животе, подтягиваясь двумя руками одновременно и попеременно;

Ребенок подлезает под препятствия прямо и боком, ползает по наклонной лестнице, скату вверх и вниз, влезает по гимнастической скамейке на высоту 1,5-2 м, перелезая с одного пролета на другой, вправо-влево, не пропуская реек;

Старшая группа. Ребенок пролезает прямо в обруч (диаметр 40-60 см), подвешенный на высоте 15-20 см от земли, свободно и ритмично поднимается и спускается по гимнастической стенке на высоту 2 м. Ползает на четвереньках по скамейке, наклонной доске, толкая головой мяч, перелезает через бревно, скамейку произвольным способом. Передвигается приставным шагом с одного пролета гимнастической стенки на другой на высоте 1-1,5 м, перебирается с наклонной доски на гимнастическую лестницу, пролезая между рейками лестницы, выполняет лазанье по канату, веревочной лестнице произвольно;

Подготовительная группа. Ребенок уверенно пролезает в обруч, под дугой (высота 50-40 см) прямо и боком, лазает по гимнастической лестнице ритмично на высоту 2-2,5 м, поднимается и опускается по наклонной доске на четвереньках;

Ползание и лазание предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Поэтому в упражнениях данного вида наравне с крупной мускулатурой развивается и совершенствуется мелкая мускулатура рук и ног.

Ежедневное упражнение в лазании обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений. Для этого рекомендуется в групповых комнатах устанавливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, а на участке - трибуны с вышками, заборчики, стойки с канатами и шестами. В процессе лазания воспитываются необходимые волевые качества: смелость, решительность, сообразительность.

Детям-дошкольникам не рекомендуется долго виснуть на руках: это вызывает длительное статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Однако непродолжительные висы на турниках разной высоты, гимнастической стенке могут использоваться, начиная с пятилетнего возраста, но не дольше 1-1,5 с, и чередоваться с опорой тела на ноги. Такие упражнения укрепляют мышечную систему плечевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.

большое значение в физическом и интеллектуальном развитии дошкольников имеет сформированность основных видов движения: ползания и лазанья. даются особенности методики обучения данным движениям в разных возрастах

Содержимое публикации

Особенности обучения ползанию и лазанию в разных возрастных группах

Автор: Масьярова Людмила Викторовна

инструктор по физической культуре

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Г.Глазов, Удмуртская Республика

Ползание и лазание.

По исследованиям психологов дети, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков, неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений; имеющихдислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма),пропустили стадию ползания.

— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).

Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.

На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью),

Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно для понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.

Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть компенсированы в будущем.

Ползание даёт возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки.

Ползание и лазание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших.

Основы ползания закладываются с раннего возраста.

С Первой младшей группы ( дети 2-3 лет) ребёнка учат ползать на четвереньках по прямой ; по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, по гимнастической скамейке.

Во 2 младшей и средней добавляется ползание змейкой между предметами, ползание по скамейке на высоких четвереньках; на животе, подтягиваясь руками, по-пластунски. Высота скамейки увеличивается.

Следует обращать внимание на характер движения малыша: движение рук и ног должно быть переменным. (не одновременно руки или ноги). Желательно перекрёстное движение. При ползании по скамейке следить за хватом рук за края. Научить подниматься и спускать со скамейки.

Подниматься детей на скамейку можно научить разными способами (но лучше одним, а остальные разучивать со средней группы):

Спереди - подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено (ступню);

С боку - встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено;

Из положения сидя -сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади.

Слезть со скамейки можно разными способами:

Опустить ноги сбоку на пол, отпустить руки, выпрямиться.

Подняться на скамейке, выпрямиться и сойти со скамейки вперед, вправо, влево или спрыгнуть с нее;

Сползти со скамейки, опираясь руками о пол.

В старших группах ползание совершенствуются и усложняются.

При ползании на животе, подтягивать тело можно и одной рукой.

Используется ползание на спине нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно сделать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной. Сначала можно помогать скольжению, отталкиваясь двумя ногами или поочередно, а затем держать ноги прямыми.

Можно добавить ползание на полу из положения сидя, упор сзади. Рационально использовать одноимённый и разноимённый способ ползания.

С 1мл.группы используется подлезание под воротца, веревку на четвереньках(высота 40-30 см), со 2 мл. – 50см, прямо не касаясь пола. пролезание в обруч.

со средней группы - подлезание боком

Прямо,не касаясь руками пола - При подлезании под веревку головой вперед сначала ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, передвигает одну ногу, потом другую.

Боком- При подлезании правым (левым) боком – встать к препятствию боком - сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.

Пролезание в обруч выполняется разными способами:

ребенок держит обруч в руках горизонтально, пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в исходное положение;

обруч поднимается прямыми руками над головой, затем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой.

Пролезание проводится также в вертикально поставленные обручи (сначала голова, рука и нога, потом вторая рука и нога), в пролеты между рейками лестницы, поставленной на ребро (из одного окошечка в другое).

С 1 мл.группы учат перелезаниючерез бревно. гимнастическую скамейку

из положения лёжа - Для перелезания через бревно, нужно, держась руками лечь вдоль предмета на живот и, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем - руки или одну ногу и руку, а потом вторую ногу и руку.

Из положения стоя – обхватить края скамейки, перенести по очереди ноги на другую сторону, отпустить руками скамейку.

Во 1 и 2 мл. группах учат Лазанию по лесенке-стремянке вверх -вниз , гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом. Упражнения в лазании начинаются тогда, когда дети уверенно умеют ползать как по полу, так и по скамейке.

В средней добавляется перелезание с одного пролета на другой вправо и влево приставным шагом.

Со старшей группы лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м)с использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног.

С подготовительной группы - перелезание с пролета на пролет по диагонали.

В младшем дошкольном возрасте дети влезают на стенку удобным для них способом.Задача: преодоление страха высоты, правильный хват за перекладину, поочерёдное передвижение рук и ног. В начале обучения лучше использовать поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при крайней важности тут же исправляет. Далее выполняется следующее действие.

Воспитатель, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы).

Руки ставятся на уровне глаз ребёнка.(не выше головы, не ниже груди)

При влезании руки слегка согнуты, раздвинуты примерно на уровне плеч, туловище не прижимается к лестнице и не откланяется на уровень прямых рук.

Дети должны упражняться в лазании обязательно со страховкой воспитателя (стоит сзади) и с матами на полу.

Со средней группы дети начинают осваиватьпе­ременный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: "Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а вто­рой - за следующую повыше. " При спуске: "Надо на­чинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше. " На этом уровне обучения, как правило, в каждый мо­мент опираются на три точки - две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.

По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям - одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы. Легче осваивается одноимённый.

Перед лазанием проводим имитационные движения, подводящие упражнения.

Одноимённый – Медведь. Разноимённый - Паук.В случае если освоение разноименного спо­соба подходит ползание по-пластунски - движения похожие.

При лазании обращаем внимание на одновременную постановку руки и ноги. "Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки. Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу. Я буду подсказывать: "Левые. правые. Начали!"

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой выполняется приставным шагом влево и вправо на одном уровне на высоте 1-2 рейки снизу – для средних (младших); 3-4 для старших.

Переход с одного пролета гимнастической стенки на другой по диагонали выполняется снизу вверх и сверху вниз.

Таким образом, использование упражнения в равновесии, ползание, лазание с раннего возраста, как на физкультурных занятиях, так и в повседневной жизни ребёнка в саду и дома, будет способствовать не только моторному развитию ребёнка, но и развитию когнитивной сферы, Ведь моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.

Читайте также: