Что такое контрреформация в истории кратко

Обновлено: 03.07.2024

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ, церковь - комплекс мер по реорганизации структуры Римско-католической церкви, упорядочению отделений положений её вероучения, принятых в середине XVI-XVII веков в целях противодействия распространению реформационных идей и становлению новых церквей.

В 1540-х годах Римская ку­рия от­верг­ла идеи ра­ди­каль­но­го об­нов­ле­ния ка­то­ли­циз­ма. С это­го вре­ме­ни контрреформация оп­ре­де­ля­ла все основные сто­ро­ны жиз­ни Рим­ско-ка­то­лической церк­ви.

Боль­шая роль в осу­ще­ст­в­ле­нии контрреформации от­во­ди­лась но­вым ор­де­нам мо­на­ше­ским и кон­гре­га­ци­ям ре­ли­ги­оз­ным - ие­зуи­там, ка­маль­ду­лам (ос­но­ва­на в XI веке как ветвь бе­не­дик­тин­цев, ре­ор­га­ни­зо­ва­на в середине XVI века), ка­пу­ци­нам, теа­тин­цам (1524 год), ур­су­лин­кам, брать­ям ми­ло­сер­дия (1540 год, ли­к­ви­ди­ро­ван в 1790 году), вар­на­ви­там, со­мас­кам (1540 год), ора­то­ри­ан­цам. Об­щим для этих ор­де­нов бы­ло воз­вра­ще­ние к стро­гой ас­ке­зе, пас­тыр­ская, об­ра­зо­ват. и бла­го­тво­рит. дея­тель­ность в ми­ру.

Окон­ча­тель­ная кон­со­ли­да­ция сил контрреформации про­изош­ла на Три­дент­ском со­бо­ре (1545-1563 годы), при­знав­шем пра­во па­пы Рим­ско­го на не­ог­ра­нич. власть над ка­то­лической цер­ко­вью, а так­же за­кре­пив­шем всю дог­ма­тическую ос­но­ву и ор­га­ни­зационную струк­ту­ру Рим­ско-ка­то­лической церк­ви. Бы­ли под­тверж­де­ны ав­то­ри­тет цер­ков­но­го Пре­да­ния (на­ря­ду со Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем), ау­тен­тич­ность латинского пе­ре­во­да Биб­лии, уточ­не­ны дог­ма­тического уче­ния о гре­хе пер­во­род­ном, оп­рав­да­нии, цер­ков­ных та­ин­ст­вах, чис­ти­ли­ще, по­чи­та­нии свя­тых, их мо­щей и икон. Тем са­мым бы­ли за­кре­п­ле­ны ве­ро­ис­по­вед­ные раз­но­гла­сия с про­тес­тан­та­ми.

Об­щая ре­фор­ма управ­ле­ния, дек­ла­ри­ро­ван­ная со­бо­ром, пре­ду­смат­ри­ва­ла пра­ви­ла на­зна­че­ния и оп­ре­де­ля­ла круг обя­зан­но­стей пре­ла­тов, пред­пи­сы­ва­ла уси­ле­ние епи­скоп­ско­го над­зо­ра за по­до­печ­ным ду­хо­вен­ст­вом, ре­ор­га­ни­за­цию со­бор­ных ка­пи­ту­лов и мо­на­ше­ских ор­де­нов. Вво­ди­лись ме­ры про­тив зло­упот­реб­ле­ния цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, а так­же зло­упот­реб­ле­ний, свя­зан­ных с ин­дуль­ген­ция­ми, вос­пре­ща­лись не­по­тизм, си­мо­ния, со­сре­до­то­че­ние в од­них ру­ках не­сколь­ких бе­не­фи­ци­ев. По окон­ча­нии со­бо­ра па­па Пий IV ут­вер­дил его по­ста­нов­ле­ния, со­хра­нив за со­бой ис­клю­чительное пра­во их тол­ко­ва­ния (январь 1564 год).

В середине XVI века Рим­ско-ка­то­лическая цер­ковь взя­ла курс на по­все­ме­ст­ное вос­ста­нов­ле­ние ка­то­ли­циз­ма, ак­тив­но вме­ши­ва­ясь в борь­бу различных об­щественных сил. В на­след­ст­вен­ных вла­де­ни­ях Габс­бур­гов и верх­не­не­мец­ких кня­же­ст­вах она под­дер­жи­ва­ла го­су­да­рей в их про­ти­во­стоя­нии с со­сло­вия­ми; в Анг­лии, Ир­лан­дии и Фран­ции по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ла ан­ти­пра­ви­тельственной ка­то­лической оп­по­зи­ции; в вал­лон­ских про­вин­ци­ях Ни­дер­лан­дов - дво­рян­ст­ву и кре­сть­я­нам; в рейн­ских зем­лях - за­жи­точ­ным го­ро­жа­нам.

Главным по­ли­тическим со­юз­ни­ком Церк­ви в про­ве­де­нии по­ли­ти­ки контрреформации ста­ла аб­со­лю­ти­ст­ская власть как в круп­ных государствах Ев­ро­пы - Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Свя­щен­ной Римской им­пе­рии, Фран­ции, так и в мел­ко­дер­жав­ных вла­де­ни­ях Южной Гер­ма­нии и Ита­лии. Контрреформация не име­ла ус­пе­ха в Скан­ди­на­вии, где Рим­ско-ка­то­лическая цер­ковь пол­но­стью ут­ра­ти­ла свои по­зи­ции, а так­же в Анг­лии и Шот­лан­дии.

Контрреформация ока­за­ла зна­чительное влия­ние на куль­ту­ру Воз­ро­ж­де­ния, пре­ж­де все­го в Ита­лии. Пре­сле­дуя лю­бые от­сту­п­ле­ния от ка­то­лических дог­ма­тов и про­яв­ле­ния воль­но­дум­ст­ва в свет­ском об­ще­ст­ве, Цер­ковь в то же вре­мя ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ла дос­ти­же­ния ре­нес­санс­ной куль­ту­ры.

Контрреформация — Контрреформация в Западной Европе — католическое движение, возникшее после выдвижения идей Лютера, Кальвина, Цвингли и других реформаторов, имевшее своей целью восстановить престиж католической церкви и веры.

Содержание

Проблема терминологии

Католическая реформа до Реформации

Упрёки по поводу упадка нравов внутри церкви были слышны уже в XII в., причем сами обвинителями выступали и папы (Иннокентий III), и канонизированные впоследствии праведники (св. Бернард). И внутри церкви были те, кто пытался искоренить эти недостатки. Католическая реформа началась в Испании и Италии. В Испании в XV веке начались преобразования церковной организации. Король Фердинанд Католик и королева Изабелла желали довести до конца начинания своих предшественников. Испания хотела иметь не столь зависимую от Рима церковь, поскольку она, как считали многие, имела огромные заслуги перед церковью в деле защиты религии от иноверцев. При Фердинанде и Изабелле назначение на высокие церковные посты стало происходить только с согласованием кандидатур с королевской властью, королевский суд был уполномочен принимать жалобы на злоупотребления духовного суда. За такие уступки королевская власть взяла на себя защиту церкви от еретиков (этой цели служит новая организация инквизиции, подчиненная королю) и заботы о церковной дисциплине. Все эти изменения, реформы не имели никакого отношения к протестантской реформации.

Начало Контрреформации

Новые ордена

В ходе католической реформы были созданы новые монашеские ордена. В 1527 г. был основан орден театинцев. Они желали восстановить ценности раннехристианской общины, апостольской жизни. В 1526 г. из ордена францисканцев выделился новый орден капуцинов, который проповедовал возвращение к строгим нормам устава св. Франциска. В ордене кармелитов появляется реформаторское крыло, идеал жизни они видели в аскетическом образе жизни и бедности. В 1530 г. появился орден варнавитов,в 1537 году — орден бонифратров, монахи которого заботились о больных. Тогда же был основан орден св. Урсулы, который занимался попечением и воспитанием молодых девушек. Так, в 1540 г. (создан в 1536 г., но был утвержден как официальный двумя годами позже) был основан орден иезуитов. Это был орден нового типа.

Иезуиты

Иезуиты никогда не жили в монастырях, их главная задача предполагала работу в миру.

Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534—1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

Тридентский собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения.

Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение. Собравшиеся там представители церкви разделились на две партии: непримиримую папскую и компромиссную императорскую. Папская партия осуждала догматику и ошибочные, еретические учения. Они отвергали любую возможность переговоров с протестантами на равных. Императорская партия желала рассмотреть причины еретических учений, причины деморализации духовенства. Они желали разрешить допускать к обсуждению многих важных вопросов светских лиц, провести переговоры с протестантами. Императорская партия была очень слаба, и Павлу III удалось навязать собору свою программу.

В это же время император Священной Римской империи Карл V одержал несколько побед в войне с протестантами-курфюрстами. Это могло усилить позиции императорской партии на соборе, заставить и папскую партию пойти на уступки. Такого поворота событий не желал Павел III. Чтобы не допустить этой ситуации, он решил лишить Карла V своей военной помощи и отозвал свои войска из Германии, прекратил финансовую поддержку императорских войск. Место заседания собора было перенесено в Болонью. Но не все его участники согласились с этим решением. Возникла ситуация, когда часть собора заседала в Тренто, а часть находилась в Болонье. При этом и та, и другая часть фактически бездействовали.

Во всех католических странах должно было быть принято Тридентское исповедание веры: все духовные лица и профессора университетов обязаны были принести присягу. В ней говорилось о том, что приносящий ее полностью придерживается католического вероисповедания, его трактовки Священного Писания и других священных текстов, его таинства и обряды признаются во всей своей полноте единственно истинными.

Постановления Тридентского собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собор в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным.

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви — торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно был идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Укрепление папской власти

В годы понтификата Григория XIII была проведена реформа календаря. Ещё на Тридентском соборе встал вопрос о том, чтобы привести в соответствие год Юлианского календаря и год астрономический. Было решено, что за 4 октября 1582 г будет следовать 15 октября. Сначала это решение было одобрено в католических государствах, протестантские государства приняли его через 100 лет, а Греция и Россия, где господствовало православие, перешли на этот календарь только в начале XX века.

Кроме того, при Григории XIII было создано несколько церковных университетов. Так, что лучше не связыватся с ним.

Во владениях Габсбургов, в верхненемецких княжествах католическая реставрация была одной из сил, укреплявших власть светских правителей. Также монархии в Испании, Португалии, княжествах Южной Германии и Италии видели в Контрреформации позитивную силу. В Англии, Франции — она наоборот поддерживала оппозиционную правительству католическую партию.

Церковь поддерживала начинания европейских монархов, направленные против протестантов. Так, папа Пий V поддерживал герцога Альбу в Нидерландах, предоставил французскому королю Карлу IX для борьбы с гугенотами войска, а также разрешил ему продать часть церковного имущества и пустить эти деньги на войну с протестантами. Папа Григорий XIII уже давно хотел начать борьбу с Англией, где было много протестантов. Для этого он заручился поддержкой (в том числе и военной) монархов Испании и Франции. Было решено, что начать борьбу с Англией лучше всего в Ирландии, которая находилась под ее контролем. Отряд был отправлен в Ирландию, но потерпел поражение от превосходящих сил англичан. Сикст V отлучил от церкви протестанта наследника французского престола Генриха Наваррского. Это отлучение было снято лишь в 1595 г. уже другим понтификом.

Итоги Контрреформации

В результате католической реформы Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, помогли католической Церкви соответствовать эпохе.


Одним из ключевых событий в конце 16-17 века стала контрреформация в Европе. Такое название получило церковно-политическое движение. Его целью было восстановление позиций католической церкви.

Предыстория и начало процесса

В 1517 году в западном христианстве началась Реформация. Она стала серьезным потрясением для католичества и Папы Римского. По сути Европа оказалась расколота на два лагеря.

Протестанты и католики карта XVI век

Рис. 1. Протестанты и католики карта XVI век.

На стороне католиков оказалась часть Франции, Ирландия, Польша, Иберийский полуостров, территория современной Италии и некоторые германские княжества. Протестанты распространили свое влияние на страны Северной Европы, на многие германские княжества, на Нидерланды, Англию и часть Франции.

Начало контрреформации стоит отсчитывать от Тридентского собора, который Папа Римский Павел III открыл в декабре 1545 года в городе Тренте. Этот собор закрыл в 1563 году Пий IV. Датой окончания контрреформации стало подписание Вестфальского мира в 1648 году, который означал окончание тяжелой и разорительной Тридцатилетней войны.

Контрреформация означала окончательный разрыв между католиками и протестантами. Религиозные войны усилили процесс секуляризации. Среди важных ее событий стоит назвать Календарную реформу 1582 года, то есть введение григорианского календаря.


Рис. 2. Тридентский собор.

Ход и результаты

К созданию новых монашеских орденов католическая церковь приступила еще до официального начала контрреформации. В 1527 году появился орден театинцев, а в 1526 году – капуцинов. В 1530 возник орден варнавитов, а в 1537 – бонифратров. В 1534-1540 годах Игнасио Лойолой был создан орден нового типа – иезуитов. Он быстро распространился не только по Европе, но и за ее пределами, а именно в колониях и фактория католических государств, от Японии до побережья Бразилии.

Следствием Тридентского собора стала борьба со злоупотреблениями в церкви, например, с продажей должностей и с торговлей индульгенциями. В 1570-ые годы при Папе Римском Григории XIII при дворцах европейских правителей стали открываться дипломатические представительства Святого Престола. Они назывались нунциатуры. В 1551 году в Риме был основан Папский Григорианский университет. Католическая церковь стала активно поддерживать европейских монархов, которые боролись с протестантами, например, Карла IX Валуа во Франции в годы его войн с протестантами-гугенотами.

Марксисты рассматривали контрреформацию как контрнаступление феодальных сил с целью сохранить феодальные порядки в период их разложения. Протестантов они расценивали как прогрессивные силы, которые способствовали развитию капитализма.

Что мы узнали?

Кратко контрреформацию изучают в школьном курсе истории 7 класса. В учебнике или атласе должна быть карта, где обозначены территории распространения католичества и протестантизма. Основным ее результатом стало укрепление католической церкви и Вестфальский религиозный мир.

Контрреформация или католическая реформация оно возникло в результате некоторых реформ, проведенных в Совете Тренто католической церковью в ответ на пропаганду протестантизма. Его целями были внутреннее обновление Церкви, поддержание власти католического духовенства и борьба с идеями Мартина Лютера и Джона Кальвина..

Это движение возникло формально в 1545 году после созыва Трентского собора, сразу после опубликования его 95 диссертаций в 1517 году; Однако некоторые историки утверждают, что это началось немного раньше. С контрреформацией родились евангелизационные миссии и инквизиция, и в Европе разразилась серия войн.


Католицизм направил все свои усилия на то, чтобы остановить распространение идей протестантизма в Европе в шестнадцатом и начале семнадцатого веков. Контрреформация или католическая реформация стремились осудить и опровергнуть еретические тезисы протестантизма в Германии, которые распространились по всей Европе.

Он также был ориентирован на подтверждение принципов католицизма и защиту авторитета Церкви в толковании Священного Писания..

В этот период возникли новые религиозные ордена, такие как иезуиты, капуцины, театины, урсулины и, позднее, кармелиты..

  • 1 Причины
  • 2 Характеристики
  • 3 последствия
  • 4 Ссылки

причины

В конце средневековья многие католики были недовольны скандалами, сопровождавшими Церковь. Поведение католической высшей иерархии было подвергнуто серьезным сомнениям и обвинено в неверном толковании Библии для личной выгоды..

С другой стороны, столкнувшись с таким положением вещей, некоторые христианские богословы искали новые способы исповедовать свою преданность Богу, строго придерживаясь священных писаний, которые на практике были переписаны папами. Так родилось протестантское движение, известное как Реформация.

Жалобы и вопросы к высокопоставленным чиновникам Церкви изобиловали в XIV веке. Их обвиняли в том, что они игнорировали законы Церкви и жили в роскоши и грехе, особенно в папах и кардиналах. Хотя о епископах было сказано, что они не живут в своих епархиях.

К этим предметам пытались обратиться в несколько советов в течение 14-го века и в начале 15-го века, но ни папы, ни кардиналы не поддержали реформы. Затем maremágnum, созданный движением Реформации, пытался сдержать созыв Совета Трента в 1545 году..

Рост протестантизма в Европе вызвал тревогу у католиков и на различных более низких уровнях власти Церкви.

Затем внутри самого католицизма возникло движение, требующее, чтобы католическая иерархия предприняла действия по этому важному вопросу и привела эффективный ответ на эту ситуацию..

Следовательно, папа Павел III созвал Трентский собор, чьи рекомендации и последующие решения других пап привели к движению католической контрреформации.

черты

- Контрреформация развивалась в напряженной атмосфере, которая была отмечена преследованием неверных; то есть тех, кто не исповедовал католическую религию или протестантов.

- Контрреформация была одним из самых мрачных периодов католицизма, особенно в Америке, где он был усилен созданием инквизиции с 1542 года. Инквизиция стала главным исполнительным звеном католической доктрины..

- Это также означало период возрождения католицизма с 1560 года, с понтификатом папы Пия IV, до 1648 года, когда закончилась Тридцатилетняя война.

- Начались и активизировались усилия миссионерских движений, особенно в Америке, Африке и Азии. Испанские, французские, португальские и английские колонии были созданы для обращения людей в католическую религию..

- В этом смысле это был период наибольшего расцвета различных католических орденов, которые были распространены, чтобы предотвратить рост протестантизма..

- Были также попытки добиться реконверсии душ в других регионах, таких как Англия и Швеция, которые когда-то были католическими..

- Он стремился защитить католическую сакраментальную практику и укрепить структурные и богословские основы Церкви.

- Это был период великой религиозной нетерпимости, которая привела к войнам и столкновениям между католическим и протестантским королевствами Европы. В то же время, это вызвало крестьянские восстания в нескольких немецких государствах, из-за уплаты высоких налогов.

воздействие

- Среди наиболее важных последствий католической контрреформации - изменения, которые она произвела в Церкви и в практике католической религии..

- Протестантские группы и церкви увеличились в Европе и Америке, и антисемитизм был усилен.

- Контрреформация вызвала несколько войн. Религиозные конфликты распространились по всей Европе между католиками и протестантами. Это породило гражданские войны или религию в Англии и Франции.

- После подписания Вестфальского договора, положившего конец войне, наступил период религиозной терпимости между протестантами и католиками в пределах Святой Империи.

- В этот период усилились страх и преследование протестантских религиозных групп в странах с большинством католического населения. Католическая церковь преследовала религиозные меньшинства, чтобы помешать им стать протестантами.

- Сотни людей в Европе и Америке были казнены или сожжены, обвинены в колдовстве или ереси в шестнадцатом веке. Истерия, вызванная так называемыми ведьмами, заставила многих людей сжечь много женщин на костре.

- Власть католической церкви несколько уменьшилась и больше не была прежней. Его прямым следствием стало то, что короли и отдельные суверенные государства получили больше власти, что позволило создать национальные государства..

Читайте также: