Что такое финансовая грамотность и зачем она нужна в детский сад

Обновлено: 05.07.2024

С раннего детства ребенок попадает в мир экономических отношений, которые начинаются с игр в магазин, монополии и банков. Однако, по мере взросления детей, многие родители оказываются совершенно не готовы к тому, чтобы подготовить их к самостоятельной финансовой жизни и объяснить, что листья с деревьев не всегда будут мерой расчета. Поэтому финансовая грамотность подрастающего поколения является одной из популярных тем в воспитании и образовании детей.

Низкий уровень финансовой грамотности в младшем возрасте может привести к уязвимости в финансовой сфере в уже более осознанном возрасте. Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) проводит ежегодные исследования детской финансовой грамотности.

По результатам 2015 года, в котором было опрошено более 1600 родителей, оказалось, что лишь 62% детей и подростков в России получают денежные средства от родителей в виде карманных расходов, из них только 33% получают деньги регулярно. Только 16% всех родителей детей от 4-х лет привлекают детей к планированию семейного бюджета – спрашивают их мнения и советуются в необходимых расходах, еще 11% взрослых держат детей в курсе своих расходов, хотя ребенок не оказывает влияния на решения родителей относительно трат. Остальные, а это 73% родителей, никак не привлекают детей к семейному бюджету.

По итогам исследования стало ясно, что приобретение практических навыков обращения с денежными средствами осуществляться населением уже после достижения трудоспособного возраста, при условии, если ребенок не имеет возможности получить доход самостоятельно из других источников, например, благодаря подработкам или стипендии. В России к этому числу относят четверть всего детского населения. Все это становится причиной формирования высоко рискового поведения и снижения благосостояния таких потребителей в будущем, поэтому за финансовым здоровьем необходимо следить с ранних лет. Поэтому предлагаю рассмотреть несколько эффективных методов обучения финансовой грамотности.

1. Вовлечение детей во взаимодействие с семейным бюджетом для понимания фундаментальных финансовых процессов

Для успешного будущего вашего ребенка необходимо с раннего возраста включать ребенка в обсуждение семейного бюджета и непременно давать ему средства на личные расходы и при походе в магазин позвольте ребенку самому расплатиться своими деньгами, но не стоит делать деньги средством поощрения ребенка. Перед походом в магазин с ребенком составляйте список, где вы вместе с ним можете прописать ему сладкое угощение или игрушку, тем самым вы сможете избежать неприятных ситуаций.

Хорошим вложением будет покупка ребенку копилки в виде банкомата, так ребенок в игровой форме узнает о его работе. Во время вступления ребенка в школьную жизнь необходимо познакомить его с ценами в магазине. В этот период у ребенка появляются первые деньги на карманные расходы в школе, и он должен уметь ими пользоваться.

Со вступлением в переходный возраст, ребенка необходимо познакомить с простыми экономическими терминами, акциями различных компаний. В этом возрасте можно познакомить ребенка с кружками финансовой грамотности, где ребенок в игровой и доступной форме под контролем педагогов изучит основы инвестирования и безопасного обращения с деньгами. Подобные кружки и курсы различаются по сложности и длительности обучения, а также по типу обучения и стоимости, поэтому для широкого объема работы можно составить большую палитру полезных и недорогих курсов.

С 14 лет ребенку необходимо открыть первую личную банковскую карту, но не забывайте про мошенников, с которыми тоже может познакомиться Ваш ребенок. Объясните основы безопасного поведения в системе банковский отношений. Поощряйте интерес ребенка к вопросам инвестиций, планирования бюджета. Также, шагом на пути к заполнению данного пробела станет обязательное преподавание в 1-9 классах общеобразовательных школ.

Татьяна Сергеева
Нужна ли ребенку дошкольного возраста финансовая грамотность?

В нашем современном мире, который стремительно развивается, недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Конечно это нужный навык, но где гарантия что, умея зарабатывать деньги человек будет жить свободной и обеспеченной жизнью, где гарантия что человек будет зарабатывать деньги законным путем. Согласитесь, нужно что то, большее?

И это большее – это развитие таких навыков как бережливость, предприимчивость, умении распределять свои финансы и т. д. В наше время родители стараются не затрагивать с детьми тему денег, так как боятся вырасти человека с понятием что деньги решают все. Но они не задумываются что в итоге вырастает абсолютно безграмотный в финансовых вопросах человек, совершенно беспомощный во взрослой жизни. Он не умеет разумно распоряжаться своими доходами. И в этом же ключе воспитывает своих детей. И что – так до бесконечности?

Когда же начинать?

С какого возраста ребенок может воспринимать элементарные экономические знания? Изучая проблему финансовой грамотности, я убедилась, что именно в дошкольном возрасте можно сформировать у детей наиболее правильное представление о финансовых понятиях и помочь ему стать успешным человеком. Именно в дошкольном возрасте лучше всего воспитывать в детях бережное отношение к вещам, природе и природным ресурсам и естественно к деньгам.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

В детском саду финансовая грамотность безусловно должна проходить в игровой форме. Ведь дети с удовольствием играют, только игра способна заинтересовать ребенка, игра - это самый удобный способ знакомство с деньгами.

В качестве средства формирования основ экономической культуры лучше всего использовать дидактические игры. Когда дети играют они даже не подозревают что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Чтение сказок, заучивание пословиц, воспитывает лучшее моральные качества.

Логические задачи способствуют легкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений.

Что означает для ребенка быть финансово грамотным? Он умеет экономить деньги, понимает, как правильно ставить финансовые цели — как долгосрочные, так и краткосрочные, как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя, как сформировать бюджет и рационально распределить средства, чтобы хватило на все необходимые нужды, как с помощью современных технологий сохранять контроль над своими деньгами. Наконец, он приходит к пониманию того, что он должен стать единственным человеком, принимающим решения о своих деньгах.

Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

Немножко сегодня хочу затронуть тему финансового воспитания ребенка. Поделюсь нашими семейными наблюдениями и наработками, которые мы уже начали активно внедрять для того, чтобы наша дочка знакомилась с деньгами и формировала к ним правильное отношение.

Вполне очевидно, что среди детей не нашлось ни одного, кто бы решил оставить накопления себе и лучше потратить их на что-то, что действительно ему нужно. Например, на мороженное)

Но для нас этот эксперимент тоже стал уроком. После него мы окончательно поняли, что доверять финансовое воспитание ребенка садику или даже школьным учителям – это безумие. Нужно заниматься этим вопросом самим и начинать как можно раньше.

Что работает у нас

Я же хочу поделиться главными правилами, которые хорошо работают в нашей семье:

1. Никаких дорогих игрушек . Пока ребенок маленький, для него абсолютно не важно, сколько стоит подаренная ему вещь. Пользоваться он ей в любом случае будет пару часов) Простой леденец приносит больше радости, чем дорогущая кукла. Мы хотим чтобы дочка получала удовольствие именно от поступка (в данном случае дарения), а не от ценность вещи. И у нас это очень хорошо получается.

3. Ценность траты . Еще очень часто перед выходными мы с дочкой обсуждаем, как будем совместно тратить деньги. На выбор предлагаем несколько вариантов, например, купим новую игрушку и все выходные просидим дома или все вместе весело проведем время в парке аттракционов или съездим на пикник. Таким образом мы формируем в ней ценности, на которые не жалко потратить деньги. Т.е. на семью, эмоции, новые впечатления и т.д., а не на какие-то вещи. И нужно сказать, что этот прием работает очень хорошо.

Это лишь небольшая часть наших правил по выработке здорового отношения ребенка к деньгам и формирования у него финансовой грамотности. Я потом напишу продолжение, так как в одной статье это будет очень затянуто.

И еще раз хочу посоветовать прочитать статью Надежды Артемьевой. В ней вы найдете много интересных советов, некоторые из которых мы тоже взяли себе на заметку.

П.С. Только не подумайте, что мы совсем не покупаем игрушки нашему ребенку) Покупаем, но в большинстве своем это развивающие игры, пазлы и игрушки, которые она использует в своих ролевых играх. Наверное, об этом я тоже напишу отдельно. Тема интересная.

Да, не учили. И что имеем сейчас? Большое количество экономических проблем! В нашем окружении пока ещё мало людей, которые активно инвестируют и имеют понятие о страховании, и даже мало тех, кто ведёт семейный/личный бюджет. В результате очень много людей недовольны своей жизнью/своими зарплатами/государством и так далее. Но ведь всё в наших руках! И тем более — в руках наших детей.

Сейчас мы, взрослое население, которое финансам не обучали, набиваем себе шишки путём проб и ошибок в реальном времени. А вот у наших детей есть шанс набивать те же шишки в игровой форме в семейном гнезде. Под присмотром мамы и папы и с возможностью получить обратную связь, помощь, подсказку от них.

Четыре главных истины о деньгах, которые нужно знать детям

Итак, чему же стоит научить наших детей до вылета из гнезда:

Таким образом, в наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности — это как учить навыкам самовыживания. Чем лучше он знаком с денежно-экономическими отношениями, тем успешнее может быть его жизнь.

И важно делать это в семье, чтобы на выходе он не просто знал способы обращения с деньгами, но и активно мог их применять.

Читайте также: