Что такое интервал кратко

Обновлено: 05.07.2024

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени . Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

примы от всех нот

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

секунды от всех нот

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

терции от всех нот

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

кварты от всех нот

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

квинты от всех нот

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

сексты от всех нот

септимы от всех нот

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

октавы от всех нот

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

интервалы от ноты до вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

интервалы от ноты соль вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз . Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

интервалы от ноты до вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

интервалы от ноты ля вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

интервал секунда на фортепиано

Упражнение 3. Играем терции

интервал терция на пианино

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

кварты и квинты на клавиатуре фортепиано

Упражнение 5. Играем сексты

интервал секста на клавиатуре пианино

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

интервал октава как играть на фортепиано

Упражнение 7. Играем септимы

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

интервал септима на пианино

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

интервал септима на фортепиано

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Интерва́л (от лат. intervallum — промежуток, расстояние, разница) — высотное соотношение двух звуков (ступеней), имеющих определённые названия. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний — вершиной.

Содержание

Классификация интервалов

1. По ширине (количеству заключённых в них ступеней). Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала в музыкальной грамоте.

Количество ступеней Название интервала
1 Прима
2 Секунда
3 Терция
4 Кварта
5 Квинта
6 Секста
7 Септима
8 Октава
Количество ступеней Название интервала
9 Нона (секунда через октаву)
10 Децима (терция через октаву)
11 Ундецима (кварта через октаву)
12 Дуодецима (квинта через октаву)
13 Терцдецима (секста через октаву)
14 Квартдецима (септима через октаву)
15 Квинтдецима (двойная октава)

Интервалы от примы до октавы называются простыми, от октавы до квинтдецимы — составными. Интервалы шире, чем квинтдецима, не рассматриваются как самостоятельные и не имеют названий.

  • Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и септимы;
  • Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы;
  • Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая не может существовать на практике)
  • Дважды увеличенными могут быть примы и кварты;
  • Дважды уменьшёнными могут быть квинты и октавы

Обращения интервалов

Обращением интервала называется перемещение его звуков на октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный — уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении простого интервала на октаву переносится один из его звуков, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна девяти.

Основной интервал Обращённый интервал
Прима (1) Октава (8)
Секунда (2) Септима (7)
Терция (3) Секста (6)
Кварта (4) Квинта (5)
Квинта (5) Кварта (4)
Секста (6) Терция (3)
Септима (7) Секунда (2)
Октава (8) Прима (1)

Если требуется обратить составной интервал, на октаву переносятся оба его звука (верхний — вниз, нижний — вверх), при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна шестнадцати.

Основной интервал Обращённый интервал
Нона (9) Септима (7)
Децима (10) Секста (6)
Ундецима (11) Квинта (5)
Дуодецима (12) Кварта (4)
Терцдецима (13) Терция (3)
Квартдецима (14) Секунда (2)
Квинтдецима (15) Прима (1)

Увеличенная октава, также рассматривающаяся как составной интервал, даёт в обращении октаву уменьшённую.

Акустика интервалов

См. также

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Интервалы" в других словарях:

Интервалы между простыми числами — Интервалы между простыми чиcлами это разности между двумя последовательными простыми числами. n ый интервал, обозначаемый , это разность между n+1 м и n ым простыми числами, то есть Мы имеем: . Последовательность интервалов между… … Википедия

Интервалы уровней несоответствий — интервалы значений фактического или ожидаемого входного уровня несоответствий в поступающих на контроль партиях, используемые поставщиком для выбора плана или схемы СПК из числа допустимых. Источник: ГОСТ Р 50779.52 95: Статистические методы.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

интервалы между введением доз вакцины — — [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация EN spacing of vaccinevaccine spacing … Справочник технического переводчика

интервалы времени при измерении — 3.11 интервалы времени при измерении: Один или несколько периодов функционирования или операционных циклов, в течение которых определяют уровень звукового давления или максимум звукового давления. Источник: ГОСТ ИСО 230 5 2002: Испытания станков … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Увеличенные интервалы — интервалы, к рые на полутон шире одноимённых больших и чистых. В диатонич. системе содержится один увеличенный интервал увеличенная кварта (тритон) на IV ступени натурального мажора и VI ступени натурального минора. В гармонич. мажоре и… … Музыкальная энциклопедия

Уменьшённые интервалы — интервалы, к рые на хроматич. полутон меньше одноимённых малых и чистых. В диатонич. системе содержится один уменьшённый интервал уменьшённая квинта (тритон) на VII ступени натурального мажора или на II ступени натурального минора. В… … Музыкальная энциклопедия

Квартильные интервалы — интервалы, делящие сумму частот ряда распределения на четыре равные части … Социология: словарь

Музыкальные интервалы — Интервал (музыка) Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние, разница) высотное соотношение двух звуков (ступеней), имеющих определённые названия. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний вершиной.… … Википедия

ГОСТ ИСО 11453-2005: Статистические методы. Статистическое представление данных. Проверка гипотез и доверительные интервалы для пропорций — Терминология ГОСТ ИСО 11453 2005: Статистические методы. Статистическое представление данных. Проверка гипотез и доверительные интервалы для пропорций оригинал документа: 3.1 целевой элемент (target item): Элемент, в котором обнаружена указанная… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СТАНЦИОННЫЕ ИНТЕРВАЛЫ — промежутки времени между прибытием, отправлением и проследованием поездов на раздельном пункте. Различают 6 видов С. и.: 1) С. и. неодновременного прибытия на однопутной линии время между прибытием поездов встречных направлений; 2) С. и.… … Технический железнодорожный словарь

интерв а л, интервала, муж. (intervallum).

1. Промежуток, перерыв, расстояние между чем-нибудь (книж.). Заниматься работой с большими интервалами.

| Дистанция между рядами войск или между войсковыми частями (воен.). Полк шел в колоннах с интервалами в сто шагов.

2. Разность по высоте между двумя одновременно или последовательно произведенными звуками (муз.).

Словарь Военных Терминов

1) расстояние по фронту между военнослужащими, орудиями, машинами, ЛА, кораблями, а также подразделениями и частями в строю, в предбоевом, боевом и походном порядке;

2) И. веера разрывов — расстояние по фронту между соседними точками падения (разрывами) снарядов соседних орудий;

3)- временная пауза между пусками зенитных управляемых ракет, в пределах которой станция наведения ракет способна захватить очередную ракету и управлять её полётом, а также между пусками торпед (при залповой стрельбе);

4) безопасный временной И. — минимальный промежуток времени между пролётом одной и той же точки (рубежа) двумя следующими один за другим самолётами (вертолётами), исключающий нх опасное сближение. Устанавливается при полётах ночью, пробивании облаков, наборе высоты и снижении

Этимологический Словарь Русского Языка

Латинское – intervallum (промежуток между кольями).

В России слово начало употребляться в начале XVIII в. Позже слово распространялось со значением музыкального термина.

Интервал – промежуток между чем-либо; временной промежуток.

Словарь антонимов русского языка

заполненный чем-либо участок

Военно-морской Словарь

1) расстояние по фронту между военнослужащими, орудиями, машинами, кораблями и т. п.

2) Промежуток времени между какими-либо событиями (пусками ракет, торпед при залповой стрельбе)

Словарь музыкальных терминов

(от лат. intervalhim — расстояние) — соотношение двух звуков по высоте. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний — вершиной. Последовательно звучащие звуки образуют мелодический интервал, одновременно — гармонический. Название интервала определяется количеством входящих в него ступеней звукоряда (см. Количественная величина интервала), а его качество измеряется количеством тонов и полутонов (см. Качественная величина интервала). По акустическим признакам интервалы делятся на консонансы (см.) и диссонансы (см.).

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: сфера, диапазон, расстояние, промежуток, пропуск, пробел, зазор

Энциклопедический словарь

(от лат. intervallum - промежуток, расстояние),

  1. в музыке соотношение двух звуков по высоте. Если звуки берутся поочередно, интервал называется мелодическим, если одновременно, - гармоническим. Названия интервала - латинские порядковые числительные (указывают, сколько ступеней входит в интервал): прима (1), малая и большая секунды (2), малая и большая терции (3), чистая и увеличенная кварты (4), уменьшенная и чистая квинты (5), малая и большая сексты (6), малая и большая септимы (7), чистая октава (8). Интервалы больше октавы рассматриваются как сумма октавы и простого интервала и называются составными: нона, децима, ундецима, дуодецима, квартдецима, квинтдецима, интервалы делятся на консонансы и диссонансы. Интервалы меньше полутона встречаются во внеевропейских музыкальных культурах.
  2. В математике интервал (промежуток) - множество чисел или точек на прямой, заключающихся между двумя данными числами или точками a и b; обозначается (a, b); a и b - концы интервала в него не включаются.

Словарь Ожегова

ИНТЕРВАЛ [ тэ ], а, м.

1. Промежуток, расстояние между чемн.; перерыв. И. между строчками (в наборе машинописи). С интервалом в 5 минут.

2. В акустике, музыке: соотношение двух звуков по высоте (спец.).

| прил. интервальный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. :
      1. Промежуток, перерыв, расстояние между чем-л.
      2. Дистанция между рядами войск, между войсковыми частями, движущимися колоннами и т.п.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      Названия, схемы, состав ступеней и примеры звучания всех простых и составных музыкальных интервалов в пределах двух октав.

      Интервалы в музыке

      Интервалы в музыке — мера определения соотношения между двумя звуками разной высоты. Несмотря на то, что интервалы можно представить в виде математической (соотношение двух чисел) или акустической (центы) величины, музыкальная теория пошла простым путем, рассчитав музыкальные интервалы на основе звукоряда, в котором главная роль отведена количеству тонов и полутонов между двумя нотами.

      Интервал всегда состоит из двух звуков, при этом нижний звук называют основанием интервала, а верхний звук — вершиной интервала.

      Интервалы в музыке

      Классификация и виды интервалов

      Классифицировать и упорядочить интервалы можно по нескольким признакам:

      • Гармонические интервалы, также называемые вертикальные, в которых звуки извлекаются одновременно;
      • Мелодические интервалы или горизонтальные интервалы, звуки которых звучат последовательно.

      Виды музыкальных интервалов на основе количества ступеней

      Классификация интервалов по количеству ступеней отталкивается от цифрового обозначения, связанного с каждым интервалом:

      Количество ступеней в интервале (цифровое обозначение)Название интервала на русскомНазвание интервала на английском
      1ПримаUnison
      2СекундаSecond
      3ТерцияThird
      4КвартаFourth
      5КвинтаFifth
      6СекстаSixth
      7СептимаSeventh
      8ОктаваOctave
      9НонаNinth
      10ДецимаTenth
      11УндецимаEleventh
      12ДуодецимаTwelfth
      13ТерцдецимаThirteenth
      14КвартдецимаFourteenth
      15КвинтдецимаFifteenth

      Виды музыкальных интервалов на основе их качественных характеристик

      Увеличенный интервал — это интервал, повышенный на полутон, уменьшенный — пониженный на полутон. Дважды увеличенные и уменьшенные интервалы повышаются и понижаются на целый тон.

      Название интервалаАнглийское обозначениеКраткая записьКоличество полутоновУвеличенные или уменьшенные интервалы, равные исходному интервалуКраткая запись увеличенного или уменьшенного интервала
      Чистая примаUnisonч. 10Уменьшенная секундаум. 2
      Малая секундаMinor Secondм. 21Увеличенная примаув. 1
      Большая секундаMajor Secondб. 22Уменьшенная терцияум. 3
      Малая терцияMinor Thirdм. 33Увеличенная секундаув. 2
      Большая терцияMajor Thirdб. 34Уменьшенная квартаум. 4
      Чистая квартаPerfect Fourthч. 45Увеличенная терцияув. 3
      Увеличенная кварта или уменьшенная квинтаAugmented Fourth / Diminished Fifthув. 4 / ум. 56
      Чистая квинтаPerfect Fifthч. 57Уменьшенная секстаум. 6
      Малая секстаMinor Sixthм. 68Увеличенная квинтаув. 5
      Большая секстаMajor Sixthб. 69Уменьшенная септимаум. 7
      Малая септимаMinor Seventhм. 710Увеличенная секстаув. 6
      Большая септимаMajor Seventhб. 711Уменьшенная октаваум. 8
      Чистая октаваOctaveч. 812Увеличенная септимаув. 7
      Малая нонаMinor Ninthм. 913Увеличенная октаваув. 8
      Большая нонаMajor Ninthб. 914Уменьшенная децимаум. 10
      Малая децимаMinor Tenthм. 1015Увеличенная нонаув. 9
      Большая децимаMajor Tenthб. 1016Уменьшенная ундецимаум. 11
      Чистая ундецимаPerfect Eleventhч. 1117Увеличенная децимаув. 10
      Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецимаAugmented Eleventh / Diminished Twelfthув. 11 / ум. 1218
      Чистая дуодецимаPerfect Twelfthч. 1219Уменьшенная терцдецимаум. 13
      Малая терцдецимаMinor Thirteenthм. 1320Увеличенная дуодецимаув. 12
      Большая терцдецимаMajor Thirteenthб. 1321Уменьшенная квартдецимаум. 14
      Малая квартдецимаMinor Fourteenthм. 1422Увеличенная терцдецимаув. 13
      Большая квартдецимаMajor Fourteenthб. 1423Уменьшенная квинтдецимаум. 15
      Чистая квинтдецимаPerfect Fifteenthч. 1524Увеличенная квартдецимаув. 14

      Виды музыкальных интервалов по особенностям составления

      Если же посмотреть на особенности составления, то здесь можно выделить четыре основных вида интервалов:

      • Простые;
      • Составные;
      • Микроинтервалы;
      • Особые интервалы.

      Важно отметить, что строить интервалы можно в обе стороны (как вверх, так и вниз) и от любой ноты — качество и количество промежуточных ступеней (тонов и полутонов) останется неизменным. Так, 5 ступеней вверх от ноты До приведут к образованию квинту с вершиной на ноте Соль, а 5 ступеней вниз образуют квинту с основанием на ноте Фа.

      Интервалы в музыке

      Интервалы можно строить в обе стороны — вверх и вниз. Пять ступеней вверх от ноты До образуют квинту До-Соль (Соль-До), пять ступеней вниз — квинту Фа-До (До-Фа).

      Простые интервалы

      Простые интервалы существуют в пределах одной октавы, а их названиями служат порядковые числительные на латыни. Само по себе название интервала отражает количество ступеней между двумя звуками.

      Прима


      Схема примы (обозначается как ч. 1 — чистая прима).

      Так как взять две одинаковых ноты на клавиатуре пианино не представляется возможным, прима обычно отображается двумя последовательными извлечениями звука. Единственный вариант взять одинаковые звуки — использовать два инструмента.

      Тем не менее, такое положение вещей не относится к большинству струнных инструментов (гитара, скрипка, виолончель), чей гриф позволяет взять два идентичных звука на разных струнах.

      Малая секунда


      Схема малой секунды (обозначается как м. 2).

      Большая секунда


      Схема большой секунды (обозначается как б. 2).

      Малая терция


      Схема малой терции (обозначается как м. 3).

      Большая терция


      Схема большой терции (обозначается как б. 3).

      Чистая кварта


      Схема чистой кварты (обозначается как ч. 4).

      Увеличенная кварта или уменьшенная квинта


      Схема увеличенной кварты (обозначается как ув. 4) или уменьшенной квинты (обозначается как ум. 5).

      Тритон — интервал, звуки которого отдалены друг от друга тремя тонами (вверх или вниз). Фактически, тритон — другое название увеличенной кварты или уменьшенной квинты. Чистая кварта состоит из 2,5 тонов (5 полутонов), а чистая квинта из 3,5 тонов (7 полутонов). Увеличение кварты на полутон приведет к образованию увеличенной кварты или тритона, равно как уменьшение квинты на полутон приведет к образованию уменьшенной квинты или тритона.

      Как ни крути, расстояние равно трем полным тонам.


      Тритон всегда рядом.

      Чистая квинта


      Схема чистой квинты (обозначается как ч. 5).

      Малая секста

      Большая секста


      Схема большой сексты (обозначается как б. 6).

      Малая септима


      Схема малой септимы (обозначается как м. 7).

      Большая септима


      Схема большой септимы (обозначается как б. 7).

      Октава


      Схема чистой октавы (обозначается как ч. 8).

      Октава — восьмой и последний простой музыкальный интервал, расстояние участниками которого равно восьми ступеням. На слух октава воспринимается как устойчивый музыкальный интервал. Несмотря на то, что основание и вершина интервала очень похожи друг на друга, ноты отчетливо различаются по высоте.

      Составные интервалы

      Составные интервалы получаются за счет сложения двух простых интервалов. Любые составные интервалы по объему превышают октаву.

      Малая нона


      Схема малой ноны (обозначается как м. 9).

      Нона — условно девятый интервал, расстояние между звуками которого составляет девять ступеней. Для упрощения запоминания нону рассматривают как секунду через октаву. Исходя из этого, нона, как и секунда, делится на большую и малую, а значит интервал можно рассмотреть как малую секунду через октаву.

      Большая нона


      Схема большой ноны (обозначается как б. 9).

      Малая децима


      Схема малой децимы (обозначается как м. 10).

      Интервал в музыке, чья ширина составляет десять ступеней, называется децима. Децима, как и другие составные интервалы превышает размером октаву.

      Большая децима


      Схема большой децимы (обозначается как б. 10).

      Чистая ундецима


      Схема чистой ундецимы (обозначается как ч. 11).

      С точки зрения гармонии ундецима соответствует кварте, обладая теми же свойствами и особенностями. В джазовой теории музыки ундециму определяют как пятую терцию после основного тона.

      Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима

      Чистая дуодецима


      Схема чистой дуодецимы (обозначается как ч. 12).

      Знаменитый русский композитор Сергей Рахманинов брал чистую дуодециму на клавиатуре фортепиано мизинцем и большим пальцем одной руки.

      Малая терцдецима


      Схема малой терцдецимы (обозначается как м. 13).

      Тринадцатый музыкальный интервал, состоящий из 13 ступеней, называется терцдецимой. Терцдецима представляет собой комбинацию октавы и сексты. Как и секста, терцдецима бывает малой и большой.

      Большая терцдецима


      Схема большой терцдецимы (обозначается как б. 13).

      Малая квартдецима


      Схема малой квартдецимы (обозначается как м. 14).

      Квартдецима — четырнадцатый музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной в которой составляет 14 ступеней. Состоит из октавы и септимы, ввиду чего может быть как малой, так и большой.

      Большая квартдецима


      Схема большой квартдецимы (обозначается как б. 14).

      Чистая квинтдецима


      Схема чистой квинтдецимы (обозначается как ч. 15).

      Читайте также: