Что такое индульгенция в истории 6 класс средние века кратко

Обновлено: 07.07.2024

Индульгенция очень интересная и неоднозначная вещь в истории католической церкви и истории Средних веков в принципе. Что это за вещь такая?

Прирезал ты такой пару человек, не перевёл бабушку через дорогу, забыл позвонить маме, и вот уже твой счётчик грехов показывает цифру "666". Но если у тебя есть пару сотен золотых, то ты сможешь прийти к священнику и купить у него индульгенцию, за которую он отмолит все твои грехи без исключения (Даже приём пищи после 18:00). И вот ты уже снова безгрешный раб божий, готовый на новые свершения и новые грехи. :)

Изначально индульгенция давалась грешникам за искупление своих грешков, за чистосердеченое покаяние. Но позднее данная функция стала продаваться за солидные денежные суммы, что в конечном итоге вызвало протест огромного количества христиан, выступавших с лозунгами за переустройство церкви, что вылилось в такое явление XVI века, как реформация. (Лютер и Компания, все дела.)

Индульгенция

Так произошло с термином индульгенция, который уже пятьсот лет как не актуален, а мы все его используем как историзм. Но что это такое, что оно означало изначально и как его следует понимать сейчас? Будет интересно, не переключайтесь.

Индульгенция — это.

Под красивым словом индульгенция большинство ошибочно понимает отпущение грехов. Но такое определение хоть и очень распространено, но не совсем верно.

Чтобы разобраться в том, что такое индульгенция, какое она имеет отношение к прощению грешников, нужно проследить историю этого явления. Тем более что оно сыграло немаловажную роль в расколе католической церкви.

В XI веке во Франции индульгенции появились, как своеобразный юридический документ, подтверждающий, что за согрешившего, но покаявшегося верующего вступаются перед Богом высшие церковные чины (папа или епископы). Заступничество духовенства заключалось в особой молитве за грешника.

Но индульгенция – это отпущение не самого греха, а временной кары за совершенные греховные деяния.

Чтобы понять, что это значит, нужно разобраться с категорией кары за грехи.

Кара за грех

В самом начале становления христианства согрешивший должен был делом на протяжении определенного отрезка времени доказывать искренность своего покаяния перед общиной. Уже в IV веке у епископов было право сокращать время покаянного наказания (епитимии) при очевидных доказательствах чистосердечного раскаяния – что-то типа досрочного освобождения.

К началу раннего средневековья было довольно четко определено, сколько каких поступков нужно совершить, чтобы загладить какой-то конкретный грех. Это и была временная кара. За смертные грехи полагалась вечная кара.

Временную кару можно было искупить усиленными молитвами, паломничеством к святым местам, постом, добрыми делами, подаяниями и проч. Таким образом, Бог становился как бы пострадавшей стороной, нуждающейся в компенсации за причиненные грешником страдания.

Паломники

Церковные наказания (временная кара) были очень суровы, поэтому уже в VII веке начались попытки их смягчения путем различных замен одного наказания на другое, в том числе и денежной компенсацией в виде пожертвований церкви вместо, например, годового курса усиленных молитв.

Вначале такой подход вызвал негодование у верующих, это очень смахивало на богохульство, но вскоре споры утихли, а пожертвования церкви во имя искупления грехов стали нормой.

Расцвет индульгенций во времена Крестовых походов

Само слово indulgentia появилось при папе Александре II в XI веке, когда необходимо было стимулировать граждан к участию в Крестовых походах.

На Клермонском соборе в 1095—1096 гг. было объявлено, что всем, кто непосредственно участвует в Крестовом походе или оказывает финансовую поддержку, полагается indulgentia plenaria, или полное прощение временной кары, причем не только для них, но и для ближайших родственников – живущих и даже усопших.

Народ валом повалил в крестоносцы – за 200 лет, начиная с 1096 года было организовано 8 Крестовых походов, в которых участвовали даже женщины и дети.

Крестовый поход

Такое искажение набирало обороты, и вскоре прощение грехов за деньги или за какие-то благочестивые поступки дошло до такой точки, когда стало возможным даже отпущение будущих согрешений.

Неисчерпаемая сокровищница добрых дел

Сокровищница

Эти сусеки добра принадлежат Церкви, и она распоряжается ими по своему усмотрению, как бы покрывая согрешения неразумных христиан запасами святости их благочестивых предшественников.

Как торговля индульгенциями спровоцировала раскол

К XVI веку злоупотребления в продаже индульгенций приобрели ужасающий размах. Уже никто не учитывал, раскаялся ли человек в своем прегрешении, какая временная кара ему положена – денежный взнос считался весомым основанием для получения права на отпущение грехов.

Сатана

*Сатана продает индульгенции

Индульгенции разлетались, как горячие пирожки, с их помощью собирали деньги на войны, строительство в Риме собора Святого Петра, на содержание двора и т.п. Выдавать документ об отпущении грехов имели право папа, епископы, монахи нищенствующих орденов, таких как францисканцы и доминиканцы, а также особая каста священников-распространителей индульгенций, которых называли квестариями.

Все это привело к тому, что немецкий богослов Мартин Лютер 31 октября 1517 года написал 95 тезисов о наболевшем и прибил их к воротам церкви в городе Виттенберге. Так началась великая Реформация, которая привела к расколу католической церкви и появлению протестантизма.

Ворота церкви

Спустя полвека в 1567 году папа Пий V запретил продажу индульгенций, хотя это не остановило Реформацию. Сегодня понятие индульгенции снова означает освобождение от временной кары за те грехи, в которых верующий уже покаялся на исповеди.

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (6)

А что плохого в том, чтобы за свои грехи жертвовать церкви деньги? Ведь церковь на эти суммы много добрых дел творила, хоть и не обошлось без тех священников, что поклонялись золотому тельцу.

Любопытно, что индульгенция — это не бесплатная услуга. Получается, мирские блага все же могут принести пользу духовной жизни. Хуже всего, что прощение как бы давалось даром, и не требовало никакого искупления делами или поступками.

Не удивительно, что эта возмутительная практика вызвала раскол. Возможность получить индульгенцию фактически нивелирует значимость основных заповедей.

Если человек богат, то почему бы с него не взять деньги в качестве наказания за грех, это же лучше, чем он бы молился по сто раз на дню.

А в наши дни что означает это слово, как нарицательное понятие? Видимо, вседозволенность или некое исключительное право, которое идет вразрез с самими же законами, установленными государством.

Заповеди одни для всех. Нигде нет оговорки о том, что грешить можно, если потом хватит денег откупиться.

Основанием для И. в Средние века были совершение верующим какого-либо деяния (например, паломничества к святым местам) или приравненная к нему уплата денежной суммы в пользу церкви.

В раннее Средневековье, в период перехода от публичного покаяния к частному (VI—Х вв.) формируются предпосылки практики И. Сократилась продолжительность епитимии; различные виды покаяния стали взаимозаменяемыми. Важная роль в покаянии отводилась посредничеству церкви. Все это способствовало тому, что в Средние века (впервые — в XI в. во Франции) появились И. Церковь в лице пап и епископов официально заверяла верующих в заступничестве и прощала часть покаяния или все покаяние отдельным лицам. Считалось, что действие И. основано на молитве за прегрешившего и равносильно результату покаяния.

И. входили в употребление медленно; в течение долгого времени они рассматривались как уступка несовершенству людей, не способных на трудную искупительную работу. Исторически поворотным пунктом в развитии И. было начало крестовых походов, всем участникам которых даровалось полное отпущение грехов — так называемая indulgentia plenaria.

В позднее Средневековье И. получили особенную популярность. Объем искупительной работы (обязательного условия И.) стал сравнительно небольшим: верующему, как правило, предписывалось в определенные дни совершить паломничество, прочитать определенные молитвы, пожертвовать на благочестивые цели.

В XV в. многие вопросы, связанные с И., широко обсуждались образованным духовенством. Вопрос об И. явился одним из ключевых в критике католической церкви гуманистами и реформаторами. На Тридентском соборе в 1563 католическое духовенство осудило использование И. как средства пополнения казны, однако практика И. была утверждена; учение об И. получило на соборе развернутое изложение.

В дальнейшем роль И. уменьшилась. В Римско-католической церкви практика И. существует и поныне, однако в исправленном и очищенном от меркантилистских соображений виде и без придания им того исключительного значения, которое было характерно для Средневековья.

Лит.: Иванов М. С., Казбекова Е. В., Тюшагин В. В. Индульгенция // Православная энциклопедия. Т. XXII. М., 2009. С. 632—645; Щеглов А. Д. Индульгенция // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. М., 2003. С. 187—189. Bysted A. The Crusade Indulgence: Spiritual Rewards and the Theology of the Crusades. Leiden, 2015. Lea H. C. History of Auricular Confession and Indulgences in the Latin Church. Vol. 3. New York, 1968. Paulus N. Der Ablass im Mittelalter als Kulturfaktor. Köln, 1920; Lexikon für Theologie und Kirche. Freiburg, Bd. 1. 1957. Staffen R. The Penitents’ Treasury: Indulgences in Latin Christendom, 1175—1375. Scranton, 2007.


Индульгенция, выданная 13 мая 1345 года в Авиньоне 12 архиепископам и епископам для прихода Святого Креста, больницы и всех церквей и часовен города Швебиш-Гмюнд © Hauptstaatsarchiv Stuttgart

Католицизму в Средние века был свойственен мистический юридизм и своеобразный квантитативный подход: все грехи классифицировались в соответствии с их тяжестью, для каждого из них (не считая смертных) была установлена мера наказания. Считалось, что римский папа имеет право определять степень благодатности того или иного действия и того или иного святого места, а также силу того или иного святого заступника. Исходя из этого основанием для индульгенции признавались некоторые дела — например, паломничество или молитва в определенной церкви.

Читайте также: