Что такое геометрическая фигура в доу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

- уточнить знания и умения у детей находить и называть геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; сравнивать их; уметь находить предметы с известными геометрическими фигурами;

- развивать умение определять положение предметов относительно друг друга (сверху, снизу).

Материалы и оборудование:

- ноутбук, мр3 плеер;

- плоскостные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- цветные листы бархатной бумаги (А4);

Формы организации образовательной деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, конструирование.

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

- Ребята, сегодня к нам пришел гость – Буратино. Он нам что-то принес. (Папка с фигурами.) Буратино не знает что это, а вы знаете что это? Научим Буратино узнавать фигуры? Какие называется эта фигура (показ воспитателя всех фигур по очереди)? Какие из них похожи, чем? А какая фигура не похожа на другие?

Правильно, это круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат — плоскостные фигуры. (Воспитатель располагает фигуры на доске.)

Количественный и порядковый счет.

- Сколько фигур? Посчитаем вместе. Посчитай Леша, Света, Денис. Какая эта по счету? После второй какая по счету, какая это фигура? Перед четвертой какая по счету, какая это фигура. Молодцы.

На каждом слайде предметы, необходимо назвать какой предмет лишний и объяснить почему.

Молодцы, ребята, хорошо вы знаете геометрические фигуры. И Буратино тоже теперь знает названия фигур.

- Рассмотрите предложенный материал (нитка, фасоль, счетные палочки).

Как вы думаете, какую геометрическую фигуру можно выложить из нитки (фасоли, счетных палочек)?
Мы можем выложить круг из счетных палочек?

Мы можем выложить квадрат из фасоли (прямоугольник из нитки)?

Молодцы, какие красивые геометрические фигуры у вас получились.

Ориентировка в пространстве

- А сейчас сложите материал из которого вы выкладывали фигуры в тарелки, и приготовьте для работы геометрические фигуры (Блоки Дьеныша).

Поставь квадрат в правый верхний угол.

Поставь прямоугольник в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте прямоугольник в правый нижний угол.

Молодцы! Что-то мы засиделись, предлагаю поиграть.

Возьмите ту фигуру которая вам больше всего нравиться. Теперь у каждого из вас – определенная фигура. Э., М., С., ты какая фигура?

Буратино нужно уходить, он опаздывает в школу. Теперь он точно хочет получать знания. Что нужно сделать?

Предлагаю вам построить машину для Буратино из геометрических фигур (Блоки Дьеныша).

Составьте из геометрических фигур машину.

- Давайте вспомнить из каких частей состоит машина.

- Какие фигуры вам нужны для построения колес, кабины, кузова и т.д.

Провожу индивидуальную работу, кто и как будет строить, какие фигуры используют, какой величины, цвета.

Молодцы, ребята! Все были сегодня самыми лучшими. Мы сегодня с вами сделали доброе дело- помогли Буратино.

Конечно, нам может казаться, что ребенок слишком мал. Да и чему он может научиться, если не умеет даже говорить? Но мозг ребёнка, как губка, впитывает всю окружающую его информацию. И от родителей зависит, что усвоит ребенок в этом возрасте.

Стоит ли начинать изучать геометрические фигуры в столь раннем возрасте? Безусловно. Ребенок живет в окружении геометрических форм. Знания, которые вы даёте, не должны быть оторваны от вашей повседневной жизни. Мама – проводник малыша в этом мире, и ей совершенно не обязательно иметь ученую степень, чтобы рассказать ребенку, как устроен мир.

Зачем ребенку учить геометрические фигуры?

Знание геометрических фигур помогает:

  • развивать пространственное мышление, ориентацию в пространстве;
  • расширять кругозор;
  • развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать и выделять главное, классифицировать;
  • пополнять словарный запас.

И, конечно же, полученные дошкольником знания послужат ему отличным подспорьем в изучении математики в школе.

Как учить геометрические фигуры с дошкольником?

Геометрические игрушки для детей

Основные техники и методики запоминания фигур

Есть немало техник и методик, которые сделают запоминание фигур интересным для детей. Подбор методик будет зависеть от возраста и познаний ребёнка.

При изучении геометрических фигур, важно действовать поэтапно. Начать следует с легких фигур: круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник, овал. Знания этих фигур доступны для детей 2-3 лет.

плоские геометрические фигуры для детей

Детки постарше, 4-5 лет, включают в свой лексикон и берут в оборот представления об трапеции, параллелограмме, пентагоне, гексагоне, октагоне, декагоне и других многоугольниках. Они уже умеют анализировать, поэтому с легкостью сравнивают и находят отличия между фигурами.

геометрические фигуры и их названия

Старшие дошколята знакомятся с объемными фигурами: цилиндр, пирамида, куб, шар, конус, призма.

объемные геометрические фигуры

Разберем некоторые варианты техник по изучению геометрических фигур:

сортер геометрических фигур

2. Лепка. Лепите вместе с малышом геометрические фигуры – лучшего занятия для развития мелкой моторики рук и усидчивости просто не придумаешь.

3. Объемные наклейки и магниты, изображающие геометрические фигуры, тоже могут помочь ребенку закрепить в памяти названия фигур.

4. Ищем половинки. Разрежьте геометрические фигуры на две части, смешайте и предложите малышу найти вторую половину.

задание с геометрическими фигурами для детей

5. Аппликации. Также из вырезанных фигур можно составлять геометрическую аппликацию. Например, домик (квадрат + треугольник), ёлочку, машинку.

6. Обводить пунктирные геометрические фигуры.

обведи геометрические фигуры

7. Раскрасить или заштриховать предложенные вами геометрические фигуры.

раскраска геометрические фигуры для детей

7. Дорисовать фигуру по образцу.

8. Рисовать фигуры при помощи трафаретов.

9. Послушать сказку, где главные герои — геометрические фигуры, а потом зарисовать услышанное.

10. Положить в непрозрачный мешок фигуры разной формы и предложить на ощупь угадать форму предмета.

11. Отличная игра для развития памяти и внимательности. Взрослый готовит вырезанные фигуры разных цветов и размеров и выкладывает перед малышом. Они обсуждают цвета, называют фигуры, а после взрослый прячет фигуру. Задача ребенка обнаружить и назвать, какой фигуры нет.

12. Выкладывание геометрических фигур при помощи счетных палочек или спичек. Когда ребенок овладеет этим навыком, можно перейти на более сложный уровень — решать задачки. Например, убери одну спичку так, чтобы получился треугольник.

13. Ассоциации. Предложите ребенку назвать предметы, на которые похож круг или прямоугольник.


14. Шнуровки и различные рамки-вкладыши, например, квадраты Никитина, где нужно из нескольких предметов воссоздать квадрат, либо доски Сегена, где необходимо вставить недостающую деталь.

15. Подвижные игры. Например, на асфальте рисуются овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. По команде взрослого ребенок должен найти названную фигуру и встать в неё.

16. Видеоматериалы. Существует большое количество мультфильмов и обучающих материалов про геометрические фигуры. Посмотрите видео с малышом и обязательно обсудите увиденное.

17. Найдите в интернете и распечатайте картины, которые художники рисуют геометрическими формами, и предложите ребенку посчитать, сколько здесь кругов, прямоугольников и т. д.

картинки с геометрическими фигурами для детей

Учим объемные геометрические фигуры

Объемные фигуры можно изучать по аналогии с окружающим предметами (например, мяч = шар). И, конечно же, задействовать изучение предмета через игры:

Конструктор из геометрических фигур

Изучение геометрических фигур не должно становиться пыткой для ребенка и взрослого. Выбирайте ту методику, которая подходит именно вам. Проявите терпение и изобретательность, и тогда результат не заставит себя долго ждать. Главное, не забывайте поощрять ребенка за его новые открытия и время от времени повторять полученные знания.

blogArticleAd-image

blogArticleAd-image

Развиваем логическое мышление через решение сюжетных математических задач в интерактивном игровом формате

Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей дошкольного возраста.

Форма - это внешнее очертание предмета. Множество форм бесконечно. Геометрическая фигура это эталон для определения формы предмета, всякое непустое множество точек: обобщенное абстрактное понятие. Наблюдая за предметами окружающего мира человек заметил, что есть некоторое общее свойство позволяющее объединить предметы в одну группу. Это свойство было названо геометрической фигурой.

Основные подходы к методике ознакомления детей с геометрическими фигурами.

Ознакомление детей с геометрическими фигурами можно осуществлять разными путями.

Во-первых , с позиции сенсорного развития, которое заключается в том, что дети учатся обследовать геометрические фигуры, предметы с помощью различных анализаторов зрительного, двигательного, осязательного(при этом развиваются восприятие, наблюдательность, глазомер).

Во-вторых , с позиции геометрии, когда дети познают особенности свойства фигур, знакомятся с понятием угол, вершина, сторона учатся их показывать, сравнивать, строить, находить внешнюю и внутреннюю области, определять взаимное расположение, область пересечения, и тем самым выходят на понятийный уровень представлений о геометрических фигурах.

Третий подход заключается в использовании теории Ф. Фребеля, который рекомендовал знакомить детей с геометрическими фигурами через проекции геометрических тел на плоскость т.е. через познание объемных форм идти к познанию плоскостных, шар, круг, куб, квадрат, конус, круг, треугольник, параллелепипед, прямоугольник, квадрат и т.д.

Выделение и познание ребенком формы предмета, как свойства, происходит в деятельности с предметами под контролем зрения и правильного отражения в речи названия формы.

До 3-х лет дети сопоставляют признак формы с конкретными предметами, т.е. каждую из фигур они воспринимают абсолютно. Дети различают геометрические фигуры только по образцу и только контрастные по форме (контраст заключается в том, есть углы (препятствия) или нет). У детей очень низкий уровень обследования форм, т.к. глаз ребенка охватывает только лишь внутреннюю область фигуры, ограничиваясь беглым зрительным восприятием. Поэтому ребенок не может точно определить контур, форму фигуры. При зрительном обследовании схватываются лишь отдельные свойства фигуры, а фигура в целом не опознается. До 3-х лет неизвестные фигуры воспринимаются как знакомые предметы. Например, цилиндр-стаканчик.

В 3-5 лет под влиянием обучения дети способны выделить некоторые характерные свойства геометрических фигур в сравнении с другими фигурами (катится - не катится, есть препятствия или нет, устойчивая фигура - неустойчивая). Ребенок уже не отождествляет геометрические фигуры с предметами, а лишь сравнивает. Например, цилиндр, как стаканчик.

Дети еще не могут обобщить фигуры по форме, т.к. мешают признаки: цвет, размер, расположение в пространстве и др. Детям еще сложно различать близкие по форме плоские и объемные геометрические фигуры (круг-шар). хотя это ему не сложно сделать по образцу. Например, не могут сказать, что яблоко имеет форму шара.

В 5-6 лет дети способны воспринять геометрическую фигуру как эталон (яблоко, мяч – это шар), т.е. абстрагировать признак формы от других признаков предметов (цвета, величины, расположения в пространстве, пропорций частей). Способны различать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Могут устанавливать связь между свойствами фигуры и ее названием. Дети способны провести обобщение по форме .

Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами.

1 этап (до 3-х лет). Организуем выполнение характерных действий с предметами разной формы, вводим название геометрических фигур в пассивный словарь

детей. Воспитатель детского сада с самого начала использует общепринятые термины. Чаще всего дети раннего возраста используют для названия формы название часто встречающегося предмета. На первом этапе это допустимо. Однако нельзя навязывать ребенку слово-заместитель, придуманное взрослым. Воспитатель может повторять за ребенком его название, но тут же параллельно произносить правильное название.

Предлагаются упражнения по нахождению фигуры по образцу, а потом и по названию.

2 этап (3 – 6 лет). Учим детей осознавать свойства геометрических фигур на основе сравнения фигур между собой. Вводим название фигур в активный словарь. Сначала между собой сравниваются сильно контрастные фигуры одинаковой объемности, а затем малоконтрастные одинаковой объемности и, наконец, малоконтрастные разной объемности (например, круг и шар).

Для детей 3-4 лет показывают и сравнивают:

1. Круг и квадрат (катится – не катится, нет препятствий, есть препятствия);

2. Треугольник и круг (катится – не катится, нет препятствий, есть препятствия);

3. Квадрат и треугольник (различаются по количеству углов: у одной фигуры 4 угла, у другой – 3);

4. Шар и куб (катится – не катится, нет препятствий - есть препятствия, можно построить башенку – нельзя построить башенку);

1. Прямоугольник и квадрат (не все стороны равны – все стороны равны);

2. Овал и круг (не все оси равны – все оси равны)

3. Цилиндр с шаром и кубом (в одном положении цилиндр обладает свойствами шара, в другом положении куба);

4. Конус и цилиндр (у конуса внизу и вверху разная толщина, у цилиндра одинаковая, из конусов нельзя построить башенку; цилиндр линейно катится, а конус - по кругу);

1. Ромб и квадрат (у квадрата все углы равны, у ромба не все углы равны);

2. Трапеция и прямоугольник (равенство углов, противоположных сторон; параллельность противоположных сторон);

3. Пирамида и конус (разные боковые поверхности, основания);

4. Овалоид и шар (овалоид катится в одном направлении, а шар в разные стороны; у шара одинаковая толщина снизу вверх и слева на право, а у овалоида – разная толщина);

5. Призма четырехугольная и куб (у куба равные ребра, у призмы не равные);

6. Треугольная призма и четырехугольная (разная форма оснований; из треугольной призмы не всегда можно построить башенку);

7. Овалоид и цилиндр (овалоид неустойчив в любом положении).

8. Сравнение плоских и объемных фигур. Круг сравниваем с шаром, квадрат с кубом, овал с овалоидом, прямоугольник с призмой, прямоугольник с цилиндром, треугольник с конусом, треугольник с пирамидой, треугольник с треугольной призмой.

3 этап (5-6 лет). Задачи:

1. Учить детей обобщению фигур по форме.

Детям даѐтся несколько моделей одной и той же фигуры, которые отличаются по различным признакам (цвет, размер, пропорции частей, расположение в пространстве). Предлагается обследовать все модели и сказать, что общего (указываются характерные признаки). Затем дети должны назвать фигуры одним словом. Даются упражнения на группировку фигур (по разным основаниям)

2. Учить определять форму окружающих предметов.

- определить форму показанного предмета;

- ведущий называет форму, а дети должны найти (назвать) предмет такой же формы.

Очень важно правильно отражать в речи форму предметов. Существуют следующие варианты:

1. Для названия формы предмета используется название геометрической фигуры.

- шкаф (тумбочка) имеет форму четырехугольной призмы,

- поверхность стола имеет форму прямоугольника.

2. Используется прилагательное, образованное от названия геометрической фигуры (прямоугольная). Здесь обязательно следует указывать: объемная форма или плоскостная (шкаф прямоугольный объемный, поверхность стола – прямоугольная плоская).

Воспитатель должен следить, чтобы дети не использовали название плоских геометрических фигур для обозначения в речи формы объемных предметов.

Методика ознакомления детей со свойствами геометрических фигур.

Осязательно-двигательное обследование. Плоские фигуры обследуем пальчиками, объемные ладошкой

Подсчет углов, сторон; сравнение по количеству.

Сравнение сторон, углов и осей по величине с помощью наложения, путем сгибания или использования условной мерки. Для сравнения углов по величине используется условная мерка, равная прямому углу.

Наложение одной фигуры на другую. При наложении обращается внимание на то, что фигуры отличаются наличием лишних кусочков.

Построение башенки (только для объемных предметов).

Прятанье в ладошки фигур (проверяем плоская или объемная фигура).

Создание формы предмета: рисование, закрашивание, вырезание плоских фигур, лепка и конструирование объемных фигур.

Упражнения на группировку.

- фигуры отличаются только по форме,

- фигуры разного цвета, размеров, пропорций.

Упражнения на создание фигуры из частей.

Выкладывание фигур из палочек. На первом этапе в средней группе предлагаются палочки одинакового размера, чаще всего счетные, нельзя использовать спички.

1. Построить треугольник, квадрат, прямоугольник. После формулировки задания анализируем фигуры и выясняем, сколько сторон, углов, равны ли стороны, сколько надо взять палочек.

Если у детей возникают сложности, то дается индивидуальный образец.

2. Провокационное задание: выложить круг из палочек (нельзя - у круга нет сторон).

3. Задание занимательного характера на смекалку: выложить два треугольника из 5-ти палочек.

На 2-ом этапе (старшая группа). Кроме палочек одинаковой длины предлагаем палочки разной длины:

- построй фигуры разные по величине;

- построй треугольники с разными по длине сторонами;

- построй трапецию, ромб.

Предварительно детям задаются вопросы (как на первом этапе).

Задания на смекалку.

- как получить из прямоугольника трапецию. Предложить одну палочку, чтобы получилась другая фигура.

- можно предложить выложить домик, кораблик и т.д.

Методы показа отличия плоских и объемных фигур:

- Применяется подсчет углов (например, у квадрата – 4, а у куба – 8).

- Плоские фигуры можно изобразить на листе бумаги в процессе рисования или аппликации, а объемные – в процессе лепки или конструирования из бумаги или строительных деталей. Если надо нарисовать объемный предмет, то его изображаем в виде соответствующей плоской фигуры.

Замечания о прямоугольнике.

1. Вначале отличие прямоугольника и квадрата показывается путем наложения. У квадрата выступают кусочки, значит фигуры разные.

2. У квадрата все стороны равны, а у простого прямоугольника соседние стороны не равны. Проверяем это одним из следующих приѐмов:

- сгибание листа до совмещения соседних сторон;

- использование условной мерки.

Показываем и называем, что этот кусочек плоскости – угол (часть плоскости между сторонами, имеющими общую точу).

Для того чтобы дать представление о прямом угле, рассматривается 2 картинки:

1. Дерево растет ровно, прямо, значит между деревом и землей прямой угол.

2. Подул ветер, и дерево наклонилось. Дерево стоит не прямо, значит угол не прямой.

Далее рассматриваются различные фигуры, сравниваются и измеряются у них углы с помощью условной мерки. равной по величине прямому углу.

Чтобы дети не путали угол с треугольником, край условной мерки должен быть не прямой линией.

Упражнение: измерить углы у предметов в групповой комнате с помощью условной мерки.

Замечания о ромбе. В старш.возр. показывается сначала сходство между ромбом и квадратом (4 угла; 4 стороны, все стороны равны).

Отличие заключается в том, что у ромба не все углы равны. Это показывается при помощи условной мерки, равной прямому углу. Знакомство с ромбом происходит в процессе аппликации и рисования.

Замечания о трапеции. В старш.возр. при сравнении трапеции с прямоугольником выделяются следующие отличия:

1) у трапеции не все углы прямые.

2) параллельные противоположные стороны у трапеции не равны (проверяется путем сгибания до совмещения противоположных сторон, либо путем измерения условной меркой).

3) У трапеции 2 стороны наклонные (не параллельные).

Детям поясняется параллельность через показ того, что расстояние между сторонами прямоугольника одинаково, а между сторонами трапеции нет. Приводим примеры параллельности: электропровода, рельсы, предметы мебели.

Затем трапеция сравнивается с треугольником (крыша бывает разной формы). Отличия: у треугольника 3 угла и 3 стороны, а у трапеции 4 угла и 4 стороны.

На занятиях по аппликации показываются способы получения трапеции сначала из прямоугольника, а затем из треугольника.

Замечания о цилиндре. В среднем дошкольном возрасте цилиндр сравнивается с шаром и кубом. Сначала показывается, чем похож и чем отличается цилиндр от шара, а затем - от куба.

Цилиндр для сравнения с шаром кладется на бок и выделяются сходства фигур:

1) боковая поверхность обеих фигур не имеет препятствий.

2) шар и цилиндр катятся.

3) если положить шар на шар и цилиндр на цилиндр, то башенка не получается.

Затем цилиндр переворачивается на основание, так он на шар не похож (есть препятствие, не катится, башенку из цилиндров можно построить). Обращается внимание, что в таком положении он похож на куб. Делается вывод: цилиндр – хитрая фигура, если лежит на боку - похожа на шар, если стоит на основании, то - на куб.

В старшем возрасте цилиндр сравнивается с овалоидом в процессе лепки. Сначала выясняется, чем похожи эти фигуры. Затем показывается единственное отличие: если цилиндр стоит на основании, то он устойчив, а овалоид неустойчив в любом положении. Существуют также отличия в приемах лепки.

Замечания о конусе. Отличия конуса от цилиндра:

1) из цилиндров можно построить башенку; а из конусов – нельзя;

2) цилиндр катится вперед – назад, конус – по кругу;

3) у цилиндра и пол, и потолок имеют форму круга;

4) толщина цилиндра внизу и вверху одинаковая, конус внизу толстый, а вверху тоненький.

В старшем возрасте с конусом сравниваем пирамиду и треугольную призму.

Отличие пирамиды от конуса:

1) у пирамиды ребристая боковая поверхность.

2) основание у конуса – круг, у пирамиды – многоугольник.

Отличие конуса и треугольной призмы:

1) поверхность у призмы негладкая, ребристая,

2) призма не катится,

3) у треугольной призмы 2 острые вершины, когда лежит на боку.

4) у треугольной призмы основание другой формы,

5) разное количество вершин.

Схожесть: обе фигуры используются как крыша.

Замечания о призме. Знакомство с призмой происходит в старшем возрасте на основе сравнения с кубом (аналогично как сравнивались прямоугольник с квадратом).

Отличия: все стороны куба (ребра) равны, а у призмы общего вида соседние стороны не равны (измеряются условной меркой).

К концу старшего возраста показываются отличия 4-угольной и 3-угольной призм:

- основания у 4-угольной призмы имеет форму четырехугольника, а у треугольной призмы – треугольника. Поэтому они по-разному называются.

- 4-угольная призма устойчива (можно построить башенку), если лежит на боковой грани, а 3-угольная – нет. Эта фигура используется как крыша в конструировании.

Замечания об овалоиде. Отличия овалоида и шара заключаются в отличительных приемах в лепке фигур: шар – раскатывается круговыми движениями, овалоид только вперед - назад. Показывае- с помощью условной мерки – палочки. Если проткнуть шар по вертикали и горизонтали, то толщина – одинаковая. Если проткнуть овалоид, то толщина – разная.

- с помощью условной мерки - ниточки - можно обмотать шар сначала по вертикали, а затем по горизонтали. Для шара длина ниточки – одинаковая. Для овалоида понадобиться ниточка разной длины. тся, что у них разная толщина (обычно на лепке). Возможны 2 способа:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений детей дошкольного возраста о геометрических фигурах и форме предметов посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО

В презентации представлены материалы по формированию представлений о геометрических фигурах и формах предметов в рамках ФГОС посредством развивающих игр.


Мастер-класс «Калейдоскоп геометрических фигур по ФЭМП" у детей дошкольного возраста.

Многофункциональное пособие "Калейдоскоп геометрических фигур".

Консультация для родителей на тему "Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников".

Первые представления о форме, размерах и взаимном располажении предметов в пространстве дети накапливают в процессе игр.


Развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов для разновозрастных групп

Проект на тему: Развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов для разновозрастных групп.

Статья "Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр"

Данная статья знакомит с значением дидактической игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников.



Дидактические игры, как средство формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников

Презентация, в которой представлены дидактические игры на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

Геометрические фигуры для дошкольников являются неотъемлемой частью основ математического образования стандартных учебных программ для дошкольников.

Изучение простых двухмерных фигур — это получение базовых знаний по геометрии, которые послужат основой для получения более важных знаний в школьные годы.

изучение геометрических фигур дошколятами

Давайте рассмотрим, какие фигуры нужно изучать дошкольникам, как строить обучение, чтобы легко и доступно осветить эту тему для детей.

Представление о геометрических фигурах у дошкольников

Главные фигуры для младших дошкольников: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат и шестиугольник. Позже можно добавить такие интересные формы как звезда и сердце. Детей постарше можно познакомить с ромбом, пятиугольником, трапецией, параллелограммом.

В ходе обучения всегда ставьте акцент на свойствах фигуры, которые делают ее уникальной. Это количество сторон, вершин и т.д.

Куклы-фигуры для дошкольников

Любое знание лучше усваивается в детстве, если подано в игровой форме. Вот отличная идея: сделать куклы с отверстиями для пальчиков-ножек в форме простейших геометрических фигур и играть с ними!

Представление о геометрических фигурах у дошкольников
Представление о геометрических фигурах у дошкольников
Представление о геометрических фигурах у дошкольников
Представление о геометрических фигурах у дошкольников

Рисование фигур малышами

Обучение рисованию простых геометрических фигур сводится к использованию углов / вершин. Я покажу вам треугольник, шестиугольник, прямоугольник и квадрат. Давайте начнем с треугольника, и вы поймете, что я имею в виду.

Попросите детей нарисовать на листе три точки. Мне нравится моделировать рисунок с одной точкой сверху и двумя снизу (как заглавная буква А). Рисуя эти точки, они по существу планируют, где будут углы / вершины. Затем попросите малышей соединить точки. Готово!

Задания с фигурами для дошкольников

Окружающий мир

Найти знакомые геометрические формы в окружающих предметах полезно и интересно. Сначала можно потренироваться с распечатанными заданиями. А потом пусть ребенок оглядится и назовет, на что похож каждый из окружающих его предметов. Здесь больше различных заданий найди и покажи для детей.

Последовательность

Закрепим знания о формах и фигурах, используя логические задания. Нужно дополнить последовательность, учитывая форму и цвет фигуры. В первом случае необходимо выбрать фигуру из предложенных, во втором случае — нарисовать геометрическую фигуру нужным цветом самостоятельно. Второе задание по силам дошколятам старше 4-5 лет.

Обведи фигуры

Задания для дошкольников для тренировки графомоторики, внимательности, аккуратности и закрепления знаний о свойствах геометрических фигур.

Игры с фигурами для дошколят





Конструирование

Конструирование из деревянных, магнитных, картонных деталей, создание аппликаций из геометрических фигур — важный инструмент для изучения данной темы в детском саду.

Переход к изучению объемных фигур лучше осуществлять уже после того, как знания о плоских формах закрепятся в сознании ребенка. Основа — это четыре формы: цилиндр, сфера (шар), куб и конус.

Геометрическое бинго

Правила бинго похожи на правила русского лото, с незначительными отличиями. Это довольно азартная и веселая игра для дошкольников.

бинго с геометрическими фигурами для дошкольников
бинго с геометрическими фигурами для дошкольников
бинго с геометрическими фигурами для дошкольников
бинго с геометрическими фигурами для дошкольников
бинго с геометрическими фигурами для дошкольников
бинго с геометрическими фигурами для дошкольников

бинго с геометрическими фигурами для дошкольников

Больше заданий для дошколят ищите по тегам Развивашки и Подготовка к школе👇👇👇

Изучаем геометрические фигуры: игры для детей дошкольного возраста

Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. В этой статье мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша.

В каком возрасте можно начинать изучать геометрические фигуры?

Знакомя ребенка с геометрическими фигурами, ориентируйтесь на его реакцию. Если малыш начал проявлять к ним интерес в раннем возрасте (играя с сортером или рассматривая картинки), поощряйте его любопытство.

В каком возрасте можно начинать изучать геометрические фигуры?

В 2 года малыш должен уметь различать:

К 3 года к ним можно добавить:

Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры?

Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как малыш запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть малыш проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше малыш его запомнит.

Для знакомства с формами можно использовать объемные фигуры. Это могут быть делали конструктора, сортера, шнуровки, рамок-вкладышей. Так как в раннем возрасте наиболее развит наглядно-действенный тип мышления, то различные действия с фигурами помогут лучше их запомнить.

Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры?

Как дети разного возраста воспринимают геометрические фигуры

Операции, которые ребенок может производить с геометрическими фигурами, и то, как он воспринимает формы, зависят от возраста малыша. В соответствии с возрастными особенностями, можно выделить следующие этапы обучения:

  1. На втором году жизни малыш способен зрительно распознавать знакомые ему фигуры и сортировать предметы по форме.
  2. В 2 года ребенок может найти нужную фигуру среди ряда других геометрических фигур.
  3. К 3 годам малыши могут называть фигуры.
  4. В 4 года ребенок способен соотносить объемную фигуры с плоским изображением.
  5. В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) можно начинать изучение геометрических тел (шар, куб, пирамида). Также в этом возрасте ребенок может анализировать сложные картинки, состоящие из множества фигур.

В независимости от возраста малыша старайтесь обращать его внимание на формы окружающих предметов и сопоставлять их с известными геометрическими фигурами. Это можно делать дома и на прогулке.

Как дети разного возраста воспринимают геометрические фигуры

Игры для изучения геометрических фигур

Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур:

  1. Сортировка. Игры с сортером можно начинать уже с 1 года. Предложите малышу найти для фигуры ее окошко. Так ребенок будет не только запоминать геометрические фигуры, то и развивать мелкую моторику, мышление и пространственные представления, ведь чтобы деталь попала в отверстие, нужно повернуть ее под правильным углом. Сортировать можно и любые другие предметы, например, элементы конструктора, блоки Дьенеша или счетный материал.
  2. Рамки вкладыши. По сути, это пособие аналогично сортеру. Для каждой геометрической фигуры необходимо найти ее место.
  3. Геометрическое лото. Для игры понадобится поле с изображением геометрических фигур и раздаточные карточки с каждой фигурой в отдельности. Маленькие карточки ребенок может доставать из сундучка или мешочка, а затем искать их место на игровом поле. Эта игра также отлично тренирует внимание малыша.
  4. Геометрическая аппликация. Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте из них картинку (например, из треугольников можно сделать елочку, из квадрата и треугольника – домик).

Игры для изучения геометрических фигур

Кроме того, для изучения геометрических фигур можно использовать развивающие мультфильмы. Вот один из них:

Выводы

Обучение основам геометрии в дошкольном возрасте является важной частью формирования у ребенка математических и сенсорных представлений. Знакомство с фигурами должно происходить постепенно (сначала простые фигуры – круг, квадрат, треугольник). Чтобы малышу было интересно, занимайтесь изучением геометрических фигур в игровой форме. Вашими помощниками в этом могут стать такие развивающие пособия, как рамки-вкладыши, мозаики, лото, сортеры, наборы геометрических фигур и тел, трафареты. Изучать геометрические фигуры можно и на улице: просто проговаривайте с ребенком, что вы видите вокруг и на какие фигуры похожи эти предметы. Тогда малыш обязательно научится различать геометрические фигуры и запомнит их названия.

Выводы

Заключение

Читайте также: