Что такое коллектив в доу

Обновлено: 02.07.2024

Под стать заведующей и методист Екатерина Васильевна Пережигина. Методист в детском саду — как режиссер в театре. Разработка занятий, сценариев, программ — методист отвечает за все, что делает пребывание ребенка в детском саду интересным, познавательным и развивающим. Методический кабинет – это самое посещаемое место в детском саду. Стараниями Екатерины Васильевны и старшего воспитателя Ксении Валерьевны Горшковой он оснащен всем необходимым для обеспечения педагогического процесса. Секрет их успешной деятельности – высокий профессионализм и любовь к своей работе.

А первый помощник заведующей по хозяйству – Лариса Вячеславовна Ленкова. Как лицо материально ответственное она любит порядок во всем и контролирует соблюдение коллективом всех правил, норм, требований охраны труда и техники безопасности. Лариса Вячеславовна всегда своевременно заключает договора на поставку продуктов питания и обслуживание учреждения, и ведет всю необходимую отчетно-финансовую документацию.

Наш детский сад укомплектован педагогическими кадрами согласно штатному расписанию. Сотрудники представляют собой коллектив единомышленников, которых объединяют общие цели и задачи. Педагоги детского сада – это высокопрофессиональные специалисты, все сердце отдающие делу воспитания и обучения детей.

В нашем детском саду нет случайных людей. Все педагоги - люди творческие, любящие и понимающие детей. Они внедряют в свою деятельность новейшие технологии по воспитанию и обучению детей, стараются внести в маленькие детские сердечки добро и радость, любовь и искренность, нежность и заботу, создать уютную обстановку в группах. Это воспитатели Галина Анатольевна Логинова, Татьяна Николаевна Гуляева, Татьяна Николаевна Симонова, Лидия Алексеевна Астраханцева, Ирина Валентиновна Гордеева, Галина Александровна Лопаева, Надежда Викторовна Шитова, Марина Васильевна Томилова, Инна Юрьевна Бегеева, Ольга Михайловна Меченова, Любовь Ивановна Королева, Галина Ивановна Иноземцева, Ирина Сергеевна Щучьева, Татьяна Александровна Бирюкова, Светлана Игоревна Тупицына, Ольга Валентиновна Халявина… Молодые педагоги ( Мария Владимировна Пьячева, Мария Алескеевна Мухсинова, Екатерина Алексеевна Ложкина, Наталья Владимировна Доронина, Татьяна Юрьевна Иканина, Екатерина Владимировна Тарасова, Таисия Андреевна Короткова, Оксана Валерьевна Руденко) не отстают от своих наставников и стараются воспитывать и развивать детей, используя традиционные формы и внедряя современные, нестандартные технологии.

Все наши музыкальные мероприятия проходят под руководством музыкального руководителя Елены Марсовны Казаковой. Ее заслуга в том, что наши мероприятия всегда проходят на очень высоком уровне и пользуются неизменным успехом у родителей.

А еще в нашем саду очень уютно, чисто, светло и красиво. В холлах детского сада постоянно сменяют друг друга выставки детских рисунков. Стены коридора оформлены стендами, отражающими жизнь дошкольного учреждения. Они красочные, эстетичные и выдержаны в единой стилистике.

Многочисленные кружки детского сада не только развивают у малышей координацию движений, зрительное восприятие, мелкую моторику и внимание, но и дают возможность детям поучаствовать в творческих конкурсах и стать победителями.

Современный едагогический коллектив ДОУ – это педагоги, реализующие профессиональную деятельность в системе дошкольного образования, применяющие в свой работе инновационные технологии, ориентированные на всестороннее развитие личности каждого дошкольника м продуктивное проживание данного этапа развития.

От педагогического коллектива, его состава и взаимодействия зависит эффективность работы ДОУ, а соответственно, и качество, предоставляемых им образовательных услуг.

На современном этапе развития общества и функционирования системы образования, деятельность любой образовательной организации связана с внедрением инновационных технологий, передового педагогического опыта, применением инновационных механизмов развития. Это обуславливает формирование специфического образа педагогического коллектива ДОУ. Его особенностями выступают:

  1. Ориентация в работе педагогов на поиск новшеств и способов их внедрения в учебно-воспитательный процесс.
  2. Приоритет творческого развития педагогического состава и ориентации работы педагогов на творческое поведение.
  3. Реализация продуктивного творческого процесса ДОУ.
  4. Проявление интереса каждого педагога и всего коллектива в новшествам и нестандартным приемам организации учебно-воспитательной деятельности.
  5. Наличие у каждого педагога таких качеств, как: профессионализм, гуманистические качества и ориентиры деятельности, развитое педагогическое мышление, активная мировоззренческая позиция, стремление и способность к саморазвитию и самосовершенствованию, субъектная позиция и творческий потенциал деятельности.
  6. Активное и устойчивое взаимодействие всех его членов.
  7. Гибкость и слаженность действий, вариативность взаимоотношений.
  8. Единая направленность деятельности, ориентированной на достижение целей и задач дошкольного образования, реализацию основных направлений образовательной политики.
  9. Структурированность и системность работы коллектива.
  10. Упорядоченность коллективной жизнедеятельности.
  11. Открытость новым членам, новым знаниям и направлениям деятельности, свободное принятие новшеств во всех аспектах жизнедеятельности коллектива.

Готовые работы на аналогичную тему

Педагогический коллектив выполняет полифункциональную деятельность. Это требует особой организации работы коллектива и сплоченности его участников.

Сплоченность как показатель состояния педагогического коллектива ДОУ

Сплоченность коллектива выступает основной характеристикой его существования, обуславливающей продуктивность коллективной деятельности.

Сплоченность современного педагогического коллектива выступает основой его развития, а соответственно, и развития всей дошкольной образовательной организации.

Сплоченный коллектив педагогов имеет общие образовательные цели деятельности, достижение которых характеризуется личной значимостью для каждого педагога, что в итоге способствует построению их межличностного взаимодействия, ориентированного на достижение целей и задач дошкольного образования.

Сплоченность, как характеристика современного педагогического коллектива и показатель развития ДОУ, обладает следующими чертами:

  1. Стремление к достижению общей цели всеми членами коллектива педагогов;
  2. В основе коллективного взаимодействия заложено сотрудничество и доверительные отношения между педагогами;
  3. Свобода в выражении своей точки зрения и мнения каждым педагогом по решению разнообразных образовательных проблем;
  4. Минимизация соперничества, противоборства членов педагогического коллектива;
  5. Заинтересованность каждым членом коллектива во взаимодействии, объединении усилий для достижения общей цели;
  6. Рассмотрение коллективного взаимодействия в качестве основы собственного роста и развития педагога;
  7. Стабильность педагогического состава (в максимальной степени);
  8. Саморегуляция и самоконтроль действий каждым членом коллектива;
  9. Мобильность коллектива при решении сложных образовательных задач.

Создание сплоченного педагогического коллектива имеет важное значение для повышения качества и эффективности деятельности дошкольной образовательной организации. Это требует применения усилий, специальных методов и средств для создания сплоченного коллектива педагогов ДОУ. Для этого, необходимо организовать для педагогов вариативность деятельности: трудовой, учебной, социальной, педагогической, культурной и т.д. Данная деятельность не организуется просто так. Осуществляется применение специальных методик, воспитывающих сплоченность и взаимодействие педагогов.

Направленность развития современного педагогического коллектива ДОУ

Работа педагогов ДОУ на современном этапе общественного развития имеет несколько направлений, ориентированных на достижение целевого назначения дошкольного образования:


Каждый родитель понимает, как важно ребенку развиваться. Чтобы свободно существовать в социуме, детям важно научится чувствовать себя хорошо в окружении других детей с юного возраста. Поэтому родители стараются подобрать для своего ребенка те творческие коллективы, которые ему подойдут.

Что такое детский коллектив?

Для начала, необходимо разобраться с понятием. Детский коллектив - это собрание детей, в котором они объединяются для полезной деятельности. Например, спорт, творческая деятельность, музыкальная деятельность и т.д.

Главный признак коллектива - единая цель, вокруг которой организованы совместные занятия. Каждый коллектив обязательно должен иметь руководителя. В детском коллективе - это руководитель-педагог.

Первый коллектив

Танцевальный коллектив

С какого возраста начинается социализация детей? Воспитание ребенка в коллективе обычно начинается с детского сада. Ребенок попадает в новую для него сферу. Ведь дома зачастую, ребенок самый любимый, обожаемый, и на любое его слово обязательно откликнется кто-нибудь из взрослых со словами: "Что ты хочешь, зайка?" или "Малыш, тебе помочь?". Дома также ребенок привыкает, что ему говорят: "Ты самый красивый", "Самый лучший" и т.д. Но, попадая в детский коллектив этого больше не происходит. Его мировоззрение резко меняется, ведь он оказывается не самый главный и любимый. Его периодически сравнивают с другими, например: "Почему Ванечка может сам одеваться, а ты нет?", да и дети бывают жестоки друг к другу. Достаточно того, что в младшей группе, одна девочка скажет другой, что та некрасивая и одежда у нее ужасна, это отразиться на психологическом состоянии ребенка, вплоть до тяжелых последствий, если вовремя с этим не начать работать. Поэтому, очень важен психологический климат в коллективе. Для этого, в учебных заведениях используют несколько воспитательных приемов, которые позволяют контролировать ситуацию.

Руководитель детского коллектива

дети рисуют

Как обычно любят говорить: "Рыба тухнет с головы", так и здесь, самым важным является руководить группы. Если человек не подходит на эту должность, или не выкладывается полностью, или не отдает отчет каждому своему действию, то его коллектив будет вести себя также, т. е. не выказывать инициативы и заинтересованности в общих занятиях. Если не помочь детям сплотиться, не призывать к дружбе, они так и будут ходить сами по себе и все больше замыкаться в своем внутреннем мире. Поэтому, именно руководитель должен найти подход к каждому ребенку, выделить лидера или лидеров, и научится компоновать малышей, чтобы они были заинтересованы друг в друге.

Создание детских коллективов

Дети играют в футбол

Если в коллективе очень много человек, то умный руководить всегда старается сначала разбить его на маленькие группки и только потом объединять всех вместе. Ведь, любому человеку нужно время, чтобы сблизиться с новыми людьми, влиться в коллектив. В маленькой группе это сделать проще. Столы на небольшое количество человек, разделение на команды, объединение в микрогруппы для заданий позволяют ребенку познакомится сначала с несколькими новыми детьми и подружится с ними. Потом, как правило детей перемешивают, или дают общее задание уже для всех, чтобы ребята смогли поближе познакомится друг с другом. Поэтому, в детских садах существует программа адаптации, когда детей в первый раз начинают приглашать малыми группах, а не сразу все тридцать человек собираются в одной комнате.

Подбор подходящего коллектива

Во всех учебных заведениях для детей, можно записать ребенка на дополнительные занятия в спортивные или творческие коллективы. Это помогает ребенку дополнительно развиваться, а также реализовывать себя в чем-то новом. На таких занятиях обычно собирают детей из разных классов или групп, что дает детям, с одной стороны возможность познакомится с новыми людьми, с другой -дополнительный стресс. Ведь ты учишься или создаешь что-то свое, творческое или проявляешь свои физические силы, что может не всегда получаться. Страх опозориться перед незнакомыми людьми иногда бывает так силен, что ребенок готов закрыться или вовсе отказаться от этого занятия. Поэтому здесь важно смотреть на отношения в детском коллективе. Важно, чтобы все дети понимали, что здесь они все просто ученики и их главная задача дойти до результата вместе! Тогда каждый станет ценить своего коллегу и помогать отстающим.

Работа с родителями

воспитатели и родители

Еще одним важным фактором в создании хорошего детского коллектива является работа с родителями. Ведь каждый родитель должен понимать, насколько важно его ребенку быстро адаптироваться в новом коллективе, и стараться максимально ему помочь в этом. В первую очередь, родители должны провести тщательную подготовку ребенка перед первым походом в учебное заведение и объяснить ему, что нет ничего плохого или страшного в этом. Научить ребенка самодисциплине, и стараться даже дома не позволять ему вести себя так, как это было бы неприемлемо в детском саду. Ведь, если малыш сделает что-то не так, ему обязательно сделают замечание, а значит уже выделят его среди других с плохой стороны. Затем, каждый руководитель коллектива должен предоставить родителям характеристику детского коллектива и указать на те проблемы, с которыми может столкнуться именно их ребенок. Ведь только в совместной работе взрослых, которые влияют на развитие ребенка можно достичь хороших результатов в воспитании. Например, если в садике говорят, что к носу ковыряться плохо, а мама говорит, что это хорошо, то у ребенка появляется внутренний диссонанс и он выбирает чью-то сторону. А это значит, что в последствии, ребенок не будет больше верить или доверять другой стороне.

Игры для сближения

дети на музыкальных занятиях

Лучший способ для ребенка любого возраста - это вливаться в коллектив в игровой форме. Это помогает ему проявить свои лучшие качества, стремится к улучшению результата, искать себе союзников и конечно же, не заскучать. Самый простой способ это игры на на сплочение коллектива, например спорт. Все мы помним, эти постоянные соревнования между классами, а потом между школами, в которых всегда было так интересно участвовать. Ребенку предоставляется возможность проявить себя, но один он все равно не сможет победить. Поэтому, дети стараются сработаться со своими коллегами, чтобы достичь хорошего командного результата. Здесь работает еще один инструмент - общие интересы. Ведь, когда у людей есть общие интересы, они начинают жадно обсуждать их, делиться своим мнением и конечно, проникаться друг к другу дружескими чувствами.

Но, если ребенок не проявляет интереса к спорту или просто не способен физически участвовать в соревнованиях, приходит на помощь огромное разнообразие других коллективных игр. Например, музыка, театральные кружки, живые уголки и прочее. Где дети также объединены общей идеей и перед ними стоит определенная цель, в одиночку к которой они не смогут прийти к результату. Например, один вокалист не сможет спеть за весь хор, или один мальчик отыграть весь спектакль "Теремок", один ребенок не успеет убрать все клетки хомяков и полить цветы и так далее.

Для чего нужны коллективные игры?

дети играют в баскетбол

Игры на сплочения коллектива нужны для того, чтобы ребенок научится взаимодействовать с другими людьми в социуме. А также, для поддержания командного духа, желания быстро и хорошо взаимодействовать. Ведь дети зачастую учатся именно друг у друга. Так, если один ребенок научится забрасывать мяч в корзину, в коллективе обязательно найдется тот, кто тоже захочет этому научиться. Когда они уже будет делать это вместе, обязательно найдется тот, кто захочет присоединиться. Так, благодаря одному, соберется целая команда. Хотя, первоначально, умел только один. Но, чтобы команда поистине сплотилась, им потребуется команда соперника. Ведь против общего врага легче объединиться, и дети будут работать как одно целое, против главного противника, превратившись в единый организм.

Проблемы в детском коллективе

Не всегда все бывает идеально в детском коллективе, конфликты могут возникать сами собой. Чем старше становятся дети, тем больше они создают критериев для деления. Если в детском саду, они могут поделиться только по половому признаку или кто с кем рядом сидит. То в школе уже важны даже минимальные детали, например, насколько крутая у ребенка одежда или мобильный телефон. Дети также делятся по успеваемости и посещаемости, что влияет на взаимодействие в коллективе и нередко приводит к конфликтам. Для того, чтобы педагог смог правильно собрать дружный коллектив, ему нужно определить, какое место в нем занимает каждый ребенок и как лучше с ним работать.

Лидер

Самый активный и несколько агрессивный ребенок. Он манипулирует другими, чтобы окружающий мир соответствовал его желаниям. Кроме того, лидер является посредником между детской группой и взрослыми. Но, он часто полагается исключительно на свое мнение. За это, лидера могут не любить, но, ему подчиняются из-за страха быть изгоем. У самого лидера приходит осознание своей роли и появляется ответственность за других детей.

Массовка

Большая часть детей относится именно к этой категории. Дети не проявляют большую инициативу, не движут командой. Но, есть в этом и плюсы. Ребенок чувствует себя равным с такими как он, и может с легкостью иногда отклонятся в хорошую или плохую сторону, не вредя своей репутации.

Белая ворона

Такие дети крайне избирательны в выборе друзей, так как имеют свое представление о структуре мира. Другие дети, обычно, настороженно относятся к таким ребятам, так как не могут их понять, а следственно, не понимают как с ними дружить и чего от них ждать. Чаще всего, такие индивидуумы находят друзей в кружках по интересам, где полностью могут себя проявить.

Изгой

Изгой в обществе

Родители боятся этого слова, но на самом деле, чаще всего это выбор самого ребенка. Поэтому, как правило, к этому типу относятся плаксивые дети или жадины, а также застенчивые и агрессивные. Почему?

Плаксивые дети - это чаще всего те, кто считают, что им все можно и все должны, но никто ничего не дает. Поэтому, они используют одно из главных детских оружий - слезы. Но, вместо того, чтобы это принесло желаемый результат, как в общении с мамой, в коллективе такого ребенка просто высмеивают. Ребенок понимает, что здесь никому не нужны его желания и просто удаляется из коллектива. Или дети больше не выдерживают постоянных слез и упаднического настроения и отстраняются от такого ребенка.

С жадинами все просто. Детский коллектив - это общие игры и игрушки, а они не хотят делится игрушками и конфетами. Поэтому другие дети просто проводят аналогию, что конфета ему дороже человека, и отдаляются. Чаще всего это происходит из-за перенасыщения игрушками дома. Ребенок привык к тому, что все принадлежит ему. В этом случае важно объяснить ребенку, что не всего можно достичь материальными вещами, и коллективная работа приносит намного больше результата, чем работа в одиночку. Так, например, гораздо удобнее собирать яблоки, когда один трясет дерево, другой собирает внизу, а третий сменяет тару для новых фруктов. Таким образом, можно собрать много яблок за короткий промежуток времени. Но, если ребенок будет делать все один, то ему придется многократно залезать и слезать с дерева, бегать за тарой и в итоге, он быстро устанет и мало соберет.

Застенчивые дети также не вызывают доверия, так как другие не понимают, что делать с таким ребенком, который мало разговаривает, отказывается от активных игр и не делится своими впечатлениями от общего дела. Застенчивость - это черта характера, которая прививается постоянными ограничениями со стороны взрослых. "Не топай", "Не беги", "Не вертись" - все это, рождает в ребенке неуверенность в себе, так как он думает, что все делает не правильно и боится решиться на действие без указки взрослого. Такого малыша нужно вовлекать в простые ролевые игры, где он сможет раскрыть свой потенциал и проявить свои желания.

Также чрезмерная агрессия отталкивает других детей, не готовых вступать в постоянные конфликты с драчуном. Ребенок просто уверен, что он не может добиться чего-то от остальных детей другими методами. Стоит показать ему, как просто общаться вежливыми словами, и что дружба приносит очень много положительных плодов.

В детском коллективе нужно заботится как о благополучии каждого ребенка отдельно, так и о общем психологическом климате детского коллектива, чтобы дети чувствовали себя счастливыми, ведь они наше будущее.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический коллектив в ДОУ Практический психолог в образовании: Корсакова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Педагогический коллектив в ДОУ Практический психолог в образовании: Корсакова.

Педагогический коллектив в ДОУ Практический психолог в образовании: Корсакова Анна Геннадьевна

Понятие: Коллектив – это итог развития группы, ее высшая стадия. Педагогичес.

Понятие: Коллектив – это итог развития группы, ее высшая стадия. Педагогический коллектив – это группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей.

Особенность педагогического коллектива Специфике профессиональной деятельност.

Особенность педагогического коллектива Специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер взаимоотношений, возникающих в нем. Высокая степень самоуправляемости.

Важным является: Педагогические, воспитательные коллективы учебных заведений.

Важным является: Педагогические, воспитательные коллективы учебных заведений дают для воспитанников первоначальное представление о коллективе взрослых, о его системе взаимоотношений, совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.

Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива: Опред.

Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива: Определяется уровнем: педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.

Характеристика педагогического коллектива: сплоченность коллектива, выражающа.

Характеристика педагогического коллектива: сплоченность коллектива, выражающаяся в совпадении оценок и установок его членов по отношению к объектам, значимым для коллектива в целом и относящимся к существенным сторонам совместной целенаправленной деятельности; организованность коллектива, выражающаяся в его способности создавать и сохранять устойчивой свою структуру в ситуации неопределенности, сочетая разнообразие мнений и форм инициативного поведения с единством действий его участников; направленность коллектива, отражающая социальную ценность принятых им целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм.

Опыт А.С. Макаренко показал: «…ни один воспитатель не имеет право действовать.

Критерии формирования педагогического коллектива: Разновозрастный. Разнополый.

Критерии формирования педагогического коллектива: Разновозрастный. Разнополый. Разнохарактерный.

Организованность коллектива: Под организованностью коллектива понимается его.

Организованность коллектива: Под организованностью коллектива понимается его способность формировать рациональную структуру совместных действий и гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях. Она зависит от: Ответственности членов коллектива; Сработанности членов коллектива; Включенности их в управление.

Сплоченность коллектива: Сплоченность коллектива – это способность противосто.

Сплоченность коллектива: Сплоченность коллектива – это способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Сплоченность зависит от: Единства ориентации; Совместимости; Потенциальной стабильности коллектива

Критерии сплоченности: Стабильность состава коллектива. Мобильность коллектив.

Критерии сплоченности: Стабильность состава коллектива. Мобильность коллектива в решении какой-то сложной задачи. Продолжительность адаптации в коллективе новых педагогов. Умение выходить из конфликтной ситуации путем саморегуляции. Демократический стиль руководства. Стабильность, ритмичность работы коллектива при длительном отсутствии руководителя. Психологический климат в коллективе. Оценка коллектива со стороны общественности.

Система ценностей: единое представление об идеалах, о духовных и нравственных.

Система ценностей: единое представление об идеалах, о духовных и нравственных ценностях, идейное единомыслие; единое понимание цели деятельности коллектива по формированию и развитию личности ученика; единый подход к пониманию личности ученика, как субъекта, а не объекта обучения и воспитания; единый взгляд на роль учителя в процессе обучения, как организатора процесса учения; единое представление об отношениях с учеником как отношениях сотрудничества; единый взгляд на урок как на инструмент формирования и развития личности ученика; единый подход и общая забота всех членов коллектива о формировании и развитии общеучебных умений и навыков у учащихся; единый взгляд на воспитание как на организацию деятельности учащегося, как на активную форму проявления их отношений к окружающей деятельности.

Читайте также: