Что такое креативная индустрия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Развитие креативных индустрий сегодня — приоритет для многих стран. Вклад этого сектора в их ВВП растет год от года, а также позволяет рассмотреть решение многих насущных проблем под новым углом.

Креативная экономика — новое направление, и ее потенциал только предстоит изучить.

У России здесь — много возможностей

Мы с командой "Цифрового Прорыва" сняли целый фильм про это.

Его онлайн-премьера в четверг 19 августа в 19:00 по Москве, а вот его тизер-анонс . Съемка фильма приурочена к Хакатону "Креативные идустрии. Коммуникации и Контент" , который проходит по всей России 20-22 августа.

На днях я тоже побывал в студии проекта в павильоне "Умный город" на ВДНХ, порассуждал для фильма про эти самые креативные индустрии.

Тема эта привлекает меня сама по себе: творчество, самовыражение, создание всего нового, где не нужно ничего кроме ГОЛОВЫ и ТАЛАНТА .

А уж стык креатива с цифрой – вообще невероятно интересная тема.

Ну а фильм заставил еще глубже погрузиться в эту тему: чтобы ориентироваться в ней на уровне хотя бы "среднего эксперта", мы с аналитиками РАЭК подготовил много-много фактуры .

Но для начала, нужно определиться:

Что такое "креативные индустрии"?

Единого подхода к описанию креативных индустрий в настоящий момент не существует.

Даже термины в разных странах и организациях – разные:

  • Creative industries — Соединенное Королевство
  • Cultural and creative sectors — Евросоюз
  • Content industries (индустрия контента) — Япония и Корея
  • La Economía Naranja (оранжевая экономика) — Латинская Америка и Карибский бассейн
  • Индустрии, основанные на интеллектуальном праве (copyright-based industries) — Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO)

А что принято включать в креативными индустриями?

Здесь тоже нет единого подхода:

  • различные направления культуры, такие, как издательское дело , музыка , кино , ремесла и дизайн (классификация ЮНЕСКО )
  • В классификации ООН в креативные индустрии входят 4 большие отрасли:
  1. Культурное наследие (музеи, библиотеки, ремесла)
  2. Искусство (исполнительское и изобразительное)
  3. Медиаиндустрия (печатная и аудиовизуальная продукция, а также новые медиа)
  4. Функциональный креатив (дизайн, мода, ПО, цифровой контент, креативные услуги)

10 секторов креативной экономики

Вот, к примеру, классификация АКИ ( Агентства креативных индустрий Москвы), которая мне близка и понятна:

Возникает вопрос:

а как же тогда посчитать вклад креативных индустрий в экономику, если нет даже принятой системы классификации?

/ 3% от ВВП?

(так оценивает ЮНЕСКО вклад креативной экономики в мировой ВВП)

/ или 6,1%?

(по другим оценкам этот вклад равен 6,1%)

Но все сходятся в том, что рост вклада будет стремительным: уже в ближайшие годы эта цифра может увеличиться до 10%

ТОП стран по вкладу креативной экономики:

Австралия — 5.7%, Великобритания — 5.5%, США — 4.2%, Китай — 4.2%, Италия — 3.8%, Германия — 3.1%

А что в России?

/ 2,2% ВВП

/ 4,37% ВВП = 4,8 трлн руб

Москва — бесспорный лидер по вкладу креативных индустрий в экономику:

по данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Также среди лидеров здесь: Санкт-Петербург (12,6%), Иваново (12,3%), Тюмень (9,6%)

Индекс креативных городов России (PwC):

В PwC свой индекс городов составляется на основе субиндексов пяти блоков: город, люди, бизнес, власть, бренды.

У ровень развития креативной экономики в России приближен к уровню стран-лидеров

Что нужно для развития креативных индустрий?

Три составляющие:

  1. Творческие кадры : много и восполняемые
  2. Развитая цифровая инфраструктура и ИТ-сектор (. )
  3. Ну и поддержка государства конечно

Одно вытекает из другого:

Творчество лежит в основе инноваций . Если правильно использовать и монетизировать имеющийся потенциал, можно преуспеть не только в сфере креативной экономики, но и в сфере цифровой экономики .

Наш вклад в развитие Creative Industries – августовский одноименный Хакатон в рамках "Цифрового Прорыва"

Как мы увидели выше, технологии играют решающую роль в развитии креативных индустрий.

Поэтому мы включили "Креативные индустрии" в 8 тем для хакатонов " Цифрового прорыва " этого года:

Креативный хакатон проходит 20-22 августа по всей России, старт уже в эту пятницу:

  • Участники этого хакатона будут решить кейсы по самым актуальным тематикам: Digital, Цифровизация, AI, Геймификация, Big data .
  • Кейсодержатели предложили 8 различных задач на этот хакатон: например, создание графического редактора для Дизайн-системы РТК или разработка цифровой платформы по управлению креативным кластером (полный список кейсов здесь ).
  • Поскольку это полуфинал – победители получат и денежный приз, и путёвку в финал в конце года.

А чтобы интереснее было, решили еще и кино снять:

целый научпоп (ну или документалку, кому как больше нравится).

Вечером 19 августа – его онлайн-премьера .

Что может сделать государство для поддержки креативных индустрий?

  • поддержка, в том числе финансовая , креативных инициатив и предпринимательства
  • формирование кадрового потенциала: в том числе за счет внедрения программ развития креативных навыков в образовательные программы, развития необходимых навыков у представителей творческой среды, привлечения талантливых кадров из-за рубежа
  • поддержка культуры и образования
  • сохранение традиций
  • способствование экспорту национального творческого контента
  • создание системы защиты прав интеллектуальной собственности

Для государства поддержка креативных индустрий — в числе приоритетов:

/ 8 млрд рублей

— столько средств было выделено из Фонда президентских грантов за последние несколько лет на поддержание около 3 тысяч проектов (по словам первого заместителя руководителя администрации президента России Сергея Кириенко ) .

Закон креативного развития

В июне 2021 года Минкульт РФ представил на общественное обсуждение законопроект, который должен создать базу для развития инфраструктуры креативного предпринимательства (в формате ГЧП). Предлагается введение специальных налоговых режимов, льгот, преференций для предпринимателей (или организаций).

Еще один документ — “Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года” .

+ новый федеральный проект “Придумано в России” , который вошел в список новых инициатив в сфере стратегического развития и нацпроектов РФ.

Креативная экономика – одна из наиболее быстрорастущих сфер. Только факты:

1 | Более $2 трлн ежегодно

— такой вклад креативных индустрий в мировой ВВП (по оценкам ЮНЕСКО)

2 | Около 30 млн человек

— столько человек во всем мире занято сегодня в креативных индустриях

3 | Больше возможностей для трудоустройства

— креативная экономика предоставляет больше возможностей для трудоустройства молодежи в возрасте от 18 до 25 лет , чем любая другая сфера занятости.

4 | Развитие инклюзивности и сохранение многообразия

— творческая сфера также предоставляет большие возможности для заработка лицам с ограничениями по здоровью и пожилым людям , а поддержка культуры малых народов и традиционных сообществ гарантирует сохранение разнообразия

5 | Роль в поддержке общественного здоровья и благополучия

— жизнь в творческой среде, поддерживающей креативность и инновации, способствует реализации личных способностей, повышает вовлеченность в общественную жизнь, снижает уровень стресса

Что такое креативные индустрии и чем они отличаются от культурных


Алена Кукушкина

«Культурные индустрии сохраняют, распространяют и создают культурное наследие. Как правило, они взаимодействуют с традиционными видами творчества. Культурные индустрии — это институции, работающие с классической музыкой, литературой, народным искусством, изобразительным искусством . Креативные индустрии — это реклама, дизайн, фэшн, интерактивные развлекательные программы, современная архитектура, СМИ.

Многие индустрии, такие как архитектура, кино, театр, музыка, телевидение и радио, находятся на стыке культурных и креативных индустрий. Четкой границы нет. Скорее можно говорить не о формальных различиях индустрий, а о концептуальных различиях между ними.

В основе любой культуры лежит эксклюзивность. Одна культура заметно отличается от другой. В этом смысл культурного строительства. Создать особую, уникальную культуру. Креативные индустрии — это индустрии инклюзивные. Этот принцип противоположен эксклюзивности.

Креативные индустрии объединяют далекие друг от друга культуры . Само понятие „креативность“ — это умение видеть неочевидные, далекие связи. Креативность — это синергия и трансгрессия. Те, кто работает в культурных индустриях, продолжают культурное строительство, начатое задолго до них. Креатив — это создание ценности на том месте, где раньше была пустота.

Культуру можно уподобить возделыванию сада. Термин „культура“ возник в Античности. И означал он „возделывание“ применительно к сельскому хозяйству. Креатив же можно сравнить с алхимией. Это процесс, при котором объединение нескольких далеких друг от друга вещей дает неожиданный, революционный результат.

Главной особенностью креативных индустрий является способность превращать творчество в высококачественную услугу


Максим Лозовский

Профессионал и эксперт в сфере создания и запуска цифровых продуктов, стратегического и проектного управления, бизнес-планирования, повышения конкурентоспособности компаний и регионов, проведения масштабных отраслевых аналитических исследований, наставник проекта Art Team

«Устоявшихся определений креативных индустрий нет. Для целей единого понимания и в конечном счете эффективного управления их развитием я предлагаю считать, что креативные отрасли — это сектора экономики, в процессе функционирования которых создаются объекты интеллектуальной собственности или национального несырьевого и непромышленного экспорта. А для формирования перечня креативных индустрий можно пользоваться классификацией ООН.


Алексей Никишин

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.


Кто работает в креативных индустриях

Алена Кукушкина

«Креативные индустрии максимально используют достижения современной науки. Для любого актуального креативного продукта (мобильного приложения, фэшн-коллекции, ивента и так далее) нужна синергия специалистов из разных сфер: высоких технологий, промышленности, социальных институций.

Креативные индустрии создают рабочие места не только внутри собственных индустрий, но и в других секторах экономики. В креативных индустриях может быть задействовано множество профессий . Практически все профессии, возникшие во второй половине XX и в XXI веке.


Все эти профессии условно можно разделить на три группы. В первой группе — теоретики, стратеги, креаторы, концептуальные художники. Эти люди заняты аналитической креативной работой. Они изучают возможности, которые открывает перед нами современный мир, и создают прототипы креативных продуктов. То, что затем можно масштабировать индустриально. Любой креативный стартап начинается с труда этих людей. Вторая группа профессий — это продюсеры, промоутеры, популяризаторы. Это люди, который налаживают связи с консервативной частью нашей цивилизации. С жесткими иерархическими системами. Это специалисты, которые работают в В2В и В2G.

Третья группа — это современные ремесленники, которые массово создают креативный продукт: дизайнеры, музыканты, диджитал-художники, специалисты по программному обеспечению и вычислительным системам, фильммейкеры, журналисты .

Особенность креативных индустрий — в том, что один человек может иметь множество компетенций и совмещать работу во всех трех группах. Например, быть концептуальным художником и куратором, продюсером и самостоятельно производить и распространять созданный креативный контент.

Максим Лозовский


Алексей Никишин


Как начать развиваться в сфере креативных индустрий

Алена Кукушкина


Максим Лозовский

«Возможностей много, не могу порекомендовать конкретный вуз. Я бы сказал, что есть фундаментальные вещи, которые будущему специалисту важно получить в системе образования: знание и владение русским и иностранным языком, техника рисунка, языки программирования, основы музыкальной гармонии и многое другое . И по каждому направлению в России есть сильные школы.


Как будет развиваться сфера креативных индустрий?

Максим Лозовский


«Креативные индустрии — драйверы экономического роста. Просто сравните темпы роста: мировая экономика растет на 2–3% в год, креативные индустрии в мире — на 15–20%. В России: экономика (без учета пандемийного времени) — растет на 1–2% в год, тогда как — 40–50%, книжный рынок — 10–11%, игры — 20–30%.

Алексей Никишин
Алена Кукушкина

Творчество постепенно становится прибыльной сферой и занимает лидирующие позиции. После долгих разговоров о том, что лучше бы всем пойти на завод, в России взяли курс на развитие креативных индустрий. Но все еще остается вопрос, что именно скрывается за этим термином.

Enter попросил CEO арт-резиденции RE’ACTOR Олега Федорова ответить на 15 вопросов и объяснить, откуда взялись креативные индустрии, какая от них польза и есть ли у них будущее.


Когда впервые стали говорить о креативных индустриях?

Обобщая, можно сказать, что креативные индустрии — это новый сектор экономики, в основе которого лежит творчество, базирующееся на интеллектуальной деятельности с высокой долей внедрения инновационных технологий. Итогом этого творчества является создание уникального продукта или услуги.

Когда креативные индустрии появились в России и в Татарстане?

Что именно относится к креативным индустриям?

Единого списка сфер, которые входят в креативные индустрии, не существует. В целом креативными индустриями можно считать эти направления деятельности:

  • Изобразительное искусство (сейчас чаще используют понятие современное искусство или визуальное искусство)
  • Исполнительское искусство (театр, хореография, перформанс)
  • Музыка
  • Дизайн и мода
  • Декоративно-прикладное искусство и ремесла
  • Кинематограф
  • Фотография и производство видеоконтента
  • Медиаискусство
  • IT (а именно производство игр и программного обеспечения, NFTC-проекты, криптоарт и так далее)
  • Литература и поэзия
  • Архитектура
  • Art&science
  • Маркетинг и реклама
  • Издательства, печатные и онлайн-медиа
  • Деятельность музеев, галерей, библиотек, креативных кластеров
  • Гастрономия
  • Новое образование

Есть ли различия креативных индустрий в разных странах и регионах?

В каждой стране есть преобладающие направления креативных индустрий. Например, в Германии это производство игр и программного обеспечения, дизайн, реклама, архитектура, а с недавних времен вперед начала врываться музыка. В Великобритании среди развитых сфер креативных индустрий можно выделить IT, издательское дело, музыку, визуальное искусство и кинематограф.

Развитие креативных индустрий в России во многом зависит от регионов и городов, поскольку каждый субъект федерации уникален. Условно, в Якутии передовым может быть ювелирное дело, в Калининграде — информационные технологии, в Татарстане — визуальное искусство, и так далее.

В чем особенность развития креативных индустрий в Татарстане?

Татарстан уникален национальным колоритом и культурным разнообразием, на основе которого развиваются креативные индустрии. Уже сейчас усилиями Правительства Республики Татарстан Казань заняла третье место в индексе креативного капитала городов. Регион является одним из лидеров в IT-отрасли, помимо этого в республике развивается легкая промышленность, создается инфраструктура для творчества и бизнеса, открываются новые общественные пространства. Одними из задач Татарстана сейчас являются сохранение и переосмысление национальной идентичности, чтобы сделать производимые на ее основе продукты и услуги современными, актуальными и конкурентоспособными на мировой арене.

Как четко определить, когда креативные индустрии развиты, а когда — не очень?

По вкладу в ВВП страны. В развитых странах он может достигать 9%, в России доля креативных индустрий составляет не более 3-5% — такую цифру приводят некоторые российские организации. Проценты отличаются, потому что креативные индустрии в разных странах охватывают разные сферы.

Как креативные индустрии влияют на экономику?

Они способствуют переходу от сырьевой экономики к инновационной, а также развитию малого и среднего бизнеса. Значительный вклад в экономику стран вносит экспорт креативных продуктов и услуг. Большой медиа-охват привлекает креативную экономику новых игроков. Таким образом креативные индустрии способствуют развитию привлекательности городов как для нового бизнеса, так и для туристов.


Какую пользу несут креативные индустрии человечеству, и в частности горожанам?

Как и любой другой сектор экономики, креативные индустрии привносят в нашу жизнь инновации. Они дают синергетический эффект, так как влияют на все сферы деятельности человека.

Креативность — самое важное качество для этой индустрии?

Креативный бизнес включает в себя несколько взаимосвязанных критериев. Креативность — действительно самое важное качество, поскольку оно позволяет привнести уникальность, без которой творческий продукт не будет иметь ценности. Дополняющими критериями являются инновационность, самоокупаемость, клиентоориентированность, гибкость, мультижанровость, предпринимательская и маркетинговая составляющие. Это все помогает создать уникальный продукт и довести его до пользователя без посредников.

В креативных индустриях работают только творческие люди?

Нет, поскольку в любом бизнесе или проекте креативных индустрий члены команд выполняют разные роли, не обязательно связанные с творчеством. Например, в списке личностей и команд, которые сегодня формируют креативный сектор экономики России, есть не только режиссеры, музыканты и дизайнеры, но и директоры и основатели проектов. Проект 100 Most Creative Russians показывает, что Россия конкурентоспособна на мировой арене и у нас имеются все предпосылки для развития креативных индустрий как полноценного сектора экономики. Исследование Tatarstan.100 Most Creative Russians в свою очередь демонстрирует лидеров, определяющих формирование креативной экономики региона сегодня.

Я думаю, что списки помогают изучить и оценить потенциал для дальнейшего развития, выявить проблемы креативного бизнеса и выработать меры поддержки начинающих предпринимателей. Да и в целом сформировать стратегию развития креативных индустрий Татарстана и России.

Можно ли получить специальное образование в сфере креативных индустрий?

Специальные направления обучения появились совсем недавно и есть как в государственных, так и частных вузах. Помимо этого открывается множество курсов, онлайн-школ и прочих образовательных организаций. Основное отличие образования в сфере креативных индустрий в том, что акцент делается на коммерциализацию творчества и предпринимательство. Классическое российское высшее образование подчинено обобщенным стандартам и менее прагматично.

Одним из популярных и известных университетов в сфере креативных индустрий в России является Universal University. У него большое количество оборудованных мастерских по различным направлениям и компаний-партнеров в различных секторах экономики, благодаря чему сокращается дистанция между реальными потребностями индустрии и творческим образованием.

Как пандемия изменила креативные индустрии?

Практически все сегменты отрасли оказались под ударом, но в то же время пандемия дала толчок к развитию: очень много компаний и без того переходили в онлайн, а после 2019 года процесс ускорился. Впрочем, многим пришлось закрыться или экстренно переформатироваться.

Отмечу, последние два года государство начало работать над законодательством в сфере креативных индустрий и оказывать помощь. Так, появился фонд культурных инициатив, который стал выделять гранты на развитие творческих проектов и креативного бизнеса.

За какой поддержкой можно обратиться в Татарстане?

Прежде чем что-то поддерживать, важно прощупать потенциал. Для этого и нужен список 100 лидеров креативных индустрий Татарстана, о котором я уже говорил ранее. По итогу будут сформированы рабочие группы по каждому направлению, в рамках которых выявят актуальные запросы представителей культуры и креативного бизнеса.

Внутри арт-резиденций RE’ACTOR в этом году мы запустили два пилотных акселератора: программу поддержки творческих людей и продюсерскую программу. Их участники за три месяца доработали свои идеи, узнали, как защищать авторские права, правильно презентовать и продвигать себя и свой продукт, научились грамотно выбирать между ИП и самозанятостью, встречались с экспертами и создавали коллаборации.

В 2021-м мы хотим углубиться в исследования и запустить образовательные акселерационные программы по отдельным направлениям совместно с творческими вузами, училищами и действующими креативными бизнесами. Плюс планируем полноценно запустить продюсерский центр для действующих и новых резидентов, проводить открытые лекции и продвигать RE’ACTOR за пределами региона. При этом мы по-прежнему будем уделять внимание развитию доступных творческих площадок в Казани и в муниципальных районах Татарстана, а позже анонсируем несколько коммерческих проектов, направленных на самореализацию творческих людей.

В сентябре 2021-го вышла Концепция развития творческих индустрий, которую подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Во-первых, это позволит создать необходимую инфраструктуру , так как появятся новые классификаторы экономической деятельности. Их деятельность станет шире, а специальные налоговые режимы, льготы и возможности государственно-частного партнерства способствуют развитию креативного бизнеса по всей стране. Во-вторых, интеллектуальная собственность будет иметь не только научную или культурную ценность, но и коммерческую.

Какое будущее у креативных индустрий?

В ближайшее время будет реализована программа ревитализации промышленных территорий c поддержкой государства и подключением частных инвестиций. Появится больше грантов, субсидий, налоговых преференций. Образование в креативных индустриях будет улучшаться за счет конкуренции. Думаю, с учетом новых ковидных реалий креативный бизнес станет более устойчив к внешним изменениям.

У многих стран ушли десятилетия, чтобы креативная экономика вырвалась на первый план. Путь России будет короче, поскольку многое уже исследовано, и нам осталось перенять опыт и механизмы развития.


В понятие креативных индустрий включаются:

  • Реклама
  • Дизайн
  • Архитектура
  • Декоративное искусство и ремесла
  • Мода
  • Кино и производство видео и DVD
  • Музыка и звукозапись
  • Исполнительские искусства
  • Телевидение
  • Радио
  • Интернет
  • Изобразительное искусство
  • Литература и издательское дело
  • Мультимедиа и компьютерные игры
  • (Музеи и организации культуры)

История понятия

Таким образом, творческие индустрии - это:

  • тип социокультурных практик, в основе которых лежит творческая, интеллектуальная составляющая (изобразительные и исполнительские искусства, кино, видео и мультимедиа, мода, ремесла, литература и издательское дело, реклама, дизайн и архитектура);
  • ключевой сектор инновационной экономики, способствующий экономическому росту и социальному развитию городов и территорий.


Event LIVE продолжает серию материалов, посвященных теме креативной экономики и креативных индустрий, тему творчества и роста ценности нестандартных решений и подходов – в самых разных секторах экономики. Мы решили погрузиться в этот вопрос, предложить вашему вниманию как уже существующий контент – своего рода реферативное изложение работ разных авторов из разных источников - British Council, фонд Calvert 22, PwC, материалы Петербургского Международного Экономического Форума 2017 и другие, так и новые статьи и материалы.

Например, о том, какова структура экспорта и импорта креативной продукции в разных странах мира, уже шла речь в статье Е.К. Жарова Креативная экономика: новая модель роста в условиях мирового экономического кризиса

В постиндустриальных городах Европы, США и Дальнего Востока стратегии развития творческих индустрий были признаны ключевыми элементами социального и экономического развития. Было доказано, что они позволяют:

Одно из возможных частичных решений этой проблемы – попытка точно очертить разницу между теми, кто осуществляет прямой креативный вклад, и другими работниками, ассоциированными в производство культурных продуктов. Тем не менее, чиновники и эксперты во многих странах поддерживают наиболее широкие дефиниции, оставляя в стороне более специфические разделения[3]


На стратегической сессии Форума 19 января эксперты рассуждали о том, как в эпоху постиндустриальной экономики креативные индустрии становятся источником инноваций и конкурентоспособности, столь необходимых в любом обществе в условиях стремительной глобализации меняющегося мира.


Креативные индустрии как антикризисный инструмент

В международном масштабе вклад креативных индустрий в экономику становится все более весом[4], т.к. их развитие способствует росту расходов в области культуры, они содействуют индустриальному развитию, внедрению инноваций и экономической дифференциации.

Креативные индустрии создают новые рабочие места, содействуют диверсификации экономики и формированию комфортной городской среды. На долю этого сектора экономики приходится до 10% ВВП в развитых странах мира. В свою очередь, катализатором развития креативных индустрий — цифровых технологий, медиа, дизайна и культуры — является системная поддержка молодых талантов, малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных образовательных программ и реализация эффективной культурной политики[5].

Где изучают креативные индустрии?

Креативные индустрии восполняют сокращение рабочих мест в традиционной промышленности: порядка 30% трудоспособного населения в развитых городах мира занято в творческих профессиях.

Читайте также: