Что такое фламенко в музыке определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Фламенко (исп. flamenco). Этимология слова до конца не определена. Существует несколько гипотез его происхождения и точного значения:

    • от латинского flamma – огонь, пламя;
    • от арабского felahmengu – беглый, свободный крестьянин;
    • от испанского flamenco, имеющего несколько значений, – фламинго, фламандский, цыганский и т. д.

    В широком смысле фламенко – это культура, сложившаяся на юге Пиренейского полуострова (главным образом в Андалусии) и вобравшая в себя элементы культур других народов (финикийцев, греков, арабов и др.), вступавших в контакт с этим древнейшим центром европейской цивилизации. Культура фламенко включает в себя канте (вокальное искусство), байле (танцевальное искусство), токе (инструментальное, в основном гитарное искусство), поэзию, элементы театрального искусства, а также обычае стиль одежды и т. п.

    Канте фламенко наиболее близко соприкасается с древней восточной музыкальной традицией. Образно и емко определил эту особенность Федерико Гарсиа Лорка, который писал: ". то редчайший и самый древний в Европе образец первобытных напевов; его звуки доносят до нас обнаженное, внушающее ужас чувство древних восточных народов".

    Танцы гадитанских дев - танцовщиц из Гадеса (современный Кадис) - пользовались большой популярностью еще в Древнем Риме. В XVII-XVIII веках нашей эры андалусская чакона, наряду с пассакалией, сарабандой и другими танцами, получает общеевропейское распространение. И в настоящее время танцы фламенко представляют собой значительное художественное явление.

    Гитара во фламенко играет роль, аналогичную фортепиано в классической европейской музыке. Как в канте и байле, в токе фламенко главным исполнительским принципом по праву считается импровизация на основе определенного комплекса традиционно сложившихся мелодических (фальсетас) и метроритмических (компас) звукоформул. Для гитарных композиций фламенко характерен токкатно-виртуозный стиль, предполагающий широкое использование богатых возможностей инструмента.

    Искусство фламенко оказало огромное влияние на процесс становления латиноамериканской музыки, музыкального импрессионизма и, в известном смысле, джаза. Сейчас, когда повышается интерес к неевропейским культурам, фламеико своеобразно объединяющее культурные традиции Востока и Запада, приобретает особое значение.

    История и география фламенко

    Термин "фламенко" при употреблении часто получает различную интерпретацию — как испанская народная музыка, музыка испанских цыган, рудимент арабской культуры и т. п. Но, с точки зрения современной фламенкологни, ни одна из этих трактовок не может претендовать на абсолютную точность. Так, арабская культура Андалусии сложилась главным образом на местной почве, а связь этого региона со странами Востока исторически прослеживается намного раньше прихода арабов на Пиренейский полуостров. Следовательно, не стоит переоценивать значение арабской традиции в культуре фламенко. Столь же преувеличенной при ближайшем рассмотрении оказывается и роль цыган, которые, часто являясь яркими исполнителями фламенко, могли лишь привнести в него черты своего, несколько экзальтированного, темперамента. Что же касается определения фламенко как испанской народной музыки, то оно неверно вдвойне. Во-первых, культура фламенко родилась и до последнего времени развивалась только в Андалусии и частично в Мурсии — южных провинциях Испании, музыка которых стилистически весьма специфична. Во-вторых, в той же Андалусии бытует фольклор, не включаемый обычно во фламенко. Разумеется, между ними существует связь, аналогичная взаимосвязи народного и профессионального искусства. Это взаимодействие далеко не однозначно. С одной стороны фольклор глубоко проникает в культуру фламенко, а с другой — фламенко органично вплетается в быт и мироощущение народа.

    Таким образом, фламенко — это традиционная классическая культура Андалycии, сформировавшаяся в крупных ее центрах (Кадисе, Кордове, Севилье, Гранаде и др.) и обладающая высокоорганизованной, систематизированной структурой, В силу особенностей географического распространения, исторических условий эволюции она вобрала в себя черты как европейской, так и древневосточной цивилизаций. К элементам европейского искусства в музыке фламенко можно отнести внедрившуюся в некоторые ее жанры функциональную гармонию. Принцип модальности, устный характер музыкального мышления, мелизматизированный тип мелодической линии свидетельствуют о влиянии восточной традиции. Своеобразие, яркость, да и сама значимость фламенко во многом определяются его синтетической природой.

    Каким же образом сложилось это уникальное явление.

    . Между водами Средиземного моря и Атлантического океана - там, где юго-западная оконечность европейского континента почти соприкасается с северо-западным побережьем Африки, отделенная от него лишь узким Гибралтарским проливом, - в III-II тысячелетиях до нашей эры возникло одно из древнейших государств на территории Европы — Тартесс. Античные авторы (Геродот, Посидоний, Страбон) отмечают высокую образованность тартессийцев, обладавших письменностью и самобытной музыкальной культурой. Даже свои законы они излагали в ритмизованной форме — в "Шести тысячах стихов" (Страбон),

    В эпоху расцвета Тартессида занимала всю территорию современных Андалусии и Мурсии. В этот период Тартесс уже включается в ареал средиземноморской культуры. Исследователи обнаруживают связь между Тартессом и древним Критом, ряд признаков которой в качестве своеобразного рудимента до сих пор сохранился в Андалусии. Так, коррида воспринимается как далекий прообраз игр с быком на Крите, а терракотовые статуэтки женщин в облегающих платьях с пышными воланами, сбегающими к земле, напоминают характерные позы и наряд танцовщиц фламенко. Столь распространенный позднее в музыке эллинов, метр 5/8 имеет критское происхождение. Трансформировавшись со временем в размере 2/4, он сохранился в ритмической фигуре фламенко тьенто:

    В конце II тысячелетия до нашей эры финикийцы начинают основывать в Тартессиде свои постоянные фактории. Так возникают Гаднр или Гадес (современный Кадис), Малака (современная Малага), Гиспалис (современная Севилья) и др. Являясь адептами древней сирийской культуры, финикийцы, вероятно, первыми протянули ту нить, которая до сих пор связывает Андалусию с "загадочным Востоком" (Ф. Г. Лорка). В дальнейшем эту связь поддержали преемники финикийцев — карфагеняне.

    Почти одновременно с карфагенянами к андалусским берегам прибыли греки. Несмотря на пренебрежительное отношение эллинов к сирийской музыке, которую они обвиняли в некоей "оргиастичности", музыка самих греков сформировалась под значительным влиянием сирийского искусства и несет в себе черты, общие для многих средиземноморских культур рассматриваемого периода. Интересно отметить, что ряд этих особенностей оказались наиболее устойчивыми именно в музыке фламенко. Дорийский лад, который занимал центральное место в искусстве эллинов (они характеризовали его как самый совершенный, мужественный, возвышенный), и поныне является основополагающим во фламенко. В связи с ошибкой, допущенной средневековыми учеными при расшифровке древнегреческих ладов, дорийский лад п современном музыковедении получил наименование фригийского. Во фламенкологии принята первичная, т. е. древнегреческая терминология.

    В этом, одном из немногих дошедших до нас образце древнегреческой кифаристики проявляется общность с музыкой фламенко, в частности с петенерой, не только в ладовой, но и в метроритмической структуре (6/8, 3/4). Не исключена возможность, что уже гадитанские девы потрясали античный Рим ритмами петенеры. Во всяком случае, характеристики, дающиеся их искусству Ювеналом, Марциалом и другими современниками, вполне соответствуют некоторым особенностям канте (пения) и байле (танцев) фламенко.

    В VI—VII веках нашей эры юг Иберийского полуострова подпадает под влияние греко-византийской цивилизации. Это выразилось прежде всего в факте утверждения в качестве официальной формы религиозного богослужения византийской литургии, что сыграло значительную роль в эволюции музыкальной культуры всей Испании. Хотя подобное нововведение не привнесло ничего принципиально иного в музыкальный язык Бетики (так называлась Андалусия во времена Римской империи), поскольку собственно музыкальная сторона византийской литургии основывалась на уже известных здесь элементах сирийского и греческого искусства, посредством последней Андалусия смогла расширить ареал своих культурных взаимосвязей до Армении, Грузии и славянских стран — Болгарии, России.

    Таким образом, к приходу арабов на Пиренейский полуостров (711 г.) в Андалусии сложилась древняя, высокая цивилизация, развивавшаяся в едином русле древневосточной традиции. Так сформировалась классическая андалусская музыка, которая так и называется сейчас в странах Магриба (Алжир, Тунис, Марокко),— района, откуда в свое время пришли в Испанию арабские племена берберов и куда они были вновь оттеснены в результате Реконкисты (движения за освобождение от арабского господства в Испании).

    "Выйдя с Востока, арабская традиция получает новый стимул к развитию на почве Пиренейского полуострова, впитав и ассимилировав некоторые формы и жанры испанской музыки", — констатирует И. Еолян в своей работе "Очерки арабской музыки". Вследствие этого процесса появляются муашшах, андалусская ноуба. Принцип обрамления каждой строфы повторяющейся торнадой, послуживший основой форм заджаля и зехеля, был характерен для испанской музыки и поэзии (жанры вуэльта, торнада, альба, серранилья, сегидилья и др.). Во фламенко он довольно четко прослеживается в структуре севильянас:

    С расцветом мавританской Андалусии города Кордова, Севилья, Гранада становятся крупнейшими культурными центрами Европы. Андалусская музыкальная культура вступает в контакт с европейской, оказывая существеннее воздействие на процесс ее формирования. Провансальская лирика, творчество трубадуров, труверов, первых профессиональных музыкантов находится под значительным влиянием андалусского искусства. Некоторые жанры, такие, как альба, баллада, "уходят" за Пиренеи, сохраняя не только свою стилистику, но н структурные особенности:

    Нельзя не отметить, что в этом произведении через шестисотлетнюю завесу времени явно проступают контуры сигирийи фламенко — тот же лад, та же ясно прослеживаемая переменность метра, тот же интонационный строй.

    Разумеется, существенным в рассматриваемый период было влияние андалусской ветви искусства и в общеиспанском масштабе. Так, наиболее значительной тогда в стране композитор Хуан дель Энсина, присутствовавший в 1492 году при взятии Гранады — последнего оплота мавров в Испании,— написал своего рода "репортаж" об этом событии — вильянсико "О взятии Гранады" в форме, близкой к заджалю.

    Как бы спеша сменить арабов в качестве "полномочных представителей" Востока, в Андалусии к моменту их ухода появляются племена цыган. Выходцы из Индии, прошедшие через всю Азию, она нашли в Испании родственную музыкальную культуру и легко, органично сжились с ней. Иногда роль цыган во фламенко приращивается к той, которую сыграли негры Америки в процессе формирования джаза. Это явное преувеличение, как, впрочем, и приписывание истока происхождения канте хондо иудейской псалмодии или арабскому азану. Как отмечает И. Росси и другие исследователи, цыгане, так же как и евреи, не являются создателями канте фламенко, они только способствуют его сохранению совместно с андалусийцами и мурсийцами. То есть речь может идти лишь об общих принципах и элементах этих разных культур, сложившихся в сходных условиях и контактировавших на протяжении большого исторического периода.

    Через год после завершения Реконкисты состоялось открытие Американского континента Христофором Колумбом. Андалусские портовые города — Кадис, Севилья, Малага, Картахена — стали своего рода связующими звеньями между Старым и Новым Светом. Это во многом определило решающую роль андалусского искусства в процессе формирования классической латиноамериканской музыкальной культуры, почти все основные жанры которой (кубинский сон, хабанера, аргентинское танго, румба) имеют свои прототипы в музыке фламенко.

    Этот ритм тьенто фламенко явился ритмической основой хабанеры, танго и т.п. Переменный метр 6/8 и 3/4 сохранился в кубинской гуахире, криолье. Через латиноамериканскую музыку фламенко в дальнейшем включится в процесс становления джаза.

    Блестящая плеяда испанских виуэлистов и гитаристов XVI—XVII вв. (Нарваэс, Милан, Мударра, Санс и др.) создала прекрасные образцы инструментального творчества, в значительной степени навеянные вдохновенной игрой народных музыкантов. Испанские гитаристы той эпохи вынесли на европейскую арену такие жанры, как пассакалия, чакона, павана, сарабанда, которые даже в сочинениях композиторов других стран (Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, Ж. Бизе) сохранили многие признаки своего андалусского, “фламенкийского” происхождения.

    В XIX веке интерес к фламенко среди деятелей музыкальной культуры еще более возрос. М. И. Глинка посетил Испанию, чтобы на месте изучать андалусскую музыку. Он высоко оценивал игру токаора (гитариста фламенко) Мурсиано, слушал крупнейшего певца фламенко того времени Эль Планета, создателя одного из стилей сигирийи. О том, что Жорж Бизе был хорошо знаком с фламенко, свидетельствует его опера “Кармен”. Яркое претворение получили испанские образы в произведениях русских композиторов Н.А.Римского-Корсакова, А.К. Глазунова и др. Музыка фламенко лежала в основе формирования современной испанской классической школы (И. Альбеннс, Э. Гранадос, М. де Фалья), Существенную роль сыграло искусство фламенко в процессе развития музыкального импрессионизма (K. Дебюсси, М. Равель).

    В настоящий период искусство фламенко, выйдя за пределы Андалусии, вызывает живой интерес во всем мире. Появляются исследователи фламенко во Франции, Англии, Африке, Японии, в России. В силу большого распространения классической гитары, по своему происхождению и характеру тесно связанной с гитарой фламенко, именно этот инструмент является наиболее универсальным и эффективным средством приобщении к своеобычной культуре Андалусии. Но инструментальное искусство фламенко (токе) в свою очередь переплетено и во многом вытекает из вокального (канте) и хореографического (байле) — этих двух источников фламенко (dos fuentes — как говорят андалусские музыканты).

    Фламе́нко (исп. flamenco ) — традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии (Испания); это слияние музыкального сопровождения, пения и танца . Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике (кахон); иногда — кастаньетами.

    16 ноября 2010 года ЮНЕСКО присудила Фламенко статус объекта Всемирного Наследия [1]

    Содержание

    Происхождение


    Истоки фламенко следует искать ещё в мавританской музыкальной культуре. Существенно повлияла на этот стиль и цыганская музыка — многие считают основными, истинными носителями стиля именно испанских цыган. В XV веке в Испанию из рушащейся Византии прибыли цыгане, расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия; по своему обычаю, они стали перенимать и переосмыслять местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская; и из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко.

    Импровизационный характер фламенко, сложный ритм и специфическая техника исполнения нередко препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство как гитариста, так и танцора, и певца обычно передается от мастера к ученику.

    Атрибуты танца фламенко



    Важный элемент образа танцовщицы (байлаоры) — традиционное платье, называемое bata de cola — типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами. Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой частью танца является изящная игра с подолом платья. Традиционная одежда байлаора — темные брюки, широкий пояс и белая рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco), иногда надевается поверх рубашки.



    Испанская шаль с очень длинными кистями — один из классических атрибутов женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы, подчеркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя силуэт большой, красивой, мятущейся птицы. Ещё один классический женский атрибут фламенко — большой веер. Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко. Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищелкиванием пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают возможность страстной и выразительной игры кистей рук.

    Сегодня фламенко особенно интересует современных хореографов, потому что они видят в этом искусстве большие возможности для творчества, для введения новаций в хореографию.

    Классификация стилей

    Песенно-танцевальные формы фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком. Наиболее популярные палостонá, солеа, фанданго и сегирийя (Toná, Soleá, Fandango y Seguiriya) — относятся к категории канте хондо (cante jondo, наиболее древнее ядро фламенко, восходящее к древнейшим музыкальным системам Индии). Вторая категория — это канте фламенко (cante flamenco). Сюда входит, например, алегриас (alegrías), булериас (bulerías), фаррука (farruca). Обе категории (хондо и фламенко) включают в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре, как основное триединство, однако в наиболее древних формах фламенко подчас распространено пение без музыкального сопровождения, а в его наиболее современных версиях появляется множество привнесенных инструментов от скрипки и контрабаса до экзотических ударных инструментов Востока и Латинской Америки, таких, как Кахо́н, Дарбу́ка, Бонго́ и т.д.

    Фламенко оказало большое влияние на многие танцевальные и музыкальные направления всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других жанров: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, фламенко-фьюжн, джипси-румба и другие.

    Фестивали фламенко

    Среди наиболее значимых городов, где сегодня существует фламенко, выделяют Кадис, Херес, Севилью, Кордову, Гранаду, Барселону и Мадрид. У каждого из этих городов своя музыкальная специфика, свои традиции и особенности.

    В Испании

    В России

    В других странах

    Ежегодно, с 2004 года, в феврале проходит Фестиваль Фламенко в Лондоне. Один из крупнейших фестивалей фламенко вне Испании уже более 20 лет проходит в американском городе Альбукерке, штат Нью Мексико. На Украине фламенко было представлено фестивалями в Киеве (до 2006 года), и возобновились в 2010 году во Львове. Очередной фестиваль состоится 13-15 июля во Львове, широко представлено фламенко в концертах-фестивалях этнической музыки и танца "Нелли Сюпюр приглашает" (2010г. - Киев, 2010, 2011, 2012гг. - Севастополь), 22 октября 2011 года состоялся Первый Украинский открытый фестиваль Фламенко и Латиноамериканской культуры в Одессе.

    Фламенко - страстный испанский танец под звуки гитары

    фламенко

    Фламенко — национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко — это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история. Не будем вас томить — пора окунуться в историю и специфику этого танца.

    История фламенко: боль изгнанных народов

    Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.


    На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.

    Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.

    В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры - тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса — цыган.


    Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.

    Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко — на стыке нескольких культур.

    Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.

    А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.

    Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.

    Годом ранее фламенко стало частью русского балета благодаря Сергею Дягилеву . Он организовал представление для парижской общественности, чем помог стилю выйти за пределы Испании.

    Что представляет собой фламенко сейчас? Бесконечное число разновидностей, в которых можно разглядеть черты джаза, румбы, ча-ча-ча и других танцевальных направлений. Стремление объединять в себе различные культуры никуда не исчезло, как и основа фламенко — чувственность и страсть.


    Что же такое фламенко?

    Фламенко — это искусство, в котором равноценное значение принадлежит трем составляющим: танцу (байле), песне (канте) и гитарному сопровождению (ток). Эти части не отделимы друг от друга, если мы говорим о драматической разновидности стиля.

    Почему именно гитара стала главным музыкальным инструментом? Потому что на ней хорошо играли цыгане, чьи традиции стали неотъемлемой частью испанской культуры. Гитара фламенко очень похожа на классическую, правда весит она меньше и выглядит компактнее. За счет этого звук получается более острым и ритмичным, что и требуется для настоящего исполнения фламенко.

    Что в этом стиле первично, байле или канте, танец или песня? Те, кто едва знаком с фламенко, скажут, что байле. На самом деле, главную роль играет песня, которая подчиняется четким музыкальным правилам. Танец выступает как обрамление. Он дополняет чувственную составляющую мелодии, помогает пересказать историю с помощью языка тела.

    Сложно ли научиться танцевать фламенко? Просматривая видеозаписи, где девушки эффектно взмахивают руками, ритмично стучат каблуками, кажется, что все просто. Но, чтобы освоить базовые движения жанра, человеку без должной физической подготовки придется приложить старания. Очень устают кисти рук, и возникают трудности с удержанием равновесия.

    Что интересно: танец фламенко — это чистая импровизация. Исполнительница просто пытается соблюсти ритм музыки, совершая разнообразные хореографические элементы. Чтобы научиться танцевать фламенко, требуется прочувствовать культуру Испании.

    Перечислим характерные движения, которые не позволят вам спутать фламенко ни с одним танцевальным направлением:

    выразительная пластика рук, особенно кистей;

    резкие выпады и повороты;

    хлопки и прищелкиваниями пальцами, что делает музыку еще ритмичнее и энергичнее.





    Интересные факты

      Существует целая наука по изучению фламенко. Она так и называется — фламенкология. Ее появлению мы обязаны Гонсалесу Клименту, который в 1955 году выпустил одноименную книгу. А через два года в испанском городе Херес-де-ла-Фронтере было открыто отделение фламенкологии.

    Шестиструнная гитара — национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.

    Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко — длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы — облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.

    Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.

    Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .

    Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .

    С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.

    Популярные мелодии в ритмах фламенко

    мелодии фламенко

    Фламенко и кино

    Хотите ближе познакомиться с искусством фламенко? Предлагаем выделить несколько вечеров на просмотр фильмов, в которых главная роль принадлежит именно этому танцу.

    Фламенко — это больше, чем танец и музыка. Это история, наполненная любовью, яркими эмоциями и желанием чувствовать себя свободным от условностей и жестких рамок.

    Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

    Фламенко

    Фламенко – это музыкальный жанр, зародившийся в южной Андалусии и представляющий собой уникальное явление, характерное исключительно для Испании. Несмотря на то что фламенко, по сути, является смесью ритмов и мелодий арабской, цыганской, еврейской и христианской культур, его с полным правом можно назвать самобытным. Более полное название фламенко – канте фламенко.


    Первое документальное упоминание о фламенко встречаются в 1780 году в Андалусии. К тому моменту уже сформировались мелодическая структура и стилистика фламенко. В атмосфере нищеты деревенских домов это искусство набирало силу и начинало приобретать популярность, но вплоть до последней трети XIX века не было общенародным достоянием и не пользовалось известностью за пределами узкого круга любителей. Музыка воспринималась как диалог, общение между двумя кантаорами (певцами), кантаором и гитаристом, песней и танцем, чем и объясняется ее импровизационный характер.

    Со временем фламенко вышло за пределы семейного круга на улицу, чтобы проникнуть в другие сферы андалусского общества. В Севилье и Хересе праздники, посвященные покровителю города или района, были поводом, чтобы побывать на представлении фламенко. Однако до 1842 года фламенко обитало в основном в цыганских домах, а также за закрытыми дверями постоялых дворов и таверн. Во время пирушек до рассвета оно начинало обретать славу, привлекая на свою сторону все больше почитателей, вместе с тем росло и число кантаоров. Постепенно пение становилось для них способом заработать на жизнь, профессией, и они стремились к совершенству, к чему их также подталкивала и все возрастающая конкуренция.

    Основная масса испанцев узнает о фламенко лишь с появлением специальных артистических кафе, cafe cantante, в которых выступали исполнители фламенко. Посетители подобных заведений по достоинству оценили ту глубину чувств, с которой исполнялись песни, благодаря чему музыка фламенко нашла дорожку к сердцам людей.

    Творческая деятельность знаменитого кантаора Сильверио Франко-нетти (1829 – 1889) ознаменовала собой расцвет искусства фламенко, когда были созданы самые лучшие образцы этого жанра.

    Однако уже к концу XIX века кафе кантанте приходят в упадок. Отмечается сужение тематики фламенко до двух самых близких и понятных посетителям кафе тем о любви и о смерти. При этом заметно тускнеет эстетическая сторона песен: они больше не передают тончайшие оттенки чувств и настроений, а их содержание начинает напрямую зависеть от вкуса тех, кто заказывает подобные произведения.

    Все же фламенко не исчезает как вид музыкального искусства, а просто перерождается, выходя из кафе на сцены театров, импровизированные площадки, арены для боя быков и тем самым отмечая начало нового периода своей истории.

    Первые попытки возродить фламенко были предприняты в 1922 году. Тогда благодаря объединенным усилиям композитора Мануэля де Фальи и поэта Фредерико Гарсиа Лорки в Гранаде состоялся фестиваль канте хондо, целью которого объявлялось открытие новых талантов и воскрешение интереса широкой публики к этому древнему искусству.


    Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко

    Следует отметить, что данный фестиваль полностью оправдал ожидания организаторов и имел огромный успех. В дальнейшем подобные празднества стали проводить в крупных испанских городах Малаге, Севилье, Кордове, Мадриде и др.

    В настоящее время центрами фламенко являются Кадис, Херес, Севилья, Гранада, Барселона и Мадрид. Все эти города славятся своими музыкальными традициями, имеющими различные характерные черты.

    Следует заметить, что для испанцев фламенко – более обширное понятие, чем просто музыка. Оно подразумевает целое мировоззрение, отношение к жизни, причем окрашенное сильными эмоциями и душевными переживаниями. Пение, танец, игра на инструментах – все это средства для создания образа: любовной страсти, горя, разлуки, одиночества. Таким образом, профессиональный танцор или кантаор посредством фламенко может выразить любое человеческое чувство.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Неизбежная трагедия поэта: фламенко песенного дара. Без комментариев

    Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

    Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

    Когда и как родилось искусство фламенко

    Фламенко появилось вместе с приходом в Испанию цыган из Римской империи в 1465 году. Несколько десятилетий они мирно жили рядом с испанцами, арабами, евреями, рабами африканского происхождения, и со временем в караванах цыган стала звучать новая музыка, вобравшая в себя элементы культур новых соседей. В 1495 году после долгой войны мусульмане, многолетние правители большинства территорий полуострова, были вынуждены покинуть Испанию.

    Считается, что влияние Андалусии во фламенко выражается в изысканности, достоинстве и свежести звучания. Цыганские мотивы – в страсти и искренности. А карибские мигранты привнесли в новое искусство необычный танцевальный ритм.

    Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

    Стили фламенко и музыкальные инструменты

    Существует два основных стиля фламенко, внутри которых выделяются подстили. Первый – хондо, или фламенко гранде. В него входят такие подстили, или по-испански палос, как тонá, солеа, саэта и сигирийя. Это старейший вид фламенко, в котором слушатель может выделить грустные, страстные ноты.

    Второй стиль – канте, или фламенко чико. К нему относятся алегрия, фаррука и болерия. Это очень легкие, жизнерадостные и веселые мотивы в игре на испанской гитаре, в танце и пении.

    Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

    Помимо испанской гитары музыку фламенко создают кастаньеты и пальмас, то есть хлопки в ладоши.

    Кастаньеты своей формой напоминают ракушки, соединенные между собой шнурком. Левой рукой танцор или певец отбивает основной ритм произведения, а правой – создает замысловатые ритмические рисунки. Сейчас искусству игры на кастаньетас можно научиться в любой школе фламенко.

    Другой важный инструмент, сопровождающий музыку, это пальмас, хлопки. Они отличаются по звонкости, длительности, ритму. Без хлопков невозможно представить ни одно представление фламенко, так же как и без криков “Olé”, которые только придают уникальность танцу и песне.

    Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

    Классическое платье

    Традиционное платье для фламенко на испанском языке называется bata de cola, стиль и форма которого напоминают обычные платья цыганок: длинная широкая юбка, воланы и оборки по подолу платья и на рукавах. Обычно наряды шьют из белой, черной и красной ткани, чаще всего в горошек. Сверху на платье танцовщицы накидывают шаль с длинными кистями. Иногда ее завязывают вокруг талии, чтобы подчеркнуть грациозность и стройность артистки. Волосы зачесываются назад и украшаются либо яркой заколкой, либо цветами. Со временем классическое платье для фламенко стало официальным нарядом для знаменитой Апрельской ярмарки в Севилье. К тому же каждый год в столице Андалусии проходит международный показ мод платьев в стиле фламенко.

    Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

    Мужской костюм танцора – это темные брюки с широким поясом и белая рубашка. Иногда концы рубашки завязывают спереди на поясе, а на шею повязывают красный платок.

    Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко?

    Так что же такое фламенко?

    Творчество, которое полно описывает любовь, страсть, одиночество, боль, радость и счастье. Когда для выражения этих чувств не хватает слов, на помощь приходит фламенко.

    Центр услуг в Испании


    Метки: испанская гитара, испанские традиции, испания танец фламенко, фламенко музыка, кастаньеты, история фламенко, андалусия фламенко

    Читайте также: