Что такое историческая песня в литературе определение кратко

Обновлено: 07.07.2024

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ - в русском фольк­ло­ре пес­ни (главным образом эпи­чес­кие и ли­ро-эпи­чес­кие), по­свя­щён­ные ис­то­рическому со­бы­тию или ли­цу, с раз­вёр­ну­тым по­ве­ст­во­вательным сю­же­том.

В уст­ной тра­ди­ции не име­ли специального обо­зна­че­ния. Пе­ри­од рас­цве­та исторических песен - XVI-XVIII века, од­на­ко их про­дол­жа­ли со­чи­нять и позд­нее.

В исторических песнях XVIII-XIX веков за­пе­чат­ле­ны об­ра­зы пол­ко­вод­цев А.В. Су­во­ро­ва, Г.А. По­тём­ки­на-Тав­ри­че­ско­го, М.И. Ку­ту­зо­ва, ка­зачь­е­го ата­ма­на М.И. Пла­то­ва, со­бы­тия Отечественной вой­ны 1812 года, Се­ва­сто­поль­ской обо­ро­ны 1854-1855 годов и других. В по­этической ком­по­зи­ции важ­ное ме­сто за­ни­ма­ют мо­но­ло­ги и диа­ло­ги, харак­те­рен ак­цент­ный стих, обыч­но двух­удар­ный. В изу­че­ние исторических песен боль­шой вклад вне­сла ис­то­ри­че­ская шко­ла фольк­ло­ри­сти­ки.

Ис­пол­ни­тель­ские тра­ди­ции

Издания:

Ис­то­ри­че­ские пес­ни ХIII-ХVI веков / Издание под­готовили Б.Н. Пу­ти­лов, Б.М. Доб­ро­воль­ский. М.; Л., 1960;

Ис­то­ри­че­ские пес­ни ХVII века / Издание под­готовила О.Б. Алек­сее­ва. М.; Л., 1966;

Ис­то­ри­че­ские пес­ни ХVIII века / Издание под­готовили О.Б. Алек­сее­ва, Л.И. Емель­я­нов. Л., 1971;

Ис­то­ри­че­ские пес­ни ХIХ века / Издание под­готовили Л.В. До­ма­нов­ский, О.Б. Алек­сее­ва, Э.С. Лит­вин. Л., 1973.

Публ. и лит. : Киреевский П. В., Песни, в. 6—10, М., 1864—74; Миллер В. Ф., Исторические песни русского народа XVI—XVII вв., СПБ. 1915; Лозанова А. Н., Песни и сказания о Разине и Пугачеве, М.—Л., 1935; Листопадов А. М., Песни донских казаков, ч. 1—2, М., 1949; Исторические песни XIII—XVI веков, М.—Л., 1960; Исторические песни XVII века, М.—Л., 1966; Исторические песни XVIII века, Л., 1971; Миллер В. Ф., Очерки русской народной словесности, т. 3, М., 1924; Путилов Б. Н., Русский историко-песенный фольклор XIII—XVI веков, М.—Л., 1960; Соколова В. К., Русские исторические песни XVI—XVIII вв., М., 1960.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Исторические песни" в других словарях:

Исторические песни — см. Былины и Песни. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

Исторические песни — ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ группа эпических песен, условно выделяемых учеными из круга былин (см. слово Былины). Это песни, отражающие б. ч. эпоху, более позднюю, чем былины: события XVI XVII в.в. и в более отчетливом, чем в былинах, сохранении… … Словарь литературных терминов

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I … Современная энциклопедия

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — жанр русского фольклора, эпические и лирико эпические песни об исторических событиях, преимущественно 16 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I … Большой Энциклопедический словарь

Исторические песни — ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — музыкально поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы… … Русская история

исторические песни — жанр русского фольклора, эпические и лирико эпические песни об исторических событиях, преимущественно XVI XVIII вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I. * * * ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр… … Энциклопедический словарь

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ — муз. поэтич. произведения, посвященные ист. событиям. Первоначально развивались как составная часть устного нар. творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиц. приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим… … Советская историческая энциклопедия

исторические песни — ИСТОРИ´ЧЕСКИЕ ПЕ´СНИ эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи И. п. были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию,… … Поэтический словарь

Связанные понятия

Скоморошина — термин без точных границ, которым пользуются для определения различных видов русского песенного (стихотворного) фольклора с явно выраженным сатирическим, комическим, шутейным, пародийным началом, с откровенной установкой рассмешить, позабавить слушателей, высмеять отдельные явления жизни. В скоморошинах логика сочетается с абсурдом, конкретное с абстрактным, вымысел с реальностью.

Духо́вные стихи́ — русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом (существительным женского рода) пса́льма — по названию псалмов, входивших в состав Псалтири. Более поздние силлабические и силлабо-тонические стихи именовались словом кант или канта (от лат. cantus).

Русский фольклор — собирательное название произведений русского устного народного творчества (фольклора). Русский фольклор передавался из поколения в поколение в виде песен или сказаний, авторство которых не сохранилось. Размер произведений русского фольклора варьируется от эпической былины до короткой пословицы. Изучение русского фольклора началось в XIX веке. Важнейшие жанры русского фольклора — былины, песни, сказки и заговоры.

Ду́ма — лирико-эпическое произведение украинской устной словесности о жизни казаков XVI—XVIIІ веков, которое исполняли странствующие певцы-музыки: кобзари, бандуристы, лирники в Центральной и Левобережной Украине. Аналог исторических песен в русском фольклоре.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Сказ — вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа — наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.

Плач — литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, — традиционные импровизации элегического характера, связанные, преимущественно, с похоронами, свадебными, рекрутскими и другими обрядами, неурожаем, болезнью. Жанр бытовой народной поэзии, лирико-драматическая импровизация в стихах.

Русская народная песня — фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся из уст в уста, продукт коллективного устного творчества русского народа.

Украинские народные песни — это фольклорные произведения украинского народа, которые сохраняются в народной памяти и передаются из уст в уста.

Древнерусский фольклор — устное народное творчество древнерусского народа времён Киевской Руси. О разнообразии фольклора свидетельствуют многочисленные песни, былины и сказки.

Жестокий романс — жанр русской народной песни. Возник приблизительно в середине XIX века. Время его расцвета приходится на последнюю четверть XIX — начало XX века.

Памятники русского музыкального искусства (сокр. — ПРИМ) — серия нотных изданий, выпускавшаяся в 1972-1997 годах по инициативе Государственного института искусствознания. В серию вошли произведения XVII — XIX веков, оставившие значительный след в истории русской музыки. Всего было издано 12 томов. Над серией работали многие крупные ученые: В.В. Протопопов, Ю.В. Келдыш, М.В. Бражников, Ю.А. Фортунатов и др.

Силлаби́ческое стихосложе́ние или изосиллаби́зм (др.-греч. σοσυλλαβία — равносложность, от ἴσος — равный и συλλαβή — слог) — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не по числу ударений и схеме их расположения.

Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным (или, в древней германской и кельтской поэзии — аллитерационным); без предсказуемой фонетической поддержки такой стих считается свободным, или верлибром.

Городско́й рома́нс (бытовой) — разновидность русского романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX — первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор и характерные для него шаблонные каденции и секвенции, включая.

Народная музыка славян (Славянская народная музыка) — музыкально-поэтическое творчество славянских народов, неотъемлемая часть народного творчества, передаваемого из поколения в поколение, одна из важнейших составляющих народной духовной культуры славянских народов.

Причита́ние (при́чет, причёт, причеть, заплачка, плач, вой, вытье, вопли, голошение, голосьба, голоше́ние) — жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали ещё в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события (смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.). В большинстве культур причитания.

Русские сказки — сказки русского народа и русских писателей, созданные в духе традиций русской фольклорной сказки.

Ви́рши (от лат. versus — стих, польск. wiersz, укр. вірш) — один из видов стиха духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся сначала в Польше, затем на Украине и в Белоруссии с конца XVI до начала XVIII века, а после перешедший и в русскую литературу (конец XVII—XVIII века). Ранние восточнославянские вирши носили тонический характер, впоследствии под польским влиянием стали силлабическими, и этот термин стал ассоциироваться прежде всего с силлабикой. Впоследствии в разговорном русском.

Виреле́, устаревшее написание вирелэ (фр. virelai) — старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом. Одна из типичнейших твёрдых форм в поэзии и музыке Ars nova. Хрестоматийные образцы виреле оставил Гильом де Машо, автор одноголосных пьес (в том числе знаменитого Douce dame jolie) и многоголосных обработок.

Наро́дная пе́сня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.

Русская народная музыка (русский музыкальный фольклор) — традиционная музыка русского народа, является частью русской народной культуры. Русская народная музыка является основой, на которой произросла вся русская профессиональная музыка.

Бродячие сюжеты — устойчивые комплексы сюжетно-фабульных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.

Эстампи́, или эстампи́да (франц. estampie, лат. stantipes) — жанр средневековой (одноголосной) вокальной, а также инструментальной музыки преимущественно танцевального характера. Французские эстампи XIII в. — древнейший дошедший до нас нотированный образец инструментальной музыки Европы.

Фольклори́зм (англ. folklorismus) – использование фольклора в искусстве (театре, публицистике, поэзии и т.д.), а также осмысление, адаптация и изменение фольклора в иных географических и/или временных условиях, чем те, в которых создавалось то или иное произведение устного народного творчества. Кроме того, фольклоризм предусматривает использование широкого круга инструментов для модификации исходных фольклорных произведений, а также дает возможность для отражения традиционного фольклора в современной.

Кубаи́р (башк. ҡобайыр) — жанр башкирской народной поэзии, короткий поэтический сказ, традиционно исполняемый речитативом под аккомпанемент думбыры, реже курая.

Вено́к соне́тов — архитектоническая форма (твёрдая форма) поэтического произведения, а также поэтическое произведение, написанное в этой форме.

Триоле́т (фр. triolet) — стихотворение (твёрдая форма) из восьми строк на две рифмы, при этом первый стих в обязательном порядке повторяется в четвёртой и седьмой, а второй стих — в завершающей строке. В результате образуются рифменные схемы ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки). Наиболее обычным стихотворным размером для триолета является четырёхстопный ямб.

Разбо́йничьи пе́сни — находятся в связи с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; князья, допускали походы с характером разбоя (как Владимир Мономах, например, при взятии Минска, 1119). О разбойниках часто упоминают жития русских святых — Феодосия Печёрского, Кирилла Белозёрского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народной поэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.

Вага́нты (от лат. vagantes — странствующие) — творческие люди в Средние века (XI—XIV века) в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

Русская пляска — вид русского народного танца. Характерной особенностью являются движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными. Русская пляска носит импровизационный характер. В каждом районе пляски отличаются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. В древности это был обрядовый, а сейчас — бытовой танец. А. А. Климов выделяет формы русской пляски: групповой.

Двустишие (дистишье) (от др.-греч. δίστιχον — двустишие) — простейшее строфическое образование из двух строк, обычно скреплённых рифмой.

Строчно́е пение — традиция русского многоголосного церковного пения, развившаяся на основе знаменного распева в XVI веке. Вытеснена в XVIII веке партесным пением.

Историческая песня – фольклорный жанр, который оформился, предположительно, в 13-15 веках. Историческая песня называется так потому, что отражает реальные исторические события, происходившие в жизни народа. Исследователи полагают, что исторические песни возникли на основе былин. Они отличаются от былин тем, что в них повествуется о событиях более поздней эпохи, а действующими лицами являются не былинные богатыри, а реальные исторические персонажи.

Возникновение исторических песен на Руси

Ранние исторические песни сложились в период монголо-татрского ига. Они повествуют о восстании против татарского наместника в Твери Щелкана. Это восстание было в 1327 году. Существуют песни, в которых раскрывается героический подвиг русичей, боровшихся против татар и победивших их на Куликовом поле.

Позже народ сложил песни о кровожадном правителе Иване Грозном, который правил в 16 веке. Песни рассказывали о завоеваниях Руси в этот период, о взятии Казани, о смерти царя, о набегах крымского хана. Отдельно существует цикл песен о крестьянских войнах и восстаниях под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева. Отдельную тематическую группу представляют исторические песни о покорителе Сибири казацком атамане Ермаке.

Объекты исторических песен

В основном массиве исторических песен отражены реальные исторические события, касающиеся борьбы народа с иностранными захватчиками. В частности множество песен посвящено эпохе так называемого Смутного времени, убийству царевича Дмитрия, правлению Бориса Годунова, освобождению русской земли от польских и литовских интервентов, которым руководили Козьма Минин и Пожарский.

В эпоху правления Петра Первого исторические песни прекратили свое развитие как жанр. Разумеется позже появлялись песни о смерти Петра Первого, о Екатерине Второй, даже о войне 1812 года с Наполеоном, но особой выразительностью и художественностью, которая была присуща ранним образцам этого жанра народного творчества, поздние песни не отличались. Упадок исторической песни случился потому, что в эпоху Петра Первого было сильно влияние западного искусства, на которое и стал ориентироваться русский народ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Описание презентации по отдельным слайдам:


1. Формировать представление о русской народной исторической, бунтарской и ра.

1. Формировать представление о русской народной исторической, бунтарской и разбойничьей песнях как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир русской песни живым и одушевленным, ощущать ее красоту 2. Развивать познавательный опыт, художественный вкус 3. Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика

 В них разгулье удалое и сердечная тоска. А. С. Пушкин

В них разгулье удалое и сердечная тоска. А. С. Пушкин

Особый пласт русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен.

Особый пласт русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей.

Народная песня – небольшое словесно – музыкальное фольклорное произведение, п.

Народная песня – небольшое словесно – музыкальное фольклорное произведение, предназначенное для пения. Народные песни Исторические лирические

Бурлацкие Рекрутские Разбойничьи Ямщицкие

Бурлацкие Рекрутские Разбойничьи Ямщицкие

Чем историческая песня отличается от былины?

Чем историческая песня отличается от былины?

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинни.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинниками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь, изменялись. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

Первые записи русских народных песен относятся еще к 17 веку. Интересно, Что.

1. Дать определение жанру исторической песни.

1. Дать определение жанру исторической песни.

1. Историческая песня 2. Возникновение 3. Исторические песни и былины 4. Когд.

1. Историческая песня 2. Возникновение 3. Исторические песни и былины 4. Когда появилась историческая песня 5. Практическая работа

Часто изображает не только события , но и отражают чувства, проживания герое.

Часто изображает не только события , но и отражают чувства, проживания героев так, как это понимает народ. Герои песен: Цари: Иван Грозный, Петр Первый Герои-воины: Александр Суворов, Михаил Кутузов Народные вожди: Ермак, Степан Разин, Емельян Пугачев








Историческая песня- эпические и лирические произведения, в которых отражаетс.

Историческая песня- эпические и лирические произведения, в которых отражается понимание народом исторических событий и явлений, главным образом, выражается к ним отношение

Исторические песни появились позже былин. Вместе с тем, отражая историю, они.

Исторические песни появились позже былин. Вместе с тем, отражая историю, они ближе к былинам. От былин исторические песни отличаются тем, что в них основой сюжета служат действительные события, важные социальные и внешнеполитические конфликты. В былинах действует герой- богатырь, представить которого в жизни невозможно, он гиперболизирован, преувеличен. Герой исторической песни- чаще всего реальный человек. На ранних исторических песнях особенно заметно влияние былин. В них появляется присущий былинам гротеск в изображении врага.

Историческая песня появилась на Руси в эпоху татаро - монгольского ига, в го.

Историческая песня появилась на Руси в эпоху татаро - монгольского ига, в годину тяжёлых испытаний. Она призвана была поднять национальный дух и сплотить русский народ в борьбе с врагами. Крупные циклы исторических песен были созданы об известных царях Иване Грозном, Петре I; о народных заступниках Степане Разине, Емельяне Пугачёве; об освоениях новых земель.

16 век. Песни об Иване Грозном

16 век. Песни об Иване Грозном

17 век. Песни об Степане Разине РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ (ок. 1630–1671) пред.

17 век. Песни об Степане Разине РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ (ок. 1630–1671) предводитель Крестьянской войны 1670–1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17 в.



18 век. Песни о Суворове и Петре Первом Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров (1729.

18 век. Песни о Суворове и Петре Первом Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров (1729-1800) великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере

Чем историческая песня отличается от былины?

Чем историческая песня отличается от былины?

Теория литературы Белый стих – метрически организованный стих без рифмы.

Теория литературы Белый стих – метрически организованный стих без рифмы.

1. Словесно-музыкальный лирический или лиро-эпический жанр фольклора. 2. Изоб.

1. Словесно-музыкальный лирический или лиро-эпический жанр фольклора. 2. Изображение исторических лиц и событий, обычно одного эпизода. 3. Отражение народного взгляда на историю. 4. Повествовательная часть с диалогом или монологом. 5. Динамичность повествования. 6. Живая разговорная речь. 7. Хоровое исполнение.

Учебник стр. 10 – 11 Чтение песен с карточек.

Учебник стр. 10 – 11 Чтение песен с карточек.

1 Учебник стр. 8 - 11 2. Вопросы 1 – 5 устно, вопрос 7,8 письменно (стр.11)

1 Учебник стр. 8 - 11 2. Вопросы 1 – 5 устно, вопрос 7,8 письменно (стр.11)

Краткое описание документа:

1. Формировать представление о русской народной исторической, бунтарской и разбойничьей песнях как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир русской песни живым и одушевленным, ощущать ее красоту.

2. Развивать познавательный опыт, художественный вкус.

3. Моделировать среду для раскрытия творческого потенциала личности, индивидуальных особенностей каждого ученика.

Особый пласт русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей.

Читайте также: