Что такое храм кратко

Обновлено: 19.05.2024

Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм?

Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм?


Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм?

Храм, церковь, часовня: в чем отличия


Фото — Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

История храма


Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

Зачем ходить в церковь?


В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Устройство православного храма

Алтарь


Святой престол

Антиминс

Ковчег


Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или
кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня
или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро.

Киворий

Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде
голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для
Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где
сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь
этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св.
Духа.

Дискос

Потир

Звездица

Кадило

Купель

Прибор для благословения хлебов, пшеницы, вина и елея на всенощном бдении, поставляемый на
особом столике.

Иконостас

hram - Храм

Про­то­и­е­рей Федор Боро­дин: Храм — это место, где душа встре­ча­ется со Хри­стом. А свя­щен­ник — тот, кто этой встрече служит.

Суще­ствует несколько наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных форм храма: вытя­ну­тая, напо­до­бие корабля, – озна­чает, что Цер­ковь явля­ется кораб­лем спа­се­ния среди житей­ского моря, при­во­дя­щим в вечную жизнь; кре­сто­об­раз­ная (четы­рех­уголь­ная) – озна­ча­ю­щая, что Крест Хри­стов явля­ется осно­ва­нием и силой Церкви; круг­лая форма озна­чает веч­ность Святой Церкви; вось­ми­уголь­ная, в виде звезды, – сим­во­ли­че­ски ука­зы­вает, что Цер­ковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.

Храм всегда вен­ча­ется купо­лом с кре­стом и обычно имеет коло­кольню.

Внутри храм раз­де­ля­ется на три части: алтарь, цен­траль­ную часть (соб­ственно храм) и при­твор. При входе обычно устра­и­ва­ется паперть. Неко­то­рые храмы имеют еще внут­рен­ний при­твор, назы­ва­е­мый тра­пе­зою, т.к. в этой части храма в преж­ние вре­мена совер­ша­лась тра­пеза. Нередко храм имеет не один алтарь, а несколько, кото­рые обра­зуют при­делы. При этом, когда основ­ной, цен­траль­ный, алтарь с хра­мо­вой частью отде­лен от при­де­лов сплош­ной стеной (с вра­тами), то в нем, как в более про­стор­ном, обычно совер­ша­ются службы летом и он назы­ва­ется летним храмом (при­де­лом). А другой придел (при­делы), мень­ший по объему и потому легче отап­ли­ва­е­мый, назы­ва­ется зимним – в нем совер­ша­ются службы зимой.

Каждый храм освя­щен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спа­си­теля, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небес­ных сил, свя­того или в честь вели­кого празд­ника) и носит соот­вет­ству­ю­щее имя (Тро­иц­кий, Покров­ский и т.д.) При­делы храма также посвя­щены кому-либо и имеют свое отдель­ное назва­ние, но сам храм име­ну­ется в честь того, во чье имя освя­щен глав­ный, цен­траль­ный пре­стол. Храм назы­ва­ется еще цер­ко­вью и собо­ром.

Цер­ков­ного канона в архи­тек­туре не суще­ствует, в отли­чие, скажем, от ико­но­писи, где каноны были сфор­ми­ро­ваны и, хотя в дета­лях не про­пи­саны, оста­ются незыб­ле­мыми в своей основе и по сей день. Ни реше­ния Все­лен­ских Собо­ров, ни Помест­ных рус­ских Собо­ров не содер­жат ника­ких кон­крет­ных ука­за­ний о том, какова должна быть архи­тек­тура храма. Даже в “Сто­главе”, сбор­нике правил и зако­нов цер­ков­ной жизни, не были под­няты подоб­ные вопросы, тогда как дог­ма­ти­че­ские основы ико­но­пи­са­ния там глу­боко рас­смот­рены. Един­ствен­ное пра­вило, име­ю­ще­еся в “Сто­главе” отно­си­тельно архи­тек­туры, каса­ется формы кре­стов на главах.

Не отда­ляй­тесь от храма, какой бы нега­тив не уви­дели в людях, посе­ща­ю­щих цер­ковь и даже слу­жа­щих в ней. Всё это обо­лочка, а сущ­ность Церкви — бла­го­дать Божия, неви­ди­мая сила, без кото­рой нет ни веч­ного спа­се­ния, ни мира души на земле.
ахи­манд­рит Рафаил Каре­лин

Почему в Пра­во­слав­ной Церкви такие сложно-укра­шен­ные храмы. Не проще ли как в про­те­стант­ских собра­ниях исполь­зо­вать пустые поме­ще­ния с белыми сте­нами?
Им нечего ска­зать, они бедны духовно, исто­ри­че­ски и бого­слов­ски. Они заим­ство­вали у Церкви лишь Библию и ту без инструк­ции по её про­чте­нию — Свя­щен­ного Пре­да­ния.
М. С. Кра­со­виц­кая

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011.





Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия, а то сооружение, где алтаря нет и не совершается евхаристия, называется часовней.

В иудаизме может быть только один Иерусалимский Храм на всем земном шаре. Сегодня у иудеев официально нет храма, а синагога в иудаизме не является храмом и во многом сходна по культовым функциям с христианской часовней.

В исламе традиционно отсутствует храм, а мусульманская мечеть во многом схожа по культовым функциям с иудейской синагогой и с христианской часовней.

Содержание

Функции храмов

Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи (особенно в Средние века в Европе) храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер.

Архитектура

Типы храмов и история их развития обусловлены, кроме обрядовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах. Архитектура храмов (святилища, христианской церкви, мусульманской мечети, иудаистской синагоги, буддийского храма) исторически видоизменялась соответственно развитию зодчества в разных странах и приобретала яркое национальное своеобразие.

Во многих странах мира здания храмов, являющиеся выдающимися памятниками национального зодчества, находятся под охраной государства.

Архитектура древнейших храмов

Религиозные течения, отрицающие необходимость храмов

Некоторые противники традиционных религиозных течений отрицают необходимость особых обрядовых сооружений (храмов, домов молитвы, мечетей).

Язычество

Как поэтическое воззрение на мир, обоготворяющее природное естество сути всех вещей, с которыми так или иначе связан человек.

Христианство

  1. многие направления протестантизма; ; ; ;
  2. некоторые течения в гностицизме…

Ислам

Буддизм

Наиболее известные храмы

Древнего мира

Средних веков



Нового времени

XX век

XXI век

См. также

Библиография

  • Низаметдинова, Р. Р. Идея космоса в архитектуре Древнего Востока: храм как модель вселенной // Восток. Афро-Азиатские общества, 2011, № 1, 117-123.

Ссылки

  • Археологические объекты
  • Археологические объекты по типу
  • Храмы
  • Христианство

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Храм" в других словарях:

храм — храм, а … Русский орфографический словарь

храм — храм/ … Морфемно-орфографический словарь

ХРАМ — муж., ·стар. хоромы, жилой дом, храмина жен. Вшедше в храмину, Матф. | Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь. Веи. стоящии во храме Господни, Псалтирь. Не весте ли, яко храм Божий есте, а дух… … Толковый словарь Даля

храм — а; м. 1. Здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Древнерусские храмы. Храмы Московского Кремля. Буддийский х. Х. богини Дианы. Дорога к храму (о возвращении к религиозным духовным ценностям). 2. кого чего. Высок … Энциклопедический словарь

храм — Молельня, моленная, богомольня, мольбище, святилище (церковь, собор, часовня, кирка, костел, синагога, мечеть, капище, требище, кумирня, дацан, бурханище, кереметь, пагода). Божий дом. .. См … Словарь синонимов

храм — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? храма, чему? храму, (вижу) что? храм, чем? храмом, о чём? о храме; мн. что? храмы, (нет) чего? храмов, чему? храмам, (вижу) что? храмы, чем? храмами, о чём? о храмах 1. Храм это здание, которое… … Толковый словарь Дмитриева

ХРАМ — ХРАМ, храма, муж. (книжн.). 1. Здание для богослужения, церковь (церк.). 2. перен., чего. Место, предназначенное для занятий чем нибудь (ритор.). Храм науки. Храм искусства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ХРАМ — ХРАМ, а, муж. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. • Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу. | прил. храмный, ая, ое (к 1 знач … Толковый словарь Ожегова

Храм — культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Архитектура основных типов храмов (святилища, христианские церкви, мусульманские мечети, иудаистские синагоги, буддийские храмы) исторически… … Художественная энциклопедия

Храм — Храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда храмом может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить: верхний храм ,… … Католическая энциклопедия

ХРАМ — Божий. Жарг. шк. Шутл. ирон. Учительская. (Запись 2003 г.). Храм Спаса на картошке. Разг. Ирон. Собор Воскресения Христова, или Храм на крови (Спас на крови) в Ленинграде, который в советское время использовался как овощехранилище. Синдаловский,… … Большой словарь русских поговорок


Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников [2] . На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

7 августа 2017 г.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

Читайте также: