Что такое коммуникативность в доу

Обновлено: 05.07.2024

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Такое особое внимание социально-коммуникативному развитию современного дошкольника обусловлено тем, что данный период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности. Это начальный период социализации ребенка, приобщения его культурным и общечеловеческим ценностям, время, когда начинают выстраиваться внутриличностные и межличностные отношения с взрослыми и сверстниками. Так же это время характеризуется накоплением важного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей и самопознания у дошкольника под непосредственным руководством взрослого.

Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников многоплановое, сложное и часто отсрочено во времени. Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит общение. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, не уделяя должного внимания играм со сверстниками. Умение общаться друг с другом - одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность — развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления.

Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности.

Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких, логических форм мышления.

В дошкольном возрасте под влиянием взрослых ребенок усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Таким образом у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера и мотивация деятельности.

Старшие дошкольники владеют достаточно широким кругом общих сведений об окружающей их действительности. Эти знания включают представления о труде взрослых, о семейных отношениях, событиях социальной жизни.

Однако они не всегда носят отчетливый характер. Чем старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально-нравственная оценка. Пятилетний ребенок уже в значительной степени овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства, как стыд, гордость и др. Он начинает особенно нуждаться в сопереживании, во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке. Одновременно он начинает и сам оценивать их: поступки, личностные качества. В этом возрасте оценка взрослого переживается ребенком очень остро. Он уже не просто стремится выполнить какую-либо работу ради самого действия, а ждет оценки своей деятельности со стороны окружающих.У старших дошкольников имеют место социальные, игровые мотивы, связанные со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивы самолюбия и самоутверждения. Появляется возможность соподчинения мотивов, что является одним из важнейших новообразований в развитии личности старших дошкольников. Так, например, пятилетний ребенок может подавлять непосредственные желания, у него преобладают обдуманные действия над импульсивными. Опыт работы дошкольных образовательных организаций показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Деятельность по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает: организацию предметно-пространственной среды ;создание для детей ситуаций коммуникативной успешности; стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций; устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей; мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения; обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей; моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками. Реализация задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлена на приобретение опыта в различных видах детской деятельности.

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Каждый вид указанных и других видов совместной деятельности вносит свой особый вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Работа с детьми

Игра - ведущая деятельность, именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, развитию коммуникативных способностей ребенка.

1

2

В своей работе при развитии социально – коммуникативных навыков детей я использую технологию проблемных ситуаций.

Ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Работа с педагогами

  • Мастер – классы.
  • Деловые игры.
  • Консультирование.
  • Педагогические ситуации.
  • Семинары – практикумы.
  • Проектная деятельность.

Работа с родителями

Семья является главным и движущим звеном в формировании социально – коммуникативных навыков ребенка, поэтому перед педагогом стоит задача по вопросу создания условий с едиными требованиями и эталонами поведения и общения детей со сверстниками и взрослыми.

Использование деятельностного подхода в развитии социально – коммуникативных навыков у дошкольников, позволил сформировать у детей умение решать ситуации проблемного характера, находить выход из них, творчески мыслить, высказывать свои доводы и суждения, что положительно сказывается на дальнейшем социально – личностном развитии дошкольника.

3

Использование игровых методов, проблемных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Помогает им безболезненно внедряться в детский коллектив, общаться со сверстниками и взрослыми, осваивать нормы и эталоны общения, творчески мыслить и проявлять себя. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Еще Аристотель сказал, что человек — существо социальное. Его жизнедеятельность неразрывно связана с обществом, которое играет огромную роль в формировании личности. С раннего детства малыш постигает секреты поведения в различных ситуациях дома, в кругу сверстников, в общественных местах и т. д.

Важнейшая роль на этапе взросления отводится именно родителям. Члены семьи первыми прививают ребенку основные правила поведения, умение ясно выражать свои мысли. Это необходимо для того, чтобы дети могли комфортно ощущать себя среди окружающих, общаться, развиваться, получать знания.

Приобретаемые навыки межличностных отношений называют коммуникативностью. Они закладываются еще в дошкольном возрасте, а развиваются и совершенствуются всю жизнь.

Что такое коммуникативные навыки?

дети с развитыми коммуникативными навыками

Поэтому перед взрослыми изначально стоит важная задача — научить ребенка:

  • понятно выражать и пояснять свои мысли, ощущения, эмоции и т. д.;
  • правильно и без искажения воспринимать получаемую информацию, то есть, обмениваться мыслями, идеями, переживаниями с другими людьми.

Психологические способности к коммуникации носят индивидуальный характер. Они обеспечивают степень эффективности взаимодействия людей между собой. Кому-то это удается проще, легче, а другой испытывает затруднения, дискомфорт. Разумеется, следует учитывать врожденные качества человека. Но, благодаря применению специальных методик, можно существенно улучшить степень взаимодействия личности с окружающими.

Опытные педагоги и психологи считают, что существует несколько основных навыков коммуникативности, которые необходимо развивать.

Присутствие всех этих составляющих в человеке дает возможность успешно взаимодействовать в социуме, то есть быть коммуникабельным.

Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников

Дошкольный возраст делится на несколько стадий. Каждая из них отличается своими особенностями общения:

  • от рождения до 2-х лет — ребенок контактирует с ограниченным кругом лиц, постигая первые азы взаимодействия;
  • 2-4 года — время от времени малыш уже вступает в эмоционально-практическую (играет, разговаривает) связь со сверстниками;
  • с 4 и до 6 лет наступает ситуативно-деловой период коммуникации (взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познает мир, поведенческие нормы и другие стороны жизнедеятельности), который происходит, в основном, в игровой форме;
  • к 7 годам формируются избирательно-постоянные предпочтения коммуникации, где ребенок общается с определенным кругом людей.

Кроме семьи, это могут быть воспитатели, репетиторы, а также друзья, разделяющие его интересы в играх и другой деятельности.

Подрастая, ребенок расширяет представление о практических навыках партнеров по взаимодействию, проявляет интерес к неизвестным сторонам личности. Благодаря полученным знаниям, появляется способность оценивать самого себя и свои возможности.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребенка

роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей

В дошкольном периоде очень важна поддержка и помощь взрослых, которые вступают в контакт с ребенком. От них он получает информацию о нормах и правилах общения, взаимодействия. Любое негативное или неуважительное проявление к личности малыша отрицательно влияет на формирование самооценки.

Перед родителями и воспитателями стоят следующие задачи:

  • культивировать в ребенке и самому демонстрировать ему нормы и правила коммуникации в обществе;
  • развивать желание общаться с окружающими;
  • помогать адекватно воспринимать социальные роли людей в обществе;
  • воспитывать умение говорить, выслушивать, правильно воспринимать эмоции собеседника;
  • подводить к осознанию того, что любой конфликт можно решить вербально, не теряя самообладание.

Коммуникативные навыки важны не только для социальной адаптации ребенка, но и для его умственно-психологического развития. Достаточный уровень коммуникации упрощает адаптацию ребенка в новом коллективе и позволяет определить его готовность к школе.

Возможные нарушения коммуникативных навыков

В комфортной и знакомой обстановке дети хорошо контактируют как со взрослыми, так и со сверстниками, отличаются непосредственностью, любознательностью, желанием совместно выполнять какие-то действия, играть. Но бывают случаи, когда взрослые замечают периодическое или стойкое нежелание ребенка общаться с другими людьми.

Такое поведение может быть вызвано:

  • определенными физиологическими причинами (нарушением мозговых функций, наличие отклонения слуха, речи, наследственными заболеваниями);
  • психологическими нюансами — неполадками в семье, неудачами в предыдущих попытках общения с ровесниками или взрослыми и, как следствие, получением эмоциональной травмы.

Не стоит забывать, что темперамент ребенка также влияет на развитие навыков коммуникации:

  • сангвиники общаются свободно, просто и легко сходятся с людьми;
  • эмоциональность и вспыльчивость холериков накладывает свой отпечаток на взаимодействие с окружающими;
  • сложно сходятся с людьми флегматики, но они спокойны, отличаются постоянством в своих привязанностях;
  • меланхолики — замкнутые, часто не уверены в себе, обидчивы.

Ошибки родителей

Важна не только общая атмосфера дома, но и непосредственное отношение к ребенку со стороны близких родственников. Иногда родители допускают серьезные ошибки, которые значительно затрудняют развитие коммуникабельности. Вот некоторые из них:

В семье необходимо правильно расставлять приоритеты, уделять достаточно внимания общению с ребенком. При этом важно учитывать интересы малыша, предоставлять ему время на обдумывание той ли иной ситуации, подчеркивать важность общения с ним. Не стоит предугадывать желания малыша, необходимо давать возможность их выражать.

Методы развития коммуникативных навыков

развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Решить задачу формирования коммуникативных навыков поможет организация различных видов игр (ролевых, дидактических и пр.) определенного содержания:

  • на установку контакта;
  • бессловесное общение;
  • на речевую выразительность;
  • на разрешение конфликтных ситуаций;
  • на умение сопереживать и др.

Игровые взаимодействия со сверстниками учат ребенка считаться с мнениями и желаниями других детей, отстаивать личную точку зрения, выстраивать общие планы и воплощать их в жизнь.

Не стоит забывать и о других методах воздействия на ребенка, таких как разъяснение, наглядный пример родителей, выполнение поручений, наблюдение и т. д.

Игры на развитие коммуникативных навыков

Следует помнить, что игра должна соответствовать возрасту ребенка. То есть быть понятной и доступной. Если в семье несколько детей или игра предлагается среди других малышей (во дворе), то роль ведущего предлагается каждому по очереди. Взрослый первым показывает пример, объясняет правила, следит, чтобы участвовали все. Кто-то застеснялся, отстранился — необходимо мягко и ненавязчиво помочь ему присоединиться к играющим.

Любую ситуацию можно обыграть так, чтобы показать важность взаимодействия друг с другом. Читая ребенку сказку, беседуя о содержании, комментируя действия, вы также воспитываете коммуникативные навыки.

Упражнения, развивающие коммуникативность

Простые упражнения также способствуют приобретению ребенком коммуникативных навыков.

Разделив пространство (стол) на две половины, предложить малышу разложить позитивные и негативные картинки:

  • на одну сторону изображение с улыбающейся девочкой, на другую — с плачущей;
  • целая чашка — разбитая;
  • новая машинка — без колес и т. д.

Старшим дошкольникам можно предложить составить небольшой рассказ по одной из пар иллюстраций.

Определенными картинками выкладывается пословица. Детям читаются несколько. Они должны выбрать более подходящую к подобранным изображениям и объяснить свой выбор.

Можно прочесть сказку, предложить выбрать серию иллюстраций к ней, разложить в правильной последовательности. Затем обсудить действия героев повествования.

Ролевые игры, инсценировки также способствуют приобретению коммуникативных навыков у дошкольников.

Как развивать коммуникативные навыки ребенка в повседневной жизни?

как развивать коммуникативные навыки ребенка

Для того, чтобы в повседневной жизни человек мог полноценно расти и развиваться, получать знания, заниматься определенной деятельностью, он должен с детства ощущать:

  • психологический комфорт;
  • возможность общаться и самоутверждаться;
  • поддержку при организации совместной деятельности.

Вместе с тем, так же важно научиться:

  • понимать и принимать чувства, эмоции окружающих;
  • реагировать на них соответствующим образом.

Помочь подрастающему поколению освоить все эти правила и нормы взаимодействия друг с другом, овладеть технологией общения помогут взрослые. При этом важнейшая роль отводится родителям. Они имеют для ребенка неоспоримый авторитет, являются примером для подражания. Не обязательно быть профессиональным педагогом, достаточно не совершать выше описанные ошибки и следовать некоторым элементарным советам.

Советы и рекомендации для родителей

Регулярное общение с ребенком — это важнейшая составляющая семейного воспитания. Необходимо постоянно находить интересные темы, предлагать отвечать на вопросы, размышлять, рассуждать и интересоваться деятельностью других.

Важно выбирать понятные ребенку идеи и сюжеты для общения. В актуальные диалоги и пояснения необходимо вводить новые понятия и слова, подробно объясняя их значение.

Не забывайте искренне интересоваться жизнью ребенка, задавая вопросы о прожитом дне. Поощряйте желание рассказывать подробно. Отдельно обсуждайте спорные ситуации, которые вызывают непонимание или затруднение у малыша.

Если ребенок решил похвалиться своей поделкой, рисунком, выученным стихом, с вниманием отнеситесь к этому. Поинтересуйтесь планами на следующие достижения.

Стараясь воспитать в ребенке важные коммуникативные навыки, взрослые должны сдерживать негативные эмоции. Вмешиваться в детские конфликты можно только в самых крайних случаях. Это помогает им самостоятельно находить выход из сложных ситуаций, чем повышает уровень коммуникабельности.

Еще одна проблема — это общение в виртуальном пространстве. Уже с младшего дошкольного возраста родители позволяют детям пользоваться современными девайсами. Это отрицательно сказывается на коммуникативных способностях личности в дальнейшем. Чтобы у ребенка был достаточный словарный запас, гамма эмоций, чувств, проявлялся интерес к окружающему миру, необходимо дозировано использовать гаджеты.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Знакомим детей с видами эмоций, как ими управлять и как проявлять себя в командной работе, через ситуационные игры

развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Коммуникативные навыки — та база, которая помогает ребенку находить друзей, заводить знакомства и реализовывать себя в обществе. Когда человек замкнулся в своем мирке, ему тяжело стать востребованным и популярным. Но если он научился доносить свои мысли до окружающих и общаться с людьми — в его руках ключ к личному успеху.

Вот только ключ этот не дается каждому человеку при рождении. Хорошая новость — навыки общения с людьми в ребенке можно и нужно развивать. И наша статья подскажет родителям, как это сделать правильно.

Содержание статьи:

Что такое коммуникативные навыки?

общение детей

Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, способности строить с ними отношения.

Условно коммуникативные навыки делятся на две группы:

  1. навыки, которые помогают человеку передавать свои мысли и чувства (умение говорить, самоконтроль, самопрезентация);
  2. навыки, которые помогают понимать окружающих (умение договариваться, сопереживать, слушать и слышать собеседника).

Зачем ребенку коммуникативные навыки?

Другая сторона — ребенок умеет говорить исключительно о себе, но не умеет прислушиваться к другим. Такой человек в дальнейшем не сумеет качественно построить социальные связи, пополнить круг общения.

Коммуникативные навыки маленький человек приобретает постепенно, по мере роста и взросления. Шаг за шагом он учится считывать невербальную информацию (мимику, жесты, тон голоса), затем — учит первые слова. Взрослея, приобретает умение слушать и слышать собеседника, ставить себя на его место, воспринимать оттенки человеческих взаимоотношений.

Первые навыки общения формируются в семье, затем — в детском саду, школе и далее на протяжении всей жизни. Поэтому умение или неумение взаимодействовать с окружающими зависят от тех процессов, которые протекают с самого раннего детства и вплоть до периода зрелости.

Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, им проще общаться и со сверстниками, и со взрослыми. Другие испытывают затруднения и дискомфорт. И хотя врождённые качества не стоит сбрасывать со счетов, всё же коммуникативность — это одна из сторон воспитания личности. Это значит, что умение общаться можно и нужно развивать.

Чтобы развить в ребенке коммуникативные навыки, нужно помочь ему овладеть тремя основами:

  1. желание общаться;
  2. знание основ социального общения;
  3. собственно умение общаться.

Желание общаться

Это значит, что ребенок должен сам испытывать потребность в общении с окружающими людьми. И потребность эту можно и нужно вырабатывать. Если этого не сделать, прогресса не будет. Взрослый человек в силу жизненного опыта может мотивировать себя на общение с окружающими. Дети этого не умеют.

Знать, как общаться

Одного желания взаимодействовать с окружающими мало. Нужно ещё знать, как именно это делается. Маленькие дети не знают о нормах и правилах общения. Родители подсказывают, как решать конфликты со сверстниками, поддерживать разговор, здороваться и т.д.

Умение общаться

Этот пункт вытекает из предыдущего, когда коммуникативные знания применяются на практике. Умение общаться состоит из целого комплекса практических навыков:

  • умение заинтересовать собеседника, привлечь к себе его внимание;
  • доброжелательность, дружелюбие;
  • умение принять мнение собеседника и не навязывать своё собственное;
  • умение аргументировать информацию, тактично защищать свою точку зрения;
  • умение увлечь собеседника за собой, заинтересовать его своим мнением, идеями;
  • умение разрешать конфликтные ситуации, искать баланс во время улаживания спорных ситуаций.

Еще один важный компонент умения общаться — активное слушание. Оно обычно труднее всего даётся детям-холерикам. Им не терпится как можно больше рассказать о себе, своих впечатлениях, увлечениях. Высказывания собеседника отодвигаются на второй план.

Если ребенок успешно овладел этими тремя навыками, то можно сказать, что коммуникативные навыки у него действительно развиты.

Особенности формирования навыков коммуникации у дошкольников

Особенности формирования навыков коммуникации у детей

На каждом возрастном этапе коммуникативные навыки детей развиваются и совершенствуются.

От рождения до 2 лет

В этот период ребенок делает первые шаги не только в физическом плане, но и в коммуникативном. Круг общения детей в этом возрасте ограничен мамой, папой и другими близкими родственниками. Дети учатся доносить свои потребности взрослым и, в свою очередь, понимать собеседника.

От 2 до 4 лет

От 4 до 6 лет

Общение в дошкольном возрасте — способ познать мир и жизнь в её многообразии. Взаимодействие происходит в игровой форме. В этом возрасте могут вспыхивать конфликтные ситуации, поскольку дети в этом возрасте ещё эгоцентричны. Пятилетний ребёнок уже осознаёт, насколько важны слова в общении со сверстниками. Постепенно дети переходят на более высокую ступень общения.

От 6 лет и старше

К этому возрасту коммуникативные навыки ребёнка частично сформированы. Общение у младших школьников формируется избирательно, возникают постоянные предпочтения. Ребенок сам выбирает друзей и приятелей, осознает тонкости взаимодействия с теми или иными людьми.

По мере взросления ребёнок получает новое представление об участниках своего круга общения, их интересах, сторонах характера. Так он учится оценивать не только других, но и себя, свои возможности.

Методы развития коммуникативных навыков

игры для детей на развитие коммуникативных навыков

Основные способы развития навыков общения — упражнение и игра.

Прежде чем подобрать занятия для своего ребенка, полезно взять на заметку несколько рекомендаций:

  • Не стараться использовать за один раз большое количество упражнений или игр, особенно с дошкольниками. Их работоспособность низкая, а утомляемость — быстрая.
  • Тренировки нужно проводить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении: не переутомлен, не голоден, не хочет спать.
  • Все упражнения и игры принесут пользу только в том случае, если ребёнок действительно хочет заниматься ими. Поэтому не стоит принуждать его к занятиям, лучше провести их тогда, когда он сам изъявит желание.

Любую игру или упражнение нужно обыгрывать так, чтобы дети поняли — взаимодействовать друг с другом очень важно.

Игры на развитие коммуникативных навыков

игры на развитие коммуникативных навыков у детей

Любые игры на развитие коммуникативных навыков должны соответствовать возрасту игроков, то есть — быть доступными и понятными. Если играют одновременно несколько детей дошкольного возраста (во дворе или в семье), нужно дать возможность поучаствовать каждому из них.

Именно взрослый контролирует деятельность игроков, показывает пример, объясняет правила и следит, чтобы все были вовлечены в игру. Если кто-то из игроков отстранился и застеснялся, нужно помочь ему вернуться, но сделать это ненавязчиво, мягко.

Упражнения, развивающие коммуникативность

упражнения на развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Их лучше проводить с опорой на наглядность. То есть, для работы потребуются доска и картинки. Если в упражнении участвуют несколько детей, они выполняют их по очереди. Остальные участники наблюдают, и если выполняющий позволит, могут давать советы.

Для развития коммуникативных навыков можно воспользоваться такими упражнениями:

Совет! Если маленький участник затрудняется выполнить какое-либо упражнение, можно помочь ему. Но выполнять задания за детей не нужно. Можно задавать наводящие вопросы или озвучивать слова-подсказки. Лучше начинать упражнение с самых простых элементов, постепенно усложняя задачу.

Как развивать коммуникативные навыки ребёнка в повседневной жизни

Чтобы ребенок научился, а главное — захотел общаться с окружающими людьми, с самого детства ему нужно обеспечить:

  • психологический комфорт;
  • возможность общаться с людьми разного возраста;
  • поддержку родителей и педагогов при организации общения в группе.

В первые годы жизни человека коммуникативные навыки формируют или не формируют родители и члены семьи. Именно им отведена важнейшая роль — научить ребенка общаться. Для этого вовсе не обязательно быть педагогом. Достаточно взять на заметку несколько советов и действенных методик.

Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у ребёнка

роль семьи

Иногда родители допускают ошибку в формировании коммуникативных навыков сына или дочери. Но сами папы и мамы часто об этом даже не догадываются.

Вот несколько примеров ошибочных моделей поведения взаимоотношений взрослый — ребёнок, которые затрудняют формирование навыков общения:

Возможное нарушение коммуникативных навыков

Навыки общения не всегда формируются так быстро и качественно, как хотелось бы родителям. Существует несколько основных коммуникативных проблем у детей:

  • Болезненное состояние психики: тревожность, нервозность, быстрая смена настроения, повышенная возбудимость.
  • Эмоциональная глухота: ребёнок не воспринимает эмоции окружающих людей.
  • Полное игнорирование окружающих, замкнутость в собственном мире.

Проблемы в развитии коммуникативных навыков обычно возникают у детей, которым свойственны такие особенности характера:

  • Застенчивость, излишняя замкнутость: такие ребята обычно молчуны, поэтому не привлекают окружающих детей.
  • Агрессивность: человек, который причиняет боль другим, не популярен у сверстников.
  • Эгоистичность: дети не умеют сопереживать другим, соответственно, к ним относятся так же.
  • Пассивность: ребёнок не имеет своего собственного мнения, не способен придумать увлекательные для сверстников занятия, не участвует в коллективных играх.

Советы родителям

общение ребенка с родителями

Эти рекомендации для родителей могут показаться слишком простыми и даже обыденными. Но именно эти несложные повседневные занятия — ключ к развитию навыков общения:

Ещё одно занятие, которое способствует развитию навыков общения — совместное чтение и обсуждение книг. Не стоит расстраиваться, если ребёнок регулярно выбирает одно и то же произведение. Так маленький человек научится понимать действия героев, давать оценку их поведению. Родители могут задавать наводящие вопросы, подталкивать детей к рассуждениям.

Выводы

Дети общаются

Развитие ребенка

Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.

Дети общаются

Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.

Основа поведения – эмоциональные состояния

Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.

Что такое социально-коммуникативное развитие

Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.

Эмоциональная сфера

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).

Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:

В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.

Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.

Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.

После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).

Мама и дочка

Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:

  • индивидуальные занятия;
  • групповую работу;
  • интегрированные упражнения.

Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.

Общение в садике

Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.

Игра и коммуникативное развитие

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.

Общение с детства

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.

Эффективная социализация ребенка определяет его успех в жизни. Социально-личностное развитие дошкольников и все задачи, с этим связанные, были актуальны всегда, но особенно важными являются сейчас, когда количество информации зашкаливает, а обмен ею очень быстрый. Чтобы не запутаться и найти себя, каждому человеку нужна помощь в раннем дошкольном возрасте, когда формируется его личность.



Коммуникативное развитие – важный элемент социализации ребенка

Родители в большинстве своем полагаются на различные дошкольные учреждения, в них дети познают основы жизни в современном обществе. Очень важно использовать эффективные методики, которые смогут развить коммуникативные навыки каждого ребенка наилучшим образом.

Основа поведения – эмоциональные состояния

Внедрение навыков коммуникации с другими людьми происходит с помощью игры – для детей дошкольного возраста это оптимальный, наиболее подходящий способ обучения. К тому же она позволяет воспитателям увидеть особенности каждого ребенка и возможные проблемы в коммуникации.



Что такое социально-коммуникативное развитие – определение

Например, одна из самых главных вещей, которой нужно научить дошкольников – это управлять своими эмоциями, поскольку именно эмоциональные состояния определяют поведение индивида; для эффективного развития личности и мозга необходимо научить ребенка распознавать эмоции, их характер, признавать и использовать.

Тогда как положительные эмоции хорошо воспринимаются психикой дошкольников и мотивируют развиваться дальше, то отрицательные вызывают острое неприятие. Этот пласт эмоций также нужно уметь внутренне принимать, потому что блокирование будет создавать отложения агрессии, обиды и недовольства в подсознании ребенка: они могут выразиться в коммуникативных проблемах и сложностях дальнейшего взросления.



Развитию эмоциональной сферы надо уделять внимание с первых дней жизни

Управляя своими эмоциями, дети смогут преодолевать страхи и неуверенность, осознавать свое поведение, избегать деструктивного и девиантного поведения, не совершать необдуманные поступки.

Также работа по управлению эмоциями способствует социально-коммуникативному развитию дошкольников в том смысле, что они оказываются способными определять душевные состояния других людей. Начиная с восприятия базовых эмоций, с опытом дети начинают видеть все более сложные состояния; в отдельных случаях это способствует развитию эмпатии (полному чувствованию эмоционального состояния другого человека).

Направления и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Существует государственный стандарт, определяющий направления развития дошкольников:

  1. Социально-коммуникативное развитие.
  2. Познавательное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Художественно-эстетическое развитие.
  5. Физическое развитие.



Задачи социально-коммуникативного развития – расширенное определение
В комплексе они развивают социально-коммуникативные способности дошкольников, желание и возможность взаимодействовать на основе положительного восприятия своего сверстника.

Это достаточно сложная работа, которая начинается с того, что ребенок осознает себя частью большого организма общества, воспринимает себя и своего собеседника в качестве отдельных и самодостаточных единиц (субъектов) общения.

Осознав это, ребенок учится выражать свои мысли и эмоции с помощью разных средств: визуально, словесно, с помощью жестов и мимики. Дети осознают, что они общаются друг с другом на одном языке (во всех смыслах), что способствует углублению взаимопонимания.

После этого дошкольников знакомят с более сложными нормами поведения и жизни в человеческом обществе (наличие определенных ролей в отношениях, профессий и т.д.).



Общение в семье – первый этап социально-коммуникативного развития

Поскольку все это происходит в форме различных игр, дети принимают новые сведения легко и естественно. Разработана целая система игровых упражнений, которая включает в себя:

  • индивидуальные занятия;
  • групповую работу;
  • интегрированные упражнения.

Эта деятельность позволяет развивать в детях желание и умение сотрудничать, делиться опытом, взаимодействовать в команде, легко выражать свои мысли и решать разные задачи. Игры стимулируют мыслительную, познавательную, исследовательскую, изобразительную, конструктивную и многие другие виды деятельности, нужные для развития успешной личности.



В детском саду дети учатся общению со сверстниками

Игры помогают устранять у дошкольников проблемы с коммуникацией, перерабатывать психологические блоки, помогать выражать свои мысли и эмоции в конструктивной форме, полезной всей группе.

Коммуникативная деятельность ребенка – дошкольника в контексте социального развития

Коммуникативная деятельность — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Коммуникативное развитие ребенка, являясь условием его социальной адаптации, актуально с позиции современного ценностного образования.

Для успешного вхождения в социокультурную среду, выполнения различных видов деятельности ребенку необходим достаточно высокий уровень коммуникативных умений и навыков. (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, В. С. Мухина, А. В. Петровский, А. Е. В. Субботский, и др.). Новая система ценностей в образовании связана с эмоционально переживаемым значением и смыслом совместной деятельности и общения взрослого и ребенка в педагогическом процессе. (Т. И. Бабаева, Р. Б. Стеркина и др.).

По мнению ученых, нарушение общения в детском возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов с взрослыми и сверстниками, к недоразвитости функций речи, к несостоятельности в установлении взаимоотношений с окружающими. Недостаток эмоционального общения, обеспечивающего приток сенсорной информации, сенсорное голодание, перенесённое ребёнком в дошкольном детстве, являются основными причинами задержки развития специфических структур мозга, и возникновения трудностей в обучении.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речевых коммуникаций как основы социального развития. С рождения ребёнка его общение с окружающими людьми направляется особой потребностью. Она состоит в стремлении человека к познанию самого себя и окружающих людей с целью саморазвития. В дальнейшей жизни ребёнка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях: • развитие мотивов общения; • развитие средств общения; • совершенствование форм общения.

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей. Общественное воспитание оказывает огромное влияние на формирование личности будущих граждан общества. В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают в специально созданных условиях.

Практика показывает, что коммуникативное развитие дошкольников – это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы со стороны педагогов, подбора наиболее действенных средств и методов обучения. ФГОС дошкольного образования предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Не смотря на целенаправленную работу по развитию речевого общения, далеко не всегда количественная сторона речи переходит в ее качество. В общении с взрослым, подчиняясь ему, ребенок произносит слова и фразы, но почти не использует их в активной речи. Вне занятий речевое общение детей между собой и с окружающими остается скудным. Возникает прямая зависимость эффективности данных занятий от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки, т.е. у него должна возникнуть осознанная речевая активность.

Расширить опыт социального взаимодействия позволяет деятельность . Главная задача Центра: развивать речь при помощи театра, обогащать словарь, формировать умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов, совершенствовать интонационную выразительность речи, совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи. В этом виде деятельности дети приобретают навык эффективного общения, широкую речевую практику и возможность общаться с детьми из других групп.

Родителям предлагаются брошюры, памятки, информационные листки с необходимой просветительской информацией по развитию речи и коммуникативных навыков. Совместные сборы детей и родителей в группах придает детям заряд для дальнейшего развития, а родителям — для работы и воспитания детей. При встрече происходит колоссальный обмен энергией и информацией. Все это производит незабываемое впечатление, как на детей, так и на родителей. Такие эмоциональные контакты с родителями оказывают стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить так, как говорит взрослый.

В результате целенаправленного взаимодействия у родителей формируется умение применять методы речевого развития в семье и прогнозировать его результаты, ориентироваться в информации, отбирать необходимую для работы с детьми, преодолевать психологические барьеры в общении с ребенком, моделировать ход и характер предстоящего общения с ребенком, формируются коммуникативные умения и навыки у всех членов семьи.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса в разных видах деятельности, атмосфера свободы и творчества, созданная речевая среда способствуют формированию коммуникативных навыков, активизации речевого общения, что в свою очередь является одним из условий всестороннего развития ребенка-дошкольника как активного участника социума.

Проблемы развития коммуникативности у современных детей

Но главная задача дошкольного коммуникативного развития – пробудить в ребенке желание общаться.

Как известно, общение является важнейшей потребностью человека, без которой он перестает быть человеком; именно в способности взаимодействовать друг с другом и заключается особенность человеческой цивилизации. Без общения невозможно контактировать социально, найти свое место и предназначение в жизни. Это основополагающая деятельность для всех остальных видов деятельности.



Игра и коммуникативное развитие – взаимосвязаны

Понятие эффективного общения состоит из 4 составляющих:

  • желать взаимодействовать с окружающими людьми;
  • знать нормы и правила поведения, воспринимать социальные роли в обществе;
  • уметь общаться, слушать, воспринимать эмоции, сознательные и бессознательные сигналы от других людей;
  • разрешать любые конфликты в общении.

Несмотря на то, что все это кажется вполне естественным, в современном мире увеличивается количество маленьких детей с проблемами в развитии коммуникативных навыков.


Логопедические игры потомают наладить речевую коммуникацию

Это ведет к тому, что поведение дошкольников становится все более неуравновешенным: они оказываются не способными взять под контроль свои эмоции, нормально общаться со сверстниками, осваивать речь и др. Все это конечно влияет на развитие интеллектуальных способностей и проводит к пугающему отставанию в нормальном развитии все большего процента детей.

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.



Общение с ребенком в семье – основа социально-коммуникативной адаптации в обществе

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни.
Оставить комментарий

Методы и приемы педагогического общения в ДОУ

В процессе педагогического общения педагоги и воспитатели ДОУ используют определенные методы и приемы.

Для оценки деятельности детей могут привлекаться их сверстники, которые оценивают техническую сторону движения, качество исполнения, результаты самостоятельных попыток в творческом поиске и др. В процессе развития движения, выразительной речи, в создании детьми различных художественных образов для стимуляции их творчества используются подсказки-напоминания, содержание и общий эмоциональный тон произведения.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Достаточно часто используется прием опосредствованного воздействия на детей через кукольный персонаж, игрушку. Этот прием носит также оценочный характер.

В процессе взаимодействия воспитателя с детьми должны преобладать положительные формы общения: называние детей по имени, улыбка, ласковое поглаживание по голове, похвала, при неудаче — проявление досады и огорчения.

Читайте также: