Что такое киносценарий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария (сценаристом).

Существует четыре главных элемента сценария:
- описательная часть (ремарка или сценарная проза),
- диалог,
- закадровый голос,
- титры.

Восемьдесят страниц, написанных профессиональным сценаристом — это примерно 2600 метров плёнки кинодействия, что, как правило, составляет односерийный фильм и может содержать от четырёх до пяти тысяч слов диалога. Сто двадцать страниц приблизительно составляют 4000 метров плёнки (соответствует двухсерийному фильму).

Требования к сценариям имеют различия в зависимости от страны и киностудии, которая его принимает.

Над литературным сценарием работает кинодраматург, часто в этой работе участвуют продюсер и режиссёр, которые нередко становятся его соавторами.

Чтобы литературный сценарий мог быть использован, его адаптируют к условиям кино, трансформируя в киносценарий, где описательная часть сокращается, чётко прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного и звукового ряда. Здесь драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведётся по объектам съёмки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины фильма, количества объектов съёмки, декораций, количества актёров, организации экспедиций и многого другого. Без этого невозможно рассчитать финансовые затраты на кинопроизводство.

Сцена́рий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей.

КИНОСЦЕНА́РИЙ — лит. осн. ф. Термин театр. происхождения. Первоначально сценарий — перечень действ. лиц, схема спектакля в нар. т-ре импровизации. С появлением кинематографа был воспринят им и проделал эволюцию от краткой схемы будущего ф. до развернутого произв., нередко имеющего самостоят. лит. ценность.

Вопрос о характере сценария, его роли в процессе создания ф. был предметом острых дискуссий на всех стадиях развития киноиск-ва. В немом кино 20-х гг. К. обозначал последовательность кадров, акцентируя техн. сторону ф. Такой К. называли "номерным" или "железным". Его идея в значит. мере была обусловлена стремлением максимально удешевить произ-во, приравняв сценариста к инж. на кинофабрике, от к-рого зависит "создание чертежей и их реализация". В противовес "железному" тогда же пытались ввести "эмоц." К., к-рый С. Эйзенштейн определял как "стенограмму эмоц. порыва". Такой К. должен был вызывать у реж. эмоции, необходимые для постановки ф. Наиб. изв. автором такого рода К. был А. Ржешевский. В 30-е гг. с появлением звука, развитием выразит. возможностей кино в творч. среде все отчетливее стало определяться стремление видеть в К. произв. иск-ва, соединяющее эл-ты кинематограф. и лит. образности, где все описанное словом могло получить воплощение на экране. "Железный" и "эмоц." сценарии уступили место новым формам, мотивир. системе образности.

Во 2-й пол. 50-х гг. роль К., его функции в процессе кинотворчества, самый характер его заметно переосмысляются. Жесткие стереотипы уступают место свобод. наблюдению за жизнью. Оставаясь необходимой ч. кинематограф. процесса, К. окончательно встает в ряд произв. худож. лит-ры как самостоят. чтение. Наряду с проф. сценаристами к созданию К. обращаются писатели и реж. К., подобно театр. пьесе, обладает спецификой: образ К., выраж. словесно, ориентирован на экранное воплощение. Эта особенность обнаруживается на 3-х стадиях пути К. к экрану.

1. В лит. К. киноспецифика свернута и укрыта лит. формой. Суть этой специфики обусловлена разл. природой зримости лит. и кинематограф. образа, психолог. особенностями восприятия слова и изображения. 2. Режиссерский (рабочий) сценарий представляет собой своеобразную "партитуру" фильма — развернутое режиссерское прочтение лит. текста. При этом из описат.-драм. части лит. сценария реж. извлекает все необходимое (в т. ч. прямую речь и диалоги) для создания атмосферы действия. Здесь дается разбивка на кадры с указанием необходимых режимно-тех. условий съемки. 3. Воплощение К. в звуко-зрит. образ ф. Ф. выступает как итог. этап кинодраматургии. Здесь взаимодействуют все эл-ты киноиск-ва, образуя единое целое.

Свои особенности, обусловл. спецификой вида, имеют К. док., хроник. и науч.-популяр. кино, а также анимац. (мультипликация) кино.

Лит.: Драматургия кино. М., 1934; Эйзенштейн С. О форме сценария // Избр. произв. М., 1964. Т. 2; Ольшанский И. Г., Руднева Н. И. Киносценарии. М., 1964; Пудовкин В. О киносценарии // Собр. соч. М., 1974. Т. 1; Киносценарии: Альманах. М., 1973—1982.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

киносценарий м. Литературное произведение, на основе которого создается фильм.

киносценарий
м.
scenario, film script

киносценарий сущ., кол-во синонимов: 1 • сценарий (9) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: сценарий

- лит. осн. ф. Термин театр. происхождения. Первоначально сценарий - перечень действ. лиц, схема спектакля в нар. т-ре импровизации. С появлением кинематографа был воспринят им и проделал эволюцию от краткой схемы будущего ф. до развернутого произв., нередко имеющего самостоят. лит. ценность.

Вопрос о характере сценария, его роли в процессе создания ф. был предметом острых дискуссий на всех стадиях развития киноиск-ва. В немом кино 20-х гг. К. обозначал последовательность кадров, акцентируя техн. сторону ф. Такой К. называли "номерным" или "железным". Его идея в значит. мере была обусловлена стремлением максимально удешевить произ-во, приравняв сценариста к инж. на кинофабрике, от к-рого зависит "создание чертежей и их реализация". В противовес "железному" тогда же пытались ввести "эмоц." К., к-рый С. Эйзенштейн определял как "стенограмму эмоц. порыва". Такой К. должен был вызывать у реж. эмоции, необходимые для постановки ф. Наиб. изв. автором такого рода К. был А. Ржешевский. В 30-е гг. с появлением звука, развитием выразит. возможностей кино в творч. среде все отчетливее стало определяться стремление видеть в К. произв. иск-ва, соединяющее эл-ты кинематограф. и лит. образности, где все описанное словом могло получить воплощение на экране. "Железный" и "эмоц." сценарии уступили место новым формам, мотивир. системе образности.

Во 2-й пол. 50-х гг. роль К., его функции в процессе кинотворчества, самый характер его заметно переосмысляются. Жесткие стереотипы уступают место свобод. наблюдению за жизнью. Оставаясь необходимой ч. кинематограф. процесса, К. окончательно встает в ряд произв. худож. лит-ры как самостоят. чтение. Наряду с проф. сценаристами к созданию К. обращаются писатели и реж. К., подобно театр. пьесе, обладает спецификой: образ К., выраж. словесно, ориентирован на экранное воплощение. Эта особенность обнаруживается на 3-х стадиях пути К. к экрану.

1. В лит. К. киноспецифика свернута и укрыта лит. формой. Суть этой специфики обусловлена разл. природой зримости лит. и кинематограф. образа, психолог. особенностями восприятия слова и изображения. 2. Режиссерский (рабочий) сценарий представляет собой своеобразную "партитуру" фильма - развернутое режиссерское прочтение лит. текста. При этом из описат.-драм. части лит. сценария реж. извлекает все необходимое (в т. ч. прямую речь и диалоги) для создания атмосферы действия. Здесь дается разбивка на кадры с указанием необходимых режимно-тех. условий съемки. 3. Воплощение К. в звуко-зрит. образ ф. Ф. выступает как итог. этап кинодраматургии. Здесь взаимодействуют все эл-ты киноиск-ва, образуя единое целое.

Свои особенности, обусловл. спецификой вида, имеют К. док., хроник. и науч.-популяр. кино, а также анимац. (мультипликация) кино.

Лит.: Драматургия кино. М., 1934; Эйзенштейн С. О форме сценария // Избр. произв. М., 1964. Т. 2; Ольшанский И. Г., Руднева Н. И. Киносценарии. М., 1964; Пудовкин В. О киносценарии // Собр. соч. М., 1974. Т. 1; Киносценарии: Альманах. М., 1973-1982.

Накр Накос Наконец Най Наин Кси Ксенон Ксенин Ксанин Кронин Крон Крой Крица Крис Крио Криница Крин Крен Кранц Кранец Кран Крайне Край Краинец Косица Косина Косец Кос Корней Корн Корица Корец Коран Кора Концерн Конница Конина Кониин Конец Кон Койне Коир Коан Кнр Кница Киса Кирин Кира Киносценарий Кино Кинин Кина Кий Керосин Керн Кенар Кен Кейс Кеа Кацей Карийон Карий Кариес Карен Каре Каон Канцер Канонир Канон Каннец Кан Кайс Каирец Каир Каин Йоркец Йорк Йена Ицерий Искренно Искренний Искра Искони Искание Иск Исак Исай Иса Ироник Ирон Ирка Ириска Ириса Иринка Ирина Иранский Иранец Иран Иракец Ирак Ионина Ионий Иониец Ион Иоанн Инок Инна Инкор Инко Инк Иксор Икс Икра Икос Икорница Икона Икариец Икар Икание Иена Ерник Ерик Ера Енина Ейск Аскер Аск Арский Арсин Арсений Арсен Аронник Арон Арно Арник Арк Арион Арин Ариец Арен Арек Нанос Нанси Аон Анри Наос Нарк Нарко Нарцеин Анонс Анон Анкер Наци Анк Анисий Анин Аникий Аникей Нейро Аник Акционер Аксон Неон Аксен Акр Акно Акие Аки Айсор Айрес Аир Нер Ненка Нейрон Нейрин Аникин Анион Анис Неиранский


1) Орфографическая запись слова: киносценарий
2) Ударение в слове: киносцен`арий
3) Деление слова на слоги (перенос слова): киносценарий
4) Фонетическая транскрипция слова киносценарий : [к'насин`ар']
5) Характеристика всех звуков:
к [к'] - согласный, мягкий, глухой, парный
и и - гласный, безударный
н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] - гласный, безударный
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный
ц ц - согласный, твердый, глухой, непарный
е [и] - гласный, безударный
н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а [`а] - гласный, ударный
р [р'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и и - гласный, безударный
й й - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный 12 букв, 7 звук

корень - КИНО; корень - СЦЕН; суффикс - АР; окончание - ИЙ;
Основа слова: КИНОСЦЕНАР
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный


– Допустим, вы сидите у себя, – продолжал Стар. – Весь день вы дрались на дуэлях или же писали текст и теперь устали драться и писать. Просто сидите и смотрите тупо – мы все, бывает, выдыхаемся. В комнату входит миловидная стенографистка – вы ее уже раньше встречали и вяло смотрите теперь на нее. Вас она не видит, хотя вы рядом. Она снимает перчатки, открывает сумочку, вытряхивает из нее на стол…

– Продолжайте, – сказал Боксли, улыбаясь. – Что происходит затем?

– Не знаю, – ответил Стар. – Я просто занимался кинематографией.

Он умер, считая себя неудачником.

Меня всегда интересовал и волновал жизненный путь Ф. Скотта Фицджеральда. Наиболее глубокие чувства во мне пробуждает тот факт, что он не переставал искать ответ на вопрос, что же делает киносценарий действительно хорошим. Невероятно тяжелые жизненные обстоятельства, преследовавшие всю его жизнь, – помещение в психиатрическую клинику его жены Зельды, неподъемные долги и вышедший из-под контроля уклад жизни, злоупотребление алкоголем – все это не придавало ему уверенности для достижения успеха в ремесле сценариста. Да, да, вы не ослышались: написание киносценариев – это ремесло, дело, которому можно научиться, но несмотря на то, что к работе Фицджеральд подходил со всей ответственностью, был усерден и дисциплинирован, ему не удалось достичь тех результатов, к которым он так стремился.

В первом издании первой части романа повествование ведется от лица Розмэри Хойт, молодой актрисы, делящейся наблюдениями о своих отношениях с людьми, окружающими Дика и Николь Дайверов. Розмэри живет на морском побережье мыса Антиб во французской Ривьере и наблюдает, как Дайверы наслаждаются прогулками по пляжу. Ей кажется, что они – красивая пара, которой удается все, чего бы они ни пожелали. По ее мнению, у них идеальные отношения. Богатые, красивые, умные, они олицетворяют собой то, что каждый хотел бы для себя и своей половинки. Вторая часть книги рассказывает о жизни Дика и Николь, и мы узнаем, что картина, увиденная глазами Розмэри, была лишь маской, которую Дайверы показывают миру. На самом деле семью эмоционально и духовно подтачивают серьезные проблемы.

Больше всего меня потрясло то, чего Фицджеральд не видел; начало книги, в котором Розмари наблюдала за Дайверами, было ближе к кино, чем к роману. С точки зрения кинематографа это великолепное начало – показать, как другие видят героев. В первом издании Фицджеральд показывал нам, какой эта пара казалась, на первый взгляд: красивая и богатая, обладающая всем. Несомненно, люди видят нас совершенно не такими, какие мы есть на самом деле, за закрытыми дверьми домов. По моему мнению, Фицджеральду не хватило уверенности как сценаристу, и в итоге он изменил то прекрасное начало.

Ф. Скотт Фицджеральд был художником, зажатым между двумя мирами: миром, в котором он был гениальным писателем, и миром, где ему не хватало уверенности для проявления своего таланта сценариста.

Что делает один сценарий лучше другого? Не существует универсального ответа, потому что каждый сценарий уникален. Но если вы хотите взяться занаписаниесценария и просидетьнадним полгода-год, то перед этим вам надо знать, что представляет собой сценарий, какова его природа.

Так что же такое киносценарий? Инструкция или общий набросок будущего фильма? Предварительный план или диаграмма? Или, быть может, это череда, последовательность картинок и сцен с диалогами и описанием, скрепленных как жемчужины в бусах? Возможно, это просто простор для мысли?

С одной стороны, киносценарий – это не роман и уж точно не пьеса. Если вы попытаетесь проанализировать роман, то увидите, что драматургическое действие зачастую происходит только в мыслях главного героя. За развитием истории мы наблюдаем вместе с ним, с его/ее точки зрения. Главный герой делится с нами своими мыслями, чувствами, эмоциями, словами, действиями, воспоминаниями, мечтами, надеждами, устремлениями, мнениями и прочим. Персонаж и читатель вместе идут по сюжету, вместе испытывают драматизм происходящих событий и испытывают одинаковые эмоции. Мы понимаем образ действий и чувства персонажей, знаем, как они реагируют и приходят к умозаключениям. Если в истории появляются новые персонажи, то повествование дополняется их суждениями, однако основная роль в развитии сюжета остается за главным героем. Главный герой – это тот, о ком рассказ. В романах действие разворачивается у героя в мыслях, на воображаемой сцене.

В пьесе по-другому. Действие происходит на сцене, здесь, под портальной аркой, развивается сюжетная линия, а зрительный зал становится четвертой стеной. Зрители следят за жизнью персонажей, за тем, что они думают, чувствуют и говорят. Персонажи делятся с нами своими надеждами и мечтами, прошлым и планами на будущее, обсуждают свои потребности и желания, страхи и разногласия. В данном случае действие пьесы передается посредством языка драматургического действия; оно выражается словами, подходящими для описания чувств, действий и эмоций.

Это данность киносценария, абсолютно такая же, как то, что скала твердая, а вода мокрая.

Части и целое. Между ними – большая разница. Какие отношения между частями и единым целым? Как можно отделить одно от другого? К примеру, возьмем игру в шахматы, которая состоит из четырех компонентов: 1) фигур — ферзи, короли, слоны, ладьи, пешки, кони; 2) игрока(ов) – кому-то же нужно играть против другого человека или компьютера; 3) доски — игра без нее не представляется возможной; 4) правил — играть в шахматы, не зная правил, не получится. Все эти четыре части – фигуры, игрок(и), доска и правила – связаны друг с другом, и это приводит к результату – шахматной игре.

Игра – это пример отношений между составными частями и единым целым.

Такие же отношения справедливы для сюжета. Сюжет – это единое целое, составными частями которого являются действия, их последовательность, герои, конфликты, сцены, диалоги, первый, второй и третий акты, происшествия, эпизоды, события, музыка, места и прочее; все это составные части, и отношение между ними и единым целым вкупе дает сюжет.

Хороший сюжет – это как взаимодействие кубика льда и воды. Кубик льда обладает определенной кристаллической структурой, вода – молекулярной. Но если кубик льда тает и превращается в воду, то как можно отделить молекулы льда от молекул воды? Структура похожа на силу притяжения: это связующий элемент, которым скреплен сюжет; это – его база, фундамент, хребет и скелет. Такие же отношение между частями и единым целым, благодаря чему получается киносценарий. Это то, что делает его тем, чем он является.

Это парадигма драматургической структуры. Под парадигмой мы понимаем модель, пример или концептуальную схему. К примеру, парадигмой стола является столешница с четырьмя ножками. Парадигма допускает, что стол может быть низким или высоким, узким или широким; стол может быть круглым, квадратным, прямоугольным или восьмиугольным; он может быть сделан из стекла, дерева, пластмассы, металла или другого материала – парадигма остается неизменной: столешница на четырех ножках. Точно так же, как чемодан остается чемоданом, невзирая на его размеры и форму, это все равно чемодан.

Если бы мы захотели повесить киносценарий на стену, как картину, то он выглядел бы следующим образом.


Это парадигма киносценария. Давайте рассмотрим его составные элементы.

Читайте также: