Что такое гравюра кратко

Обновлено: 02.07.2024

Специфика гравюры - в её тиражности (т. е. возможности получать множество идентичных оттисков) и особой стилистике, обусловленной техникой обработки печатной формы. По назначению гравюра делится на станковую (эстамп), книжную и прикладную (экслибрис и др.). Различают гравюру авторскую и репродукционную (воспроизводящую произведения живописи или рисунки). Гравюра бывает цветная и чёрно-белая (тоновая), последняя иногда раскрашивается вручную акварелью. гравюры могут объединяться в папки, альбомы, иногда переплетаться (увраж).

Способы обработки печатной формы (клише), с которой производится оттиск, могут быть: механическими - с применением стальных инструментов (гладилка, гранильник, гратуар, гравировальная игла, качалка, матуар, пуансон, рулетка, стипль, шабер, штихель и др.) - резцовая гравюра, меццо-тинто, сухая игла; химическими - с применением азотной кислоты - акватинта, лавис, литография, мягкий лак, резерваж. Механические и химические способы подготовки доски нередко сочетаются (офорт, карандашная манера, травленый штрих, пунктирная манера). По материалу печатной доски различаются: гравюры на металле (меди, цинке, стали, олове); гравюры на дереве (ксилография) - обрезная, или продольная (для неё применяются мягкие породы, например липа, груша), и торцовая (твёрдые сорта: берёза, бук, самшит, пальма); гравюры на линолеуме (линогравюра). С XX века используются также картон, пластмасса, оргстекло.

При исполнении гравюры сначала грунтуется доска, на которую осуществляется перевод подготовительного рисунка с бумаги, затем происходит гравирование (посредством инструментов или травления) и, наконец, печать. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской для печати, различают выпуклую (высокую), углублённую (глубокую) и плоскую гравюры. При изготовлении выпуклой гравюры краска на клише накатывается валиком, после чего к нему прессом (иногда валиком, косточкой) равномерно прижимается бумага, воспринимающая краску. В углублённой гравюре краска набивается тампонами в углубления, и доска с наложенной влажной бумагой прокатывается между валами офортного станка. При изготовлении плоской гравюры (литография) печатная форма смачивается водой, и накатываемая валиком краска попадает лишь на обработанные водоотталкивающим веществом участки - печатающие элементы, после чего под давлением изображение переносится на бумагу.

Художественные возможности ксилографии (выразительность линий и контурного рисунка) с наибольшей полнотой раскрыли мастера немецкого Возрождения: А. Дюрер и М. Вольгемут. К концу XV века развилась книжная гравюра в Италии (основной центр - Венеция).

В XVII-XVIII веках значительно расширилась сфера применения гравюры: иллюстрировались географические, анатомические и ботанические атласы, книги; наряду с картиной гравюра становится средством украшения интерьера; дешевизна сделала её наиболее подходящей техникой для художественной публицистики (лубок времён Великой французской революции, сатирические серии У. Хогарта в Англии). Возросла потребность в репродукционной графике. Наряду с резцовой гравюрой (П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус во Фландрии; К. Меллан, Р. Нантёй во Франции) развиваются техники, упрощающие процесс гравирования: меццотинто и пунктир (Дж. Р. Смит и Ф. Бартолоцци в Англии); акватинта, лавис и карандашная манера (Ж. Б. Лепренс, Ж. Ш. Франсуа и Ж. Демарто во Франции). Оперирующие пятном и тональными отношениями, эти техники обладали высокими декоративными качествами и были хорошо приспособлены для воспроизведения живописи и рисунка. Резцовая гравюра и офорт выступают часто в сочетании (жанровые сцены Д. Ходовецкого - в Германии). Около 1780-х годов Т. Бьюиком путём усовершенствования ксилографии была создана торцовая гравюра, расширившая возможности гравюры на дереве благодаря введению тональных переходов. В XIX веке торцовая гравюра стала широко применяться для книжной иллюстрации (гравюры Доре во Франции, А. фон Менцель в Германии). В конце XVIII века А. Зенефельдером (Германия) была изобретена техника литографии, которая в XIX-XX веках получила широкое распространение как сравнительно дешёвая и простая.

В XVII-XIX веках развивается цветная ксилография в Японии, проникшая туда из Китая (где цветная гравюра известна с XVI века). С XVII века в Японии создаются эстампы школы укиё-э [жанрист Хисикава Моропобу, портретист Китагава Утамаро, в XIX веке - пейзажисты Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ (Андо) и др.]. Японская цветная гравюра оказала значительное влияние на западноевропейскую живопись и гравюру конца XIX - начала XX века, её стилистика использовалась европейскими художниками: П. Гогеном во Франции, Ф. Валлоттоном в Швейцарии и др.

Иллюстрации:

Христос Еммануил. Гравюра. Нач. XVIII в. (РГБ);

Второй день творения. Гравюра из Библии В. Кореня. 1692-1696 гг. (РГБ);

Прор. Исаия и мч. Христофор. Фрагмент Минеи на май. Гравер Г. П. Тепчегорский. 1772 г. (ГЛМ);

Вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Тоновая литография. 1871 г.;

Сошествие Св. Духа на апостолов. Гравюра А. Ф. Зубова. 1701 г. (РГБ);

Моление о чаше. Гравюры М. Н. Нехорошевского. 1741 г. (РГБ);

Ап. Андрей. Гравюра И. А. Берсенева. 1784 г. (РГБ);

Распятие. Гравюра А. Е. Егорова. 1814 г. (РГБ).

Дополнительная литература:

Ровинский. Словарь граверов Леман И. И. Гравюра и литография: Очерки истории и техники. СПб., 1913;

Голлербах Э. Ф. История гравюры и литографии в России. М.; Пг., 1923;

Кристеллер П. История европ. гравюры XV–XVIII вв. / Пер.: А. С. Петровский. М.; Л., 1939;

Коростин А. Ф. Начало литографии в России: 1816–1818. М., 1943;

Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой: Очерки по истории и технике гравюры XVI–XX вв. М., 1987;

Очерки по истории и технике репродукционной гравюры / ГМИИ. М., 1987;

Хромов О. Р., Топурия Н. А. Описание Иерусалима Симона Симоновича и Христофора Жефаровича в рус. лубочных изданиях: Исслед. и сводный кат. книг, хранящихся в моск. собраниях. М., 1990;

Воронина Т. А. Рус. лубок 20–60-х гг. XIX в.: Производство, бытование, тематика. М., 1993.

Гравюра (от фр. graver — вырезать) — вид графики, в котором произведения искусства создаются путем зеркального оттиска изображения на бумаге с печатной формы. Граверы на станках или вручную вырезают по эскизу художника рельефный рисунок на камне, деревянной доске или металлической пластине. Он впоследствии служит готовой формой для тиражирования изображений. В отличие от литографии, изобретенной на несколько столетий позже, для изготовления гравюр применяют технологии глубокой или высокой, а не плоской печати.

Гравюра — относительно молодой вид изобразительного искусства. В Европе она появилась значительно позже живописи и скульптуры, только на рубеже XIV-XV веков, с развитием книгопечатания.

Виды гравюры

Гравюры, помимо основной классификации по способу получения оттиска (техникам печати), дополнительно различают по многим другим параметрам:

  • по назначению (станковая, книжная и прикладная);
  • по способу обработки печатной формы (гравирование и травление);
  • по художественной ценности (авторская и репродукционная);
  • по материалу печатной доски (на металле, дереве, линолеуме, пластике, оргстекле);
  • по цветовому исполнению (черно-белая и цветная).

В искусстве издавна используются многие способы получения гравюрных оттисков. Среди наиболее известных различают такие виды техник гравюр как:

  • Продольная или обрезная ксилография. Самая древняя техника. Печатные формы делали из досок продольного распила из мягких пород древесины (вишни, яблони, груши). Основным инструментом для их обработки служили ножи разных типов и размеров. Отличительная особенность композиций — контрастность и визуальное преобладание черного штриха.
  • Поперечная ксилография (торцовая). Рисунок вырезался особым инструментом — штихелем на доске поперечного распила из твердых пород дерева (самшита, бука). Мастера получили возможность изображать тончайшие линии, плавно варьировать переходы тона штрихами разной глубины.
  • Резцовая на металле. Появилась в середине XV века. Рисунок аккуратно вырезали особыми металлографическими резцами квадратного сечения с ромбовидным срезом. Характерная особенность готовых изображений — господство комбинаций чистых четких линий.
    . На доске, покрытой специальным кислотоупорным лаком, острой иглой процарапывали рисунок. Затем заготовку травили кислотой, которая разъедала металл в углублениях. Получалась форма для глубокой печати. Игла легко царапала мягкий лак, позволяя создавать сложные рисунки в свободной манере.
  • Сухая игла. Схожа с предыдущей техникой, но поверхность не обрабатывали лаком, а просто царапали металл иглой на небольшую глубину. По графической фактуре очень схожа с натуральным рисунком, сделанным карандашом.
  • Пунктирная манера. Изображения создавали из множества мелких точек гравировальным молотком на покрытой лаком металлической поверхности. Рисунок проявлялся благодаря умелому сочетанию на пластине углублений разной плотности.
  • Мягкий лак. На загрунтованную липким лаком пластину клали лист бумаги. На нем рисовали изображение карандашом. Лак снизу приставал к листу на прорисованных участках. Далее пластину травили кислотой для получения формы. Для этой техники характерен мягкий, зернистый штрих.
    . Пластину покрывали тонким слоем канифоли или асфальта и царапали иглой. В процессе травления кислота проникает не только в углубления от иглы, но и в мельчайшие поры между частичками покрытия. Благодаря использованию нескольких последовательных травлений получался эффект тонового рисунка.
  • Лавис. Сюжет рисовали кистью, смоченной в кислоте, на медной пластине, покрытой канифолью. Полученную печатную форму использовали для тиражирования оттисков. В процессе печати протравленные кислотой участки заполнялись краской.
    . Картинка создавалась посредством выглаживания и соскабливания на зерненой доске светлых частей рисунка. Характеризуется богатством оттенков светотени и глубиной тона.
  • Резерваж. На металлической форме художник кистью или пером рисует чернилами с содержанием сахара, а затем покрывает форму кислотоупорным лаком. В процессе травления сахар растворялся, а лак набухал на прорисованных участках. Техника с максимальной достоверностью передает рисунок автора на доске.
  • Кьяроскуро. Готовый оттиск создается путем последовательной печати отдельных частей композиции с нескольких досок. Каждая из них отличается от другой оттенком тона и цвета.
  • Линогравюра. В качестве исходного сырья используется гладко отшлифованный лист линолеума. По технике обработке очень схожа с продольной ксилографией. Появилась в ХХ веке, широко используется современными мастерами графики.

История гравюры

Первые образцы гравюрной графики в мировом искусстве появились в Китае в VI веке. Но в Европе еще очень долго не существовало предпосылок для зарождения нового вида графики — попросту не было бумаги. История гравюры в Старом Свете берет свое начало только с XIV века — с момента изобретения книгопечатания. Тогда же возникла острая необходимость тиражирования иллюстраций в книгах и появилась на свет первая техника гравюрной печати — продольная ксилография.

Практически одновременно с ней в Южной Германии возникла резцовая гравюра по металлу, а в начале XVI века в Италии уже был запатентован метод цветной ксилографии — кьяроскуро. 1513 годом датируется самый ранний образец еще одного способа гравирования — офорта.

Значительное влияние на развитие новой разновидности графики оказали выдающиеся мастера немецкого Возрождения:

    (Albrecht Dürer);
  • Мартин Шонгауэр (Martin Schongauer);
  • Михаэль Вольгемут (Michael Wolgemut).

В Италии получили широкую известность работы Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) и Андреа Мантеньи (Andrea Mantegna). В это время в Голландии работал первоклассный гравер Лука Лейденский (Lucas van Leyden), а во Франции — Жан Дюве (Jean Duvet).

В XVII-XVIII веках гравюра приобрела огромную популярность. В качестве иллюстраций ее массово использовали в художественных книгах и научных трудах. Репродукциями картин и оригинальными композициями начали украшать интерьеры домов. Постоянно совершенствовались и создавались новые техники:

  • поперечная ксилография;
  • акватинта;
  • лавис;
  • меццо-тинто;
  • пунктирная манера.

В XIX веке к технике офорта часто обращались французские мастера Эдгар Дега (Edgar Degas), Камиль Коро (Camille Corot), Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet), Джеймс Уистлер (James Whistler) в США, Макс Либерман (Max Liebermann) в Германии.

На рубеже XIX-XX веков интерес к гравюре проявился у многих представителей символизма, реализма и экспрессионизма:

  • бельгийца Джеймса Энсора (James Ensor);
  • француза Теофиля-Александра Стейнлена (Théophile-Alexandre Steinlen);
  • англичанина Фрэнка Брэнгвина (Frank Brangwyn).

В ХХ веке с развитием химической промышленности появились новые материалы для созданий печатных форм. Это привело к созданию линогравюры и производству досок из пластика и оргстекла.

Современные мастера изобразительного искусства также часто используют техники гравюры для создания своих произведений. А шедевры старинных художников вызывают восхищение потомков и украшают многочисленные галереи в крупнейших городах мира.

На сайте Very Important Lot посетители из всех уголков Земли могут принять участие в аукционах и приобрести произведения искусства разных эпох. Кроме того, наш ресурс предоставляет возможность людям напрямую купить картины у современных художников.


1. Рисунок, вырезанный (или вытравленный) гравером на гладкой поверхности какого-л. твердого материала (металла, дерева, стекла и т. п.), а также отпечаток такого рисунка на бумаге. Гравюра на дереве. Гравюра резцом на меди. Цветная гравюра.По стенам висели английские и французские гравюры, --- изображающие семейные сцены. И. Гончаров, Обрыв.

2. Вид изобразительного искусства — раздел графики, включающий произведения, исполненные таким способом.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Гравёр — в узком, профессиональном смысле — квалифицированный рабочий, выполняющий на гравировальных станках и вручную при помощи специальных штихелей, резцов, игл и др. инструментов, а также посредством травления кислотами рельефный рисунок на различных материалах (металл, пластмасса, дерево, стекло и др.). Профессия гравёра распространена в полиграфии, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, ювелирном деле.

В подавляющем большинстве случаев профессиональный гравёр, мастер-полиграфист, не считается автором произведения, поскольку он работает по эскизу (рисунку) профессионального художника, который объективно и считается таковым — автором, воплощающим замысел, находящим средства выразительности, — композицию и образы, использующим линеарные, тоновые средства для реализации всех этих компонентов в произведении; в особенности это касается гравюры как таковой — станковой и прикладной графики, создаваемой соответствующим полиграфическим способом.

ГРАВЮ'РА, ы, ж. [фр. gravure] (искус.). Рисунок, воспроизведенный с клише, предварительно вырезанного или вытравленного ручным способом.

гравю́ра

1. искусств. вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску, пластину, металлический лист и т. п.

2. оттиск с клише, изготовленного путём гравирования

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: башковитый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Этот вид графического искусства появился значительно позже живописи и скульптуры. Возникновение гравюры на дереве было связано с производством набойки по ткани, а гравюры на металле — с ювелирным искусством. Эстампы распространились в Европе с появлением книгопечатания: на доске для оттиска мастера вырезали буквы и иллюстрации. В XV—XVI веках гравюра стала самостоятельным жанром, к ней обращались известные художники, например Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах Старший. В XVIII веке гравюры были очень популярны: их печатали отдельными листами, они выходили в альбомах, ими украшали интерьеры.

В России гравюрами оформляли книги во времена Ивана Грозного. Эстампы вошли в моду при Петре I: царь видел их как средство просвещения и образования. Он приглашал в страну европейских мастеров, которые обучили русских граверов. В XVIII веке на эстампах изображали батальные сцены, портреты, виды Петербурга и других городов.

В XVIII—XIX веках мастера гравировали на деревянных досках лубочные картинки: это был быстрый и недорогой способ создания сразу множества отпечатков. Контур изображения и текст лубков печатали черно-белыми, а затем раскрашивали листки вручную. На рубеже XIX—XX веков у художников стала популярна гравюра на металле: они повторяли свои живописные произведения или создавали самостоятельные эстампы. Одним из выдающихся русских графиков того времени был Владимир Фаворский. В технике гравюры на дереве он создавал иллюстрации к произведениям Александра Пушкина.

В XX веке появились новые материалы, и возникла линогравюра — оттиски с линолеума. В наши дни художники по-прежнему обращаются к технике гравюры, доски для эстампов создают как из современных пластика и оргстекла, так и из традиционных дерева и металла.

Читайте также: