Что такое импровизация в музыке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Опыт - лучший учитель, но он не должен
быть единственным источником знаний.
Джо Пасс.

МЭЙНСТРИМ

Профессиональное композиторское/исполнительское искусство столетиями развивалось и совереншенствовалось главным образом в Европе. Принципы профессиональной импровизации формировались в течение нескольких десятилетий преимущественно в Америке, в США, в творчестве мастеров джаза.

Джаз - искусство многоликое, неоднородное в своих направлениях. Однако среди его различных стилей и течений существует центральное направление, которое в 50-годы XX века стало обозначать термином "мейнстрим" (англ. mainstream - главное, центральное течение). Мейнстрим включает в себя лучшие, выдержавшие проверку временем творческие достижения различных периодов истории джаза.

В мэйнстриме соединилось то, что являлось общим или весьма родственным для этих стилей: репертуар, форма произведений, инструментарий, состав ансамблей ,мелодико-гармонический язык и специфическая образность.

Мейнстрим не есть что-то застоявщееся, закостенелое. Он постоянно в той или другой мере обогащается за счет последующих музыкальных течений.

Изучение импровизации основывается главным образом на мейнстриме, так как именно здесь в первую очередь сконцентрировался опыт профессиональных импровизаторов, в том числе - гитаристов.

ТЕРМИН "ИМПРОВИЗАЦИЯ"

В Cловаре специальных терминов, прилагаемом к книге Дж. Коллиера "Становление джаза",/М.: Радуга, 1984 /, В. Озеров дает, возможно одно из наиболее полных определений термина "импровизация": Импровизация (Improvisation – от лат. Improvisus - непридвиденный, неожиданный, внезапный).

Метод творчества (в музыке и некоторых других видах искусства), предполагающий создание произведений в процессе свободного фантазирования, экспромтом. В музыкальной импровизации нет разделения функций композитора (сочинение музыки и исполнителя, интерпретация); они образуют органическое единство и осуществляются музыкантом- импровизатором одновременно.

В джазе (в отличие от академического музыкального искусства) импровизация имеет основополагающее значение… Сознание музыканта–импровизатора прочно связано со структурой тема-импровизации, родственной европейской форме тема- вариации. Поэтому даже в простейших своих проявлениях умение импровизировать не является только "свободным фантазированием". Оно требует от музыканта знания определенных тем, их гармонических структур, формы будущего произведения (хотя бы в общих чертах). Своеобразный мелодико- гармонический язык импровизатора вырабатывается в процессе кропотливой продолжительной работы. Чем выше личность музыканта, тем больше средств он имеет в своем распоряжении.

Следует учесть, что термин "импровизация" многозначен. Импровизацией называют не только метод, способ творчества, но и сам процесс создания музыки в момент ее исполнения, также результат процесса (например, звукозапись или нотную запись импровизации) и частичную имитацию процесса - исполнение (заранее подготовленного соло или аккомпанемента).

У профессионалов выученное соло, как правило, имеет импровизационный характер, стилистически совпадая с теми соло, которые они обычно и импровизируют без особой подготовки (и это - одна из причин, по которой "подделаться" под настоящего импровизатора почти невозможно).

К тому же в ансамблевом исполнении, практически всегда, присутствует импровизационность в первоначальном смысле этого слова, т.к. взаимодействие солиста и аккомпанирующих музыкантов, как правило, импровизируется: СОЛИСТ ---> АККОМПАНЕМЕНТ --- > импровизация.

PS. Если кого-то эта статья заинтересовала – можно продолжить. C уважением, Инкогнито. Всем своим миди-композицииям я обязан именно "Мейнстриму" Безусловно, они не звучат как mp3, но это отдельная тема. Если послушать многих авторов ("самопальных") в мп3, то приходишь к выводу, что, конечно, мп3 звучит лучше, но уже невозможно сменить какой-нибудь инструмент. А в миди, если поставить хорошую карту, можно кое-чего и добиться-:) Но главное, чем меня привлекает формат миди - его "вес" и "общение"-:) В качестве примера предлагаю музыкантам послушать отрывок блюза, сделанный в реальном времени моей знакомой пианисткой из Новосибирска.

  • Музыкальная импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — исторически наиболее древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит непосредственно во время её исполнения.

Первоначально импровизация характеризуется канонизированным набором мелодических и ритмических элементов, варьированное сочетание которых не сковано канонами и обусловливает архитектоническую незамкнутость формы.

Импровизация господствует в фольклоре, музыке неевропейских культур, она получила широкое распространение также на раннем этапе европейской профессиональной музыки, когда запись была приблизительной и неполной (невмы, крюки), а кодификация норм композиции, ведущая к замкнутой форме, затрагивала лишь коренные свойства музыки (церковные лады), оставляя их конкретное воплощение в напевах отчасти на долю импровизации. Дифференциация системы музыкальных жанров и соответствующих нормативов привела в XI веке к отделению исполнительства от композиции. Однако импровизация сохранилась в виде исполнительского искусства орнаментики, которое подразумевалось при неполной нотной фиксации опуса.

В XVII—XVIII вв. исполнительская импровизация сохранилась в традиции виртуозных фантазий, сольных каденций инструментальных концертов, в хоральных обработках (и даже фугах) у органистов. В конце XVIII — 1-й пол. XVIII вв. в аристократических салонах и на концертной эстраде импровизация была распространена в качестве специального номера программы у виртуозов.

Связанные понятия

Аккомпанеме́нт (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) — сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора и других). Сопроводителя называют аккомпаниатором. Аккомпанементом также называют гармоническое и ритмическое сопровождение основной мелодии, голоса.

Фразиро́вка — средство музыкальной выразительности, представляющее собой художественно-смысловое выделение музыкальных фраз в процессе исполнения путём разграничения периодов, предложений, фраз, мотивов с целью выявления содержания, логики музыкальной мысли. Выполняется при помощи цезур и фразировочных лиг, а также оттенков музыкальной динамики.

Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество.

Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.

Упоминания в литературе

Тем не менее, для того чтобы вопрос о сравнительном искусстве обоих мастеров мог разрешиться окончательно, тогда же было условлено, что оба музыканта сойдутся еще раз для музыкального состязания, исход которого и должен показать, кому из них окончательно будет принадлежать первенство. Предметом состязания должна была послужить музыкальная импровизация на заданную тему. Оба музыканта приняли условия этого странного турнира. Когда же, однако, назначенный вечер наступил и наш Бах торжественно появился перед заинтригованным обществом слушателей, то было объявлено, что г-н Маршан еще утром этого дня отбыл из города, забыв и о прощальных визитах, и о лестных предложениях короля-курфюрста, приглашавшего было его на саксонскую службу. Вопрос о музыкальном первенстве решился, таким образом, без всякого нового испытания, предполагаемый турнир не состоялся, и собравшееся общество провело самый очаровательный вечер, слушая великолепную музыку одного Баха.

В народной песне нашли яркое отражение лучшие черты русского национального характера: стойкость в жизненных испытаниях, сила воли и мужество, чувство человеческого достоинства, удаль, отвага и горячая любовь к свободе и родине. В прежние времена в каждом селении обязательно встречались несколько настоящих песенных знатоков с незаурядным слухом и голосом, знающих сотни текстов, обладающих способностью не только словесной, но и музыкальной импровизации .

Связанные понятия (продолжение)

Остина́то (итал. ostinato, от лат. obstinatus — упорный, упрямый) — метод и техника музыкальной композиции, многократное повторение мелодической фразы (мелодическое остинато), ритмической фигуры (ритмическое остинато) или гармонического оборота (гармоническое остинато).

Пасса́ж (фр. passage, букв. — проход, переход, составляющая орнаментики) — последовательность звуков в быстром движении. Пассаж нейтрален в тематическом отношении, является демонстрацией виртуозного искусства. Появился ориентировочно в XVI в.

Вокали́з (от фр. vocalise от лат. vocalis — звучный, гласный — от vox — голос) — вокальная миниатюра для голоса. Вокализ — пение, в котором не используются слова; это бессловесная, почти всегда минорная музыкальная конструкция (часть песни,романса, этюда, пьесы), в которой пропеваются гласные звуки, слоги или сольфеджио. Вокализ в основном используется как средство развития голоса: в отношении его количественных и качественных характеристик, его вокально-исполнительской техники (вокализ является.

Стакка́то (итал. staccato — отрывисто) — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато.

Атона́льность, атона́льная му́зыка в гармонии XX века — принцип звуковысотной организации, выражающийся в отказе (иногда демонстративном) композитора от логики гармонической тональности. Атональность не тождественна пантональности.

Орке́стр (от др.-греч. ὀρχήστρα орхестра, площадка для хора в античном театре) — большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон.

Бандонео́н (исп. bandoneón) — язычковый музыкальный инструмент из семейства ручных гармоник. Сконструирован на основе немецкой концертины в 1840 году Генрихом Бандом из Креффельда. Поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии. В конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. Именно благодаря бандонеону музыка аргентинского танго получила то пронзительно-щемящее звучание, которое привлекает к ней столько поклонников.

Транспонирующие музыкальные инструменты ― музыкальные инструменты, у которых реальная высота звуков не совпадает с нотированной, отличаясь от неё на определённый интервал вверх или вниз по отношению к нотированной высоте.

Прелю́дия (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях часто встречается остинато, прелюдии по стилю в целом схожи с импровизацией.

Свинг (англ. swing — покачивание) — джазовый ритмический рисунок, при котором первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается.

Музыка́льная фо́рма (от лат. forma — вид; образ; красота; лат. слово происходит от др.-греч. μορφή вид, очертания; внешность; красота) — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Согласно МЭСу, термин имеет три значения: 1) тип композиции (сонатная форма, вариации, рондо, бар и др.). Форма-тип определяется рассмотрением музыкальной конструкции в статике (схема последования разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и.

Синко́па (др.-греч. συγκοπή, лат. syncopa, sincopa, буквально — обрубание; лингв. сокращение, стяжение ) в метризованной музыке — смещение акцента с сильной доли такта на слабую, то есть несовпадение ритмического акцента с метрическим.

Глисса́ндо (итал. glissando от фр. glisser — скользить) — музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект.

Мари́мба — ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона. На маримбе играют специальными палочками с обмотанными нитками головками (mallets), реже просто с резиновыми головками. Маримба отличается от ксилофона в первую очередь диапазоном и тембром — и, соответственно, размером клавиш и резонаторов. Так же, как у ксилофона, резонатором является металлическая или деревянная трубка, подвешенная вертикально под клавишей. У традиционной формы инструмента эту функцию выполняет высушенная тыква.

Ритм-группа (реже ритм-секция) (англ. Rhythm section) — секция в составе оркестров и ансамблей, функция которой заключается в исполнении базовой ритмической фактуры музыкального произведения. Обычно состоит из набора барабанов, бонго, томов, тарелок, перкуссии и баса (бас-гитары (реже — двух), контрабаса или этнического басового инструмента). Часто функции ритма исполняют ритм-гитара, клавишные и синтезаторы или любые инструменты вплоть до человеческого голоса, но они прямо не относятся к ритм-группе.

Вступление в музыке — вид музыкальной секции, начальный раздел, непосредственно вводящий в какое-либо вокальное или инструментальное произведение, пьесу, картину или музыкально-театральное представление. Вступление включает мелодический, гармонический и/или ритмический материалы, связанный с основой строения, присутствующей в каждой части. Советское музыковедение отличает вступление от интродукции, как композиционно менее развитое и менее самостоятельное, обычно не называемое отдельно.

Интерпретация (лат. interpretatio — разъяснение, истолкование) — художественное истолкование музыкантом-исполнителем (певцом, инструменталистом, дирижёром или камерным ансамблем) музыкального произведения в процессе его исполнения. В широком смысле слова интерпретацией в известной степени является и словесная характеристика произведения.

Полиритмия — сочетание в музыкальном произведении двух (и более) самостоятельных ритмических рисунков в рамках одного размера.

Орга́нный пункт — звук, тянущийся или повторяющийся в басу, в то время как верхние голоса движутся и состав созвучий (интервалов, конкордов, аккордов) меняется как бы независимо от баса. Басовая разновидность педали.

Орнаме́нтика (от лат. ornamentum — украшение) — способы украшения мелодии (темы) вспомогательными тонами. Так же называется и учение о способах украшения мелодий при помощи специальных музыкальных приёмов. Само украшение мелодии дополнительными фигурами называется орнаментированием. Данный способ аранжировки музыкального произведения позволяет исполнителю импровизировать при помощи некоторых мелодических фигур, передавая свои чувства, эмоции и технику, не отходя от основной партитуры. Орнаментика.

Га́мма — это звукоряд из восьми нот, где первая и последняя совпадают по названию, но стоят друг от друга на октаву. Между двумя соседними нотами расстояние ограничено целым тоном или полутоном. В школьной исполнительской практике под гаммами подразумевают восходящие либо нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав.

Симфони́ческая му́зыка — понятие, характеризующее и объединяющее широкий спектр музыкальных форм и жанров, которые обладают специфическими признаками, атрибутивными свойствами и важнейшими внутренними качествами симфонизма.

«На мой взгляд, импровизационная музыка не имеет правил, ограничений или стандартов. Пожалуй, единственное пожелание, которое продиктовано логикой совместного музицирования, — это способность слышать или слушать своих партнеров и взаимодействовать с ними, исходя из сложившейся ситуации. Существует некая культура (этика) общения между людьми, которая распространяется и на сферу импровизации. Однако это не является обязательной нормой; просто более опытные импровизаторы для достижения большего эффекта от процесса всегда держат этот момент в голове.

В коллективной импровизации желательно дать высказаться каждому участнику, необходимо создавать некое пространство для общения, варьировать интенсивность звука, следить за динамикой процесса; то есть необязательно играть всем одновременно на предельной громкости или максимальных скоростях, хотя такие фрагменты тоже возможны.

Павел Еремеев музыкант, участник группы Usssy

«Импровизация в музыке — это умение играть на лету, творчество в моменте сейчас. Я расскажу про виды импровизации, которые интересны лично мне. Существуют разные степени свободы в импровизации. Есть свободная импровизация — это поток без каких-либо рамок и правил. Часто такой поток в момент кульминации превращается в буйную истерику на сцене. Пример тому — фри-джаз. Ребята хорошо проводят время, я считаю. Неподготовленному слушателю может показаться странным такая музыкальная форма, но живьем она прекрасно работает: сносит башню, отключает ум и доставляет массу удовольствия. Особенно исполненная признанными мастерами свободной импровизации, играющими уверенно и с душой.

Пример фри-джаза — играют, в частности, голландские музыканты из группы The Ex

Есть структурированная импровизация, которая развивается по определенным законам. Например, древнейшая из музыкальных систем — классическая индийская рага. Это система построения определенного эмоционального состояния посредством развития живой музыкальной композиции. Музыкант в процессе игры совершает постепенное исследование или раскрытие раги, имеющей свой собственный заданный звукоряд и набор разных атрибутов — таких как порядок чередования нот в звукоряде, определенные мелодические фразы и украшения. Это своеобразный трип, путешествие со входом, пиком и выходом. Чем тоньше чувствует мастер, тем более глубокое путешествие он может совершить в тело раги, обыгрывая тончайшие нюансы мелодических ходов, тембральных окрасок и ритмических рисунков, заданных конкретной рагой.

Музыкант раскрывает рагу

«Музыкальная импровизация происходит в различных ситуациях по-разному. Например, существует классическая джазовая импровизация, в которой есть изначально определенная структура, где четко проявлены роли исполняющих, — тут есть и ведущий, и те, кто обеспечивает аккомпанемент. В современной импровизации ведущего нет; создается общее полотно, зависящее от каждого музыканта, и каждый в ответе за то, какой звук он воспроизводит. Такая ситуация происходит в импровизациях, где нет определенной идеи, — если есть идея, то человек, который эту идею предложил, задает общий тон и становится ориентиром; либо группа людей становится ориентиром. Но вообще, музыкант участвует в коллективном процессе, который зависит ото всех участников, то есть это такая взаимозависимость. Свободная импровизация начинается с чистого листа и развивается здесь и сейчас.

Корифей фри-джаза Петер Бретцман импровизирует в прямом эфире немецкого ТВ

Литература : Wehle G. F., Die Kunst der Improvisation, Bd 1-3, Mьnster in W., 1925-32; Fischer M., Die organistische Improvisation im 17. Jahrh., Kassel, 1929 ("Kцnigsberger Studien zur Musikwissenschaft", V); Jцde Fr., Das schaffende Kind in der Musik, в кн.: Handbuch der Musikerziehung, hrsg. von E. Bьcken, Potsdam, 1931; Fellerer K. G., Zur Geschichte der freien Improvisation. "Die Musikpflege", Jahrg. II, 1932; Fritsch M., Variieren und Improvisieren, Kassel, 1941; Wolf H. Chr., Die Gesangsimprovisationen der Barockzeit, KongreЯ-Bericht, Bamberg, 1953; Ferand E. T., Die Improvisation, Kцln, 1956, 1961; Lцw H. A., Die Improvisation im Klavierwerk L. van Beethovens, Saarbrьcken, 1962 (Diss.).

И. М. Ямпольский.

Смотреть что такое ИМПРОВИЗАЦИЯ в других словарях:

ИМПРОВИЗАЦИЯ

(франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) создание художественного произведения непосредственно. смотреть

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ, -и, ж. 1. см. импровизировать. 2. Импровизированноепроизведение. Блестящая и. II прил. импровизационный, -ая, -ое.

ИМПРОВИЗАЦИЯ

импровизация ж. 1) Процесс действия по знач. несов. глаг.: импровизировать (1). 2) Произведение (стихотворение, мелодия и т.п.), созданное в момент исполнения.

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ

импровизация юбиляция, экспромт, сочинение, фантазирование Словарь русских синонимов. импровизация экспромт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. импровизация сущ., кол-во синонимов: 7 • автомедиасма (1) • прелюдирование (1) • сочинение (52) • фантазирование (8) • фантазия (33) • экспромт (3) • юбиляция (3) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: автомедиасма, сочинение, фантазирование, экспромт, юбиляция. смотреть

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ (от латинского слова improvise — без подготовки, неожиданно) — сочинение поэтического произведения на любую заданную художнику тему бе. смотреть

Читайте также: